Минобрнауки потратило на довузовское образование 415 млрд рублей

Минобрнауки потратило на довузовское образование 415 млрд рублей Минобрнауки потратило на довузовское образование 415 млрд рублей

Уровень неэффективных бюджетных расходов в регионах по-прежнему недопустимо высок, возмутился премьер Владимир Путин за заседании президиума правительства в пятницу: «там немножко, здесь немножко» – и в целом по стране набралось 415 млрд руб. «пустых расходов». Так он отреагировал на доклад Минрегионразвития об оценке эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в 2009 г. (копия есть у «Ведомостей»).

С наименьшим толком тратили регионы деньги на образование – 142 млрд руб. использованы неэффективно, говорится в докладе, далее идут жилищно-коммунальное хозяйство (98,7 млрд руб.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

), здравоохранение (91,7 млрд) и госуправление (83,1 млрд). В сравнении с 2008 г.

объемы неэффективных расходов на образование и здравоохранение выросли, на ЖКХ – остались на прежнем уровне, на госуправление – снизились на 2 млрд руб. (см. график).

Плачевную ситуацию в сфере образования министерство объясняет тем, что на одного учителя приходится слишком много работников, не связанных с преподаванием: бухгалтеры, хозперсонал, администраторы. По нормативам персонала должно быть почти вдвое меньше, чем учителей, по факту – почти столько же.

Число учеников в классах хоть и растет, но в среднем и в городах, и в сельской местности их меньше нормы, пишет Минрегионразвития. А внедрение системы ЕГЭ привело к резкому увеличению доли выпускников, не получивших аттестат. Без среднего образования в прошлом году остались почти 15 000 учеников – в 19 раз больше, чем в 2008 г.

Хуже всего ситуация в сфере образования, по данным Минрегионразвития, в Чечне и Иркутской области: по эффективности трат они занимают предпоследнее и последнее места из 83 возможных (карты с рейтингами регионов см. на www.vedomosti.ru). В Чечне почти 30% выпускников не смогли получить аттестата, в Иркутской области – более 7% (см. график на стр. А1).

В целом самые неэффективные с финансовой точки зрения регионы – Калмыкия, Архангельская, Костромская, Рязанская, Смоленская и Иркутская области.

Читайте также:  Абитуриенты педагогических вузов должны быть психически здоровы

В Калмыкии, к примеру, доля неэффективных расходов в образовании достигает 40%, зафиксирована высокая младенческая смертность, доля потраченных впустую денег в сфере ЖКХ за год выросла в 11 раз.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В Рязанской и Смоленской областях на образование и здравоохранение неэффективно потрачено 13–36% всех выделенных средств.

Губернатор Рязанской области Олег Ковалев (вступил в должность в апреле 2008 г.) перекладывает вину на своего предшественника Георгия Шпака. Весь 2009 г. руководство области потратило на подготовку реформы образования и здравоохранения, в 2010 г.

проведена оптимизация сетей школ и медицинских учреждений, введена система оплаты труда, ориентированная на результат, рассказывает Ковалев: «Раньше провести реформы мешал кризис, в итоге получилось, что в 2009 г. область выглядела бледно». По итогам 2010 г.

показатели будут лучше, обещает он.

Есть среди регионов и передовики. Существенно сократили долю неэффективных трат Омская, Ивановская, Воронежская, Ярославская и Кемеровская области, Пермский край.

В Ивановской области было реформировано Контрольно-ревизионное управление: оно выведено из состава департамента по финансам и теперь подчиняется непосредственно губернатору, объясняет причины успеха губернатор Михаил Мень, используется аутсорсинг вместо ГУПов и МУПов.

Помогло и отсутствие выборности глав муниципальных образований, продолжает он: выросла управляемость.

Нужно дорабатывать саму систему оценки, считает замминистра финансов Антон Силуанов: результаты должны анализироваться и в статике, и в динамике, иначе регион, серьезно улучшивший за год показатели, может оказаться в числе аутсайдеров.

Система оценки регионов пока очень условна, замечает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская.

К примеру, нормативы, по которым оценивают эффективность трат на образование, ориентированы на укрупнение школ и сокращение их числа в сельской местности, отмечает она, получается, что пустой тратой денег можно признать выделение средств на содержание небольших школ в деревнях.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2010/08/23/415_mlrd_rub_na_veter

Куратором вузов Медведев назначил "эффективного менеджера-оптимизатора" Боровскую

Ливановщина 2.0?

