Школьники плохо знают химию и биологию

TALKS Школьники плохо знают химию и биологиюВ формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на тему преподавания химии в школе.

Я преподаю в программе международного бакалавриата, в которой экзамены проводятся на английском языке и, соответственно, принимаются как вступительные во многих университетах Европы, Северной Америки, Восточной Азии и Африки. Мой опыт в этом плане довольно специфичен и сильно отличается от опыта преподавателей химии в российской программе. Но есть вещи, которые совершенно точно можно назвать общими для всех программ преподавания.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Я абсолютно уверен, что главной проблемой является недостаток практической работы. В большинстве школ просто нет самостоятельно проводимых лабораторных работ, особенно если речь касается старшей школы — 10–11 классов.

Это относится даже не столько к тем лабораторным работам, которые проводят сами ученики (что довольно необходимо для понимания многих вещей), сколько к демонстрационным опытам, которых нет в достаточном объеме.

Для этого есть множество объективных причин: фокусировка на экзаменах, общая загруженность, недостаток преподавательских часов, а также отсутствие хорошо оборудованных кабинетов химии. И это действительно объективные причины, их нельзя игнорировать.

Кроме того, если исторически в российской школьной программе по химии большое внимание уделяли органической химии и реакциям по классам соединений в целом, то программа в старшей школе Западной Европы, Северной Америки, Японии гораздо больше фокусируется на том, что у нас на первых курсах в высших учебных заведениях часто называется общей химией (то есть физико-химические основы химических реакций). В таком школьном обучении превалирует подход к реакциям с точки зрения скоростей, с точки зрения строения атома. Другими словами, сначала закладывается некий базис физических и химических законов, которые управляют всеми реакциями, а потом уже происходит логическая надстройка. И, таким образом, больше вещей основано, на мой взгляд, на логике, а не на запоминании конкретных свойств соединений, что опять же, судя по моей практике, вызывает больше проблем. Всегда важнее понять логику какого-то процесса, чем просто запомнить, что он происходит именно таким образом.

Школьники плохо знают химию и биологиюFAQ: Химия высоких энергий

Я не совсем согласен с той точкой зрения, что практическая ценность знания в преподавании химии должна быть главенствующей. Существует какой-то набор знаний, который необходим культурному человеку. Начала термодинамики и «Гамлет» Шекспира — это вещи равнозначные по ценности для культурного человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Начался прием в вузы по общему конкурсу

Оценим за полчаса!

И отговорка «Ой, я не знаю формулу спирта, химия мне в школе не нравилась» кажется мне просто странной, поскольку существуют совсем базовые вещи, которые, может быть, не совсем нужны на практике, но при этом составляют интеллектуальную основу нашей общей культуры.

Однако проблема в целом с российским средним образованием в области 10–11 класса состоит в том, что люди слишком часто решают в юном возрасте, чем они хотят точно заниматься в жизни, и фокусируют все свое внимание на двух-трех предметах. И часто система высшего образования сама этому и способствует.

И такая ранняя постановка просто не позволяет получить необходимый кругозор, который люди затем восполняют уже с большим трудом, когда им исполняется двадцать пять.

Прежде всего, хочу отметить, что химия — весьма своеобразная часть естествознания. Это не совсем классическая наука, в которой, как, например, в физике, зная ряд законов, можно объяснить поведение объекта и даже предсказать это поведение.

Химия — это во многом своеобразное искусство. Объясняется это невероятным количеством фактического материала, который совершенно невозможно расставить по полочкам и «вывести» один из другого.

Хотя, разумеется, кое-что и даже немало в теоретической химии сделано.

Школьники плохо знают химию и биологиюАвтограф | «Мир, созданный химиками»

Это обилие логически плохо связанного материала и является причиной традиционной нелюбви школьников к урокам химии. Химию любят или хотя бы готовы ею заниматься только школьники, которые каким-то, почти чудесным образом влюбились в этот предмет.

Поэтому же, кстати, среди поступающих в химические вузы нет случайных людей.

Размышляющий весной выпускного года, куда бы поступать, чтобы не попасть в армию или не быть белой вороной среди поступивших одноклассников, никогда не пойдет поступать на химический факультет или в Менделеевский.

Отсюда ясно, что преподавать химию стоит так:

1. Побольше опытов, получше организованных химических кабинетов без недостатка реактивов.

2. Значительное сокращение программы за счет практически не нужных уравниваний реакций.

3. Приближение химии к жизни. Например, рассказывая про фтор, стоит рассказывать про тефлоновые сковородки и «голубую кровь». Стоит рассказывать про химию пищи, химию самой жизни.

4. И постоянно напоминать, что химия — это главная практическая дисциплина, потому что все вокруг нас, включая и нас самих, — это химия!

Я бы разделила этот вопрос на две части: общие проблемы преподавания в современной школе и конкретно преподавание химии. Из общих проблем назову четыре. Во-первых, дети изменились, а дидактических приемов для этих «компьютерных» детей мало.

Надо развивать психологию образования и о ее достижениях информировать педагогическую общественность через сайты. Пока все только говорят о клиповом восприятии, но реальных исследований мы не видели. В разговорах между собой учителя отмечают, что дети не развивают мелкую моторику рук, что необходимо увеличивать практические работы.

Но где за этим реальные исследования? Во-вторых, отсутствует ясное понимание у «заказчиков» образования — государства, общества, родителей, — какого результата они хотят от обучаемых, какие тенденции развития цивилизации и какие вытекающие из этого потребности личности и общества следующего поколения.

В-третьих, это слабая подготовка учителей. В педагогические университеты поступают абитуриенты, которые сами сдали ЕГЭ меньше 70 баллов по профильному предмету. И методика преподавания у них находится на уровне прошлого столетия.

Поэтому надо активнее внедрять мастер-классы и возможности учиться непосредственно у выдающихся учителей-практиков. В Москве таких учителей много, для остальных регионов можно делать дистанционное обучение. В-четвертых, это провал обучения детей в младших классах.

В старшую школу приходят дети, не способные к простейшим логическим операциям, у них нет мотивации, неразвита память. Из-за этого красивая, логичная наука химия (да и биология) превращается в зубрежку и сводится к набору фактов. В целом есть претензии к психолого-педагогической науке и отсутствию системного подхода в решении проблем.

Если говорить о проблемах преподавания химии, то они в основном вытекают из общих проблем. Как и в других предметах, мало хороших учебников. Но теперь есть свобода выбора учебника и много информации. Хороший преподаватель может собирать ее из интернета, разных источников информации. Например, в нашем журнале «Потенциал. Химия.

