Дети из бедных стран хуже учатся

Опубликовано: 24 июль 2019 г.

Дети из бедных стран хуже учатсяСтудентка из Краснодара Анастасия Цыпуштанова помогает детям из бедных африканских стран, привозит им из России одежду, лекарства, игрушки.В детстве я мечтала помогать бедным и больным людям. У нас в классе учился мальчик, которого все обижали, потому что он был аутистом и боялся змей и мышей. Мальчики в школе показывали ему любую палку и говорили: «Смотри, змея!». Он убегал от них ко мне и просил: «Скажи им». Я им пыталась говорить, что не надо с ним так. Но они все равно продолжали издеваться. А я с ним общалась как с нормальным человеком.             

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Об увлеченности Африкой 

В 2012 году я увлеклась Африкой. Когда мои знакомые мечтали поехать в Европу или Америку, я представляла, как полечу в одну из африканских стран. Но я не хотела быть просто путешественницей. Основная цель поездки для меня была – помочь детям из бедных семей. С помощью социальных сетей начала собирать деньги, одежду и обувь. Находила группы, в которых бесплатно отдавали детские вещи, и забирала их: футболки, юбки, белье. Правда тогда мне удалось собрать очень мало – тысячу рублей, еще люди отдали два пакета вещей. Большинство вещей купила за свои деньги, которые заработала в течение года, будучи няней и репетитором, а летом – вожатой. 

О первой поездке в Африку 

В свою первую поездку в Африку, в 2017 году, это был Мозамбик, я везла с собой чемодан, вес которого был 50 кг. К счастью, за перевес платить не пришлось, я летела авиакомпанией, где допустимый вес багажа – 64 кг. Билеты туда и обратно я нашла по акции, вышли в 36 тыс рублей, деньги на них я заработала сама, из собранных людьми не взяла ни копейки. В Мозамбике у меня живут друзья, поэтому с жильем проблем не было. Первые впечатления от страны – там большой контраст. Живут либо очень богатые, либо очень бедные. Если в России, например, дети из малообеспеченных семей посещают школу, волонтеры помогают им купить форму, канцтовары, соцслужбы помогают и церковь, то в Мозамбике дети бедняков в школу не ходят, хотя общее образование в стране бесплатное. Дети из бедных стран хуже учатсяО жизни в африканских деревнях А если попадаешь в деревню, а деревня в Мозамбике начинается уже через 2 км от города, возникает ощущение, что ты попал в какое-то страшное кино. Не верилось сначала, что люди в XXI веке так могут жить. В деревнях нет электричества. Дети играют на улице, когда светит солнце. После заката все идут спать, так как в доме нет света. Игры у них – это вообще отдельная тема. Играют во все, что найдут на улице: старые колеса, делают мячи из пакетов, обматывая их липкой лентой, из проволоки мастерят машины. С водой тоже большая проблема, у бедняков она в большом дефиците. Готовят еду на улице на углях. Благодаря Африке я начала по-другому ценить те блага цивилизации, что есть у меня дома. Дети из бедных семей в Мозамбике бывают такие худые, что даже ребра торчат. Забейте в любом поисковике «худые дети в Африке», то, что выдаст Интернет, – это правда без преувеличения. В первый раз я пробыла в Мозамбике месяц. Все это время ездила по разным деревням, раздавала детям, которых встречала, одежду, мыло, шампунь. Я учу язык суахили, поэтому языкового барьера не было. «Спасибо» редко в ответ слышала, у них не принято говорить «извините», «спасибо», пожалуйста». 

Дети из бедных стран хуже учатся

О том, почему помогает африканским детям Когда у меня спрашивают, почему я помогают африканским детям, ведь в России тоже много нуждающихся, я говорю, что в Африке люди живут намного хуже. Есть африканские дети, которые живут в семьях, но условия у них намного хуже, чем у наших сирот, живущих даже в самом захудалом детском доме. Знаете, что такое школа в Мозамбике? Это с виду заброшенное здание, там нет столов и стульев, дети сидят на грязном полу и пишут на коленках. Мы говорим, что мы плохо живем, что у нас ничего нет, но мы не видим, как живут другие люди. Поэтому я и помогаю африканским детям. Я дважды по месяцу была в Мозамбике. После первой поездки я организовала программу Kind heart of Africa, что в переводе с английского языка – «Доброе сердце Африки». Я собираю деньги, вещи, игрушки, медикаменты. Это все добровольные пожертвования. Мне никто не помогает в программе, я сама все делаю. 

О различиях уровня жизни в Африке 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Попасть в десятку: как поступить в лучшие школы страны

Оценим за полчаса!

Еще одна поездка в Африку была в 2018 году в Танзанию. Там я нашла жилье с помощью кауч-серфинга. Билеты туда и обратно обошлись в 29 тысяч рублей. Я их заработала на летних каникулах, работала проводником поезда. Танзания от Мозамбика отличается культурой поведения.

Из элементарного: в Танзании обувь снимают перед входом в дом, а в Мозамбике – нет. В Танзании туризм лучше развит и уровень бедности меньше. Таких бедных, худых детей, как в Мозамбике, я там не видела. Осенью этого года я планирую полететь в Эфиопию.

Для этого сейчас, в свободное от учебы время, подрабатываю няней и готовлю детей к начальной школе. Образование позволяет это делать. Перед тем, как поступить в ВГУ на истфак, я закончила Краснодарский педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов». 

Дети из бедных стран хуже учатся

О клубе интернациональной дружбы Я учусь на историческом факультете ВГУ. В Краснодаре у нас был активный клуб интернациональной дружбы, и такое же студенческое объединение «Мир без границ» я создала на базе нашего факультета. Нашему клубу еще нет года, но у нас большие планы на будущее. Мы собираемся каждый понедельник в 18:40 в восьмом учебном корпусе ВГУ, в аудитории №218. За чаем знакомимся друг с другом, узнаем особенности культуры, быта разных стран. Недавно прошел вечер, посвященный культуре разных стран. Иностранные студенты читали и пели стихи на своих родных языках, рассказывали о традициях. Можно было прийти в костюме любой народности. Кроме Африки, я еще очень люблю культуру Индии, и поэтому была в сари. Клуб работает на базе исторического факультета, но мы будем рады видеть студентов и других факультетов нашего университета 

О планах сменить континент 

Я в будущем планирую переехать жить в Африку, вижу свою будущую жизнь именно на этом материке. Меня тянет туда, нравятся африканская культура, менталитет. В будущем хочу построить себе дом и перевезти в Африку своих родителей. У себя в доме буду обучать детей из бедных семей не только читать, писать, но и этикету.

