Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр

Вице-премьер Татьяна Голикова на встрече с коллективом Минобрнауки в понедельник представила нового министра Валерия Фалькова и заодно обозначила основной вектор работы на ближайшее время. В частности, по ее мнению, следует сосредоточиться на реализации национальных проектов.

По словам Голиковой, наука и образование не должны быть сосредоточены исключительно на федеральном уровне, а мероприятия в рамках одноименных нацпроектов должны быть нацелены на то, «чтобы как можно ближе к себе расположить органы власти России” — чтобы те, в свою очередь, участвовали в реализации федеральной политики.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Также Голикова предложила Минобрнауки и РАН наладить взаимоотношения и перестать конкурировать друг с другом.

Наука и образование должны пойти в регионы

Официальная встреча нового министра науки и высшего образования Валерия Фалькова с коллективом прошла в большом зале министерства, с участием курирующего вице-премьера Татьяны Голиковой и экс-главы ведомства Михаила Котюкова.

Свою речь вице-премьер начала с краткой характеристики нового министра. «Для него (Фалькова — прим.

ТАСС) не чужды вопросы, которые находятся на федеральном уровне и, поскольку он работал ректором, с вами совместно формировал вопросы политики в сфере высшего образования», — сказала Голикова.

При этом Голикова сразу обозначила приоритет в работе министерства — реализацию национальных проектов «Наука» и «Образование”.

13.ЯНВ., 09:30

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр Наука будущего: российские молодые ученые в лицах

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Егэ на носу: куда бежать

Оценим за полчаса!

«Задачи, как вы знаете, стоят очень сложные. Мы реализуем не только нацпроекты, мы реализуем национальные цели. Поскольку амбициозные стоят задачи, возможности не реализовать эти задачи у нас нет», — заявила Голикова.

Также вице-премьер поблагодарила Михаила Котюкова за работу, проделанную в рамках реализации нацпроектов.

Котюков: всем спасибо и не прощаемся

Выход уже бывшего министра Михаила Котюкова зал встретил овациями. На что Котюков пошутил, что его так не встречали, когда он вступал в должность министра.

По словам экс-министра, его команда проделала большой путь от создания новой госструктуры министерства науки и высшего образования до запуска нацпроектов (в мае 2018 года Минобрнауки было разделено на два самостоятельных ведомства – Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования, которое возглавил Михаил Котюков — прим. ред.).

«Мы действительно прошли путь создания новой государственной структуры, мы фактически запустили национальные проекты «Наука», часть проекта «Образование», часть проекта «Цифровая экономика» и многие другие задачи, которые нам приходилось решать”, — сказал он, также выразив благодарность за помощь в работе вице-премьеру Татьяне Голиковой.

Котюков также отметил, что «не прощается» и «будет рад бывать в министерстве по любому поводу, который будет требовать его участия».

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министрПервый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, вице-премьер РФ Татьяна Голикова и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков (слева направо) Сергей Фадеичев/ТАСС

Фальков: давайте относиться к подведомственным организациям как к партнерам

В свою очередь, новый глава Минобрнауки России Валерий Фальков, выступая перед коллективом обозначил ряд основных задач, на которых он призвал коллег сосредоточиться.

«На данном этапе нам всем предстоит сконцентрироваться и обратить внимание, стать более открытыми для академических институтов, для университетов, вузов, рассматривая и Академию наук, и академические институты, и университеты и вузы, которые не являются университетами, в качестве партнеров», — сказал Фальков.

Также новый министр предложил усилить взаимодействие с подведомственными организациями.

10.ДЕК., 09:30

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр Владислав Блатов: «Даже в провинции можно создать научную лабораторию мирового класса»

«Наконец, мы должны рассматривать в качестве партнеров, мы должны слушать, слышать, общаться в разных форматах и на разных площадках с нашими подведомственными организациями и учреждениями. Это принципиально важный момент», — подчеркнул он.

Особое внимание к РАН

В ходе встречи прозвучали и достаточно конкретные задачи, решения которых правительство ждет от нового руководства Минобрнауки. Так, вице-премьер Татьяна Голикова призвала новое руководство Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук (РАН) не конкурировать, а выстроить эффективную совместную работу.

«Здесь не может быть конкуренции, что первее — высшее образование или наука. Здесь мы работаем в абсолютном тандеме, и взаимосвязь, которая складывается уже между высшим образованием и наукой, должна (получить) продолжение и развитие», — сказала Голикова.

В свою очередь, Валерий Фальков прокомментировал журналистам, что РАН — достойный и важный партнер министерства, с которым предстоит плотная совместная работа.

«Безусловно, Российская академия наук и министерство — это партнеры. При этом РАН — партнер очень достойный, надежный, имеющий свою принципиальную точку зрения, и наша общая задача состоит в том, чтобы ответить на те сложные вызовы, которые стоят перед страной, и вместе двигаться к поставленным целям», — резюмировал новый министр науки и высшего образования.

Напомним, что руководство Российской академии наук часто выступало против инициатив Минобрнауки и высшего образования.

Одним из ярких примеров стала просьба о пересмотре приказа о международном сотрудничестве, который министерство выпустило в 2019 году. Документ регламентирует процесс взаимодействия российских ученых и иностранных.

В частности, российские ученые за пять дней до встречи с иностранными коллегами должны уведомить министерство, указав всех российских участников встречи.

07.ДЕК., 20:19

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр Кооперация науки и бизнеса: как эффективно сотрудничать и растить кадры

Президиум РАН отмечал, что буквальное следование подобным регламентам поставит под угрозу достижение основных целей нацпроектов «Наука» и «Образование», а также приведет к деградации существующего уровня научной деятельности в большинстве научных организаций и вузов». В Минобрнауки, в свою очередь, отмечали, что приказ носит рекомендательный характер и отражает общемировую практику.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/na-cem-sosredotocitsa-novyj-ministr-nauki-i-vyssego-obrazovania

Что будет с системой образования России. Пять вопросов о реформировании Минобра

Владимир Путин подписал указ о структуре нового правительства.

