Финансовая грамотность российских школьников выросла

Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников PISA. В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия.

До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» — исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Валерий Литвинчук, методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.

Что такое «финансовая грамотность»?

Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

Если приводить точное определение PISA, то финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых концепций и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность применять такое знание и понимание для того, чтобы принимать эффективные решения в целом ряде финансовых контекстов для улучшения финансового благосостояния человека и общества и для обеспечения участия в экономической жизни. 

Говоря об общих выводах международного исследования, я бы хотел остановиться на замечаниях, которые глава экспертной группы PISA-2012 по финансовой грамотности Аннамария Лусарди высказала в своём блоге.

Во-первых, обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:

Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать — жена олигарха.

То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дети из бедных стран хуже учатся

Оценим за полчаса!

Во-вторых, обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи.

Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся.

Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе — чтобы попытаться создать равные условия».

Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе

Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало — всего 18 стран (практически все — «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.

Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» — корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.

Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей — умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию).

При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике.

То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.

Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.

Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?

Финансовая грамотность российских школьников выросла

Здесь и далее графики и таблицы взяты из отчёта Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)»

Источник: centeroko.ru

Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру

Второе, что бросается в глаза — зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».

Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).

Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д.

Мне видится из этого такое предположение — тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.

Москва и Россия — «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности

Третье, что бросилось в глаза — зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.Оба разрыва — и между деревней и городом, и между городом и большим городом — больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.

Здесь, похоже, очередное подтверждение мысли, что «Москва и Россия — разные государства».

Финансовая грамотность российских школьников выросла

Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся.  В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».

Итак, важный вывод — не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект. 

Финансовая грамотность российских школьников выросла

Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза — очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина — мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.

Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.

К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?

Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо — не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).

Финансовая грамотность российских школьников выросла

Куда двигаться и что делать?

В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.

Мониторинг финансовой грамотности учащихся — не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.

Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.

Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.

Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.

Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:

  • Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
  • Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
  • Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия — то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным.  В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным — с 1 по 11 класс.
  • Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» — не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята — новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.

Источник: https://newtonew.com/school/cerm-financial-literacy-pisa-2012

Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?, Школы

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Финансовая грамотность российских школьников выросла

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни.

Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей.

И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?

Финансовая грамотность российских школьников выросла

В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом.

Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода.

Читайте также:  Весь такой внезапный: профориентация для тех, кто не может определиться

И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • Финансовая грамотность российских школьников выросла
    инвестиции;
  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.

Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей.

И одной из составляющих частей выступают денежные операции.

Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения — излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников.

Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их.

Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой.

Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1154_uroki-finansovoy-gramotnosti-v-shkole-dlya-chego-n.html

В помощь педагогу | портал финансовой грамотности в республике коми

Финансовая грамотность российских школьников выросла Деятельность Центра направлена на создание в стране кадрового потенциала учителей, преподавателей, методистов, администраторов образовательных организаций, а также эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности педагогов по распространению финансовой грамотности
Финансовая грамотность российских школьников выросла Проект наставничества в повышении финансовой грамотности в г. Сыктывкаре
Финансовая грамотность российских школьников выросла Школьникам о пенсии: сайт, на котором педагоги и родители могут найти много полезной информации о пенсионной системе России

