Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Опубликовано пользователем сайта

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

В конце октября в новостях появилась информация, что курс «Нравственные основы семейной жизни» может стать обязательным школьным предметом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Курс составили православный священник Дмитрий Моисеев (создатель бэби-боксов) и монахиня Нина Крыгина ( из Среднеуральского женского монастыря «Спорительница хлебов», которым руководит легендарный старец Сергей Романов).

Цель курса — привить подрастающему поколению «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре».

Авторы обещают, что несмотря на то, что курс выстроен на основе православных традиций, он не будет узко конфессионально ориентированным и носит светский характер.

Программу хотят сделать обязательной для старшеклассников во всей стране, но методических материалов в открытом доступе нет и родители пока не могут подискутировать и узнать чему же будут учить их детей.

Тем не менее в интернете появляются рецензии, обзор с вырезками этого учебника опубликовала Мариана Дейнега, репост в своем блоге сделал д.Андрей Кураев.

Можно посмотреть  авторскую презентацию курса, и потом сравнить первоначальную идею и результат:

При чем тут Безруковы? 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Университет итмо стал чемпионом мира по программированию

Оценим за полчаса!

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Учебник использует образ Сергея с бывшей женой с качестве одного из примеров образцовой семьи для формирование ценностных ориентиров.

И это при том, пара рассталась в 2015 году, Сергей женат на Анне Матисон, с которой у него годовалая дочка Маша, а также есть малолетние дети от некоей Кристины.

Через несколько лет все дети подрастут, придут в школу на обязательный урок нравственных основ семейной жизни и поймут, что их там лицемерно обманывают!

Хотела написать, неужели у нас нет других примеров для подражания.

Но объективно — это жизнь и любая образцово-показательная семья может распасться и в таких учебниках лучше публиковать фото людей, которые прожили вмести «долгую счастливую жизнь», умерли и уже никуда друг от друга не денутся, либо постановочные фото людей, которых никто не знает. Но нет! Нам же нужны нравственные ориентиры. Вопрос в зал — кто для вас является таким примером из публичных пар?

Если у авторов есть собственные убеждения и им нравится обманывать самих себя — пожалуйста, но причем тут наши дети?  Кто гарантирует, что курс, который составила монахиня, не подведет наших детей под монастырь? По личным семейным вопросам я обратилась бы за советом к психологу, паре с больших и плодотворным опытом семейной жизни, но не к монахине. И пусть она хоть многотомная ходячая энциклопедия и знает все ответы по вопросам психологии семейной жизни — ей самой эти знания не помогли, раз она теперь в черном облачении. По вопросам духовной жизни и молитвы я бы /может быть/ попросила ее совета, по вопросам семьи — нет!

Что еще есть в этом учебнике. Стереотипные взгляды на роли мужчины и женщины в социальной жизни и в браке. Авторы  с тоской вспоминают дореволюционные устои и ругают  промышленную революцию, которая  изменила роли мужчин и женщин в обществе и примитивизируют исследования в достаточно сложных и многогранных областях научных дисциплин.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Авторы курса утверждают :«что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание» (опровергнуто), «у мужчин более устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, высокий уровень притязаний, эмоциональная стабильность и более высокая агрессивность, а у женщин — социальная ориентация, настойчивость, эстетическая отзывчивость, желание дойти до пределов возможного. Женщины склонны верить авторитетами опираться на авторитеты в затруднительных случаях, что менее характерно для мужчин», «мужчин больше волнуют проблемы в их профессиональной деятельности, а женщин — в семейных отношениях. В сфере производственных отношений женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины — квалификацию и профессиональные достижения». Вывод: «многие проблемы в супружеских отношениях возникают из-за того, что люди не могут осознать разницы в психологии мужчин и женщин».

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Хрестоматия для учителя

Автор обзора пишет, что хрестоматия для учителя «представляет собой простой сборник статей разных авторов, к примеру из 293 страниц 161 страницу составляют статьи религиозного содержания (в пересчёте на количество статей: всего 67 авторских статей, 1 документ РПЦ из них 33 статьи авторов, так или иначе связанных с религией; 2 — Библейские заповеди; 15 на тему психологии, 4 — политики, 13 — различной тематики (социальная; брак и сопутствующие понятия). Тему «Чудо жизни» составляют 1 выдуманный рассказ и 2 статьи священника; тему «Не убий» — тот самый документ РПЦ и 3 статьи священников. Вот так светский курс!»

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

По официальной версии запрос на введение курса в школах поступил от «Ассоциации родительских комитетов». Ольга Леткова, глава Ассоциации: «Это не православная программа. Программа исключительно светская. Никакой религиозной составляющей в ней нет вообще».

Ложь и лицемерие!

Богословский анализ изначально анонсирован как один из основных подходов в составлении материалов курса (см. презентацию). Бесконечное цитирование Библии, Святых отцов, священников. Разделы курса посвящены «христианской семье», «святым покровителям семьи», «святым семействам».

«Наука» о девственности.

В хрестоматии есть статья «Наука о девственности», автор — протоиерей Николай Головкин. Если захотите узнать о  девственной чистоте, какое потомство бывает от нравственно падших гулящих девушек — статья есть в открытых источниках.

«Открытие телегонии в 19 веке сразу же было спрятано от людей, так как приоткрывало таинственные завесы судеб множества людей — простых и великих. Но главное, оно накрепко закрывало дорогу для всякого рода сексуальных революций, а это не входило в планы врага рода человеческого.

