Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей.

Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Учителя готовятся сесть за парты

Оценим за полчаса!

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Заработная плата

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

Средний оклад по должностям представлен ниже:

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Источник: https://delai-vibor.com/pedagogpsiholog.html

Автор законопроекта об осмотре всех педагогов у психиатра рассказал ФАН о его целях

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Российских педагогов могут обязать регулярно проходить осмотр у психиатра, а также предоставлять справку о психическом здоровье при соискании должности. Соответствующий законопроект об изменениях в главе 52 Трудового кодекса РФ предложили депутаты Госдумы Гаджимет Сафаралиев и Евгений Марченко.

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

В пояснительной записке говорится, что инициатива продиктована чудовищным и резонансным преступлением в СПбГУ: доцент истфака Олег Соколов убил и расчленил свою аспирантку и подругу.

По мнению депутатов, освидетельствование всех педагогов позволит отсеять людей, угрожающих безопасности и психологическому комфорту студентов и школьников, снизив количество неприятных инцидентов с участием педагогов.

Авторы законопроекта указывают, что и с точки зрения юридической, и с точки зрения общечеловеческих этических норм недопустимо, чтобы воспитанием и образованием занимались люди, имеющие психические отклонения, не позволяющие контролировать свое поведение.

Что предлагают депутаты:

«В статье 213 между вторым и третьим абзацем поместить новый текст следующего содержания:

Работники организаций общего и высшего профессионального образования проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Предполагается, что всех педагогов будут централизованно проверять раз в пять лет, по итогам проверки специалист выносит вердикт о профпригодности. Также депутаты предложили без вопросов отстранять от работы в средней и высшей школе тех, кто попадал под внимание правоохранительных органов по статье «Побои».

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

«Лучше сразу в дурдом!»

Инициатива кажется здравой, тем более что проблема весьма актуальна. Люди, не способные контролировать свою агрессию в общении с другими, не должны работать с теми, кто от них зависит. Далеко не всегда руководство школ и вузов самостоятельно принимает должные меры.

На того же доцента Соколова студенты неоднократно жаловались, но ректорат СПбГУ сообщения игнорировал и выгораживал именитого наполеониста, как выяснилось впоследствии. Кроме того, в высшей школе нередки случаи харассмента. Пусть формально такое поведение не попадает под психологические отклонения, но тем не менее является неэтичным и угрожает студентам.

Недавно юридический факультет СПбГУ уволил профессора Андрея Полякова, подозреваемого в домогательствах к студенткам, преподаватель герценовского университета и депутат Закса Борис Вишневский стал фигурантом аналогичного скандала — о его недостойных поступках сообщили бывшие студентки вуза, но пока что за ним сохранили место.

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Критики законопроекта опасаются, что реализация может угрожать конституционным правам человека на медицинскую тайну, хотя инициатива не предполагает раскрытие каких-либо подробностей о чужом здоровье третьим лицам — только вердикт, может человек выполнять обязанности педагога или нет.

Более резко настроенные противники указывают, что освидетельствование у психиатра может стать способом сводить счеты с неугодными преподавателями, указывая на необходимость его правильного применения.

Кроме того, в высшей и средней школе сейчас дефицит кадров, многие преподаватели в таком возрасте, что вероятно и наступление «старческого маразма».

Если инициатива пройдет, увольнять можно почти всех, а так-то лучше сразу отправлять педагогов принудительно лечиться в профильные заведения во время отпуска:

«Количество конфликтов в школьной среде, особенно после внедрения новомодной медиации, возросло многократно, включая кровавые. Санатории и курорты не по учительским доходам. В этих условиях и при отсутствии иных бесплатное лечение в «психушке» стало бы дополнительным стимулом молодежи поступать на педагогические специальности», — пишет блогер Игорь Олин.

В злой иронии автора есть зерно правды: большинству учителей и правда не по карману услуги психотерапевтов и полноценная релаксация, а профессия очень энергозатратная, стрессовая, быстро ведет к выгоранию, что может провоцировать эмоциональные срывы. Но если осмотр у специалиста будет включать еще и возможность получить направление на полноценные консультации психологов, это скорее поможет людям поддерживать психику здоровой и функциональной, а также улучшить качество жизни.