Ведь многие из них не знают, «что такое хорошо и что такое плохо». Многие рожают в 14 лет. В своей жизни я стараюсь равняться на Мать Терезу и Доктора Лизу.

Когда делаю что-то доброе, не люблю об этом говорить, и поэтому это интервью мне очень тяжело дается, я не знаю, стоит ли вообще столько о себе рассказывать, ведь гордыня портит человека. Когда я помогаю людям, то получаю от этого удовольствие.

Я люблю несколько выражений, которые полностью отражают мои взгляды на жизнь: «Жалко мне людей, которые в людях видят лишь нацию, а не человека». «Разочаровавшись в одном, не наказывайте другого. Все люди разные. Не теряйте способность доверять, верить и любить.

​Источник​​​

код вконтакте

код фейсбук

Источник: https://xn—-7sblqwdegk2n.xn--p1ai/our-heroes/5509-anastasija-cypushtanova-pomogaet-detjam-iz-bednyh-afrikanskih-stran.html

Бедные дети, богатые дети

Экологичное родительство: Дети и подростки понимают достаток в измерении количества престижных вещей и гаджетов принадлежащих сверстникам; о их возможностях менять их, следуя последним трендам; а так же фактов посещения курортов, других стран и модных клубов.

Одна из насущных проблем, беспокоящих родителей детей школьного и дошкольного возраста – социальное расслоение детских коллективов по признаку дохода семей. Проще говоря, в школах и даже детских садах весьма остро стал вставать вопрос взаимодействия между «богатыми» и «бедными».

Несмотря на напрашивающуюся на ум закономерность взаимоотношений, когда «бедные» находятся в менее завидном положении, чем «богатые», ситуация не всегда так однозначна.

Бывает, что «бедные» подвергаются остракизму среди более обеспеченных соучеников, а бывает, что и «богатые» становятся объектом гонений сверстников.

Дети из бедных стран хуже учатся

Прежде чем говорить о проблеме, как таковой, необходимо разобраться с тем, кто такие «бедные» и «богатые». Конкретные цифры дохода родителей тут не показатель. Большую роль играет соотношение доходов семей детей. Если в одном коллективе ученик позиционируется, как «богатый», в другом учебном заведении он может оказаться в среде «школьных бедняков». Но и этот критерий не основной.

Очень важное значение имеет, что именно в детском коллективе воспринимается, как богатство и достаток. Естественно, что дети не осведомлены о «платежках» родителей и о балансе их банковских счетов.

Дети и подростки понимают достаток в измерении количества престижных вещей и гаджетов принадлежащих сверстникам; о их возможностях менять их, следуя последним трендам; а так же фактов посещения курортов, других стран и модных клубов. На самом деле все эти прелести жизни своим чадам предоставляются не только родителями с высоким доходом.

Семьи со средним и даже низким доходом порой готовы выделять львиные доли своего дохода, чтобы ребенок «был не хуже других» и у него были «правильные друзья».

В свою очередь, не все богатые родители «раскошеливаются» на роскошную жизнь своего чада. Добившиеся много благодаря труду и настойчивости мать и отец часто ждут и от ребенка такого же подхода к жизни и очень отрицательно относятся к обеспечению легкого и сладкого существования своему отпрыску.

Сначала добейся, заработай, а потом уже решишь, нужно ли тебе пускать свои деньги на ветер. Таким образом, в понимании «богатства» и «бедности» весьма много субъективного. В «богатые» могут попасть дети с низким доходом семьи, а «бедными» оказаться дети состоятельных, но требовательных родителей.

Но все ли дело в гаджетах и модной одежде? Конечно, нет. Это атрибуты социальной принадлежности в глазах детей. И за ними тянутся другие нюансы понимания кто есть кто.

В настоящее время стереотипы о трудолюбии, умении и продвинутости богатых, версус недалекости, лени и бездарности бедных, все больше распространяется в обществе.

Кроме этого существует стереотип, что бедные просто более честные и порядочные, а богатые — жулики и воры.

Иногда для сверстников, ребенок из семьи с низким доходом становится объектом насмешек. Если ты бедный, то ты ленив и глуп. И твоя семья такова. А если это так, то значит, ты достоин порицания и презрения.

В свою очередь дети из семей с большим достатком могут так же попадать в подобную ситуацию. Ведь такой ребенок в глазах сверстников сам ничего не заслужил, а только пользуется достижениями папеньки и маменьки. Только поэтому он имеет много того, что другим недоступно. И это не справедливо. Он лентяй и пользуется «всем готовеньким». Да и как можно разбогатеть в наше время? Только воровать и обманывать других людей. А значит ты ленивый ребенок воров и мошенников. По этой причине ты достоин порицания и презрения.

Но было в истории России время, когда люди были в плане достатка относительно равными. Затем пришла перестройка и одни люди разбогатели, другие обеднели. Значит, все-таки не все люди одинаковы.

Одни имеют способности, другие их не имеют. Несмотря на то, что определенная часть нынешних богачей добились своего положения не совсем законным и совсем незаконным путем, исследования показывают, что разница в понимании жизни «богатыми» и «бедными» действительно существуют.

Дети из бедных стран хуже учатся©Magdalena Berny

Честные бедные Люди с низким доходом видят мир и происходящее с ними другими глазами и, вероятно, это мировоззрение откладывает отпечаток на их решения и поведение в жизни.

Так, они полагают, что:

— судьбой им дана именно такая жизнь и ее не изменить. У них такой характер, такие способности и т.п.; — они чаще обвиняют в своем положении других – воров-бизнесменов, плохих начальников, бюрократов и правительство, а так же требуют от них действий по «осчаствлиливанию» и улучшению их материального положения; — чувствуют себя маленькими под грузом навалившихся проблем и мало прилагают усилий для их решения; — считают неприемлемым представлять себя в лучшем свете, говорить о своих достоинствах и демонстрировать их; — они сосредоточены на времени работы и уровне своей зарплаты и считают, что это единственный способ получить деньги. А, следовательно, источник богатства сводится к идее «работать еще больше»; — страх потерять все или даже небольшую часть накопленного или имеющегося останавливает их от шагов по улучшению своего положения; — они отказываются от дополнительного образования или смены профессии, потому, что «уже поздно», «несолидно опять идти учиться в таком возрасте» и используют любые другие объяснения. Однако, эти исследования относительны. Вы легко можете найти примеры состоятельных людей, обладающих именно такой ментальностью. Не каждый богач имеет некий особенный полет фантазии и масштабный ум, который дает ему возможность охватить необъятное и заставить это «необъятное» работать на себя.