Для засекречивания была найдена и даже внесена в энциклопедию удобная фраза: якобы явление телегонии не подтвердилось… Но, как говорится, нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Особенно когда начали проводиться на территории Советского Союза международные фестивали, стали нередкими факты, когда наши русские девушки стали рожать от белых генетически здоровых СВОИХ мужей — детей «ни в мать, ни в отца, а в черного и дебильного молодца».

«Причиной появления этих детей была генетическая мутация хромосомной цепочки; много лет назад происшедшая внебрачная связь стала виной семейных трагедий.

Что тут скрывать, «девушки — добрачные женщины», особенно из числа многочисленных проституток, «диких» или организованных «эскорт — услугами», сегодня часто дарят своим «законным любимым» скрытые плоды добрачных половых связей — наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных, бесноватых придурков-детей».

  • Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет
  • Программа «Обучение воздержанию» в США не оказывает влияния ни на показатели статистики половых инфекций, ни на возраст вступления в половую жизнь, ни на количество половых партнеров и автор обзора доказательно выводит авторов курса на чистую воду.
  • Развитие эмбриона и аборты
  • Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

«В материале об эмбриогенезе авторы используют спекулятивные техники и подмену понятий.  К примеру, плод на протяжении всего внутриутробного развития они называют ребёнком (11 раз), крохой (2 раза), малышом (14 раз), маленьким человекомчеловечком (2 раза), плодом (1 раз).

И это на трёх страницах печатного текста.

На этих же страницах для вызывания наибольшей эмоциональной реакции используются уменьшительно-ласкательные формы слов, называющих части тела: ручки (3 раза), ножки (3 раза), ноготки, ротик, пальчик, волосики, кулачки, лобик, реснички (140, 141, 142)».

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

  1. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ к курсу (без комментариев).

Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» Гл.1. Статья 3.

Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. п.6: светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность).

 

Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

«Религиозное воспитание может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан».

«Государство уважает свободу ребенка и его родителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору».

Светский характер образования означает:

1. Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий. 2.

Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.

3. Запрет на совершение в государственных и муниципальных учебных заведениях религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/150189_nravstvennye-osnovy-semeynoy-zhizni-dlya-nashikh-detey

«Наука о девственности»: Чему научит школьников новый курс от РПЦ?

Разбираем учебник «Нравственные основы семейной жизни», который разработала для школ монахиня

В 60 российских субъектах преподают новый предмет «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников десятого и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». Авторы курса — священник Дмитрий Моисеев и монахиня Нина Крыгина.

В ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных. Однако уже сейчас у курса множество противников, которые указывают на неверную статистику и навязывание православия в учебнике.

The Village собрал мнения протодиакона, сексолога и других экспертов, чтобы понять, насколько хорош новый курс.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Ирма Деркач

участница программы «Учитель для России», учитель биологии в Козельской средней школе № 1

Жаль, что в учебнике не указан список использованной литературы. Очень интересно ознакомиться с исследованиями, согласно которым, например, «у девочек даже в 13 лет нет специализации полушарий» (страница 34).

Авторы весьма своеобразно трактуют и реально существующие работы: например, из информации, что мужчины в целом притязательнее, они делают вывод о глубинных различиях в психологии, записанных на генетическом уровне.

Не самой приятной особенностью учебника также является стремление авторов смешивать в одну кучу неравномощные утверждения. Так, в теме 5.2 «Чудо жизни» есть предельно упрощенный абзац про информацию, закодированную в ДНК.

Несколькими строками позже автор раздела переходит к появлению у зиготы души — причем тон повествования не меняется, и все это подается как очередная прописная истина. Научные факты смешиваются с заявлениями религиозного характера, что некорректно, так как вопросы веры не соответствуют критерию Поппера (критерий научности эмпирической теории. — Прим. ред.

), а для научного метода он — основа. Мне кажется, что существование души у отдельной клетки не вполне соотносится с официальной позицией Церкви.

В рабочей программе к учебнику написано, что ученики должны научиться «приводить примеры из истории, когда женщина играла значительную роль в жизни выдающегося человека». Я никогда не обучалась «Нравственным основам семейной жизни», но могу привести довольно много примеров, когда женщина играла наизначительнейшую роль в жизни выдающегося человека — сама им была.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Татьяна Макарова

учитель русского языка и литературы в Ломоносовской школе

Учебник «Нравственные основы семейной жизни» производит хорошее впечатление: виден системный подход в подборе материалов, многогранность взглядов и анализа проблем современной жизни и семейных ценностей.

Очень корректно и доступно излагается материал, авторы не переступили грани нравственных и этических норм.

Не уверена, что курс стоит излагать в виде отдельного школьного предмета, но он может изучаться в рамках обществознания.

Подкупает само название курса, где ключевым словом является «нравственные». Конечно, в школе необходимо обучать основам психологической, духовно-нравственной безопасности семейных отношений, особенно сегодня, когда семейные ценности оскудевают и расторжение брака становится нормой жизни. Но при этом нравственность не должна сопровождаться религиозными догматами.

Авторы избрали верный путь диалога с подростками о сексуальных отношениях, но, наверное, такой предмет должен преподавать не обычный школьный учитель, а человек с медицинским образованием, который сможет грамотно донести информацию и ответить на вопросы старшеклассников. Точно так же в разговоре об абортах именно специалист должен донести истины, которые заставят подростков задуматься о последствиях своих действий. Я желаю удачи авторам данного курса.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Александр Кондрашев

активист профсоюза работников образования «Учитель»

Фрагменты учебника, которые я посмотрел, говорят о его очень низком качестве. Зачем авторы курса указывают, что какое-то открытие сделали «американские ученые?». Дайте старшеклассникам статистику — они сами могут сделать выводы.