Согласно документу, Минобрнауки разделят на два ведомства: министерство просвещения (существовало в СССР до 1988 года) и министерство науки и высшего образования.

Министерство просвещения будет курировать школы и средние специальные учебные заведения, министерство науки и высшего образования будет отвечать за университеты и научные учреждения, а также заниматься развитием науки в стране.

Ожидается, что разделение поможет повысить эффективность ведомства (что особенно важно на фоне заявленной Путиным задачи поднять научный потенциал страны). Результат во многом будет зависеть от того, кто именно возглавит новые ведомства.

По словам источников РБК, науку, скорее всего, будет курировать выходец из «Росатома» Григорий Трубников.

При этом Ольга Васильева, по всей видимости, останется министром образования (еще один претендент на эту должность — руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева).

Сама необходимость в разделении назрела давно: практика показала, что две разные отрасли не очень хорошо сочетаются в одном министерстве. Одно дело заниматься наукой и совсем другое — решать проблемы средней школы, детских садов и яслей. Большинство опрошенных СМИ экспертов считает, что разделение пошло «верным путем» и ждет от него положительных результатов.

Тем не менее уже сейчас есть несколько вопросов.

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр архив 66.RU

Так, например, при нынешней системе непонятно, кому будут подчиняться школы и колледжи при университетах. Скорее всего, это станет вопросом для обсуждения между новыми главами двух ведомств.

Еще один спорный вопрос — о подчинении вузов, считает проректор РАНХиГС Андрей Марголин.

«С одной стороны, вузы — это часть высшего образования, с другой, поступление в аспирантуру — это первые шаги в науке», — приводит цитату Марголина Газета.RU.

Согласно документу, новый министр получит в управление и вузы, и прикладную науку, и академию (Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО), которое курировало Академию наук, Медведев также предложил включить в структуру министерства науки и высшего образования). Последнее вызывает наибольшие опасения среди ученых, которые задают вопрос о будущем академической науки и ставят под сомнение сам факт ее существования в России.

Доктор философских наук, член-корреспондент Российской академии наук Игорь Смирнов считает, что изменения еще раз наглядно показали, что наука приобрела в России новый статус — подведомственный.

— Российская академия образования безропотно, без попытки публичной дискуссии, «сдала» свои научные институты министерству. Все это означает, что наука обрела новый статус — подведомственный.

Академической науки в России теперь не существует. Как можно выйти из сложившейся ситуации — вопрос, требующий широкой публичной дискуссии.

Но сегодня ясно одно: Минобрнауки не справилось с научной реформой.

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр архив 66.RU

Станет ли в стране больше чиновников — еще один вопрос, который неизбежно возникает при увеличении количества министерств.

Скорее всего, избежать раздувания аппарата не удастся, и это один из минусов нововведения. Увеличение армии чиновников может привести не только к усилению бюрократии, но и к дополнительным тратам.

Такое мнение высказали сразу несколько преподавателей, опрошенных «Учительской газетой».

— Наукой должны заниматься не чиновники, а ученые. Роль министерства и до революции, и какое-то время после выполняла Академия наук, совершенно независимая от вмешательства чиновников и идеологов, самоорганизующаяся структура. Нужно к этому вернуться. Ученым просто не нужно мешать.

Еще один вопрос, который пока остается открытым, что будет с региональными министерствами. Предполагается, что создание министерства науки и высшего образования на уровне Федерации неизбежно повлечет за собой реорганизацию региональных министерств. Как это будет происходить на деле, пока не известно. Более того — далеко не все согласны с тем, что это необходимо.

— Сейчас у нас, например, одно Министерство образования Новгородской области. Оно исполняет государственные полномочия в сфере образования, науки, организации отдыха и оздоровления детей, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Как видите, спектр задач широк, но региональное министерство вполне с ними справляется.

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр архив 66.RU

Будет ли новое ведомство — министерство просвещения — заниматься совершенствованием ЕГЭ, причем не только в организационном, но и в содержательном плане, — еще один вопрос, на который пока нет ответа.

Но на то, что это произойдет, надеются многие. Эксперты сходятся во мнении, что единый государственный экзамен в том виде, в каком он сейчас, нуждается в переработке.

Возможно, у нового министерства, наконец, появится на это время.

— В таком крупном едином министерстве (Минобрнауки) школьное образование немного терялось, потому что там большую роль играли академики, ректоры вузов, и директора школ на каком-то третьем плане были.

Сейчас, по мнению Филиппова, все может измениться. И эти изменения должны быть в положительную сторону.

Источник: https://66.ru/news/hitech/211266/

Наука просвещать

В родственных ведомствах вчера сменили руководство. Ольга Васильева, как и предполагалось, покинула пост министра просвещения — на ее место пришел Сергей Кравцов, с 2013 года возглавлявший Рособрнадзор. Это повышение выглядит как награда за наведение порядка в сфере ЕГЭ, считают собеседники “Ъ”.

А вот министр науки и высшего образования Михаил Котюков, который также навел порядок, но уже в академической системе, должность все-таки не сохранил. Его сменил не самый очевидный кандидат на должность федерального министра Валерий Фальков, с 2013 года возглавлявший Тюменский государственный университет.

Министерство просвещения

Ольга Васильева стала главой Министерства образования и науки РФ в 2016 году «вне очереди» — тогда премьер Дмитрий Медведев неожиданно отправил в отставку министра Дмитрия Ливанова, протеже «путинского» министра Андрея Фурсенко.

