Исчезновение тестовой части егэ не помешало выпускникам

Провал на ЕГЭ – страшный сон любого (даже самого усердного) ученика. Выпускников со всех сторон пугают итоговой аттестацией. Уверяют, что от нее зависит их дальнейшая карьера, да что уж там – судьба.

Причем в дело включаются и родители, и репетиторы, и учителя. Находясь под таким прессингом, сложно не задаться вопросом: неужели фиаско на экзамене – это конец? Рассказываем, как сложилась жизнь пятерых учеников, которые завалили итоговую аттестацию.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Спойлер: это не конец, а только начало.

«Учительница говорила, что баллов 50 смогу набрать»

Софья, выпускница 2019 года, Москва

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

ТАСС/Кирилл Кухмарь

Я завалила ЕГЭ по биологии. В девятом классе на ОГЭ очень успешно сдала английский язык и обществознание. Но так как с детства профессионально занимаюсь спортом, мой тренер сказал, что на ЕГЭ нужно будет сдавать биологию для поступления в спортивный университет.

Я стала готовиться в начале 11 класса, но из-за постоянных тренировок и сборов много времени уделять учебе не получалось. А в феврале все-таки решила «поднажать» и серьезно отнестись к подготовке. В принципе, было достаточно перейти порог, чтобы поступить, тем более у меня звание мастера спорта (а это дает большие преимущества и льготы в спортивном университете).

Русский язык и математику сдала нормально (русский – 70 баллов, математика – четверка). Школьная учительница по биологии с уверенностью говорила, что баллов 50 я точно смогу набрать. Она помогала мне в подготовке. За несколько дней до ЕГЭ я решила огромное количество пробных вариантов. И увидев свой на самом экзамене, сильно напряглась.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Формула любви: сколько стоит патриотическое воспитание

Оценим за полчаса!

Задания были значительно сложнее и непонятнее, такого я совсем не ожидала! Выйдя из аудитории, сразу поняла: «Завалила…» В итоге мой результат – 27 баллов, а порог – 36. Конечно же, я расстроилась, начала плакать.

Софья

выпускница 2019 года

Позвонив маме, услышала следующее: «Вот так несерьезно ты к этому подошла. Поэтому и такой результат, нечему удивляться». Но спустя какое-то время мама начала относиться к этому спокойнее. Учительница в школе подбодрила, мол, пересдашь в следующем году, ничего страшного в этом нет, со всеми случается.

Сейчас я решила, что в следующем году буду сдавать те предметы, которые всегда и хотела учить – английский язык и обществознание. Моя цель теперь – факультет рекламы и связей с общественностью.

Мне кажется, я завалила биологию не столько из-за плохой подготовки, сколько из самого нежелания поступать в спортивный вуз. В первые недели после ЕГЭ сильно расстроилась и постоянно думала: «Ну все, теперь я бомж».

Софья

выпускница 2019 года

А сейчас все изменилось: я успокоилась и поняла, что смогу сдать другие предметы и уже поступить в университет. Осознала, что все, что происходит, только к лучшему. Единственное, что расстраивает, это потеря целого года. Но ведь очень часто ребята после школы берут перерыв на год перед поступлением в высшее учебное заведение. Поэтому, думаю, это совсем не страшно.

«Девочка, завалившая ЕГЭ»

Ксения, выпускница 2019 года, Нижний Новгород

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

ТАСС/Кирилл Кухмарь

В начале 11 класса я решила сдавать ЕГЭ по химии и биологии. Надо сказать, к большому удивлению учителей и одноклассников, так как школа у нас гуманитарная, и научные предметы мы глубоко не изучали.

Учителя сразу сказали: «Мы тебя готовить не будем, нанимай репетиторов». Это я и сделала.

Но, как оказалось, женщина, с которой я занималась, никогда не готовила к ЕГЭ, только к ОГЭ, поэтому львиную долю тем мне приходилось разбирать самостоятельно.

Я надеялась на хороший результат по биологии, так как за год успела влюбиться в этот предмет и пробники решала на твердые пятерки. С химией дела обстояли намного хуже, но мне достаточно было набрать 50 баллов, чтобы преодолеть порог в педиатрический вуз.

И вот день икс настал. 31 мая я единственная из школы пошла сдавать экзамен по химии. Вариант мне попался не из легких. Но это не лишило меня уверенности, что смогу набрать проходной балл. Так что спустя два часа я со спокойной душой вышла из аудитории с наполовину решенным вариантом.

Биологию мы писали 13 июня, в этот же день должны были прийти результаты химии. Я с самого утра машинально обновляла сайт в надежде увидеть желаемый балл. Но когда результат наконец появился на экране, у меня случился шок: 28 баллов… Звучало как приговор, ведь минимальный порог для сдачи экзамена – 36.

У меня случилась истерика: я сразу же позвонила родителям, рыдала в трубку и не могла остановить слезы. В тот момент винила абсолютно всех в своей неудаче: и учителей, категорично отказавшихся от занятий, и неопытного репетитора, и сложный вариант.

Ксения

выпускница 2019 года

Естественно, экзамен по биологии прошел как в тумане: подсознание подсказывало, что с такими баллами по химии я могу и не мечтать о поступлении в университет, поэтому и не старалась решать задания правильно. У меня просто опустились руки. Результат был ожидаем – 59 баллов. Что удивительно, родители ни разу не упрекнули меня и полностью поддержали: «Видимо, так все должно было сложиться», – сказали они.

Но так как мы живем в небольшом городе, где все друг друга знают, очень скоро я стала известна как «девочка, завалившая ЕГЭ» – это несмотря на выигранные мной региональные этапы олимпиад и аттестат с шестью четверками.

