Изменить отношение людей с овз к самим себе

Эта статья для тех, кто по-прежнему не верит, не знает, критикует самого себя и часто занимается самоедством.

Изменить отношение людей с ОВЗ к самим себе

Пока человек расщеплен внутри себя, он либо критикует, осуждает и т.д. других, либо — самого себя. Если такие слова и действия направлены чаще всего на внешний мир, то это агрессия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Когда же по отношению к самому себе — тогда это аутоагрессия. Разницы никакой, только объекты нападения разные. Ни то, ни другое не несет его обладателю покоя и удовлетворенности.

Как изменить отношение к себе: 7 способов

Как правило, такое поведение присуще людям, неуверенным в себе. Хотя сначала кажется, что тот, кто открыто выражает свои агрессивные проявления на других, более уверен. Но это миф. Агрессия и уверенность — вещи несовместимые и взаимоисключающие.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Беда в том, что люди, которые активно выражают агрессию во внешний мир, не признаются себе в неуверенности и не обратятся за помощью. Чаще всего они самоуверенны и эгоцентричны.

Я обращаюсь к тем, кто «съедает» самого себя. Вот они как раз видят проблемы в себе, страдают, переживают и хотят помощи.

Наверное, первое, что хотелось бы отметить — лучше немного недооценивать себя, чем переоценивать. Поясняю. Если вы себя недооцениваете, то у вас есть потенциал для роста. Неудовлетворенность создает чувство напряжения и побуждает к действиям.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дети из бедных стран хуже учатся

Оценим за полчаса!

Вы хотите развиваться, улучшать себя и стремитесь к совершенствованию. Значит, вы не стоите на месте (хотя бы в мыслях), растете. Знать и помнить об этом помогает вам понять, что вы двигаетесь вперед, хотя, возможно, скорость вас и не устраивает.

Второе: вы обладаете великой силой, если находите в себе возможность контролировать эмоции, не «вываливая» их на окружающих. Если подумать, то можно найти способы воспользоваться вашей внутренней силой для роста и развития.

Изменить отношение людей с ОВЗ к самим себе

А теперь об обещанных семи способах изменения отношения к себе:

1. Знайте, что вы уникальны и неповторимы.

Бог создал вас именно такими, какие вы есть. И если вы не любите себя прямо сейчас, то вы обижаете Бога, ведь он так старался и вложил все лучшее, что мог, чтобы вы появились на свет. В вас есть огромный потенциал, ведь вы обладали силой рождения.

2. Трудолюбие.

Хотя Бог и постарался над вашим рождением, знайте, что без собственных усилий вы ничего не добьетесь.   Если вы начнете хотя бы малость делать для себя полезное, то заметите, как постепенно начнете менять к себе отношение.

3. Перестаньте сравнивать себя с другими!

Это такое неблагодарное занятие! Ваша неуверенность будет только расти, зачем это вам нужно?  Вы не лучше и не хуже других. Представьте, что человечество на Земле — это песчинки в пустыне.

разве может одна песчинка быть лучше другой? Разве они себя сравнивают? Каждая песчинка необходима именно такая, какая есть.

Лучше всего сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним: что я сегодня сделал(а), чтобы приблизиться к своей мечте?

4. Найдите в себе достоинства.

Если трудно увидеть их в себе, то можно прописывать ежедневно, пока не войдет в привычку видеть в себе не только плохое. Не бывает людей, состоящих лишь из одних недостатков или одних достоинств. В конце концов, мы сами определяем, что считать недостатком, а что — достоинством.

5. Практикуйтесь в видении мира целостным, а не черно-белым.

Как обычно происходит у человека такое деление: недостаток — это плохо, а достоинство — это хорошо. Желание все время оценивать вызывает страдания. На самом деле, например, быть упрямой — это хорошо или плохо? В каждой, в каждой ситуации, качестве, черте есть две стороны.

6. Страдания наступают тогда, когда вы делаете акцент на «плохом».

