#мгупротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиУбийство науки в России. Почему онемело правительство и аплодировала РАН?

На общем собрании Российской академии наук выдающийся российский нейрофизиолог академик Михаил Угрюмов поразил всех сравнением, хотя выступал последним. За 25 лет участия в общих собраниях РАН, сказал академик, он помнит только два случая, когда вступления сопровождались искренними аплодисментами и неоднократно прерывались ими. Это выступление А. Солженицына, а второе было сегодня — В. Никонова. Что такого сказал председатель комитета Государственной думы по образованию и науке? Почему на него обиделась Т. Голикова, заместитель председателя правительства, и не удержалась от комментариев, а М. Котюков, министр науки и высшего образования, онемел?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Они выступали раньше В. Никонова и могли бы опередить его и по числу и искренности аплодисментов академиков.

Министр старался: бодрым голосом доказывал академикам, что он с ними «одной крови», многократно повторяя, «мы много раз с вами об этом говорили», и показывал организационные слайды, но ничего нового академикам так и не сказал.

Напряжение вызвало выступление Т. Голиковой, объявленное как приветственное.

В начале она говорила о национальном проекте «Наука» и госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», в рамках которой при ведущей роли РАН должна быть создана конкурентоспособная компактная на базе цифровых технологий и современных принципов организации система управления научно-технологическим развитием. Затем, что показалось совершенно неуместным на годовом собрании академиков и членкоров, высказала целый ряд организационных замечаний и упреков, хотя и сформулированных корректно.

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи

До 1 декабря 2019 года в РАН должны быть разработаны и представлены в правительство не всякие, а именно качественные, как она подчеркнула, предложения по развитию системы профессиональной экспертизы научной, научно-технологической и инновационной деятельности. Надо разработать критерии эффективности расходов федерального бюджета на НИР и НИОКР, в чем РАН должна принять активное участие, и ею, Т. Голиковой, даны соответствующие поручения.

Применить критерии надо будет уже скоро, по итогам работы в 2019 году. Академией еще не начата работа по исполнению поручения об изучении соответствия программы фундаментальных исследований на 2013−2020 годы приоритетам научно-технологического развития.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Неофициальные электронные дневники под запретом

Оценим за полчаса!

Поэтому мы не можем оценить достижения или планируемые достижения в сфере фундаментальных исследований на будущее.

РАН не исполняет поручение о ежеквартальном отчете по проверке эффективности бюджетных вложений в исследования, проведенные в 2013—2018 годах, с точки зрения их прикладного значения. Если здесь не хватает нормативной базы для исполнения поручений, выйдите с предложением сами.

Четырежды вице-премьер предлагала РАН самим инициировать то или иное действие. Наш уровень взаимодействия высокий, но перечень проблем тем, что сказала, не исчерпывается — завершила свое выступление Т. Голикова.

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиТатьяна Голикова Дарья Антонова © ИА REGNUM

Приветственным его не назовёшь, да, и адекватным случаю — тоже. 848 академиков и 1074 члена-корреспондента собираются раз в год, чтобы послушать друг друга, обсудить приоритетные направления деятельности и важнейшие научные достижения, полученные российскими учеными.

Кланяться никому не надо, но у вице-премьера не нашлось времени, чтобы послушать доклад президента РАН и выступления академиков. После своего начальственного выступления она ушла из президиума, успев только раздосадоваться на Никонова и прокомментировать его выступление.

С ходу, уверенно, но не по существу того, о чем тот говорил.

Может быть, приняла близко к сердцу начальные слова председателя думского комитета? В. Никонов напомнил:

«Альберт Эйнштейн говорил, что есть только две вещи, которые бесконечны. Это Вселенная и глупость. Хотя в отношении Вселенной я не уверен».

Наука исследует Вселенную и сокращает пространство глупости. И здесь есть четыре проблемы: бюджет, оценка научной деятельности, кадры, законодательно-правовые рамки. Мы занимаем тридцать пятое место в мире по объему финансирования науки на душу населения.

Сейчас это 1,1 процента от ВВП, хотя в послании президента и майских указах еще 2012 года речь шла об 1,98 процента от ВВП. Но даже при 1,98 процента мы войдем только в первую двадцатку.

Представители Министерства финансов аргументируют такое положение дел отсутствием роста показателей цитируемости и объема публикаций у российских ученых.

Встречный вопрос правительству: если вы не будете финансировать науку, наверное, в сферу не придут люди, которые будут иметь высокую цитируемость. Потому что в последние десятилетия только один процент выпускников вузов идет в науку.

Люди, имеющие высокий уровень цитируемости, при нынешнем финансировании науки, к сожалению, осуществляют свою цитируемость в других местах — не в РАН и не в российских вузах.

В последние годы число публикаций российских ученых в западных рецензируемых журналах увеличилось, а их цитируемость снизилась.

Почему цитируемость определяется именно по публикациям в журналах? Великие историки — Карамзин, Ключевский, Соловьев, Рыбаков — разве они стали знаменитыми, потому что писали в рецензируемые журналы? Не писали они в рецензируемые журналы, тем более западные.

Нет, они писали многотомные труды, монографии, и по нынешним критериям их следует считать просто провальными учеными. На протяжении многих лет Россия теряла ученых, которые уходили из профессии или уезжали за рубеж. В начале 1990-х годов в стране был 1 млн 700 тыс. исследователей, а сейчас — 700 тыс.

Мы потеряли целое поколение, которое ушло из науки, и поколение, которое не пришло в науку, потому что там не платили. И сейчас проблема научных кадров стоит очень остро.

Надо серьезно менять ситуацию с аспирантурой: платить аспирантам достойные стипендии, чтобы люди могли нормально заниматься диссертациями, а также именно диссертации сделать критерием оценки работы аспирантов.

Что касается законодательства о науке, то сейчас время для глубоких преобразований в системе образования и науке прошло. Их надо оставить в покое. Кардинальные перемены ни к чему хорошему не приводят. Порядок освобождает мысль, говорил С. П. Королев.

