Преподаватели мфти смогут уходить в творческий отпуск

10 октября ректор МФТИ отстранил от должности Валерия Киселева — директора Физтех-школы. С тех пор каждый понедельник студенты организуют протесты у ректората, требуя восстановления профессора и разделения факультетов. «Афиша Daily» поговорила со студентами и преподавателем о том, что сейчас происходит в стенах института

Максим (имя изменено по просьбе героя)

Студент 3-го курса факультета общей и прикладной физики

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Три года назад два факультета, наш факультет общей и прикладной физики (ФОПФ) и факультет проблем физики и энергетики (ФПФЭ), объединили в одну Физтех-школу.

Изначально этот процесс не задумывался как полное уничтожение факультетов, и мы должны были продолжать существовать отдельно.

Но потом в один момент на дне открытых дверей нам просто запретили использовать символику факультетов — и мы официально стали Физтех-школой.

Директор Валерий Киселев постоянно проводил полезные реформы, особенно на нашем факультете. Но с ФПФЭ у него не очень получалось работать. 2 октября был подписан приказ о назначении новой дирекции Физтех-школы, без представителей ФПФЭ. Как я понимаю, Киселев просто не видел другого выхода, кроме как не включать их представителей в дирекцию.

Студенты ФПФЭ начали собирать подписи за то, чтобы в состав дирекции были включены представители их факультета. В СМИ вышла статья академика РАН Льва Зеленого о «рейдерском захвате» факультета, как он сам это назвал. Важно понимать: никто не требовал отставки Киселева.

После того как подписи были собраны, ректор провел собрание, на котором поставил вопрос об увольнении директора. По итогу этого собрания Киселев ушел «по собственному желанию».

На пост директора Физтех-школы был назначен проректор, также появилась комиссия, которая теперь должна будет заниматься развитием двух факультетов.

Конечно, когда студенты узнали о результатах собрания, были очень недовольны. Нам было совершенно непонятно, почему все закончилось увольнением Киселева, если никто не требовал этого. Поэтому 11 октября мы пошли к ректорату требовать объяснений, нас было около ста человек. Ректора там не оказалось, нового руководителя Физтех-школы тоже не было.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Большинство российских учителей не умеют пользоваться компьютером

Оценим за полчаса!

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

© Из личного архива студентов МФТИ

В понедельник, 14 октября, мы снова собрались у ректората, но уже со списком требований. В этом списке четыре пункта. Во-первых, мы требуем вернуть Киселева на должность директора. Во-вторых, разделить два наших факультета — они не могут сосуществовать вместе. В-третьих, сохранить все образовательные реформы Киселева.

И последнее: сохранить свободный выбор кафедры. Раньше студент должен был выбрать кафедру сразу. Киселев изменил этот порядок, и теперь у нас есть возможность выбрать кафедру позже. Это очень важно: людям предоставляется возможность разобраться и понять, что им ближе.

Возможно, это нововведение отменят — мы категорически против этого.

Почти сразу к нам пришел проректор по безопасности Субботин. Нам начали говорить, что наши сборы бессмысленны. Ректор просто прошел мимо по дороге в свой кабинет. Так мы просидели практически полдня.

Дальше нам было передано: если сейчас мы не уйдем, ректорат напишет заявление в полицию об организации массовых беспорядков. Но мы продолжили требовать разговора с ректором.

В итоге он вышел к нам, и мы задали ему один вопрос, готов ли он рассмотреть вопрос о возвращении Киселева. Он ответил «да» и ушел.

На следующий день мы встретились с руководителем Физтех-школа Вороновым, и эта встреча тоже не принесла никаких результатов. Нам кажется, что они тянут время и ждут, пока все не утихнет.

Чтобы не спускать все на тормоза, на прошлой неделе мы снова пришли к ректорату. Нас опять встретил Субботин и начал угрожать статьей 20.2 о нарушении проведения собрания. Чоповцы блокировали двери и не давали пройти к ректорату.

И уже несколько дней с нами вообще никто не выходит на связь для возобновления диалога.

Роман Карасев

Доктор физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики МФТИ

Все началось еще три года назад, когда руководство МФТИ объявило, что скоро вместо старомодных факультетов у нас будут новые модные школы. Мотивировалось это тем, что якобы многие решения, в том числе вопросы финансирования, ректорат делегирует на уровень директоров школ.

Однако уже тогда товарищи по профсоюзу преподавателей обратили внимание: единственный смысл такой комбинации только в том, чтобы обойти требования статьи 332 ТК РФ , которая гарантирует, что факультеты и кафедры возглавляют избранные деканы, а не назначенные ректором директора.

Сначала просто механически объединили два факультета в школу, а директором назначили одного из бывших деканов — Валерия Киселева. Потом начали набирать абитуриентов уже не на факультеты, а в школы, в том числе в прошлом году запретили использовать при наборе бренды факультетов вообще.

Что касается обещанной свободы в принятии решений и финансирования, то, насколько нам известно, эти обещания ректората оказались пустыми. Я бы сказал, что наш директор Киселев производил некоторые полезные изменения. И его работа активно поддерживалась базовыми кафедрами ФОПФ, но вызывала довольно вялую реакцию от кафедр ФПФЭ.

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

© Из личного архива студентов МФТИ

Ситуация в Физтех-школе пребывала в некотором равновесии до октября этого года, пока не вышли приказы ректора Кудрявцева и проректора Воронова, в соответствии с которыми состав дирекции школы был уменьшен вдвое.