Мне кажется, что учебник формирует гендерные стереотипы. Очевидно, что если бы в нем было написано, что «представители такой-то национальности чаще рождаются гениями, чем представители другой национальности», то это вызвало бы огромный скандал.

А писать подобное про женщин и мужчин авторы почему-то считают корректным.

Мне кажется, что этот учебник не соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, согласно которому школа должна давать навыки, а не готовые суждения.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Татьяна Никонова

автор блога о сексе Nikonova.online

В этом курсе слишком много религиозных коннотаций: школьникам предлагают изучать святых, а прямо на обложке учебника стоит фотография царской семьи. Учебник содержит крайне устаревшие и лживые сведения.

Например, конспирологические теории о том, что русскую нацию убивают ЮНЕСКО, феминистки и спецслужбы США — этому вообще не место в школе, это просто параноидальный бред.

Читайте также:  В москве откроется вуз для скульпторов и художников

В учебнике пишут, что в России совершается 3 миллиона абортов в год — это неправда, настоящая цифра — около 700 тысяч (в 2016 году — 836 тысяч. — Прим. ред.).

Авторы курса утверждают, что в результате секспросвета в США в два раза увеличилось количество подростковых беременностей и распространение ВИЧ.

Но все наоборот — это в России эпидемия ВИЧ и один их самых высоких показателей беременностей у подростков среди развитых стран, а в США зафиксирован исторический минимум, который связывают именно со школьным предметом секс-просвещение в тех штатах, где он есть.

Причем в Библейском поясе (регион в США, в котором доминирующей религией является протестантизм. — Прим. ред.) секспросвет не преподают, а вместо него пропагандируют воздержание — и там уровень подростковых беременностей сравним с российским.

Еще в учебнике указано, что от средств контрацепции случается слепота, презервативы практически не защищают от ВИЧ, а прерывание беременности называют убийством ребенка, что, конечно, манипуляция, потому что в медицинских учреждениях законно проводят аборт на сроках, когда плод не чувствует боли.

Этот курс создан, чтобы сделать детей послушными солдатами и матерями. В описании учебника сказано, что функция мальчика — защищать отечество, а женщины должны рожать детей — то есть это прямая поддержка неопатриархального дискурса.

Авторы учебника называют любые незарегистрированные отношения пробным браком, как будто невенчанный брак — случайный, а настоящий только один и на всю жизнь. Идея пробного брака обесценивает чувства людей.

У детей в 14–16 лет может случиться невероятный роман, который продлится несколько лет и ничем не закончится, но их чувства — такие же настоящие и глубокие, как и в более позднем возрасте.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Андрей Кураев

протодиакон

Не могу сказать, что разочаровался в учебнике, потому что я и не ожидал чего-то лучше. Тема воспитания молодежи привлекает людей, которые одержимы похотью и страстью назидать: они думают, что знают ответы на все вопросы. Таких людей особенно много в современной Церкви, и их подход не работает в общении с современными подростками.

Сексуальная жизнь — это важная сфера для подростков, и любые нравоучения на эту тему воспринимаются ими как вторжение в личное пространство.

Дети начинают открывать свое тело, новые возможности и радости — и любой, кто придет с ограничениями, будет восприниматься как человек, который отнимает любимую игрушку.

Брак — это основа семейной жизни, но теме семейных конфликтов за два года обучения этому курсу посвящен только один урок. Ровно столько же, сколько рассказам о Петре и Февронии.

Авторы таких учебников — это люди из моего поколения и старше (а мне 55), которые создают эти курсы для своих родителей и наставников. Критический изъян советской и православной педагогики в том, что они говорят о неком идеальном человеке в вакууме.

Но жизнь не идеальная, и люди тоже — вы лучше расскажите о том, какая кривизна бывает в семейной жизни.

А вдруг избранник окажется не принцем, а свиньей или обычным маменькиным сынком и эгоистом? Как с ним жить, как терпеть друг друга? А как в одиночку воспитывать ребенка? А куда обращаться, если ребенок инвалид? Как, в конце концов, выбить из наших чиновников материнский капитал? Объясните это пошагово в учебнике.

В интересах Церкви, чтобы этот курс был на 200 % светским, а выводы, к которым придут в учебнике, совпадали бы с христианской этикой.

Обложка: Дмитрий Неумоин/legion-media

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/opinions/292346-osnovy-semeynoy-zhizni

Нравственные основы семейной жизни на школьной скамье

В программе обучения старшеклассников в следующем учебном году может появиться новый предмет — «Нравственные основы семейной жизни». Курс разрабатывали представители Русской православной церкви.

С предложением о его введении в Минобрнауки РФ обратилась глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. Там инициативу одобрили и планируют рассмотреть на заседаниях учебно-методических объединений. «Idel.

Реалии» выяснили, что об этом думают активисты, общественники и представители духовенства в Татарстане.

Идея о преподавании семейных ценностей в старших классах пришлась по душе замминистру образования и науки Татьяне Синюгиной. Именно она одобрила предложение главы Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольги Летковой и сообщила ей, что его рассмотрят на заседаниях учебно-методических объединений.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» рассчитан на старшеклассников.

Он, по замыслу авторов, поможет детям понять основы семейных ценностей в отечественной культуре и подготовит их к созданию крепкой многодетной счастливой семьи.

Учебный курс разработали священник из Екатеринбурга Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина).

Курс уже преподают в российских школах, правда, в рамках других предметов (обществознания) и классных часов. Впервые его внедрили в 2009 году в пилотных регионах. К началу этого года курс стоит в программе обучения 60 субъектов страны. Сейчас же его предлагают преподавать отдельным уроком.