Ксения

выпускница 2019 года

С учителями я не общалась, потому что устала от вечных расспросов из разряда «и что ты теперь будешь делать?». Близких друзей в школе у меня тоже не было, поэтому после объявления всех результатов ЕГЭ я решила поступать в медицинский колледж в Питере. Просто хочется уехать туда, где никто не знает обо мне и не пристает с настойчивыми расспросами.

Я планирую отучиться в колледже год и заново сдать ЕГЭ. Но теперь меня тянет не к медицине, а на биологический факультет, ведь с этой наукой у меня случилась настоящая любовь.

Сейчас я уже не жалею о произошедшем, наоборот, эта ситуация сплотила нашу семью и помогла мне выбрать верное направление. ЕГЭ – это ступень, которую нужно преодолеть каждому, просто у меня получилось не с первого раза.

И жизнь на этом не заканчивается, поверьте на слово.

«Больше всего было жалко родителей»

Алексей, выпускник 2017 года, Москва

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

РИА Новости/Александр Кряжев

Два года назад я завалил ЕГЭ по истории. Сам не понял, как так вышло, потому что готовился достаточно долго. После девятого класса я твердо решил: буду поступать на юридический. Сдавать на юрфак нужно историю и обществознание, с которыми у меня в принципе никогда не было проблем.

И уже в 10 классе я потихоньку начал листать учебники, решать пробные варианты ЕГЭ. Возможности нанимать репетиторов у моих родителей не было, и я это прекрасно понимал. Они верили, что я сам смогу подготовиться на хороший балл и поступить на бюджет. А я очень не хотел их подвести.

Но результат меня ужасно огорчил, я совсем не ожидал 45 баллов. Это даже меньше половины! Да, по ощущениям я понаделал ошибок в заданиях, но чтобы настолько… Не расстраиваясь раньше времени, пошел на апелляцию.

А вдруг часть ответов не засчитали по ошибке? Короче говоря, паниковать сразу не стал. Оказалось, что компьютер засчитал все правильно, только ответы мои были неправильные. Удалось отвоевать парочку баллов, но сильно это не помогло.

Я понимал, что не прохожу на бюджет.

Больше всего было жалко родителей, которые так в меня верили. Смирившись с ситуацией, мама сказала: «Сынок, давай на платное. Мы с отцом готовы оплатить твое обучение. Ну а потом попробуешь перевестись на бюджет». Но я не хотел, чтобы родители платили. Совсем не хотел.

Алексей

выпускник 2017 года

И тогда решил: пойду работать, а в следующем году пересдам историю и поступлю. Баллы по остальным экзаменам у меня были высокие, подвел только этот предмет.

Так я устроился в не очень известную компанию курьером. Платили неплохо, деньги я откладывал. Спустя какое-то время заинтересовался пиаром, и работодатель предложил мне попробовать себя в этом.

Он устроил меня в пиар-отдел без образования. И тут все началось!

Сказать, что мне нравилось – ничего не сказать. Это было безумно интересно, я стал изучать книги по связям с общественностью, придумывал различные кейсы и новые проекты. В общем, понял, что это мое. Прошло полгода, меня официально трудоустроили в пиар-отдел, предложив хорошую зарплату. Сейчас я продолжаю там работать. ЕГЭ так и не пересдал, да и зачем?

Я нашел свое призвание, занимаюсь делом, которое мне нравится, и зарабатываю себе на жизнь.

Алексей

выпускник 2017 года

Ко мне пришло осознание, что ЕГЭ не решает твою судьбу. Даже несмотря на провал на экзамене, можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому не стоит отчаиваться, все только впереди. Это не конец.

«Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон»

Мария, выпускница 2012 года, Москва

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

ТАСС/Кирилл Кухмарь

ЕГЭ я сдавала в 2012 году. Училась всегда так себе, звезд с неба не хватала. Вот и решила пойти на менеджера, как и большинство одноклассников. Сдавать нужно было английский и обществознание.

И если с первым предметом проблем не возникло (у меня папа учитель английского), то ко второму я отнеслась пренебрежительно: все говорили, что экзамен легкий.

Поэтому за учебный год открывала сборник вариантов от силы раза три.

Экзамены в то время отличались от современных – не было таких суровых досмотров. Естественно, мы заготавливали километры шпор.

Мария

выпускница 2012 года

Обществознание сдавала последним, как сейчас помню, 13 июня. Накануне экзамена слили якобы ответы, так что я была спокойна. Пройдя металлоискатели, уверенно вошла в аудиторию и села на свое место.

Даже не пыталась что-либо повторить, мыслями была уже на посиделках с друзьями тем же вечером. Раздали варианты. «Вроде совпадает», – пронеслось в голове.

Я списала тест и написала эссе за два часа, пару раз выходила в туалет подглядеть в шпорах ответы. Оставалось дождаться результатов.

Через две недели пошла в свою школу узнавать баллы – тогда еще не было личных кабинетов. Наша классная руководительница рассадила всех за парты и по алфавиту озвучивала результаты.

Назвав мою фамилию, учительница тяжело вздохнула и сказала, что давно ее так не позорили. Оказалось, я набрала всего 37 баллов! В 2011 году минимальный балл составлял 36, но я не знала, что порог повысили до 39.

Учительница еще долго причитала, так что мне не оставалось ничего, кроме как выбежать из класса.

Сердце бешено колотилось, в ушах стоял звон. Не помню, как дошла до дома, как рассказала родителям, как они отреагировали. Наверное, расстроились, но я их понимаю.

Мария

выпускница 2012 года

О поступлении я уже не думала, поняла, что бессмысленно подавать документы куда-либо, а в колледж идти не хотелось.

Пошла работать администратором в банк – там брали без опыта. Через пару месяцев освоилась, в декабре получила повышение. А через год познакомилась со своим будущим мужем на корпоративе – он работал в другом отделе.