«Медведевские» кадры принято считать «либеральными», но госпожа Васильева выбивалась из этого ряда — она любила говорить о «традиционных ценностях», «духовных скрепах» и откровенно заигрывала с консервативной массой школьных учителей. По словам источника “Ъ”, близкого к администрации президента, назначение госпожи Васильевой лоббировала жена Дмитрия Медведева.

Ольга Васильева, как и Светлана Медведева, известна близкими отношениями с РПЦ: в 2020 году патриарх Кирилл уже не в первый раз лично поздравил ее с днем рождения.

В мае 2018 года ведомство разделили на Министерство просвещения, отвечающие за школы и детские сады, и Министерство науки и высшего образования. Ольга Васильева осталась главой Минпросвещения. Период ее работы запомнился несколькими крупными скандалами — самый главный был связан с изменением федерального перечня учебников.

При этом СМИ сообщали о тесных связях Ольги Васильевой с издательством «Просвещение», совладельцем которого в 2013–2017 годах был Аркадий Ротенберг. После назначения госпожи Васильевой в «Просвещение» пришла работать ее предполагаемая родственница, полная тезка ее сестры — Ирина Юрьевна Васильева.

Кроме того, при Ольге Васильевой министерство критиковали за формирование новых федеральных государственных образовательных стандартов, продвижение совместных с РПЦ факультативных учебных курсов и предложения по ужесточению правил усыновления.

После ухода Дмитрия Медведева с поста премьер-министра отставка госпожи Васильевой не стала нежданностью, считает собеседник “Ъ” в министерстве просвещения.

А вот назначение на ее место руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова ожидаемым назвать нельзя: он «очень хотел это назначение», однако «мощного лобби у него нет»»,— говорит работавший с господином Кравцовым в Рособрнадзоре собеседник “Ъ”.

Сергей Кравцов родился в 1974 году в Москве, с отличием окончил Московский государственный открытый педагогический университет и МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка» (2000 г.), имеет степень доктора педагогических наук.

Читайте также:  Рынок труда будущего: кто будет востребован, а кто останется не у дел

Начинал он с работы заведующим лабораторией Института управления образованием Российской академии образования, был директором департамента регионального развития Минобрнауки РФ.

В августе 2013 года его перекинули на самый «горячий» фронт работ — в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Читать далее

Рособрнадзор занимался ЕГЭ, и первые несколько лет сдачи госэкзамена были для ведомства откровенно неудачными: вопросы к экзамену легко можно было купить в соцсетях, учителя массово решали задания за учеников, выпускники из южных регионов необъяснимым образом получали высокие оценки.

Господин Кравцов взялся за дело, и накал страстей вокруг экзамена снизился, а процедура проведения ЕГЭ стала прозрачнее.

Последний крупный скандал вокруг ЕГЭ разразился в прошлом году из-за заявления известного учителя Дмитрия Гущина об утечках материалов перед экзаменом — ведомство подало в суд «из-за публикации непроверенных данных в период проведения ЕГЭ», и выиграло его.

Отметим также, что в последние несколько лет были внесены значительные изменения в процедуру ЕГЭ, которые должны были ответить на сохранившиеся претензии к «экзамену-угадайке».

Так, было введено итоговое собеседование по русскому языку, выпускники одиннадцатых классов получили возможность сдавать ЕГЭ по китайскому языку, часть экзаменов стали проводить в компьютерной форме.

Понятно, что большинство этих изменений предлагали школьное и вузовское сообщества, но в публичном поле отвечал за нововведения именно глава Рособрнадзора.

Первый серьезный удар по репутации Сергея Кравцова был нанесен в 2017 году, когда Европейский университет в Санкт-Петербурге был лишен лицензии на ведение образовательной деятельности (восстановил ее в августе 2018 года). А в мае 2018 года Рособрнадзор также лишил госаккредитации Московскую высшую школу социальных и экономических наук (Шанинка).

Эти решения были восприняты как несправедливые (оба вуза считались в числе лучших в стране) и политические (оба вуза имели статус «либеральных»).

После этого Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация «Глобальные университеты», в которые входят 50 крупнейших вузов РФ, обратились к президенту Владимиру Путину с предложением скорректировать систему аккредитации. В итоге господин Кравцов подписал новое постановление о государственной аккредитации вузов.

Согласно изменениям, эксперты, выдающие аккредитацию, должны учитывать сведения о результатах оценки качества знаний выпускников. Представители вузов отмечали некоторые недочеты нового порядка, но в целом оценили его положительно.

В 2019 году Федеральный институт оценки качества образования опубликовал отчет о результатах исследования PISA-2018 (Programme for International Student Assessment): тогда эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18 из 79), в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных направлениях.

При этом российские школьники продемонстрировали снижение среднего балла по читательской, естественно-научной и математической грамотности. Впрочем, претензии по этому поводу в академическом сообществе адресовали скорее министру просвещения Ольге Васильевой, а вот факторами успеха называли введение Рособрнадзором промежуточных контрольных работ.

Школьники из Москвы тогда значительно улучшили свои показатели в PISA по трем направлениям, а эксперты отмечали положительную динамику продвижения России в международных исследованиях качества образования.

Источник “Ъ”, занимавший пост в руководстве министерства просвещения, считает, что повышение господина Кравцова — «ожидаемая награда за повышение доверия к ЕГЭ и улучшение показателей PISA».

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр

РИА Новости

Министерство науки и высшего образования

Пожалуй, одним из самых неожиданных кадровых решений выглядит отставка Михаила Котюкова с поста главы Министерства науки и высшего образования. Собеседники “Ъ” в аппарате министерства уверяют: «Еще вчера все говорили, что у нас все ок».