Биология. Медицина» составители олимпиадных задач приводят их решения, содержится много материала по профильному образованию. На сайте химического факультета МГУ много справочного и обучающего материала. Да, у нас мало учителей, способных все это аккумулировать. Их можно пересчитать по пальцам, но они есть.

Вокруг таких учителей организуются неявные кластеры, они всем известны. Однако надо создавать систему и со стороны государства, когда существует мастер, а его имя ставится в центр. Сейчас еще система образования устроена по принципу конвейера заводов Форда.

А пришло время сетевого взаимодействия, организованного вокруг личностей, профессионалов своего дела.

В СССР химию учили два часа в общеобразовательных школах и шесть часов в профильных классах, а теперь профиль — три часа. И никто не ответит на вопрос, почему не четыре или не два. Кроме того, нет анализа успеха и неуспеха новых педагогических подходов.

Может быть, надо делать отдельно экспериментальные практики (есть же у профильных биологических классов полевые практики), более активно уходить от классно-урочной системы. По факту так уже и получается, если рассмотреть систему подготовки детей, которые участвуют в олимпиадах, поступают в ведущие университеты страны.

И тут, на мой взгляд, опять появляется общая проблема: нет ясного понимания в обществе, зачем изучать химию.

На мой взгляд, знания по предмету в школе передаются для следующих целей: а) для прохождения ЕГЭ и дополнительных экзаменов, чтобы поступить в вуз; б) для того, чтобы пользоваться, то есть осознанно выбирать материалы для пользования в повседневном быту и не быть в заложниках у рекламы и недобросовестных СМИ; в) для того, чтобы иметь «химическое мышление» и получить в дальнейшем специальность; г) использоваться как материал для развития естественно-научного мировоззрения; д) использоваться для школьных и студенческих интеллектуальных олимпиад. Каждая из этих целей несет за собой разные стратегии преподавания, поскольку результат должен быть разным. В каждом из этих направлений будут свои, более мелкие задачи. Поэтому первоочередная проблема — понять, зачем мы преподаем химию в школе.

Есть два ключевых момента в любой системе образования. Во-первых, необходимо, чтобы школьная программа была достаточно серьезной. На Западе во многих странах (например, в Англии) преподавание научных дисциплин в школе находится на неудовлетворительном уровне, поскольку таких предметов, как химия, физика, математика, астрономия и биология, нет в программе.

А есть только один предмет — science, являющийся сборной солянкой, в которой толком не учат ничему — ни физике, ни химии, ни биологии. Уровень такого образования не соответствует уровню XXI века, это образование XVIII века в Африке. Такая программа убивает образование в стране, это путь в никуда.

У нас, к счастью, есть отдельный предмет «химия», и в нем программа достаточно подробная.

Когда мне говорят про то, что у нас умерло школьное образование, я вижу, что это, мягко говоря, преувеличение. Моя лаборатория находится на физтехе. Мои студенты — физики, а не химики. Химию они изначально не знают вообще.

Но зато быстро ей учатся, когда это становится необходимо. Это вам должно что-то сказать про уровень ребят.

Может быть, в преподавании химии и есть какие-то проблемы, но то, что талантливейшие ребята с прекрасным багажом знаний выходят из каких-то наших школ, это факт.

Школьники плохо знают химию и биологиюНовая химия под высоким давлением

Во-вторых, в преподавании школьных предметов важна некая интеллектуальная традиция. Например, во многих странах, таких как Франция и Китай, упор в школьном образовании делается на зазубривании. В этих странах очень жестко смотрят на то, чтобы дети помнили все факты. Это немножко убивает творческое мышление. Я считаю, что нужно, чтобы дети все-таки больше фантазировали.

Так что в целом, мне кажется, наша школьная система достаточно неплохая, и, если в ней есть какие-то проблемы, эти проблемы можно решить.

Проблема преподавания химии более общая, чем просто школьная. Это проблема общества в целом. Вопрос в том, какие люди востребованы. В советское время было понятно, что стране нужны люди, которые интересуются наукой, — другой вопрос, в какой форме.

Сейчас искусственно обрублена верхушка иерархической пирамиды. Неясно, кому нужны по-настоящему талантливые люди в области естественных наук, где они будут востребованы.

Причем это понимают не только люди, которые работают в школе, но и ребята, которые эту школу оканчивают.

Сейчас эпоха нового варварства и дикий упадок интереса и престижа рационального знания как такового. И под это попадают такие предметы, как физика, химия, в меньшей степени биология. Проявляется это и на государственном уровне.

Сейчас в подавляющем большинстве школ химия преподается номинально. Формально она есть, но реально нет. Люди, оканчивающие школу, не имеют даже минимальных представлений о предмете.

Это я вижу, когда в нашу специализированную школу приходят ребята из других школ.

У химии даже в советское время была репутация не самая лучшая. Но советская школа была настроена на то, чтобы впихнуть хоть какой-то объем знаний по всем предметам вне зависимости от того, хотят школьники этого или нет.

Сейчас с введением ЕГЭ химия рассматривается как довесок, который воспринимается и дирекцией, и школьниками, и их родителями как совершенно что-то ненужное.

Этот предмет формально есть в школьной программе, но фактически на нем можно читать школьную газету или обсуждать последний фильм. Результаты будут одинаковые.

Школьники плохо знают химию и биологиюПерспективы: Доказательная медицина

А что касается уже более углубленного изучения химии в школе, то тут всплывает множество проблем. Возникает вопрос: зачем нужна химия школьникам? Девять десятых ЕГЭ по химии в стране сдает шестьдесят тысяч человек. Из них 85–90% — это те, кто хочет стать врачами.

Но проблемы с точки зрения прикладной химии колоссальны. В московских медицинских вузах резко сокращают количество общеобразовательных предметов, таких как химия, физика, математика и т. д. То есть будущим врачам заранее закладывают полное незнание этих предметов.

Я считаю, что в целом программа по химии в школе вполне адекватна. ЕГЭ дает объективный срез знания, но он полностью нивелирует разницу между человеком талантливым и усидчивым троечником. Вторая категория даже будет иметь преимущество. На ЕГЭ, к сожалению, можно натаскать.

В целом человек даже с гуманитарными наклонностями должен иметь какие-то базовые представления об окружающем мире. Он должен понимать, что все мистические передачи на телевидении, которые рассуждают о биополях, — это плевок в душу каждого образованного человека.

Понятно, что не все должны любить и обожать школьную химию. И мне в связи с этим очень импонирует идея введения для непрофильных школ естествознания — такого интегрированного предмета, в который будут входить естественные науки.