Мы женаты почти пять лет, растим дочку, раз в год ездим отдыхать на море, в общем, обычное семейное счастье. Именно благодаря работе я поняла, что ЕГЭ не решает абсолютно ничего, а высшее образование нужно далеко не всем.

Так что мой совет всем новоиспеченным выпускникам – не бойтесь ничего и не делайте из экзаменов трагедию – оно того абсолютно точно не стоит.

«Сейчас я снимаю собственный фильм»

Илья, выпускник 2017 года, Подольск

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

ТАСС/Михаил Терещенко

Я завалил ЕГЭ в 2017 году. Поначалу чувствовал себя частью какого-то анонимного клуба или братства неудачников. Но теперь, спустя почти два года, могу трезво оценить то время и понять, что все в нашей жизни происходит не напрасно.

Сколько себя помню, всегда хотел пойти в режиссуру. В школе постоянно участвовал во всех огоньках и праздниках, ставил спектакли. Именно поэтому вопрос о выборе экзаменов не стоял – мне в любом случае надо было сдавать ненавистную литературу.

До старших классов я не читал ничего, кроме обожаемого мной Диккенса, а с нашими классиками вообще не сложилось – ну не мог я понять, почему Пьер Безухов – настоящий герой, а Обломову нужно сострадать.

Да и с учительницей отношения были всегда натянутые, так что мама наняла мне репетиторов еще в десятом классе.

К концу школы я благополучно освоил перипетии «Преступления и наказания» и выучил имена всех князей из «Слова о полку Игореве». Экзамен не казался мне катастрофой, но шпоры для перестраховки я все равно сделал.

Вариант был довольно простым – «Недоросль», Окуджава и большое сочинение по Салтыкову-Щедрину.

Я благополучно решил тест и принялся за короткие сочинения, как тут ко мне подошел наблюдатель и попросил встать. Я не успел понять, в чем дело, как меня в лоб спросили: «У вас есть шпоры?» Я ответил отрицательно, но вторая женщина-проверяющая с пеной у рта доказывала, что у меня есть шпаргалки в джинсах. И тут я вспомнил о непонадобившейся шпоре.

Читайте также:  Колонка подростка: краткий словарь школьного сленга

Руки сразу вспотели, и я в ступоре стоял посреди аудитории.

Надо сказать, что та учительница сильно давила на меня, вынуждала признаться в том, что я списывал, в общем, вела себя очень некрасиво. В итоге я был вынужден достать шпору – меня удалили с экзамена с возможностью пересдать в следующем году.

Я был в прострации еще где-то полчаса, до конца не понимал, что произошло. В голове маячила только одна мысль: «Ты облажался, забудь о ВГИКе». Казалось, жизнь закончилась. Мама тоже подлила масла в огонь: закатила истерику, сказала, что в жизни не даст мне больше ни копейки и теперь я сам по себе.

Месяц забивал на все, гулял с друзьями, зависал в клубах.

Я даже не пошел на выпускной, потому что уехал в Нижний Новгород на фестиваль. Так продолжалось полгода. Работа курьером и пиво по субботам стали для меня привычной рутиной. О ЕГЭ я забыл как о страшном сне и даже не думал пересдавать его в июне. Мама совсем перестала со мной общаться, и я переехал к отцу – родители развелись, когда мне было восемь.

Папа – охранник, часто работает в ночные смены, так что мы редко разговаривали.

В ноябре я увидел объявление о наборе на курсы киношколы Александра Митты и, ни на что не надеясь, заполнил заявку. Курсы стоили недешево, но я откладывал деньги с лета, поговорил с отцом, и он добавил.

Два месяца пролетели незаметно. Главное – я снова загорелся мыслью о поступлении на режиссерский, поэтому в июне пришел на экзамен, уже без единой шпоры.

Результат – 87 баллов и поступление во ВГИК на курс Александра Прошкина.

Сейчас я снимаю собственный документальный фильм и коплю деньги на режиссерские курсы в Лос-Анджелесе, куда хочу поехать после окончания института. Надеюсь, все получится.

Татьяна Конюхова, Анастасия Кравченко

Источник: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/01072019/155737

Егэ по истории: как избежать типичных ошибок

  • Как устроен экзамен
  • Как избежать типичных ошибок
  • Сколько времени потребуется
  • Как готовиться самостоятельно
  • Что читать
  • Как тренироваться
  • Как выучить историю России XX столетия
  • Чем поможет преподаватель
  • Нужна мотивация и правильный настрой
  • Как распределить время на экзамене
  • Что запомнить

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла.

За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2.

Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно.

В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное.

Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

Часто школьники не умеют формулировать аргументы. Типичная ошибка: выпускник приводит конкретные факты, но не даёт пояснений, каким образом они опровергают или подтверждают приведённую в задании точку зрения. Пример такой ошибки: «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как „шоковая терапия“, способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».

Чтобы правильно выполнить это сложное задание, нужно привести факт (событие, которое произошло) и пояснение, которое отражает связь между фактом и точкой зрения, представленной в задании.

В подтверждение этой точки зрения ученик привёл факт: «была проведена либерализация цен», но пояснения к нему отсутствует, не ясно, какие последствия имела либерализация для преодоления кризисных явлений в экономике.

Ответ нужно дополнить фразой: «Эта мера способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости».

Другая ошибка: ученик привел положение, которое не имеет опоры на конкретные факты. Например, «„шоковая терапия“ ухудшила жизнь россиян». Невозможно понять, какие именно меры привели к ухудшению жизни россиян и в чём выразилось снижение уровня жизни.

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамПример задания 24 из демоварианта 2019 года

При написании сочинения у выпускников часто возникают проблемы с раскрытием роли отдельной личности в исторических событиях, процессах и явлениях.

Выпускники называют деятелей, но не указывают их конкретные действия, значительно повлиявшие на ход и (или) результат названных событий. Здесь важно напомнить, что конкретные действия — это осмысленные волевые усилия, которые имеют единичный характер.

