Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире ​Впереди планеты всей

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Оно проходит раз в пять лет среди четвероклассников из разных стран мира. Россия принимает участие в PIRLS с 2001 года. Первое место наши ребята занимали единожды – в 2006 году. Спустя пять лет мы уступили пальму первенства Гонконгу. С тем пор участниками исследования стали еще больше государств: в 2016 году исследование насчитывало 50 стран-участниц.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

В России в исследовании принимало участие более 4500 школьников из 42 регионов, которые были определены в результате сложной выборки. По словам Сергея Кравцова, эксперты учитывали географическую ситуацию, соотношение сельских и городских школ, национальные республики и т.д.

«Международная выборка построена таким образом, чтобы показать уровень образования страны в целом», — пояснил он. Забегая вперед отметим, что исследование по Москве, школы которой также показали высочайший уровень, проводилось отдельно.

Таким образом, нельзя утверждать, что столица «вытянула» российский результат.

  • «Несмотря на такую географическую неоднородность, большую территорию, 46 тысяч школ мы заняли первое место», — констатировал Сергей Кравцов, поблагодарив за работу всех учителей начальных классов и методистов.
  • С высокими результатами Россию поздравил международный координатор PIRLS Дирк Хастед.

«Россия принимает участие в PIRLS с самого начала: с цикла 2001 года. Сегодня она лучшая во всем мире по читательской грамотности, — объявил он.

— Россия — одна из четырех стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя по чтению.

Также Россия находится в числе шести стран, где практически все учащиеся преодолели минимальный порог». 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  В программе по литературе не хватает произведений о войне

Оценим за полчаса!

Он сообщил, что основное исследование следующего цикла PIRLS состоится в 2021 году и пригласил Российскую Федерацию к участию. 

Анализируя результат, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что нынешнему успеху способствовало «принятие нового ФГОС начального образования и планомерная работа Минобрнауки России — с учебной литературой, директорами школ и содержанием образования». По его словам, сегодня виден результат работы, которая начиналась с принятия Концепции модернизации российского образования. 

«Фантастические» результаты Москвы

 Еще одно достижение по итогам PIRLS-2016 принадлежит Москве. В рамках исследования отдельно анализировались результаты школьников крупных городов.

«У Москвы они фантастические, — заявил Сергей Кравцов. — Никогда ни одна страна мира не набирала такое количество баллов в международном исследовании PIRLS — 612 баллов.

Москва обогнала Сингапур, Мадрид, Квебек, Онтарио, Дубай, Гонконг и другие города».

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

Как уточнил Сергей Кравцов, в Москве максимальный балл (625) набрали 43% школьников. В среднем в мире этот показатель составил 10%.  «То есть московские четвероклассники продемонстрировали не только высокий средний показатель читательской  грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся», — пояснил глава надзорного ведомства. 

О секретах успеха столичной начальной школы рассказал министр образования Москвы Исаак Калина, напомнив, что четвероклассники, которые участвовали в исследовании 2016 года пришли в 1 класс в 2012 году.

Министр разделил факторы, способствующие успеху ребят, на три группы: организационные, финансовые и педагогические. 

К первым он отнес тот факт, что в 2011 Москва обеспечила местами в детсадах детей от трех лет, при этом значительная часть дошкольных групп была открыта в составе общеобразовательных школ. Кроме того, по словам Исаака Калины, именно в 2012 году была введена электронная запись в первый класс, что позволило ликвидировать «первоапрельские ночные костры». 

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

— Началась конкуренция школ за учеников, а не родителей за школы, — пояснил Исаак Калина. — Естественно, что это серьезно изменило отношение школы к ученику.  

В этот же год малорезультативные школы столицы стали присоединять к более успешным. По мнению городских властей,  «это существенным образом повысило взаимотребовательность в педагогических коллективах, и вообще погрузило ребят в атмосферу нацеленности на высокие результаты». 

Наконец, в то же время были введены обязательные диагностические работы учеников четвертых классов, а также рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников, основанный на массовых результатах.

Что касается финансовых факторов, Исаак Калина сообщил, что с 2011 года в столице был введен равновысокий норматив финансирования.

«Для этого Правительству Москвы пришлось разово увеличить финансирование московских школ в полтора раза, — отметил он. — Оно было четко нацелено на то, что каждый ученик приносит равновысокие деньги школе.

И это опять же стало работать на принцип, что каждый ученик школе дорог». 