Читайте также:  Узнать результат егэ можно будет только на портале госуслуг

В интересах самих педагогов

Сами депутаты, предложившие закон, полагают, что сценарий «сведения счетов» через осмотр у психиатра вероятен, но важнее все-таки жизнь человека:

«Давайте поставим на весы два случая: с одной стороны, возможно, будут сводить счеты. С другой — если будут бить, снова отрезать руки, ноги и головы. Что для нас важнее — исключить сведение счетов или подвергать жизнь человека опасности со стороны неадекватных психически?» — сказал один из авторов законопроекта Гаджимет Сафаралиев корреспонденту ФАН.

Он подчеркнул, что в случае конкретных жалоб на неадекватное или противозаконное поведение педагогов, прошедших первичную или регулярную проверку у психиатра, освидетельствование должны уже инициировать правоохранительные органы в рамках административного или уголовного дела, то есть вне рамок предлагаемого проекта.

Подобный сценарий позволяет уменьшить вероятность сведения счетов и должен успокоить тех, кто этого опасается.

Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

Предложение депутатов Госдумы пока в стадии проекта, который явно потребует доработок и экспертного обсуждения. В России более 2 млн педагогических работников, и принимать судьбоносное для них решение в спешке недопустимо, сказал Сафаралиев.

«Мы планируем широко обсуждать проект — и в рамках нашего совета на круглых столах, и с привлечением педагогической общественности, нам надо их услышать.

Я не противник педагогов: мы первым делом должны поднять педагога на такую высоту, чтобы он стал самым уважаемым человеком в обществе, возможно, со временем эти проверки отпадут. С другой стороны, и дети сейчас стали другими.

Плюс педагогических вузов всего 47 в стране — не хватает выпускников, мало хороших ребят, которые идут учить. Есть очень много вопросов, связанных с воспитанием детей. Но их точно надо защищать от воздействия неадекватных людей».

Не всегда человек способен заметить изменение своего состояния или какие-то проблемы с психикой, чтобы принять меры до того, как они станут очень серьезными, а многие выбрали преподавание делом своей жизни.

Предполагаемая процедура освидетельствования должна исключить вероятность подтасовки и ущемления прав людей в чьих-то посторонних интересах, и продумать это — задача экспертного сообщества.

Но недопустимо закрывать глаза на тот факт, что в школах и вузах есть люди, способные причинить вред другим, и не делать ничего до той поры, пока вновь не случится нечто ужасное. В конце концов, это и в интересах сообщества педагогов, которые также могут пострадать от поведения неадекватных коллег, даже не связанного с насилием.

Источник: https://riafan.ru/1230935-avtor-zakonoproekta-ob-osmotre-vsekh-pedagogov-u-psikhiatra-rasskazal-fan-o-ego-celyakh

1.1 Состояние здоровья учащихся и студентов России

Образовательный процесс в высшей школе характеризуется высоким уровнем нервно-психического напряжения, повышенной суммарной учебной и внеучебной нагрузкой в сочетании с гиподинамией на фоне постоянного нарушения принципов здорового образа жизни.

Следствием этого становятся скрытые патологии, обострения хронических заболеваний, переутомления и возникновения депрессий у студентов.

Студенческие годы это тот период жизни человека, когда организм еще молод и способен относительно легко компенсировать внешние воздействия, а возможности головного мозга позволяют усваивать и анализировать значительный объем информации учебно-познавательного характера.

Студенчество во все времена, независимо от социального и политического строя, было и остается одной из незащищенных категорий населения, испытывающих на себе комплекс неблагоприятных организационно-педагогических, социально-медицинских и экономических факторов, а необходимость в улучшении образа их жизни и здоровья осознается на всех уровнях общества и государства.

Решение проблемы формирования физически и психически здоровой личности в условиях вуза невозможно при низком состоянии здоровья школьников. Интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье детей и подростков сегодня находится в критическом состоянии, что выводит эту проблему на уровень государственной.

Современная общеобразовательная школа не способствует улучшению здоровья детей. Многочисленные исследования состояния здоровья школьников в различных регионах России свидетельствуют о значительном росте числа заболеваний и функциональных расстройствах, именно в период обучения детей в школе.