ПОЛЕЗНЫЕ УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Учебные и методические пособия по финансовой грамотностиМатериалы для проведения занятий по финансовой грамотности доступны для всех, кто хочет сделать обучение ярким и интересным
Учебные и методические материалы для учащихся 2-4 классов«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы) и 16 часов (4 класс).Основные содержательные линии курса: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет.
  • Учебно-методический комплект «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы»
  • Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую грамотность» (УМК) для учащихся начальной школы разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и примерной основной образовательной программой начального общего образования.
  • Содержательно, представленный комплекс включает в себя методические рекомендации для педагогических работников (учителей), учебное пособие, практикум и рабочие тетради, которые представлены в 4 частях и позволяют организовать самостоятельную работу учащихся на занятии и дома.
Учебные и методические материалы для учащихся 4 класса«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов.Основные содержательные линии курса: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет.
Учебные и методические материалы для учащихся 5-7 классов«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов.Основные содержательные линии курса: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет;экономические отношения семьи и государства;семья и финансовый бизнес;собственный бизнес.
Учебные и методические материалы для учащихся 8-9 классовЗначительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений
Учебные и методические материалы для учащихся 10-11 классовПредлагаемый курс повышения финансовой грамотности  предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр.
Учебные и методические материалы для учащихся старших классов (математический профиль)Специальный учебно-методический комплекс (УМК) для учащихся старших классов математического профиля с повышенным уровнем математического изложения материала
Учебные и методические материалы для учащихся старших классов (экономический профиль)По результат изучения курса учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, овладеть навыками формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов и пр.
Учебные и методические материалы для учащихся Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др.
Учебные и методические материалы для учащихся по основным программам профессионального обученияКурс «Финансовая грамотность» для этого образовательного уровня построен на методике обучения в процессе действия (learning-by-doing). Это позволяет дать обучающимся не только базовые знания финансового характера, но и навыки грамотного финансового поведения.
Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатовПредлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

МАТЕРИАЛЫ V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2019

Источник: https://fingram.rkomi.ru/pages/shkola_finansovoy_gramotnosti/pedagogu

Новый предмет поможет российским школьникам получить финансовую грамотность. Новости. Первый канал

С 1 сентября в российских школах появится новый предмет: «Финансовая грамотность».

Ученикам будут рассказывать, как планировать бюджет, как защитить себя от сомнительных схем и разъяснят, что за принятые решения отвечать придется только им самим.

Пока преподавать финансовую грамотность будут факультативно. Но скоро отдельные ее аспекты станут обязательной частью традиционных школьных предметов.

Не соблазненный деньгами, девятилетний Борис гордо сообщает: копит на велосипед. С каждых 100 рублей карманных денег 20 отправляет на карту. А на семейном совете дает папе фору в вопросах экономики.

«Однажды вклинился во взрослый разговор и сказал, на какую сумму страхуются вклады: миллион четыреста!» — рассказывает папа мальчика.

Эти знания он получил на экономических курсах. Скоро разбираться в финансах будут учить прямо в школах. Проект Министерства образования и Банка России: уроки финансовой грамотности. Уже в этом году их в качестве факультатива предложат всем ученикам средней школы и старшеклассникам. Позже предмет станет обязательным.

«Обязательный урок означает стопроцентное покрытие населения Российской Федерации вот этими самыми знаниями, и через сколько-то поколений – этот проект рассчитан не на один год – через10-15 лет сделает наше население гораздо более финансово грамотным, потому что все пройдут через такое образование», — говорит первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

В Центральном банке будущий учебник для девятых классов называют уникальным. На понятном языке в нем рассказано, например, для чего нужна банковская ячейка, и объяснены термины, о которых не каждый взрослый знает.

Финансовая терминология как темный лес. Эксперты утверждают: считать деньги россияне сегодня не слишком умеют. Статистика от Национального агентства финансовых исследований: только 10 процентов семей планируют свои расходы на срок более месяца. А число жертв кредитных мошенников за 2015 год выросло в два раза!

Свой новый автомобиль Сергей Ким называет «золотым». Кредит на покупку машины ему предложили оформить прямо в автосалоне. Подводные камни — высокий процент и множество дорогих допуслуг, которые, как это часто бывает, прописаны в договоре мелким шрифтом. Подписал, а потом схватился за голову.

«Я думаю, что это должно прививаться, особенно здесь, в таком мегаполисе, как Москва, ребенку; пока он растет, все время ему объяснять, чтобы он не попал в пирамиду какую-нибудь», — говорит Сергей Ким.

Сначала об основах финансовой грамотности расскажут учителям. Банк России уже подготовил методистов, которые будут работать с преподавателями, в том числе и детских домов.