Но здесь возникает проблема квалификации учителей, поскольку этот предмет должны вести люди энциклопедических знаний. Но где взять такое количество учителей?

Источник: https://postnauka.ru/talks/31177

Как учителю не скучать на уроках и полюбить химию

Только ли эффектные эксперименты открывают школьникам красоту науки, что значит для школьной химии — быть современной, и случится ли катастрофа, если отменить ЕГЭ? Основываясь на личном опыте и учёного, и учителя, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, сотрудник Центра педагогического мастерства Москвы и знаменитый тренер национальной олимпийской сборной по химии Вадим Ерёмин делится своими размышлениями над этими вопросами.

Я профессор Московского университета, поэтому занимаюсь одновременно и преподаванием, и научной работой. Разумеется, одно неизбежно мешает другому.

Но уйти только в науку означает копаться в узких задачах, решение которых интересно только тебе и ещё десятку людей во всем мире. Поэтому я стараюсь сочетать роли учёного и учителя, несмотря на нехватку времени.

К тому же преподавание помогает чётче формулировать мысли и лучше излагать научные результаты. А наука — понять, что действительно важно знать людям и о чём им следует рассказывать.

Где начинается наука

Школа похожа на уменьшенную рабочую модель научного процесса: там не занимаются получением существенных для человечества данных, но это не значит, что школьник не может проводить исследования. Сравнивая питьевую воду в разных домах или замеряя состав воздуха, любой ребёнок заметит определённые зависимости и получит новые активные знания, которые будут важны для него самого.

Красивые эксперименты, которых все так ждут на уроках химии, не должны становиться единственным способом привлечения внимания к предмету. К тому же они быстро надоедают, как и всё яркое. Допустим, на первой лекции вы взорвёте водород с кислородом, на второй — йодистый азот, на третьей что-нибудь ещё, а на четвертой ученики заворчат: «Опять эти взрывы?»

Школьники плохо знают химию и биологию

Эффектные химические опыты всегда привлекали зевак. Но школьники не должны быть праздной публикой, поэтому на уроках нужны другие методы.

Источник: wikipedia.org

Химия гораздо глубже и интересней ярких опытов! Просто нужно, чтобы учителя по-настоящему любили свой предмет — тогда они смогут показать его богатство, не злоупотребляя зрелищными шоу. 

Мне с преподавателями химии, кстати, никогда не везло. А если учитель не увлечён своим делом, ему нечего дать ученикам — разве что они сами почувствуют к этим занятиям природные склонности и начнут задавать интересные вопросы. Помню, как только у нас в школе началась химия, я сразу понял — это моё.

Школьники плохо знают химию и биологию

Источник: lektorium.tv

Новая школьная химия: от лабораторного до обеденного стола

Неинтересных веществ вообще не существует! Назовите любое — и я постараюсь рассказать, чем оно необычно. Например, сероводород — казалось бы, всего лишь гнусный вонючий газ. А при этом он служит питанием для древнейших бактерий.

А в позапрошлом году с его помощью установили рекорд: оказалось, что под очень большим давлением он обладает сверхпроводимостью при чрезвычайно высокой температуре. Если копнуть, вы непременно найдёте новые любопытные свойства у любого вещества.

Поэтому химию зря считают скучной и сложной наукой — я всегда могу показать её простой и интересной.

Эта идея и стала основой двух онлайн-курсов, созданных вместе с командой «Лекториума». У меня была ясная цель — работать для учителей химии. Сперва мы сделали узкоспециальный курс, посвящённый подготовке к олимпиадам.

Но, хотя в школьном этапе Всероссийской олимпиады ежегодно участвует много детей (до полумиллиона человек), я считаю, что интеллектуальные соревнования совершенно не нужны каждому ребёнку.

Поэтому во втором курсе я старался объяснить учителям, как показать совершенно обычные для школьной химии вещи под необычным углом.

Теория электролитической диссоциации с момента выхода этого фильма, конечно же, не изменилась. Зато появилось множество новых способов подачи материала.

Дело в том, что сама по себе школьная программа довольно консервативна.

Несколько лет назад на химфаке МГУ мы разрабатывали комплект школьных учебников, и их содержание действительно во многом было похоже на учебники 50-летней давности.

  Но это не означает, что учителя могут пользоваться устаревшими методиками. Нам всё время приходится следить за изменением роли химии в жизни и работать над формой подачи информации.

Новые стандарты ориентируют преподавателей на системно-деятельностный подход. Если говорить проще, речь идёт об активном восприятии знаний. Когда мы рассказываем о веществе, мы должны думать о том, почему оно может быть полезно человеку.

Скажем, зачем нужна серная кислота? Без неё мы жили бы гораздо хуже, потому что она используется для производства фосфорной кислоты, а та — для производства фосфорных удобрений. А без удобрений нам было бы нечего есть.

Школьники плохо знают химию и биологию

Источник: lektorium.tv

Конечно, свойства серной кислоты остались такими же, но приоритеты в химии с годами сместились. Современная химия всё больше и больше влияет на жизнь людей, поэтому школы взяли курс на преподавание знаний, которые могут пригодиться людям в жизни.

Читайте также:  Колонка родителей: как научить родину любить

Мера успеха: выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ или найти себя

Со временем приближаться к реальности начали и способы контроля знаний. Даже самая неприятная часть существующей системы образования — ЕГЭ — больше не предлагает в заданиях бросать натрий в воду.

Но, хотя тесты и стали намного более корректными, неизменной осталась их запредельная нудность: ЕГЭ по химии — один из самых неинтересных среди всех предметов.

Поэтому своим ученикам, олимпийцам, которые вынуждены сдавать ЕГЭ, я говорю так: «Отключите мозги на 3 часа и включите внимание».

Олимпиадные задания куда более творческие: даже на самых первых этапах простые вопросы перед ребятами ставятся неформально. А уж тема олимпиады международного уровня может быть даже философской.

Например, соревнования этого года в Баку прошли под утверждением «Жизнь — огромная (химическая) лаборатория» и предложили новый взгляд на химию, не ограниченный потребностями повседневной жизни и промышленности.

Источник: lektorium.tv

Умение и желание ребёнка решать задачки такого формата, безусловно, говорит о его способностях, но не является обязательным признаком таланта. Поэтому главное в олимпиадах — их добровольность.

Олимпиады хорошо компенсируют недостатки ЕГЭ. Если оставить один ЕГЭ и отказаться от олимпиад, случится катастрофа. Если поступить наоборот — катастрофы не будет. Но все же главная цель любого преподавателя — не подготовить ученика к тесту или олимпиаде, а помочь найти в химии ту область, в которой он сможет проявить свои способности, а значит, быть полезным.