Читайте также:  Тестовая часть егэ по иностранным языкам сохранится

Заинтересованному лоббистскому пулу (ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, президентский помощник Андрей Фурсенко, идеолог разрушения традиционной системы образования Александр Асмолов сотоварищи, а также Алексей Кудрин) не удалось свергнуть Ольгу Васильеву.

Посему был запущен процесс «разделяй и властвуй». Министерство образования и науки превратилось в куцее Министерство просвещения РФ под руководством Васильевой (которой остались школьники с дошколятами) и Министерство науки и высшего образования РФ.

Последнее возглавил профессиональный финансист Михаил Котюков по прозвищу Оценщик.

Бывший министр финансов Красноярского края (подозревался в причастности к большому скандалу с госзакупками, когда миллионы евро из краевого бюджета исчезли в Израиле) и замминистра финансов РФ, потом — руководитель ныне ликвидированного Федерального агентства научных организаций (ставленник экс-главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова).

«Судя по широчайшему функционалу нового министерства, Котюкову дали головокружительный картбланш«, — отмечала «Комсомольская правда».

В числе его свеженазначенных заместителей давние друзья и соратники Алексей Медведев, Сергей Кузьмин, Александр Степанов — прежние замы Котюкова по ФАНО, крайне далёкие от науки, но зарекомендовавшие себя циничными, беспардонными спецами по механизмам оптимизации в научной сфере. Одним из заместителей стала Марина Лукашевич, возглавлявшая правовой департамент Минобрнауки при Фурсенко и Ливанове. Там же обосновался дружок Михаила Прохорова, бывший топ-менеджер «Норильского никеля», экс-глава АвтоВАЗа и Роскосмоса Игорь Комаров, по которому, если верить злым языкам, прямо-таки плачет пенитенциарная система.

Котюков:

Минобрнауки потратило на довузовское образование 415 млрд рублей

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении заместителем министра науки и высшего образования 54-летнего экономиста Марины Боровской. Она будет непосредственно курировать российские вузы (департамент госполитики в сфере высшего образования, департамент управления сетью организаций высшего образования, департамент молодёжной политики).

Минобрнауки потратило на довузовское образование 415 млрд рублей

Бывшая сотрудница Промстройбанка и страховой компании «Союз» уже работала в Министерстве образования: в фурсенковские времена занимала должность заместителя директора Департамента организации бюджетного процесса, учёта и отчетности. 18 июня 2012 года Медведев назначил её ректором Южного федерального университета (ЮФУ).

Боровскую пресса именует типичным выдвиженцем эпохи Ливанова. Она «прославилась» в качестве наиболее ревностного и последовательного адепта инноваций, рождённых тогда в недрах Минобрнауки. «За это время структура университета изменилась до неузнаваемости.

ЮФУ поглотил педагогический ВУЗ, таганрогский радиотехнический и ещё несколько институтов. Марина Александровна тасовала факультеты не хуже карточной колоды. В итоге под её руководством единым факультетом стали философы и политологи, журналисты и переводчики, и так далее.

Запомнилось правление Марины Александровны также массовыми увольнениями преподавателей университета с 2016 года. Тогда работу потеряли порядка 500 человек, многие из которых были почётными работниками образования, долгие годы возглавляли кафедры и имели за плечами обширный педагогический опыт.

На фоне этих событий пикеты устраивали многие студенты Южного федерального. Однако никакой реакции руководства на них не поступило: львиная доля педагогического состава лишилась работы. За время руководства вузом Марина Боровская как минимум дважды становилась богатейшим ректором Ростовской области.

 Преемник пока неизвестен, но хочется верить, что с приходом нового главы жизнь в вузе не станет ещё хуже«, — говорится в заметке «До свидания, Марина» на сайте donday.ru.

Летом сего года портал «Научная политика» отдал Боровской 4-ое место в рейтинге самых влиятельных российских ректоров. Как отметили составители рейтинга, «Боровская стала первым и единственным ректором регионального вуза, которая попала в ТОП-5» — благодаря «великолепной хватке«.

По отношению к Васильевой она находилась в тихой, но жёсткой оппозиции. Принадлежит к либеральным кругам, приглашала в ЮФУ для чтения лекций Николая Сванидзе и других одиозных деятелей. Имеет прекрасные личные отношения с Ливановым, Фурсенко и Кудриным.

