Научная безграмотность: чего не знают россияне

Научная безграмотность: чего не знают россияне

Я долгое время воздерживался от написания пристрастных статей с политическим подтекстом для этого сайта. Однако, совсем недавно, на одном очень посещаемом сайте, ознакомился с творением одного автора о дебилизации «наших детей».

Написано красиво, убедительно и совершенно мерзко. Почему мерзко?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Две трети статьи – это наглядные примеры этой самой дебилизации, взятые из средств массовой информации. И примеры действительно вопиющие.

Аспирантам и выпускникам вузов (это будущие преподаватели русского языка и литературы) задаются вопросы:

  • с кем стрелялся Пушкин;
  • с кем стрелялся Лермонтов;
  • Эрих Мария Ремарк мужчина или женщина;
  • куда впадает Волга;
  • что такое честолюбие?

А ещё предлагается назвать литературные произведения по цитатам:

  • У лукоморья дуб зеленый;

  • Любви все возрасты покорны;

  • Не приведи Бог видеть бунт, бессмысленный и беспощадный;

  • Не хочу учиться, а хочу жениться;

  • Безумству храбрых поём мы песню;

  • Отчего люди не летают, как птицы.

Ответы будущих педагогов действительно поражают!!! Я не буду их повторять по той простой причине, что это действительно ошеломляющий бред. Или не бред? Давайте к бреду мы вернемся несколько ниже.

Меня совсем не удивила «грамотность» будущих специалистов и творцов человеческих душ. Меня удивил вывод…

Глупое население во всем обвиняет «злокозненных американцев» и либеральную оппозицию, а виноват во всем Путин и возглавляемая им власть.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В этом безумии есть метод: как технарю полюбить литературу

Оценим за полчаса!

Наши бедные дети, наше несчастное будущее и т.д.

Четыре тысячи печатных знаков о настоящих и грядущих горестях, которые обрушились (и обязательно обрушатся) на наших несчастных российских детей, и, очаровательная (со всех сторон), подпись – aloisborman !!! Такой вот замечательный и примечательный творческий псевдоним для борца за счастье россиян и их плохо образованных детей.

Я согласен с тем, что Путин виноват. Почему? Потому, что он главный. Потому, что он руководит и подбирает себе таких помощников. Да, образование находится в ужасном состоянии и это неоспоримый факт.

А теперь вернемся к «бреду» — я же обещал, что будет дежавю.

Почему плохо и ужасно, что будущие педагоги не угадали литературные произведения? Только потому, что мы, закончившие советские школы, эти книжки читали и мы-то угадали? Так мы много ещё чего читали… Материалы съездов КПСС, судьбоносные речи партийных секретарей, литературные шедевры Леонида Ильича про целину и Малую землю.  Мы же не называем своих детей дебилами за то, что они не знают, сколько хлопка было собрано в СССР в 1975 году.

Более того, я уверен, что большинство критиков дебилизации подрастающего поколения самостоятельно не вспомнит источник цитаты «Почему люди не летают, как птицы».

Ладно. По той простой причине «ладно», что я вам хотел загадать другую «загадку».

Во времена почившего СССР было стыдно не знать «куда впадает Волга» или «У лукоморья дуб зеленый». Почему? Потому, что это знали все. К чему это я? Был некий минимальный и обязательный порог знаний ниже которого опускать было просто стыдно.

С это порога знания начиналось наше

Человек! Это звучит гордо!

А иначе товарищи над тобой будут смеяться, девушки (мальчики) будут откровенно презирать и даже из ПТУ выгонят. По причине дурачины.

А где сегодня этот порог «минимальной культуры»? Его должно установить государство? Или мы будем равняться на мировую прогрессивную мысль?

Так мы на неё совсем недавно равнялись и сегодня ещё равняемся. Именно эта «прогрессивная мировая общественность» с большим апломбом присвоила Нобелевскую премию по литературе Бобу Дилану. Нет, я совсем не против рок-певца Боба Дилана, но лучший литератор современности Боб Дилан – это, как мне кажется, слишком даже для погрязшей в мрак литературной и географической безграмотности России.

Кто же виноват и что делать?

Путин виноват, министр образования виноват, директор школы виноват, учителя виноваты. Кого ещё не хватает в этом перечне? Кто больше всех действительно виноват? Чьи это дебильные дети? Или это всё дети Путина или Ливанова?

Где их родители и чем они занимаются? Если я считаю, что ребенок не знающий «Тучки небесные…» дебил и мирюсь с таким положением вещей, то кто тогда я, родитель этого ребенка?

Я уже слышу «а что я могу сделать» и «а зачем тогда школа».

Школа даёт вашему чаду ровно столько знаний, сколько ему требуется для сдачи ЕГЭ и возможного поступления в ВУЗ. Должна ли она давать больше?

Не торопитесь с ответом. Знания вообще не являются ценностью. Знания нужны для чего-то. Для чего молодым людям знать «куда впадает Волга»? Что им сегодня дает это знание?

У современного российского общества ещё вчера были совсем другие приоритеты успешности, образованности и даже интеллигентности. И в этих критериях стихотворения Пушкина имели (и сегодня ещё имеют)  нулевую ценность.

А вот пришло время и они, эти критерии, начали (или только кажется, что начали) меняться.

В телевизоре попытались смеяться над теми, кто не знает, откуда взялось «не хочу учиться…», слегка взволновались родительские массы, сами ребята начали понимать, что как-то они серенько выглядят на фоне «дремучего совка». Кому-то даже стало стыдно и он взялся самообразовываться.

И начали всем миром искать крайнего. Того, кто во всем этом культурном кретинизме виноват.

Кто так воспитывает наших детей – им не интересно и не стыдно. Им до фонаря или до лампады. Они умеют делать селфи и знают всех героев из «Дома – 2». Этого им достаточно.

А теперь мой обещанный вопрос:

В каком произведении Н.В. Гоголь использовал в качестве эпиграфа поговорку

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Спасибо за внимание! И я очень надеюсь, что вы не примете «рожу» на свой счет.

Источник: https://newsland.com/community/4057/content/bezgramotnost-nashikh-detei-kto-vinovat-i-chto-delat/6830002

Статья: «Причины безграмотности у современных детей» | Социальная сеть работников образования

  • Статья «Причины безграмотности у современных детей»
  •    Известный факт, что большинство людей в России безграмотны, орфографические ошибки встречаются повсюду: в газетах и журналах, в интернете и даже на рекламных вывесках.  
  •    На мой взгляд, существует несколько причин, объясняющих эту народную безграмотность.
  • Первая причина

   Появление Интернета вместе с прогрессом принесло в нашу жизнь немало негативных последствий. Интернет оказывает пагубное воздействие на здоровье и психику людей.

Современные дети совершенно перестали читать и думать. Любую информацию можно за считанные минуты найти в интернете, в то время, как двадцать лет тому назад, чтобы написать доклад или реферат, школьники и студенты шли в библиотеку, в читальный зал, сидели часами за книгами и энциклопедиями.