Проведенная в 2006 году Министерством здравоохранения всероссийская диспансеризация показала, что за последние 10 лет заболеваемость подростков возросла в 1,4 раза. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников.

Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 %.

  • По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы усилились следующие негативные тенденции:
  • – значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12 %);
  • – стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % подростков;
  • – резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорнодвигательного аппарата, почек и других систем;
  • – увеличение числа подростков, имеющих несколько диагнозов (у 20 % до 5 и более).

Еще в 50-60 годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии.

Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.

Это название дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) [32]. Уровень здоровья школьников за время обучения в школе ухудшается в 4 – 5 раз, а здоровыми оканчивают школу не более 10 – 20 %. Число больных детей достигает 30 – 35 % (С.Н. Гашков, 2006 г.; А.В. Ляхович, 2006 г.; О.Н. Московченко с соавт., 2006 г.).

Причины такого положения кроются как в организации процесса обучения, так и в условиях, в которых он осуществляется: микроклимат в классах, их наполняемость, санитарная норма площади и объема на учащегося, оборудование и набор помещений, материально-техническая база образовательного учреждения, условия для занятий физической культурой, организация питания.

Если говорить в целом, то в несоответствии образовательной среды действующему санитарному законодательству (СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Гигиеническая оценка расписания уроков в начальных классах школ показала, что в 77,5 % оно составлено неправильно [24].

К этому следует добавить достаточно веские причины, лежащие в сфере условий жизни и воспитания детей, начиная с раннего возраста:

– низкая медицинская грамотность и активность родителей;

– социально-экономические условия жизни и воспитания детей в семье на фоне интенсификации образовательного процесса.

По данным М.Я. Виленского, в среднем по России у студентов за время обучения частота хронической патологии увеличивается с 49 % до 69 %, показатель общей патологии возрастает на 38 %.

Между тем здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоническое развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности [4].

Так, в ходе педагогических исследований выявлено, что условия, в которых оказываются студенты при поступлении в вуз, составляют новую для них систему требований к организации учебной и внеучебной деятельности, к системе отношений в студенческой группе, с преподавателями.

Возможен не правомерный перенос «школьных» знаний по проблеме здоровья, что серьезно мешает дальнейшему процессу по формированию здорового образа жизни у студентов, в связи с этим целесообразно вести речь об особом направлении педагогической работы со студентами высшей школы по обеспечению их социально-профессиональной адаптации и педагогической реабилитации по формированию у них способности быстро адаптироваться к учебным условиям.

Значительный вклад в разработку социально-педагогического аспекта адаптации к обучению в вузе внесли (Антропова М.В., Махмутова М.И., Пашкова Л.М., Соловьев А.С., Хрипкова А.Г. и др.).

Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха. Ученые Г.Е. Гун, Д.Г.

Левитес отмечают, что традиционная педагогика зарекомендовала себя как здоровье – разрушающая, поэтому очень важно искать методы, которые позволят педагогике стать здоровьесберегающей [14], рабочая нагрузка студента достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии 15-16 часов.

Учебная деятельность студентов сопровождается неблагоприятной динамикой реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительными психическими нагрузками, повышенными требованиями к адаптационным ресурсам организма [4].

Также рост различных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья студентов Оренбургского государственного университета наблюдается в связи с неблагоприятным воздействием экологии в условиях промышленного загрязнения Оренбургской области, в которой находится наш университет.

Проблеме влияния экологической ситуации на здоровье и физическое состояние студента посвящены исследовательские работы В.И. Мазуревича, Г.С. Рябченко и других авторов. Однако по данным Н.А. Антипиной, А.В.

Ляховича до середины 90-х годов в стране не проводились исследования, посвященные разработке методологии гигиенического обучения, профилактики заболеваний с ориентацией на длительную перспективу, научному обоснованию и внедрению новых структур в вузах различного профиля по формированию здоровья студенческой молодежи [15].

В этой связи возрастает потребность оперативного формирования у будущих педагогов профессионального обучения императивов здоровья и здорового образа жизни, поэтому необходимы не только радикальные изменения в экономике, политике, культуре, экологии, но и в самой сущности человека и его сознании.