Научитесь видеть «хорошее» в самом «плохом» и объединять эти две стороны. Это называется Разумом.

7. Вы больше, чем ваше тело….

Многие себя отождествляют с телом и думают, что пределами тела мы и заканчиваемся. Отсюда столь пристальное внимание к внешней красоте. Но мы больше, чем наше тело, чем мысли, чем чувства. Такое Знание поможет пережить страх смерти и одиночества. Если практиковать, то однажды это Знание станет вашим….

Счастье внутри, а не снаружи! Откройте в себе этот источник!опубликовано econet.ru.

  • Лариса Котенко
  • Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/183995-7-sposobov-izmenit-otnoshenie-k-sebe

Жизненное самоопределение человека с ОВЗ, как одна из основных проблем свободы личности

Жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья – проблема «таких» людей или всё-таки общества? В данной работе будут приведены суждения, связанные с самоопределением людей с ОВЗ в рамках свободы человека. Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире пренебрегается использование ресурсов людей с ОВЗ, что влечет к неизбежной потери их самоопределения.

Изменить отношение людей с ОВЗ к самим себе

Опираясь на Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.

2007 N 120-ФЗ, понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья» трактуется таким образом: лица с ОВЗ – люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Имея специфические жизненные условия, человек с ОВЗ вынужден искать собственную траекторию развитие, а жизненное самоопределение будет осуществляться в ограниченном жизненном пространстве.

Современное общество – это индустриальное общество, ведущую роль в котором играет информация, и характеризуется высокой степенью свободы как общества, так и отдельно взятых людей. Таким образом мы живем в обществе, в котором у каждого есть свобода выбора по отношению к своей жизни.

При этом, сопоставляя эти два понятия, мы встречаем противоречия, связанные с ограничением пространства лиц с ОВЗ в свободном индустриальном обществе.

И так, жизненное пространство ограничено, то есть отсутствует единство личности и среды, поэтому говорить о том, что человек с ОВЗ сможет существовать в современном обществе в безбарьерной среде– некорректно.

Опираясь на выше сказанное, можно предположить то, что жизненное самоопределение человека с ограниченными возможностями здоровья проблематично в связи с полноценным отсутствием свободы личности.

Говоря о свободе, каждый из нас понимает что-то свое, но никто не поспорит с тем, что именно отсутствие ограничений в самореализации личности, есть главный показатель современного общества. Исходя из этого, ограничение – есть главное противоречие свободы.

Ограничение человека можно рассматривать на нескольких уровнях: внутреннем и внешнем. К внутренним можно отнести страхи и комплексы по отношению к обществу в целом. Внешние будут делиться на два подуровня: связанные с дефектами (недостатками) и с социально-психологическими ограничениями.

Дефекты (недостатки) нельзя устранить, а лишь в некоторой степени уменьшить. Социально – психологические ограничения связаны с «принуждением» лиц с ОВЗ к той среде, в которой они находятся.

Наличие приведенных выше ограничений приводит к тому, что люди с ограниченными возможностями здоровья находятся в замкнутом пространстве (только в ближайшем окружении) по причине того, что находится в нем проще, чем в социуме.

Что же касается «обычных» людей, то для них характерно «особое» восприятие людей с ОВЗ, считая, что ресурсы подобных людей не нужны обществу. А существование людей с ограниченными возможностями здоровья сводиться к выражению к ним жалости и признания их недееспособными.

Не стоит забывать о том, что возможны и положительные варианты, связанные с жизненным самоопределением человека с ОВЗ.

Необходимо привести в пример слова, известных и успешных людей с ОВЗ, к примеру, паралимпиец Алексей Обыдённов говорит так: «Наши возможности ограничивают только субъективные представления о мире, наши страхи и комплексы.

На самом деле все зависит в конечном итоге исключительно от самого человека». То есть только внутренние ограничения, выраженные в виде страхов и комплексов порождают ограничения свободы человека, делая его закрытым.