Сейчас плюс очевиден – ребенок тратит меньше времени на домашние задания, но тем не менее, минус тоже огромен – ребенок перестает мыслить, анализировать текст, порой ему просто лень думать. Чаще всего школьники просто копируют нужную им информацию для доклада или реферата, не читая при этом текст.

Домашние задания по многим предметам можно посмотреть в готовом виде в интернете, списать и не думать при этом над их решением.

   Появление мобильных телефонов с сервисами SMS, электронной почты, WhatsApp, Viber способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать мысль. Таким образом, используется, так называемый, «телеграфный стиль», который не заставляет задумываться об орфографических ошибках.

   Я обратила внимание, что большая часть моих учеников не может запомнить элементарных правил, которые я каждый урок не перестаю повторять. У многих дисграфия на лицо. Из этого я могу сделать вывод, что у обучающихся явное нарушение концентрации внимания и снижение памяти.

 А во всем опять же виноват интернет, потому что он устроен таким образом, чтобы стимулировать пользователя больше переходить со страницы на страницу.

Реклама и ссылки в тексте могут быть полезными и нести интересную информацию, однако они рассеивают внимание, мешая сосредоточиться.

   Один из плюсов интернета– это то, что нет необходимости смотреть длинный фильм или читать 500-1000 страниц книги. Можно заглянуть в Википедию и узнать содержание всего в нескольких абзацев. Таким образом, пользователь может поглощать информацию бешеными темпами, но при этом совершенно не запоминать ее.

Вторая причина

   Вторая и немаловажная причина падения уровня грамотности заключается в том, что на протяжении последних десятилетий люди все меньше читают. Исчезает полезный навык, столь необходимый для формирования грамотности. Чтение заменяется другими формами досуга. Особенно этот процесс усилился опять же с появлением интернета.

Зачем читать всю произведение, если в интернете можно посмотреть краткое содержание за пять минут.  Заставить современных детей читать книги практически невозможно.

Исходя из личного опыта, я могу сказать, что детям просто жаль тратить время досуга на книги, ведь в интернете столько всего интересного, там ждут друзья, которые желают общения, там фильмы, которые смотреть намного интереснее, чем читать книгу и т.д.

  1. Третья причина
  2.    В школах сейчас на уроки русского языка выделяют в два раза меньше часов, чем, например, в восьмидесятых годах.
  3.    Что касается решения проблемы, то я считаю, что именно средства массовой
  4. информации могут оказать на детей благоприятное воздействие. Если СМИ почаще
  5. будут раскрывать красоту родного языка, делать акцент на том, что быть грамотным

не только обходимо, но еще и модно – это, безусловно, принесет свои плоды. Но и без профессионализма учителей здесь не обойтись. А также немаловажен вклад родителей в своего ребенка.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2019/04/13/prichiny-bezgramotnosti-u-sovremennyh-detey

Куда заведет русский народ тотальная неграмотность

21/04/2014

               На пятерки написали только 65 человек из 1800 проверенных работ: из них примерно 10 мужчин. Количество двоечников не разглашается. Елена КАЛИНИНА, один из организаторов Тотального диктанта–2014, рассказала «Городу 812» о том, какую пользу приносят диктанты, и о том, куда нас заведет тотальная неграмотность.

– Большое количество двоечников – это на самом деле не страшно. Нам не нужно, чтобы на диктант приходили только филологи, которым хочется себя показать. Главное – что люди интересуются своим уровнем грамотности, а получив двойку, задумываются, почему. Может быть, они даже пойдут учиться.

Мы постоянно что-то организовываем: то уроки на открытых площадках (в прошлом году проводили их в Таврическом саду), то курсы русского для взрослых. К нам часто обращаются люди, которые покинули школу лет двадцать назад, кто-то окончил вуз, словом не владел, но не слишком из-за этого переживал, пока начальник не стал обращаться с заданиями, требующими творчества.

И они просто не знают, как фразы составлять из слов. А уж как все любят канцелярит! Он просачивается в любую фразу.

– Мне казалось, граждане сами хотят овладеть канцеляритом, чтобы уметь писать жалобы и  запросы. – Наоборот, его надо изживать, но как? Он ведь насаждается всюду. Едешь в метро и слышишь: «Контролируйте свой багаж в целях недопущения его самопроизвольного перемещения». Люди думают: вот идеальная речь. Начинают ей подражать вместо того, чтобы ужаснуться.

– С чем все-таки связана нынешняя почти тотальная неграмотность – с Интернетом? – Во-первых, язык меняется, и хорошо бы такие диктанты проводить отдельно по разным срезам общества: для выпускников, для тех, кто закончил школу 20 лет назад и т.п. Конечно, Интернет – основная причина.

Там автоматическая проверка грамотности, и пользователь  расслабляется, уже не вспоминает, как надо правильно писать. Там в форумах принцип: кто раньше скажет, тот и прав, – поэтому все пишут свои месседжи второпях, не задумываясь об орфографии и тем более пунктуации.

Там интернет-СМИ, у которых в последнее время появилась мода экономить на корректорах. Ну а в рекламных службах корректоров никогда не было, так что безграмотную рекламу мы видим повсюду. Типичный пример: «супер», как любая приставка, должна писаться слитно. «Суперакция, суперскидки».

Рекламщики пишут его или раздельно или через дефис.

В общем, ситуация – ужас. Правда, и в 1950-е годы филологи поднимали тревогу, ужасаясь людской неграмотности, а потом ситуация выправилась. Есть ведь и обратная сторона.

Очевидно же, что мы сейчас пишем больше, чем наши родители, которые блоги не вели, а писали только письма родственникам раз в месяц.

Сейчас чем престижнее у человека должность, тем острее у него необходимость стать грамотным.

– Безграмотность – это разве не свидетельство того, что человек абсолютно не читает книжек? – Бывают исключения. Человек читает много, а пишет неграмотно, так как за грамотность отвечают особые участки мозга, которые могут быть неразвиты несмотря на высокий интеллектуальный уровень. Но благодаря Тотальному диктанту люди выявляют у себя эти проблемы.

А потом пытаются исправлять. Я советую читать книги и журналы – уже не классику, которую навязывали в школах, а то, что действительно приятно и полезно. И не зазорно, думаю, тратить ежедневно пять минут на то, чтобы рассмотреть знакомый текст, отыскать в нем сложные слова и трудные случаи пунктуации, посмотреть и запомнить, как это пишется. Вроде зарядки по утрам.

– Какие ошибки сейчас больше всего распространены? – Сложносоставные слова, особенно интернациональные, особенно с аббревиатурами.

IT-технологии, которые можно также писать ИТ-технологии – это еще самый простой пример.