Надо, чтобы ученые мыслили, а не писали отчеты и бюрократические отписки. В декабре законопроект о науке должен быть внесен в Госдуму, но даже сейчас еще продолжаются дискуссии о концепции закона.

Это важный закон для науки, и надо, чтобы он устанавливал порядок, который освободит мысль.

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиСтуденты в лаборатории кафедры распределенных интеллектуальных систем СПБГПУ(cc) A.I

У Т. Голиковой был бы еще повод для раздумий и досады на своих подчиненных, если бы она осталась на собрании и послушала не только В. Никонова, но и академиков. Например, о том, что советы по приоритетным направлениям, о которых шла речь в предыдущей статье, созданы правительством, а не при РАН, как ошибочно считает заместитель председателя правительства.

Академик А. Сергеев сообщил бы ей, что из-за разницы в средней оплате по регионам страны сотрудники московских институтов теперь получают зарплату намного выше, а ученые, например, в Сибири, практически не получили надбавки. В это же время производительность труда в Сибири в два раза выше, чем в Москве.

Ученые не стремятся публиковаться в российских журналах, отдавая предпочтение зарубежным изданиям. Это связано с тем, что оценка результативности научной деятельности в большой степени зависит от рецензируемости и цитируемости. Финансирование фундаментальных исследований в России: 0,15% ВВП. Такие страны, как Франция и Израиль, тратят на фундаментальную науку 0,45%.

Вопрос об увеличении финансирования стоит очень остро. Если сравнивать с количеством ученых, которые работали в 1991 году, то сокращение большое — в 2,5 раза. По числу исследователей, занятых в экономике: 50 человек на 10 тысяч человек в России. В Израиле — 174 исследователя на 10 тысяч человек.

«Двугорбое» распределение исследователей по возрастам, «золотой запас» ученых уезжает за границу, молодежь не заинтересована идти в науку.

Академик В. Козлов добавил: Швейцария 1,29% ВВП тратит на фундаментальную науку. Был период, когда расходы на фундаментальные исследования росли: с 2005 по 2009 год.

Нам был известен график предстоящих расходов на науку до 2010 года, мы знали, что треть расходов идет на исследования Академии наук. Потом мы сократили научный персонал на 20%.

Чтобы России догнать Японию по числу публикаций в 2017 году, сумма необходимых внутренних затрат на исследовательские работы должна быть увеличена в 2,5 раза.

Академик РАН Н. Долгушкин сообщил, что по сравнению с 2015 годом число кандидатов наук сократилось с 83,5 тысячи до 77,3 тысячи, докторов наук — с 28,1 до 26,1 тысячи. Сокращается и число аспирантов. В 2010 году их было 157,4 тысячи, в 2018 — 90,8 тысячи. При этом выпустились в прошлом году из аспирантуры с защитой диссертации всего 2,2 тысячи человек (для сравнения: в 2010 — 9,6 тысячи).

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиМолодые ученые в науке(cc) Ilkasan 02

Академик А. Смирнов так прокомментировал доклад о программе фундаментальных научных исследований: там сказано, что нужно улучшить качество жизни. Но это не только качество товаров и услуг, это еще и наше психологические состояние.

44% школьников не имеют никаких целей, не понимают, зачем они существуют. Разве это нормально? Я предлагаю внести пункт о социально-культурной идентичности общества. Гуманитарную составляющую необходимо добавлять к социально-экономической.

Это важно учитывать в работе.

Академик И. Щербаков: наукометрические показатели должны использоваться только как вспомогательные в экспертной оценке научной деятельности. Необходимо скорректировать статус научной работы, которая сейчас относится к сфере услуг. Его поддержал академик В. Рубаков: «Наука — сфера услуг, вроде парикмахерской, это скандальная ситуация».

Академик М. Угрюмов убежден, что без введения прогрессивного налогообложения и принятия политических мер для ликвидации оттока средств за рубеж проблемы финансирования науки не решить. РАН надо прекратить опасаться ставить вопросы непосредственно перед руководством страны.

Для чего так детально восстановлена вся картина общего собрания Российской академии наук, которое прошло не вчера? Потому что продолжается общественное обсуждение законопроекта о научной деятельности, который призван регулировать общественные отношения в сфере науки.

Если не вообще рассуждать, а найти такую клеточку общественных отношений, в которой бы как в капле воды они нашли своё полное выражение, то именно общее собрание РАН, где сошлись академики, правительство и представители высшей законодательной ветви власти, и будет той самой клеточкой или системной единицей для анализа. Единица акта взаимодействия, который дает понять, где заканчиваются декларативные нормы федерального закона, адресованные всем и навсегда, и начинают действовать законы, открытые психологией и другими гуманитарными науками. Как межсубъектное общение, предусмотренное законодательством, в жизни сплошь и рядом оборачивается взаимодействием по типу субъект-объект.

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиУильям Хогарт. Ученые на лекции

Если бы Голикова и министр досидели бы в президиуме до конца собрания, то услышали бы самое неприятное от академика В. Давыдова:

«Пока ведутся речи о высокой науке, Минобрнауки действует. Сегодня все руководители академических институтов отделения глобальных проблем получили письмо с указанием откорректировать данные по зарплате по науке (довести до 150%), которые вы уже представили в Росстат.

Необходимо поправить данные, отвезти письма в Росстат, получить отметку на письме и направить нам скан письма до 14:00. В случае невыполнения поручения к руководителям организаций будет применено дисциплинарное взыскание. Это абсурд, так как денег в институтах нет.

Это прямое принуждение к подлогу».