 Ещё недавно входила в совет директоров крупнейшего ростовского коммерческого банка «Центр-Инвест» (1-е место по активам на Юге России), основными акционерами которого являются «авторитетные предприниматели» супруги Высоковы, Европейский банк реконструкции и развития, Немецкая корпорация инвестиций и развития DEG (16,14%), responsAbility Investments AG, Firebird Investment Fund, Erste Group Bank AG, Rekha Holdings Limited и Raiffeisenlandesbank Oberоsterreich Aktiengesellschaft.

Источник: https://general-ivanov1.livejournal.com/88334.html

Минобрнауки неправомерно потратило миллиарды рублей

c1.staticflickr.com

Контрольное ведомство сочло, что бюджетная отчетность Минобрнауки недостоверна. Так, в заключении говорится, что сотрудники министерства не внесли в отчетность информацию об одном участке земли и 39 патентах. Также Минобрнауки неправомерно перевело 2,2 млрд руб. из федерального бюджета на модернизацию подведомственных и автономных учреждений. Например, ведомство выдало Псковскому государственному университету 240 млн руб., на которые тот купил у Кабардино-Балкарии некий объект незавершенного строительства и землю (где именно находится земля, в заключении палаты не указано). Эта покупка не была одобрена правительством.

По пяти госконтрактам на 49,2 млн руб., которые заключило Минобрнауки, Счетная палата обнаружила конфликт интересов: победивший в тендерах «Центр развития науки» возглавляла бывший начальник правового департамента ведомства Марина Лукашевич. Кроме того, 8 млн руб.

были заплачены за невыполненные работы Центральному научно-исследовательскому институту черной металлургии им. И.П. Бардина и Российскому химико-технологическому университету им. Д. И. Менделеева. Фонд «История отечества», наоборот, не получил полагающиеся ему 100 млн руб. Не доплатило министерство и студентам. Из 384 млн руб.

, заложенных на гранты, были потрачены только 102,8 млн руб. Между регионами Минобрнауки некорректно распределило 1,6 млрд руб. на создание условий для занятия физкультурой в селах, указано в заключении. Еще 800 млн руб.

были неверно выделены субъектам федерации на софинансирование мероприятий по разработке «новых образовательных технологий» в вузах и учреждениях среднего профессионального образования. Московскому авиационному институту министерство выделило деньги на уполномоченного по правам студентов в России (сейчас эту должность занимает Артем Хромов).

В Счетной палате обратили внимание, что в штатном расписании министерства нет такой должности, а в уставе МАИ не закреплен такой вид деятельности. Всего за 2016 год МАИ получил от ведомства на эти цели 3,9 млн руб. Указала Счетная палата и на недостатки при планировании Минобрнауки научных показателей для некоторых российских вузов.

Например, три научных учреждения, Саратовский государственный технический университет, Норильский государственный институт и Федеральный институт медиации, перевыполнили план по качеству и количеству научных работ, несмотря на снижение финансирования. Не преуспело ведомство в 2016 году и в строительстве, зафиксировали в счетной палате. Из 47 объектов был введен в эксплуатацию только 21.

По итогам проверки Счетная палата приняла решение обратиться в Генпрокуратуру, Федеральную антимонопольную службу и Министерство финансов. Это нестандартная ситуация, но периодически палата прибегает к такой мере: 13 июня она направила в Генпрокуратуру информацию после проверки Минстроя.

В марте 2017 года стало известно, что Генпрокуратура обнаружила в Минобрнауки хищения бюджетных средств в 2014—2016 годах. Из-за действий бывшего главы департамента науки и технологий ведомства Сергея Салихова было растрачено около 127 млн руб., зафиксировали в прокуратуре.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Источник: https://Moskva.BezFormata.com/listnews/minobrnauki-nepravomerno-potratilo/58346850/

Минобрнауки потратит 10 млрд рублей на подготовку рабочих

Министерство образования и науки договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), являющимся кредитным учреждением Всемирного банка (специализированное учреждение ООН), о предоставлении возвратных средств в размере 10 млрд рублей на реализацию совместного проекта подготовки рабочих кадров (выпускники колледжей и ПТУ) для социально-экономического развития регионов. Проект будет осуществляться в рамках стратегии инновационного развития России до 2020 года и стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в России до 2020 года.

Как рассказала «Известиям» директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталия Золотарева, с МБРР в проект придут не только финансовые ресурсы, но и люди с огромным опытом реализации подобных программ как в России, так и в других странах мира.