Кроме того, по неофициальным подсчетам около 80% богачей и звезд бизнеса являются выходцами из среды с низким доходом. Возможно, это субъективная оценка о распространенности бывших нищих среди миллионеров, но многие великие корпорации когда-то начинались чуть ли не с одного цента, а иногда с громадного долга банку.

В другом исследовании был показан относительно высокий конформизм среди людей с низким образованием и более низким доходом. Они склонны выбирать вещи того же уровня, как и другие люди из их круга, и довольствуются малым. В то же время люди с высоким достатком и образованием предпочитают иметь уникальные вещи и достигать большего. Вместе с тем, «бедные» более эмпатичны, больше времени и сил тратят на поддержание других, легче делятся с ближним, кто нуждается в помощи. Они более ориентированы на моральные догмы и правила.

Равнодушные богатые

«Богатые люди» менее склонны к сочувствию другим, чаще не принимают «общечеловеческие ценности» (вполне могут допускать, что неэтичное поведение возможно, «если надо для дела» или успех в жизни позволяет нарушать правила, а иногда и законы). Люди «высшего класса» хуже распознают эмоции, меньше уделяют внимания людям, с кем общаются. Конечно, после подобной информации признать «богатых» однозначными злодеями и «мировым» злом довольно логично.

И еще им приписать злой умысел. Однако, психолог из Университета Беркли Пол Пифф полагает, что этот процесс скорее связан с тем, что бедные больше нуждаются во взаимозависимости и поддержке людей из своего круга.

Богатые же более свободны и независимы, и поэтому поддержка окружающих им не очень нужна. Хотя, на самом деле их такая привычка в построении отношений не является слишком удачной.

Как в голливудских фильмах, потеряв возможности и богатство, бывший миллионер может оказаться в полном одиночестве.

Все тоже плачут

Эти общие психологические характеристики богатых и бедных не являются чуждыми проблеме детей состоятельных родителей и родителей с низким доходом. Они являются картиной мира и схемой человеческих отношений, которые передаются и демонстрируются их матерью и отцом.

Кто такие люди с другим доходом и как к ним относиться? Это ленивые дураки или богатые и хитрые воры? Что с этим делать? Как человек должен вести себя в рамках своего класса и по отношению к людям класса иного? Требовать других людей позаботиться о себе, устроить счастливую жизнь, только потому, что у тебя и твоей семьи низкий достаток?

Ждать поклонения и послушания, потому что ты принадлежишь к «высшему» классу, а значит, ты обладаешь всеми положительными качествами по умолчанию? Или строить судьбу своими руками, не оглядываясь на классовые тонкости взаимоотношений? Ответы на все эти вопросы часто даются именно родителями и демонстрируются семьей. И они не зависят напрямую от достатка семьи, а от того, какие ценности данная семья поддерживает. Что именно взрослые в окружении ребенка считают бедностью, а что богатством, а также спектр допустимого поведения к сверстникам из иной группы. Например, возможно ли и одобряемо ли насилие по отношению к оппонентам. Удивительно, но существуют родители, которые не только не порицают, но и поддерживают хулиганские выходки своих детей в отношении сверстников из иной социальной группы.

Однако невозможно сказать, что хулиганство и издевательства по отношению к сверстникам присущи исключительно «бедным» или исключительно «богатым».

Они характерны для неуверенных в себе детей, которым требуется признание и поднятие собственной самооценки.

В таком положении может оказаться ребенок любого класса, когда его родителям по какой-то причине, уважительной или не уважительной, не хватает на него времени.

«Пять копеек» педагогов

Громадное значение в формировании отношений по типу «классовой ненависти» в группе детей играют педагоги. В некоторых случаях учитель преднамеренно лучше относится к «богатым», потому что их родители могут стать спонсорами для школы.

По этой причине преподаватель в лучшем случае закрывает глаза на выходки деток богатых родителей, а иногда открыто поддерживает и выгораживает их в случае серьезных нарушений дисциплины.

Та же ситуация развивается в случае преследования детей из более состоятельных семей, когда учитель просто не желает «связываться» или жалеет «бедных».

Читайте также:  Как любимые предметы определяют будущую профессию

Но существует и иное положение вещей, когда педагог, напротив, препятствует расслоению детского коллектива. Там дети, несмотря на разнородное финансовое положение семей, сосуществуют мирно и не фиксируются в общении на том, кто и какие возможности имеет, как одевается и как проводит досуг. Все эти вещи остаются за пределами школы. И таких примеров немало.

Фактически все вышеизложенное говорит о том, что многие различия между богатыми и бедными детьми бывают размытыми и субъективными и могут быть скорректированы родителями и педагогами. И к устранению предвзятости к классовому происхождению соученников нужно подходить с полной серьезностью. Ведь любой ребенок и «богатый» и «бедный» может стать объектом преследования.

Правильный старт

Однако, как бы этого не хотелось, дети из богатых и бедных семей имеют разный старт в жизни. В среднем, дети из семей с низким достатком имеют меньше доступа к различным образовательным ресурсам.

В дальнейшем, в школьные годы, родители часто вынуждены отказывать своим детям в каких-то культурных походах, праздниках, поездках, потому что семья не может этого себе позволить.

Они не выписывают популярных журналов, не покупают детям новых гаджетов, не имеют « крутых» игрушек, компьютеров и т.п.

Несмотря на все усилия родителей и педагогов, ребенок таких родителей будет ясно понимать, что он ограничен в возможностях.

Да, конечно, родители могут сказать, что все журналы, гаджеты, игрушки и красивая одежда – полная ерунда и главное, чтобы «человек был хороший».

Кроме того, все люди разные, и все имеют разные возможности и «это жизнь». Однако, часть детей остается неудовлетворенными этим положением вещей.

Дети из бедных стран хуже учатся©

Magdalena Berny   Извлекаем пользу из любого положения

С одной стороны, эта неудовлетворенность может послужить причиной депрессии, поиску виновных и озлобленности. С другой стороны, она может стать мотивацией для улучшения и расширения возможностей.

И этим потенциалом родителям не грех воспользоваться.

Делать это надо, не насаждая ненависть к тем, у кого больше денег или возможностей, а направляя ребенка на получение навыков, которые могут обеспечить ему большую способность проявить себя и достичь желаемого.

Полезно прививать ребенку привычку меньше сравнивать себя с другими, а больше — с самим собой в прошлом.

Только тогда будет действительно видно, насколько он сам продвинулся в жизни и учебе и какие возможности получил. Показывать ему ценность тех или иных признаков достатка.