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи

В прессе этот факт был подан как результат взлома сервера Минобрнауки. Это не так. Это быль и правда. Такие письма действительно были и подписаны, и направлены. Что же касается взлома, то, скорее всего, это был взлом министерских мозгов. Если весь текст нового законопроекта рассматривать через призму того, что произошло на общем собрании РАН, то он приобретет совсем иные контуры.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2680809.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Источник: http://NetReforme.org/news/ubiystvo-nauki-v-rossii-pochemu-onemelo-pravitelstvo-i-aplodirovala-ran/

«Нормальной организации не будет, показуха!»: как вузы Татарстана переходят на «удаленку»

Проконтролировать студентов будет очень сложно, признают ректоры, — десятки тысяч молодых людей остаются предоставлены сами себе

Сегодня КФУ вслед за другими крупнейшими вузами республики объявил о переходе на дистанционное обучение студентов.

Руководство вузов не сомневается, что получится организовать удаленное обучение, но полагаться приходится в большей степени на сознательность учащихся.

О том, как сами они отреагировали на меры против коронавируса и не проще ли было бы объявить каникулы, — в материале «БИЗНЕС Online».

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи Сегодня глава министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объявил о том, что решение о переходе на дистанционное обучение уже приняли 65% российских вузов «БИЗНЕС Online»

Сегодня КФУ вслед за другими крупнейшими вузами республики объявил о переводе студентов на «удаленку». Дистанционное обучение студентов в госуниверситете начнется с 19 марта и продлится, предположительно, три недели — до 1 апреля.

В вузе сейчас актуализируют информацию по преподаваемым дисциплинам в личных кабинетах преподавателей (рабочие программы дисциплин, учебно-методические материалы, ссылки на онлайн-ресурсы как на сайте КФУ, так и на сторонних сайтах), а также знакомят студентов с форматами работы в электронной информационно-образовательной среде. 

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался со студентами КФУ. У здания вуза на Кремлевской, как и обычно в будний день, было многолюдно — студенты шли на занятия, кто-то стоял вместе с друзьями в перерыве между парами. «Объявили, что будет дистанционное обучение. С какого по какое число, пока не сказали, но скоро. В ближайшие дни, наверное.

Читайте также:  Роман поликарпов: -мы будем говорить с вами о вич, и у нас есть хорошие новости

На сайте КФУ у каждого личный кабинет и через него будет проходить обучение, — объясняли студенты нашему корреспонденту, как поняли установки руководства вуза. — Так тяжело рассказать, но показать смогу. В Москве, говорят, вообще, через Discord (бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP и видеоконференций — прим. ред.) сидят.

Конечно, будем учиться, мы же прилежные студенты».

Рядом стояли студенты четвертого курса факультета прикладной математики, которые тоже что-то слышали о дистанционном обучении, но подробности назвать затруднились. «Вводится онлайн-обучение, но мы о нем пока сами ничего не знаем. Ждем приказа, но сами пока не в курсе, что и как будет.

Нам просто сказали, что со среды будет онлайн-обучение. Но пока не объяснили, как это будет устроено. Мы спрашиваем, но нам говорят: „Ждите информацию“. Многие преподаватели предупредили, что будут скидывать на почту задания.

В общем, все готовятся, но не знают, как это будет», — добавили молодые люди.

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиКФУ объявил о переводе студентов на «удаленку» с 19 марта и, предположительно, до 1 апреля «БИЗНЕС Online»

Напомним, в КНИТУ-КАИ и КНИТУ-КХТИ переход на удаленное обучение стартовал уже сегодня. Казанский энергоуниверситет и КГАСУ готовятся обучаться онлайн с 18 марта. При этом все вузы отмечают: никакой речи о каникулах не идет. Учебный процесс будет проходить без потери академических часов, а образовательные программы будут реализованы в полном объеме. 

Сегодня глава министерства науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объявил о том, что решение о переходе на дистанционное обучение уже приняли 65% российских вузов, подведомственных минобрнауки. Однако не везде этот переход происходит безболезненно.

По словам Фалькова, министерство ежедневно вырабатывает методические рекомендации, чтобы как можно быстрее наладить полноценную работу. Ведущие вузы уже открыли бесплатный доступ к своим онлайн-курсам, их более 600. Переход на «удаленку» не отразится на зарплатах преподавателей и стипендиях студентов, заверил сегодня журналистов Фальков.

Удаленное обучение — одна из мер в борьбе с коронавирусом, по этому пути пошли более 20 стран мира, где частично или полностью закрылись школы и университеты. 

Как же будет происходить онлайн-обучение? Могут ли вузы положиться на свою цифровую образовательную среду? Ректор КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко рассказал «БИЗНЕС Online», что удаленное обучение запланировано пока до 1 апреля: «У нас везде прописано, что это обучение с элементами дистанционного.

Есть график проведения обучения, но в связи с сегодняшней ситуацией мы всю теоретическую часть преподаем сейчас, а практическую, по возможности, переносим. Есть младшие курсы, у которых очень много теоретических частей, включенных в нашу дистанционную образовательную систему.

Есть гуманитарии, которые часть предметов могут изучать дистанционно. Есть студенты технических специальностей, которые часть курсов могут получать дистанционно, — перечисляет ректор. — Они получают информацию через соответствующее облако и в личном кабинете студента.

Все остальные — это то, что мы никак не можем перенести, но позже реализуем в полном объеме».

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи Переход на «удаленку» не отразится на зарплатах преподавателей и стипендиях студентов, заверил глава министерства науки и высшего образования РФ «БИЗНЕС Online»

По словам Юшко, ничего сверхъестественного не происходит. «Студенты должны посещать лекции и учиться дистанционно — у нас и до этого так было, — говорит он. — Но есть понимание, например, хорошего студента, который учится и здесь и там.

А не очень хороший студент и на лекции не ходит, и дистанционно не учится. Естественно, те, кто не очень хорошо учился, могут воспринять сегодняшнюю возможность как каникулы. Это недопустимо, и это единственное опасение сейчас.

Мы призываем студентов подойти к процессу осознанно, потому что зачеты и экзамены никто не отменял».