К действиям не относятся естественные процессы, поэтому неправильно писать «он родился в 1530 году» или «погиб в бою».

Примеры конкретных действий:

  • «И. В. Сталин в декабре 1929 г. на съезде ударников выдвинут лозунг „Пятилетку в четыре года“»;
  • «Н. С. Хрущёв выступил на XX съезде КПСС с докладом „О культе личности Сталина и его последствиях“»;
  • «Зоя Космодемьянская подожгла три дома, в которых располагался узел связи, и квартировались немцы перед отправкой на фронт»;
  • «Император Николай I издал указ об обязанных крестьянах».

Положения «К. К. Рокоссовский командовал фронтом» или «П. И. Багратион командовал армией» — не конкретные действия, поскольку непонятно, какие именно волевые усилия прилагали военачальники. Такие ответы абитуриента эксперт не примет.

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамФрагмент задания 25 из демоварианта 2019 года

Ошибки в сочинении возникают, когда выпускник не может правильно выразить свои мысли. Чтобы правильно сформулировать мысль, необходимо развивать культуру речи. Следует детально продумывать ответ, возвращаться к написанному, исправлять и корректировать его.

Пример речевой ошибки: «Павел I издал декрет о трехднёвной барщине». Выпускник небрежно построил фразу, употребив вместо слова «манифест» термин «декрет». Из-за неточной формулировки эксперт вправе расценить речевую ошибку как фактическую и снизить балл.

Также важно избегать фактических ошибок. Пример из сочинения выпускника: «Итогом реформ Александра II явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй».

Утверждение, что реформы Александра II стали причиной «активного развития машинного производства, появления новых отраслей в российской промышленности» спорно и скорее всего будет признано фактической ошибкой.

Ошибочна также фраза «серьезно изменился политический строй».

Если бы ученик написал, что реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России; что политический строй не изменился, но миллионы крестьян, получили гражданские права и включились в общественную жизнь, смысл ответа был бы иным.

При прочной базовой подготовке достаточно начать дополнительно заниматься в 11 классе. Если знания ученика слабые, лучше начать готовиться к ЕГЭ уже в 10 классе. Экзамен по истории — один из самых сложных и при этом не единственный, так что лучше не откладывать подготовку к ЕГЭ на последний школьный год.

Чтобы написать ЕГЭ на 75 баллов или выше, необходимо заниматься не менее 90 часов (по 3 академических часа в неделю) на протяжении всего учебного года.

В первую очередь нужно поставить цель — определить, сколько баллов выпускник намерен набрать. Затем необходимо определить, какие темы достаточно повторить, а какие требуют детального изучения. После этого важно выделить в расписании постоянное время для занятий и распределить изучение программы по дням, неделям и месяцам.

Всем выпускникам, сдающим ЕГЭ, рекомендую классический учебник «История России» (авторы Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г.). Также будет полезна «История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» П. А. Баранова и С. В. Шевченко.

Освоение теории должно сопровождаться практическими занятиями. Можно решать задания прошлых лет, размещенные в свободной базе на сайте ФИПИ.

В заданиях 1 и 11 нужно продемонстрировать знания хронологии событий отечественной и зарубежной истории. Важно понимать, что разработчики заданий не ждут от выпускников точных дат, достаточно указать последовательность событий (задание 1), в каком столетии имело место событие (задание 11).

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамПример задания 1 из демоварианта 2019 года

Осмысление даты работает лучше механического зазубривания хронологии. Рекомендую выполнять задания по ленте времени. Например, изучив историю России XVII в., рисуем ленту времени и отмечаем на ней даты важных событий.

Полезно использовать такие средства наглядности, как хронологические ряды, таблицы.

В кодификаторе следует найти список важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, знание которых может проверяться в заданиях 1 и 11. Данные события и даты следует занести в хронологическую таблицу. К базовым столбцам таблицы («Дата», «Событие») следует добавить еще один («Век»).

Если времени на подготовку к экзамену осталось мало и возникли сложности с запоминанием точных дат, можно провести классификацию событий по векам и сконцентрировать внимание на двух столбцах(«Событие» и «Век»). В этом случае ученику потребуется меньше усилий для запоминания.

Согласитесь, проще усвоить, что «Декларация прав человека и гражданина» была принята в XVIII веке, чем запомнить точную дату — 1789 год.

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамПример задания 11 из демоварианта 2019 года

Изучая определённый исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. Рекомендую атласы «Дрофы» (6 класс — до конца XVI века;

7 класс — конец XVI — XVIII вв.; 8 класс — XIX век; 9 класс — XX — начало XXI вв.).

Прежде всего нужно научиться пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Для этого выбирайте условный знак на карте и определяйте по легенде его значение. Определите вид деятельности, отмеченный на карте: война, поход, торговая миграция, колонизация, индустриализация и т.п.

Анализируйте географию участка, фиксируйте внимание на основных объектах — больших городах, реках, горах, рельефных особенностях. Начинайте с самых крупных, постепенно двигаясь к меньшим. Достаточно опознать несколько опорных точек — обычно этого хватает, чтобы дать событию название и выяснить, о каком периоде и регионе идет речь.

В подготовке к решению заданий 3 и 4 поможет терминологический словарь. Записывайте понятие и его определение — так вы тренируетесь в его правильном написании, произношении, запоминании. Регулярно повторяйте термины: полезно выполнять упражнение на соотнесение понятия и определения.

Для успешной подготовки к заданиям 18 и 19 полезно осуществить систематизацию информации. Например, можно завести на рабочем столе отдельную папку-альбом с важнейшими иллюстрациями скульптур, картин и архитектурных сооружений и их характеристиками. Классифицируйте памятники культуры по временным периодам: культура Руси домонгольского периода, культура XIII-XV вв., XVI в., XVII в. и т.д.