Сразу после этого в «Московском комсомольце» и «Аргументах и фактах» появились публикации, в которых академик Лев Зеленый говорил о требовании разделить обратно школу на факультеты. И с этим требованием мы полностью согласны. Но вся ответственность за эти события в статье возлагалась на директора Киселева. И вот с этим трудно согласиться, обвинять его во всех проблемах неправильно.

После этих публикаций ректор созвал совещание отдельных представителей базовых кафедр ФОПФ и ФПФЭ и объявил, что вместо Киселева теперь директором будет проректор Воронов.

Профсоюз преподавателей очень возмутило это решение: оно уничтожило жалкие остатки самостоятельности нашей школы и поставило весь учебный процесс под прямое управление ректората. Но больше всего возмутились студенты ФОПФ.

Для них Киселев действительно ассоциировался с улучшениями в учебном процессе.

Сейчас ситуация немного поутихла, но мне и всему профсоюзу учителей кажется, что все понемногу приходят к пониманию необходимости разделения факультетов.

Анна (имя изменено по просьбе героини)

Студентка 4-го курса факультета общей и прикладной физики

Киселев был самым лучшим деканом из всех, кто у нас был. Он лучше всех взаимодействовал со студентами, поэтому его очень любили. К нему можно было просто прийти и поговорить, он находил время для каждого.

Кроме того, приходил на все собрания сената (мы так называем студсовет) и даже на футбольные матчи нашего факультета. Поэтому студенты очень болезненно отреагировали на его увольнение. Мы постоянно держим контакт с бывшим деканом.

Недавно он выложил пост в «ВКонтакте», где рассказал, что его выживали из ректората.

Также мы очень переживаем из‑за уничтожения нашего факультета. Ректорат хочет убрать бренд ФОПФ, который создавался более 50 лет.

Сразу после увольнения Киселева мы собрались сенатом в общежитии и начали думать, что нам делать. Все очень переживали, некоторые даже плакали. Мы решили идти к ректорату и требовать решить нашу проблему. Особо никого не призывали, люди просто взяли и пришли. Это получилось стихийно.

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

© Из личного архива студентов МФТИ

Сначала ректор пообещал нам, что встретится с четырьмя-пятью представителями студенчества, и они обсудят все вопросы.

Потом начал просить, чтобы мы принесли предложения по развитию Физтех-школы в письменном виде, а сейчас и вовсе избегает встреч с нами.

В воскресение мы написали обращение в Министерство науки и высшего образования — ничего не остается, кроме как обратиться за помощью в вышестоящие инстанции.

Во вторник будет комиссия, которая решит, что делать с нашей Физтех-школой. Мы тоже будем там высказываться и, конечно, предлагать двум факультетам разделиться. ФОПФ — сильнейший физический факультет страны, на котором держится весь МФТИ. Отсюда вышли самые известные российские физики-теоретики.

Это очень сильный бренд. В прошлом году проходной балл был 301 за три экзамена. То есть прошли только те стобалльники, у которых были еще и баллы за индивидуальные достижения.

Второй факультет сейчас слабее нашего: пока мы стремительно развивались, они переживали некоторый застой, и, конечно, это будет не в их интересах.

Ситуация находится под личным контролем ректора. В.В.Киселев остается работать на кафедре теоретической физики в должности профессора МФТИ и продолжает читать лекции студентам.

Согласно предварительным результатам работы комиссии, разделение Физтех-школы представляется нецелесообразным, комиссия должна сформулировать план развития Физтех-школы до 11 ноября с учетом мнения всех базовых кафедр и студентов.

Источник: https://daily.afisha.ru/cities/13358-direktora-fizteh-shkoly-uvolili-studenty-mfti-protestuyut-my-s-nimi-pogovorili/

Кафедры МФТИ не хотят в школу

В ведущем российском физико-техническом вузе — МФТИ — разгорается серьезный скандал: преподаватели Физтеха выступают резко против административной реформы.

Администрация вуза хочет расформировать кафедры и факультеты, руководители которых выбираются коллективом, и открыть вместо них школы, где начальников будет назначать лично ректор.

Сотрудники вуза уже пожаловались в наблюдательный совет Физтеха и в Минобрнауки. В ректорате утверждают, что реформа пока находится на стадии обсуждения.

О ситуации в МФТИ “Ъ” рассказали представители местной ячейки профсоюза «Университетская солидарность». Сейчас МФТИ структурно делится на факультеты и кафедры разных типов.

Институтские кафедры обеспечивают учебный процесс на младших курсах, а их преподаватели ведут отдельные предметы на старших. В свою очередь, базовые кафедры работают уже индивидуально со студентами.

«Вся эта система достаточно сложная и тонкая, но она успешно работает,— говорит представитель профсоюза Андроник Арутюнов.— Но теперь ректорат ее хочет полностью изменить».

27 мая ректор Николай Кудрявцев издал приказ №409-1а «в целях совершенствования учебного процесса и развития» МФТИ. В документе говорится об организации шести рабочих групп, которые займутся созданием новых административных подразделений.

В частности, предполагается создать в МФТИ школу фундаментальной физики, школу квантовых электронных технологий, школу радиотехники и вычислительных систем, школу живых систем, школу прикладной математики и информатики, а также школу аэрокосмических технологий физики.