Модные вещи через какое-то время становятся ненужными, а навыки и умения остаются. Деньги кончаются, а знание как их зарабатывать всегда с тобой.

Пропаганда образования, как такого, и продолжающегося образования в более зрелом возрасте в семье — один из основных моментов. Знания всегда надо освежать и восполнять, и никогда не бывает достаточно. И эта пропаганда необходима на уровне демонстрации родителями такого подхода к жизни, а не подзатыльниками.

Родителям стоит так же посмотреть на себя, какие именно мысли, какие стереотипы и видение жизни они дают ребенку в отношении богатства или бедности. Нет ли в их картине мира фатализма и жизненного тупика. Это может повлиять на ребенка таким образом, что он даже не станет пытаться что-то сделать в жизни.

Необходимо ориентировать ребенка на создание крепких дружеских отношений с окружающими людьми. Умение находить общий язык и компромиссы — очень важное подспорье к его хорошей адаптации в жизни текущей и в будущем. Эти навыки снизят риск «свалиться» в серьезный конфликт с окружающими.

И, банальное – богатство других ничего не значит в отношениях.

Не богатство как таковое, а реакция на него детей — главное в развитии конфликта на основании финансовых возможностях их родителей.

На самом деле преследование, разного рода агрессия и насилие в отношении ребенка не того социального круга строится на неуверенности агрессора и жертвы, как при любом другом конфликте подобного рода.

Однако родители часто испытывают вину за то, что ребёнку чего-то недодали, родились не там, упустили какие-то возможности. Им кажется, что ситуация реально неисправима, потому что они находятся в более невыгодном положении с которым ничего не поделаешь.

Фактически, они часто передают свою самооценку детям, которая дает им ощущения собственной неадекватности и бессилия перед жизнью. От этого конфликтная ситуация в школе воспринимается более остро и видится большей несправедливостью, чем если бы ребенка дразнили за большие уши или повышенный вес.

Поэтому работа над проблемой «богатых» и «бедных» должна решаться не только на уровне ребенка, но и на уровне семьи и руководителей детского коллектива. Естественно, лучший результат достижим при совместной работе этих трех сторон. Но к сожалению этого не так уж просто достичь

опубликовано econet.ru

Наталья Стилсон

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/149926-bednye-deti-bogatye-deti

Ученые: Мозг детей из богатых и бедных семей развивается по-разному

О том, что дети из богатых семей лучше учатся, читают, выполняют различные тесты, чем это делают дети из бедных, у них выше IQ, известно давно.

У «богатых» больше шансов пробиться наверх, сделать хорошую карьеру. Бедным трудней поступить и окончить престижный колледж, больше шансов оказаться безработными.

Конечно, это не жесткий закон, но тем не менее такая схема довольно четко работает.

Любой ученый, который изучает законы развития общества, скажет, что причины такого положения очевидны — социальное неравенство со всеми его нюансами. И вот американские ученые добавили еще одну — разное развитие мозга у детей из бедных и богатых семей.

Что же конкретно выявлено? Сразу несколько научных групп установили, что у детей из обеспеченных семей более крупный гиппокамп, который отвечает за формирование памяти. Много работ посвящено изучению площади коры мозга. Этот слой играет важную роль для развития когнитивных способностей ребенка.

Оказалось, что у детей из бедных семей площадь поверхности коры на 6 процентов меньше, чем у благополучных. Особенно это касалось зон, связанных с пониманием речи и самоконтролем.

Дети из бедных стран хуже учатся

Ученым: Мозги разных людей могут работать в унисон

Аналогичная картина и с толщиной коры. Известно, что с возрастом она уменьшается. Но в семьях с низким доходом толщина начинает резко уменьшаться уже в детстве, а в богатых этот процесс растягивается до позднего подросткового возраста. Быстрое уменьшение толщины приводит к тому, что мозг детей теряет пластичность — способность меняться, чтобы обеспечить обучение различным дисциплинам.

Итак, мозг бедных и богатых отличается. Но означает ли это, что именно по этой причине одни учатся лучше других? К примеру, маленький мозг Тургенева не помешал ему стать прекрасным писателем.

Отметим, что множество исследований, где пытались связать размеры и какие-то особенности строения и способности человека, пока ничего не дали.

И, естественно, перед учеными встает вопрос, действительно ли размеры гиппокампа, площадь и толщина коры оказывают столь сильное влияние на когнитивные способности?

Связь есть, утверждают американцы Сет Поллак и Джон Габриель.

Они утверждают, что различиями в размере и структуре мозга можно объяснить от 15 до 45 процентов случаев школьной неуспеваемости детей из малообеспеченных семей.

Заявление очень ответственное, требует многократной проверки, считают оппоненты. Ведь авторы подобных исследований рискуют быть обвиненными в нарушении политкорректности.

Но почему мозг детей из бедных и богатых семей вообще отличается? Может, все просто, и причина в питании? У одних оно полноценное, с необходимым набором всех элементов для нормального развития мозга, у других их дефицит. Влияют ли на развитие мозга стрессы в семье, воспитание, качество школы, а может, комбинация этих факторов? А может, вообще решающую роль играет наследственность? Пока на эти вопросы у науки нет однозначных ответов.

Дети из бедных стран хуже учатся

Ученые: Употребление сладкой газировки вызывает атрофию мозга

И, конечно, важно понять, когда появляются различия в развитии мозга. Недавние работы показали, что в первые четыре дня после рождения никакой разницы между детьми из богатых и бедных семей нет. То есть дети рождаются в принципе одинаковыми. Различия появляются в постнатальный период под влиянием социальных факторов.

Нейробиолог из Педагогического колледжа Колумбийского университета Нобл Кимберли подчеркивает, что комментировать и объяснять все эти результаты надо очень аккуратно, что корреляция между доходами семьи и когнитивными способностями еще не причинно-следственная связь. Во всяком случае, пока нейробиологи не дают ответа, где причина, а где следствие.

Чтобы найти ответ, ученые решили провести эксперимент. Они намерены на три года увеличить семейный доход большой группе малообеспеченных семей, где дети только появились на свет, чтобы посмотреть, как будет развиваться их мозг. Помимо этого будут изучаться такие аспекты семейной жизни, как стрессы, качество семейной жизни и т.д.

Источник: https://rg.ru/2017/06/06/uchenye-mozg-detej-iz-bogatyh-i-bednyh-semej-razvivaetsia-po-raznomu.html

Без вариантов. Почему школьники из бедных семей не могут сдать ОРТ и поступить в вуз

«Я всегда мечтал получить высшее образование», — говорит 17-летний Манас, работающий на автомойке в Баткене. Но его мечта осталась мечтой — школьник не смог набрать пороговый балл на Общереспубликанском тестировании (ОРТ), и путь в университет для него оказался закрыт.