Выходец из системы Минфина (был заместителем федерального министра в 2012—2013), Михаил Котюков казался максимально близким по духу членом кабмина для нового премьера-налоговика.

К тому же, господин Котюков выглядел человеком, действительно подходящим для своей должности — более того, именно под него она в свое время и была создана.

Напомним, что Михаил Котюков пришел «в науку» еще в 2013 году, на волне скандала против реформы Российской академии наук. Он возглавил специально созданное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому было поручено заняться самой деликатной частью реформы РАН — проблемами академической собственности.

В то время высокопоставленные чиновники не скрывали раздражения из-за крайне запутанных финансовых схем, которые, по их мнению, процветали в РАН с попустительства руководства академии. «Чуть ли не половина институтов сдается в аренду, а ведь это государственная собственность.

Их просили навести порядок, но они отказались слушать»,— объясняли тогда журналистам собеседники в правительстве одну из главных причин столь резкой реформы.

Академики, в свою очередь, довольно умело заручились поддержкой общественного мнения — по всей стране шли митинги «в защиту чистой науки от эффективных менеджеров».

Но господину Котюкову удалось совершить невозможное: будучи одним из тех самых далеких от науки «менеджеров», которыми ученые пугали (и небезосновательно) общественность, он довольно быстро снизил поток негатива в отношении реформы.

Поначалу академия воспринимала молодого чиновника в штыки, вполне обоснованно подозревая в нем присланного сверху ревизора. Однако уже через несколько месяцев руководство РАН признало его разумным и достойным диалога «куратором».

Особенно большое впечатление произвело на них «правило двух ключей» — господин Котюков обещал все важные решения, в том числе кадровые, принимать только с одобрения руководства РАН (и поначалу действительно его соблюдал). Недовольные новым положением дел в академической среде, разумеется, остались — но влияния у этой группы академиков становилось все меньше.

Следующие пять лет ФАНО под руководством господина Котюкова занималось «наведением порядка» — при этом расчистка финансовых схем и перераспределение собственности не помешали научной деятельности институтов (за исключением нескольких инцидентов).

В глазах руководства страны Михаил Котюков доказал, что «менеджер» без научного бэкграунда вполне может управлять исследовательской отраслью. В 2018 году этап наведения порядка закончился: ФАНО было ликвидировано, а Михаил Котюков получил половину разделенного Минобрнауки — науку и высшее образование.

И эта реформа вновь прошла практически безболезненно.

Чуть ли не главным провалом господина Котюкова стал подписанный им в 2019 году ведомственный приказ, устанавливающий для академических ученых «правила общения с иностранными гражданами». Документ вызвал массу критики.

Доставалось министру и от условных «охранителей» — за чрезмерное, по их мнению, сближение министерства с сетевым сообществом «Диссернет».

Замминистра Григория Трубникова прямо называли «государственным человеком в «Диссернете»» — и действительно, создавалось впечатление, что ведомство как минимум прислушивается к рекомендациям этой группы ученых по «очищению» отечественной науки.

Совсем недавно, в конце 2019 года, комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований, в которой большую роль играют члены «Диссернета», сообщила об отзыве 869 научных статей, в которых нашли плагиат.

Об этой масштабной «чистке» написали и западные СМИ, и международные научные журналы; вполне возможно, что столь откровенное признание серьезных проблем российской науки вызвало неудовольствие у руководства страны. В конце 2019 года по репутации Минобрнауки был нанесен еще один удар: «Ведомости» подробно рассказали о фактах, о которых давно говорят в кулуарах образовательных форумов — подтвердилось, что российские вузы продвигаются в мировых рейтингах при помощи проплаченных статей в научных журналах–однодневках.

Впрочем, возможно, отставка Михаила Котюкова не связана с какими-либо претензиями к его работе.

Причины станут понятнее в ближайшие дни — если господину Котюкову предложат не «ссыльную» должность, то его отставку можно будет объяснить гораздо проще: власть посчитала, что приглашенный «кризис-менеджер» окончательно навел порядок в академическом секторе, и теперь пришло время передать отрасль профильному специалисту, которому можно доверить подготовку давно обещанного президентом «прорыва».

Как называлось министерство Министр Сколько продержался на посту
Министерство образования РФ (образовано 25 мая 1999 года) Владимир Филиппов 4 года 9 месяцев (25 мая 1999 года — 9 марта 2004 года)
Министерство образования и науки РФ (образовано 9 марта 2004 года) Андрей Фурсенко 8 лет и 2 месяца (9 марта 2004 года — 21 мая 2012 года)
Дмитрий Ливанов 4 года и 2 месяца (21 мая 2012 года — 19 августа 2016 года)
Ольга Васильева 3 года и 5 месяцев (19 августа 2016 года — 21 января 2020 года)
Министерство просвещения (образовано 15 мая 2018 года)
Сергей Кравцов С 21 января 2020 года
Министерство науки и высшего образования (образовано 15 мая 2018 года) Михаил Котюков 1 год и 8 месяцев (18 мая 2018 года — 21 января 2020 года)
Валерий Фальков С 21 января 2020 года

На смену Михаилу Котюкову пришел Валерий Фальков. Не самый очевидный выбор: кажется, в многочисленных «списках нового правительства», которые циркулировали последние дни, его кандидатуру никто не указывал до самого последнего момента.

Валерий Фальков родился 18 октября 1978 года в Тюмени. С 2013 года он занимал пост ректора Тюменского государственного университета (ТюмГУ), состоит в партии «Единая Россия», от которой в 2013 году избрался в Тюменскую гордуму.

В 2016 году стал депутатом Тюменской облдумы, где возглавляет комиссию по соцполитике. В 2018 году вошел в Совет по науке и образованию при президенте.