Кроме того, появились гранты мэра. В итоге, благодаря увеличенному финансированию и грантам выросла зарплата учителей. «Причем эта зарплата стала дифференцированной и привязанной к результативности работы педагогов», — добавил министр. 

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

Наконец, самыми важными руководитель назвал педагогические факторы. В 2012 году московские школы перешли на новый ФГОС начальной школы. «Было проведено массовое переобучение учителей начальных классов.

Прошло массовое оснащение школ компьютерной техникой, ноутбуками для учеников, учителей, появились электронные доски, что привело к эффективному внедрению электронных технологий в начальной школе, — отметил Исаак Калина.

— Это позволило появиться новому учебному контенту, гораздо более адекватному способам восприятию мира современными детьми». 

Таким образом, по словам московского министра образования, интеграция этих трех групп факторов, обеспечила за короткий срок лучший результат московских школьников в исследовании PIRLS. 

В заключение Исаак Калина вывел формулу успеха: «Для того чтобы школьная педагогика была сильной и результативной, ей нужны два мощных союзника: правильное организационное сопровождение и правильно направленное, то есть мотивирующее школы на результаты учеников,  финансирование».

Сергей Кравцов, в свою очередь, добавил, что многие московские наработки будут использованы на федеральном уровне. «Это позволит нам повысить качество образования и удерживать то высокое качество, которое мы сейчас имеем», — заключил он.

Вузовская система отстает от школьной

Результаты исследования PIRLS прокомментировал Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика».

По его словам, для образования характерен отложенный результат. «То, что мы видим сейчас — результат того, что началось в 2005 — 2006 годах: это национальный приоритетный проект «Образование», в рамках которого в образование были вложены беспрецедентные  средства, принятие ФГОС, построенного на принципах Выготского — деятельностной педагогики и психологии», — пояснил он. 

Александр Адамский также заявил о необходимости удержать сегодняшние результаты, преодолеть разбалансировку, существующую в системе отечественного образования и внедрить в этой системе те механизмы и принципы, о которых говорил Исаак Калина. 

— Этот разговор важен особенно сейчас, когда идет острая дискуссия о том, что надо увеличить средства на образование, и руководство в стране решает этот вопрос. Речь идет о 0,8% ВВП, — уточнил он. — Нужно определить, куда и как эти деньги направить. От этого зависит, удержим ли мы результаты. 

В финале своего выступления Александр Адамский констатировал «непраздничный» факт: «Мы видим, как сильно общеобразовательная школа ушла вперед по сравнению с вузами.

Есть исследование, которое показывает, что доля влияния общего образования на вузовские результаты у нас низкая  по сравнению с другими странами.

И в этом очень большой риск: социализация детей будет не соответствовать уровню, который они получили в школе, а это печальная и трагическая ситуация». 

По словам эксперта, проекты, аналогичные тем, что принесли успех школьному образованию, нужно реализовать и в вузовской среде.  

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

О необходимости идти вперед заявил и руководитель Рособрнадзора. Он полагает, что это движение позволит обеспечить Единая система оценки качества образования.

Сергей Кравцов отметил, что, согласно национальным исследованиям качества образования, в начальной школе у ребят очень высокая мотивация к обучению. В основной школе она снижается.

По мнению руководителя, в этот период внутренняя мотивация учеников должна замениться внешней, например, успешной сдачей экзаменов.

«Объективная система оценки качества образования, корректное использование результатов — не для наказания, а для помощи школьникам, учителям, директорам —  дадут нам хороший результат», — выразил уверенность глава Рособрнадзора.

Правильный ли вектор берут руководители отечественного образования? Подождем результатов новой волны международных исследований – PISA, TIMSS и PIRLS.

Источник: http://www.ug.ru/article/1021

Как сделать наше образование лучшим в мире

Михаил Дмитриев, партнер и эксперт McKinsey в области образования — о том, какие места занимает Россия в международных исследованиях качества школьного обучения и что нужно сделать, чтобы наши результаты были еще лучше.

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

Михаил Дмитриев

Гонконг, Финляндия, Сингапур, Япония и Корея – во всех этих странах разные системы образования, но они всегда показывают очень высокие результаты в международных исследованиях навыков у школьников: в PIRLS (качество чтения и понимания текста), в TIMSS (математика и естественные науки) и в PISA (чтение, математика и естественные науки). У России очень неплохие результаты по PIRLS и TIMSS и средний результат по PISA (хотя в последнее время наблюдается позитивная динамика). Чтобы понять, как добиться более серьезных успехов, нужно разобраться, как это делают другие и от каких действий зависит качество образования.