Другое дело, говорит собеседник, если удаленное обучение придется продлить на срок дольше четырех месяцев — тогда могут возникнуть реальные сложности. Но и в таком случае есть время, чтобы еще перегруппироваться.

«У нас уже есть дистанционное обучение заочное, поэтому проблем не возникнет. Мы должны быть честны со студентами. Есть „платники“, мы должны им дать тот объем знаний, который планировался при подписании договоров», — рассказал «БИЗНЕС Online» ректор КГАСУ Рашит Низамов.

При этом он отмечает, что дистанционное обучение более приемлемо для гуманитарных направлений. «В технических проблемы могут возникнуть, потому что студент должен руками потрогать кирпичи, разрушить балочку… это обязательно, — объяснил Низамов.

— Надеемся, это будет недолго, практическую часть можно будет потом скорректировать».

В КНИТУ-КАИ же рассчитывают на систему электронного обучения на платформах LMS Blackboard и LMS Moodle.

Предполагается, что студенты смогут заходить в эти системы, находясь дома или в общежитиях, а преподаватели будут видеть, сидит ли учащийся в данный момент в онлайне и выполняет ли задания. Связываться можно будет и по видеосвязи.

«Уважаемые студенты! Обращаем ваше внимание, что обучение реализуется в полном объеме в соответствии с действующим расписанием», — сообщил вуз на своем сайте.

«Как это перенести в дома и общежития? Студенты дистанционно учиться не будут. Это несерьезно. Болтовня пустая!»  pixabay.com

Ряд экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», уже сейчас видят в «удаленке» слабые точки. Бывший ректор Казанского государственного педагогического университета Рузаль Юсупов считает, что эффективность удаленного обучения нулевая.

«Нормальной организации удаленного обучения не будет, это просто показуха! Толку никакого не будет. Организация обучения — это сложный процесс. Я даже не представляю, как это можно организовать.

Как они это организуют? Кто будет давать задания? Кто проверит их выполнение? Как студенты, сидя дома или в общежитиях, будут учиться?» — задается вопросами Юсупов. Не у каждого есть доступ в интернет, а вся система образования рассчитана на обучение в вузе, в аудиториях: лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия.

«Как это перенести в дома и общежития? Студенты дистанционно учиться не будут. Это несерьезно. Болтовня пустая! Лучше переждать две-три недели, объявить каникулы, а потом, летом, по-настоящему учиться», — полагает Юсупов.

Сложности в вузах возникнут в переводе лабораторного практикума, потому что очень много, особенно в инженерных задачах, решается на оборудовании, считает завкафедрой МИЭТ, руководитель научно-образовательного центра НТИ «Сенсорика» Александр Бахтин.

«Вузы достаточно хорошо переоснастились за последние десятилетия, получили огромный потенциал по оборудованию, по различным системам, которые позволяют обучать студентов современным технологиям. Здесь возникают сложности, но они носят технический характер, — рассказал Бахтин.

— Мы столкнулись с тем, что у нас, в университете, компьютеры достаточно хорошие и мы могли на них использовать технологию виртуализации. А дома ребята уже не смогли. Нам пришлось с ходу решать проблему — предоставлять им ресурсы. Хотя и здесь много внешних ресурсов, которые раньше предлагались на коммерческой основе.

Например, некоторые компании предлагают доступ до серверов — дают студентам удаленный доступ бесплатно».

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи «Полный переход на онлайн-образование приведет к потере качества»  pixabay.com

Бахтин приводит в пример практику своего вуза и данные проведенных исследований, которые утверждают, что смешанное обучение — когда лекции читаются удаленно и преподаватель работает со студентом, а материал он воспринимает онлайн — не сильно отражается на образовании студентов.

«А вот полный переход на онлайн-образование приведет к потере качества, — сказал Бахтин. — Поэтому мы, со своей стороны, рассматриваем возможность работать со студентами удаленно. Студентов перевести на „удаленку“, а преподаватели остаются на своих рабочих местах.

У нас другого распоряжения пока нет». 

В то же время, по его словам, вузы по стране уже решали такие задачи в рамках программы «Дорожная карта» — «Наука и образование», факультативных дисциплин, когда в образовании использовались дистанционные технологии.

Директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков согласен, что студенты вузов потеряют в качестве образования. «Разумеется, организовать дистанционное обучение реально. Мы же не в XIX веке, но потеря в уровне знаний будет» — считает он. Шмаков подчеркнул, что в «СОлНЦе» ограничено нахождение посторонних.

«Даже родителей школьников в школу не пропускаем, — говорит он. — В случае крайней необходимости проходят в маске. Детям велено при малейшем недомогании оставаться дома. Если ребенок опаздывает на уроки, то проходит в школу только с запиской от родителей о причине опоздания — что это никак не связано со здоровьем.

Думаю, все будет в порядке».

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/461557

На чем сосредоточится новый министр науки и высшего образования

Вице-премьер Татьяна Голикова на встрече с коллективом Минобрнауки в понедельник представила нового министра Валерия Фалькова и заодно обозначила основной вектор работы на ближайшее время. В частности, по ее мнению, следует сосредоточиться на реализации национальных проектов.

По словам Голиковой, наука и образование не должны быть сосредоточены исключительно на федеральном уровне, а мероприятия в рамках одноименных нацпроектов должны быть нацелены на то, «чтобы как можно ближе к себе расположить органы власти России” — чтобы те, в свою очередь, участвовали в реализации федеральной политики.

https://www.youtube.com/watch?v=wcoRlK9dlE0

Также Голикова предложила Минобрнауки и РАН наладить взаимоотношения и перестать конкурировать друг с другом.

Наука и образование должны пойти в регионы

Официальная встреча нового министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с коллективом прошла в большом зале министерства, с участием курирующего вице-премьера Татьяны Голиковой и экс-главы ведомства Михаила Котюкова.

Свою речь вице-премьер начала с краткой характеристики нового министра. «Для него (Фалькова — прим.