В конце прошлого года после отставки заместителя губернатора Тюменской области Натальи Шевчик в политических кругах обсуждалось, что должность якобы предлагали господину Фалькову, но тот отказался.

Читать далее

Любопытно, что в январе 2020 года Валерия Фалькова пригласили войти в рабочую группу по изменению Конституции.

Свое участие он объяснял “Ъ” тем, что имеет юридическое образование и большой опыт в разработке законопроектов: например, участвовал в подготовке законов «Об административно-территориальном устройстве ЯНАО», «О референдуме в Тюменской области», а также избирательного кодекса Тюменской области.

Бывшая сотрудница Валерия Фалькова отмечает, что он «многое сделал в ТюмГУ, но всем было очевидно, что ректор давно перерос свою должность».

При господине Фалькове вуз стал частью Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра (НОЦ), который объединяет университеты, крупные бизнес-корпорации и научные организации Тюменской области, ХМАО и ЯНАО.

Университет вошел в правительственный проект «5–100» и показывает неплохие результаты в международных рейтингах.

Директор рейтингового агентства QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева заявила “Ъ”, что к назначению относится «крайне положительно», так как господин Фальков станет «первым министром, прошедшим закалку проектом «5–100» в качестве ректора»: «Тюмень не самый простой из российских регионов, но сегодня по привлекательности ТюмГУ может конкурировать со столичными вузами, во многом — благодаря выстроенным Фальковым связям с работодателями». В программу «5–100», по ее словам, вуз попал благодаря «убедительной команде и реалистичному пониманию своих сильных и слабых сторон». В пресс-службе ТюмГУ “Ъ” вчера подтвердили, что благодаря господину Фалькову университет получил «солидных индустриальных партнеров». В вузе отметили, что назначение Валерия Фалькова стало для преподавателей неожиданностью.

Михаил Котюков был сосредоточен на развитии «научного» крыла в «двухсоставном» министерстве науки и высшего образования; видимо, власть посчитала необходимым выправить этот крен, для чего и доверила министерство ректору.

Исходя из этой логики, первоочередной задачей Валерия Фалькова станет интеграция академической и вузовской науки — проблема их разъединенности давно назрела, но «кризисный менеджер» Котюков вполне разумно глубоко в нее не лез.

На данный момент главной сложностью выглядит отсутствие у Валерия Фалькова «федерального опыта», соглашаются опрошенные “Ъ” образовательные эксперты: возглавлять университет, даже очень большой — это совсем не тот же масштаб, что руководство федеральным министерством.

Ксения Миронова, Александр Черных; Татьяна Дрогаева, Екатеринбург

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр

Все правительство Мишустина: биографии, доходы и другая информация

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4226605

Эксперты о новой структуре правительства: перемены носят декоративный характер

Новая метла: какое высшее образование получит в наследство новый министр

Наиболее значимым изменением стало разделение Минобрнауки на два ведомства /А.Махонин / Ведомости

15 мая Владимир Путин своим указом утвердил представленную Дмитрием Медведевым новую структуру правительства. Наиболее значимым изменением стало разделение Минобрнауки на два ведомства: Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.

Михаил Виноградов, политолог

«Правительство в его нынешней слабой субъектности в целом удовлетворяет политическое руководство. Оно не собирает особых ожиданий и не слишком активно в привлечении негатива.

Там, где негатив несколько зашкаливает, — например, в спорте или науке — идет ротация, призванная выглядеть как извлечение уроков из конфликтных ситуаций.

Так, на спорт поставили Ольгу Голодец с пониманием, что больших прорывов в спорте не будет, но она не будет притягивать к себе избыточный негатив просто собственными талантами».

Аббас Галлямов, политолог

«Чем чаще Путин использует слова «обновление» и «рывок» в своей риторике, тем более консервативным он становится в реальных делах.

Новых лиц в правительстве пока не появилось, структура тоже сохранена прежней — те перемены, что произошли, носят в основном декоративный характер.

Очевидно, что новый срок Путина пройдет под лозунгом «Минимум перемен, да здравствует стабильность!» Такой настрой будет все меньше соответствовать ожиданиям общества, которое все больше хочет каких-то изменений».

Михаил Гельфанд, замдиректора Института проблем передачи информации РАН, один из основателей сообщества «Диссернет»

«Разделение Министерства образования на первый взгляд выглядит разумным: сочетание управления фундаментальной наукой и детскими садами в одном ведомстве выглядело странно.

Отчасти это выглядит как задуманная еще прежним министром образования Дмитрием Ливановым реформа РАН, в которой не было Федерального агентства научных организаций (ФАНО, в новой структуре правительства упраздняется. – «Ведомости»), а распорядительные функции передавались министерству.

Другое дело, что в нашей стране подобные преобразования нередко призваны не улучшить управление, а достичь каких-то иных целей. Недаром во времена хрущевских административных преобразований шутили, что Министерство путей сообщения разделят на «министерство туда» и «министерства сюда».

В нашей системе госуправления важнее не само разделение, а персоналии, которые возглавят эти министерства».

Павел Кудюкин, эксперт по госуправлению

«В принципе, разделение науки и высшего образования с общим образованием логично, учитывая стремление нынешних управленцев сблизить фундаментальную науку с вузами, но этот вопрос представляется второстепенным.

Вопросами образования и науки в последние 30 лет занимались разные ведомства и в разных конфигурациях. Важнее, какую политику в области науки и образования будут проводить новые министры, какими окажутся их полномочия.

Неясны и функции Министерства просвещения, поскольку вопросы общего и профессионального образования переданы в ведение регионов».

Виктор Болотов, академик Российской академии образования, бывший первый замминистра образования

«Сама идея [разделения Минобрнауки] представляется разумной, такая структура управления наукой действовала в начале 1990-х гг.

, когда работали Министерство просвещения и Госкомитет по высшему образованию, это было нормальное разделение обязанностей.