Закрытость можно считать социально – психологическим явлением, связанным с социальными лишениями. По этой причине человека с ОВЗ можно считать закрытым по отношению к окружающему миру. Этот факт и будет решающим по отношению к самореализации людей с ОВЗ.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что ограничения возможностей здоровья корректируют жизненное пространство личности, которое задает путь развития, а главное определяют качественное самоопределение человека с ОВЗ. Жизненное пространство может иметь различные границы и определяется главным образом свободой личности.

Источник: https://xn——elcokda0crlaf4k.xn--p1ai/zhiznennoe-samoopredelenie-cheloveka-s-ovz-kak-odna-iz-osnovnyx-problem-svobody-lichnosti/

Коптеловское клубное объединение | Толерантное отношение к людям с ОВЗ

  • Изменить отношение людей с ОВЗ к самим себе
  • «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека»
  • М. Пришвин
  • Почему важно толерантное отношение к инвалидам

     Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилось в 2 раза. Сегодня в России их более 13000 000человек. Много это? Мало? Для многих цифры кажутся неправдоподобно большими, ведь, гуляя по улицам города, редко приходится видеть людей с ограниченными возможностями. Но это не значит, что их не существует.

   Многие из них предпочитают «не светиться», чтобы не подвергать себя стрессу — условия для жизни людей с ограниченными возможностями в нашем обществе не слишком хороши. Другие коротают дни в спец учреждениях, скудно оснащённых диагностической и лечебной аппаратурой.

Толерантное отношение к инвалидам. Зачем?

   Людей с ограниченными возможностями иногда называют «инако-одарёнными», подразумевая, что каждый из нас одарен чем-то с рождения. Если инвалид не может проявить себя, скажем в спорте, искусстве или ремесле, значит, Бог приготовил ему иной Дар.

   Инвалиды – лакмусовая бумажка, они зеркало общества, только зеркало души. Это и есть дар.

Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным? Отдельные люди бросают на них жалостливые взгляды, другие граждане деликатно отворачиваются…Но не такого отношения заслуживают наши инакоодарённые братья и сестры.

Как сделать общество толерантным к инвалидам?

    Этот процесс, к сожалению, небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не бойтесь и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача.

С помощью распространения информации, создания социальных роликов, возможно, сформировать должное отношение к этой категории граждан.

Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают специальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги…И это дает свои результаты.

Каждый из нас может внести свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем обществе.

Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества.

Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей проблемы.

В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.

Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и — особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.

Взаимоотношение инвалидов и здоровых — мощнейший фактор адаптационного процесса. Это отношение можно назвать амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей.

Это порождает как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми.

Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями.

Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько обще, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств: доброты, отзывчивости и т.п.

Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом.

Замечено отличие в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими.

Люди с инвалидностью – не однородная группа, каждый человек – это индивидуальность, отличающаяся от всех остальных. Большую роль играют особенности общения и степень свободы передвижения, ведь дифференцирована эта группа по полу и возрасту, социальному положению и типу инвалидности, образованию, географии проживания.

Как показывает опыт, больше возможностей интеграции в общество, имеют инвалиды, проживающие в городах и районных центрах, а инвалиды из сел и маленьких деревень порой и вовсе не пользуются предназначенными для них услугами и, кроме пенсии, ни о чем и не знают. Тем не менее, в крупных населенных пунктах, мегаполисах люди с инвалидностью чаще испытывают притеснения и обиды при повседневном взаимодействии с обществом.

Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в октябре

Процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, что очень важно, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Источник: http://mukkko.ekb.muzkult.ru/inv

Консультация: Проблемы обучения и пути их преодоления в работе с детьми с ОВЗ. | Социальная сеть работников образования

Кондыба Наталья Федоровна, учитель начальных классов

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.

Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства.

Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.

Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации.

Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс.

Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой  методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ.

Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.

), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ.

Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов.

Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям.

А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним.

Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

  • Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает
  • современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
  •  К детям с ОВЗ относятся:
  • • дети-инвалиды;
  • • лица с нарушениями слуха;
  • • лица с нарушениями зрения;
  • • лица с нарушениями речи;
  • • лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • • лица с задержкой психического развития (ЗПР);
  • • лица с нарушениями интеллекта;
  • • лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);
  • • лица со сложными дефектами.

Внедрение в современное образование инклюзивной формы обучения дало возможность беспрепятственно получать образование детям-инвалидам наравне со здоровыми учащимися.

Разработаны меры, помогающие ребенку посещать школу и обучаться, а самой школе даны рекомендации, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. В реальности все не так гладко, как бы всем хотелось.

Родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать эту программу.

 Основные проблемы заключаются:

  • в преодолении препятствий социального свойства;
  • в организации «безбарьерной» среды;
  • в особенностях организации учебного процесса.
  1. Давайте поговорим об этих проблемах подробнее.
  2. Социальные проблемы
  3. Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:
  4. Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.

Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика.

Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами.

Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.

Отношение детей к «особому» однокласснику,         или организация «безбарьерной» среды

Ребенок-инвалид, не имеющий задержку умственного развития, без труда осваивает школьную программу. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.

Редко, но чудо происходит. Если позиция родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку-инвалиду совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными.

Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым.

Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.

Качество дальнейшей жизни инвалида зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он социально адаптирован и компетентен, насколько умеет управлять жизненными обстоятельствами. Научиться всему он может только в обществе обычных здоровых сверстников.

  • Проблемы в организации образования
  • Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни.  При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:
  • Неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми

Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее: разработку индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем.

Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально.

Оснащение дополнительным демонстрационными, наглядными пособиями, помогающими ребенку усваивать общеобразовательную программу.

Проблема нехватки квалифицированных кадров

Часто администрация школы не в состоянии полноценно организовать комфортное нахождение инвалида в школе. Работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно. Для создания благоприятного микроклимата между детьми, для быстрого разрешения конфликтных ситуаций, нужен еще психолог, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог, тьютор.

   Проблема итоговой аттестации учащихся

С этой проблемой сталкиваются выпускники-инвалиды. В последние годы были отменены особые условия прохождения ими итоговой аттестации. Им запрещено сдавать экзамены в стенах родной школы, в присутствии своих педагогов и одноклассников.

Но что будет с «особым» учеником (особенно, если у него имеются психо-эмоциональные проблемы), если резко изменить знакомые и привычные ему условия во время экзамена? Нервный срыв может произойти и у обычных учеников, а для инвалида экзамен вне стен школы — это шок.

Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты.

Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.

Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.

Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?

  • Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
  • Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
  • Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
  • Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
  • Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
  • Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
  • Оборудует  учебные кабинеты наушниками и акустическими приборами.

Это лишь небольшая часть тех мер, которые помогут решить проблему «безбарьерной» среды в школе, а дети-инвалиды не будут чувствовать себя изгоями.

Инклюзивная школа – это школа равных возможностей. В инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками.

Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.

Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации  в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/02/17/problemy-obucheniya-i-puti-ih-preodoleniya-v-rabote-s

Стереотипы поведения в обществе по отношению к лицам с ОВЗ

2.2 Отношение общества к людям с ОВЗ

Принятие идеи равенства людей, несмотря на их различия, уважение индивидуальности каждого человека независимо от уровня его умственно или физического развития — главная черта гуманистического общества. 

Поведение каждого человека зависит от социальной среды, которая представляет собой сложно организованную структуру. Люди общаются друг с другом, объединяясь при этом в разнообразные, более или менее устойчивые группы.

Принадлежность к той или иной группе определяет как влияние общества на человека, так и воздействие личности на социум.

Группы, к которым принадлежат лица с ОВЗ, могут быть различными по составу, структуре межличностных отношений, целям и содержанию деятельности, особенностям ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены. 

2.2.1. Особенности взаимодействия инвалидов и общества.