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамПример задания 18 из демоварианта 2019 года

Атрибуцию марки начинайте с анализа изображения — нужно узнать исторического деятеля. Затем проанализируйте текстовую информацию: даты, имена исторических деятелей и так далее. На основе полученной информации восстановите в памяти род деятельности изображенного, время его жизни, события, в которых он принимал участие. Полученная информация поможет выбрать верные суждения.

Половина «трудных вопросов» многовековой истории России приходится на исторические события советской эпохи. Рекомендую уделить особое внимание традиционно сложным для выпускников темам: «Гражданская война», «Причины, последствия и оценка „перестройки“ и распада СССР», «Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. („шоковая терапия“, методы приватизации)».

Чтобы разобраться с трудным материалом, необходимо систематизировать его, построить хронологические таблицы, связать с деятельностью исторических лиц.

Анализируя материал, задавайте вопросы: почему произошло это событие, какие последствия оно имело, какие оценки получило у историков, почему мнения историков о данном событии разнятся.

Повторяйте уже пройденный материал: рассказывайте все устно другу, подруге, родителям. Пересказ развивает память, воображение и улучшает культуру речи.

Даже если ЕГЭ через несколько недель, профессиональный преподаватель сможет выявить пробелы в знаниях и разъяснить сложные для ученика темы. Такая экспресс-подготовка позволит набрать дополнительное количество баллов, но лучше обратиться за помощью заранее, записаться на курсы или к репетитору.

Задача педагога — выявить пробелы в знаниях ученика и структурировать уже имеющиеся знания. Даже в идеальной ситуации, когда ученик не пропускал школьные уроки, найдутся темы, в которых он «плавает».

Бывает, школьник ещё не успел разобраться с одной темой, а школьный учитель уже переходит к следующей. Опытный преподаватель помогает повторить и закрепить материал, а также отработать аналитические умения.

В письменных заданиях второй части важно проверить работу и оценить ответ по критериям. Полезно отдать сочинение на проверку другому человеку. Преподаватель не только укажет ошибки, но и научит, как их избежать.

В течение последнего учебного года выпускнику приходится осмысливать и запоминать много информации. В памяти остаются только свежие сведения, а материал, изложенный в начале года, забывается. Репетитор строит занятия так, чтобы регулярно повторять пройденные темы, чего обычно не делают на уроках в школе.

Важный момент в любой учёбе — мотивация. Нужно найти то, что сделает изучение истории увлекательным и интересным. Хорошо, когда есть компания единомышленников, в интеллектуальной среде при поддержке сверстников учиться легче.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу, поэтому важно иметь положительный настрой.

Каждому заданию первой части нужно уделить от 3 до 7 минут, а во второй части — от 5 до 20 минут. На сочинение лучше отвести целый час, ведь оно самое важное. Сочинение в задании 25 оценивается в 11 первичных баллов из 55.

Лучше начать с заданий 13–16 или 18–19, которые требуют зоркости и высокой концентрации внимания. Затем можно перейти к заданиям с развёрнутым ответом во второй части.

Задания 24 и 25 повышенной сложности, лучше выполнить их в два этапа:

  • написать заготовку на черновике и отложить;
  • в течение часа выполнить задания первой части;
  • вернуться к заданиям 24 и 25, чтобы проверить себя и внести коррективы в ответы.
  1. Начинать готовиться к ЕГЭ по истории лучше уже в 10 классе.
  2. Помимо учебника и справочника необходимо приобрести атласы, завести терминологический словарь и папку для материалов по истории культуры.
  3. Чтобы справиться с заданием 24, нужно чётко выстроить аргумент: указать факт и пояснение, как данный факт подтверждает/опровергает спорную точку зрения.
  4. Чтобы справиться с заданием 25, нужно не только указать два события, две причинно-следственные связи, двух исторических деятелей, исторические термины, но и раскрыть влияние деятельности избранных героев на ход и результаты описанных событий, дать оценку событий периода на дальнейший ход истории.
  5. Желательно при тренировочном выполнении заданий второй части получить комментарии опытного преподавателя, который обратит внимание на ошибки и поможет их устранить.
  6. Если нет возможности получить компетентную поддержку, следует готовиться к ЕГЭ по истории в компании сверстников, чтобы научиться дискутировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Совместное изучение истории, обсуждение проблемных вопросов превращает кропотливую работу в интеллектуальное удовольствие.

Источник: https://media.foxford.ru/ege-history-mistakes/

Проверьте себя: А вы сдадите ЕГЭ?

Четвертый год подряд родителям выпускников предлагают попробовать сдать Единый государственный экзамен. В 2020 году подобные акции начались в разных городах России в феврале. Если вы не успели принять участие в акции или у вас нет времени, чтобы заполнять бланки по всем правилам, пройдите тесты от 5-tv.ru. Выбирайте нужный вам предмет и отвечайте на вопросы из тестовой части ЕГЭ.

ЕГЭ по русскому языку

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам© Fabian Sommer/globallookpress.com

Экзамен по русскому языку является базовым и одним из двух обязательных предметов ЕГЭ. Без него и математики школьник получит не аттестат, а справку об окончании 11 классов. Первая часть экзамена содержит 26 заданий с краткими ответами и одним развернутым. И конечно, творческая часть — сочинение.

Пройти тест по русскому языку

ЕГЭ по английскому языку

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам Globallookpress.com / Felix Kästle

Экзамен по английскому языку не является обязательным. Но каждый год появляются страшилки, что его все-таки сделаю обязательным.

Почему учеников так пугает ЕГЭ по английскому? Экзамен непростой, чтобы сдать его на высокий балл, нужна усердная подготовка.

Чаще всего английский язык выбирают школьники, планирующие поступить на факультеты лингвистики, международных отношений, гостиничного дела, рекламы и связей с общественностью и другие.