Кроме того, правильно разрешена проблема передачи Рособрнадзора в ведение правительства, что исключит конфликт интересов. Теперь эффективность деятельности министерств во многом зависит от первых лиц».

Аскольд Иванчик, заместитель председател Совета по науке при министерстве образования и науки

«О разделении министерства давно говорили. В целом это неплохо, и особенно хорошо, что вузы остались в министерстве, ответственном за науку. Однако это еще один нежелательный шаг в сторону того, что наукой будут управлять не ученые, а чиновники.

Если при ФАНО у Академии наук еще сохранились некоторые рычаги влияния на управление институтами, то теперь их будет меньше: все будет определять министерство – и принцип «двух ключей» вряд ли будет действовать. Важно будет, кто станет министром науки и высшего образования.

Читайте также:  Получить ежемесячную стипендию 30 000 рублей

Если это будет ученый, связанный с Академией и институтами, – хорошо, если чиновник – положение ухудшится».

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/05/15/769590-eksperti-pravitelstva

Минобрнауки: как новый министр сменил предшественника

Какое напутствие Михаил Котюков дал бывшим коллегам и подчиненным, какие новые сущности обсуждали в Минобрнауки весь прошлый год, и какой курс возьмет вузовская политика при новом министре Валерии Фалькове, читайте в репортаже Indicator.Ru.

Представление министра сначала перенесли на час, потом задержали на другой, объясняя опозданием вице-премьера Татьяны Голиковой. Два или три раза по толпе журналистов и сотрудников министерства пробежали волны шепотков, но тревога оказалась ложной: ожидание в переполненном зале тянулось дальше… Мы же тянуть не будем, а кратко расскажем, о чем шла речь.

Вузы: где родился, там и пригодился

Представила нового министра выступавшая первой Татьяна Голикова, напомнив о его позиции ректора и депутатской позиции в Законодательном собрании Тюменской области.

«Мы стремились, чтоб высшее образование и наук не были обособлены на федеральном уровне», — пояснила Голикова, добавив, что региональные власти должны всячески поддерживать образование на местах.

Виден запрос власти на то, чтобы обновленное Минобрнауки прислушивалось к проблемам и запросам общества, работало над пространственным развитием территорий, помогало субъектам наращивать валовой региональный продукт экономики.

Новый план правительства — привлекать средства регионов и укреплять местные вузы, а не концентрировать самую талантливую и амбициозную молодежь столицах. И это согласуется с предыдущей должностью Валерия Фалькова, руководителя регионального вуза в списке проекта «5-100».

Более того, Голикова рассказала, что судьбы вузов теперь будут решать на совместном заседании Президиума, Государственного совета и Совета по науке и научно-технической политике.

«Одним из ключевых вопросов станет вопрос распределения контрольных цифр приема — той инициативы, которая прозвучала от нашего президента — увеличение количества бюджетных мест с приоритетным распределением их в пользу региональных высших учебных заведений для того, чтобы наши молодые люди, которые выбирают стезю высшего образования, могли учиться там, где они живут, и получать работу там, где они родились и учились», — подчеркнула вице-премьер.

Проблему пропасти в уровне жизни между Москвой и провинциальной глушью образование напрямую не решит, но хотя бы массовый «исход» лучших выпускников в далекие столицы станет менее вероятен. Больше хороших специалистов в регионе разовьют экономику на местах. По крайней мере, в идеале.

РАН и нацпроекты: тандем и преемственность

Татьяна Голикова упредила вопросы о том, как бывший ректор во главе Минобрнауки будет распределять внимание и средства между двумя главными направлениями. «Здесь не может быть конкуренции, что важнее: образование или наука.

Мы работаем абсолютно в тандеме, и эта взаимосвязь, которая складывается между наукой и высшим образованием, она нужна, нужно ее развитие.

Давайте взаимодействовать с новым главой министерства не менее плотно и эффективно, чем с предыдущим», — призвала вице-премьер.

Что же изменится? Ключевыми пунктами в политике министерства отныне должны стать открытость и партнерство. «Россия большая, у нас огромное количество учреждений и подведов, они на нас смотрят», — напомнил министр. По его словам, перед РАН более открытыми должны стать не только сам министр, но и его помощники.

Фальков не замедлил подтвердить это намерение. Как мы помним, Профсоюз РАН был перетасовкой в правительстве очень обеспокоен: то ФАНО создают, то упраздняют, то делят Минобрнауки на две части, то меняют министров.

Как тут, спрашивается, приспособиться к таким условиям, да еще и высокие показатели выполнять? Однако Фальков поспешил успокоить панику: «Нам важно также работать внутри не на принципах конкуренции, а на принципах взаимопомощи, поддержки, быть готовыми оказать друг другу помощь, не отказываться от помощи. Мне кажется, это принципиально важный момент».

Говорила о преемственности и Татьяна Голикова. Что-то, а нацпроекты на полдороги бросать никто не будет: их явно считают сложной, но первостепенной задачей.

Министерство: «четкий механизм»

Сюрпризом для многих стало появление на встрече Михаила Котюкова. Его встретили такими бурными аплодисментами, что бывший министр в шутку удивился: пока он работал, значит, такой реакции не было…

Бывший глава Минобрнауки поблагодарил своих коллег и попрощался с ними. «С кем-то были шесть лет, с кем-то два года, но абсолютно каждый внес вклад в те успехи, которые у нас с вами есть, — вспомнил Котюков работу в ФАНО и Минобрнауки. — Мы действительно прошли путь создания новой госструктуры.

Мы фактически запустили нацпроекты и практически весь прошлый год обсуждали новые сущности, которые стали неотъемлемыми частями этих нацпроектов, — те сущности, которые должны дать основу для дальнейшего развития науки и высшего образования России. Время было потрачено не зря — это позволило сформировать дееспособную команду, которая может решать любые задачи.