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

Преподаватели опасаются, что школы будут созданы вместо факультетов и кафедр: «С нами никто не обсуждает детали реформы, но, по имеющимся данным, факультеты с кафедрами схожих направлений будут объединены в эти новые школы»,— говорит председатель вузовской профсоюзной ячейки, профессор кафедры высшей математики Максим Балашов.

Господин Балашов считает, что одна из причин реформы — желание ректората сделать преподавательский коллектив более управляемым: «Согласно Трудовому кодексу, заведующие кафедрами и факультетами должны быть избраны коллективом или ученым советом. А вот руководители департаментов и школ назначаются руководством вуза.

То есть это будут люди, полностью подконтрольные ректору».

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

В качестве примера Максим Балашов указывает на состав рабочей группы по созданию школы прикладной математики и информатики, которая должна заменить сразу два факультета.

«Руководителем группы неожиданно назначен по сути чужой для вуза человек — Алексей Карапетянц, который раньше преподавал в Ростове-на-Дону,— говорит профессор.

— До этого ректор продвигал его на пост заведующего кафедрой высшей математики, но тогда коллектив был резко против, заявив о недостаточном профессиональном уровне этого человека. А теперь его внезапно ставят руководителем рабочей группы, где у него фактически в подчинении деканы двух факультетов.

Хотя у нас в вузе достаточно своих выдающихся специалистов». «Фактически произойдет полное переформатирование МФТИ с попутным выстраиванием жесткой вертикали власти,— переживает господин Арутюнов.— Это и само по себе плохо, но в данном случае реформа никак не согласована ни с преподавателями, ни с профсоюзом, ни с деканами и завкафедрами».

Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

Преподаватели написали письмо членам наблюдательного совета МФТИ, куда входит заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко. «Планы ректората создают очень нездоровую атмосферу в коллективе,— говорится в письме.

— В последнее время на ключевые должности в МФТИ назначаются малоизвестные и ничем не выделяющиеся специалисты, не имеющие опыта работы ни в МФТИ, ни в сравнимых по уровню организациях».

Авторы обращения просят членов набсовета «повлиять на эту странную тенденцию» и отменить административную реформу.

В свою очередь, проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев заявил “Ъ”, что реформа «находится на стадии разработки», поэтому «говорить о каких-то конкретных изменениях пока рано».

По его словам, за последние десять лет Физтех сильно увеличился в размерах: стало больше студентов, к образованию добавились серьезные научные исследования. «Мы готовимся к так называемой болезни роста, когда системой все труднее будет управлять централизованно»,— пояснил господин Аушев.

Ректорат хочет, чтобы в результате изменений «принятие решений стало доступнее на уровень ниже», подчеркнул он. «Один из ключевых элементов новой системы — максимальная открытость университета как для прихода новых сильных ученых и профессоров, так и в методах принятия решений,— сказал проректор.

— Поэтому обсуждение новых форм управления проходит с вовлечением широкого круга заинтересованных сторон».

Александр Черных

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3013994

84 преподавателя Физтеха против ректора МФТИ + бонус: что здесь делает Бурматов? — Поток

Вчера 29 октября издание The Insider опубликовало открытое письмо 84 преподавателей МФТИ, адресованное ректору МФТИ, в котором они требуют пересмотра механизма расчета преподавательской нагрузки, в том числе найма новых преподавателей в связи с увеличением набора в МФТИ, а также раскрытия статистики по зарплатам в структурных подразделениях в соответствии с коллективным договором между преподавателями и Физтехом.

Все эти факты вынуждают нас требовать от Вас следующих действий:

Согласовать форму трудового договора МФТИ с профсоюзами и структурными подразделениями МФТИ.

  1. Отменить приказ ректора № 604-1 о расчёте нагрузки от 19 августа 2015 года как принятый с нарушениями закона. Совместно с профсоюзами и заведующими общеинститутских кафедр выработать порядок расчёта нагрузки, в котором были бы учтены все необходимые виды работ преподавателей.
  2. Прекратить манипуляции с бухгалтерской отчетностью, имеющие цель создать видимость выполнения майских (2012 г.) указов Президента РФ.
  3. Выполнять принятый недавно коллективный договор МФТИ, в частности его пункт 4.1.16 о раскрытии статистики зарплат по структурным подразделениям МФТИ.
  4. Совместно с профсоюзами и заведующими общеинститутских кафедр решить вопрос о найме дополнительных сотрудников для преподавательской работы соответственно продолжающемуся росту числа студентов, начиная уже со следующего семестра.
  5. Произвести содержательную ревизию административных отделов и управлений института; преподаватели и профсоюзы могут в этом помочь, представив сведения о том, какие административные отделы категорически не справляются со своей работой.
Читайте также:  Выпускники колледжей будут сдавать больше экзаменов

Позднее тем же днем новость об этом была опубликована в издании Медуза.Преподаватели МФТИ смогут уходить в творческий отпуск

Сегодня днем в СМИ появилась информация о том, что депутат госдумы от партии «Единая Россия» Владимир Бурматов попросил генерального прокурора Юрия Чайку проверить ситуацию в МФТИ на предмет соответствия трудовому законодательству.

Поскольку ректор МФТИ Николай Кудрявцев также состоит в партии «Единая Россия», а Владимир Бурматов известен своим неоднозначным имиджем, на этой почве возникают различные теории.

Один выпускник Физтеха, знакомый с политтехнологиями, прокомментировал это так:

Ситуация Бурматов VS Кудрявцев напоминает политическую технологию, часто применяемую людьми, связанными с Единой Россией. Она заключается в подстановке своему противнику стремной личности в качестве союзника, которая будет ярко и публично его поддерживать, чем отпугнет от него возможных сторонников.