Сильные образовательные системы – разные

В интернете часто мелькают статьи о том, как устроено школьное образование Финляндии – образование равных возможностей: все дети учатся в школах около дома, в них отсутствует отбор и нет специальной системы образования для одаренных детей, поэтому Финляндия демонстрирует очень высокий средний уровень образования, одинаковый во всех школах. А, например, в Сингапуре намного более жесткая 12-летняя система школьного обучения, после первых шести лет дети пишут стандартизированный тест, по результатам которого проводится перераспределение по старшим школам.

В Сингапуре есть школы с огромным конкурсом, куда попадают только дети с очень высоким результатом, – аналог наших школ для одаренных детей (например, школа Raffles, которая дает самое большое в мире количество поступающих в ведущие американские и британские вузы).

Но при том, что и в Сингапуре, и в Финляндии очень по-разному устроена система образования, обе эти страны демонстрируют лучшие мировые результаты в образовании, и в образовательных системах этих стран есть много общего: все они уделяют большое внимание системе отбора кандидатов в учителя и директора, обеспечивают их профессиональное развитие и стремятся дать каждому ребенку наилучшее подходящее ему образование.

Деньги не имеют значения

Затраты государства практически никак не соотносятся с результатом образования: можно найти страны с одинаковыми расходами, но очень разным эффектом. Самое важное для образования – качество учителя.

Это подтверждают и исследования: когда двум группам среднестатистических школьников давали разных учителей, хорошего (входящего в топ-20% учителей) и плохого (входящего в 20% худших), их результат через три года отличался в два раза: на 53 перцентиля.

Если посмотреть на академические результаты людей, которые приходят в профессию учителя, то в Финляндии это 10% лучших выпускников вузов, в Сингапуре и Гонконге – лучшие 30%, а в Южной Корее это лучшие 5%.

Если посмотреть на менее эффективные системы, то в них ситуация зачастую обратная – происходит «негативный отбор», и учителями становятся в тех случаях, когда недоступны другие, более привлекательные для выпускника опции.

Кандидаты на должность учителя в странах с сильным образованием проходят очень жёсткую систему отбора. В Сингапуре это скрининг резюме, тесты, которые проверяют грамотность, интервью с тремя опытными завучами.

При этом конкурс на профессию учителя – в Сингапуре 6 человек на место, в Финляндии – 10. Работа учителя хорошо оплачивается, но зарплаты не слишком высокие: в учителя идут не для того, чтобы зарабатывать деньги.

Чтобы школьное образование было на хорошем уровне, достаточно установить для учителей среднюю зарплату по экономике. А чтобы достичь выдающегося уровня, необходимо сделать её на 20%-60% выше среднего уровня. При этом очень важно, чтобы конкурентоспособной была именно начальная зарплата в школе, чтобы привлекать талантливых выпускников, а дальнейший рост зарплаты может быть не таким большим.

Читайте также:  #мгупротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

www.nie.edu.sg

Где берут директоров

Есть исследования директоров, аналогичные исследованиям учителей, которые четко показывают взаимосвязь качества директора и академического результата учеников.

Чтобы сильнейшие лидеры становились директорами школ, в хороших образовательных системах есть методы выявления людей с лидерским потенциалом и разные карьерные пути, по которым человек может прийти на должность директора как из системы образования, так и извне.

Чтобы хорошие директора давали результаты, необходимо сделать так, чтобы у них была возможность тратить значительную долю времени на улучшение качества образования в своей школе – работать с учителями и завучами, а не только заниматься административной работой.

В лучших школах Сингапура директор практически не занимается администрированием, для этого есть подчиненные, а он тратит 80% времени на улучшение того, что происходит в классах.

Директора должны быть окружены очень мощной системой поддержки и развития, особенно на ранних этапах, когда они только начинают работать.

Что делать

Рецепт улучшения системы образования зависит от того уровня, на котором она находится. По результатам международных тестов выделяются пять уровней состояния системы образования: плохой, удовлетворительный, хороший, очень хороший, превосходный.

При анализе того, какие меры предпринимались в странах с разным уровнем образования, были отобраны около 20 стран, которые демонстрировали постоянные улучшения, чтобы выяснить, какими способами они добивались этого эффекта, и выявлены закономерности на всех уровнях прогресса.

1) Для стран, которые переходят с плохого (низшего) на удовлетворительный уровень образования, характерен жесткий централизованный контроль, чуть ли не инструкции для учителей по проведению каждого урока. Задача таких систем – обеспечить достаточное количество мест в школе и учебников. Зачастую одна из главных школьных проблем этих стран – это посещаемость школы.