ТАСС) не чужды вопросы, которые находятся на федеральном уровне и, поскольку он работал ректором, с вами совместно формировал вопросы политики в сфере высшего образования», — сказала Голикова.

При этом Голикова сразу обозначила приоритет в работе министерства — реализацию национальных проектов «Наука» и «Образование”.

13.янв., 09:30

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи Наука будущего: российские молодые ученые в лицах

«Задачи, как вы знаете, стоят очень сложные. Мы реализуем не только нацпроекты, мы реализуем национальные цели. Поскольку амбициозные стоят задачи, возможности не реализовать эти задачи у нас нет», — заявила Голикова.

Также вице-премьер поблагодарила Михаила Котюкова за работу, проделанную в рамках реализации нацпроектов.

Котюков: всем спасибо и не прощаемся

Выход уже бывшего министра Михаила Котюкова зал встретил овациями. На что Котюков пошутил, что его так не встречали, когда он вступал в должность министра.

По словам экс-министра, его команда проделала большой путь от создания новой госструктуры министерства науки и высшего образования до запуска нацпроектов (в мае 2018 года Минобрнауки было разделено на два самостоятельных ведомства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования, которое возглавил Михаил Котюков — прим. ред.).

«Мы действительно прошли путь создания новой государственной структуры, мы фактически запустили национальные проекты «Наука», часть проекта «Образование», часть проекта «Цифровая экономика» и многие другие задачи, которые нам приходилось решать”, — сказал он, также выразив благодарность за помощь в работе вице-премьеру Татьяне Голиковой.

Котюков также отметил, что «не прощается» и «будет рад бывать в министерстве по любому поводу, который будет требовать его участия».

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиПервый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, вице-премьер РФ Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков (слева направо)Сергей Фадеичев/ТАСС

Фальков: давайте относиться к подведомственным организациям как к партнерам

В свою очередь, новый глава Минобрнауки России Валерий Фальков, выступая перед коллективом обозначил ряд основных задач, на которых он призвал коллег сосредоточиться.

«На данном этапе нам всем предстоит сконцентрироваться и обратить внимание, стать более открытыми для академических институтов, для университетов, вузов, рассматривая и Академию наук, и академические институты, и университеты и вузы, которые не являются университетами, в качестве партнеров», — сказал Фальков.

Также новый министр предложил усилить взаимодействие с подведомственными организациями.

10.дек., 09:30

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи Владислав Блатов: «Даже в провинции можно создать научную лабораторию мирового класса»

«Наконец, мы должны рассматривать в качестве партнеров, мы должны слушать, слышать, общаться в разных форматах и на разных площадках с нашими подведомственными организациями и учреждениями. Это принципиально важный момент», — подчеркнул он.

Особое внимание к РАН

В ходе встречи прозвучали и достаточно конкретные задачи, решения которых правительство ждет от нового руководства Минобрнауки. Так, вице-премьер Татьяна Голикова призвала новое руководство Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук (РАН) не конкурировать, а выстроить эффективную совместную работу.

«Здесь не может быть конкуренции, что первее — высшее образование или наука. Здесь мы работаем в абсолютном тандеме, и взаимосвязь, которая складывается уже между высшим образованием и наукой, должна (получить) продолжение и развитие», — сказала Голикова.

В свою очередь, Валерий Фальков прокомментировал журналистам, что РАН — достойный и важный партнер министерства, с которым предстоит плотная совместная работа.

«Безусловно, Российская академия наук и министерство — это партнеры. При этом РАН — партнер очень достойный, надежный, имеющий свою принципиальную точку зрения, и наша общая задача состоит в том, чтобы ответить на те сложные вызовы, которые стоят перед страной, и вместе двигаться к поставленным целям», — резюмировал новый министр науки и высшего образования.

Напомним, что руководство Российской академии наук часто выступало против инициатив Минобрнауки и высшего образования.

Одним из ярких примеров стала просьба о пересмотре приказа о международном сотрудничестве, который министерство выпустило в 2019 году. Документ регламентирует процесс взаимодействия российских ученых и иностранных.

В частности, российские ученые за пять дней до встречи с иностранными коллегами должны уведомить министерство, указав всех российских участников встречи.

07.дек., 20:19

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи Кооперация науки и бизнеса: как эффективно сотрудничать и растить кадры

Президиум РАН отмечал, что буквальное следование подобным регламентам поставит под угрозу достижение основных целей нацпроектов «Наука» и «Образование», а также приведет к деградации существующего уровня научной деятельности в большинстве научных организаций и вузов». В Минобрнауки, в свою очередь, отмечали, что приказ носит рекомендательный характер и отражает общемировую практику.

https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/na-cem-sosredotocitsa-novyj-ministr-nauki-i-vyssego-obrazovania

Источник: https://uchbash.rbsmi.ru/news/Na-chem-sosredotochitsya-noviy-ministr-nauki-i-visshego-obrazovaniya-95575/

Студенты – в науку! Часть 3

#МГУпротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухиКак мы уже писали, 2013 год стал для университета богатым на студенческие научные командировки и награды. Только за первое полугодие студенты привезли с различных интеллектуальных соревнований 11 призовых мест. Это стало возможным благодаря действию в вузе федерального гранта – Программы развития деятельности студенческих объединений. Статья положила начало обсуждению перспектив для студентов, вовлеченных в науку. Проректор по научной работе СамГУ Александр Федорович Крутов рассказал  о главных составляющих успешной научной карьеры, о практической пользе от участия в научных конференциях, о возможностях самореализации и достойного заработка. Сегодня на эту тему мы поговорили с преподавателями гуманитарных и естественнонаучных специальностей.

Преподаватель исторического факультета СамГУ, директор Межвузовского гуманитарного музейного центра СамГУ (МГМЦ), координатор Программы развития деятельности студенческих объединений Данила Серых.

– Есть мнение, что наука не приносит денег или приносит, но мало. Вы согласны с этим?