А в этом конкретно диктанте было много трудных случаев с запятыми: их было так много, что участники ставили ; – думали, что в таких сложных предложениях без них не обойтись.

– А я думала, «тся» и «ться». – В школе это правило действительно объясняют ужасно. К тому же люди обычно используют ту форму, которая им чаще попадается. Часто говорят: она мне нравится. И редко: это не может нравиться. И поэтому во втором случае мягкий знак пропускают.

– Может, затеять реформу русского языка и все сложное и неправильное считать правильным? – Сейчас такой необходимости нет.

Реформа – стресс для приверженцев старой школы, и в 1918 году им было тяжело осознавать, что старые правила уже не действуют, пришлось долго и упорно переучиваться.

Язык обновляется, меняется и написание, и ударения в словах. К счастью, благодаря Интернету, все это можно оперативно проверить.

Кстати

Оригинал текста диктанта можно прочитать на сайте totaldict.ru. Для получения пятерки допускается одна пунктуационная ошибка. Для четверки – от одной орфографической до максимум 4-х орфографических и пунктуационных. Для двойки – более восьми.              

Нина АСТАФЬЕВА

Источник: https://online812.ru/2014/04/21/006/

Всеобщая безграмотность

+T —

Авторы, которые много пишут для социальных сетей, регулярно сталкиваются с упреками в безграмотности. То запятую поставили не там, то букву пропустили. Если знаки препинания и буквы на местах, упрекнут в неточности формулировок.

Страсти порой разгораются нешуточные. Поборники грамотности жалуются, что ни один текст нельзя прочесть без страданий – ошибки выскакивают в самых неожиданных местах и не только у популярных блогеров, но находятся и на страницах уважаемых изданий.

Я не страдаю врожденной грамотностью. Напротив, у меня дислексия, я никогда не смогу научиться писать без ошибок. Поэтому в моем интересе нет агрессии против тех, кто ошибается. Скорее меня раздражают читатели, которые выискивают ошибки и вместо того, чтобы спокойно на них указать, самовлюбленно самоутверждается. Пусть.

В любом случае я потратила около месяца на то, чтобы разобраться, действительно ли Россию накрыла эпидемия безграмотности? А заодно узнать как обстоят дела с ошибками в других странах и выяснить – что же такое грамотность? Влияют ли на нее стресс, компьютеры и гаджеты, несовершенство учебных программ и наследственность? И сегодня хочу с вами поделиться самым любопытным из того, что я узнала на заданную тему.

Мы воспринимаем умение читать и писать как нечто само собой разумеющееся. Но если задуматься, большую часть истории человечества люди в большинстве своем не умели не первое, ни второе. Трудно сказать, прекрасно ли безграмотные предки чувствовали себя при этом, но, вероятно, неплохо – иначе мы бы обнаружили свидетельства повального увлечения грамотой, но его следов нет.

До двадцатых годов XX века грамотными называли всех, кто умел прочесть слова и написать их на родном языке. Освоивших только письмо или только чтение, называли «полуграмотными».

Сегодня претендовать на звание грамотного человека, может тот, кто непросто умеет читать и писать, а лишь тот, кто делает это без ошибок. Строго говоря, процент грамотных граждан в нашей стране далек от 100%.

Читайте также:  Лицей ниу вшэ стал лучшим

Как впрочем, и в любой другой стране мира.

Первые письмена представляли собой рисунки. Естественно, никому из соплеменников и в голову не приходило рассматривать их на предмет «правильности». История грамотности начинается с алфавита и составления букв в определенные последовательности, которые стали заучивать. Справедливости ради нельзя не упомянуть египетские письмена.

Они состоят из 600 знаков. Иероглифы обозначают собой целое слово или его часть. Читать и писать в древнем Египте и Междуречье умели лишь малочисленные жрецы – еще бы попробуй выучить столько значков. Кстати, китайский и другие языки, которые до сих пор используют иероглифы по этой же причине и считаются самыми сложными для выучивания.

 

Любопытно, указывали жрецы Египта друг другу или резчикам по камню на грамматические ошибки или такого понятия тогда не существовало? Финикийцы, которые создали первый удобный и по современным меркам алфавит из 22 простых в написании букв, точно обращали внимание на ошибки.

Но никаких учебников грамматики финикийского языка у них, конечно, не существовало. Финикийцы были людьми практичными и для краткости их алфавит содержал только согласные буквы. Гласные добавляли «по вкусу». Да, и алфавит у финикийцев появился для того, чтобы вести торговлю.

Самые древние, найденные чеки, списки и расписки на финикийском относят в XIII веку до нашей эры.

Финикийский алфавит стал основой греческого, арабского, древнееврейского и других алфавитов. Так, в древней Иудеи школы, где учили читать и писать появились уже в I веке нашей эры.

В Индии грамоте учили только жрецов и танцовщиц – приличным женщинам быть образованными считалось постыдным. Самое высокое распространение грамотность получила даже не в древнем Риме, а в Греции.

И опять только среди мужчин.

В Средние века грамотность стала привилегией верхушки духовенства. Лишь немногие низшие чины церкви и состоятельные горожане-мужчины могли обучаться в монастырях или своих замках. Распространение знаний не приветствовалось и не поощрялось.

Знать и рыцари без стыда диктовали свои послания писцам. В Британии короли начали ставить подпись, а не крестик под указами только в XIII веке, а королевы – еще сто лет спустя. В это же время даже поэты в Германии диктовали свои творения секретарям.

Да, они не умели писать и читать.

Изменилась ситуация только после Реформации и распространения книгопечатанья в XVI-XVII веках. Знания стали чуть доступнее, но до всеобщей грамотности еще очень далеко.

Пройдет еще два века, но большинство европейцев и жителей Нового Света так и не смогут прочесть свое имя или написать его под документом полностью.

Только представьте, в 1860 году в Испании из 72151 муниципальных советников 12479 не умели ни читать, ни писать. В числе неграмотных насчитывалось 422 мэра. И это не исключение – это правило.

А у нас?

На Руси грамотность начала распространяться с конца X начала XI веков. Сын неграмотного крестителя Руси – полуграмотный Ярослав Мудрый стал первым отечественным просветителем.

Он приказал собрать в монастырях 300 детей из родовитых семей и обучить их грамоте и догматам веры. Ох, и наплакались матери, писали очевидцы.

Однако, их дети стали не только хребтом православной церкви на Руси, но и первыми грамотными, которым предстояло передавать знания следующим поколениям.

Однако, не обольщайтесь – и к концу XIX началу XX около 30% население Российской империи осталось неграмотным. Помните, речь шла не об умении писать без ошибок (как сейчас), а о неумении писать и читать вообще.

Уровень неграмотных напрямую зависел от места жительства, рода занятий и религиозной принадлежности.

Так, по переписи 1897 года, в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9% и 55,1%, а в Сибири и Средней Азии 12,4% и 3,3% соответственно.