2) При переходе с нормального на хороший уровень больше решаются административные задачи: обеспечение прозрачности результатов школ, создание институтов контроля, увеличение финансирования и выработка методик его распределения, децентрализация финансово-административного управления, выстраивание педагогики.

3) При переходе с хорошего на очень хороший уровень страны занимаются улучшением калибра людей, которые идут в профессию, – учителей и директоров, обеспечивают наставничество и ускоренное профессиональное развитие уже работающих, а также производят еще большую децентрализацию в принятии решений, чтобы школы стали более ответственны и самостоятельны.

4) Страны, которые двигаются от очень хорошего к превосходному (высшему) уровню, занимаются тем, что обеспечивают децентрализацию – система начинает полностью полагаться на талантливых профессионалов, работающих в системе.

Происходит взаимообучение директоров и учителей, развитие разнообразных форм сотрудничества и обмена опытом, полное освобождение от административной нагрузки через предоставление дополнительного административного  персонала.

В таких странах выделяется дополнительное финансирование на эксперименты и инновации.

  • При этом есть ряд действий, который характерен для всех стран, совершающих качественный шаг вперед, от плохих до превосходных:
  • — они работают над улучшением образовательных стандартов и программ,
  • — собирают и используют данные различных оценок школ, учеников, учителей, директоров, чтобы целевым образом направлять управленческую и финансовую поддержку,
  • — оценивают и анализируют образовательные достижения с помощью тестирований учеников на оценку и без оценки, диагностических и итоговых, национальных, региональных и внутришкольных,
  • — занимаются профессиональным развитием учителей и директоров, работают над улучшением тренингов и программ обучения,
  • — совершенствуют систему оплаты труда педагогов и директоров,
  • — совершенствуют законы и документы, формулируют цели, задачи и приоритеты программы реформ.

Образование в российской начальной школе является лучшим в мире

uchitelskaia.ru

Где мы?

Россия на интегральной шкале школьного образования находится на хорошем уровне, и чтобы нам перейти на следующий – очень хороший, необходимо в первую очередь работать с системой набора учителей, обратить особое внимание на профессиональное и карьерное развитие учителей и директоров школ, повысить качество системы педагогического образования. Эта задача решаема, и в достаточно обозримые сроки – например, некоторым странам удавалось вывести профессию учителя в число наиболее желанных и востребованных среди лучших выпускников за 3-5 лет.

Кроме того, нужно завершить выстраивание управленческой системы так, чтобы в ней правильно работали все элементы: подушевое финансирование, образовательные стандарты и связанные с ними системы диагностических и итоговых методов оценки, финансовая и административная децентрализация, система оплаты труда.

Международные исследования качества образования. Справка
Международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. Проводится циклами, один раз в пять лет. В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учениками во время учебных занятий и вне школы: чтение литературных произведений и чтение информационных текстов. В 2011 году в PIRLS приняли участие 49 стран мира, результаты PIRLS-2016 еще не опубликованы.
Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) — сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и естествознанию в странах с различными системами образования. Для выявления факторов, влияющих на качество образования, проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы. В 2015 году в TIMSS приняли участие 49 стран мира.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) — оценка способности учащихся 15 лет применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Областями оценки являются грамотность чтения, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность и решение проблем. В качестве инструментария используются тесты и анкеты для сбора контекстной информации (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2015 году в PISA приняли участие 72 страны мира.
Качество образования российских школьников по результатам международных исследований:
— Российские четвероклассники показывают очень высокие результаты в области грамотности чтения – Россия входит в четвёрку лидеров вместе с Гонконгом, Сингапуром и Финляндией (по итогам PIRLS-2011, 49 стран-участниц). По среднему баллу страны Россия делит 2 и 3 место с Финляндией.
— По математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8 классов Россия стабильно входит в группу стран-лидеров в этом исследовании. Ученики четвертых классов российских школ занимают 4 место по естествознанию и 7 – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на 7 месте, а по математике – на 6 (по итогам TIMSS-2015, 49 стран-участниц в 4 классах, 39 в восьмых).
— Применение учениками полученных в школе знаний в реальных жизненных ситуациях (исследование PISA) является слабой стороной российского образования. Пятнадцатилетние школьники пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, хотя их функциональная грамотность – математическая, читательская и естественнонаучная – растет. Результаты этого исследования показывают, что по естественнонаучной грамотности Россия находится на 32 месте, по читательской – на 26, по математической – на 25. По данным PISA 2015: у России 487-495 баллов, средний результат – 500, результат лидеров – 530-560 баллов.