«Я думаю, что финансовая грамотность мне не помешает. Программа поможет мне, как будущей маме, растрачивать свой семейный бюджет», — говорит воспитанница детского дома Амина.

Пока одни дети ждут, что новый предмет поможет им тратить деньги, другие мечтают научиться не тратить. Семиклассница Катя из Ульяновска точно знает, для чего ей нужна финансовая грамотность. Она уже два года копит на телефон. Но вечно мешает проблема, понятная почти каждой женщине.

«В прошлом году мне крестный прислал 500 рублей. Я решила, что мне срочно нужна юбка, и я ее купила. А сейчас она где-то валяется», — поделилась Катя Лазарева.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2016-08-31/309093-novyy_predmet_pomozhet_rossiyskim_shkolnikam_poluchit_finansovuyu_gramotnost

Российские школьники в четвёрке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР

Российские 15-летние школьники показали наибольший прогресс среди своих зарубежных сверстников, поднявшись за три года с десятого места на четвёртое в международном рейтинге ОЭСР по финансовой грамотности.

Такие данные озвучила руководитель департамента по финансам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования Флор-Анн Месси, представляя в Москве итоги международного исследования PISA по финансовой грамотности, проводимого ОЭСР.

В исследовании ОЭСР PISA принимали участие все 85 регионов нашей страны. В том числе и школьники из Калининградской области, которые уже более пяти лет имеют возможность развивать свои компетенции в области финансовой грамотности благодаря программе регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области».

В России значительно сократилось число школьников с низким уровнем финансовой грамотности и выросло число подростков с высоким уровнем. Это очень показательный результат, — заявила Флор-Анн Месси.

— В России также не существует большого разрыва в области знаний о финансах между школьниками по социально-экономическому статусу, что свидетельствует о равном доступе к финансовому образованию в отличие от других стран лидеров.

Примечателен и тот факт, что уровень финансовой грамотности российских детей выше, чем можно было бы ожидать исходя из результатов по математической и читательской грамотности. Это говорит о том, что тест по финансовой грамотности отражает результаты системной работы именно по финансовому образованию, а не только успехи по математике или другим предметам.

Руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева отметила, что если по результатам первого исследования уровень знаний подростков был ниже среднего по странам ОЭСР, то сейчас Россия опередила в среднем страны ОЭСР и вошла в число лидеров.

Эксперты отмечают, что большую роль в образовании детей играет реализация проекта Минфина России по финансовой грамотности. Одним из самых больших достижений проекта заместитель Министра финансов Сергей Сторчак считает разработку не имеющего аналогов в мире комплекта учебно-методических материалов для школ со 2 по 11 класс включительно.

По мнению заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирины Тарадановой, на результаты российских школьников также повлиял переход на новые образовательные стандарты.

Кроме того, вопросы финансовой грамотности были введены в содержание ряда школьных предметов — обществознания и экономики, а также в итоговую аттестацию: к примеру, в ЕГЭ по математике включены задания, связанные с деятельностью банков и кредитованием.

Отмечены позитивные изменения не только в финансовых знаниях, но и в финансовом поведении школьников.

Самой распространённой финансовой практикой среди российских 15-летних учащихся является накопление денежных средств (85% учащихся).

Не менее активно дети приобретают товары и осуществляют платежи в интернет-магазинах (72% учащихся). Также подростки склонны находить выгодные условия для приобретения товаров и услуг (54%).

Российский опыт обучения финансовой грамотности представляет большой интерес для других стран. В 2016 году Проект Минфина России по финансовой грамотности удостоен главной международной награды Global Inclusion Awards среди более ста тридцати стран за реализацию образовательных программ для детей и молодёжи, — подчеркнул Сергей Сторчак.