Ситуация, в которой оказался Манас — не единичная. Ежегодно вместе с ним тысячи выпускников не могут поступить в вузы из-за того, что проваливают ОРТ. Например, в 2014 году каждый второй школьник в Кыргызстане не смог набрать пороговые 110 баллов и сдать тестирование.

Эти 110 баллов — обязательное требование для поступления в большинство вузов Кыргызстана по всем направлениям, кроме специальностей культуры и спорта.

Что же делать выпускникам, которые не сдали ОРТ? Решений несколько: есть деньги — поступай в профтехлицей, если нет — иди работать или готовься к экзаменам в следующем году, что потребует дополнительных времени и денег.

Манас признается, что еще в школе понимал, насколько низки его шансы стать студентом. «Мы сразу знали, что денег на оплату контракта в нашей семье не хватит», — говорит он.

Такие переживания ребенка в школе не совпадают с целями ОРТ, которое должно обеспечить «равный доступ к высшему образованию на основе честного, прозрачного, независимого тестирования».

Почему же Манас и тысячи школьников по всей стране не сдают ОРТ? Они плохо готовились? А может быть они не такие одаренные? Или причина совершенно в другом?

Дети из бедных стран хуже учатся Иллюстрация: Дарья Удалова для Kloop.kg

Редакция Kloop.kg провела статистическое расследование и выяснила, что дети из бедных семей с самого момента поступления в школу ограничены в доступе к образованию, а проваленные экзамены по ОРТ — это только последствие такой дискриминации в системе образования.

Манасу «повезло» родиться в Баткенской области — одной из беднейших в Кыргызстане. По статистике, вероятность провала ОРТ возрастает, если школьник живет в одной из бедных областей страны.

Например, в 2014 году двое из трех выпускников школ в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях не набрали проходные баллы на ОРТ — эти области самые бедные из семи областей в Кыргызстане.

В 2015-2016 годах ситуация несколько улучшилась, но все равно в бедных областях доля не набравших проходной балл выше.

Но место рождения — не самый важный фактор для успешной сдачи ОРТ. Большее значение имеет уровень достатка семьи. Если ребенок родился в бедной семье, его шансы сдать ОРТ гораздо ниже.

В богатых семьях родители могут оплатить детям услуги репетитора, купить хорошие канцтовары и учебники, а в бедных такого себе позволить не могут. Манасу не могли купить даже старенький компьютер, не говоря уже о репетиторах.

По статистике, бедные семьи тратят в 30 раз меньше денег на образование своих детей, чем богатые. Это еще один важный фактор, влияющий на получение образования.

Кроме нехватки денег в семье Манаса, в его школе было недостаточно учебников — это делает бесплатное школьное образование не равным и не доступным для всех. Даже в Центре оценки образования и методов обучения (ЦООМО) при минобразе отмечают, что в школах с детьми из обеспеченных семей показатели ОРТ значительно выше.

«Школы, в которых учатся дети с высоким социально-экономическим статусом, всегда имеют более высокие результаты, чем школы с учащимися, имеющими более низкий социально-экономический статус», — сказано на самом сайте ЦООМО.

Еще одна проблема — систематический пропуск занятий. Данные Нацстаткома говорят, что больше всего детей не посещают школы из-за инвалидности — это 1200 человек, около половины от всех детей, пропускающих занятия.

Все остальные причины связаны с бедностью: дети живут в неблагополучных семьях и испытывают материальные трудности, не посещают школы по семейным обстоятельствам, работают. Это доказывает, что именно школьникам из бедных семей приходится чаще пропускать занятия в школе или вообще туда не ходить.

Не исключением был и Манас. «Родители заняты в сельском хозяйстве — во время школы мне надо было помогать им. Приходилось пропускать школу», — признает он.

Статистический анализ Kloop.kg показал, что бедность не дает шансов на доступ к качественному образованию.

Что же Манас будет делать со своей мечтой учиться?

«Уже ничего», — отвечает он.

Как и многие его друзья по несчастью, он собирается в Москву на заработки. Что ждет его в жизни? Статистика подсказывает, что чем ниже уровень образования, тем выше вероятность оказаться за чертой бедности. Получается замкнутый круг: школьники из бедных семей получают худшее образование, что не дает им эту бедность преодолеть.

Дети из бедных стран хуже учатся Иллюстрация: Дарья Удалова для Kloop.kg

В минобразе считают, что решать проблемы школьников с бедностью — это не их задача. Ведомство видит равенство в том, что школьники из сел и городов получают примерно одинаковое количество грантовых мест в вузах. Но в действительности школьникам довольно сложно попасть на эти места — их получает менее 10% всех участников ОРТ.

«ОРТ справляется со своей задачей. Оно дает возможность учащимся, обучающимся в школах, расположенных не только в столице или в Оше, но и в малых городах и селах получить грант на обучение. […] Что же касается корреляции между уровнем бедности и уровнем ОРТ, то здесь необходима в первую очередь социальная поддержка семей и детей в трудной жизненной ситуации», — говорят в ведомстве.

При этом там признают, что тест показывает недостаточное качество подготовки выпускников в школе.

«Тест показывает, сможет ли абитуриент успешно учиться в вузе. В школе же мы до сих пор в основном “даем” знания, а не развиваем критическое мышление учащихся, умение работать с учебным материалом. Отсюда для многих возникают сложности в работе с основным тестом», — объясняют в министерстве.

Там считают, что Кыргызстану нужно менять «организационную культуру школ» и качество работы педагогов, но на это нужно много времени и усилий.

В 2015-16 годах министерство образования выпустило большое количество пособий с разъяснениями, что такое ОРТ, и как к нему готовиться — отчасти благодаря этим пособиям, средний показатель тестирования возрос на 10 баллов.

Источник: https://kloop.kg/blog/2018/05/08/bez-variantov-pochemu-shkolniki-iz-bednyh-semej-ne-mogut-sdat-ort-i-postupit-v-vuz/

Мозг детей богатых и образованных родителей больше, чем бедных ≪ Scisne?

Дети из бедных стран хуже учатся Плохое питание, плохое жильё, тяжёлый, выматывающий труд и прочие составляющие бедности накладывают отпечаток на физическое состояние человека – например, несбалансированная диета вызывает хронические проблемы с обменом веществ, развиваются вялотекущие расстройства и т. д. Но если бедность сказывается на желудке, почках, лёгких, сердце и прочем – что ей мешает вредить заодно и мозгу? Действительно, эксперименты на животных и на людях показали, что, к примеру, в развитии коры мозга в раннем возрасте генетические факторы решают далеко не всё, и что важнейшую роль здесь играет жизненный опыт индивидуума. А если так, то получается, что бедность (или, иначе, низкий социоэкономический статус) должна влиять и на интеллект.