Пройти тест по английскому языку

ЕГЭ по географии

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамgloballookpress

Изучение географии — интересное увлечение, но порой этот предмет может казаться очень скучным. Предмет узконаправленный и его сдают те выпускники, которые планирую связать жизнь с картографией, географией, метеорологией, туризмом или океанологией. В экзамене будут вопросы на знание географии России, источников географической информации и населения Земли.

Пройти тест по географии

ЕГЭ по литературе

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамПамятник Александру Пушкину в Санкт-Петербурге. Globallookpress.com / Komsomolskaya Pravda

ЕГЭ по литературе тоже занял место в списке самых сложных экзаменов. Но предмет выбирает всего 5% выпускников из-за небольшого количества специальностей в вузах России, где он может пригодиться.

Литературу сдают будущие лингвисты, журналисты, филологи и преподаватели. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе, нужно не только прочитать, но и хорошо знать всю русскую классику.

Кроме того, уметь проводить анализ текстов и конечно, писать сочинения.

Пройти тест по литературе

ЕГЭ по истории

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамgloballookpress.com

Экзамен по истории также является одним из самых сложных. Выпускник должен помнить огромное количество дат. ЕГЭ по истории — популярный экзамен, потому что его сдают будущие юристы и архитекторы. Чтобы пройти проходной порог, достаточно правильно ответить на шесть вопросов и написать сочинение, набрав 11 баллов.

Читайте также:  Дубайские школьники смогут учиться онлайн

Пройти тест по истории

Источник: https://www.5-tv.ru/news/285743/proverte-seba-avysdaditeege/

ФИПИ: отказ от тестовой части в ЕГЭ не влияет на уровень сложности

МОСКВА, 6 марта. /ТАСС/. Отказ от заданий с выбором одного ответа (тестовой части — прим. ТАСС) в ЕГЭ не делает экзамен сложнее, потому что изменяется не содержание, а только форма предъявления задания. Об этом заявила ТАСС директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.

«К примеру, возьмем задание базового уровня сложности по русскому языку, где нужно указать слово с проверяемой орфограммой.

В «тестовом» варианте, это третье слово по счету, и участник экзамена раньше ставил крестик в соответствующем поле бланка.

Теперь это задание выглядит так: в задании дается перечень слов с пропущенной орфограммой, из которого нужно выбрать слово, которое соответствует проверяемой орфограмме, и записать слово правильно», — сказала она.

«С точки зрения сложности этого задания — она та же самая», — подчеркнула директор, отметив, что во втором случае исключается фактор случайности, а свой ответ, перед тем, как записать, выпускнику нужно осмыслить.

Вопросы с выбором ответа для недобросовестных участников ЕГЭ зачастую являлись возможностью заработать минимальный проходной балл, не погружаясь в изучение предмета, считает Решетникова. «Для подготовленных участников форма не имеет никакого значения», — отметила она.

По ее словам, в системе образования сейчас во главу угла ставится вопрос объективности проверки знаний. «Ведь уже очень давно у нас в школе существовала ситуация: «три» пишем, «два» в уме.

Во многих регионах и школах это очень существенная проблема, и с ней надо работать.

Нельзя закрывать глаза, понимая, что школа не дорабатывает, не давая даже базовые знания, которые необходимы для минимального порога», — заключила Решетникова.

С 2017 года задания с выбором ответа не используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по химии, физике, биологии. Таким образом, тестовая часть остается только на экзаменах по иностранным языкам.

Устная часть будет

Устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам, который станет обязательным в 2022 году, будет присутствовать как на базовом, так и профильном уровне, сообщила Решетникова.

«В иностранном языке, который в принципе предназначен для коммуникации, это необходимый компонент. Без устной части экзамен не останется» , — сказала директор в ответ на вопрос, будет ли лишен устной части один из уровней экзамена.

Она отметила, что введение ЕГЭ по иностранным языкам в список обязательных связано с целым спектром вопросов, которые еще предстоит решить. «Первое — это готовность содержательная.

Возникает вопрос, не будет ли это препятствием выпускникам для получения аттестата, и на достаточном ли уровне ли у нас проводится изучение иностранного языка для того, чтобы с ним справились абсолютно все ребята», — подчеркнула Решетникова.

Она добавила, что пока ФИПИ видит результаты ЕГЭ по этому предмету тех, кто выбирает его осознанно для сдачи. «И то среди самых подготовленных есть то количество ребят, которые не преодолевают минимальный порог», — сказала директор института.

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникам

Так же предстоит существенно проработать вопрос о содержании контрольных измерительных материалов базового уровня.

«Иностранный язык в той модели, в которой он есть, охватывает все разделы школьного курса, но поскольку это экзамен по выбору, он предназначен для дифференциации по уровню подготовки, есть задания как базового уровня, так и повышенного и высокого уровня сложности. Для того, чтобы участнику экзамена можно было продемонстрировать весь свой потенциал, все свои возможности «, — отметила Решетникова.

Таким образом, необходимо провести целый комплекс исследований качества изучения иностранного языка и по результатам этого внедрять экзамен, считает она. «Это позволит дать обратную связь, какое состояние вопроса мы имеем и к чему нам надо готовиться. От этого будет зависеть модель и уровень заданий экзаменационного материала, который будет нами разрабатываться», — заключила директор ФИПИ.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4073060

Тестовая часть ЕГЭ не будет упразднена

Тестовая часть Единого государственного экзамена (ЕГЭ) станет меньше по объему, однако полностью от нее не откажутся, сообщила руководитель ФИПИ Оксана Решетникова

Исчезновение тестовой части ЕГЭ не помешало выпускникамФОТО: Смирнов Владимир/ИТАР-ТАСС

Тестовая часть Единого государственного экзамена (
ЕГЭ) станет меньше по объему, однако полностью от нее не откажутся, передает РИА Новости со ссылкой на руководителя Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксану Решетникову.