С такими предложениями выступали и ранее. Например, в 2015 году представители РПЦ обращались с ним в Минобрнауки, но тогда идея осталась без одобрения.

Сейчас, по всей видимости, ситуация складывается иначе благодаря личности нового министра образования Ольги Васильевой.

Бывший сотрудник Администрации президента, историк церкви, преподаватель Сретенской духовной семинарии возглавила министерство весной прошлого года.

Если ученик безнравственный, но при этом хорошо учится, какие оценки по этому предмету ему будут ставить?

— Я не представляю, как нравственность можно прививать в стенах школы, где учебный процесс предполагает получение оценок.

К примеру, если ученик безнравственный, но при этом хорошо учится, какие оценки по этому предмету ему будут ставить? — задается вопросом научный сотрудник центра исламоведческих исследований Академии наук РТ, экс-заместитель муфтия республики Рустам Батров.

По его словам, такую инициативу можно охарактеризовать с двух сторон. С одной — идея просвещения старшеклассников безусловно хороша, а с другой — не станут ли такие уроки частью религиозной пропаганды? К примеру, в прошлом году родители учеников одной из московских школ уже жаловались в Генеральную прокуратуру на особое преподавание подобного предмета.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Рустам Батров

— К самой идее воспитания, пояснения нравственных основ семейной жизни детям я отношусь положительно. Если же всё это — благовидное название религиозной проповеди в стенах школы, мое отношение отрицательное. Дело в том, что в конечном итоге это может привести к разделению наших детей по конфессиональному признаку.

В Татарстане, во многих других регионах это будет заметно сразу. То есть, как только мы начнем делить детей на православных, мусульман, буддистов, мы утратим то единство, на котором реально держится наша страна.

Реальные скрепы нашего общества — это школа, которая формирует общее мировоззрение детей, — заверяет Рустам Батров.

Дело в том, что с 2012 года в обязательную школьную программу уже включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня это обязательный предмет только в четвертых классах. Член Антикоррупционного комитета при Минобрнауки РТ, общественник Екатерина Матвеева считает, что и его вполне достаточно.

Я считаю, что вводить еще один лишний предмет не имеет смысла

— Существующий курс предполагает изучение одной из религий на выбор: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Также можно выбрать не что-то одно, а направление о религиях народов мира. Я считаю, что вводить еще один лишний предмет не имеет смысла.

Старшеклассникам куда важнее изучать профильные предметы для подготовки к экзаменам. Нагружать их лишней информацией — в этом случае явно не самая лучшая идея.

К тому же прививать ребенку нравственные основы семейной жизни должны родители, — считает Екатерина Матвеева.

Член «Комитета русскоязычных родителей Татарии», председатель Общества русской культуры в Татарстане Михаил Щеглов целиком и полностью поддерживает авторов инициативы. По его словам, это важное предложение, которое нельзя оставлять без удовлетворения.

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Михаил Щеглов

Объяснять и возвращать традиции большой православной семьи через школьную скамью, очень хорошая и действительно важная идея

— Я неоднократно видел в церквях, как стоят папа, мама и рядом детишки мал мала меньше. Очень скромно одеты, видно, что достаточно скромно живут, но глазки светятся, счастливые люди. Я считаю, что объяснять и возвращать традиции большой православной семьи через школьную скамью — очень хорошая и действительно важная идея, — говорит Михаил Щеглов.

В Духовном управлении мусульман Татарстана комментировать тему отказались. Представители ДУМ республики сочли ее «неинформативной».

— Мы пока воздержимся от . Говорить на этот счет что-либо сейчас рано. Пока всё это пустые разговоры, так как никакое решение еще не принято, — заверяет пресс-секретарь ДУМ РТ Резеда Закирова.

В пресс-службе Казанской епархии оперативно ответить на запрос «Idel.Реалии» не смогли.

В татарстанском Минобрнауки также считают, что комментировать такую инициативу без четкого решения пока рано. В федеральном министерстве же подтверждают факт рассмотрения такой идеи, но не уточняют, когда и в каком составе будет приниматься решение.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

Источник: https://www.idelreal.org/a/v-shkolnoy-programme-mojet-poyavitsa-eshe-odin-predmet-ot-rpc/28817365.html

«Без религиозной основы нравственность бессмысленна»: зачем школьникам курс об основах семейной жизни

В обязательную школьную программу может быть включен учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», сообщил «Коммерсант». С такой инициативой обратилось родительское сообщество к Минобрнауки. Программа разработана представителями РПЦ и направлена на подготовку школьников к созданию «крепкой многодетной семьи».

В ведомстве такую идею восприняли положительно — вопрос о внедрении курса может быть рассмотрен уже в ноябре.Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Инициатива введения курса «Нравственные основы семейных ценностей» в обязательную школьную программу последовала от самих родителей — соответствующее предложение передала глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова заммистру образования и науки Татьяне Синюгиной. В ведомстве такую идею приняли положительно.

Учебный курс разработан представителями РПЦ: священником из Екатеринбурга Дмитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной Крыгиной. Авторы заявляют, что такая программа поможет старшеклассникам не только изучить систему базовых ценностей, но и подготовить их к созданию «крепкой многодетной семьи».

Вопрос о введении курса в обязательную школьную программу будет рассмотрен в Минобрнауки уже в ноябре, заявила Леткова. Ведомству предстоит решить два вопроса: в какой предмет будет включена такая программа и сколько часов должно быть выделено на ее изучение.

«Без религиозной основы нравственность бессмысленна»

Материалы, подготовленные представителями РПЦ, очень качественные, рассказал «360» глава Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. При этом необходимо решить, кто будет преподавать такой курс школьникам.

