Школьные учебники переведены в электронную форму

26 Окт 2014

Школьные учебники переведены в электронную формуНовый закон об образовании предусматривает, что с 1 января 2015 года в Российской Федерации будут издаваться только те учебники, которые имеют электронный вариант. Казалось бы, совсем скоро мечты родителей российских школьников могут стать реальностью – детям не придется носить в школу тяжелые бумажные талмуды в своих рюкзаках. Их заменит электронный гаджет, в котором дети увидят знакомые параграфы, вопросы, задания, но в цифровом виде… Однако не все так просто.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Какими цифровые технологиями родители и дети могут воспользоваться уже сегодня? И станет ли реальностью полноценное электронное образование? Мы постараемся выяснить это в нашей статье.

Школьные учебники в электронном виде

Электронный учебник будущего – это не просто оцифрованный вариант бумажной книги. Файлы, которые состоят из цифровых копий страниц бумажного учебника есть и сейчас.

В идеале электронной школе необходимы интерактивные компьютерные пособия, использующие последние достижения компьютерных технологий, например, содержащие ссылки на смежные предметы и разделы курсов, а также весь спектр мультимедийного контента: подробные иллюстрации, видеоролики, аудиофайлы, цифровые копии документов.

Плюсы использования учебников в электронном виде очевидны: школьные ранцы облегчаются на несколько килограммов, а еще правильно использование компьютеров в школе может только повысить интерес детей к учебе.

Ведь сегодня дети отличаются несколько иными навыками восприятия информации.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Олимпиады для абитуриентов в октябре

Оценим за полчаса!

Современные методы интерактивной подачи учебного материала позволяют сделать учебу интересной и увлекательной для школьников любого возраста.

Школьные учебники переведены в электронную формуУже существуют обучающие компьютерные программы, например, для планшетов, в которых ученики выполняют задания и тесты. Далее программа сама проверяет правильность ответов и пересылает их педагогу, который ставит оценку. Такие курсы разрабатываются и внедряются современными учебными центрами и используются в корпоративном образовании. Во время занятия гаджеты могут объединяться в единую сеть, а преподаватель может обмениваться файлами с учениками беспроводным способом. Например, подобные технологии поддерживают последние модели планшетов Samsung. Однако о повсеместном внедрении в российских школах, речь пока не идет.

Лучшие устройства для чтения электронных учебников

Школьные учебники переведены в электронную формуОднако сказать, что современные технологии в российских школах не используются совсем, было бы неверно. В некоторых образовательных учреждениях преподаватели по собственной инициативе призывают родителей приобретать для детей «читалки» – электронные ридеры с бумагоподобным, черно-белым дисплеем. Такие устройства чрезвычайно качественно имитируют настоящую бумагу и могут быть использованы, например, на уроках литературы при чтении художественных произведений.

В ридер умещаются тысяч книг – закачать все произведения русской классики будет делом нескольких минут, зато ребенку не придется носить на уроки бумажные фолианты. Дети, привыкшие к сенсорным смартфонам и планшетам, с легкостью осваивают читалки. К примеру, легкий и компактный 6-дюймовый Pocketbook 650 идеально подойдет для чтения произведений русских классиков.

Pocketbook 650 c экраном 6 дюймов

Черно-белые электронные ридеры пригодятся и для изучения технических предметов. И не только в школе. Устройства с 8 и 9,7-дйюмовыми большими экранами позволят с комфортом читать и просматривать электронные учебники по точными наукам и школьникам, и студентам. Такие файлы представлены в цифровых форматах PDF и DJVU и часто содержат формулы, графики, таблицы.

Читать на 6-дюймовом ридере такие книги не получится, так как экран слишком маленький. На 8-ми и 9,7-дюймовых читалках работать с ними – одно удовольствие.

Функционал электронных ридеров позволяет увеличивать масштаб, обрезать поля, ставить закладки, делать рукописные пометки в тексте.

Помимо PDF и DJVU поддерживаются все остальные текстовые форматы, а также просмотр изображений в черно-белом виде.