Химия объединяет людей с очень разнообразным стилем мышления. Скажем, химик-органик мыслит механизмами реакций, химик-теоретик — уравнениями. Есть люди, которые хорошо чувствуют вещество — им нужно стоять у стола и синтезировать.

Есть те, кто сходу объясняет суть эксперимента: они прекрасно понимают, как образуются химические связи и происходит интимный процесс превращения одного вещества в другое.

  И главное для каждого, кто хочет связать свою жизнь с химией — нащупать свой личный путь.

Школьники плохо знают химию и биологию

Источник: lektorium.tv

Индивидуальный стиль мышления обычно проявляется всё же в высшей школе, потому что сфера интересов и успехов ребёнка может сильно меняться.

Например, подростком я был типичным юным химиком-разрушителем, который любит синтезировать вещества.

А когда поступил в университет, выяснилось, что эксперименты нужно делать строго по правилам, экспериментальные установки зарисовывать, а данные записывать в журнал. Мне это показалось скучным, и в результате я стал теоретиком.

Современная химия: стирая границы

Главный опыт, который получают в школе — смелость пробовать неизвестное и мыслить шире своих возможностей, — становится ещё более остро востребованным в университете, потому что современный прогресс во многом обязан сближению наук.

Например, вместе с моей научной группой мы занимаемся исследованиями элементарных стадий фотосинтеза.  Это направление можно назвать «физико-химической биологией»: мы изучаем химические процессы в биологических системах, которые идут под влиянием физических законов.

Не зря говорят: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно». И если химики всегда были вынуждены хорошо знать физику, то теперь стали неплохо разбираться и в биологии, потому что химия XXI века очень сильно с ней связана. 

Конечно, классические органическая и неорганическая химия никуда не исчезли, но конвергенция наук в последнее время только укрепляется. Большую роль в сближении разных специальностей когда-то сыграли нанотехнологии. Изначально этот бренд придумали физики, чтобы привлечь деньги в науку. Расчёт сработал, и вскоре на нанотехнологии обратили внимание и химики, и биологи, и программисты.

К XX веку мы насинтезировали уже столько всего, что пришла пора задуматься: а что дальше? Синтезировать новое вещество и занести его в базу данных не сложно. Вопрос — зачем. Поэтому, начиная с 50-х годов, интерес учёных обратился внутрь человека, а революция в этом направлении произошла после расшифровки молекулы ДНК.

«Любовь — это всего лишь химическая реакция», — говорит персонаж мультфильма «Рик и Морти». Кого-то это может разочаровать, а кого-то — вдохновить заниматься наукой.

С окружающей природой химия более-менее разобралась, теперь наша основная цель — разобраться в себе. Так что две основные прикладные задачи на сегодня — это сделать жизнь людей лучше, что решается путём создания новых материалов, и научиться управлять самими собой.

18 февраля 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/school/teachers-must-love-chemistry

Почему школьники в станице Северской хотят сдавать экзамены по химии и биологии

Средняя школа № 44 в Северской – одна из первых построенных в районе. В этом году ей исполнится 152 года. Однако столь почтенный возраст выдает лишь кованый железный навес над крыльцом при входе в главный корпус, выполненный в стилистике XVIII века. По всем остальным признакам школа вполне современная и даже, можно сказать, передовая.

Здесь есть все для полноценного образования, развития и воспитания детей. На территории расположено несколько зданий: учебный корпус, столовая, огромный спортивный комплекс. Между учебным и спортивным корпусами во дворе школы построена теплица, разбит плодовый сад, заложен и уже дает прекрасные плоды виноградник, яркими цветами осенью, весной и летом переливаются клумбы.

Ребята с удовольствием разводят лечебные травы, клубнику, сажают яблони, груши, персики и другие плодовые деревья.

Причин такого всеобщего увлечения две: во-первых, весь урожай идет прямиком в школьную столовую на пироги, булочки, компоты и другие вкусности, а во-вторых, в школе активно развивается агротехнический профиль.

Здесь каждый второй ученик – будущий растениевод, садовод, химик или биолог. Дети с удовольствием все свободное время проводят на любимых грядках.

Агротехническое направление профильного обучения – самое популярное среди учеников старших классов.

– За этим очень радостно наблюдать, ведь ребята не только делают нашу школу красивее, но и осваивают новые полезные навыки, закрепляют знания, полученные на уроках, – рассказала директор школы № 44 Лариса Тараненко.

– Они на практике видят, как из маленького зернышка развивается растение, как правильно надо сажать рассаду, чем различается уход за цветами и деревьями и многое другое. Все это им, жителям сельской местности, пригодится в дальнейшей жизни.

А еще сформирует огромный багаж знаний и навыков, благодаря которым они смогут поступить в любой профильный вуз или колледж страны по выбранному направлению.

Агротехническое направление профильного обучения – самое популярное среди учеников старших классов. Об этом говорят даже те ребята, которые мечтают поступить на исторический, математический и другие факультеты лучших вузов края и страны.

– У меня, как и у моих одноклассников, есть дома огород, и мне интересно, как лучше ухаживать за культурами, чтобы получать хороший урожай, чтобы цветы давали более пышные и красивые бутоны. Эти знания ни для кого лишними не будут, – уверена Анастасия Буркова из 11 «А» класса.

Мы совершаем открытия

Учитель химии и биологии Светлана Мяоц несколько лет проводит для своих учеников факультативные занятия после уроков.

Под руководством любимого педагога ребята изучают молекулярный состав различных веществ, разбираются в строении растений, ищут ответы на, казалось бы, непростые вопросы вроде «зачем человеку четырехкамерное сердце?» и пр. И всегда находят истину. Вот только раньше постичь ее было непросто.

Ведь педагогу приходилось буквально все объяснять ученикам на словах. В помощь были лишь картинки в учебниках и давно устаревшие морально пособия – плакаты, лабораторное оборудование…

Все изменилось в декабре 2019 года. Школа вошла в число участников регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и получила современное оборудование для кабинета агротехнологического профиля. Теперь ребята изучают химию и биологию, а также занимаются на факультативных занятиях, используя инновационные разработки отечественных ученых.

В распоряжении любознательных школьников всегда есть мобильный класс-комплект устройств измерения и обработки данных со встроенными датчиками, цифровые лаборатории по естествознанию, химии, экологии, биологии как для ученика, так и для учителя. Юные садоводы и биологи изучают законы, по которым живет все живое, с помощью уникальных учебных комплексов «Умная теплица», «Умная ферма» и др.