В процессе взаимодействия с обществом популяция инвалидов обменивается материальными и нематериальными ценностями, вступает в диалог, выражая свое отношение к действиям других людей, формирует определенный образ социального поведения.

Со стороны здоровой популяции населения демонстрируется самое разное отношение к проблемам инвалидов. Групповые интересы лиц с ОВЗ трансформируются в общественную позицию и проявляются в общественных требованиях.

Лидеры групп, например, общественных организаций инвалидов и членов их семей, публично представляют и выражают эти интересы.

Сообщества инвалидов в стремлении к социальной интеграции ставят в качестве главной цели достижение равных со здоровой частью населения прав и возможностей в их реализации для себя. 

Группы обычных людей не настолько сплочены общими интересами в решении проблем инвалидов. Главной причиной этого является недостаточное осознание того, что проблема инвалидности это проблема не столько самих инвалидов, сколько всего общества, в том числе сообщества неинвалидов.

В массовом сознании еще сохраняются отдельные негативные стереотипы по отношению к лицам с ОВЗ.

Хотя в настоящее время общество нацелено на сближение с инвалидами, оно еще недостаточно информировано о проблемах, с которыми они сталкиваются, и не готово участвовать в их решении на профессиональном уровне. 

2.2.2. Стереотипы поведения в обществе по отношению к лицам с ОВЗ 

Отношение здоровых людей к отличиям, свойственным лицам с ОВЗ, определяется общественным менталитетом, национальной культурой и ценностными установками общества. В общением сознании существует предрасположенность делить людей на своих и чужих, стереотипы «своих хороших» и «чужих плохих» (Улыбина, 2001).

Менталитет, культура и ценностные ориентации лиц, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в учреждениях общего типа (детских садах, школах), во многом совпадают с общей позицией населения, так как учителя, воспитатели и педагоги это представители общества.

Подчеркивание отличий людей с ОВЗ от обычных характерно и для будущих специалистов – педагогов и психологов, по роду своей профессиональной деятельности обязанных взаимодействовать с ними (Сарапулова, 2006).

Для них характерна ориентация на признак «болезни, дефекты, недостатки», а не на потенциальные возможности развития, о которых упоминает 11,7 % студентов первого и 29,7 % студентов пятого курса. При этом в образе человека с нарушенным развитием наблюдается преобладание отрицательных черт личности, беспомощность, высокая степень зависимости от других людей.

Среди типов отношения превалирует сострадательный тип, на втором месте негативистский, и лишь на третьем конструктивный. Следует отметить, что характер ответов студентов зависит от уровня развития личности их самих: чем сложнее личность человека, тем более многомерным и неоднозначным является его отношение к людям с ОВЗ.

При врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. У ослепших людей нарушаются уже сложившиеся связи.

Читайте также:  Планы на неделю с 27 марта по 2 апреля

Некоторые люди с нарушениями зрения избегают общения со зрячими из-за ложного чувства своей малоценности и очень часто имеющих место неадекватных установок здоровых людей.

Установка на избегание общения может быть следствием отсутствия навыков поведения в обществе и осознания своих косметических дефектов (например, отсутствия глазных яблок, наличия шрамов на лице и др.).

Преодоление подобной установки, выработка правильного отношения к себе и своему дефекту, адекватной самооценки, использование всех сохранных анализаторных систем в процессе социальной перцепци и т.д. являются предпосылками, которые обеспечивают слепому надежные и прочные социальные контакты (Лысенко, Барсукова, Денискина и др., 2009). 

Для лиц с видимыми физическими дефектами такое отношение является особенно психотравмирующим. Речь идет о формировании психологических барьеров второго уровня: между актуальным «Я» и социальным «Я».

Выстраивают такие барьеры как люди без нарушений, так и с нарушениями в развитии.

В первом случае это является следствием отсутствия опыта общения и сформировавшимися стереотипами, во втором ответной реакцией и другими стереотипными установками.