Стратегический координатор проекта Минфина России по финансовой грамотности, сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг Группы двадцати (G20) Анна Зеленцова обратила внимание, что работа в данном направлении продолжается и в настоящее время Минфином России готовится второе издание школьных учебных пособий по финансовой грамотности, которые были отредактированы с учётом практических рекомендаций учителей и актуальной информации на финансовом рынке, и будет затем направлено в школы регионов.

Однозначный показатель того, что программа вызывает интерес — это активное участие в наших мероприятиях. Ребята видят важность получения знаний в области финансов для жизни. Подростки сами интересуются способами получения знаний вне школьной программы.

Всё больше и больше детей вовлекаются в мероприятия программы, например, в семидневной всероссийской акции «Неделя финансовой грамотности для детей и молодёжи», проходящей в регионе, уже второй год подряд принимает участие более 60 тысяч ребят, а в семейном конкурсе «Финансовая грамотность в моей семье: мы знаем, зачем это нужно» в прошлом году приняло участие уже 300 семей.

Читайте также:  В россии пройдет первый хакатон по смешанной и виртуальной реальности

На достигнутых результатах мы не останавливаемся — будем увеличивать количество мероприятий, повышать их качество, например, этим летом в оздоровительных лагерях области пройдёт ряд обучающих мероприятий по финансовой грамотности. Сегодняшние грамотные школьники — это основа экономического процветания страны, — прокомментировала приятную новость координатор программ по финансовой грамотности в Калининградской области Алена Бушмина.

С результатами исследования PISA ОЭСР по финансовой грамотности можно ознакомиться на сайте fingram39.ru.

Материал подготовлен в рамках программы регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области»

Источник: https://kgd.ru/finazbuka/novosti-programmy/item/64331-rossijskie-shkolniki-v-chetvjorke-luchshih-po-finansovoj-gramotnosti-v-mezhdunarodnom-rejtinge-ojesr

В учебнике банка россии по финансовой грамотности для школьников обнаружили массу ошибок

21 июня Банк России выпустил сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для школьников всех возрастов.»Медуза» нашла в задачах для начальной школы много ошибок и сообщила об этом в пресс-службу Банка России. Исправленную версию незаметно опубликовали 24 июня, не предупредив посетителей сайта «Финансовая культура», что им необходимо скачать новую версию сборника.

Так, в одной из задач сказано, что в одной из древнейших стран жители рассчитывались ячменем. Самой мелкой «разменной единицей» являлся шекель — 180 ячменных зерен (около 11 граммов).

Школьникам предлагалось посчитать количество зерен в 4 шекелях и количество граммов в 3, в 10 и в 15 шекелях. Журналисты отмечают, что на Ближнем Востоке шекель действительно был мерой веса, равной весу 180 ячменных зерен. Но столько ячменных зерен не может весить больше 9 граммов.

11 граммов весила одна из разновидностей монеты шекель, которая только этимологически была связана со 180 зернами.

В другой задаче утверждается, что во времена царя Ивана Грозного за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу. Предлагается посчитать, сколько изб можно было купить за 36 копеек и сколько копеек осталось. Однако, учитывая, что после покупки 12 изб от 36 копеек ничего не останется, авторы предположили, что в текст вкралась опечатка, и изначально речь шла о 38 копейках.

В еще одной задаче предлагалось посчитать, насколько повысился доход семьи, если отец получил премию 25 тысяч рублей, а мать получила премию на 3000 рублей больше.

Авторы пособия утверждали, что правильный ответ — 28 000 рублей. Сейчас его исправили на 53 000 рублей, но возможно, лишним было второе слово «премия».

Во всех остальных задачах сборника существует односторонний разрыв в зарплатах, согласно которому отец всегда зарабатывает больше матери.

Еще одна задача о семейном бюджете вызывает массу вопросов — общая сумма месячных расходов семьи в задаче составляет 109 тысяч, тогда как в итоговой таблице указано 114 тысяч.

При этом непонятно, откуда в таблице взялся остаток в 21 185 рублей — гораздо больше реально сэкономленных 5 тысяч рублей.