Приобщение человека к сохранению собственного здоровья только через процесс обучения, воспитания или социализацию личности [4]. Подобная ситуация со здоровьем студентов является типичной для большинства вузов России, что становится предметом особой тревоги.

Сегодня здоровье студента – необходимое, даже обязательное условие для выбора и приобретения будущей профессии, профессионального роста и долголетия специалиста.

Источник: https://educ.wikireading.ru/31683

Социальная защита психически больных лиц в области получения образования

Центральное место в системе прав человека занимает конституционное право на образование. Оно является естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым правом. Его содержание многогранно.

Реализация права на общее образование является основанием для получения профессионального образования, которое, в свою очередь, позволяет констатировать наличие определенных профессионально-квалификационных цензов, необходимых для реализации права на труд в тех или иных формах.

Как отмечалось выше, общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, обучение новым профессиям психически больных лиц рассматриваются в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание» в качестве важной меры их социальной защиты.

Возможность реализации права на образование, а главное — формы его реализации зависят от степени тяжести психического расстройства. Если оно не предполагает глубоких изменений личности человека, получение образования возможно на общих основаниях в образовательных учреждениях соответствующего уровня.

Для приема в образовательные учреждения необходимо представить документы, отражающие состояние здоровья потенциального обучающегося (например, результаты психолого-медико-педагогического тестирования, справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья).

Названные документы позволяют определить, возможно ли обучение данного лица в учреждениях общего типа.

Например, прием в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы.

При подаче заявления абитуриент должен представить документ, удостоверяющий его личность и гражданство. К заявлению должны быть приложены оригинал документа об образовании, необходимое количество фотографий, медицинская справка, подтверждающая, что обучение по данной специальности ему не противопоказано, а также документы, подтверждающие его право на льготы при поступлении.

Наличие в системе образования специализированных образовательных учреждений позволило некоторым специалистам сделать вывод о существовании так называемого специального образования.

Это образование уровней: общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, — для получения которого лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются особые условия.

Специальные образовательные программы для таких категорий обучающихся могут реализовываться в специализированных образовательных учреждениях (например, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и др.). Речь идет об особенностях организации образовательного процесса и формы получения образования, но не об особом виде образования.

К числу специализированных образовательных учреждений, которые ориентированы в том числе на обучение лиц, страдающих психическими расстройствами, относятся, в частности, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в которые с согласия родителей (законных представителей) принимаются дети с проблемами развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.

Несовершеннолетние, страдающие психическими расстройствами (с задержкой психического развития, умственно отсталые и др.), могут также приниматься в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии.

Типовое положение о таком учреждении было утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения: начальная школа — детский сад; общеобразовательная школа; общеобразовательная школа-интернат.

Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Такая программа принимается и реализуется учреждением самостоятельно.

Для детей с проблемами психического развития принципиально важна такая часть образовательной программы, как трудовое обучение.

В коррекционном учреждении оно осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом.

Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. В таком же порядке после первого года обучения воспитанники могут быть переведены в специальный класс (группу) коррекционного учреждения.

Специфика деятельности таких учреждений отражена в письме Министерства образования РФ от 4 сентября 1997 г. Выделяют 8 видов таких учреждений. Дети с недостатками психического развития могут помещаться в учреждения VII и VIII видов.

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В данном случае преследуются цели обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. В таких учреждениях можно получить начальное общее и основное общее образование. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня не должна превышать 12 человек. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

Читайте также:  Рынок труда будущего: кто будет востребован, а кто останется не у дел

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут составлять 9-11 лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).

Здесь организуются углубленная трудовая подготовка обучающихся, обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования. Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида, не проходившие аттестацию, получают свидетельство об окончании учреждения.

Законодательство предусматривает специальные меры в области образования и воспитания детей, чье психическое здоровье находится под угрозой в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Это обстоятельство является одним из многих факторов, обусловливающих социально опасное положение несовершеннолетнего.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает проведение социально-педагогической реабилитации таких несовершеннолетних.

Органы и учреждения, задействованные в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (включая органы управления образованием и образовательные учреждения) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении названных категорий несовершеннолетних.