В ходе круглого стола в Общественной палате, который был посвящен изменениям в ЕГЭ Решетникова заявила, что в ЕГЭ будет увеличено количество заданий с кратким развернутым ответом и станет меньше заданий с одним возможным ответом, но совсем отказываться от таких заданий пока не планируется.

По ее словам, эксперты проанализировали результаты ЕГЭ 2014 года и решили, что задания типа «А», в которых предполагается только один верный ответ, дают возможность проверить большой объем содержания предмета.

Основной аргумент противников тестовой части ЕГЭ, как сообщила Решетникова, заключается в том, что выпускники, которые совершенно не знают предмет, могут просто угадать верный ответ, отметив его наобум. Однако эксперты не нашли подтверждения таким фактам.

Решетникова заявила, что сохранение тестовой части позволит обеспечить сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет при зачислении в вузы, что необходимо, учитывая, что результаты экзамена действительны в течение четырех лет с момента его сдачи. К тому же, тестовая часть проверяется автоматизированно, отказ от нее может привести к необъективности при проверке работ.

Решетникова отметила, что тестовая часть экзамена не имеет большого значения при формировании итогового балла на ЕГЭ. К примеру, на экзамене по литературе около 70% от общей оценки составляют баллы за задание части «С», в котором экзаменуемые дают развернутые ответы, по русскому языку баллы за третью часть экзамена формируют 56% от общей оценки.

В следующем году, по словам Решетниковой, в заданиях ЕГЭ будет введена сквозная нумерация, деление на типы А, В и С исчезнет. Это делается для того, чтобы выпускники не ориентировались на буквенный код, а внимательнее вчитывались в задания.

Следует отметить, что экзаменационные кампании прошлых лет были связаны с многочисленными скандалами и нарушениями процедур сдачи, поэтому в 2014 году был ужесточен контроль за проведением ЕГЭ. Вице-премьер Ольга Голодец назвала прошедшую экзаменационную кампанию самой честной за всю историю единого государственного экзамена.

В свою очередь, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов особо обратил внимание на то, что в 2014 году удалось провести честный госэкзамен на Северном Кавказе.

«Я хочу отдельно поблагодарить руководителей глав субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Никаких аномальных результатов в этом году по СКФО у нас нет», — отметил он.

А со следующего года школьники смогут сдавать госэкзамен в любое удобное для себя время — в независимых центрах ЕГЭ. Такие пункты появятся в каждом федеральном округе.

Источник: https://utro.ru/articles/2014/07/17/1204574.shtml

Как я завалила ЕГЭ-2019. Осторожно! Не повторять!

Привет! Меня зовут Степанова Ксюша и я завалила ЕГЭ. Для кого-то мои слова могут показаться громкими, потому что есть люди мечтающие о моих баллах, но я точно знаю, что могла бы написать лучше. Могла бы…

На сегодняшний день я имею: профиль — 68, русский — 71, физика — 52, общество — 61. ПРФ — 191, ПРО — 200.

Почему такой странный выбор предметов?

Так вышло, что до конца 10-го класса я хотела стать бухгалтером, но посмотрев на проходные баллы в свой ВУЗ, я поняла, что помимо экономики и менеджмента нужно брать что-то ещё запасное, желательно другой предмет.

Посмотрев проходные, изучив специальности, я нашла факультет строительства. На тот момент меня заинтересовали умения и навыки требуемых специалистов. Привлекла и специальность, и область деятельности. Одна только загвоздка — ЕГЭ по физике.

(Звуки грома)

Небольшая предыстория

К сожалению, мои родители не имеют высшего образования. И почему-то никто из родственников или знакомых мне не объяснил, что физика довольно сложный предмет, и ему всё-таки нужно уделять чуть больше внимания.

Я как человек, который никогда за зубрёжкой не сидел, физику ни читать, ну зубрить не стала. Сначала всё было радужно и прекрасно, пока не пошли первые формулы… Потом их становилось всё больше и я совершенно потеряла смысл этой науки.

Уже тогда я кричала своё громкое «Мне ваша физика в жизни не пригодится». Ох, как же я ошибалась…

Возвращаемся к реалиям

Мои знания по физике плавали где-то в районе нуля, и становилось понятно, что если наберу проходной — это будет подвиг. Август прошёл в тестовом режиме, я хотела понять, сколько смогу выучить за месяц. Результаты не обрадовали, и подготовка была прервана.

Советы, относящиеся к организационной стороне ЕГЭ:

1) Начинайте как можно раньше. Не пожалеете. Даже если собираетесь в региональный вуз — хотя бы с начала 11 класса, не позднее. Для чего? Чтобы во время поступления, как я, не трястись за своё место. Красный аттестат за 9 класс, за 11-й две четверки, остальные отлично, и не поступить в ВУЗ. Перспективы…

2) Вам всегда будет не хватать времени. Всегда. Насколько бы фантастически идеальным не было бы ваше планирование, абсолютно всё предусмотреть нельзя. Сохраняйте спокойствие, решайте проблемы по мере их поступления.

3) Потратьте значительное количество времени, но составьте хотя бы примерный план подготовки по всем предметам.

Да, прошлый пункт немного противоречит, но тут важно понять главное: чем понятней и прозрачней будет ваша подготовка, тем больше будет её эффективность. Вы в любом случае останетесь в плюсе, при равных возможностях.

4) Заранее выберите ВУЗы, специальности и предметы, не берите балласт.

Ответьте себе на вопрос: буду ли я поступать с этим предметом? Если ответ отрицательный, тогда не вижу смысла брать лишнюю нагрузку. «А вдруг я порог не пройду?». Если вам нужно сдать ЕГЭ на 70+, а вы порог по предмету не проходите, то стоит задуматься и снизить планку. Опять же, встает вопрос времени. Набрать нужные баллы, готовясь два года или один?