Эта проблема пользуется большой популярностью среди нейробиологов и психологов, причём акцент здесь делается именно на изучении детей, чей формирующийся мозг особенно чувствителен к окружающей обстановке. Материала для подобных исследований предостаточно: на протяжении многих лет во множестве стран велась статистика, учитывающая, среди прочего, финансовый доход той или иной семьи, и учёным оставалось только проанализировать работу мозга детей из таких семей. Результаты, как правило, оказываются не слишком политкорректными: у родителей, которые достаточно образованны и материально обеспечены, дети демонстрируют более высокие когнитивные способности, у них выше коэффициент интеллекта, их языковые навыки развиты лучше, у них лучше развито внимание и память, и т. д. Выходцы же из бедных семей не могут похвастаться большими когнитивными успехами (подчеркнём, что речь идёт не об уровне образования, не о количестве запомненной информации, а о способности усваивать что-то новое, об общей сообразительности). Хотя и здесь есть нюансы: например, среди детей из бедных слоёв населения можно по особенностям психики отличить тех, кто живёт в деревне, от тех, кто живёт в городе. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в Journal of Cognition and Development, у городской бедноты не слишком хорошо обстоят дела со словесной и пространственной рабочей памятью, тогда у деревенских есть трудности только со вторым пунктом, а с запоминанием недавно сказанного проблем как раз нет. Что же до детей из обеспеченных семей, то их рабочая память функционировала нормально вне зависимости от того, где они росли, в деревне или в городе.

Конечно, кто-то скажет, что результаты психологических тестов можно интерпретировать в ту или в иную сторону, и что это вообще отдаёт социальным дарвинизмом, и что бедные вовсе не дураки и т. д. Однако в таких работах никто не говорит о наследственности, да и не слишком впечатляющие результаты когнитивных тестов правильнее было бы трактовать как следствие невысокого социального положения, а не его причину (хотя здесь вполне возможен порочный круг, когда одно обуславливает другое). Насчёт возможности разных интерпретаций стоит также заметить, что здесь многое зависит от того, с чем сравнивать. Ведь никто и не говорит, что у детей из малообеспеченных семей полностью отсутствует интеллект. Проблема в том, что у детей из обеспеченных семей он всё же выше. Здесь, опять-таки, обязательно кто-то вспомнит самородков, которые «всего добились сами», вроде Ломоносова или Диккенса. Однако наука занимается общими закономерностями, а не частностями, поэтому такие случаи нужно с чем-то соотносить, то есть, грубо говоря, нужно поделить число бедных «самородков» на всю массу бедноты – и сравнить полученную пропорцию с соответствующей величиной относительно высоких социоэкономических слоёв. Да и с теми, кто вышли из низов в люди, часто бывает так, что с ними в какой-то момент происходит перемена участи, когда человек попадает в новую «экологическую обстановку», благоприятную для развития его способностей.

Читайте также:  Словами через рот: как устроено успешное устное выступление

Не стоит забывать и о том, что у психологических наблюдений, которым кто-то верит, кто-то нет, появилась мощная поддержка в виде нейробиологических данных.

Например, недавно сотрудники Мичиганского университета (США) выяснили, что у молодёжи, росшей в бедности, заметно повышена активность миндалевидного тела – области мозга, участвующей в формировании эмоций, в которой прячутся чувства страха и тревоги и неполадки в которой чреваты эмоциональными расстройствами.

Кроме того, у таких людей плохо работали области префронтальной коры, служащие противовесом миндалевидному телу и помогающие сдерживать мимолётные эмоциональные импульсы. В другой недавней работе, опубликованной в JAMA Pediatrics, говорится, что бедность вообще подавляет развитие мозга.

Если в раннем детстве ребёнок жил в плохих условиях, то в более позднем возрасте, с 6 до 12 лет, это можно узнать по количеству белого и серого вещества: его у бедняков оказывается меньше, что в первую очередь заметно в областях мозга, отвечающих за обучение и противодействие стрессу.

Соответственно, умственное развитие таких детей задерживается на год–два. Впрочем, если ребёнок рос в бедности, но без стресса, то развитие его мозга шло более или менее нормально. Похожие результаты были получены для участков мозга, отвечающих за память и языковые функции.

Однако помимо сугубо эмоциональных претензий, которые мы обсудили выше, такие работы (и психологические, и нейробиологические) встретили по-настоящему серьёзную критику. Во-первых, в подобных исследованиях почти никогда не учитывают этническую составляющую, во-вторых, в понятии социоэкономического статуса редко отделяют доход семьи от уровня образования родителей. А ведь то и другое может по-разному влиять на мозг и психику: если чисто материальная обеспеченность гарантирует хорошее питание и медицинское обслуживание, то интеллектуальный уровень родителей может стимулировать развитие подрастающего ребёнка на психологическом уровне.

Большая группа нейробиологов и психологов из Колумбийского университета, Университета Южной Калифорнии и нескольких других научных центров попыталась учесть оба замечания.

В статье, опубликованной в Nature Neuroscience, авторы описывают результаты сканирования мозга более тысячи детей и молодых людей в возрасте от 3 до 20 лет.

Элизабет Сауэлл (Elizabeth Sowell) и её коллег в первую очередь интересовала кора мозга, поскольку именно в ней собраны центры высших когнитивных функций, и именно она сильнейшим образом меняется в ходе развития мозга в детстве и юности.