Ученые и другие интеллектуалы знают Бурматова в первую очередь как фрика, предлагающего странные законы (а-ля Мизулина), поэтому сложно было найти более подходящую персону. Для него такой шаг тоже полезен – с одной стороны, он получит очки в глазах широких масс (защищает обиженных препов!), с другой, оттолкнет интеллектуальное сообщество от бунтовщиков.

Кроме того, и Бурматов и Кудрявцев являются членами Единой России, так что вариант их реального сотрудничества выглядит уж очень правдоподобным.

Позднее 30 октября в разговоре с изданием Business FM ситуацию прокомментировал проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев, рассказав о запланированной встрече с профессорско-преподавательским составом и стремлении администрации МФТИ повышать реальные доходы преподавателей.

Как ученый я их прекрасно понимаю, но как администратор я считаю, мы должны все это делать в общем диалоге, мы открыты. Так, сегодня в 5 часов ректор решил встретиться с преподавательским составом, чтобы ответить на все вопросы.

Это не первая будет встреча, такие встречи проходят со всеми кафедрами институтскими, и на все вопросы мы отвечаем, стараемся очень оперативно их снимать.

Действительно ли штатные сотрудники переводятся на дробные ставки и то, что аудитории сливаются, студенты не помещаются в аудиториях, ну, это вообще, честно говоря, как-то не очень похоже на правду. У нас большие аудитории, они рассчитаны на два потока вполне.

Это всегда было и сейчас остается, я не вижу в этом никакой проблемы. По-моему, есть конкретные вопросы с доходами преподавателей, и на эти вопросы будут даны ответы, а все остальные нюансы — это технические вопросы, я даже не понимаю, зачем все это выносить на всеобщее обсуждение.

Я думаю, вопрос ставок, аудиторий — это все частности. Главное — это, чтобы ученые и преподаватели получили зарплату, и над этим мы действительно работаем. У нас и в сентябре было повышение, и в октябре, и в новом году мы планируем поднять реальные доходы преподавателей. Это самое главное.

Также 30 октября состоялась встреча администрации МФТИ с преподавателями, подписавшими открытое письмо, на которой присутствовал заместитель главы Минобрнауки Александр Повалко. Администрацию представляли ректор Николай Кудрявцев, проректор по учебной и методической работе Дмитрий Зубцов, проректор по стратегическому развитию Тагир Аушев и проректор по экономике Евгений Евсеев.

За два с половиной часа общения стороны пришли к соглашению.

Как сообщает пресс-служба МФТИ, по итогам встречи в ближайшее время будут пересчитаны ставки и педагогическая нагрузка преподавателей, а вместе с ней и размер оплаты труда в сторону увеличения: проректор Тагир Аушев гарантировал увеличение  зарплат с января 2016 года.

Кроме того, администрация принесла извинения за задержки оформления договоров и выплат зарплаты в начале учебного года и пообещала компенсировать это в октябре. Следующее собрание с участием замминистра состоится 11 декабря.

Источник: http://miptstream.ru/2015/10/30/profi-riot/

Отпуск на год педагогическим работникам

Педагогическая деятельность сложна, интенсивна и связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников. Длительный отпуск педагога — одна из неоспоримо привлекательных сторон профессии. Однако сведения о нем особо не афишируются. Кто может претендовать? Оплачивается ли? Как реализуется на практике?

Фото с сайта http://dreamout.info

Итак, в случае необходимости и при наличии веских причин работнику образовательного учреждения могут предоставить отпуск сроком до одного года (ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Отметим, что данный вид отпуска предоставляется не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

О том, что для педагогических работников законодательством предусмотрен длительный отпуск знают далеко не все. Чаще всего его используют в университетах для написания научных работ, но при этом он положен и некоторым работникам ДОУ и школ.

Кто может претендовать

  • С 2016 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.
  • Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
  • Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:
  • воспитатель, старший воспитатель;
  • инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
  • концертмейстер;
  • логопед;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
  • преподаватель;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • тренер-преподаватель;
  • тьютор;
  • учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Порядок и условия предоставления

Как правило, работник подает на имя руководителя письменное заявление с просьбой предоставить длительный отпуск.

Руководитель проверяет наличие у работника стажа, требуемого для реализации данного права, и оценивает возможность предоставления отпуска в указанный работником срок. Если необходимый стаж имеется и нет препятствий для оформления отпуска, руководитель издает приказ о предоставлении отпуска и заносит сведения о нем в личную карточку работника в общем порядке.

Во многих образовательных организациях не допускается, чтобы одновременно длительный отпуск был предоставлен сразу двум или большему количеству работников.

Внимание! Необходимый для отпуска стаж может быть набран в разных образовательных организациях, включая частные, но только при наличии у последних государственной аккредитации.

С 2016 года уточнены и новые правила исчисления стажа непрерывной педагогической работы для такого отпуска:

  • фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору;

Внимание! Такие периоды фактически проработанного времени суммируются только в том случае, когда продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев.

  • время, когда педагог фактически не осуществлял трудовую деятельность, но за ним сохранялось место работы (должность) (вынужденный прогул, перевод на другую работу и последующее восстановление на прежней работе);
  • время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между окончанием образовательного учреждения и поступлением на педагогическую работу не превысил 1 месяца.

Внимание! Стаж, необходимый для длительного отпуска педагога, не считается прерванным, если сотрудник перешел из одной организации в другую и не работал меньше 1 месяца.