Школьники плохо знают химию и биологиюУчитель химии и биологии Светлана Мяоц Михаил СтупинШкольники плохо знают химию и биологиюУчитель химии и биологии Светлана Мяоц Михаил Ступин

Проводить лабораторные и самостоятельные работы теперь сплошное удовольствие для школьников.

Ведь умные датчики не только показывают уровень влажности, температуру и другие измерения, но и сами отправляют результаты прямиком в учебный планшет.

С нового года этот любимый всеми детьми гаджет постоянно лежит на каждой парте и им не только можно, но и нужно пользоваться на уроке. Не учеба, а мечта каждого тинейджера!

Однако восьмиклассника Даниила Черкашина планшетом не удивить. Ему как естествоиспытателю важно самому проводить опыты, выявлять закономерности и совершать пусть маленькие, но открытия. И такая возможность у парня появилась благодаря участию родной школы в региональном проекте «Современная школа».

Почти два месяца назад в числе прочего оборудования в кабинете химии и биологии появился уникальный учебный комплекс «Муравьиная ферма». Это совокупность прозрачных панелей, внутри которых живет небольшая колония муравьев.

Наблюдая за ними, можно увидеть, как строятся взаимоотношения между насекомыми, чем они питаются, как воспитывают молодежь и много других интересных моментов из жизни муравьев.

Увидев ферму, Даниил сразу понял: эта тема ему интересна – и решил посвятить ей итоговый проект по биологии.

– Я каждый день прихожу сюда и наблюдаю за муравьями, кормлю их, слежу за температурой воздуха и влажностью внутри фермы, веду журнал наблюдений. Это очень увлекательный процесс, – признался Даниил. – Благодаря этому проекту я наконец понял, кем хочу стать – ветеринаром. Буду поступать в Пашковский сельскохозяйственный колледж в Краснодаре.

Все понятно

Благодаря новому современному оборудованию стали интереснее и уроки биологии и химии. Школьники с удовольствием изучают строение молекул и атомов, разбираются, как именно функционируют различные органы и системы в теле человека. А все потому, что практически любой процесс, любую тему из школьного учебника теперь можно изучать наглядно.

– Я обожаю химию. Люблю разбираться в том, что получается в результате смешивания разных веществ, наблюдать за реакциями, проводить опыты, – рассказала Арина Аретинская из 9 «Б» класса. – С новым оборудованием это стало гораздо проще и безопаснее.

Например, строение атомов и молекул мы изучали с помощью специального молекулярного конструктора. В нем есть молекулы разных цветов: каждый соответствует определенному веществу. Так что любую химическую реакцию мы можем представить наглядно.

Это здорово помогло мне и моим одноклассникам в изучении этого предмета.

Егор Яковлев из 11 «А» большую часть свободного от занятий времени с помощью умных датчиков и учебных планшетов изучает влияние физических нагрузок на строение тела человека. Выпускник без устали проводит опыты, тренировки, строит таблицы, выдвигает гипотезы, а после доказывает или опровергает их. Его одноклассница Анастасия Буркова выращивает в «Умной теплице» петунию и горох.

– Как только растения окрепнут, пересажу их в школьную теплицу, которая стоит во дворе, а после – уже на грядки. Хочу, чтобы любимая школа была красивая и нарядная, – сказала Анастасия.

Источник: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/03/19/pochemu-shkolniki-v-stanitse-severskoy-khotyat-sdavat-ekzameny-po-khimii-i-biologii/

Блоги / Говорим по-русски: Действительно ли школьные учителя плохо знают русский язык?

Школьники плохо знают химию и биологию Школьники плохо знают химию и биологию Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов не так давно заявил, что 10% школьных учителей в стране плохо знают русский язык и грамматику. Так ли это? И в чем пробелы учительского образования? Данные Рособрнадзора будем обсуждать 23 июля в программе «Говорим по-русски!» с Лидией Малыгиной, доцентом кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Вообще-то цифра 10% – убийственная. Это означает, что каждый десятый учитель русского языка и литературы не владеет в совершенстве тем, что преподает. А ведь есть еще другие учителя-предметники, которые преподают на русском языке историю, математику, биологию, физику, химию, географию и – страшно даже подумать! – физкультуру. Их знания «великого и могучего» вообще никто не измерял.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов дал обстоятельное интервью «Коммерсанту», в котором обошел сакраментальный русский вопрос «кто виноват?», зато ответил на другой, рассказав, «что делать». Совместно с Минобрнауки вверенное ему ведомство собирается уже этой осенью запустить в 13 пилотных регионах новую модель оценки учительских знаний.

На первом этапе будет оцениваться знание предмета, для чего разрабатываются специальные измерительные материалы. А на втором эксперты дадут оценку умения учителя вести урок. По словам Кравцова, бывает и так: предмет учитель знает, а вложить знания в головы учеников не может.

Претензии по подготовке учителей глава Рособрнадзора высказал не только региональным центрам повышения квалификации, но и педагогическим вузам, которые, прямо скажем, в этом плане недорабатывают.

По мнению Сергея Кравцова, должна быть объективная оценка уровня знаний базовых предметов после второго курса и по окончании вуза – профессиональная оценка полученных умений на втором, заключительном этапе должна даваться уже не только собственными педагогами и преподавателями, привлеченными из других университетов, но и потенциальными работодателями. «Если мы проведем объективную оценку знаний студентов, сразу станет очевидно, какая учебная литература не подходит и какой преподаватель недорабатывает, нуждается в повышении своей квалификации», – говорит он.

Своего рода тестом, помогающим оценить работу школьных учителей в целом, становятся и вступительные экзамены в вузы, и установочные диктанты профильных гуманитарных факультетов и отделений.

Несколько лет назад результатами своего диктанта печально отметился журфак МГУ, о чем писала «Российская газета», а некоторые орфографические перлы студентов уже разошлись на цитаты: «рыца» (рыться), «поциэнт», «генирал», «через-чюр», «оррестовать»… Ситуацию тогда прокомментировала декан журфака Елена Вартанова: «То ли детей учат не так, то ли не тому.

Ведь владение языком – это не только умение ставить пропущенные буквы и запятые. Слова еще нужно уметь писать целиком, знать их происхождение, а из слов составлять предложения, создавать стиль. Грамотность формируют и культура чтения, и культура письменной речи. Журналисту без этого вообще нечего делать в профессии.