– Это мнение обычно транслируют люди, которые в принципе не понимают, что такое наука и чем она полезна. К сожалению, таких людей большинство и среди наших чиновников.

Фундаментальная наука обеспечивает непрерывность человеческого прогресса.

Абсолютно «бесполезные» открытия в области атомной энергетики или волновой теории несколько десятилетий спустя приводят к технологическим революциям, созданию принципиально новых устройств, возможностей и так далее.

Также многие не понимают, что к труду ученого невозможно применять обычные принципы измерения производительности труда. У А. И.

Солженицына был персонаж майор Шикин, который пытался заставить ученых писать все мысли только в одном журнале, чтобы по количеству написанного узнать, сколько сделано за день.

Те, кто требует, чтобы наука приносила немедленный и стабильный доход в денежном выражении, уподобляются майору Шикину и губят на корню всё творческое начало научного познания.

– Что дает студентам вовлеченность в научную жизнь?

– Для студентов может быть два уровня вовлеченности в науку. Первый – ознакомительный – будет полезен всем, кто получает высшее образование. Испытать себя в качестве начинающего ученого, попробовать свои силы в научном эксперименте, в решении простых научных задач.

Это дает человеку огромный опыт системного и критического мышления, который пригодится всем вне зависимости от профессии и места работы. Второй уровень – только для желающих стать учеными. Здесь студент должен отдавать себе отчет в том, что до получения реальной отдачи от научного труда – годы и годы работы.

Я бы не советовал серьезно заниматься наукой тем, кто не готов посвятить ей всю свою жизнь.

– Чего не стоит бояться студентам, которые хотят заниматься наукой?

– Не нужно бояться, что не получится. Нужно помнить, что у добросовестной научной работы всегда есть результат, даже если он отрицательный. Если поставленная исследователем задача была актуальной, результат будет обязательно востребован научным сообществом.

Не нужно бояться старших коллег, даже признанных корифеев. Научный цех отличается тем, что старшее поколение ученых заинтересовано в обеспечении преемственности своей работы, а потому всегда охотно консультирует молодых ученых.

Читайте также:  Преподаватели иностранных языков поедут за границу

И еще, пожалуй, самое главное – не нужно бояться признавать свои ошибки.

– Зачем студентам, которые хотят заниматься наукой, нужны публикации? Какая разница, где публиковаться: в международных, всероссийских или во внутривузовских сборниках?

– Прежде всего хочу отметить, что считаю решительно вредными публикации некачественные, для галочки, не имеющие под собой реального исследовательского труда. К сожалению, в последние годы уважение к самому понятию «публикация» упало.

Писать нужно не для наличия публикации, а для реальных читателей, даже если их будет всего несколько десятков.

Ответственность за каждое свое слово, за каждую запятую, за все выводы и ссылки на чужие работы – если эти условия соблюдаются, то дальше уже активность самого студента может ему помочь пробиться в сборники и международного, и всероссийского уровня.

– Часто научные конференции не предусматривают присвоения мест – зачем в них тогда участвовать?

– Студенческие научные конференции как раз часто бывают с вручением грамот за места – своеобразная дань бюрократии. Превращение научного общения в конкурс, в спорт – не самое лучшее, что можно делать. Разумеется, интеллектуальные соревнования – это прекрасно. Но серьезная конференция проводится для общения, обмена научным опытом, апробации результатов своей работы среди специалистов.

– Можно ли судить об уровне образования в вузе по количеству студенческих публикаций и количеству студентов, посетивших международные и всероссийские конференции?

– Разумеется, этот показатель очень важен. Однако только в сочетании с другими показателями он может дать реальную картину. В научной среде большое значение имеет репутация – вуза, научной школы, коллектива. Это понятие сложно измерить в цифрах, хотя индексы цитируемости и статистика публикаций и участия в конференциях общее представление об уровне вуза дают.

Доцент кафедры информатики и вычислительной математики преподаватель механико-математического факультета, руководитель семинара по олимпиадному программированию Елена Рогачева.

– Как вы считаете, чем полезно для студентов участие в олимпиадах и соревнованиях? Они как-то помогают ребятам определиться в профессии, найти работу?

– Само по себе участие в олимпиадах и соревнованиях ничуть не помогает определению в профессии. Олимпиадные задачи весьма специфичны, поскольку предполагают решение за короткое время, а «проекты из реальной жизни», как правило, долгосрочные.

Найти работу – отчасти да, поскольку на собеседованиях как раз может потребоваться выполнение относительно коротких заданий. Помимо такого навыка, олимпиады дают еще и хорошую психологическую подготовку.

В большинстве случаев на олимпиады стремятся те ребята, которые уже определились с профессией и готовы совершенствоваться в разных направлениях (те, у кого хватает сил и способностей совершенствоваться только в одном направлении, чаще всего находят работу и олимпиадами как раз не интересуются).

Конечно, мы стараемся привлекать как можно больше студентов первого-второго курса к занятиям олимпиадным программированием в надежде на то, что у кого-то из них удастся пробудить интерес.

Нужно сказать, что добиться хорошего результата в олимпиадах, по крайней мере по программированию, стоит нескольких лет упорного труда.

При этом большую роль играет самостоятельная работа: на семинарах можно узнать о методах решения задач, но необходим и практический навык, умение применять эти знания, способность увидеть задачу именно этого типа даже тогда, когда она сформулирована в терминах другой предметной области. И тут нет иного пути, кроме как решать много задач.

Именно когда выясняется, что нужно очень много работать, происходит разделение на тех, кто готов работать, и на тех, кто не против иногда поучаствовать, но не совершенствоваться в этом. Впрочем, даже если студент приходит на семинар за компанию, даже если результаты его будут не блестящими, он всё равно приобретает массу полезных навыков.