«В школах существует ситуация, когда учителя либо сами в разводе, либо имеют одного ребенка, который ведет себя как король», — подчеркнул Ткаченко.

Основу нравственного воспитания должны давать ребенку его родители — школа не должна отбирать их прямые обязанности.

Основы нравственности общие для всех. Я не знаю религий, которые бы сильно противоречили таким вопросам. Есть много придуманных вещей и про Средние века, и про инквизицию, но этот курс очень качественный и там все эти вопросы хорошо оговорены Если говорить про нравственность, все равно все упирается в религиозность. Без какой-то религиозной основы нравственность бессмысленна

— Руслан Ткаченко.

Идею введения курса «Нравственные основы семейных ценностей» в обязательную школьную программу поддержал и протоиерей Всеволод Чаплин. Разработанная программа поможет исключить новые трактовки семейных ценностей, рассказал он в интервью «360». Чтобы остановить «разрушительные тенденции», необходимо внедрять новые решения.

То, что в данном случае предложена своя программа, в которых будет положительно говориться о таких вещах как целомудрие, верность, неприятие измен, разврата и прочих вещей, которые убивают и тело, и душу человека — это неплохо

— Всеволод Чаплин.

Разработанный курс необязательно может быть связан с православием, считает Чаплин. Скорее всего, он является общенравственным и общегуманитарным, поэтому подходит для представителей всех религий.

«То, что он разработан православными специалистами, вовсе не означает, что он является миссионерским с точки зрения православия», — подчеркнул собеседник «360».

Более того, проповедуемые религией нравственные ценности чаще всего разделяют даже атеисты.

Если буквально приближать образовательные материалы к тем каналам, которые популярны среди детей и подростков — это все в меньшей степени книги. Чаще всего это игры, мультики, компьютерные программы. В этом пространстве уже многое делается и надо все больше в него погружаться — другого выхода нет

— Всеволод Чаплин.

Школьная программа — не резиновая, заявил «360» уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Введение нового курса может привести к сокращению часов классических дисциплин, вроде математики и химии. Кроме того, до сих пор непонятна квалификация преподавателя, который должен обучать детей нравственности.

У меня есть собственный опыт — я преподавал в школе не только математику, но и этику и психологию семейной жизни.

В целом этот проект провалился — по стране это произошло потому, что это был одночасовой предмет, к которому дети не относились всерьез.

Поэтому прежде чем вводить что-то, нужно проводить большие и серьезные эксперименты, создавать учебники, готовить учителей. А когда мы делаем наоборот, эффект получается отрицательный

— Евгений Бунимович.

Никакой предмет не должен нести окраску одной религии, подчеркивает Бунимович. При этом представители всех конфессий разделяют традиционные семейные ценности.

«Вопрос в том, насколько профессионально это происходит. То, что это предложение от религиозной организации, меня не смущает», — подчеркнул собеседник «360».

При введении курса нужно обязательно позаботиться, чтобы он не нес какой-либо религиозной окраски.

Нравственные основы семьи у нас во многом нарушены не потому, что в школах нет такого предмета, а потому, что так устроено наше общество. Здесь нужно действительно гораздо больше любого предмета — чтобы сама семья, в которой живет ребенок, подавала пример нравственных основ. Тогда и предмет такой не нужен будет

— Евгений Бунимович.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/bez-religioznoj-osnovy-nravstvennost-bessmyslenna-zachem-shkolnikam-kurs-ob-osnovah-semejnoj-zhizni/

Нравственные основы семейной жизни: зачем нужен этот предмет

Скорее всего, уже в ближайшее время российских старшеклассников ждет новый предмет — «Нравственные основы семейной жизни». От старой доброй «Этики и психологии семьи» этот курс отличается тем, что семейным отношениям детей будут учить монахиня и священник, в рамках «традиционной для нашего Отечества системы семейных ценностей», как они это понимают.

5 комментариев

Brendan Landis / Flickr / CC BY-SA 2.0

Появление нового предмета под названием «Нравственные основы семейной жизни» произойдет, как это в последнее время принято, исключительно по инициативе и просьбе родителей.

В октябре глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС), в которую входят 70 родительских объединений со всей страны, обратилась в Министерство образования и науки с идеей о необходимости введения в школы такого предмета.

И хотя в пресс-службе ведомства заверили, что пока твердого решения нет и «вопрос внесения дополнительного курса в школьную программу требует широкого обсуждения с педагогическим и родительским сообществом», скорее всего его появление в расписании — дело времени.

Начиная с 2015 года Русская православная церковь выступает с инициативой о придании курсу семейных ценностей статуса обязательного предмета, по нему уже готовы учебники и методические пособия, составленные в Екатеринбургской епархии РПЦ.

Авторами курса являются священник и монахиня, в миру — два кандидата наук: биологических — священник Дмитрий Моисеев и психологических — монахиня Нина (Крыгина), игуменья Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи».

В презентации курса указано, что его цель — «введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка к созданию крепкой, счастливой семьи».

В задачи курса входит также «снижение рисков на пути к созданию будущей крепкой и счастливой семьи; обучение основам психологической безопасности в семье, а также помощь старшеклассникам в решении жизненных проблем».

пока крепка семья, государство будет сильным

Авторы курса исходят из того, что семья — это основа любого государства, «пока крепка семья, государство будет сильным».