В деревнях грамотные встречались реже, чем в городе. Даже дети, которые ходили в школу и согласно переписям считались грамотными, на деле не заканчивали обучение, отвлекались на сезонные работы. Причем не только у нас, но и в европейских странах. Бывшие горожане часто забывали грамоту, когда возвращались с заработков в деревню.

Распространение грамотности было крайне неравномерно среди разных сословий, народов и зависит даже от климата. Так, шведы, норвежцы и финны считают, что долгая зима способствовала изучению учебников. При этом та же долгая зима не помогла освоить грамоту народам нашего севера.

Возможно, потому, что свободные люди чаще грамотны, чем крепостные. Однако, в той же Швеции грамотность распространилась еще во время абсолютизма благодаря протестантизму. От отношения церкви к образованию напрямую зависит сколько людей в общине будут уметь читать и писать.

Духовенство всех конфессий было первыми учителями и популяризаторами знаний, но не все конфессии рады широкому распространению грамоты. Иудеи и мусульмане устраивают школы в синагогах и мечетях. Католикам необходимо хотя бы научиться читать, чтобы изучать катехизис.

Однако, часто само духовенство препятствует распространению знаний. Посмотрим на примерах.

Части Швейцарии — кантоны, которые пользуются одними и теми же правами и законами, природными богатствами, географическим положением. При этом со времен Реформации кантоны различаются по степени распространения грамотности в зависимости от церквей. Процент неграмотных выше в католических, чем в протестантских кантонах.

Согласно переписи начала XX века в Камышинском уезде Саратовской губернии Российской империи четыре волости с наибольшим процентов грамотных — 76% подданных — населены протестантами (лютеранами, реформатами и кальвинистами).

Ситуация начала кардинально меняться после прихода к власти большевиков. Следует отдать им должное – неграмотностью в СССР, по-видимому, удалось уничтожить полностью.

Напомню, речь о том, что граждане Советского союза умели читать и писать, а не о современных представлениях о грамотности, как о навыке писать без ошибок. Хотя проект всеобщего начального образования российская Дума рассматривала еще в 1907 году, реформа образования в царской России провалилась.

 В то же время в других странах мира проблему безграмотности решили ещё в XIX веке. Законы о всеобщем обучении приняты в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг.

, в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882 году. Тем не менее и в прогрессивных странах далеко еще было до повальной грамотности — помните об испанских мэрах? 

Необходимый навык?

Надеюсь, теперь навык читать и писать, а уж тем более без ошибок, не кажется вам обычным делом? Если вы еще не пришли к мысли, что возможность прочесть эти строки и ответить мне в х, чудо, что нам невероятно повезло, добавлю немного официальных данных от ЮНЕСКО. Сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотен, и две трети из них — женщины. 72 миллиона детей никогда не ходили в школу. Больше 759 миллионов взрослых не владеют элементарными началами грамоты.

Но не будем драматизировать. Если исключить особенные внешние обстоятельства, такие как войны, религиозные табу или жизнь в племенах вне цивилизации, каждый человек на планете может найти возможность учиться. Однако, факты неумолимы – взрослые люди пишут с ошибками.

Оказалось, падением грамотности озадачены не только в России. Тема регулярно возникает и в иностранной прессе. Во всех благополучных западных странах я нашла бесплатные и анонимные (да, писать с ошибками стыдно) курсы повышения грамотности для взрослых.

Не будь проблемы, не было бы спроса на подобные учебные программы. Но они обучают сотни тысяч слушателей в год, которые в графе «родной язык» указывают язык своей страны.

То есть речь идет не об эмигрантах, а о людях, которые не умеют грамотно писать на родном языке.

Скрупулезные немцы недавно подсчитали, что 7,5 миллиона граждан Германии не умеют не только писать, но и читать (!) без ошибок. Удивительно, но факт – через 20-30 лет после окончания школы, люди, которые не занимаются интеллектуальным трудом, в той или иной степени разучиваются читать и писать.

На самом деле, «хронической безграмотностью» страдают и многие интеллектуалы. Я обязательно напишу о  в отдельном тексте. Пока лишь скажу, что список внушительный — от Ганса Христиана Андерсена и Леонардо да Винчи, до Агаты Кристи и Альберта Эйнштейна.

 У многих, вероятно, случается разрыв шаблона когда они сталкиваются с тем, что люди, которые профессионально работают с текстом, могут делать ошибки. И эти ошибки никак не умоляют их талант.

«Я различаю орфографические ошибки и неумение владеть языком.

– Рассказывает Ольга Копыт, редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер», — Мне кажется слово «координально» или канцелярские конструкции с бесконечными родительными падежами намного хуже, чем опечатки или распространенное «рассчет. А к другим ошибкам я очень лояльна. Те или иные ошибки делают почти все. Я лично до сих пор беру паузу перед тем, как произнести слово «звонит».

Елена Гах, рерайтер Издательского Дома «Коммерсантъ», которая работает в Ъ с первого выпуска газеты, поделилась своими впечатлениями о трансформации грамотности: «Я думаю, что процент неграмотных людей всегда примерно одинаков — как психически больных.

Тут еще дело в том, что иметь в виду: умение писать без ошибок, умение писать ясно, правильно и без глупостей или литературный дар. Мне же досаждают косноязычие, обилие журналистских штампов (очень живучи и заразны) и интернетских слов (очень заразны, но не очень долговечны).

И авторские глупости, которые гораздо хуже ошибок и не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от образования. Просто в технологи колбасного производства им надо было идти, а не в журналисты. Постоянные авторы Ъ пишут лучше посторонних, потому что рука набита. А молодых авторов часто заносит.

 10 лет назад писали примерно так же, как сейчас. Караул был 25 лет назад, когда писать кинулись все кому не лень».

Ошибки и стыд. Стыд и агрессия

 «Признаваться в ошибках стыдно, — рассказывает Кристина Фогель, учитель волонтерских курсов для взрослых в Берлине, — Поэтому такие дедушки и бабушки притворяются, что забыли очки и просят прочесть для них инструкцию к лекарству или заполнить заявление. Они вечно заказывают пиццу Маргарита потому, что не в состоянии прочесть меню. И не путайте «разучившихся читать и писать» с людьми, страдающими функциональной неграмотностью».

Функциональная неграмотность – другой, обсуждаемый на западе недуг современного общества. Ему, по данным Всемирной организации здравоохранения, подвержено около 35% населения мира. Такие люди могут уметь читать и писать, но они не понимают смысл.

Не могут, к примеру, самостоятельно разобраться в инструкции не говоря уже о философских трактатах или абстрактных понятиях. Функционально неграмотных людей отличает неумение изменить свое мнение под влиянием достоверных фактов.

Они упрямо стоят на своей изначальной позиции.