Данные томографического сканирования сравнили с результатами психологических тестов и анализа ДНК, который делали, чтобы учесть возможное влияние родовых генов. В результате получили, пожалуй, вполне ожидаемый результат: развитие коры полушарий коррелировало с социоэкономическими характеристиками семьи. Так, чем лучше было образование родителей, чем больше времени и сил они на него потратили, тем больше у ребёнка была общая площадь коры, а особенно тех её участков, которые отвечают за чтение, язык и организацию поведения. Разница между детьми и молодыми людьми, чьи родители в своё время пошли в университет, и теми, чьи родители остались без высшего образования, заключалась в том, что у первых площадь коры была на 3% больше. Дети из бедных стран хуже учатся Материальный достаток тоже способствовал развитию мозга, однако здесь закономерность была сложнее. Отличия между детьми из очень бедных семей и детьми из чуть менее бедных семей были велики, но потом прирост коры уменьшался, и с некоторого уровня доходов разница в экономическом положении на её рост почти не влияла. По словам авторов работы, такие отличия сказывались на результатах по крайней мере одного из когнитивных тестов, и самыми чувствительными здесь оказывались память и способность организовывать собственное поведение. Что же до этногенетических факторов, то тут никакой зависимости обнаружить не удалось – принадлежность к той или иной расе не сказывалась на взаимосвязи между развитием мозга и социоэкономическим положением. Конкретные «агенты влияния» здесь могут быть различными: это и плохое питание в семьях, которые не могут похвастаться высоким уровнем дохода, и плохая экология в районах, где вынуждены жить люди из социальных низов, и тяжёлая психологическая обстановка внутри самой семьи, и отсутствие стимулов к развитию. Все они, по отдельности и вместе, сказываются на развитии молодого мозга, хотя, конечно, было бы интересно узнать вклад каждого из факторов – просто для того, чтобы разработать эффективную социальную политику против бедности. Но, так или иначе, ясно одно: если мы хотим, чтобы следующее поколение получилось умным и развитым, нужно позаботиться хотя бы о материальном благополучии общества.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Кирилл Стасевич Наука и жизнь

Источник: https://scisne.net/a-1660

История мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу

История мальчика из бедной семьи, попавшего в частную школу

Дети из бедных стран хуже учатся Иллюстрация: Рита Морозова

Женщина аккуратно, без вычурности одета, у нее четко артикулированная речь — похоже на телевизионных дикторов советских времен, и очень скупые жесты.

— Я пришла к вам без ребенка, но прошу вашего согласия поговорить со мной о нем.

— Да, разумеется, это совершенно нормально, ко мне часто приходят родители без детей. Как зовут вашего ребенка?

— У меня нет ребенка. То есть у меня есть дочь, но она уже взрослая и живет в Москве, отдельно от нас.

— Проблема у внука?

— Нет, внуков у меня пока нет.

Я была обескуражена. Племянники? Дети мужа от предыдущих браков?

— Поясните, о каком ребенке идет речь, — попросила я.

— Я учитель в гимназии. Преподаю русский и литературу. Речь пойдет об одном из учеников класса, в котором я являюсь классным руководителем.

Она назвала случайно известную мне, сравнительно давно существующую и очень дорогую частную гимназию, где учатся дети обеспеченных родителей, которые почему-то не смогли учиться в престижных государственных школах (все-таки именно туда у нас в Питере до сих пор стараются отдать детей «из хороших семей»). Этих детей привозят-увозят на машинах с шоферами, постоянно развлекают, все их материальные потребности удовлетворяются более чем с избытком. Понятно, что проблем от всего этого, личностных и социальных, возникает масса, но что может сделать с ними учительница русского и литературы?

  • — У этого ребенка нет никаких проблем.
  • — Простите, ничего не понимаю.
  • — Мне даже неловко говорить…
  • Тут у меня возникло совершенно дикое уже предположение, что эта женщина средних лет влюбилась в одного из своих учеников, и я твердо решила перестать гадать:
  • — Но вам придется сказать, потому что иначе мы с вами никуда не продвинемся.

— Да, конечно. С ребенком все в порядке. Проблемы, если их можно так назвать, возникают у нашего педагогического коллектива, и вот — я пришла с вами посоветоваться. Если совсем честно, то нам хочется от ребенка избавиться, но это в сложившихся обстоятельствах вроде как невозможно.

— Богатый папаша — главный спонсор гимназии? — не без язвительности поинтересовалась я, забыв о собственном решении, принятом две минуты назад.

— Все наоборот! — сказала моя посетительница и с учительской педантичностью уточнила: — Вот прямо на сто восемьдесят градусов наоборот.

История, которую она рассказала дальше, показалась мне весьма забавной.

Несколько лет назад коллектив гимназии и ее как бы попечители приняли волевое гуманитарное решение: а давайте мы возьмем талантливого ребенка из бедной семьи и будем учить его в нашей прекрасной дорогущей гимназии бесплатно.

Это будет очень красиво, улучшит наши показатели по всем возможным социальным пунктам, ну и ребенку и его семье заодно поможем.

К тому же это традиционно (гимназию свою они считают гуманитарной, немного православной и даже немного монархической): в Российской империи во всех практически гимназиях были бесплатные способные ученики «из низов».

Благородное решение одобрили практически единодушно. Одновременно все понимали: всё хорошо в меру — в гимназию вовсе не собирались брать ребенка из детского дома.

Поискали, нашли очень подходящий вариант: мальчишка-четвероклассник занял второе место на городской олимпиаде по русскому языку и в том же году получил диплом на олимпиаде по окружающему миру. Семья живет сравнительно недалеко, от гимназии всего три остановки на автобусе.

Потомственные ленинградцы. Мать — библиотекарь, отец был военным инженером, умер от инфаркта четыре года назад. Живут очень бедно. Поговорили приватно с учительницей мальчика, которая знает его уже четыре года.

Она, когда поняла, о чем речь, даже расплакалась: «Господи, спасибо, да как же я за него рада! Он очень, очень способный и хороший мальчик, и семья хорошая. Спасибо вам огромное, вот от такого прям снова в людей верить начинаешь!»

Практически идеальный кандидат. Берем? Ну конечно берем.

Единственный обеспокоенный человек — гимназический психолог: коллеги, но у нас ведь тут очень-очень богатые ребята учатся. Они дорого одеты, у них гаджеты эти всякие. Или вот, допустим, кто-нибудь из них его в гости пригласит? В трехэтажный особняк с бассейном и бильярдом в подвале. Не будет ли у бедного ребенка от всего этого психологической травмы?

Но все уже воодушевились и от психолога отмахивались: в гости наши ученики друг друга почти не зовут, им некогда и незачем. А что касается одежды и вещей — ну так у нас, во-первых, гимназическая форма, а во-вторых, тут же все с самого начала ясно, а мальчишка точно не дурак, да и телевизор наверняка смотрит, а значит, знает, что люди по-разному живут.

— Что ж, психолог в итоге оказался прав? Парень закомплексовал и озверел?

— Даже и близко ничего подобного.

В пятый класс Яша пошел в новую школу. Адаптировался быстро. Знания у него отличные, схватывает на лету. В классе 12 человек (в его прошлом было 34) — считай, индивидуальный подход. Психолог за Яшей, конечно, присматривал. В конце первого триместра спросил: как тебе тут учиться?

— Просто офигенно интересно! — радостно ответил Яша. – Столько всего нового и забавного.