При этом указывают на серьезный кризис семьи в нашей стране: «начиная с 90-х годов, в России социологи фиксируют отрицательный прирост населения; уже почти 20 лет смертность в России превышает рождаемость; количество заключаемых браков равно количеству разводов; треть детей воспитывается в неполной семье; разрушается престиж и традиционный уклад семейной жизни; о семье формируются ложные мнения и установки, насаждается ориентация на культ потребления и получения удовольствий под девизом „Бери от жизни все!“. И в содержание этого культа совершенно не вписывается забота о ближнем и о детях».

Но теперь представители РПЦ решили взять ситуацию под контроль.

«Для того чтобы укрепить основы семьи, поддержать будущие семьи, мы решили ввести в нашей школе преподавание этого курса, — указывают авторы в презентации нового предмета.

Читайте также:  Резня в школе: серия, номер...

— Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится».

Программа предмета «Нравственные основы семейной жизни» рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю, в 10 и 11 классе. Уже готовы учебники, хрестоматия, контрольные задания, диагностические материалы, тематический словарь и «дополнительные материалы для любознательных».

Курс снабжен мультимедийным приложением — в основном это фильмы-беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях, которые ведет протоиерей Илия Шугаев. Авторы просят не путать их курс с предметом «Этика и психология семейной жизни», который был введен в школы в советское время, потом его несколько раз пытались воскресить, но безуспешно.

«В самом названии курса половина слов иностранного происхождения и недоступны для непосредственного осознания русскоязычного населения. Поэтому, на наш взгляд, более подходящая версия названия — „Нравственные основы семейной жизни“.

Это название, которое предполагает ведение диалога не только в дискурсе чисто научного знания, но и в дискурсе отечественной духовно-нравственной традиции», — указывают составители курса.

Но дело не только в иностранных словах. Главная претензия к старому советскому курсу по основам семейной жизни — наличие в нем основ сексуальной грамотности. Выяснилось, что многие современные родители, педагоги и чиновники категорически против того, чтобы детям в школе рассказывали о сексе. Они уверены, что разговоры «об этом» приводят только к распущенности.

Авторы «Нравственных основ семейной жизни» все же планируют поднять половой вопрос, но вместо того, чтобы рассказать подросткам о правилах безопасного секса, они расскажут о его вреде. «Программой предусмотрены беседы о предбрачном периоде. Мы будем дискутировать по поводу его оптимальной продолжительности и о том, как влияет ранний сексуальный опыт на счастье будущей семьи».

Планируют разработчики курса поговорить и о свадьбе — «дне рождения новой семьи, когда ранее чужие друг для друга люди не просто становятся родней, а „…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть“.

На этом занятии школьникам расскажут не столько о плоти, сколько о различиях гражданского и церковного брака, раскроют духовный смысл Таинства венчания».

какова роль мужчины и женщины в семье, исходя из того, что написано в Священном Писании

На уроках старшеклассники будут разбираться в том, кто должен быть главой семьи, точнее «какова роль мужчины и женщины в семье, исходя из того, что написано в Священном Писании: „Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника…“».

Школьникам расскажут также о христианской семье, о святых покровителях семьи, о святых семействах: «На этих примерах и на примерах известных вам семей вы раскроете для себя секреты супружеского долголетия», — обещают составители курса, монахиня и священник.

Не будем обсуждать скользкий вопрос, как люди, которые выбрали монашество, то есть отказ от всего земного, в том числе от семьи, могут учить кого-то «секретам супружеского долголетия».

Предположим, они действительно знают эту тайну и умеют грамотно преподнести ее детям.

Вопрос не столько к авторам, сколько к родителям, которые будто бы просят чиновников сделать ввести предмет «Нравственные основы семейной жизни» вместо обязательного курса «Полового воспитания», например.

Знают ли они, что средний возраст начала половой жизни в России составляет 16 лет и меньше? Чуть более 5% девочек начинают половую жизнь в 12 лет, около 35% — в 14-15 лет, гораздо раньше, чем в других странах Европы (в безнравственных Нидерландах, например, — в 17,7 года).

Что на каждую тысячу российских девушек в возрасте 15-19 лет приходится 24 случая родов, а в Швеции и Германии, где детям в школе рассказывают не о нравственности в семье, а о безопасном сексе, эта цифра в четыре раза меньше.

По абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительным показателям, то есть по числу абортов на одно рождение и числу абортов на одну женщину репродуктивного возраста, находится на первом месте в мире. Что каждый пятый аборт в стране делает девочка-подросток в возрасте от 10 до 18 лет.

Ну и еще, что Россия объявлена страной с крупнейшей эпидемией ВИЧ в мире — по темпам прироста новых случаев этого заболевания наша страна опережает большинство государств мира, даже страны Южной Африки. Но это риторические вопросы, задавать которые, видимо, считается безнравственным.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5734

«Зачем РПЦ хочет ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» в школах? И нужен ли он?» – Яндекс.Кью

Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, академик РАО, директор…  ·  

Это предложение непрофессиональное. Это бесконечное расширение предметов ничего не дает. Предложения сыпятся со всех сторон, не только из РПЦ. 

Грубо говоря: плохо с финансами — давай введем финансовую грамотность. Но тогда возникает вопрос: во-первых, за счет чего? Учебная нагрузка не беспредельна, есть санитарные нормы. Ну давайте введем (это я иронизируя говорю)! Но тогда давайте сократим математику, русский язык, историю. 

Во-вторых, эти семейные вещи, которые безусловно нужны, при нормальном учебном процессе транслируются через грамотные уроки литературы, истории, обществознания. Я уже не говорю о воспитательном процессе: классные часы и многие другие вещи. 

Поэтому это в любом случае: а) непрофессионально, б) ни к чему в реальности не приведет.