5) Установите режим, не ложитесь поздно спать. Перед сном не сидите долго в Интернете.

6) Уберите (или минимизируйте) всё, что отнимает ваше время: соц.сети, компьютерные игры, сериалы и т.д.

7) Включите в свою жизнь спорт. Обязательно. Это самое полезное, что можно сделать. Физическая активность плодотворно влияет на умственную, и хорошая физическая форма будет приятным бонусом.

8) Не стоит ботать постоянно. Устраивайте себе иногда отдых. Не отказывайтесь от хобби. Если отнимают много времени — то минимизируйте, иначе на выходе, после ЕГЭ вы останетесь ни с чем.

Почему стоит начать раньше?

Вы понятия не имеете, что может произойти за этот год. Старые знакомые, с которыми вы захотите погулять, потом ещё, и ещё. Прощай подготовка на выходных…

Из физиков в лирики, и наоборот. Вдруг в последний год вы кардинально поменяете вектор своего развития? Никто от этого не застрахован.

Новые необычные увлечения. Например, я никогда не смотрела сериалы, пока меня не заставили посмотреть одну серию. Это как наркотик, и с каждым разом хочется всё больше. Серии в день уже не достаточно, и весь вечер занят не подготовкой.

Школьные мероприятия. Мне не раз об этом говорили, но я не верила, пока меня это не накрыло. Придется. Последний звонок, школьный вальс, день учителя, новый год, восьмое марта, битва хоров, смотр стоя и песни и далее, далее.

От чего-то можно и улизнуть, а что-то всё-таки обязательно. Я очень рада, если вы стрессоустойчивая личность, но для меня ругань в коллективе сказывалась плохо, и остаток вечера я проводила в интернете. Не могла себя контролировать.

Перед началом подготовки вы должны понять, что время и обстоятельства работают против вас. И все силы должны быть мобилизованы на сопротивление.

Возвращаемся к истории

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d04d3643f7bc80d808f07b1/5d2f7be4520a9b00ad5a02d3

Из ЕГЭ по всем предметам уберут тестовую часть — МК

Опубликовано расписание экзаменов в 2014 году

Министерство образования и науки продолжает работу над реформированием формата ЕГЭ. По планам ведомства, в 2015 году экзамен претерпит серьезные изменения: из заданий уберут первую часть, тестовую, в которой школьникам предлагается при ответе на вопрос выбирать один из нескольких вариантов. Об этом, как сообщает РБК, министр Дмитрий Ливанов рассказал в интервью газете «Известия».

«Обсуждается несколько принципиальных изменений, направленных на повышение прозрачности Единого государственного экзамена, максимально выявляющих знания школьников и уровень усвоения ими образовательной программы.

Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам», — сказал министр. Будет ли эта часть заменена какими-то другими заданиями, пока не ясно.

Минобрнауки также планирует ввести устный экзамен по гуманитарным предметам и перевести госэкзамен с письменной формы на полностью электронный формат. «Вначале это будет иностранный язык, а затем такая технология будет опробована на всех гуманитарных предметах — истории, литературе и так далее», — рассказал Ливанов.

В этом году готовившимся по старой программе выпускникам опасаться нечего — изменения вступят в силу лишь в следующем учебном году, подчеркивают в министерстве.

Согласно приказу ведомства, опубликованному сегодня в «Российской газете», в этом году экзамены у девятиклассников начнутся 28 мая, в этот день школьники будут сдавать по выбору обществознание, химию, литературу, информатику. 31 мая пройдет экзамен по математике, 3 июня — по географии, истории, биологии, иностранным языкам и физике.

Девятиклассникам разрешается брать на экзамен орфографический словарь, линейку, непрограммируемый калькулятор, периодическую систему Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований, карандаш, географические атласы, полные тексты художественных произведений и сборники лирики.

Для выпускников 11-х классов ЕГЭ стартует 26 мая с географии и литературы. 29 мая — экзамен по русскому языку, 2 июня — по иностранному языку и физике. 5 июня — математика, 9 июня — информатика и ИКТ, биология, история, 11 июня — обществознание и химия. На экзамен можно будет принести линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир.

Тем, кто имеет право повторно сдать ЕГЭ, а также выпускникам прошлых лет разрешается 8 мая и 16 июля сдать ЕГЭ по любому учебному предмету.

16 июня предлагается сдавать иностранные языки, обществознание, биологию, информатику и ИКТ, 17 июня — географию, химию, литературу, историю, физику, 18 июня — русский язык, 19 июня — математику, 7 июля — русский язык, химию, информатику и ИКТ, 9 июля — математику, географию, иностранные языки, 11 июля — обществознание, литературу, физику, 14 июля — биологию, историю.

В этом году Минобрнауки приготовило школьникам сюрприз, для любителей шпаргалок — неприятный. Как писала газета «Коммерсант», перед экзаменом чиновники собираются слить в интернет массу неправильных вариантов ответов на предстоящие тесты.

Со ссылкой на замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина издание сообщало, что таким образом власти хотят бороться с продавцами ответов и, конечно, недобросовестными учениками.

«Люди, которые купят такую информацию, получат неправильные варианты», — заявил чиновник газете.

Между тем представитель Саратовской области в Совете Федерации Людмила Бокова направила запросы в Рособрнадзор и Минкомсвязь с просьбой разъяснить эту инициативу.

«В случае достоверности данной информации прошу сообщить о том, во исполнение каких функций и полномочий Минкомсвязью Российской Федерации предпринимаются данные действия», — говорится в запросе сенатора, копии которых поступили в редакцию «Аргументов и фактов».

Источник: https://www.mk.ru/social/article/2014/04/09/1011087-iz-ege-po-vsem-predmetam-uberut-testovuyu-chast.html

Ссылка на основную публикацию