Школьные учебники переведены в электронную форму  9,7-дюймовый ридер Onyx M96M Zeus Школьные учебники переведены в электронную форму  8-дюймовый Pocketbook 840

Электронные ридеры имеют черно-белые дисплеи, выполненные по технологии «электронной бумаги», экраны не бликуют, а подсветка, которая тоже есть на этих устройствах, работает не за счет пикселей, а реализована благодаря специальным светодиодам. Поэтому такие устройства абсолютно безопасны для зрения.

Школьные учебники переведены в электронную форму 10-дюймовый планшет Samsung Galaxy Tab 4

Кроме читалок, электронные учебники можно читать и на планшетах.

В отличие от ридеров, это полноценные компьютеры, где помимо чтения, присутствует еще множество полезных функций: интернет, просмотр фильмов, музыка и многое другое.

Еще одним плюсом планшета перед читалкой будет более высокая скорость работы и реакция на жесты пользователя, а также полноценный цветной дисплей – книги и учебники можно будет читать «в цвете».

Платформа «Азбука»

Школьные учебники переведены в электронную формуСегодня в интернете появился проект, который является попыткой создания единой федеральной базы учебников в электронном виде в России. Платформа «Азбука» — это сайт, где доступны примерно 90% электронных версий учебников, которые используются в образовательных учреждениях России.

Пока система ориентирована на образовательные учреждения. Предполагается, что школа централизованно приобретает на сайте лицензию на использование определённого количества учебников в электронном виде на определённый срок. Электронные ключи для доступа к учебникам, по которым они проводится обучение, выдаются ученикам.

Учащиеся могут выходить в систему и пользоваться электронными учебниками на любых устройствах, в любое время как в школе, так и дома. Доступ к учебникам осуществляется через приложение (для планшетов на ОС Android и iOS) или программу для ноутбуков, компьютеров и планшетов на Windows.

Фирменные приложения и программы можно скачать на сайте «Азбуки».

Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.

Школьные учебники переведены в электронную форму

Плюсы системы – огромное количество актуальных учебников для всех классов школы, поддержка разных операционных систем и устройств. Их приобретение обойдется школам всего в 30% от их стоимости в магазинах.

К тому же проведение лабораторных работ, выполнение интерактивных заданий ученики смогут повторить дома в режиме онлайн.

Минусы – учебники нельзя скачать на устройство в виде файла, то есть читать их, например, на безопасных для глаз ридерах не получится, только на компьютере или планшете. 

Школьные учебники переведены в электронную форму Школьные учебники переведены в электронную форму

Инициатива внедрения электронных учебников по такой системе может исходить только от школы. Скачать учебники для персонального использования даже за деньги ученики и их родители не могут – работа с частными лицами «Азбукой» пока не поддерживается.

Где скачать электронные учебники

Таким образом, для желающих пользоваться электронными учебниками в индивидуальном порядке есть пока один выход – банально искать учебники по школьной программе в поиске Яндекса. Например, по запросу «скачать школьные учебники в формате pdf» находятся несколько неплохих сайтов, где можно скачать в PDF учебники по школьной программе. Их можно с комфортом читать на упомянутых нами выше устройствах – читалках или планшетах.

Школы будущего

Пока массовая информатизация в России – отдаленная перспектива. Но уже сегодня есть отдельные примеры успешного использования цифровых технологий в школах. Например, в лицее №5 города Волгограда электронные книги используются на уроках литературы и русского языка.

На занятия в старших классах литературные произведения изучаются достаточно интенсивно – почти каждый урок ученики работают с новым текстом. Носить на каждое занятие новые бумажные книги ученикам очень сложно.

В такой ситуации электронные ридеры стали незаменимы. Волгоградские школьники приходят на уроки литературы с читалками и планшетами, на которых читают книги, а письменные задания выполняют в обычной тетради.

В ближайшем будущем в цифровом формате волгоградцев будут обучать математике, физике, истории, музыке и другим предметам. Возможности электронного образования чрезвычайно широки. Например, с помощью электронных учебников школьники получат возможность виртуально посетить симфонические концерты, услышать живое звучание музыкальных инструментов.