Источник: https://snob.ru/entry/173332/

Почему дети из бедных семей учатся хуже, чем из богатых? — Мудрость жизни — медиаплатформа МирТесен

Однажды внучка пришла к бабушке, чтобы рассказать о своей жизни. О том, что ей очень тяжело, и она готова опустить руки. Девушка устала от того, что ей постоянно приходится пробиваться, и как только она справляется с одной проблемой, на нее тут же надвигается новая.

Бабушка подумала и отвела ее в кухню. Затем наполнила водой три кастрюльки. В первую положила свежую и крепкую морковь, во вторую — куриные яйца, и, наконец, в третью — насыпала молотый кофе. А после, не сказав ни слова, поставила их на огонь.

Через некоторое время бабушка налила в чашку кофе, выловила из воды морковь и яйца, положила их на тарелки. А после, повернувшись к внучке, спросила: «Скажи мне, что ты видишь»?

«Морковь, яйца и кофе», — ответила та.

Она подозвала девушку поближе и попросила потрогать морковь. Внучка сделала это и заметила, что морковь стала мягкой. После бабушка попросила разбить скорлупу яйца. Девушка разбила скорлупу и увидела, что то сварилось вкрутую.

И, наконец, бабушка попросила сделать глоток кофе. Внучка попробовала жгучий черный кофе, вдохнула бодрящий аромат и спросила: «Бабушка, а что ты этим хотела сказать?»

И бабушка объяснила, что каждый из этих продуктов столкнулся с одной и той же сложной ситуацией — кипящей водой — но все отреагировали на нее совершенно по-разному.

Морковь была сильной и твердой, но стоило ей попасть в горячую воду, и она размягчилась, став слабой. Яйцо было хрупким и могло разбиться от малейшего неловкого движения. Но угодив в кипяток, жидкость внутри затвердела, и теперь разбить яйцо уже не так-то легко.

А вот молотый кофе и вовсе отдельная история. Побывав в кипящей воде, он не только изменился сам, но и изменил воду, в которой оказался.

«На кого из них похожа ты? — спросила бабушка внучку. — Когда в твою дверь стучатся проблемы, как ты на них реагируешь? Как морковка, яйцо или кофе?»

Вам тоже стоит задать себе этот вопрос: Кто вы?

Похожи ли вы на морковку, которая кажется сильной и крепкой, но стоит ей столкнуться с трудностями, и она мгновенно размягчается, теряя всю свою силу?

Или вы, скорее, похожи на яйцо, которое приходит в этот мир с мягким и нежным сердцем, но, попав в горнило жизни, закаляется, ожесточается? Возможно, после того, как вам пришлось столкнуться со смертью близкого человека, жестким разрывом или каким-то другим испытанием, вы стали жесткими? Возможно, ваша внешняя оболочка выглядит так же, как и раньше, но теперь она скрывает горечь души и ожесточенность сердца?

А, может, вы похожи на кофе? Эта невзрачная на вид смесь не просто меняется сама, но и изменяет все вокруг себя — те самые обстоятельства, которые причинили боль.

В кипятке кофе испускает замечательный аромат и придает воде характерный вкус.

Если вы похожи на кофе, то когда жизненные обстоятельства оказываются хуже всего, вы воспринимаете их не как препятствие на своем пути, а как возможность стать лучше и изменить ситуацию вокруг себя.

Будьте похожими на кофе! Воспринимайте любые неприятности как лестницу, позволяющую вам подняться еще чуть выше к вершине.

Источник: https://mydrost.mirtesen.ru/blog/43493266430/next

Бедные учатся хуже

В Израиле детям из неблагополучных семей сложнее чем в других странах достичь успехов в образовании. Об этом свидетельствует новый отчет ОЭСР. Разрыв в показателях образованности детей из бедных и состоятельных семей – один из самых высоких среди развитых стран.

Социальные разрывы в Израиле во всем, что касается уровня школьного образования, исключительно велики. По данным ОЭСР, нигде, кроме Люксембурга, не наблюдается столь большая разница в достижениях учеников средних школ, как в Израиле.

Отчет ОЭСР базируется на результатах тестов, проведенных в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA).

Последняя серия таких тестов была проведена в 2015 году, и по результатам этих тестов израильские школьники заняли только 28 место из 35 по грамотности и 30-е – по математике.

Но и это лишь средние показатели. Доля учеников из социально незащищенных семей, демонстрирующих хорошие оценки, меньше, чем в среднем по ОЭСР. Еще один тревожный результат проверки: все меньше израильтян могут похвастаться более высоким уровнем образования, чем их родители.

Особенно велик разрыв в оценках по естественнонаучным дисциплинам. В то время как средняя оценка в высшей четверти достижений – 603 балла, у учеников из экономически слабых семей она на треть ниже – 417 баллов.

Еще один показатель, свидетельствующий о неравенстве: в слабых семьях доля израильских учеников, которые по всем проверяемым предметам (естественнонаучные дисциплины, грамотность и математика) достигли третьего уровня или выше составляет всего 16% по сравнению с 25% в развитых странах – членах ОЭСР.

Достижения учеников из неблагополучных семей существенно ниже почти во всем мире, но в некоторых азиатских странах этот показатель все же превышает 40%.

Составители отчета справедливо заявляют, что все эти показатели имеют особое значение, повышая или, соответственно, понижая шансы школьников на получение высшего образования и, в дальнейшем, на шансы получить высокооплачиваемую работу.

Неблагополучие в семьях, понятно, негативно отражается на школьных успехах. Но еще одна причина разрывов объясняется, тем, что только 5% израильских школьников из экономически слабых семей посещают «сильные» школы. По этому показателю Израиль находится в последней, самой нижней четверти рейтинга ОЭСР.

В свете этих данных неудивительно и то, что по-прежнему сравнительно невелики и шансы израильских школьников из неблагополучных на получение лучшего образования, чем у их родителей. Эта проблема, впрочем, характерна для всего Израиля.

Как известно, Израиль занимает второе место в мире по доле граждан с высшим образованием, но, вероятно, эта ситуация вскоре изменится к худшему. По данным отчета ОЭСР, только 30% молодых израильтян в возрасте от 26 до 35 лет могут похвастаться более высоким уровнем образования, чем их родители.

Неблагоприятную тенденцию подчеркивает тот факт, что в возрастной категории 56-65 более половины израильтян, 52%, располагают лучшим образованием, чем их родители, а в ОЭСР этот показатель равен только 43%.

Евгений Весник, НЭП. Илан Эсаяг

Источник: https://nep.detaly.co.il/bednye-uchatsya-huzhe/

Ссылка на основную публикацию