Таким образом, если ранее в необходимый для длительного отпуска стаж не учитывались перерывы между работой, то теперь ситуация изменилась.

Как правило, чтобы уйти на заслуженный отдых педагогическому работнику необходимо выполнить целый ряд требований:

  • выполнить учебную нагрузку, предусмотренную планом работу в начале года ( учитель — 36 часов в неделю, логопед — 20 часов в неделю);
  • педагог преимущественно должен быть оформлен в качестве основного работника в данной организации;
  • заранее предупредить руководителя, чтобы он мог скорректировать учебный план и распределить нагрузку среди педагогических работников.

Законодательно определено, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и остальные вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это происходило ранее.

В коллективном договоре образовательной организации должны быть рассмотрены следующие положения:

  • длительность отпуска (не более года), периодичность отпуска отображается в графике;
  • очередность его предоставления (но не реже чем раз в 10 лет);
  • возможность продления в случае болезни;
  • присоединение отпуска к ежегодному основному;
  • возможность оформления такого отпуска совместителю;
  • оплата, в тех случаях, когда законом она не является обязательной.

Внимание! Если отпуск предоставляется в соответствии с определенным графиком, то перенести такой отпуск можно только с согласия обеих сторон. Для этого необходимо написать еще одно заявление с просьбой об отмене уже назначенного отпуска и перенесения его на другой срок. При этом руководитель вправе не согласиться.

Гарантии педагогам

На период нахождения в длительном отпуске за педагогом сохраняется:

  • место работы(должность);
  • учебная нагрузка.

В данный период не допускается перевод сотрудника на другую работу и увольнение по инициативе организации (исключение — полная ликвидация образовательного учреждения).

Важно отметить, что длительный отпуск педагогического работника не влияет на отпускной период основного отпуска.

Внимание! Если в период длительного отпуска будет проведено увольнение, то это будет серьезной ошибкой руководителя. Работник сможет свободно обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.

Оплачивается ли длительный отпуск педагогу?

Законодательством не предусмотрена оплата годичного отпуска. Но, как мы уже отметили, она может быть предусмотрена коллективным договором.

Если же в коллективном договоре все-таки прописана оплата для данного вида отпуска, то источником выплат в таком случае будут не бюджетные деньги, а средства, заработанные самой организацией (например, средства от дополнительных образовательных и воспитательных услуг).

Отзыв педагога из отпуска

В связи с трудовой необходимостью учителя можно отозвать из отпуска. Однако, такой отзыв допускается только с согласия педагога (ст.125 ТК РФ).

В данном случае педагогу необходимо написать заявление о том, что он не возражает быть отозванным из отпуска. Неиспользованная часть отпуска при отзыве не сгорает. Руководитель должен согласовать с педагогом время, когда им будет использован остаток отпуска. Это отражается в приказе об отзыве, с которым под роспись знакомят сотрудника.

Реализация

Отметим, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время. Однако такой отпуск не должен отрицательно сказаться на деятельности образовательной организации.

Чаще всего педагогические работники предпочитают использовать отпуска исключительно во время каникул. Поскольку образовательные учреждения зачастую испытывает нехватку кадров, то во время учебного процесса руководство неохотно отпускает сотрудников в отпуска.

Тем не менее на практике педагогическим работникам предоставляется такой вид отпуска, но оплачивают его — единицы.

А уходил ли кто-то из вас в длительный отпуск? С какими трудностями вы столкнулись?

Источник: https://medium.com/direktoria-online/leave-for-one-year-2b3b360b6204

Как уйти в творческий отпуск и провести его продуктивно | Rusbase

Когда работа становится слишком тяжелой, лучше взять творческий отпуск, или саббатикал. От обычного отпуска он отличается тем, что вы проводите его не для того, чтобы лежать на пляже, попивая коктейли, а чтобы освежить мысли и восстановить силы, продолжая свою работу.

Как уйти в творческий отпуск и провести его продуктивно Вероника Елкина

Ученые всегда берут академический отпуск, когда им нужно упорядочить мысли и найти вдохновение для продолжения своих исследований. Согласно опросам, после саббатикала у исследователей повышается удовлетворенность работой и уменьшается стресс.

Однако если для ученых такой отпуск — вполне обычная практика, то объяснить своему боссу, зачем вы хотите сделать большой перерыв в работе, будет не так-то просто. Но не все начальники относятся к идее саббатикала скептически — четверть компаний из списка ста лучших компаний по мнению Forbes позволяют своим сотрудникам уходить в творческий отпуск.

Что такое саббатикал и зачем он вам нужен

Концепция саббатикала уходит корнями в еврейскую культуру. Каждые семь лет в ней принято делать шаббат — год, в который нельзя заниматься сельским хозяйством — чтобы за это время земля успела отдохнуть. Точно так же нашему разуму, как и земле, необходим отдых, чтобы после него он мог развиваться дальше и приносить плоды.

Но отдых необязательно приводит к регрессии. Наоборот, он стимулирует развитие.

В лекции TED 2009 года «Сила отдыха», дизайнер Стефан Загмайстер объяснил, почему он решил раз в семь лет закрывать свою студию на год: «Очень часто в моей жизни я привыкаю к тому, что по-настоящему люблю. И со временем это любимое начинает надоедать. И конечно, в нашем случае, работа стала тоже приедаться».