Внедрение современных технологий в образование – вещь затратная. Необходимо закупить устройства, наладить их работу, разработать учебные программы, разработать и привести к единому стандарту электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации.

Однако, пример развитых стран говорит о том, что перевод образования в цифровой формат окупается. Технологии обучения с помощью бумажных носителей уже не привлекают людей – они просто не хотят учиться.

Это не позволяет человеку стать успешным и проводит как к личными финансовым потерям, так и ущербу для всего общества в целом.

Будущее за цифровыми технологиями, поэтому переход на электронные школьные учебники – необходимый и важный этап развития образования в России.

Источник: https://www.readerone.ru/about/reviews/elektronnye_uchebniki_v_rossii/

Все российские школы перейдут на электронные учебники

Но полноценный электронный учебник — не просто устройство, в которое скопированы изображения страниц традиционной книги. Предполагается, что в электронной школе компьютерные пособия будут интерактивными, информативными и инновационными. Что там будут, например, перекрестные ссылки между разными курсами и предметами. Будут встроенные лаборатории по химии, физике или биологии.

Иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов, факсимиле.

Есть хорошие наработки для электронных учебников. Но оцифрованная книга — это еще не учебник. Это набор фактов

Ученики смогут там же, в компьютере, выполнять задания: программа сама проверит правильность ответов и перешлет их учителю, чтобы тот поставил оценку. Во время урока гаджеты учеников объединятся в единую сеть, а педагог получит возможность работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому его персональное задание.

Но это пока мечты. А как обстоит дело с электронными учебниками в России сейчас? И как сделать прекрасное далёко близкой реальностью?

Пять наивных вопросов об электронных учебниках

1. Зачем нужны электронные учебники?

Первый опыт с ридерами доказал: замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.

Школьные учебники переведены в электронную форму

Правильное использование компьютеров в школе действительно позволяет сильно повысить интерес детей к учебе и, как следствие, сильно улучшить их знания и оценки.

Так, в Аргентине, в не самой благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали гаджеты со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики.

И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьем десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним.

Любопытно, что в Великобритании компьютеры с переменным успехом внедряют в школы уже почти полвека. Здесь первыми перевели на электронное образование самые отстающие школы. Руководствовались простым принципом — больше навредить там уже практически невозможно.

2. Во что России обойдется массовая информатизация образования?

Расходов много. Надо закупить технику, наладить ее работу,  разработать программы, создать полноценные электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации, всем этим процессом надо управлять.

В России четкого понимания стоимости перехода к электронному образованию нет.

В Великобритании, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6-7 тысяч фунтов стерлингов (300-360 тысяч рублей) на каждого ученика.

— Все считают, во что нам обошлись электронные учебники, но никто даже и близко не прикинул, сколько денег потеряло бы Королевство, если бы мы этого не сделали, — замечает бывший директор департамента информатизации общего образования Великобритании Дуг Браун.

— Технология бумажного обучения уже не привлекает людей, многие просто бросают учиться. Из-за этого люди не могут получить ту квалификацию, на которую способны.

Это все не позволяет человеку стать успешным и приводит к финансовым потерям его самого и общества в целом.

Любые инвестиции в перевод российского образования на компьютерные рельсы окупятся, уверена и Светлана Авдеева.

Что нового появится в школе в связи с новым законом «Об образовании»

— Экономисты утверждают, что рост образовательных достижений выпускников школ на 5 процентов через десять оборачивается удвоением ВВП страны, — уверяет Авдеева. — На образование деньги тратить не жалко.

3. Чем компьютеры могут быть опасны для школьников?

Все модели проходят довольно жесткую сертификацию, а школьные СанПиНы таковы, что даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено.

Детское здоровье от электронных учебников не пострадает.

Об этом свидетельствуют и результаты апробации опытных моделей, прошедшие уже в десятке регионов России, и опыт работы школ, где компьютерное обучение еще несколько лет назад стало нормой, и опыт зарубежных коллег. В начальной школе, перешедшей на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, часть уроков уже сейчас проходит на ноутбуках.