Работодатели ценят ребят, которые показывают хорошие результаты: как минимум это свидетельствует о способности человека анализировать постановку задачи, выбирать эффективные методы ее решения, тестировать (а при необходимости и доказывать) разработанные решения. К наличию олимпиадного опыта (без высоких результатов) отношение работодателей более прохладное, однако пройти собеседование этот опыт наверняка поможет.

Если же говорить в общем, олимпиады – это такое погружение в особую атмосферу, общение с большим количеством интересных людей, и в этом плане они не отличаются от участия, скажем, в какой-то научной конференции, где выступают профи.

То, что можно долго самому изучать по книгам и статьям, собирать по крупицам, можно услышать от специалиста, который имеет большой опыт именно в этой области.

Вдобавок соревновательный эффект дает дополнительный стимул к изучению новых для студента вещей.

– Чего не надо бояться студентам, которые хотят участвовать в таких соревнованиях, но у которых нет опыта?

– Конечно, страхи понятны: «а вдруг у меня не получится». Наверное, правильно поначалу настроиться, что может не получиться и что это нормально, поскольку «путь в тысячу ли начинается с первого шага». Ошибки делают все, просто начинающие делают их чаще.

Не нужно пытаться объять необъятное, охватить как можно больше изучаемых тем. Полезнее осваивать материал небольшими порциями, тщательно разбираясь в нем.

Совершенно недостаточно заучить алгоритм – необходимо понимать, как он устроен, почему используются те или иные подходы. Крайне редко бывает так, что стандартный метод без каких-либо модификаций решает задачу.

А чтобы модификации внести, как раз нужно четко представлять себе, что и почему делается на каждом шаге.

Не нужно спешить, если не получается освоить что-либо быстро. Но заниматься нужно регулярно.

И важный момент – эти занятия должны приносить удовольствие. Если не нравится сам процесс решения задач, результат вряд ли будет хорошим. Разумеется, не стоит делать скоропалительных выводов, если какая-то тема оказалась сложна для изучения. Во всем можно разобраться, и у каждого свой темп освоения материала.

– Есть мнение, что сейчас занятие наукой не перспективно, это ремесло не приносит денег – вы согласны с этим?

– Да, я согласна, что занятие наукой не приносит много денег. Это верно для любой страны (крайне редко ученый может зарабатывать деньги, сопоставимые с заработками человека, занятого в производстве), но в нашей стране занятие только наукой не позволяет даже обеспечить существование одного человека, не говоря уже о семье.

Занятие наукой – это ни разу не ремесло, это творческая работа, которая как раз и предполагает возможность ошибаться.

Когда ученый выдвигает гипотезу, проводит исследования, он не может заранее сказать, какой именно результат будет получен. Современная же система ориентирована на результат.

Это еще оставляет лазейку для краткосрочных и недорогих исследований, близких к прикладной области, но не оставляет шансов фундаментальной науке.

Подозреваю, что проблему надо решать в комплексе: если из школьного курса фактически удалены современные естественнонаучные представления, то впоследствии выпускнику такой школы (если только он не получил специфическое высшее образование, предполагающее освоение этих представлений) крайне трудно будет объяснить, почему налоги с его зарплаты идут не только на понятный ремонт дорог и труб, но и на какие-то ненужные исследования космических лучей, новых материалов и тому подобное.

Не видя причинно-следственной связи, люди априори считают такие вещи менее ценными, чем то, что можно потрогать руками – так для какого-нибудь африканского племени куда более ценными представляются зеркала и бусы, нежели залежи урана на их территории. Так что не могу не вспомнить профессора Преображенского из «Собачьего сердца» по поводу того, где именно начинается разруха.

Ну и об олимпиадах по программированию – это тот редкий случай, когда академические знания весьма успешно и быстро конвертируются в хорошую зарплату. Дефицит программистов есть, а дефицит хороших программистов очень высок. Более того, с этой профессией дороги открыты практически на любой континент.

Александра Багаутдинова

Источник: http://gosuniver.ssau.ru/?p=1311

К вопросу о том, чем занимаются преподаватели в россии вместо преподавания и науки

?

Хроники третьего тысячелетия (alliruk) wrote, 2013-01-14 11:11:00 Хроники третьего тысячелетия alliruk 2013-01-14 11:11:00 Categories:

  • Образование
  • Отзывы
  • Cancel

В России закончились праздники. Коллеги пишут о новых (или уже звучавших ранее, но снова актуализированных) требованиях к кафедре:

  • нам нужны внешние рецензии на наши УМК (учебно-методические комплексы; то есть на каждую рабочую программу и сопровождающие ее учебно-методические материалы).
  • Все основные образовательные программы должны получить общественно-профессиональную аккредитацию.
  • Каждое направление обучения должно зарабатывать по 3 млн на науку.
  • Кафедра должна обеспечить научную работу студентов С ОПЛАТОЙ (через гранты) не менее 10% студентов.
  • За год кафедра должна получить 2 свидетельства и 2 патента, при этом их нужно потом продавать.
  • На кафедре должно действовать малое инновационное предприятие, которое, работая по лицензии и свитедельствам, организует через договоры предоставление неких услуг, в том числе, экспертных услуг (кстати, в договоре может быть указано, что они предоставляются на безвозмездной основе).
  • к учебному процессу нужно привлекать иностранных преподавателей (причем, именно из дальнего зарубежья). Они могут читать и по скайпу, и не полностью семестр, а всего лишь модуль. А вот с оплатой их труда пока все неясно.

Это только одно совещание.Очевидно, требования появились в результате спущенных из министерства общих показателей деятельности вуза. Не знаю, как это смотрится где-нибудь в… не буду называть вузы-«лидеры», — но на нашем уровне никто не может ответить на вопросы и… сомнения. Ну, только некоторые из очевидных:»Обеспечить внешние рецензии на каждую рабочую программу», — денег на эту работу не выделяется, крутитесь сами. То есть надо найти людей, готовых добровольно и бесплатно прочитать гору малоосмысленных текстов (малоосмысленных, — потому что составлялись они в соответствии со спущенными из министерства и УМО правилами, а не логикой или нуждами учебного процесса). И, прочитав, — написать на эту гору рецензию… Какие-то есть сомнения, как это будет делаться? — То есть, смысла в этом никакого, а загрузка преподавателя дополнительной бессмысленной работой — есть.