— Взаимодействие России со Всемирным банком выстраивается в рамках специального документа — совместной Стратегии партнерства, которая разрабатывается Российской Федерацией и Всемирным банком, определяя основные направление и проекты для сотрудничества, в том числе и программу заимствований. Одна из четырех ведущих тем текущей Стратегии на 2012–2106 годы особое внимание уделяет развитию человеческого потенциала в России, — говорит Золотарева.

Директор профильного департамента ведомства также отметила, что Всемирный банк с интересом относится к проектам, требующим непростых комплексных решений, к проектам, в которых требуется соединить лучший международный опыт с опытом накопленным в странах с учетом и того задела, который существует в регионах.

10 млрд планируется потратить на разработку новых образовательных программ обучения в ПТУ и колледжах, привлечение работодателей путем внедрения и развития практики создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций, а также на подготовку и повышение квалификации преподавателей.

Помимо этого планируется увеличение практической части профессионального образования примерно до 80% всего обучения в стенах учебного заведения и организация программы стажировок для обучения экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей, студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии, Швейцарии.

Кроме этого, часть денег планируется пустить на подготовку и участие студентов в региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий, например в WorldSkills Russia (WSR) и WorldSkills International (WSI).

— По итогам сравнения стандартов WSI с образовательными стандартами начального, среднего и высшего образования в России получилось, что зарубежные стандарты включают все эти три уровня. Выходит, что значительная часть нашего высшего образования — это в действительности среднее профессиональное образование по меркам WSI, — отметила Золотарева.

Напомним, что в 2019 году WorldSkills International пройдет на территории России. Пока самым вероятным местом проведения остается Казань, где проводилась Всемирная летняя универсиада в 2013 году. Напомним, что прошлогоднее выступление наших представителей на международной арене оставило не самые приятные впечатления — Россия заняла последнее, 41-е место среди всех стран-участниц.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подтверждает падение уровня учреждений среднего профессионального образования (СПО), но причины провала относит в советское время.

— Среднее профессиональное образование в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания, — говорит Фрумин. — Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам.

— Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты специалистов, готовящих рабочие кадры, оставляют желать лучшего.

Если у преподавателей вузов они были низкие, то, представьте, какие там, — говорит Александров. — Система ПТУ и техникумов развалилась.

Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство.

Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, пояснил «Известиям», что сейчас восполняется пустая ниша инженерных кадров.

— В свое время слово «инженер» забылось, и такое образование сейчас заслуживает особого внимания, — считает Кудрявцев. — Сегодня мы создаем специализированные центры для обучения на различных предприятиях в реальных секторах экономики.

За последние 10 лет МБРР не впервые оказывает финансовую и материально-техническую поддержку системе образования России.

Так, в 2002–2006 годах банк участвовал в проекте «реформы системы образования», которая была направлена на развитие нормативного бюджетного финансирования, реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, мониторинг качества образования и подготовку и переподготовку административного персонала в системе образования.

Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в октябре

Источник: https://iz.ru/news/568492

В минобрнауки сообщили, что более 20 научных организаций должны вернуть в бюджет деньги

​Более 20 научных организаций и вузов, которые ранее получили финансирование в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по исследованиям и разработкам, должны вернуть в бюджет деньги в связи с досрочным расторжением соглашения или применением штрафных санкций. Суммы долга варьируются от 1 млн до 100 млн рублей, сообщили в пресс-службе Минобрнауки РФ.

«В соответствии с принятыми решениями (о досрочном расторжении соглашения о предоставлении субсидии или применении штрафных санкций) комиссиями Минобрнауки РФ по оценке исполнения получателями субсидий обязательств по соглашениям, выполняемым в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», 23 получателя субсидии должны были осуществить полный или частичный возврат полученных ими в 2014-2018 годах средств субсидии», — говорится в сообщении.

Максимальная задолженность, по данным Минобрнауки, у Томского политехнического университета. Вуз должен вернуть в бюджет 100 млн рублей, выделенных на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок с целью создания установок газификации твердых топлив для энергетики и промышленности.

Задолженность Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского составляет 50 млн рублей. Средства ученым были выделены на создание нейромобиля — нейропилотируемого транспортного средства для маломобильной граждан.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет должен вернуть в бюджет более 41 млн рублей.

Средства университету предоставлялись на разработку высокопроизводительных цифровых технологий изготовления корпусных конструкций транспортных средств из алюминиевых сплавов нового поколения.