— Тем не менее риски есть, — признала Светлана Авдеева. — Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации.

Ведь главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним.

Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать.

4. Кто будет учить детей в «электронной школе»?

Ситуация неоднозначная. С одной стороны, только по образовательной программе Intel в России прошли подготовку почти две трети из полутора миллионов наших педагогов. Есть еще курсы повышения квалификации, на многих из них преподают те же премудрости работы с компьютерной техникой.

Школьные учебники переведены в электронную форму «РГ»-советы: Какую технику купить школьнику для учебы

Но это в теории. На практике не все получается так здорово. В одном из регионов — лидеров по внедрению компьютеров в школы — в Татарстане, в лучшей школе Казани провели открытые уроки, показали, как они используют компьютеры в образовании. Эксперты вышли оттуда озадаченные.

Вроде бы все, что надо, было: у детей красивые ноутбуки, все в локальной Сети, учитель выводит картинки с мониторов учеников на интерактивную доску, но… Экраны на части детских ноутбуков заклеены защитной пленкой, которую положено отрывать перед началом работы — через нее очень трудно смотреть, глаза быстро устают.

Зато ценное школьное имущество в безопасности.

А сам урок — такой же, как проводили еще лет двадцать назад. Только вместо цветных карточек в руках детей теперь клавиши ноутбуков. Сплошная профанация вместо прогресса.

Большинство педагогов, пытающихся внедрить электронное образование, просто не знают, что им делать. И ограничиваются тем, что адаптирует старые методики и «бумажные» технологии для использования на компьютерах.

Читайте также:  Школа в шотландии глазами родителей из россии

5. Что с самими электронными учебниками?

У нас есть хорошие наработки для будущих электронных учебников, но их самих пока нет. Бумажные издательства стараются идти по пути наименьшего сопротивления, понемногу переводя свои книги в электронный вид. Но оцифрованная книга — это еще не электронный учебник.

Для электронной школы, которая предполагает другую методику работы с детьми, — упор на самостоятельную добычу и освоение знаний под мудрым руководством учителя-наставника, — этого мало.

И смогут ли авторы написать совсем новые электронные учебники за оставшийся год, пока непонятно.

Эксперимент

Волгоградская область вошла в число семи пилотных регионов, участвующих в эксперименте по переходу на электронные учебники. Электронные книги внедрены в 20 школах города и области. В Волгоградском лицее № 5 электронные книги решили использовать для уроков литературы.

— Мы учимся по программе «Школа 2000-2100», а она предусматривает, что на уроках литературы, особенно в старших классах, практически каждый день идет работа с новым текстом, — рассказывает учитель Ирина Зинова. — Приносить с собой на урок такое количество бумажных книг нереально.

Школа закупила 12 электронных книг. Но многие ученики пользуются личной техникой — планшетами или теми же ридерами, компьютеры дома есть у всех. Учебники закачивают через электронный терминал — капсулу «Азбука» — это федеральная система легального распространения электронных учебников.

Как проходит «электронный» урок? Да практически так же, как и обычный. У каждого на парте лежит планшет или «читалка». Учитель называет, какое из учебных пособий нужно в данный момент, дети его открывают. Все, как прежде: номер страницы, номер упражнения. Письменные задания выполняются в тетради. На уроках литературы «читалки» также позволяют выделять текст «маркером», делать закладки.

Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.

— Сейчас у нас закачано 15 учебных пособий, — рассказывает Ирина Зинова. — Это два основных учебника по русскому языку, сборники тестов, дополнительные пособия. На мой взгляд, электронные книги — это хороший способ экономии родительского кошелька.

— Цифровая библиотека находится в общем доступе и укомплектована необходимым набором учебников, входящих в образовательные программы, — пояснили в министерстве образования региона. — Кроме того, в цифровом виде школьники смогут изучать большой набор дополнительной литературы.