 Anton Darius / Unsplash

Впервые Загмайстеру пришла мысль о саббатикале, когда он задумался о стандартном порядке жизни. По его оценкам, большинство людей тратят 25 лет на обучение, 40 лет на карьеру и 15+ лет на пенсии. Но что, если взять пять лет пенсии и распределить их между рабочими годами?

Проведя подобный эксперимент, Загмайстер заметил, что саббатикал принес результаты как в работе, так и в творчестве. За первый год творческого отпуска Загмайстер снял фильм, изучил новые стили дизайна и материалы, а также открыл для себя новые культуры и идеи.

Как подготовиться к саббатикалу и провести его продуктивно

Решиться на саббатикал и действительно его взять — это две разные вещи. Обрадоваться тому, что вы сможете отдохнуть и освежить голову, легко, а вот запланировать его — не очень.

Для начала нужно разобраться, позволяет ли творческий отпуск ваша работа. Поддерживается ли подобная инициатива в вашей компании? Готово ли начальство ее обсудить? Если вы фрилансер, справитесь ли вы с тем, что из-за отпуска потеряете клиентов?

Кроме того, нужно уточнить некоторые детали вашего творческого отдыха — чем вы будете в нем заниматься и на что будете жить, пока не работаете.

Шаг 1: определитесь, зачем вам саббатикал и какую пользу он вам принесет

Саббатикал — это не просто отпуск на неопределенный срок, а шанс изучить что-то новое, связанное с вашей работой. Поэтому вам нужна веская причина, почему вы уходите в саббатикал — тем более, что вам придется ее назвать своему начальнику.

Шаг 2: обсудите свои планы с начальством

Ваша работа, пожалуй, самая большая трудность на пути взятия саббатикала. Если вы хотите вернуться после творческого отпуска на прежнюю работу, вам нужно объяснить начальнику, чего вы хотите и зачем.

Вот что советует старший редактор Reuters Хелен Костер: «Не жалуйтесь на то, что вы перегораете. Лучше перечислите причины, почему саббатикал будет полезен как вам, так и вашему работодателю. Возможно, компания сможет сократить расходы, а вы лучше разберетесь в работе иностранных рынков или подучите язык».

Link Hoang / Unsplash

Вам может показаться, что вы просите слишком многого, но у вас есть шанс. 23% американских компаний, включая Adobe, Boston Consulting Group и Autodesk, предоставляют своим сотрудникам творческий отпуск.

Если вы работаете на себя, то этот шаг будет немного иным. Возможно, вам стоит поговорить с клиентами и объяснить, что вы собираетесь сделать и как это скажется на ваше сотрудничество. Главное — предупредить о своем саббатикале всех, кого он может затронуть.

Читайте также:  5 мифов о высшем образовании

Шаг 3: выберите даты начала и окончания творческого отпуска

Как только вы начнете заниматься планированием саббатикала, вы вспомните все причины, почему вам он не нужен. В такой момент особенно важно выбрать даты начала и окончания творческого отпуска.

Успешный саббатикал зависит от предварительного планирования. Чем больше времени вы потратите на планирование того, что вы будете делать в отпуске, тем выше шансов, что он действительно принесет вам пользу.

Шаг 4: приведите в порядок финансы

Неважно, где именно вы будете проводить свой отпуск — в экзотических странах с дешевым жильем или останетесь дома — начните копить на него заранее. Так мысли о деньгах не будут отвлекать вас.

Шаг 5: обратитесь за помощью к близким

Любое крупное решение вроде взятия отпуска может вызывать много стресса. Не стоит пытаться пережить его в одиночку. Поделитесь своими планами с людьми, которым доверяете. Пусть они поддерживают вас во время подготовки к саббатикалу.

Jeff Sheldon / Unsplash

Необязательно брать отпуск на год

Если вы не можете уйти в отпуск надолго, достаточно будет выделять день для отдыха раз в неделю или даже час в день.

Особый выходной раз в неделю

Сол Оруэлл, основатель компании Examine.com, устраивает себе выходной по пятницам. Писатель и редактор Грегори Чиотти делает такой же перерыв раз в две недели — в этот время он продумывает новые идеи и делает их наброски.

Дни без рабочих вопросов

Нил Пашрича, автор бестселлера «Формула счастья», выделяет несколько дней в месяц, когда с ним никто не может связаться по рабочим вопросам. По его словам, в эти дни он работает продуктивнее всего.

«Для сравнения — когда я пишу между встречами, я выдаю примерно 500 слов в день. Но в «день неприкосновенности» я спокойно могу написать 5000 слов. В такие дни я в десять раз продуктивнее обычного», — рассказал он.

Один час отдыха в день

По словам психолога из Гарварда Шелли Карсон, один из лучших способов улучшить свои креативные способности — разделять производство и потребление. Даже если вы будете тратить один час в день на «потребление» информации, не занимаясь никакой работой, то вам будет проще придумать новые идеи.

Если вы чувствуете стресс, у вас нет мотивации и вы понимаете, что перегораете, не нужно пытаться просто все это пережить. Часто лучшие идеи приходят к нам именно в минуты отдыха. И саббатикал — неважно, как долго он будет длиться, — это удивительный способ отдохнуть и взглянуть иначе на решение сложных проблем.