Я не знаю точно, что происходит в школе, но виден результат – многие молодые люди не умеют пользоваться родным языком. Есть и вторая сторона медали. Откуда берутся эти жуткие эрратизмы типа «рыца» вместо «рыться»? Ведь это, скорее всего, сознательное искажение слова. Но его бессознательно подобрали в Интернете, а потом написали в диктанте.

Школьники пользуются сленгом блогов, чатов, форумов, и, как это ни удивительно, просто могут не знать, что на самом деле слова пишутся не так. И уродуют язык также, как это делается в сети. Получается, что электронный новояз, стихийно придуманный однажды продвинутыми взрослыми, выхолостил языковую культуру следующих поколений. Проблема комплексная».

Изменилась ли ситуация? Или обнаружились новые пробелы в знаниях выпускников и их учителей? Как и чем можно эти пробелы восполнить? Об этом мы и собираемся поговорить с Лидией Малыгиной. И будем признательны вам за вопросы.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/govorimporusski/2022242-echo/

Министр образования РФ утвердил новый образовательный стандарт, исключив из обязательных предметов физику, химию и биологию

Школьники плохо знают химию и биологию

Фото 1tvnet.ru

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы, который кардинально меняет подход к обучению.

Он позволяет ученикам самостоятельно выбирать, какие предметы и на каком уровне изучать в 10-11 классах, а также вводит третий обязательный ЕГЭ — по иностранному языку, сообщает сегодня РИА Новости.

Так, в число обязательных предметов вошли русский язык и литература, иностранный, математика, история, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности.

При этом из списка обязательных исчезли физика, химия и биология, вместо которых разработчики стандарта предлагают ввести общий курс «Естествознание» (впрочем, при желании ученики смогут изучать естественными науками и «по отдельности» — в «наборе» каждого школьника должно оказаться не менее 9 предметов, а объем учебной нагрузки может варьироваться от 31 до 37 часов).

Внедрять новый стандарт российские школы могут с 2013 года, а повсеместное его введение начнется с 2020 года.

«По новому стандарту структура учебного плана предоставляет право каждому старшекласснику выбирать индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от своих возможностей, интересов и планов.

В результате снижается непродуктивная нагрузка, сохраняется здоровье обучающихся, школа получает возможность давать глубокую подготовку по предметам определенного профиля.

При этом гарантируется общеобразовательная подготовка по другим предметам на уровне, необходимом каждому культурному человеку», — считают в министерстве образования и науки.

Вместе с тем, преподаватели технических вызов не столь радужно оценивают нововведение министерства образования. К примеру, по мнению профессора кафедры общей физики, советника ректора МФТИ Юрия Самарского, которое приводит РБК, заменить курсом естествознания три науки – «глубоко ошибочное решение».

Кроме того, уверен профессор, желающим поступить в технические вузы после школы придется обязательно заниматься дополнительно — ведь даже сейчас уровень подготовки абитуриентов по данным предметам очень низкий. «Слово «естествознание» слишком расплывчато, и доля, например, физики там ничтожна. Это размазывание предметов.

Читайте также:  Сила искусства: как устроена профессия арт-терапевта

Математика, физика и химия должны быть выделены, потому что они являются фундаментом любого образования. Можно знать их хуже, лучше, но они много лет были базой. Почему сейчас нужно это разрушать, мне непонятно. И Чубайс, и Гайдар в свое время говорили о гуманизации образования.

Вот эта гуманизация и превратилась в абсурд», — подчеркнул Юрий Самарский.

Источник: https://rugrad.eu/news/506341/

Физику, химию, биологию и географию — отменить: В Сети предложили радикальную реформу школьной программы

Пост с предложением убрать «ненужные» знания из школьного минимума знаний и добавить экономику, психологию и труд стал вирусным в Фейсбуке.

Предприниматель Алексей Фельдгендлер поделился в Фейсбуке мнением по поводу минимума знаний, которые дети должны получать в школе, и спровоцировал дискуссию о необходимости реформы среднего образования в России. Особый резонанс вызвало предложение пользователя соцсети выкинуть из учебной программы большинство точных наук и заменить их психологией, экономикой и трудом.

В своем проекте школьной реформы Фельдгендлер исходит из того, что школа в первую очередь «учит учиться, прививает прилежание». Исходя из этого, он критикует учебный материал, который школа предлагает детям для «тренировки процесса». По его мнению, сведения о химических свойствах сульфатов, климате Индокитая и вопросах нравственности в произведениях Тургенева — это «балласт».

«Вот мои кощунственные предложения. Большинство предметов, изучаемых сейчас в старших классах, нужно безжалостно урезать. Физику, химию, биологию, географию объединить в предмет «естествознание», где давать лишь основы всего.

Убрать из курса математики основы матанализа — все равно в отрыве от физики никто не понимает, зачем это нужно и в чем смысл нахождения площадей под какими-то графиками.

Убрать из курса литературы книги, которые можно оценить по достоинству, когда тебе 30-40 лет, а таких там чуть ли не большинство. В общем, много чего сократить», — пишет он.

Программист предлагает оставить нынешний объем учебной программы для профильных классов, однако для образовательного минимума заменить большую часть предметов психологией, экономикой и трудом.

Взрослые, образованные люди, пишет он, должны уметь называть свои эмоции, распознавать эмоции других, знать, что такое манипуляции и уметь им противостоять, понимать, что такое личные границы, обесценивание, созависимость. Все это очень полезно вне зависимости от того, интересуется подросток математикой или литературой.

По мнению программиста, в школах дети также должны получать представление о том, откуда берется зарплата, что такое налоги, финансовые пирамиды, коммерческие банки и т. п.

«Взрослые, образованные люди обоих полов должны уметь вешать полочки на стены из различных материалов, готовить разнообразную здоровую пищу, знать, как стирать одежду из хлопка или шерсти, как сделать, чтобы не капало из крана, и уметь пришивать пуговицы. Всем полезно? Всем, у кого нет прислуги», — предлагает он.

Еще одним ключевым навыком, который, по мнению блогера, должна прививать школа, является умение работы с информацией, которое включает в себя навыки, как проверять факты, распознавать надежные источники знаний, отличать научные публикации от популярных изданий. Кроме того, Фельдгендлер настаивает на увеличении объема преподавания английского языка с тем, чтобы выпускники школ были в состоянии вести переписку на иностранном языке, учиться за границей и свободно общаться во время путешествий по миру.

Пост с предложениями о школьной реформе быстро стал вирусным и вызвал в соцсети широкую дискуссию.