  • Вслед за литературой и русским в пятом лицее электронные книги стали использовать и на уроках физики: ридеры и планшеты дают большие возможности работы с графиками, рисунками, схемами.
  • Подготовила Ксения Бурменко, Волгоград
  • Опрос «РГ»

Источник: https://rg.ru/2013/09/30/uchebniki-site.html

Школьные учебники отменят к 2020 году

  • Министерство просвещения, выделенное в мае из Министерства образования и науки в отдельное ведомство, начало «пробовать силы»: обнародован проект «Цифровая школа».
  • Программа, пока оценивающаяся по расходной части в полмиллиарда рублей, предполагает частичный отказ от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы к декабрю 2020 года.
  • Процесс перехода от «аналоговых» учебников к цифровым идет спонтанно уже не первый год — правда, преимущественно в учебных заведениях, не входящих в систему Минпросвета (или ранее Минобрнауки).

Множество частных школ и курсов (Foxford, Skyeng, EF, всевозможные предметные олимпиады и т. д.) практикуют именно цифровые учебные пособия — часто для них это единственно доступный вариант организовать обучение групп, распределенных в реальном пространстве и собирающихся в классы исключительно онлайн.

Минпросвет, по сути, идет по тому же пути, с той лишь разницей, что вышеупомянутые образовательные учреждения предлагают своим студентам работать на их личных домашних компьютерах и софте.

Программа «Цифровая школа» предполагает снаряжение всех школьников некими «сертифицированными в установленном порядке устройствами персонального доступа» со скоростью передачи данных не менее 100 Мбит/с (возможно, основная доля затрат из названных 507 миллионов рублей и пойдет на их закупку).

Кроме собственно образовательного процесса, к 2025 году все школьные медицинские кабинеты должны будут установить взаимодействие в электронном виде с детскими поликлиниками.

Упаковано в цифровой атмосфере

При введении «прогрессивных» технологий обучения крайне важно не выплеснуть с водой и ребенка, предупреждает руководитель проекта «Берегиня» по развитию семейного образования в Севастополе Людмила Светличная

Несмотря на то, что современные дети уже рождаются «с планшетами в руках», было бы серьезной ошибкой начинать их школьное обучение сразу в электронном виде, сказала она «Ридусу».

У ребенка при чтении с монитора и при чтении с бумажного листа развиваются совершенно разные участки головного мозга. Ребенку важно держать в руках трехмерный объект, так как это развивает зрительное восприятие, мелкую моторику и самодисциплину. Наконец, чтение с монитора намного быстрее портит зрение, чем чтение с листа, — перечислила она минусы «всеобщей и полной цифровизации» учебного процесса.

Электронные учебники, разумеется, нужны, но они должны идти как дополнение к бумажным в той или иной пропорции, а не как полная альтернатива, полагает педагог.

Перевод учебного процесса в электронный вид должен проводиться там, где это ускоряет процесс обучения, но не как самоцель, добавляет Светличная.

Например, электронные словари — это бесспорно удобнее, чем шерстить бумажный том в поисках одного слова. Но самое главное, почему «цифра» не должна получить приоритет над традиционными учебниками, — это совсем иная атмосфера, которую создают в классе тот или другой способ обучения, считает она.

Школьники на подсознательном уровне воспринимают электронные гаджеты как игрушки, но не как инструмент для серьезных занятий. Поэтому в „цифровом классе“ царит более расслабленная обстановка, чем когда ребята работают с книгами. Для учителя это не совсем та энергетика, которая способствует эффективному обучению. Когда у меня на уроках студенты кладут перед собой книгу, она волшебным образом меняет их отношение к учебе, даже если они ее в конкретный момент не раскрывают. Потому что книга — это определенный символ приобщения к тайнам науки, от книги исходит аура, которой электронные учебники лишены начисто, — объясняет педагог.

Невыносимая тяжесть бытия

Мама московского старшеклассника Елена Дудалева, напротив, убеждена, что чем скорее школы избавятся от бумажных учебников, тем лучше будет для учеников.

Для нас настоящей проблемой является необходимость ежедневно таскать с собой по пять килограммов учебников. Перевод обучения на электронные рельсы облегчил бы нашу жизнь в прямом и переносном смысле. Именно так мой сын изначально занимается в онлайновых школах „Фоксфорд“ и Skyeng, — поделилась она с «Ридусом» личным опытом.