Социально-психологическую и педагогическую помощь таким категориям несовершеннолетних оказывают образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего; начального профессионального, среднего профессионального образования и др.).

Они обязаны выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Несовершеннолетние, имеющие родителей или законных представителей, могут быть приняты на срок, не превышающий, как правило, одного года, в детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев. В указанных образовательных учреждениях осуществляются их содержание, воспитание и обучение, обеспечивается защита их прав и законных интересов, проводится индивидуальная профилактическая работа с ними.

Для обучения и воспитания несовершеннолетних, требующих особого педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа (общеобразовательные школы, профессиональные училища и др.

), в которых организуются психолого-медико-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и индивидуальная профилактическая работа с ними.

Для несовершеннолетних, совершивших преступления и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением установленного Уголовным кодексом возраста или отставания в психическом развитии либо освобожденных судом от наказания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (школы, профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения). Администрация таких учреждений должна обеспечить специальные условия содержания несовершеннолетних, их обучение, воспитание.

С учетом наличия психических расстройств могут быть установлены ограничение права граждан на прием в образовательные учреждения. Такие ограничения устанавливаются федеральным законодательством в тех случаях, когда гражданин страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. был утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием.

В этот перечень наряду с другими заболеваниями включены психические расстройства.

Лица, страдающие психическими расстройствами, в целях последующего трудоустройства могут проходить профессиональную подготовку. Профессиональная подготовка, в отличие от профессионального образования, не преследует цель — повышение образовательного уровня.

Она направлена на ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Ее можно получить как в образовательных учреждениях (например, в профессиональных училищах), так и непосредственно на предприятиях и в организациях, заключив для этого ученический договор.

Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров закреплены в ст. 196 ТК РФ.

Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям непосредственно в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Оно реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_192423_sotsialnaya-zashchita-psihicheski-bolnih-lits-v-oblasti-polucheniya-obrazovaniya.html

Куда поступить на психолога: выбираем специальности и профили

Сегодня получить образование психолога можно более чем на 94 профилях бакалавриата и специалитета, и 86 профилях магистратуры, в 163 вузах России. Куда же все таки поступать на психолога, чтобы реализовать свою мечту о профессии?

Психолог — одна из самых популярных профессий у абитуриентов и старшеклассников, которые стремятся к пониманию психической деятельности человека, взаимоотношений между людьми, хотят оказывать помощь людям, оказавшимся в критических ситуациях. В данном лонгриде мы специально использовали много визуальных образов различных профессионалов в области психологии, чтобы вы могли максимально ощутить насколько разную карьеру предлагает та или иная специализация в профессии психолога.

В чем разница между психологом, психотерапевтом и психиатром

Иногда психолога путают с психотерапевтом и даже психиатром. Понять разницу не сложно.

Психолог – это специалист, который, в основном, работает со здоровыми людьми, помогает им адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Некоторые психологи работают в клинике, помогают врачам понять состояние больного, участвуют вместе с врачом в его терапии. Психологи не имеют права ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение.

Они занимаются психодиагностикой, психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологическими исследованиями.

Психотерапевт – это врач, который работает в клинике с больными людьми, заболевания которых можно отнести к, так называемой, «малой психиатрии»: неврозы, острые посттравматические расстройства, невротические состояния, вызванные сложностями адаптации и психотравмами. Психотерапевт имеет право ставить диагнозы, назначать медикаментозное лечение, хотя основной метод его работы – психотерапия.

Психиатр – это врач, который работает в клинике с больными людьми, страдающими заболеваниями из круга и «малой» и «большой психиатрии»: неврозы, психозы, шизофрения, психопатия, алкоголизм, наркомания и т.д. Психиатры могут ставить диагнозы, в основном лечат при помощи медикаментозного лечения.

Какие бывают психологи

Психологи могут заниматься научными исследованиями, преподавать, или работать в прикладной области. В последнем случае их называют практическими психологами.

Практические психологи — это психологи, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях: в школе, в органах внутренних дел, в бизнесе, в МЧС, в клинике, непосредственно выполняющие практическую работу по психодиагностике, психологическому консультированию, психокоррекции.

Одна из самых распространенных профессиональных групп психологов – педагоги-психологи, школьные психологи, педагогические психологи.