Источник: https://tsargrad.tv/news/fiziku-himiju-biologiju-i-geografiju-otmenit-v-seti-predlozhili-radikalnuju-reformu-shkolnoj-programmy_154259

Рособрнадзор обещает опубликовать список школ, где плохо учат детей

Рособрнадзор направил в российские регионы результаты всероссийских проверочных работ, а в следующем году открыто назовет те школы, где ситуация со знаниями школьных предметов не улучшится.

«Из наших данных руководителям на местах ясно, где слабые места и с чем надо работать», — пояснил в интервью «Российской газете» заместитель министра образования и науки, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Он рассказал, что недавно написанные десятиклассниками диагностические работы по биологии и химии показали, что школьники довольно плохо знают эти предметы. «Средний балл диагностической работы по биологии в 10-х классах — около 20 при максимальном балле 47. Но такого количества не набрал ни один ученик из 26 тысяч, принимавших участие в диагностике. Максимум — 43», — отметил Кравцов.

По его словам, правильно заполнить таблицу на сравнение растительных и животных организмов смогли около 21% учащихся, показали на схематическом рисунке движение инъекции лекарства в организм человека лишь 5%. И только 38% правильно определили последовательность этапов оказания первой медицинской помощи.

При этом школьники из биологических классов показали приблизительно такие же знания материала, как и дети, которые учатся в обычных классах.

Что касается химии, как рассказал Кравцов, в диагностических работах по этому предмету средний балл оказался еще ниже — 13 при максимуме в 52. А 40% десятиклассников смогли набрать только 10 баллов.

«Результаты показали, что десятиклассники испытывают трудности при проведении даже несложных расчетов», — посетовал глава Рособрнадзора.

Рособрнадзор уже провел несколько проверок знаний учителей истории, обществознания, русского языка, литературы и математики. В наступившем году продолжатся исследования компетенций учителей, ведомство апробирует модель оценки еще по ряду предметов.

«Надо смотреть динамику школ через всероссийские проверочные работы. Допустим, результаты были не очень хорошими, важно, отправил ли директор после этого учителей на курсы повышения квалификации. Может быть, мы даже будем проводить опросы родителей и учитывать мнение учеников», — пояснил Кравцов.

Между тем он напомнил, что, как сообщалось ранее, в ближайшие два года в начальной школе введут уроки шахмат. По мнению замминистра, это будет способствовать «интеллектуальному развитию наших школьников и повышению их результатов, особенно в точных науках».

Отметим, в апреле 2017 года Рособрнадзор выявил недостаточные знания по профильным предметам учителей русского языка и математики в российских школах. После окончания педагогического вуза учителя не всегда владеют не только профильными предметами, но и другими. «Отсюда многие проблемы преподавания этих предметов», — пояснял Кравцов.

Источник: https://www.newsru.com/russia/09jan2018/schools.html

Статья по химии (11 класс) по теме

  • ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ НЕ ЛЮБЯТ ХИМИЮ?
  • Селиверстова Татьяна Григорьевна МОУ СОШ № 106, 58
  •    Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные предметы естественного цикла, и, к сожалению, не в их пользу. В школьном химическом образовании, на мой взгляд, наибольшие сложности составляют следующие проблемы:

Временная: неуклонно сокращается время, выделяемое на изучение химии, хотя, по словам академика А.Л.

Бучаченко «Современная химия – это фундаментальная система знаний об окружающем мире, основанная на богатом экспериментальном материале и надежных теоретических положениях»[1,с.41]

Сегодняшняя школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Нередки ситуации, когда ученик умеет расставлять коэффициенты в уравнении сложной химической реакции, но не имеет представления о том, как выглядят участники этой реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие.

Многочисленные видеоматериалы предлагают некоторое суррогатное решение проблемы химического эксперимента. Однако они уместны только тогда, когда этого требуют правила техники безопасности. В остальных случаях замена эксперимента на видеофрагменты аналогична виртуальному питанию.

Поэтому уроки химии становятся скучными, серыми, лишенными эффектной эмоциональной поддержки, которую обеспечивает яркий наглядный химический эксперимент. Нетрудно понять, почему в настоящее время химия относится большинством учащихся к нелюбимым предметам.

Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных занятий и резко улучшить оснащение школьных лабораторий.

Вторая проблема профильная. Старшую профильную школу по отношению к химии можно разделить на два типа:

1) школы и классы, в которых химия является не профильной дисциплиной (гуманитарные) и изучается из расчета 1 ч в неделю;

2) школы и классы, в которых химия является профильной дисциплиной (естественнонаучные, в том числе с углубленным изучением предмета) и изучается из расчета 3 ч (нонсенс!) в неделю.

Статус не профильной дисциплины обрекает химию в школах первого типа на очень низкую мотивацию учащихся при ее изучении. Повысить интерес учащихся к химии можно, на мой взгляд, усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении (так называемая «химия и жизнь»).

Следующей проблемой являются вопросы подготовки и проведения ЕГЭ. Далеко не все задания тестов соответствуют базовому уровню сложности.

Так, разве можно считать задание на синтез Вюрца соответствующим базовому уровню сложности? («Продуктом взаимодействия 2- бромпропана с натрием является: 1) пропан; 2) гексан; 3) циклопропан; 4) 2,3-диметилбутан».

Я считаю: ЕГЭ, можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае – как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию.

Многочисленны ошибки, некорректны формулировки заданий в КИМах к ЕГЭ.

В заданиях прошлых лет предлагалось выбрать уравнение, соответствующее первой стадии получения серной кислоты из природного сырья, в качестве которого были даны четыре варианта: сероводород, серный колчедан, сернистый газ и хлор. На какой же единственный вариант должен ориентироваться выпускник, если в качестве сырья служат и серный колчедан, и сероводород?

При современном количестве часов, отведенных на изучение химии, проблематично подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Очевидно, что для набора необходимого количества баллов для поступления в вуз, потребуется помощь репетитора.

Наконец, необходимо специально рассмотреть такое явление, как школьные предметные олимпиады. Недостаток времени, отсутствие часов на проведение кружков и факультативов и индивидуальных занятий по предмету привело к тому, что ученики не имеют возможности полностью реализовать себя в данном направлении.

Мною были освещены лишь некоторые проблемы современного школьного химического образования. Хотелось бы, чтобы затронутые проблемы в области химического образования, во-первых, гарантировали бы элементарную химическую грамотность большинства населения и, во-вторых, – успешную сдачу школьниками вступительных экзаменов в вузы и максимальную эффективность усвоения ими химических знаний.

Обидно за науку, очень трудно полюбить предмет на  изучение которого тратится очень мало часов учебного плана, трудно изучать «химию»  без дополнительных уроков, консультаций.