  1. В сентябре сын Дудалевой начинает обучение в одной из частных школ, которая с первого дня позиционирует себя как учебное заведение, устремленное в будущее во всем — включая технологии обучения. 
  2. Одним из условий обучения в ней является наличие у каждого школьника персонального ноутбука и смартфона (причем характеристики каждого из этих девайсов четко прописаны в договоре об обучении — вплоть до того, какой антивирус должен быть на них установлен).
  3. И такая скрупулезность основателей школы совершенно оправданна, считает Дудалева.

Наличие у подростка ноутбука создает огромный соблазн использовать его не только для учебы, но и для кучи посторонних занятий. Поэтому надо очень пристально контролировать, какие у школьника программы там инсталлированы. И кроме того, чем школьник младше, тем важнее для него живое общение с преподавателем, который может дисциплинировать его самим своим присутствием, — повторяет она мысль, высказанную севастопольским педагогом.

Но в конечном итоге принципиально важным является не то, какая технология — бумажная или безбумажная — используется для обучения, а личность преподавателя. 

У Василия Сухомлинского, Януша Корчака или Антона Макаренко, как и у их учеников, никаких планшетов и смартфонов не было и быть не могло. И это не помешало им и десяткам другим великих педагогов войти в пантеон славы своей профессии.

В тех онлайновых курсах, на которые записан мой сын, ряд преподавателей ведут занятия так, что ты забываешь, что видишь их на мониторе компьютера, — настолько они своей энергетикой вовлекают школьников, которых они даже не видят, в предмет изучения! Поэтому учиться по книге или по электронному пособию — вопрос вторичный. На первом месте все равно останется личность преподавателя, — убеждена Дудалева.

Источник: https://www.ridus.ru/news/278441

Российские школы переведут на электронные учебники — МК

К декабрю 2012 года их будут использовать везде

Еще недавно ЭОР (электронные образовательные ресурсы) считались лишь одним из средств обучения, притом далеко не самым главным. Но вскоре все изменится. Как выяснилось на заседании коллегии Минобрнауки 27 декабря, тотальная замена традиционных учебников электронными скоро станет реальностью.

Эксперимент с электронными учебниками идет полным ходом, сообщил членам коллегии Минобрнауки замдиректора Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Лейбович: «В итоге электронный учебник перестанет быть дополнением к основному учебно-методическому комплекту, а станет его основной компонентой».

По словам Лейбовича, 75 учебников из федерального перечня рекомендованных и допущенных для преподавания в школе уже адаптированы в электронные и по ним в пилотном режиме учатся более 1,4 тыс. школьников в девяти регионах России. В частности, используются нетбук-планшет; электронная книга с сенсорным (e-link) экраном и электронная книга с цветным (e-link) экраном, уточнил он.

Одновременно готовятся так называемые «творческие конструктивные среды» по математике, физике и биологии – интерактивные виртуальные лаборатории, конструкторы и практикумы, с помощью которых школьникам станет легче, а, главное, интереснее изучать естественно-научные дисциплины. А для ребят из отдаленных и сельских местностей – ЭОР «Сокровища российских музеев», позволяющие приобщить их к прекрасному, без отрыва от малой родины.

Новые технологии входят в школьную жизнь стремительно. Опрос фокус-группы «Учащиеся» из числа участников эксперимента подтверждает: 15% школьников используют новые электронные учебники на каждом уроке, а 76% – также ежедневно, хотя лишь на некоторых уроках. Медленнее идут дела с выполнением домашних заданий. Здесь новой возможностью пользуются 59% опрошенных, что, впрочем, также немало.

Главная задача апробации, подчеркивают в Минобрнауки, «заключается в ответе на вопрос: может ли мобильное электронное устройство заменить комплект традиционных бумажных учебников, существенно его дополнить, способствовать формированию межпредметных компетенций учащихся и поддерживать процесс активно-деятельностного обучения при переходе на новый образовательный стандарт». При этом большинство учебников из федерального перечня, как уверяют в ФИРО, «могут быть легко и быстро переведены в электронную форму. Нужен лишь стимул, чтобы активизировать издательства, и таковым может стать уравнение в правах бумажных и электронных учебников».