При решении другой задачи в методическом пособии для учителей и в самом задачнике указаны разные данные о зарплате родителей, на основании которой предлагается посчитать пенсии дедушки и бабушки, но пенсия бабушки и дедушки остается неизменной.

В других задачах авторы путают месяцы и недели, не указывают важную разницу между простыми и сложными процентами в микрофинансовых организациях, а также используют неверное определение мошенничества, считая мошенником всякого, кто продает товар по цене выше магазинной, хотя мошенником человека может признать лишь суд.

При этом «Медуза» отмечает, что позиция «продал дороже, значит, преступник» нередко используется в уголовных делах против предпринимателей.

Наиболее ярким примером можно считать дело «Кировлеса», в ходе которого политика Алексея Навального и предпринимателя Петра Офицерова признали виновными в хищении за сделки по перепродаже продукции кировского предприятия.

Европейский суд по правам человека постановил, что действия подсудимых нельзя отличить от обычной посреднической деятельности.

Источник: https://www.newsru.com/finance/25jun2019/uchebnik.html

Участие учащихся в проекте «Финансово-экономическая грамотность» 2017-2018 учебный год, ГБОУ Школа № 423, Москва

Цель Проекта: повышение финансовой грамотности всех участников образовательного процесса, содействие формированию разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам.

В 2017-2018 учебном году учащиеся ГБОУ Школа №423 были включены в проект «Финансово-экономическая грамотность».

В рамках данного проекта учащиеся и педагоги прошли курс повышения финансовой грамотности, , принимали участие в городских и всероссийских проектах, в конкурсах финансовой направленности.

Участие обучающихся ГБОУ Школы № 423 в проекте «Финансовая грамотность» в 2018-2019 учебном году

Руководитель Тихомирова Н.А.

В сентябре 2017 года в рамках реализации городского проекта «Финансово-экономическая грамотность» учащиеся 6 «Б» и 9 «А» классов приняли участие в Фестивале финансовой грамотности в Москве. Команда 6 класса «Б» участвовала в деловой игре «Математика в мире финансов». Команда 9 класса «А» участвовала в интеллектуальной игре «Экономический эрудицион».

Участие школы в просветительском проекте для учеников школ Московская олимпиада школьников по финансовой грамотности. В октябре – ноябре 2017 года была организована регистрация учащихся на сайте fingram.olimpiada.ru, открыты личные кабинеты, пройден первичный мониторинг финансовой грамотности для выявления начального уровня знаний.

В школе осуществлялся контроль за дистанционным обучением учащихся. Ребята смогли проверить свои знания, познакомиться с материалами для подготовки, принять участие в дистанционном туре.

В период с 13 ноября 2017 года по 29 ноября 2017 года Тихомирова Н.А. прошла обучение по программе повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» в объеме 72 часа на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Получено удостоверение о повышении квалификации №103650.

В рамках реализации городского проекта учащаяся школы Гранчак Дарья 8 класс «В» приняла участие в Московском городском конкурсе ученических эссе «Возможен ли идеальный закон?». Тема эссе: Коррупция — угроза для демократического государства. (Декабрь 2017 – Январь 2018)

В течение учебного года в рамках реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве» учащиеся 6, 8, 9, 11 классов принимали участие в Городском проекте «Финансово-экономический диктант».

Учащиеся старших классов в течение учебного года посещали проект «Финансовые и предпринимательские субботы». Выбор мероприятий и регистрация осуществлялась на сайте: fin.educom.ru. Среди тем были: менеджмент, предпринимательство, социальные пособия, ценные бумаги и другие.

Учащаяся 9 класса «А» Байдалова Марина приняла участие в ежегодной Олимпиаде для учеников 8-11 классов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. В этом году вместе с экономикой, химией, русским и английским языком добавилась категория «Финансовая грамотность». Соревнования проходили в два этапа: отборочный и заключительный.