Как тут не допустить крамольную мысль — далеко не каждому и в современном мире нужно писать и читать? Что если устная речь появилась и развивалась для того, чтобы люди могли лучше понимать друг друга, а письменная – как функция для поддержания власти и порядка? Или же достижения гуманизма в виде всеобщего обязательного образования стремительно разрушают современные технологии – интернет, гаджеты, социальные сети?

Современные технологии делают нас глупее?

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/805339

России грозит всеобщая безграмотность

Разрекламированный на весь мир имидж России, как «самой читающей» и «самой образованной» страны больше не соответствует действительности. Сотрудники общественных организаций и образовательных учреждений бьют тревогу, поскольку уровень грамотности не только детского, но и взрослого населения в России стремительно снижается.

Катастрофа в сфере грамотности

Конечно же, по сведениям, которые представляют официальные источники, «практически все взрослое население России грамотно, и в связи с этим нет необходимости принятия специальных мер или программ по ликвидации неграмотности взрослых». Так как передает портал новостей России newsfirst.ru, по данным Госкомстата РФ процент грамотного населения в России составляет 99,8%, что соответствует показателю для стран с высоким уровнем дохода.

Однако многие эксперты утверждают, что данная информация давно уже не соответствует действительности. Независимые специалисты, которые представляют общественные, негосударственные организации отмечают, что, по крайней мере, для представителей социально уязвимых групп населения (безработные, заключенные, мигранты) реальный уровень грамотности взрослого населения значительно отстает от официально озвучиваемого. Сегодня можно говорить о том, что проблема неграмотности взрослого населения России обостряется и растет пропорционально растущему числу беженцев, переселенцев и бездомных детей. По итогам кризиса, охватившего российскую образовательную и воспитательную сферы, статистика фиксировала около полутора миллиона беспризорных детей, которые не посещают школу. Однако на сегодняшний день мы уже вынуждены говорить о нескольких миллионах детей, не посещающих школу в связи с ростом миграционных потоков и социальной беспризорностью. А эта проблема, в свою очередь, также грозит стране увеличением числа неграмотных взрослых в самой ближайшей перспективе. На этом фоне сейчас ситуация в стране такова, что из-за всеобщей успокоенности мифом о сплошной грамотности россиян, взрослое население практически лишено возможности повышения своей грамотности. Количество государственных вечерних школ, предназначенных для взрослых, в постсоветский период резко сократилось. Новые вечерние школы организуются только в регионах, пострадавших от конфликтов и военных действий. Кроме того, сегодня во всем мире все большее внимание уделяется проблеме функциональной неграмотности взрослых. Под функциональной неграмотностью понимаются те трудности в чтении и правописании, которые испытывают люди в повседневных ситуациях. По самым приблизительным оценкам, по крайней мере каждый пятый россиянин не способен грамотно составить счет по оплате коммунальных услуг, воспользоваться телефонным справочником, заполнить таможенную декларацию, прочитать элементарный чертеж, определить маршрут по карте, помочь собственному ребенку решить школьный пример.

Новый российский ликбез

По мнению многих экспертов, ситуация с падением уровня грамотности в стране такова, что впору говорить о возрождении системы ликбеза. Исторически, понятие ликбез возникло как сокращение от слов «Ликвидация безграмотности» – государственной программы, согласно которой все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Управление этой программой осуществлялось на правительственном уровне наркомом просвещения Анатолием Луначарским. В результате подобной «авральной» мобилизации для решения проблемы всех государственных ресурсов, к началу 40-х с неграмотностью в большинстве районов СССР было покончено. Сегодня подобный опыт широко практикуется в странах третьего мира, где по данным статистики проживает 98% всего неграмотного населения планеты. Причем 2/3 из них — женщины. Так, по сообщениям Кувейтского информационного агентства (KUNA) во вторник в Тунисе стартовал Форум стран Магриба по ликвидации безграмотности под названием «Образование для всех в странах Магриба, реформы, вызовы и перспективы». Форум организован Арабской организацией по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО), Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). Участники мероприятия с большим интересом изучают опыт других стран в области всеобщего образования и повышения его качества. По результатам встречи будет подготовлена программа, которая далее будет вынесена на более широкий Арабский форум всеобщего образования, который должен состояться в столице Катара Дохе 19-21 февраля. Эта программа будет направлена на «обеспечение бесплатного и обязательного образования для всех детей», обеспечение «повышения качества образования» и «снижения к 2015 году наполовину уровня безграмотности» в арабском мире. По сведениям АЛЕКСО, проблема безграмотности продолжает оставаться весьма острой в арабском мире, где число неграмотных достигает примерно 100 млн. человек, или 29,7 % от числа населения. Отметим, что современная Россия также наработала определенный опыт в сфере повышения уровня и качества образования в рамках национального проекта «Образование». Однако данный проект направлен, в первую очередь, на молодых, как на перспективное поколение для будущего страны. Но при этом нерешенным продолжает оставаться широкий круг проблем, связанных с растущей безграмотностью взрослого населения страны. Если в этой сфере в ближайшее время не будет принято никаких мер, не разработано никаких программ, то ситуация грозит принять угрожающий характер.

И в решении этой проблемы нашей стране не должно быть зазорным перенимать опыт иных стран, а также свой собственный, который позволил в первые годы советской власти полностью покончить с безграмотностью населения.

Но новый российский ликбез уже никак не может ограничиваться обеспечением общего образования, он должен включать в себя обязательное ознакомление широких слоев населения с компьютерными, информационными технологиями и начальными знаниями иностранных языков.

Источник: https://islamnews.ru/news-rossii-grozit-vseobshhaya-bezgramotnost

Неграмотность — признак лени, неверного образования или диагноз?

Содержание«Но метро сверкнул перилами дубовыми»«Йожик» как причина неграмотностиНеграмотность как диагноз

В современном мире сформировалось устойчивое мнение, что грамотность — показатель уровня интеллекта человека.

Хочешь «попробывать тортов», не знаешь, где уместны «-тся» и «-ться»? Злостный прогульщик школьных уроков, лентяй и не достойный уважения, а порой и личных отношений человек. Более того, «губители родного языка» активно порицаются «орфографическими фанатами» или граммар-наци.

В День грамотности MedAboutMe разбирается в медицинских причинах ошибок в правописании, а также научном обосновании течения остракизма по грамматическому признаку.

«Но метро сверкнул перилами дубовыми»

Любой лингвист подтвердит: языки развиваются вместе с обществом, меняются, следуют за общими правилами, свойственными человеческой речи. Кто помнит, что изначально «метро» и «авто» были мужского рода, потому что произошли от метрополитена и автомобиля? В русском языке такой форме слова соответствует средний род, и изменения были неизбежны.

  • В последний раз я видел Вас так близко.
  • В пролеты улиц Вас умчал авто.
  • И снится мне — в притонах Сан-Франциско
  • Лиловый негр Вам подает манто.
  • А. Вертинский

Такой же процесс, вызывающий крайне неприятное ощущение у части населения, происходит сейчас с кофе: естественность среднего рода побеждает изначальные правила.