Подготовила Ксения Кнорре Дмитриева

Источник: https://www.pravmir.ru/kak-sdelat-nashe-obrazovanie-luschim-v-mire/

Плюсы и минусы УМК школа России

Программа «Школа России». Плюсы и минусы

1. «Школа России» — программа, ориентированная на доступность знаний

«В России и для России» — именно так звучит основная миссия создания учебного комплекта для школьников 1-4 классов под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова. Как считает автор, «Школа России» может и должна стать опорой духовно-нравственного развития детей, делая образовательные учреждения достойными для российского государства.

  • Целью УМК является «обеспечение современного образования младшего школьника».
  • В программе есть плюсы и минусы. Образование в российской начальной школе является лучшим в мире
  • Сначала о плюсах

Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе. В структуре нового Стандарта важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Все учебники комплекта «Школа России» нацелены на обеспечение этих требований.

  • Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений.
  • «Литературное чтение»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Информатика» для 3 и 4 классов;
  • «Музыка»;
  • «Технология»;
  • «Физкультура»;
  • «Изобразительное искусство»;

«Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики. Главная идея комплекта — школа России должна стать школой духовно-нравственного развития, которого сегодня очень не хватает.

  1. Привитие человеческих ценностей и уважения традиций, чему в последнее время уделяется маловато внимания.

  2. Нацеленность работы на результат, а не труд исключительно ради хорошей отметки и одобрения родителей.

  3. Доступность и понятность учебных материалов не только педагогам, а и родителям тоже, чтобы они могли помогать своим детям в освоении дисциплин.

  1. В результате дети должны стать ответственнее, самостоятельнее, терпимее и добрее.
  2. Нравится мне в этой программе, что изучение иностранных языков происходит по нескольким направлениям
  3. Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;
  • Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
  • углублённый английский во 2-4 классах;
  • стандартный английский во 2-4 классах;
  • немецкий для 2-4 классов;
  • углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
  • стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;
  • испанский язык.

Следует отметить, что преимущество программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы. Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала.

  1. На протяжении полутора лет я работаю по УМК «Школа России». Данный комплект сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие у ребенка интереса к познанию, воспитывает любовь к родному краю, к своей Родине.

    Данный УМК формирует прочные знания, умения и навыки учащихся. Учебник математики Моро содержит задания различных видов, хорошо иллюстрирован, интересна подборка материала повышенной трудности, дети с удовольствием работают в тетрадях на печатной основе.

    Учебный материал формирует прочные вычислительные навыки.

      Тексты учебника «Родная речь» («Литературное чтение») Климановой носят познавательную, развивающую и воспитательную направленность, учебник прекрасно иллюстрирован, нацеливает учащихся на работу с дополнительной справочной литературой. Техника чтения учащихся достаточно высокая. 

    Особенно интересен учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас». Разнообразный материал, представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе и общественной жизни, знакомит с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы. Рабочая тетрадь позволяет закрепить полученные на уроке знания, работать ученикам самостоятельно, использовать дополнительную

    литературу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма.

    При этом можно особенно выделить изучение «Окружающего мира» по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

  2. Со своими второклашками мы выполнили множество интересных проектов Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

    Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Считаю, что УМК «Школа России» позволяет добиться высокого качества знания учащихся. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, дают возможность для: дальнейшего успешного обучения в среднем звене.

Выполняется линия преемственности учебного материала при переходе из класса в класс, задания учебников и упражнения рабочих тетрадей соответствуют психолого-педагогическим особенностям детей данного возраста, развивают логику, творческое нестандартное мышление. 

Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться. В программе учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Структура программы предполагает четкое деление на темы, есть привычное выделение правил, которые нужно выучить.

Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач и упражнений, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта методика обучения считается минусом УМК и подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком.

Однако, творчески работающий учитель всегда найдет время на уроке, чтобы включить задание продвинутого уровня, требующее от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих заданий — научить ребенка мыслить нестандартно.

Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Методическая система ориентирована на воспитание у учащихся начальной школы стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапное обучение.

Источник: https://infourok.ru/plyusy-i-minusy-umk-shkola-rossii-4056161.html

Российская начальная школа стала лучшей в мире согласно международному исследованию PIRLS

МОСКВА, 5 декабря. /ТАСС/. Российские четвероклассники (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди своих сверстников из 50 стран мира по итогам международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Об этом во вторник сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.