Задача такого специалиста анализировать готовность ребенка к школе, успешность его адаптации в школе и в семье, диагностировать сложности развития, помогать в профориентации и социальной адаптации.

Педагоги-психологи работают со школьниками, педагогами и родителями.

Детские психологи работают с детьми в более широком спектре – от раннего развития до подросткового возраста. Как правило, занимаются развитием ребенка, помогают преодолеть разные сложности с его воспитанием, повышают способности ребенка к адаптации в различных ситуациях.

Семейные психологи занимаются консультированием семьи, которая оказалась в сложной ситуации в связи с нарушением отношений в семье.

Особенность семейного консультирования — психолог работает и с каждым членом семьи, и в группе со всеми членами семьи одновременно.

Предметом труда семейного психолога могут быть разлад в семье, угроза развода, проблемы с детьми, больными родсвенниками или престарелыми родителями.

Клинические психологи работают в клинике, где занимаются психодиагностикой, вместе с врачом участвуют в лечении больных психологическими методами.

Они умеют работать с множеством клинических тестов, которые позволяют точно диагностировать состояния, проблемы развития и особенности психики больного. Это позволяет врачу уточнить диагноз и назначить правильное лечение.

Психологи в клинике наряду с врачами-психотерапевтами могут участвовать в групповой и индивидуальной психотерапии.

Пенитенциарные психологи – работают в местах лишения свободы, помогают прогнозировать поведение осужденных, принимают меры к предупреждению суицидов, членовредительства, помогают осужденным адаптироваться к условиям содержания. Они также работают и с личным составом исправительных колоний и следственных изоляторов, помогают избежать эмоционального выгорания, поддерживают в сложных ситуациях и даже участвуют в переговорах при захвате заложников.

Психологи органов внутренних дел и военные психологи участвуют в психологической экспертизе при приеме на службу, изучают коллективы и дают рекомендации по оптимизации в них социально-психологического климата, помогают служащим в сложных жизненных ситуациях, занимаются обучением психической саморегуляции военнослужащих, а также десенсебилизацией стресса по возвращению их из горячих точек.

Психологи МЧС работают с острыми состояниями, которые возникают у людей в результате гибели родственников и близких, попадания в чрезвычайные ситуации, резко меняющих жизнь человека.

Человек сталкивается с новой для себя реальностью, которую трудно принять. Это вызывает шок, слом всех смыслов. Человек отказывается принимать реальность.

Психолог МЧС помогает в этом случае человеку адаптироваться к его новой жизненной реальности.

Спортивные психологи работают в спорте высших достижений, помогают спортсменам справиться с высокой нагрузкой, обучают их навыкам психической сморегуляции, предупреждают срывы. Также спортивные психологи участвуют в формировании команды, фокусировке спортсменов на достижение победы.

Корпоративные психологи участвуют в подборе, оценке и адаптации персонала, принимают участие в формировании и трансляции корпоративной культуры, занимаются коучингом и обучением soft skills внутри корпораций: коммуникации, лидерство, преодоление конфликтов, тайм-менеджмент и др.

Инженерные психологи – это специалисты, чья деятельность направлена на улучшение и адаптацию технологий, оборудования и рабочей среды для повышения производительности, улучшения человеческого поведения и способностей.

Специальные психологи занимаются психологической коррекцией детей с различными особенностями развития, проявляющимися в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Политические психологи изучают психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации) в политической жизни общества.

Социальные психологи изучают групповую динамику малых групп, проводят социально-психологические тренинги, а также занимаются социометрией, психодиагностикой, консультированием и применением психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Есть также еще множество других специализаций специалистов-психологов: сдебный психолог, юридический психолог, психолог-криминалист, психодиагност, нейропсихолог и др.

Как видно, в психологии существует множество специализаций. Поэтому, выбирая вуз и специальность, следует особое внимание обратить на профиль образования.

Как построить траекторию образования, какие специальности выбрать

Можно ли после колледжа стать психологом

Получить образование психолога в колледже – невозможно. Однако, если вы хотите поступить в колледж после 9-го класса, а потом поступить в вуз на одну из психологических специальностей, в этом случае вашим плюсом будет обучение по следующим специальностям СПО в колледже.