Единственное, что спасает меня, как педагога, любящего свой предмет, это исследовательская деятельность с обучающимися, дифференцированные творческие задания на уроках хими В основе опыта лежит компетентностно-деятельностный подход к организации работы по подбору, составлению и использованию дифференциальных творческих заданий на уроках химии. Основой системы является принцип развития творческого мышления через дифференциацию действий по усвоению и применению знаний. Я, как учитель, профессионально осуществляю систематическое и целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся, и специально могу готовить их к творческому способу усвоения научной информации, проявляя свои компетентности в организации учебного процесса. Особенности такой работы в следующем:

1) деятельность ребёнка находится под контролем учителя и по ходу развертывания может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами;

2) все творческие возможности обучающихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении;

Изучение нового интересного, но сложного в понимании предмета химии начинается в школе в таком возрасте, когда организм подростка в силу возрастных причин к этому готов не всегда. Воспринимать новые знания учащиеся смогут только тогда, когда пропустят информацию через себя, интерпретируют по-своему.[3, с.57]

Решение творческих заданий посильно любому ученику.

Даже сла- боуспевающие обучающиеся, которым чаще предлагаются лишь репродуктивные, с охотой выполняют задания с элементами творчества, в которых нужно применять знания в измененных ситуациях.

Работа частично- поискового характера побуждает к вполне осознанной деятельности. Задания такого типа предоставляют возможность для самостоятельного поиска способа и пути решения на основании имеющихся знаний.

При изучении темы «Металлы и их соединения» (9 класс) предлагаю ученикам называть ассоциации, которые вызывает эти понятия на разных этапах познания. Пополняя и углубляя знания, учащиеся описывают не только физические свойства, применение металлов и сплавов, но и также связывают свои ассоциации с химическими явлениями, изменениями в составе атома, значением образуемых соединений.

Виды творческих работ учащихся: − сообщения по темам «Смеси», «Растворы», «Разделение смесей». − сочинение химических сказок, рассказов, стихотворений, составление кроссвордов, выполнение рисунков на химические темы по ассоциациям.

− поиск информации «История открытия и названия химических элементов и веществ». − творческие поиски «Химия и литература».

− создание творческих проектов «Витамины», «Пищевые добавки», «Химия в быту», «Органическая химия на кухне»,«Химические реакции в быту», «Моё отношение к химии: хемофобия или хемофилия».

− развитие творческих способностей учащихся посредством использования новых информационных технологий.

− ведение научных работ по темам «Подростковое ожирение», «Территория МОУ СОШ № 106 без дыма сигареты».

В созданных мной психолого-педагогических условиях возрастает творческая активность учащихся, так как они осознают своё продвижение в учёбе, приобретают уверенность в себе. Об этом свидетельствует высокий интерес к предмету.

Вопросы для диагностики:

1. Химия нужна для получения дальнейшего образования?

2. Это интересная и познавательная наука?

3. На уроках химии используются интересные формы работы?

4. Интерес к предмету из-за личности учителя?

Химия – экспериментальная наука. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал [2,с.28].

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.

Через исследовательскую деятельность наиболее эффективно происходит и формирование компетенций.

В результате познавательной исследовательской деятельности учащийся получает навыки применения знаний при решении проблемных ситуаций, повышается их интерес к предмету, учитель может осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Через деятельность учащийся может сказать «могу», вместо «знаю».[4, с.12].

Список литературы:

1.Вачков И. Проектирование + исследование // Методическая газета «Школь- ный психолог». Издательский дом «Первое сентября». No 23. 2007.

2. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении хи- мии // Химия в школе, 2007. No 2. C. 16.

3.Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе, 2010. No 2. С. 20.

4. Ширяева В.А. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] URL: http://www.sgu.ru/files/ nodes/46640/Shiriaeva.pdf (дата обращения: 20.09.2011).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/11/04/statya-pochemu-sovremennye-ucheniki-ne-lyubyat-khimiyu

Латвийские школьники все так же плохо знают математику и физику

Новости Латвии

10:40 10.07.2019Получить короткую ссылку

248

Выпускники в Латвии с каждым годом все лучше знают иностранные языки, и все хуже — математику, физику и другие точные науки

РИГА, 10 июл — Sputnik. Средний результат школьников на централизованном экзамене по математике снижается пятый год подряд, сообщает Jauns.lv со ссылкой на данные Государственного центра содержания образования.

За последние десять лет самый высокий средний результат на экзамене по математике — 43,6% — школьники показали в 2015 году. В этом учебном году средний результат школьников на экзамене по математике составил 32,7%, а 226 школьников вовсе не смогли сдать экзамен.

Худший результат за десятилетие в этом году учащиеся школ показали и на экзамене по физике, где средний результат составил 37,5%.

Результаты школьников на экзамене по химии за последние десять лет были очень нестабильными. Зафиксированный в этом году результат в 62,8% на 1,3 процентных пункта выше, чем в прошлом году, а самый лучший результат в экзамене по химии школьники показали в 2015 году, когда он составил 65,6%.

Средний результат школьников на экзамене по биологии продолжил падать и в этом году, достигнув 57,1%, что является вторым самым слабым результатом за последние десять лет.

Средний результат экзамена по английскому языку, составивший 62,7%, в этом году, наоборот, оказался самым высоким за последние десять лет. И на экзамене по русскому языку школьники смогли достичь лучшего результата за последнее десятилетие — 74,4%, что на 4,1 процентный пункт выше, чем в прошлом году.

В этом году улучшился средний результат учащихся на экзамене по французскому языку — он составил 69,1% и вернулся на уровень 2014 года. Похожая ситуация сложилась и на экзамене по немецкому языку — средний уровень результатов здесь составил 71,9%.

Средний результат школьников на экзамене по истории составил 41,3%, поднявшись после очередного падения в прошлом году.

Средний результат учащихся на экзамене по латышскому языку составил 49,9%, что на 2,7% ниже, чем в прошлом году. Лучший средний результат на экзамене по латышскому языку за последние десять лет составил 55,72%.

Если ученика не устраивает результат, полученный на централизованном экзамене, в течение месяца после получения сертификата в порядке, установленном в законе об административном процессе, он имеет право написать адресованное Государственному центру содержания образования заявление с просьбой пересмотреть его результат. Комиссия по апелляциям Государственного центра содержания образования в течение месяца рассмотрит эту заявку и примет решение об изменении оценки, если на то будут основания.

Источник: https://lv.sputniknews.ru/Latvia/20190710/12018377/Latviyskie-shkolniki-vse-tak-zhe-plokho-znayut-matematiku-i-fiziku.html

Ссылка на основную публикацию