Могу сказать, что непреодолимых проблем не существует, и мы всегда найдем инструменты для их решения».

Уходящий министр намекнул, что он «не прощается» и будет рад каждой возможности помочь и взаимодействовать с Минобрнауки вновь.

Судя по его словам, по реакции Фалькова, назвавшего заслугой предшественника превращение министерства в «отлаженный, четкий механизм» и признавший эту «масштабную и принципиальную задачу» «блестяще решенной», логично предположить, что Котюков уходит совсем не в опалу.

Подкрепляют это мнение и более сдержанные, но все же похвалы Голиковой, подчеркнувшей, что за плечами «сложный период: министерство разделилось», но в итоге «мы достойно из этой истории вышли, смогли запустить нацпроект «Наука» и часть нацпроекта «Образование», провести много мероприятий, которые никогда не делали».

Правда, новое назначение, которое определенно даст понять, как к деятельности министра отнеслось руководство, пока держится в тайне. Слухи ходили про губернаторскую должность в Калужской области, а недавно Котюков подписался на Instagram губернатора Пермского края, тоже добавив любопытным повод для пересудов. Окончательное решение если и принято, то пока не известно.

В общем, работа реформированного министерства была описана как первые звуки, пробные строки (впрочем, удачные), а (надеемся, не совсем уж) муки тонкой настройки ждут структуру впереди. «Мы точно знаем, какие шаги надо совершить в ближайшие три — пять лет, что надо сделать в ближайший год», — уверенно заключил Михаил Котюков. И снова напомнил: «Нерешаемых проблем не существует».

Екатерина Мищенко

Источник: http://www.sib-science.info/ru/fano/my-tochno-znaem-kakie-shagi-nado-sovershit-28012020

Ольга Васильева не войдет в новое правительство :: Общество :: РБК

В 2002 году перешел на работу в Министерство образования. С 2008 по 2009 год Кравцов возглавлял Федеральный центр тестирования — разработчика процедуры проведения Единого государственного экзамена. После этого Кравцов возглавлял Институт управления образованием РАО (2009–2011), был директором департамента регионального развития Минобрнауки.

В 2013 году Кравцов был назначен тогдашним председателем правительства Дмитрием Медведевым на должность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

С 2017 по 2018 год он совмещал эту должность с постом замминистра образования и науки. После разделения Минобрнауки на Минпросвещения и Министерство науки и высшего образования Кравцов потерял должность замминистра.

С 2018 года он занимал должность руководителя Рособрнадзора.

Чем запомнилась Ольга Васильева на посту министра

Васильева была назначена на должность министра образования и науки в 2016 году, до этого занимала должность замначальника управления по общественным проектам в администрации президента.

В 2018 году, после разделения Минобрнауки на два новых министерства, Васильева возглавила Министерство просвещения, которому были поручены вопросы общеобразовательной деятельности, школы и учреждений среднего специального образования.

В одном из первых интервью после назначения Васильева рассказала, что выступает за сохранение ЕГЭ, назвав его «большим социальном благом».

Своей главной задачей назначенный министр называла заботу об учителях, которые, по ее мнению, являются «главными людьми в процессе образования».

Кроме того, Васильева в начале своей работы заявляла, что считает необходимым вернуть в школу предмет «Астрономия», который действительно стал частью школьной программы с 2017 года.

При Васильевой в России появились научные степени кандидата и доктора теологии — ученый теолог протоиерей Павел Хондзинский получил первый в истории России диплом кандидата теологии в 2017 году.

Васильеву критиковали за консерватизм в школьном образовании и неоднократно призывали отменить ЕГЭ.

В ответ на недовольство Единым государственным экзаменом в Минпросвещения неоднократно заявляли о необходимости ЕГЭ как возможности на равных условиях вне зависимости от места проживания поступать в вузы страны. В декабре Васильева ответила на вопросы читателей РБК.

В частности, поступало множество вопросов, связанных с низкой заработной платой учителей в регионах. Тогда она говорила, что о единой зарплате для всех учителей по стране говорить нельзя.

В соответствии с нацпроектом «Образование» Россия к 2024 году должна войти в десятку стран по качеству общего образования. Как заявляла вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам, достигнутые за 2019 год результаты показывали, что это можно сделать.

Авторы: Петр Канаев, Егор Губернаторов, Елизавета Антонова, Юлия Старостина, Наталья Галимова

Источник: https://www.rbc.ru/society/21/01/2020/5e26be369a7947652d33ad16

Эксперт о назначении Кравцова министром просвещения: «На перемены не надеюсь» — МК

«Будет продвигать те же реформы, что и его предшественница Васильева»

После известия об отставке правительства многие ждали, что Ольги Васильевой не окажется в новом кабинете министров. Уж больно много вопросов и претензий образовалось к бывшему главе Минпросвета.

Да и сфера образования в обществе в данный момент считается одной из наиболее проблемных наряду со здравоохранением.

От новоиспеченного министра просвещения Сергея Кравцова теперь ждут глобальных перемен к лучшему.

На условиях анонимности некоторые школьные учителя рассказали нам, что они думают о новом главе Минпросвета.

Учитель русского языка из Подмосковья: «Меня порадовало назначение Сергея Кравцова.

Конечно, на какие-то резкие и глобальные улучшения я не надеюсь, но по крайней мере он здравый человек, опытный управленец, не помешан на патриотизме и религии.

Опыт работе в Рособрнадзоре — это тоже плюс, человек хорошо знаком со школой, с результатами образовательных срезов и исследований. Эти знания точно помогут в выстраивании грамотной политики развития современного школьного образования».