Если ваша цель – социальная психология, геронтопсихология (психология пожилых людей), пенитенциарная психология, психология отклоняющегося, девиантного поведения подростков:

  • 39.02.01. Социальная работа.

Если ваша цель — корпоративная психология:

  • 38.02.04. Коммерция (по отраслям).

Если ваша цель клиническая психология:

  • 31.02.01. Лечебное дело;
  • 34.02.01. Сестринское дело.

Если ваша цель педагогическая психология:

  • 44.02.01. Дошкольное образование;
  • 44.02.02. Преподавание в начальных классах;
  • 44.02.03. Педагогика дополнительного образования;
  • 44.02.06. Профессиональное образование (по отраслям).

Если ваша цель специальная (коррекционная психология):

  • 44.02.04. Специальное дошкольное образование;
  • 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Если ваша цель профессия психолог ОВД, психолог-криминалист, юридический психолог, пенитенциарный психолог:

  • 40.02.01. Право и организация социального обеспечения;
  • 40.02.02. Правоохранительная деятельность;
  • 40.02.03. Право и судебное администрирование.

Если ваша цель стать спортивным психологом:

  • 49.02.01. Физическая культура.
  • Профессия психолога в вузах
  • Профессию психолога можно получить в вузах, обучаясь в бакалавриате, специалитете или магистратуре.
  • Классическая траектория образования психолога базируется на следующих специальностях.
  • Значительное количество педагогических, детских и школьных психологов выстраивают свою траекторию образования в вузе так:
  • Бакалавриат: 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
  • Магистратура: 44.04.02. Психолого-педагогическое образование

Если речь идет о специальной (коррекционной) психологии:

  • Бакалавриат: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
  • Магистратура: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование

Какие предметы нужно усиленно учить в школе и сдавать на ЕГЭ

В зависимости от направления подготовки и учебного заведения могут понадобиться разные экзамены. Но большинство профилей вузов по психологии предполагают набор следующих экзаменов:

  • Русский язык
  • Математика
  • Биология

Нередко вузы требуют такой набор экзаменов на психологические профили:

  • Русский язык
  • Биология
  • Обществознание

Есть несколько вариантов поступления на психолога с двумя предметами ЕГЭ и одним специальным экзаменом в вузе:

  • Биология
  • Русский язык
  • Экзамен по специальности в вузе

Как выбрать профили подготовки в вузах и колледжах

Профиль подготовки нужно выбирать исходя их той области психологии, в которой вы хотите строить карьеру. Можно без проблем найти подходящий профиль, воспользовавшись атласом профессий Поступи Онлайн.

Находим нужную профессию, например, детский психолог или клинический психолог, и смотрим, на каких программах (профилях) высшего образования можно ее получить.

 Список подходящих профилей можно отфильтровать по требуемому набору ЕГЭ.

Полный список профилей подготовки в области психологии в бакалавриате, специалитете и магистратуре вы найдете на странице профессии «психолог».

Таким образом, можно подобрать наиболее подходящие профили к любой профессии в области психологии.

Далее, вы можете ознакомиться с тем, какие вузы предлагают программы по данным профилям, посмотреть проходные баллы и выбрать наиболее подходящий для себя профиль в конкретном вузе.

Отдельно хочу отметить, что закончив вуз, вы не будете себя чувствовать уверенно в профессии. Наработкой навыков и компетенций практическому психологу следует заниматься отдельно еще 2-3 года на различных курсах и тренингах, чтобы отработать психологическое мышление, навыки профессиональной коммуникации и психодиагностики. 

Будьте внимательны! Некоторые вузы на страницах своих сайтов для абитуриентов не указывают профиль образования (специализацию), только специальность (направление подготовки).

Обязательно поинтересуйтесь, какой профиль, специализацию реализует конкретное учебное заведение. А то может оказаться так, что вы поступали на «психологию», а подпишете заявление о приеме на профиль «Пенитенциарная психология».

И это будет неприятно, если вы не собирались работать психологом в местах лишения свободы.

Алла Носкова, основатель портала Поступи Онлайн.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592f3a59d7d0a6f53d9a37c2/5bd6d535d0549400ab5b65b4

Ссылка на основную публикацию