Приведенные примеры показывают, как неправильные установки препятствуют формированию таких важнейших в социально-психологическом плане качеств личности, которыми являются способности устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению. 

Именно отношение окружающих людей играет важную роль в развитии личности детей и подростков с ОВЗ. «Аномальный человек отличается от социально признанного идеала, причем иногда уже своим внешним видом, способностями, результатами, а также некоторыми личностными чертами и особенностями» (Пожар, 1996).

2.2.3. Социальные ограничения, обусловленные нарушениями в развитии, и возможности их преодоления 

  • Социальные ограничения, порожденные нарушениями в:развитии имеют комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. 
  • Во-первых, можно говорить о физических ограничениях – это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают человеку с ОВЗ самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. 
  • Во-вторых, трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из за своей патологии индивид с ОВЗ имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе.
  • В-третьих, существенным барьером в жизни инвалидов выступает недостаточная материальная обеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни). 
  • Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависят от того, как понимают ограничение возможностей ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят.

2.2.4. Характеристика межличностных отношений лиц с ОВЗ.

Межличностные отношения – это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами. Важнейшей основой взаимоотношений между людьми является одна из ведущих социальных потребностей – потребность в общении.

Важнейшая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа, поскольку они возникают и складываются на основе определенных чувств, появляющихся у людей по отношению друг к другу.

Это могут быть положительные, сближающие чувства, когда другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к содружеству.

Могут проявляться отрицательные, разъединяющие чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которой не возникает желания сотрудничать. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов при общении, в ходе совместной деятельности. 

Нормально развивающиеся дети имеют большие возможности для накопления опыта общения в повседневной жизни. У них достаточно легко и своевременно формируются способы оценки партнеров по общению.

У детей с нарушениями в развитии опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых родителей и педагогов.

При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой — следует научить их распознавать личностные качества, степень выполнения или невыполнения норм и правил в реальном процессе общения, оценивать их. 

Установлено, что общение между детьми с ОВЗ происходит в  основном в узкой формальной группе (внутри группы детского сада, класса, рабочей группы).

Главными факторами, определяющими социометрический статус, оказываются успеваемость, уровень развития речи, интеллекта, дисциплинированность, т.е. те качества, которые высоко ценятся педагогами.

Так, учебные показатели — успеваемость и дисциплина – в значительной степени определяют положительное или отрицательное отношение учащихся друг к другу. 

Высокая адекватность рефлексии и перцепции – параметров, характеризующих роль ученика (успеваемости, поведения, внешности), позволяет предположить, что при соответствующем специальном воздействии на формирование восприятия межличностных отношений можно достичь значимых успехов в этой сфере. Нужно обучать не только средствам общения, но и пониманию сущности и истинного содержания межличностных отношений. Только в общении и через общение можно развить все богатство качеств личности. 

Таким образом, при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, необходимо знать особенности межличностных отношений и межличностного восприятия. Педагогу и психологу надо учитывать характер групповой дифференциации и те факторы, которые на него влияют.

Обычно педагог в своей работе опирается на учеников, занимающих высокое положение в группе, но основное внимание уделяет детям с плохим статусом в связи со слабой успеваемостью, низким уровнем развития речи, дисциплиной. Поэтому важно выработать устойчиво положительный стиль отношения ко всем детям, уделять достаточное внимание всем статусным группировкам.

Тем более что известна такая закономерность: для приобретения высокого статуса ученику необходимо обладать целым набором положительных качеств, а для приобретения низкого – иногда достаточно одной отрицательной черты.

Выявление причин попадания конкретного ученика в ту или иную статусную группировку и целенаправленная работа по изменению его положения одно из важнейших направлений совместной деятельности педагога и психолога в группах для детей с ОВЗ. 

Успешная социальная адаптация лиц с ОВЗ зависит от создания условий для профилактической работы‚ организации своевременной психокоррекционной помощи, ориентированной на широкий диапазон личностных проблем, неизбежно возникающих в условиях современного общества. 