Последний цикл исследования проводился в 2016 году, его результаты были опубликованы 5 декабря 2017 года. В исследовании приняли участие более 340 тыс. учащихся из 50 стран и 11 территорий, в том числе 4577 выпускников начальной школы из 206 школ 42 регионов России.

«По данным исследования 2016 года Россия набрала 581 балл по международной шкале, вернувшись на первое место в рейтинге всех стран-участниц и в очередной раз подтвердив свой статус лидера в области начального школьного образования», — отметили в пресс-службе.

Там напомнили, что Россия уже занимала первое место в исследовании PIRLS в 2006 году, однако в 2011 году уступила его Гонконгу, опустившись на вторую строку. За период с 2011 по 2016 годы российские учащиеся значительно повысили свой результат — на 13 баллов.

При этом 70% выпускников начальной школы в России показали высокий уровень читательской грамотности.

«Результат наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности.

Читайте также:  Весь такой внезапный: профориентация для тех, кто не может определиться

Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», — прокомментировала результаты PIRLS глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева.

«Россия подтвердила свое лидерство по результатам обучения в начальных классах, и мы можем смело говорить, что наша начальная школа — лучшая в мире», — в свою очередь добавил заместитель министра образования и науки — руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Высокие результаты, сравнимые с российскими, продемонстрировали школьники из Сингапура (576 баллов, второе место в рейтинге стран).

Результаты остальных стран-участниц оказались значимо ниже результатов двух лидирующих стран.

За Россией и Сингапуром в рейтинге стран-участниц следуют Гонконг (569 баллов), Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов).

Результаты Москвы

В исследовании 2016 года впервые приняла участие Москва, для школ которой было проведено отдельное исследование по стандартам PIRLS. Выборка московских учащихся формировалась независимо от общероссийской выборки, она включала 4289 четвероклассников из 150 московских школ.

Средний результат московских четвероклассников составил 612 баллов. Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий, для которых проводилось исследование. Они продемонстрировали не только высокие средние показатели читательской грамотности, но и высокую плотность результатов, что свидетельствует о хорошей всеобщей подготовке учащихся.

Исследование показало, что наибольшего результата в чтении достигают школьники, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей.

Обучение детей в дошкольных образовательных организациях не может полностью заменить занятий родителей с детьми дома.

Учащиеся, чьи родители часто читали с детьми книги, рассказывали и обсуждали истории, играли в игры со словами, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто был вовлечен в эти виды деятельности иногда или никогда.

Международное исследование PIRLS

PIRLS — международное исследование качества чтения и понимания текста, проводимое Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA).

Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования. Исследование проводится раз в пять лет.

К настоящему моменту проведены четыре цикла исследования: в 2001 (35 стран), 2006 (40 стран), 2011 (49 стран), 2016 (50 стран) годах.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/4784759

20 лучших систем образования в мире — Новости образования

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS.

Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам.

Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование.

Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов.

Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции :

  • страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.
  • страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.
  • заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).
  • развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга.

А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин — 99,2%, женщин — 96,6%.

ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП — около 5.96 триллионов долларов США — прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения — $64584, 3-е место в мире.

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год — $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения — $36395.

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения — $38711, 21-е место в мире.

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире.

Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения — $44656.

Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения — $42586.

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней — от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения — $21118.

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование.

Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны.

Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения — $57998.

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению.

Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ.

Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения — $41248.

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций , если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%.

Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире.

Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения — $14645.

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10.

Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин ). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн — высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании.

Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения — $54980 (6-е место в мире).

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП — более $ 490 млн — в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием — почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%.

Среднее образование имеют 75%, а высшее — 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты.

PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения — $44346.

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения.

Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике.

Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения — $30493.

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему.

В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование.

Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения — $35658.

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений.

Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место.

ВВП на душу населения — $38826.

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения — $28086.

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным.

10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций.

Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.

В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения — $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

  • не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;
  • преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе — Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

  • обучение начинается с 7 лет;
  • домашних заданий не задают;
  • никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;
  • в классах ученики с разным уровнем способностей;
  • максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;
  • много времени на переменках каждый день;
  • учителя имеют степень магистров;
  • подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, — и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

hvylya.net

Поделиться ссылкой:

Источник: https://xn--80aabdc3aef1bhdbbd1amr9v.xn--p1ai/20-luchshih-sistem-obrazovanija-v-mire/

Ссылка на основную публикацию