Учитель физики из Москвы: «Сложно сказать, чем обернется назначение Кравцова. На первый взгляд он, конечно, намного компетентнее Васильевой, но меня смущает, что он чиновник, и не имеет никакого отношения к школе. Несмотря на то, что по профессии Кравцов учитель, в учебном заведении он никогда не работал».

Председатель Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, хорошо знакомый с Сергеем Кравцовым и его деятельностью, относится к его назначению министром просвещения скептически:

— Лично я сомневаюсь в каких-то существенных переменах, так как знаю эту систему изнутри. Как министры Сергей Кравцов и Ольга Васильева мало чем отличаются друг от друга.

По сути, за обоими стоит команда Фурсенко, которая задает тон в политике образования в последние годы. Именно с приходом этой команды в образовании все сокращается и урезается, или переводится на платную основу.

Соответственно, Сергей Кравцов так или иначе будет продвигать все те же реформы в образовании, что и его предшественница.

— Как, по-вашему, будут обстоять дела с православной линией в образовании?

— В этом, пожалуй, единственное принципиальное отличие Васильевой от Кравцова. Ольга Васильева — человек воцерквленный, близко связана с РПЦ, это отразилось и на ее политике на посту министра. Кравцов эту линию явно активно продвигать не будет, скорее всего просто притормозит все начинания Ольги Юрьевны в этом вопросе, не будет делать на них акцента.

— Как бы вы охарактеризовали Сергея Кравцова, исходя из личного опыта общения?

— Несколько лет назад я встречался с нынешним министром и передал ему папку жалоб с описанием реальных проблем, с которыми люди сталкиваются в контексте того же ЕГЭ. Он пролистал ее, но не заинтересовался.

Политика — не принимать и не учитывать никакую критику, не интересоваться общественным мнением, отказываться от диалога тоже пошла с Фурсенко.

В результате сейчас мы имеем карманные Общественные советы, которые годами не предлагают никаких реальных действий, управляющие советы и комитеты, собранные из лояльных родителей, других оттуда моментально убирают…

Конечно, в жизни бывает всякое, может Сергей Кравцов проникнется реальными проблемами образования. Но лично я после известия о его назначении отправил Сергею Сергеевичу смс, что поздравлять его с этим не буду, так как за последние 10 лет в образовании накоплено огромное количество реальных проблем.

 Полный список нового правительства: кто ушел и кто пришел

Источник: https://www.mk.ru/social/2020/01/22/ekspert-o-naznachenii-kravcova-ministrom-prosveshheniya-na-peremeny-ne-nadeyus.html

Сторонник унитарной школы и хороший администратор: Что известно о новом главе Минпросвещения

Новым руководителем министерства просвещения стал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Указ об этом подписал Владимир Путин. Ранее Минпросвещения возглавляла Ольга Васильева. Как уже отмечал обозреватель Царьграда Егор Холмогоров, рассуждая на тему кандидатуры Кравцова, он зарекомендовал себя как хороший администратор и является сторонником унитарной школы.

Вечером 21 января новый премьер-министр России Михаил Мишустин выступил перед новым составом Кабинета министров. В числе новых министров, включенных в состав правительства Мишустина, оказался и Сергей Кравцов, ранее занимавший пост главы Рособрнадзора.

Кравцова еще до официального назначения инсайдеры рассматривали как потенциального преемника Ольги Васильевой. Как отмечал ранее обозреватель Царьграда Егор Холмогоров, рассуждая о возможном назначении чиновника, Кравцов является сторонником унитарной школы и за годы работы по профилю зарекомендовал себя как сторонник унитарной школы.

Несомненным плюсом Кравцова является то, что он точно знает, «как это работает», набив за без малого два десятилетия в Министерстве руку на управлении процессами.

«Как и Васильева, Кравцов считается сторонником унитарной школы, демонтажа того регионального хаоса, который рискует отразиться и на единстве нации. Наконец, показательно то, что чиновник осознает важность православной традиционной составляющей в российском образовании», — подчеркивал Холмогоров.

Досье

Сергей Сергеевич Кравцов родился 17 марта 1974 года в Москве. В 1996 году окончил Московский государственный открытый педагогический университет (сейчас это Московский педагогический госуниверситет) с красным дипломом по специальности «Учитель математики и информатики». В 2000 году окончил МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2007 году защитил в Российской академии образования диссертацию по организации профильного обучения в школах и получил степень доктора педагогических наук. В 1997-2002 годах работал в Институте управления образованием РАО, затем в Министерстве образования. С 2004 по 2008 год — помощник главы Рособрнадзора, «отца ЕГЭ» Виктора Болотова. В стране как раз полным ходом шла реформа по введению Единого госэкзамена. В 2008 году стал директором Федерального центра тестирования — организации, которая разрабатывала процедуры проведения ЕГЭ. В дальнейшем работал в РАО, в Минобрнауки, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В 2013 году, после скандалов с массовыми утечками ответов на ЕГЭ, сменил на посту главы Рособрнадзора Ивана Муравьева. Под руководством Кравцова в России стали проводиться всероссийские проверочные работы (ВПР) в разных классах и национальные исследования качества образования по разным предметам, чтобы оценить пробелы в знаниях школьников, не дожидаясь провалов на ЕГЭ. Также Россия стало более активно участвовать в международных исследованиях качества образования — TIMSS, PIRLS (в которых наша страна оказалась в числе лидеров), PIAAC, ICCS, PISA и многих других. Сергей Кравцов женат, воспитывает двоих детей. Дочь нового министра образования — школьного возраста (учится в средней школе).

Источник: https://tsargrad.tv/news/storonnik-unitarnoj-shkoly-i-horoshij-administrator-chto-izvestno-o-novom-glave-minprosveshhenija_235143

Ссылка на основную публикацию