  • Источник.
  • Материалы по теме:
  • Что такое саббатикал и почему он вам нужен?
  • Японцы работают более 60 часов в неделю и умирают от переутомления
  • Как проверять рабочую почту в отпуске и не портить себе отдых
  • Эти топ-менеджеры утверждают, что баланс работы и личной жизни существует. Вот что они для этого делают

Источник: https://rb.ru/story/sabbatical-plans/

Отпуск учителя: отвечаем на распространенные вопросы

Тот факт, что работа учителя – труд непростой, признается у нас в стране на законодательном уровне. Практически все знают, что отпуска у учителей длиннее, чем у большинства работников. Но вот какой именно они продолжительности, можно ли их использовать не в летние каникулы, какие бывают дополнительные отпуска у учителей — разберем эти вопросы подробно.

Сколько длится отпуск учителя в России

Право на отдых за каждым работающим у нас закреплено в Конституции РФ, а также в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ). Про отпуска учителей (в законе их называют педагогическими работниками) написано в ст. 334 ТК РФ. В ней говорится о том, что педагоги имеют право не просто на ежегодный оплачиваемый отпуск, а на отпуск удлиненный.

Удлинен он по отношению к отпускам обычным, в 28 календарных дней. Но вот точной продолжительности учительского отпуска в ТК РФ нет – есть отсылка к другому документу. Это постановление Правительства РФ от 14.05.

2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление № 466).

В приложении к постановлению № 466 есть таблица, в которой предусмотрены два варианта продолжительности отпуска учителя – 42 или 56 календарных дней.

Какой именно будет отпуск у конкретного учителя, зависит от категории образовательного учреждения, в котором тот работает, а также от его должности по «Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 (далее – номенклатура должностей).

Так, например, по дошкольным учреждениям отпуска установлены продолжительностью 42 дня. При этом дана отсылка, что это правило работает для педагогических работников, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей. Это воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед и еще многие другие.

Но если педагоги на таких же должностях работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья или нуждающимися в длительном лечении, то отпуск уже будет 56 дней.

Таким образом, отпуск у преподавателя будет 42 или 56 календарных дней, но точно определить его продолжительность можно, только посмотрев, в каком учреждении, на какой должности и с какими детьми он работает.

Интересная ситуация возникает, если учитель по внутреннему совместительству занимает еще какую-то должность. Например, преподаватель информатики еще и штатный сисадмин. В этом случае по основному месту – преподаватель – у него есть право на удлиненный отпуск. По второму месту отпуск обычный, 28 дней.

В таком случае у учителя есть право либо потребовать по второй должности оформить отпуск за свой счет на период этой разницы, либо по основному месту числиться в отпуске, а по второму работать.

Может ли быть отпуск учителя не в летнее время и можно ли его разделить на части

Вопрос о том, когда именно учитель может воспользоваться отпуском, не праздный. Все привыкли, что отпуска педагоги берут летом, совмещая их с летними каникулами у учеников. Может ли преподаватель взять отпуск зимой? Или часть своего длинного отпуска?

В главе 52 ТК РФ, которая как раз рассматривает особенности труда учителей, ничего про это не сказано. В таких случаях надо смотреть общие правила по отпускам, установленные для всех работников. Это гл. 19 ТК РФ.

По общему правилу в этой главе установлен следующий порядок: отпуска целиком, без деления на части, работодатель может установить своим сотрудникам сам, не спрашивая их мнения (за исключением отдельных категорий, у которых есть право самим выбирать даты отпуска). Главное, не позднее 17 декабря уходящего года утвердить график отпусков на следующий год с указанием дат. Работникам останется только подчиниться.

При этом закон предполагает, что эти даты руководство организации установит таким образом, чтобы не нарушалась нормальная работа. Это главный критерий при составлении графика отпусков. Но никто не запрещает работодателю поинтересоваться мнением сотрудников и учесть его, если это не противоречит производственному процессу.

Применительно к педагогам получается, что если у учителя нет учебной нагрузки в какой-то период в течение учебного года, а другая его работа может подождать без ущерба для учреждения в целом, то отпуск может быть и не в летнее время.

Что же касается ситуаций, когда отпуск используется не целиком, а частями, то тут без соглашения между организацией и работником ничего не получится (ст. 125 ТК РФ).

И при составлении графика отпусков, и если позже возникнет желание брать отпуск частями – тут надо будет договариваться. Ключевой момент все тот же.

Если работа организации не будет нарушена, можно брать части отпуска в любое время.

Главное – общие правила соблюдать. Т. е., одна из частей отпуска должна быть не менее 14 дней. Не обязательно первая за год – любая (ст. 125 ТК РФ).

Иногда встает вопрос, а можно брать части отпуска только в будние дни, с понедельника по пятницу? Или может работодатель заставить брать дни отпуска только по выходным? Здесь надо отметить, что все отпуска у нас считаются именно в календарных днях – просто на период отпуска деление дней недели на рабочие и выходные пропадает. Если представить себе календарь, где рабочие дни отмечены синим, а выходные – красным, то все дни отпуска будут зелеными. Поэтому ситуации, когда отпуск привязывается только к рабочим или выходным дням, признаются нарушением закона.

Дополнительные отпуска: за что их дают и какая продолжительность

У педагогов есть право воспользоваться длинным дополнительным отпуском (ст. 335 ТК РФ). Раз в 10 лет, имея непрерывный стаж педагогической деятельности, можно уйти на целый год в оплачиваемый отпуск.

Основные правила, как подсчитывается стаж для этого отпуска, какие гарантии на его период есть у учителя, – все это расписано в приказе Министерства образования и науки РФ от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (далее – приказ № 644).

Пока преподаватель будет отдыхать, его нельзя перевести на другую должность, просто так снизить ему нагрузку или уволить по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации).