Читайте также:  В небраске начал работу центр русского языка и культуры -институт пушкина

В процессе изменения правил написания и произношения неизбежны негативные реакции, если, конечно, наш мозг умеет распознавать ошибки.

Кто-то спокойно реагирует на неверное написание слов, кто-то морщится, а довольно значительная часть читателей активно протестуют и высказывают негодование «аффтору» вне зависимости от содержания текста.

«Я вижу здесь три орфографических ошибки». Такой была последняя фраза маркиза Тома де Маши при прочтении его собственного смертного приговора в 1790 году.

Не стоит считать, что так называемый сегодня граммар-нацизм, движение за чистоту родного языка — явление, обязанное своему возникновению сети Интернет. Первым известным у нас блюстителем чистоты языка был М. В. Ломоносов, ему вторил Владимир Даль. Корней Иванович Чуковский при чтении писем читателей отмечал: «Перелистываешь их и убеждаешься в тысячный раз: читатель возбужден и взбудоражен. Всюду ему мерещатся злостные исказители речи, губители родного языка…»

Почему же некоторых людей так раздражают ошибки в речи и письме?

В научных исследованиях доказано, что у нас существуют особые области мозга, работающие в качестве детекторов грамматической правильности осмысленной фразы. Например, «синее небо» и «синий небо»: несложно понять смысл словосочетания.

Однако во втором случае понимание сочетается с некой заминкой, вызванной той самой группой нейронов. Нейроны выявляют нарушение грамматики и сигнализируют мозгу о наличии ошибки.

Эта же группа нейронов помогает нам воспринимать тексты, не имеющие знакомых слов, но написанные в соответствии с правилами грамматики: «глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».

Мы понимаем речь, анализируя корневые морфемы и их изменения в соответствии с правилами языка, а если правила нарушены, сигнал от нейронов побуждает мозг к дополнительному анализу сказанного или написанного. А такую нагрузку спокойно выдержать может не каждый.

«Йожик» как причина неграмотности

В 2000 г. в 32 странах проводились исследования чтения и грамотности среди школьников 15 лет. На первых местах оказались Финляндия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Корея. Учащиеся США — на 15 месте, Германия — на 21, Россия — на 27, немногим лучше мексиканцев и бразильцев.

Если принять во внимание возраст тестируемых — 15 лет — то понятно, что в группу попали школьники из старших классов, уже прошедшие отборочный барьер по окончании средней школы и доказавшие способность к обучению в 9-10 классах. Так разрушался миф о стране с «золотым веком грамотности», самой читающей (а значит — самой образованной) нации.

Комментарий экспертаЕкатерина Валова, психолог

Большинство современных родителей знают, как важен фонематический слух для успешного обучения в школе. Как можно писать грамотно, если ребенок не знает, из каких звуков состоит слово?

На самом деле происходит подмена понятия, и она обусловлена реформой в образовательных методиках начальной школы.

Вплоть до середины 1980-х годов использовался метод научения, основанный на первичном знакомстве с буквами и правилами, по которым буквы составляются в слова. Обучение строилось на выработке навыка писать так, как видишь, а не как слышишь.

Это прекрасно работает до сих пор, например, у глухонемых детей: их грамотность совершенно не зависит от звукового сочетания, и ежик в их тетрадях остается ежиком, а не «йожиком».

Фонематический метод, его слуховая доминанта, принятая сегодня за базис, учит детей распознавать звуки, фонемы, из которых состоят слова.

После чего надо перевести звуки в буквы и записать по правилам, которых буквально не слышно: однозначное соответствие звучания и написания слов в русском языке отсутствует, зато много исключений, и их надо запоминать.

В устаревших сегодня образовательных программах фонетический разбор как часть теоретической лингвистики входил в курс 5-6 класса общеобразовательной школы, когда основы грамотности уже усвоены.

Обучая детей сначала распознавать звуки, а потом переносить их в письмо, и внедряя в этот процесс множественные правила правописания, мы способствуем росту вынужденно малограмотных людей с отличным фонетическим восприятием.

Сторонники методики развития связи между чтением и письмом рекомендуют прибегать именно к зрительным методикам обучения, таким, как кубики Зайцева. Эти же методики могут использоваться и при коррекции устойчивой неграмотности, не поддающейся обычным способам исправления правописания — дислексии.

Неграмотность как диагноз

Говоря о том, что люди, неспособные грамотно написать текст, обладают низким интеллектом и недостаточно образованы, граммар-наци не учитывают ни отсутствия связи между образом мышления и правописанием, ни наличия такого явления, как дислексия. А между тем среди людей с дислексией — расстройством «словесной слепоты», не позволяющим легко и бегло читать или писать без ошибок, страдали (и страдают) Стивен Джобс, Нельсон Рокфеллер, Билл Гейтс, Стивен Спилберг и множество ярких и успешных личностей. Неспособность сразу же написать слово hedgehog (англ. ежик) без ошибок не помешало им добиться профессиональных высот.

Исследования доказывают, что сегодня минимум каждый двенадцатый человек — дислексик, а среди детей распространенность дислексии может доходить до 20%.

В группу расстройств входят дисграфия, неспособность к правописанию или выражению речи на бумаге, дискалькулия — трудности со счетом, и сами расстройства подразделяются на типы в зависимости от особенностей ошибок и трудностей.

Так, например, при дисграфии математические ошибки будут выражаться в «описках», когда 3+3 в уме 6, а на бумаге 8.

Причины возникновения расстройств данной группы точно не выявлены: есть подтверждения неврологической этиологии, генетических нарушений, влияния ранних попыток обучения чтению, а также четкая взаимосвязь между травмами и дисфункциями областей мозга, ответственных за речь, и возникновением расстройства во взрослом возрасте.

Причина истинной «неграмотности» чаще всего связана с функциональной неэффективностью определенной части мозга. При этом влияние этой дисфункции на мышление исключительно интересно.

Так, обычный человек при получении задания или планировании действия склонен «проговаривать» его, используя внутреннюю речь.

Люди с дислексией, в соответствии с исследованиями ученых из Миддлсекса, его не проговаривают, а «рассматривают», выстраивая образный ряд.

В исследованиях принимала участие группа взрослых с подтвержденным диагнозом «дислексия» и контрольная группа тестируемых. Тестом было перерисовывание по памяти художественного объекта с мелкими деталями, и уровень визуального восприятия и памяти у дислексиков оказался значительно выше среднего. И это дополняется иными возможностями.

Личный опытДжейми Оливер, известный шеф-повар, писатель

Если кто-то скажет вам, что «у его Джонни дислексия», я считаю, что вам надо встать на колени, пожать Джонни руку и сказать: «Молодец, ты везунчик, ты счастливый парень!».