Инжиниринговый центр Национального исследовательского ядерного университета (НИЯУ) МИФИ должен 37 млн рублей, выделенных на проект по разработке экспериментального образца имплантируемого ЭКГ-монитора, и 25 млн рублей — по разработке облачной нейросетевой технологии для системы обработки результатов электрокардиографических исследований. Сумму в 37 млн рублей должно вернуть в бюджет и ООО «Медицинские технологии». Средства были получены на разработку экспериментального образца имплантируемого биомедицинского сенсора для мониторинга артериального давления.

Также в число организаций, которые не погасили задолженность перед бюджетом, входят Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Институт биофизики клетки Российской академии наук (РАН), Рязанский государственный радиотехнический университет, Государственный оптический институт имени С. И. Вавилова, Балтийский федеральный университет им. Канта, МГУ им. Ломоносова и ряд других.

О ФЦП

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» — это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития РФ.

Цель программы — формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок. Общий объем финансирования ФЦП на 2014-2020 годы составит почти 180 млрд рублей, из которых 32,8 млрд рублей — внебюджетные средства.

Источник: http://www.sib-science.info/ru/fano/soobschili-chto-bolee-27082019

Раздел Минобрнауки на два министерства неизбежен, считают эксперты — МК

Возможно, это произойдет в ближайшее время

Почему вообще о разделении Минобрнауки заговорили именно сейчас, а точнее возобновили старую дискуссию? Многие считают, что ее «реанимировал» новый Указ президента страны, который призвал правительство к 2024 году обеспечить присутствие РФ в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях, а также создать сеть из 15 научно-образовательных центров мирового уровня. Осуществить все это можно только при едином управлении наукой, высшим образованием и высокими технологиями.

— Сейчас РАН взаимодействует со всеми ведомствами, где проводятся научные исследования, — говорит академик, вице-президент РАН и по совместительству заведующий кафедрой МГУ им. Ломоносова Алексей ХОХЛОВ.

— Помимо академических институтов и вузов это государственные научные центры, отраслевые институты при Минздраве, Минсельхозе, Минсвязи и других ведомствах.

В рамках Стратегии научно-технического развития страны мы должны обеспечить координацию деятельности научных учреждений, вузов и предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию.

Если в 2000-х мы реализовывали очень плодотворную программу «Интеграция», в рамках которой создавались научно-образовательные центры на базе институтов РАН и вузов, то теперь речь идет о программе «Интеграция Плюс», когда такие центры включают еще и высокотехнологичные производственные компании. Конечно, все это проще делать, когда за все три компоненты таких научно-образовательных центров отвечает одно ведомство.

По словам Алексея Ремовича, идея создания такого ведомства имеет еще один резон — разгрузить нынешнее Министерство образования и науки.

— Сейчас у него совершенно безбрежная сфера компетенции, ему приходится принимать самые разнородные решения.

Поэтому, конечно,есть определенный смысл в том, чтобы одно министерство сосредоточилось на довузовском образовании, другое — на обеспечении технологического прорыва.

Но в принципе, я приму любую схему реорганизации, которая оставит научные институты и университеты в рамках одного министерства. Разделять их ни в коем случае нельзя.

— А в министерство довузовского образования отойдут детсады, младшая и средняя школы?

— Думаю, да. Это вполне разумно.

— Что будет с РАН и ФАНО?

— РАН — это не ведомственная структура. Она будет осуществлять научно-методическое руководство всеми научными организациями страны, что мы сейчас и делаем, а к министерству отойдет организационная функция. Что касается ФАНО, тут возможны разные варианты. Я в принципе не исключаю, что это агентство в том или ином виде войдет в новое министерство.

— Но если организационный чиновничий потенциал вырастет до уровня министерства, роль РАН понизится?

— Она останется той же. Чиновники ведь сами ничего не генерируют, а только перерабатывают. У академии как была, так и останется идейная составляющая.

— И с ФАНО не возникает проблем?

— Они возникают. Но мы стараемся их решать. У нас преимущество перед ФАНО — мы знаем, что такое научная работа. В целом они прислушиваются к тому, что мы говорим, к тому же сегодня мы чувствуем дополнительную поддержку со стороны руководства страны.

В любом случае, как все повернется в сфере управления наукой и образованием, страна узнает совсем скоро, после формирования структуры нового правительства. Но роль академии наук, по словам Хохлова, инвариантна.