Точная продолжительность такого отпуска (год – это максимальный срок), очередность его предоставления в организации, еще ряд вопросов должны быть урегулированы в коллективном договоре (п. 5 приказа № 644).

Кроме этого, у учителей есть право на любые другие дополнительные отпуска, как и у всех работников – за ненормированный рабочий день, за вредные условия труда и другие. В статье 116 ТК РФ работодателю предоставлено право самостоятельно установить для своих сотрудников любые дополнительные отпуска.

Декретный отпуск учителя

На самом деле понятия «декретный отпуск» не существует. В законодательстве есть два вида отпусков, связанных с беременностью и детьми. Это отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.

Для педагогических работников никаких специальных правил тут нет – все будет, как и у всех. Отпуск по беременности и родам предоставляется, когда, по мнению врача, наблюдающего беременность, до родов остается 70 дней.

В этом случае оформляют листок нетрудоспособности на 140 дней сразу – 70 дней до родов и 70 – после (ст. 255 ТК РФ). В случае, если УЗИ показывает, что малышей будет больше одного, до родов отсчитают 84 дня.

Если же роды будут осложненными (например, кесарево) или родится больше одного ребенка, срок после родов увеличат до 86 и 110 дней соответственно.

При этом учительница, как и любая другая сотрудница, может не уходить в отпуск по беременности и родам сразу – тут сама женщина решает, когда воспользоваться этой льготой. Это ее право, а не обязанность. Если работать несложно – можно хоть до самых родов.

Отпуском по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ) может воспользоваться не только мама или папа, но и вообще любой родственник. Предоставляется этот отпуск на основании свидетельства о рождении ребенка. Т. е., если родилась, например, двойня, то возникает право на два отпуска по уходу за ребенком. Одним может воспользоваться мама, другим – кто-то еще из родственников.

Отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет – никакого отпуска до полутора лет не существует. Это пособие платят до полутора лет. А отпуск – до трех. Находясь в нем, можно работать удаленно – если работа позволяет – или работать на неполной ставке, сохранив пособие.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/otpuska-uchiteley-v-rossii/

Преподаватели МФТИ выдвинули требования ректору

«Преподаватели МФТИ требуют своих зарплат и нормальных условий труда.

Сегодня, 30 октября, преподаватели Московского физико-технического института, крупнейшего национального исследовательского университета страны, передали требования ректору МФТИ Николаю Кудрявцеву.

Письмо ректору, инициированное профорганзацией Профсоюза «Университетская солидарность» в знак протеста против невыплаты зарплат, подписали около 90 сотрудников МФТИ, что составляет 10% профессорско-преподавательского состава вуза.

В профсоюзной организации МФТИ отмечают, что письмо является только началом кампании протеста, и заявляют о готовности к решительным коллективным действиям в случае, если ректор не выполнит их требования и не пойдет на переговоры с «Университетской солидарностью», представляющей возмущенных преподавателей вуза. В течение недели профактивисты собираются организовать пресс-конференцию, посвящённую проблемам сотрудников МФТИ, и объявить о следующих акциях профсоюза.

Среди подписавших открытое письмо ректору много именитых ученых: академик РАН Семён Герштейн, член-корреспонденты РАН Леонид Максимов и Юрий Махлин, известные профессора вуза Михаил Фейгельман, Роман Карасев и многие другими. Причем, число протестующих продолжает увеличиваться, охватывая как профильные кафедры университета, так и гуманитарные.

В переданном письме ректору говорится о многих проблемах вуза: от трудовых договоров, запрещающих сотрудникам МФТИ общаться с журналистами, до чудовищной переполненности аудиторий и нехватки профессорско-преподавательского состава для обучения выросшего количества студентов.

Но особенно преподавателей возмущают махинации администрации вуза с оплатой труда. Так по новой система нагрузок предполагается, что преподаватели будут вести 7—8 пар. При этом фактически с началом нового учебного года без какого-либо обоснования и соблюдения законодательства их зарплаты были значительно сокращены.

А «преподавателям — совместителям» и вовсе задерживают оплату труда за уже фактически отработанное время, объясняя проблемами администрации с оформлением трудовых договоров.

Это и незаконное ухудшение условий труда, по мнению «Университетской солидарности», дает полное право говорить о невыплатах в университете заработных плат в полном объеме.

При этом протестующие считают, что в МФТИ продолжаются «манипуляции с бухгалтерской отчетностью, имеющие цель создать видимость выполнения майских (2012 г.) указов Президента РФ». Преподаватели в своем открытом письме приводят следующие факты: «…новые оклады на ставку … составляют от 16 000 руб. для ассистента без степени, до 54 000 руб. для профессора со всеми званиями.

При этом фонд надбавок на кафедрах уменьшается, и многие виды деятельности (составление контрольных и заданий, приём пересдач, и т.п.) исключены теперь из нагрузки и должны оплачиваться из фонда надбавок. Очевидно, что преподаватели будут получать оклад плюс, может быть, несколько тысяч рублей, что в любом случае будет очень далеко от декларируемых (в заявлениях ректора МФТИ – прим.

) 80 000 рублей в месяц.».

Напомним, что это не первый конфликт между преподавателями МФТИ и вузовской администрацией. Протесты в конце 2014 года и их широкое освещение СМИ завершились признанием «Университетской солидарности» и даже повышением зарплат».

Источник: https://www.opentown.org/news/93900/

Ссылка на основную публикацию