«Общественно-профессиональная аккредитация» — не очень понятно, что такое, поэтому просто не комментирую.

По 3 миллиона на науку на каждое направление подготовки студентов. — Замечательно. Наша кафедра числом в 10 преподавателей обеспечивает ведение профессиональных дисциплин на двух направлениях.

То есть нам надо обеспечить «заработок на науке» в 6 миллионов рублей, или по 600 тысяч рублей на человека (каждому, от ассистента до профессора).

Это, скажем, в несколько раз превышает фонд заработной платы, который университет тратит на кафедру (со всеми отчислениями и налогами).

То есть работодатель мало того, что платит мало (а за научные достижения не платит ничего), так еще и оценивает работу преподавателей по тому, смогли ли они заработать «на стороне». Вспомним еще, что грант РГНФ (который, скажем, не очень легко получить) составляет обычно около 300 тысяч (на всех, не на одного человека). Так что имелось в виду?

Сюда же — требование обеспечить научную работу студентов С ОПЛАТОЙ (через гранты) не менее 10% студентов. Тоже хорошее требование: сам заработай, — и будь добр, поделись со студентами. Мы тебе на это денег не дадим, но проверим, как ты свои деньги тратишь (напомню, у нас гуманитарная кафедра, то есть лабораторий с лаборантами у нас нет).

Вот это красиво: 2 свидетельства и 2 патента, при этом их нужно потом продавать. Еще раз: у нас гуманитарная кафедра, какие патенты? Как кафедра будет что-то продавать??? Но это всерьез требуют, начальство ругается.

На кафедре должно действовать малое инновационное предприятие. — ??? И еще раз, — мы не инженеры. «Услуги по договору на безвозмездной основе»? Нет больше комментариев.

Ну и на закуску, — надо привлекать преподавателей из дальнего зарубежья, но — без оплаты их труда. Тут тоже комментариев нет.

PS: Чуть не забыл, — еще вводится «журнал учета исполнения учебных расписаний». Ладно бы с ним, — к вороху бумаг еще одну. Но вот язык приказа, в котором уже нет студентов…

Источник: https://alliruk.livejournal.com/591118.html

Министр науки и образования пообщался в Костроме со студентами опорного вуза | ТРК «Русь»

Студенты КГУ сегодня держали экзамен перед российским Министром науки и высшего образования. Назначенный 1,5 месяца назад на эту должность Валерий Фальков сегодня с рабочим визитом побывал в Костроме. Его встречали в госуниверситете. Студенты опорного вуза показали свои наработки в науке, которыми они, кстати, занимаются во внеучебное время.

Приезд министра на учебном процессе не отразился. После лекций задержались студенты только двух специальностей. Они гурьбой встречали высокого гостя из Москвы. Первым делом Валерий Фальков заглядывает в кабинет к будущим биологам.

Они трудятся в лаборатории гидробиологии и ихтиологии. Изучают микроорганизмы водоёмов. По ним можно судить об экологической обстановке в регионе. Третьекурсники — биологи учиться приехали со всей области и даже Туркменистана.

В их распоряжении, рассказывает ректор, шесть общежитий. Там живёт половина учащихся этой группы.

Анна Лебедева, студентка: «Мы сейчас стали более самостоятельными и более ответственными. Мы стали понимать, как движется жизнь, и только мы отвечаем за то, что будет в дальнейшем».

Министр Валерий Фальков заглянул и к будущим айтишникам. Они в вузе самые свободолюбивые студенты. Признаются, что грызут науку даже во внеурочное время, потому что планы на трудовую деятельность грандиозные.

Евгений Савченко, студент: «Хотелось бы конечно стать ведущими специалистами в том, что в будущем может принести много прибыли».

Общение продолжилось в холле вуза, где меньше года назад открылась сеть пространств для коллективной работы. Здесь студенты находят своим знаниям практическое применение. Артём Басуев с товарищами разработал компьютерную игру. Не развлечений ради. Есть в ней и образовательная задача: рассказать на примере острова Вёжи про историю Костромского края: его флору и фауну.

Артём Басуев, студент: «Мы смотрели карты, карты высот и всё вырисовывали. Ландшафт взят с карты, а всё остальное искусственный мир, отрисованный ребятами».

Студенты айтишники изобрели 3D-принтер. Его можно использовать в промышленных целях. Научная деятельность в вузе пошла в гору после присвоения ему статуса опорного. Об этом шла речь на встрече с министром. Она прошла в формате открытого общения. Высшая костромская школа – кузница кадров.

Государственный заказ на специалистов самых разных сфер — гарантия стабильности, говорит министр науки. В ближайшее время в российских вузах бюджетных мест станет на 40 тысяч больше. 50% от всего количества студентов — то есть каждый второй – сможет пройти обучение бесплатно.

В три раза будет увеличено финансирование на оснащение технической базы вузов. Перспектива за теми, у кого есть программа развития.

Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ: «У нас большие планы по поводу программы опорных вузов. И в новом цикле в ближайшее время, уже в этом году, будет объявлен дополнительный конкурс. Количество вузов с одной стороны увеличится, с другой стороны мы максимум усилий приложим к тому, чтобы программа получила дополнительное финансирование».

В этом смысле у нашего вуза большие перспективы. Его локомотив – преподавательский состав. С появлением интернета сообщество интеллектуалов высшей школы должно быть не только лекторами, но и носителем оригинальной информации – той, которой нет в мировой паутине.

Источник: http://rus-kostroma.ru/news/42232_ministr_nauki_i_obrazovaniya_poobshchalsya_v_kostrome_so_studentami_opornogo_vuza/

Ссылка на основную публикацию