Поскольку я дислексик, когда мне необходимо читать, я просто старательно делаю это, продираясь сквозь текст. Это похоже на то, как будто я — большой, десятитонный, катящийся вниз по склону валун.

Зато когда я обсуждаю что-то на рабочей встрече, я просто вижу проблемы иначе, и я концентрируюсь на вещах по-другому. Некоторые части работы у меня в мыслях могут потеть, плакать, обтесываться, зато это приводит к эффективным решениям проблем.

Симптомы, испытываемые человеком с дислексией, схожи с дезориентацией, а также наблюдаются у людей с СДВГ и СДВ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или без гиперактивности).

Научное объяснение появления симптомов таково: обычно мы мыслим вербально, в мыслях можно легко выделить слова, фразы, целые тексты.

Однако та часть людей, которая не использует вербальный тип мышления, буквально «думает картинками», строит последовательные образы.

При таком типе построения мыслительных процессов любой графический символ, не соответствующий образу, становится раздражителем, триггером, спутывающим стройный ряд образов-мыслей. Как правило, первое столкновение с массой раздражителей происходит в начальной школе, а с возрастом значительная часть дислексиков обучается «включать» речевое мышление и снижать уровень дезориентации.

Личный опытМарк Собжак

Если я обдумываю историю или предстоящий день, это похоже на комикс: несколько картинок ключевых моментов с небольшими текстами, которые дополняют картинку там, где это действительно необходимо.

Например, при мысли об автоаварии я вижу только картину столкновения, без слов «Бабах!», а вот вспоминая склад пиломатериалов, я вижу прекрасные дубовые доски и рядом их стоимость и количество в цифрах, которые я услышал от мастера.

Чтобы вспомнить эти цифры, мне необходимо вспомнить всю картину: доски, их ширину, цвет.

Также, к примеру, работает мое логическое мышление: если кто-то рисует мне картину будущего, которое невозможно достичь, эта картинка искажается: дом не похож на дом, дерево отсутствует и так далее. Я не думаю об образах специально, они возникают сами по себе.

В профессиональной деятельности я сочетаю оба типа мышления, блокируя часть возникающих образов: нередко их сложно вербализовать, описать так, чтобы было понятно собеседнику.

У меня подтвержденные диагнозы дислексии и дисграфии, мне действительно было трудно учиться в школе из-за «лени», «нежелания выучить правила грамматики», «невнимательности», а нежелание писать правой рукой было причиной синяков от линейки моего учителя в католической школе.

Я до сих пор прилагаю постоянные усилия, проверяя свои тексты на наличие ошибок, и почти все вижу. При этом количество прочитанных мною книг могло бы обеспечить зрительной памятью на правила правописания нескольких человек, но при чтении я также вижу не слова, а картинки.

Я получил докторскую степень в Кембридже по биомеханической инженерии. К счастью, там грамматические ошибки не влияли на оценку моих способностей.

Большинство людей способны грамотно писать благодаря врожденному и прогрессирующему чувству языка с незначительной помощью школьного образования. Но для примерно 8% населения грамматика и орфография стоят намного больших усилий, при этом часто совсем не коррелируя с интеллектом.

В День грамотности MedAboutMe напоминает всем «орфографическим фанатам» и любителям родного языка, что еще в 20 веке слово мышление в словарях присутствовало, как мЫшление, правильно было писать не «тормоз», а «тормаз», каждый пятый взрослый в мире действительно неграмотен, зато каждый 12-ый пишет с ошибками вовсе не из-за недостатка образования и усидчивости.

И что толерантность к недостаткам ближних — признак широкого мировоззрения и развитости мыслительных процессов.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37849068-negramotnost-priznak-leni-nevernogo-obrazovaniya-ili-diagnoz/

Научная статья "Неграмотность – проблема педагогики XXI века"

Неграмотность – проблема педагогики XXI века

В начале XXI века в обществе сложилось истинное понимание того, что человечество не просто перешагнуло еще одну примечательную календарную дату, а вступило в новую эпоху – эпоху, которая даст обществу новые шансы и бросит новые вызовы. Начало третьего тысячелетия выпало на переломный этап истории цивилизации.

Новые реалии, появляющиеся в жизни человечества, рождают новый язык во всех сферах жизни, в том числе в науке, наполняют новыми смыслами и значениями известные слова. Одно из таких слов – грамотность (от греч. grammata – буква, чтение, письмо).

Грамота в древнерусской традиции означала «письменность, письмо, указ». Аналогичное по смыслу английское слово literacy зафиксировано в середине 1880-х годов как производное от средневекового латинского līterātus, (litterātus).

При этом понятие illiteracy(неграмотный) стало использоваться значительно раньше, в XVI веке.

Вопросы грамотности населения носят стратегический характер. Неслучайно с 1966 года по рекомендации Всемирной конференции министров образования проводится Международный день грамотности.

Для системы непрерывного образования вопрос о грамотности представляет особый интерес, поскольку впрямую затрагивает проблему целей и содержания обучения, а также его технологического обеспечения.

Многие века педагогика грамоты (literacy pedagogy) традиционно предполагала обучение письму и чтению в книжном (бумажном) варианте, с использованием стандартного набора правил. При этом действовали методические ограничения, связанные с формализованной, монокультурной, монологической, заданной извне формой освоения грамоты.

В сознании общества понятие «грамотный» устойчиво соотносилось с понятием «образованный» (грамотный человек, грамотный специалист). Усложнение форм и каналов коммуникации, возрастающее культурное и лингвистическое разнообразие и связанность современного мира ведут к расширению понимания грамотности.

  • Как основные виды грамотности можно выделить:
  • • базовую (читательскую) грамотность;
  • • компьютерную грамотность;
  • • информационную грамотность;
  • • коммуникативную грамотность;
  • • правовую и общественно-политическую грамотность;
  • • бытовую грамотность.

Динамику официальной трактовки грамотности можно проследить по международным документам и научным дискуссиям о терминологии. С 1958 года, в соответствии с предложением ЮНЕСКО, грамотными стали считать лиц, умеющих читать с пониманием текста и способных письменно кратко изложить сведения о повседневной жизни.

С середины 1960-х годов в научный обиход вошло терминологическое сочетание «функциональная грамотность».

Согласно рекомендациям ЮНЕСКО, касающимся стандартизации статистики образования (1979), функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования, и которые дают ему возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего развития и развития общества.

По данным организации ЮНЕСКО, в мире насчитывается 758 миллионов неграмотных людей, что составляет около 15 % населения планеты.

Взрослые

  1. (15 лет и старше)
  2. Молодёжь
  3. (15 лет — 24 года)
  4. Уровень грамотности, всего
  5. 85 %
  6. 91 %
  7. Уровень грамотности, среди мужчин
  8. 89 %
  9. 93 %
  10. Уровень грамотности, среди женщин
  11. 81 %
  12. 89 %
  13. Неграмотное население, всего
  14. 757 миллионов чел.
  15. 115 миллионов чел.
  16. Неграмотное население, женская часть
  17. 63 %
  18. 59 %

Две трети всех неграмотных людей в мире — женщины. Один из четырёх подростков не способен прочитать даже простое предложение.