По его мнению, отвечающая за перспективу, стратегию развития страны, она могла бы быть вписана не в правительственную, а скорее в президентскую вертикаль власти.

«Академия не будет ни «над», ни «под» министерствами, она будет все время «сбоку».

Мнение академика, члена Президиума РАН Геннадия МЕСЯЦА:

— В том виде, в каком сейчас существует наше Министерство образования и науки, то есть ведомство, отвечающее за детские сады, школы, абитуриентов со студентами и науку, — такого нет нигде. Надо отделять школу от науки. Ведь в России всегда были Министерство просвещения и Высшая школа.

За образец надо брать то лучшее время науки, которое было в нашей стране в 60–70 годы. Мощный Госкомитет по науке и технологиям (ГКНТ) распределял деньги среди ведомств, занимающихся наукой, включая министерства, вузы, и выделял дополнительные средства академическим институтам. Во главе стоял вице-премьер правительства, который имел право давать поручения различным ведомствам.

Комитет это будет сейчас или Министерство науки, оно должно выделять деньги и Академии, и госкомпаниям на развитие науки, и вузам, где есть наука.

А она есть далеко не везде. Вот приняли у нас программу «топов» среди вузов. Вроде бы самым успешным давали большие деньги, покупали оборудование…

И что в итоге? Для того чтобы каждый раз доказывать, что они имеют право находиться в топе, многие из учебных заведений платили деньги членам академических институтов за присоединение к их статьям! Так поднимали рейтинги и цитируемость.

Но на самом-то деле все основные исследования проводились в академических НИИ. К тому же не надо забывать, что среди учебных вузов много частных, где уровень науки и подавно оставляет желать лучшего.

А что у нас творится с аспирантурой! Если помните, предыдущим постановлением они были почти закрыты при академических институтах. Предполагалось, что все защиты будут проходить в вузах, чтобы добавить им рейтинг. Но каким образом?! Задачей аспирантуры провозгласили профессиональный рост.

Защитил — не защитил диссертацию по окончании — не важно, все равно получил бумажку о повышении профессионального роста. У нас в РАН такого не могло быть. Защиту кандидатских мы считаем первой ступенью научной карьеры. По наличию у профессора аспирантов определяли его рейтинг, сегодня — по наличию публикаций…

Это, увы, ведет к кадровому голоду в академических институтах.

Заместитель президента РАН, член-корреспондент РАН, член президиума РАН Владимир ИВАНОВ:

— Система управления наукой зависит от целей, перед ней поставленных, и имеющихся ресурсов.

Поскольку президент страны сформировал сейчас новые цели и задачи, для их решения прежняя система управления, нацеленная больше на ресурсную экономику, уже не подходит.

Мы должны создать эффективную систему управления, которая позволит экономике выйти на интенсивный рост. А поскольку мы работаем в положении с сильно ограниченными ресурсами, нужно переориентировать их на решение первоочередных, перспективных задач.

Наша нынешняя система управления наукой раздроблена на множество министерств и ведомств, при этом единый координационный центр отсутствует. Это ведет к неэффективному использованию ресурсов.

С другой стороны, каждое министерство решает свои определенные задачи. А есть такие, которые требуют комплексных решений. Для того чтобы скоординировать их действия, нужна отдельная структура. В оборонке такая структура известна — это ВПК: Военно-промышленная комиссия.

Было бы целесообразно иметь подобную комиссию, к примеру, Комиссию по науке и технологиям, которая координировала бы все отрасли гражданского назначения. В этом случае не будет необходимости в создании отдельного министерства науки.

ГКНТ мог бы координировать всю науку в стране.

И наконец, еще одно мнение, отличное от предыдущих, высказал по поводу возможного переформирования Минобрнауки РФ председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова, академик, член президиума РАН Виктор САДОВНИЧИЙ.

Накануне Дня Победы он заявил в интервью Интерфаксу, что голоса сторонников и противников разделения данного ведомства поделились поровну. Сам же Садовничий уточнил, что придерживается точки зрения о сохранении текущей конфигурации еще на некоторое время.

«Мне кажется, может, сейчас на некоторое время оставить так, как есть и посмотреть еще», — сказал он.

Источник: https://www.mk.ru/science/2018/05/11/razdel-minobrnauki-na-dva-ministerstva-neizbezhen-schitayut-eksperty.html

Ссылка на основную публикацию