Предположим, мы введем такой курс. Зная прагматический состав родителей: на какой факультатив пойдут их дети? Который позволит лучше сдать экзамены, поступить в вузы — иностранный язык, математика и так далее. Я подчеркиваю, невозможно бесконечное экстенсивное развитие учебных планов и предметов. Так не бывает, это мы уже проходили.

Александр Вишняков23 октября 2017к сожалению учителей которые могут грамотно провести урок литературы сегодня очень мало. Учителя старой школы…

Читать дальше

Это делается всего лишь с одной единственной целью ,а именно  Продвижение своего бренда для  того, чтобы  этот бренд луче продавался.

Во всё  мире XXI  век ,а в России эпидемия ВИЧ  и курсы «Нравственные основы семейной жизни» в школе вместо   уроков полового воспитания  и сексуальной безопасности.Одним словом : БЕДА!

Если ребенку с детства говорить что театр это очень хорошо, водить на спектакли, давать возможность самому попробовать себя на сцене, в театральной студии, вести разговоры про систему Станиславского, и давать возможность посещать творческие вечера актеров, то как как вы думаете, будет ли во взрослой жизни этот человек ходить в театр, платить за билеты, покупать пьесы… Читать далееЧитал статью о том, что нужно вводить сексуальное образование, (как это, например, сделано в США), потому что у нас даже учитель биологии боится произнести слово «пенис»; а потом это выливается в более серьезные проблемы. Но мы вводим «нравственные основы семейной жизни», после которых, по-моему, дети станут только более необразованными в отношений и секса, и семьи… Читать далееСергей Шамов23 октября 2017В США и воскресные школы распространены гораздо более массово, чем у нас. Если взять случайного американца, то… Читать дальшеЦеркви не нужны люди с научным образованием, ей нужны прихожане.
РПЦ и вообще все религиозные организации надо гнать из школы поганой метлой, иначе лет через 15 мы в массовом порядке получим что-то вроде вот этого. Или ещё хуже, мы получим очередную порцию двинутых на религии отморозков, типа Стерлигова.
История точь в точь, как с так называемыми «Основами православной… Читать далееVlad Ivanov23 октября 2017> Или ещё хуже, мы получим очередную порцию двинутых на религии отморозков, типа Стерлигова
Стерлигов не отморозок… Читать дальшеЭто программа воспитания лояльности. Сегодня РПЦ проигрывает информационную войну и стремительно теряет свои позиции среди молодежи. Причина — современное поколение Z, это дети интернета, интернет же полон критики РПЦ, поэтому РПЦ банально не может индоктринировать молодежь через интернет. Так-же очень малый приток молодежи она получает и через классический институт… Читать далее

Конечно, людям надо рассказывать о том, как планировать семьи и как воспитывать детей. Однако подобные занятия следует проводить со зрелыми парами, которые уже собираются заводить детей. Вводить в школах подобные занятия совершенно ни к чему, да и незрелые умы вряд ли что-то из них для себя вынесут.

ну, все гневные и отрицательные ответы уже здесь (как и ожидалось) поэтому для разнообразия напишу обратный — в защиту.
Да, тут верно пишут — семейные ценности должны прививаться на уроках литературы/истории/обществознания. Главное слово — «должны».

А вот прививаются ли? Кто-нибудь был на уроках обществознания? кто-нибудь знает, насколько серьезно дети относятся к темам… Читать далее

Ну, комментировать данный пиздец не особо хочется.

Вообще у меня давно складывается ощущение, что челики что-то мощное добавляют в кадило.

Я не очень понимаю, на самом деле, каким образом люди нетрадиционной сенсуальной ориентации(которые составляют около 1,5-3 процентов в стране) могут влиять на людей традиционной, а тем более на институт семьи.

Кроме того, о ограничении каких прав идёт речь? В том смысле, что в России нет такого понятия, как «registered partnerships», следовательно никакими особыми правами они не обладают.

А если хотят искать гомосексуалистов и мешать им жить(увольнять с работы) или ввести какие-либо ограничения,ну что сказать, Россия давно не впереди планеты всей, если мы говорим про толерантность и права человека.

На meduza.io были несколько статей по поводу отношения к геям в Чечне. Будет то же самое по всей России.

Прочитать ещё 3 ответа

В американской школе, например, учат. Возможно не все знают наизусть формулу ньютона-Лейбница или умеют считать дифференциальные уравнения, но каждый школьник знает что такое сложный банковский процент.

Возможно именно поэтому в США не популярны «кредит за час, нужен только паспорт». «Нуу тупые» американцы способны рассчитать что эффективная процентная ставка там будет под 2000%, а наши знатоки математики считают что кредит — это то же самое что подарок.

То же самое с правовыми аспектами — в американской школе, учат, как доказывать свою точку зрения, например, в суде. В России процент оправдательных приговоров составляет около 0.01%. Т.е. ничего никому никогда не докажешь. Поэтому и навык этот не нужен.

Прочитать ещё 4 ответа

Можно конечно, никому же никак не узнать что у тебя в голове происходит. Но есть ли смысл поступать в духовную семинарию, если в Бога не веришь?

Прочитать ещё 1 ответ

Как к лицемерию.

Извинения сами по себе ничего не несут. Извинения ни сообществу в целом, ни отдельным личностям ничего не дадут. Убитых не воскрешат, поломанные жизни не починят, комплексы не вылечат. РКЦ могла бы помочь, если бы научила свою паству не унижать своих же собственных детей «за грехи их». В общем, занялась бы просвещением своей паствы. 

Кроме того, большинству ЛГБТ от этих извинений не будет ни холодно, ни жарко, т.к. большинство ЛГБТ весьма далеки от религии и веры. Вы, верующие, согрешили, вы у своего бога прощения и молите.Может простит, за то, что детей его обижали, а?