На отборочном этапе школьникам было предложено написать эссе на одну из предложенных тем про деньги. Байдалова Марина успешно раскрыла тему «Мифы о деньгах» и была приглашена для участия в очном туре. Заключительный этап проходил очно в Москве и на региональных площадках. Участникам необходимо было решить ряд финансово-экономических задач и разгадать кроссворд.

Марина была награждена сертификатом участника олимпиады.

С февраля по март Российский государственный гуманитарный университет проводил Конкурс проектных работ школьников «Мой первый бизнес — проект». От нашей школы участником был Эйбатов Эмиль учащийся 6 класса «Б».

Целью проведения конкурса было выявление среди школьников лиц, имеющих способности к проектной работе и предпринимательской деятельности. Эйбатов Эмиль под руководством Тихомировой Н.А. подготовил бизнес проект на тему «Переработка сырья».

В работе была отражена бизнес идея, схема производства, создан логотип, был учтен рабочий персонал предприятия и заработная плата, раскрыты основные преимущества услуги и ее потребители, проведена оценка эффективности проекта, отмечен социальный эффект реализации проекта и представлены прогнозы и планы предприятия. Эта огромная работа была отмечена благодарностью за участие в конкурсе.

Февраль – март 2018 года. Учащиеся 9 класса «Б» участвовали в Межрегиональной научно-практической конференции школьников 2018 в конкурсе «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев». Землина Анастасия – номинация «Иллюстративное искусство» (иллюстрация к произведению А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»). Шикина Алена – номинация «Литературное творчество» (эссе).

С марта по апрель наша школа принимала участие в Проекте «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу». Организатор Проекта – Центральный банк Российской Федерации. Учащиеся 6 класса «Б», 8, 9, 10, 11 классов.

Темы уроков: Личный финансовый план; Инвестируй в себя или что такое личное страхование; Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут; Вклады: как сохранить и приумножить; Моя профессия – финансист; Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами.

В апреле 2018 года Министерство финансов проводило конкурс «Говорят и показывают финансы». Межрегиональный конкурс творческих школьных работ. День независимости. Говорят и показывают финансы. Тема видеоинтервью: Банковские карты и наличные деньги у школьников: «за» и «против». Руководитель конкурса от школы – Дормидонтова П.Н., учащийся 7 класса «Б» Котов Артем. Получена грамота за участие.

С целью повышения финансовой грамотности всех участников образовательного процесса на базе школы в течение учебного года были организованы и проведены уроки по финансовой грамотности с использованием методических материалов по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций (fmc.hse.ru/methodology). Были раскрыты темы: экономические понятия и термины, личные финансы, семейный бюджет, банки и банковские услуги, страхование, инвестиции и другие.

С 9 по 22 апреля 2018 года наша школа принимала участие в IV Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи 2018.

В рамках этой недели учащихся, педагоги и родители участвовали в вебинарах, конкурсах, онлайн уроках.

Ученицы 10 класса «Б» Булавкина Анастасия и 11 класса «Б» Гусева Валентина приняли участие во Всероссийском конкурсе письменных работ на тему «5 правил самому себе для успешного будущего!»

В мае был подведен итог работы школы в проекте «Финансово-экономическая грамотность», вручены сертификаты за участие, медали за активное участие .

Результат
28.11.2017 Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике Призер
Победитель 1 тура

Источник: https://sch423.mskobr.ru/obrazovanie/finansovaya_gramotnost/uchastie_uchawihsya_v_proekte_finansovo-e_konomicheskaya_gramotnost_2017-2018_uchebnyj_god/

Российские школьники в четверке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР

  • Российские 15-летние школьники показали наибольший прогресс среди своих зарубежных сверстников, поднявшись за три года с десятого места на четвертое в международном рейтинге по финансовой грамотности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
  • Такие данные озвучила руководитель департамента по финансам ОЭСР, исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования Флор-Анн Месси, представляя в Москве итоги исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) по финансовой грамотности, проводимого ОЭСР.
  • В исследовании ОЭСР PISA принимали участие все 85 регионов России, в том числе и школьники из Калининградской области, которые уже более пяти лет имеют возможность развивать свои компетенции в области финансовой грамотности благодаря программе регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области».