2.3. Роль семьи в создании условий для социальной адаптации и реабилитации 

В последние годы все больше усилий психологов и педагогов направлено на понимание природы взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ (С.Д. Забрамная, И. Ю. Левченко В.В Ткачева, А.С. Спиваковская). Эти усилия связаны с осознанием того, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальные отношения, здесь начинается развитие его личности.

2.3.1. Отношение родителей к своим детям с ОВЗ. Понятие «родительская позиция». 

При формировании личности ребенка с ОВЗ значение семьи существенно возрастает. Л.С. Выготский, рассматривая проблемы трудного детства. отмечал, что деформации в развитии личности ребенка появляются в ответ на трудности приспособления к окру жающей среде.

В результате у ребенка обнаруживаются реактивные образования -подозрительность, настороженность. Эти установки возникают «как компенсация, когда человек стремится чем то за щитить себя от возникших перед ним трудностей».

По мнению ученого, все деформации, происходящие в личности ребенка, «есть не что иное, как защитная реакция, самооборона, биологический защитный панцирь против болезненных воздействий среды» (Вы готский, 1983). 

Родительское отношение играет несомненно важную роль в со шальной адаптации детей и формировании их личности. Социальная адаптация аномального ребенка напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения. Более того, отношения ребенка с окружающими Л. С.

Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, так как «из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции.

От исхода социальной компенсации зависит и степень дефективности и нормальности ребенка, поэтому роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна» (Выготский, 1983).

2.3.2. Фазы развития отношений в семьях, имеющих детей с ОВЗ.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. В литературе охарактеризованы фазы осознания родителями факта рождения ребенка с каким либо на рушением (Г. Г. Гузеев, Д.Льютеман, Е. Шухард). 

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, иногда -страха. Родители испытывают чувство собственной неполно ценности при рождении ребенка с дефектом развития, тревоги и ответственности за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые определяют их поведение.

Часто длительное заболевание ребенка и последующая его инвалидность, отсутствие быстрого и видимого эффекта лечения, состояние безнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи.

Значимость момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально эмоциональной связи между родителями и ребенком. 

Суть второй фазы – отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить.

Отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги, способом сохранения определенной надежды. Крайней формой нетативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких либо коррекционных мероприятий.

Одни родители многократно обращаются в различные лечебные центры с целью отменить неверный, с их точки зрения, диагноз. Другие становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения, сохраняют иррациональные надежды.

Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации всей семьи и началу ее целенаправленной работы. 

По мере того, как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это со стояние характеризует третью фазу, которая получила образное название «хроническая печаль».

Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребенок такой?» Переживания родителей, находящихся в этой фазе, являются результатом их постоянной зависимости от потребностей и состояния ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неумения родителей видеть эти изменения в его поведении, действительных или мнимых отклонениях от норм социального поведения. 

Четвертая фаза – принятие диагноза, начало психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты с ним. Родители обращаются за помощью к специалистам. Можно заметить такие признаки начинающейся адаптации, как ослабление печали, появление интереса к жизни, готовность к решению возникающих проблем. 

По мере роста и развития ребенка в семье возникают новые проблемы и стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены Поэтому наиболее оправдана конструктивная и динамическая психологическая помощь таким семьям на всех возрастных этапах жизни ребенка с ОВЗ (Левченко, Ткачева, 2008). 

2.3.3. Факторы, влияющие на характер взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с ОВЗ

Семья -это единое целое, появление в ней ребенка с ОВЗ влияет на всех ее членов.

Психологи приводят данные о противоречивости позиции родителей по отношению к своим детям: с одной стороны, они инвалидизируют ребенка, сопротивляются предоставлению ему свободы и самостоятельности, с другой — желают более быстрого его развития, преодоления социальных последствий нарушения, болезненно воспринимают неудачи ребенка в обучении и общении с окружающими.