Это нелепое заявление, с какой стороны на него ни смотри. Именем церкви уничтожались целые народы. Что им теперь? Сказать «ой, извините, были не правы?». Вы или признавайте геноцид, нарушение гражданских свобод, прав или что-то там ещё, и расчехляйте церковную казну на компенсации. Вы позволяли себе унижение людей, которые даже к вашей вере не относятся, а теперь «мы должны извиниться»?

Нет, так не годится. 

А что РКЦ может предложить верующему ЛГБТ прихожанину? «Мы тебя больше не будем сжигать на костре, но ты всё равно изволь жить в целомудрии. А если долбишься в анал, ты такой нам не нужен, грешник!» Может тогда имеет смысл и догмы пересмотреть, чтобы верующие ЛГБТ люди смогли стать частью вашей паствы? Благословляйте тогда уж однополые браки, а не извиняйтесь.

Прочитать ещё 2 ответаПролетарий умственного труда.  ·  

  • Надеюсь, к росту поколения хотя бы минимально грамотных людей.
  • Потому как половина детей явно воспитывается по принципу горшка на окне  — водой полили и вроде норм.
  • так может хоть в школах узнают, где что покупается, как куда ходить и как избежать неприятных вещей при половом акте.
  • Учитывая что государство в целом разрешило аж 16 лет заниматься сексом — то теперь уж надо хотя бы подготовить этих людей к нему.
  • Вроде бы логично, разве нет?
  • Конечно, часть идиотов почему-то верят, что услышав слово » презерватив » в школе дети тут же впадут в нимфоманию.
  • Почему  они в нимфоманию не впадают от интернета с сиськами — для меня загадка.
  • Другая проблема — это годные специалисты. кто их будет учить и где их возьмут — тоже интересный вопрос

Прочитать ещё 7 ответов

Источник: https://yandex.ru/q/question/zachem_rpts_khochet_vvesti_kurs_osnovy_v_789ca7f0/

Разбор: учебник по «нравственным основам семейной жизни» — Офтоп на TJ

«Миф о полной безопасности презервативов уже давно лопнул» и другие откровения из учебника от РПЦ.

В 60 субъектах России преподают новый предмет — «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на учеников 10-го и 11-го классов и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». По информации The Village, в ноябре Минобрнауки рассмотрит вопрос о его включении в список обязательных.

Life4me+ изучил некоторые страницы учебника, и обратил внимание на часть, посвященную профилактике заболеваний, передающихся при сексуальных контактах.

Фрагмент из учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Как пишут авторы учебника, «вопреки радужным обещаниям и оптимистическим заверениям, миф о полной безопасности презервативов уже давно лопнул. Дело в том, что в губчатой структуре латекса существуют естественные микроскопические отверстия.

Наличие пор подтверждается и простейшим бытовым опытом: все надувные воздушные шарики, в том числе и кондомные, через некоторое время, так сказать „испускают дух“, что объясняется их проницаемостью для молекул газово-воздушной смеси.

Процент противозачаточной неэффективности („протечки“) презерватива, по данным ученых различных стран, колеблется от 3 до 10 %. Что же касается вируса СПИДа, то он в диаметре в 30 раз меньше сперматозоида» (пунктуация источника).

Миф о том, что поры презерватива якобы пропускают вирус иммунодефицита человека, относится к известным городским легендам и много раз опровергался.

Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа прямо утверждает: «Презервативы эффективно защищают от инфицирования ВИЧ».

Сайт московской городской комплексной программы «АнтиВИЧ/СПИД» в разделе «Профилактика ВИЧ-инфекции» пишет: «При любых сексуальных контактах всегда используйте презерватив».

Кроме того, авторы используют совершенно некорректную терминологию. Выражение «вирус СПИДа» бессмысленно, так как СПИД — это клинический синдром, состояние, развивающееся на фоне ВИЧ-инфекции. В Руководстве ЮНЭЙДС по терминологии подчеркивается, что некорректно говорить о «вирусе СПИДа»; вирус, который вызывает СПИД, называется ВИЧ.

«Презерватив снижает риск заражения, но, по мнению многих исследователей, обеспечивает защиту не более чем в 40% случаев.

Вы купили бы авиабилет, зная, что из 10 самолетов авиакомпании четыре разбиваются? А если бы летать приходилось не раз в год и даже не раз в месяц?», — продолжают авторы учебника.

Между тем Всемирная организация здравоохранения утверждает: «Фактические данные свидетельствуют о том, что мужские латексные презервативы защищают на 85% или более от передачи ВИЧ и от других инфекций, передаваемых половым путем (ИППП)».

Официальный интернет-портал Минздрава России о профилактике ВИЧ/СПИДа, сравнивая различные способы контрацепции, дает еще более высокие цифры: «мужские презервативы, при правильном использовании, значительно эффективнее — в 99% случаев они защищают от ВИЧ».

Кроме того, авторы неверно интерпретируют даже собственные недостоверные данные: в их аналогии с самолетами, если защита обеспечена «не более чем в 40% случаев», разбиваться должны 6 из 10 самолетов, а не 4 из 10.

Изучившие фрагменты учебника эксперты отмечают, что он содержит недостоверную и неподтвержденную источниками информацию и в других разделах, и что учебник в целом демонстрирует очень низкое качество.

Фрагмент из учебника «Нравственные основы семейной жизни»

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать

Источник: https://tjournal.ru/flood/62677-razbor-uchebnik-po-nravstvennym-osnovam-semeynoy-zhizni

Ссылка на основную публикацию