«В России значительно сократилось число школьников с низким уровнем финансовой грамотности, и выросло число подростков с высоким уровнем. Это очень показательный результат, – заявила Флор-Анн Месси. – В России также не существует большого разрыва в области знаний о финансах между школьниками по социально-экономическому статусу, что свидетельствует о равном доступе к финансовому образованию в отличие от других стран лидеров.  Примечателен и тот факт, что уровень финансовой грамотности российских детей выше, чем можно было бы ожидать, исходя из результатов исследований по математической и читательской грамотности. Это говорит о том, что тест по финансовой грамотности отражает результаты системной работы именно по финансовому образованию, а не только успехи по математике или другим предметам».

Глава Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева отметила, что если по результатам первого исследования уровень знаний подростков был ниже среднего по странам ОЭСР, то сейчас Россия опередила в среднем страны ОЭСР и вошла в число лидеров.

Эксперты отмечают, что большую роль в образовании детей играет реализация федерального проекта Минфина России по финансовой грамотности. Одним из самых больших достижений проекта замминистра финансов России Сергей Сторчак считает разработку не имеющего аналогов в мире комплекта учебно-методических материалов для школ со 2 по 11 класс включительно.

По мнению заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирины Тарадановой, на результаты российских школьников также повлиял переход на новые образовательные стандарты.

Кроме того, вопросы финансовой грамотности были введены в содержание ряда школьных предметов – обществознания и экономики, а также в итоговую аттестацию: к примеру, в ЕГЭ по математике включены задания, связанные с деятельностью банков и кредитованием.

Отмечены позитивные изменения не только в финансовых знаниях, а и в финансовом поведении школьников.

Самой распространенной финансовой практикой среди российских 15-летних учащихся является накопление денежных средств (85% учащихся).

Не менее активно дети приобретают товары и осуществляют платежи в интернет-магазине (72% учащихся). Подростки склонны находить выгодные условия для приобретения товаров и услуг (54%).

«Российский опыт обучения финансовой грамотности представляет большой интерес для других стран. В 2016 году проект Минфина России по финансовой грамотности удостоен главной международной награды Global Inclusion Awards среди более ста тридцати стран за реализацию образовательных программ для детей и молодежи», — подчеркнул Сергей Сторчак.

Стратегический координатор проекта Минфина России по финансовой грамотности, сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг Группы двадцати (G20) Анна Зеленцова обратила внимание, что работа в данном направлении продолжается и в настоящее время Минфином России готовится второе издание школьных учебных пособий по финансовой грамотности, которые были отредактированы с учетом практических рекомендаций учителей и актуальной информации на финансовом рынке, и будет затем направлено в школы регионов.

«Однозначный показатель того, что программа вызывает интерес – это активное участие в наших мероприятиях. Ребята видят важность получения знаний в области финансов для жизни. Подростки сами интересуются способами получения знаний вне школьной программы.

Все больше детей вовлекается в мероприятия программы, например, в семидневной всероссийской акции «Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи», в регионе уже второй год подряд принимает участие более 60 тысяч ребят, а в семейном конкурсе «Финансовая грамотность в моей семье: мы знаем, зачем это нужно» в прошлом году приняло участие уже 300 семей», – прокомментировала приятную новость координатор программ по финансовой грамотности в Калининградской области Алена Бушмина.

По ее словам, количество мероприятий будет увеличиваться, будет повышаться их качество. Этим летом в оздоровительных лагерях области пройдет ряд обучающих мероприятий по финансовой грамотности.

С результатами исследования PISA ОЭСР по финансовой грамотности можно ознакомиться на  сайте . Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://kaliningrad.bezformata.com/listnews/finansovoj-gramotnosti-v-mezhdunarodnom/58230399/

Ссылка на основную публикацию