Часто родительские позиции по отношению к другим детям деформируются. У братьев и сестер также отмечены проблемы социальной адаптации: появляются нарушения сна, аппетита, навязчивые страхи, снижение самооценки.

Успешность социальной адаптации братьев и сестер ребенка с ОВЗ зависит от вида и тяжести нарушения, пола и возраста здоровых детей, порядка рождения детей в семье.

Большое значение имеет социально экономический статус родителей, но главное — их позиция по отношению ко всем детям, позволяющая подбирать адекватные методы

Источник: https://infourok.ru/stereotipi-povedeniya-v-obschestve-po-otnosheniyu-k-licam-s-ovz-2469032.html

Социально-инновационный проект для детей с ОВЗ "От сердца к сердцу" | Проекты | Добровольцы России

  • Цель: создание условий для преодоления изолированности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образования новых социальных связей, формирования социальных навыков, естественной интеграции в среду здоровых сверстников с помощью использования сети Internet и видеоконференцсвязи (ВКС).
  • Задачи:
  • — выявление и поддержка детей с ОВЗ в области искусства,
  • — создание благоприятных условий для укрепления личностных и творческих связей между людьми с ОВЗ;
  • — укрепление толерантного отношения к людям с ОВЗ в обществе,
  • — освещение творчества талантливых детей с ОВЗ в средствах массовой информации, — социализация и адаптация данной категории людей в обществе.

«Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счете, необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе» Президент России В.В. Путин

Проблема потери здоровья, инвалидности на сегодняшний день является одной из самых острых.

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается более 600 млн. инвалидов, в Российской Федерации – около 12,8 млн. 

Проблема поиска новых форм работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, связана с их социальной реабилитацией, становлением и проявлением индивидуальности ребенка, формированием коммуникативных навыков, реализацией творческих возможностей, что говорит о необычайно важном значении в настоящее время.

В жизни детей с ограниченными возможностями здоровья творческая деятельность имеет серьезное значение. В процессе творчества у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями и негативными переживаниями.

  1. Социально-инновационный проект «От сердца к сердцу» будет осуществляться в форме открытого дистанционного конкурса художественного чтения, путем видеоконференцсвязи участников, членов жюри посредством программного обеспечения «Skype», включающего в себя следующие номинации:
  2. — «Строки, опаленные войной» (поэзия и проза патриотического направления).
  3. — «Страницы русской классики» (поэзия и проза классических авторов).
  4. — «Земля православная» (духовная поэзия и проза).

— «Авторское произведение». Проводимый в таком формате конкурс, станет площадкой для выражения и совершенствования  творческих возможностей и новых знакомств, а так же позволит детям с ОВЗ  разглядеть удивительное в самом себе. 

Фото дистанционного конкурса

  • Предполагаемые конечные результаты
  • 1.     Преодоления изолированности детей с ОВЗ;
  • 2.     повышение творческого потенциала у детей;
  • 3.     образование новых социальных связей;
  • 4.     формирования социальных навыков;

5.     формирование естественной интеграции в среду здоровых сверстников.

Контроль проекта осуществляется путем авторского надзора и систематической проверкой на соответствие утвержденного плана реализации проекта.  

На основании экспертных оценок жюри участники конкурса приглашаются на гала-концерт, на котором состоится торжественное вручение дипломов участников, дипломов лауреатов 1,2,3 степени в каждой возрастной категории и ценных подарков. В случае невозможности присутствия на гала-концерте будет организован с участником/лауреатом ВКС, а диплом и ценный подарок отправлен по почте России.

Таким образом, творчество может позволить людям с ОВЗ разглядеть удивительное в самом себе.

Художественное творчество, как и любой другой вид человеческой деятельности, помогает человеку освободиться от мешающих ему условностей окружающего мира.

Более того, проводимый конкурс в таком формате для детей с ОВЗ выступает как площадка для выражения и совершенствования своих творческих возможностей и новых знакомств

Источник: https://dobro.ru/projects/11239

Ссылка на основную публикацию