Большинство необразованных взрослых людей живёт в Индии — их число составляет 37 % от общего количества неграмотных во всём мире. Примечательно, что ещё пять лет назад этот показатель составлял 781 миллион человек.

А двенадцать лет назад – 862 миллиона. Но несмотря на постоянный прогресс в преодолении неграмотности, эта тема не теряет своей актуальности и сегодня.

  • Важно отметить, что за последний год тенденция к уменьшению количества неграмотных в мире пошла на спад.
  • В то время как в некоторых странах мира уровень грамотности населения достигает 90-100 %, в других не превышает и 50 %.
  • И вот как в этом отношении обстоят дела в некоторых странах, которые считаются вполне благополучными.
  • Голландия

В Нидерландах становится всё больше людей, которые с трудом могут читать и писать. В целом по стране насчитывается 1,3 миллиона малограмотных в возрасте от 15 до 65 лет. Это 10% работоспособного населения страны. За последние 5 лет число таких людей увеличилось на 200 000.

  1. Малограмотные сталкиваются с самыми различными проблемами – дети не могут читать вслух, взрослые не могут заполнять необходимые формуляры в различных инстанциях, пользоваться банкоматами, не могут получить работу или продвигаться вверх по службе.
  2. Кроме 1,3 миллиона малограмотных, в «благополучных» Нидерландах насчитывается ещё и 250 000 совершенно неграмотных[1].
  3. Германия

«По результатам исследования, проведённого в 2011 году по заказу Министерства образования Университетом Гамбурга, около 7,5 млн жителей Германии в возрасте от 18 до 64 лет не могут правильно читать и писать… 300 тыс. человек абсолютно незнакомы с алфавитом.

2 млн немцев могут только разобрать отдельные слова или с трудом их написать.

5,2 млн немцев способны прочитать лишь отдельные абзацы… 60,3% мужчин и 39,7% женщин обладают слабыми навыками в чтении и письме… Называемая специалистами цифра общего количества неграмотных в Германии может зашкалить за 10% от общего числа населения страны»[2].

Италия

«По данным Центрального института статистики (ISTAT, Istitutо centrale di Statistica) за 2011 год, шесть миллионов итальянцев являются неграмотными.

Это соответствует 12% населения по сравнению с 7,5% людей с высшим образованием… 66% итальянцев едва умеют читать и писать, не обладая достаточными и специальными знаниями для участия в созидательной деятельности и развитии экономики… От 20 до 25% итальянских детей выходят из средней школы, практически не умея ни читать, ни писать, что говорит о низком уровне подготовки учащихся в итальянских школах»

Безграмотность – явление, встречающееся во многих сферах жизни. Как и любая другая глобальная проблема, она может повлечь за собой необратимые последствия, если не подойти к ее решению с полной серьезностью.

Согласно данным ЮНЕСКО, если бы все женщины получили начальное образование, то детская смертность сократилась бы на одну шестую, а материнская — на две третьих. Если бы все девочки Южной и Западной Азии, а также Африки на юг от Сахары, получили начальное образование, количество детских браков уменьшилось бы на 14 %; а вот если бы они получили среднее образование — на 64 %.

В наше время возникают все новые и новые пути распространения безграмотности, причем значительное влияние они оказывают на молодежь. Наиболее опасной в XXI веке можно считать информационную безграмотность. Неумение находить и отбирать, использовать и анализировать информацию в век информационных технологий приводит к невозможности адаптации человека в постоянно развивающемся социуме.

Не во всех школах и семьях взрослые могут привить ребенку интерес к обучению, чтению, изучению родного языка. Вследствие этого значительно снижается уровень грамотности. Если не сокращать количество неграмотных людей, то тотальная безграмотность может привести к:

  • утрате шедевров культуры вследствие потери значимости книг;
  • сужению словарного запаса;
  • неспособности грамотно излагать мысли и выражать чувства;

и вообще, всему, что приведет к последующему регрессу общества.

Но если появляется проблема, то есть и пути избавления от нее. Итак, какие же существуют пути предотвращения развития безграмотности?

В разное время применялись различные методы избавления от всеобщей неграмотности.

Были проведены орфографические реформы, а позже осуществлялся ликбез ‒ государственная программа Советской России, начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года.

За двадцать лет грамотность лиц от 16 до 50 лет посредством этой программы приблизилась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической.

Однако, с развитием техники, появлением новых благ и удобств, люди стали придавать меньшее значение орфографии. Потребовались новые способы искоренения безграмотности.

В наши дни проводятся различные мероприятия, акции, воплощаются проекты, целью которых является повышение интереса к изучению родного языка, повышение уровня грамотности, привлечение внимания к проблемам безграмотного использования языка.

Отдельное внимание стоит уделить празднованию Международного дня грамотности, который отмечается 8 сентября.

Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года.

8 сентября ‒ день торжественного открытия этой конференции. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.

В своем послании по случаю Международного дня распространения грамотности Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отмечает: «Грамотность раскрывает способность людей абстрактно мыслить и созидать будущее, позволяющее в большей степени реализовывать потенциальные возможности. Она открывает дорогу к большей справедливости, большему равенству и прогрессу. Грамотность способна помогать обществам залечивать раны, двигать политические процессы и содействовать общему благу».

Именно поэтому 2003–2012 года были объявлены Десятилетием грамотности ООН. На этот период было запланировано предоставить бесплатное начальное образование как можно большему количеству людей, которые раньше не имели такой возможности. Улучшить качество образования во всех его аспектах — вот какой была главная задача на эти десять лет.

Программа ЮНЕСКО направлена, в первую очередь, на оказание помощи тем странам, в которых уровень безграмотности выше 50 % или число неграмотных людей превышает десять миллионов. ЮНЕСКО помогает государствам разрабатывать собственные программы в области образования, готовит учебные материалы и разрабатывает методику преподавания, осуществляет подготовку учителей.

В настоящее время политика ЮНЕСКО направлена на содействие распространению грамотности и создание благоприятной для этого среды, которая является неотъемлемой частью обучения на протяжении всей жизни.

Организация также стремится к тому, чтобы грамотность продолжала оставаться приоритетной задачей как на национальном, так и на международном уровне.

В стремлении реализовать концепцию всеобщей грамотности Организация сотрудничает со странами и партнерами посредством программ распространения грамотности, информационно-разъяснительной работы и своей базы знаний.

Грамотность — основа для устойчивого развития и мира. Это — право человека, которое он непременно должен реализовать. Будем грамотными — давайте улучшать свою жизнь и мир вокруг нас!

Источник: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-negramotnost-problema-pedagogiki-i-veka-3555407.html

Ссылка на основную публикацию