Уже к декабрю 2012 года, отметили на коллегии, использовать электронные образовательные ресурсы предстоит всем российским школам. Однако пионерами в связи с переходом на новый образовательный стандарт станут 1-е и 2-е классы. Комплекты ЭОР для них будут готовы к повсеместному использованию уже к 1 сентября 2012 года.

Смущает лишь два момента. Прежде всего, необходим постоянный мониторинг влияния электронных учебников на состояние здоровья пользующихся ими детей.

Без него перевод школы на «электронику» может вызвать серьезные опасения родителей. Второе возможное препятствие для распространения новшества – недостаточная техническая оснащенность школ.

Главную проблему в этом видят 44,5% опрошенных учителей и 67,4% директоров школ.

Источник: https://www.mk.ru/social/2011/12/27/657262-rossiyskie-shkolyi-perevedut-na-elektronnyie-uchebniki.html

Корпорация “Российский учебник” отчиталась о переводе изданий из федерального перечня учебников в электронную форму

Самая крупная в нашей стране издательская корпорация “Российский учебник” накануне отчиталась о том, что все издаваемые ей учебники из федерального перечня были переведены в электронную форму.

Под контролем корпорации находится не весь федеральный перечень учебников на 2017-2018 год, но, тем не менее, именно входящие в неё издательства печатают основные учебные пособия, по которым занимаются российские школьники.

Издания из федерального перечня учебников на 2017-2018 год можно приобрести в электронном виде

Корпорация “Российский учебник” сообщила о том, что её специалисты завершили работу по переводу в электронную форму учебных пособий, выпускаемых входящими в корпорацию издательствами. Теперь родители любого школьника могут сэкономить в случае необходимости приобретения учебника, купив на сайте корпорации электронную копию любого учебника.

Корпорация издателей учебных пособий “Российский учебник” – это три издательства: “Дрофа”, “Вентана-Граф” и “Астрель”. Группа этих издательств выпускает примерно 40% пособий, которые входят в федеральный перечень учебников, при этом это наиболее популярные и массовые издания, поэтому по факту с учебниками корпорации работает практически каждый российский школьник.

Издателями установлены единые условия для покупки в специальном интернет-магазине учебников, издаваемых корпорацией. Любое пособие стоит 149 рублей, и покупая его, вы по сути покупаете лицензию, дающую право пользоваться учебником в течение 500 дней. Чего, конечно же, вполне достаточно для любого учебного пособия, нужного лишь в течение года.

Обратите внимание, что на сайте доступны и бесплатные материалы. Так, вы можете бесплатно скачать аудиоприложения к учебнику по иностранному языку или произведения из хрестоматии по литературе.

Электронные версии учебников могут быть полезны и тем школьникам, у которых есть бумажная версия. В некоторых случаях пользоваться электронным документом может быть удобнее, а также не всегда нужно носить с собой в школу множество тяжёлых книг, достаточно иметь самый недорогой планшет.

Разумеется, стоит иметь в виду, что учебники, которые выпускает крупнейшая российская корпорация – не единственные, переведённые в электронный вид.

Если то или иное издание публикуется другими книжными издательствами, имеется смысл обратиться на сайт издательства в поисках электронного учебника.

Любое издание из федерального перечня рано или поздно должно получить свою электронную копию, которая при этом может быть не только текстом учебника в электронном виде, но и содержать интерактивные элементы, делающие процесс обучения более интересным и увлекательным для ребёнка.

Источник: https://newsment.ru/news/korporatsiya-rossijskij-uchebnik-otchitalas-o-perevode-izdanij-iz-federalnogo-perechnya-uchebnikov-v-elektronnuyu-formu/

Ситуация по России: электронные учебники в школах

С 1 сентября в школах внедряются электронные учебники (один из основных поставщиков — издательство «Просвещение»). Это не просто оцифрованный бумажный учебник, а интерактивное издание: с видеороликами, возможностью комментирования, ссылками на внешние ресурсы и так далее.

Логично, что для реализации этих проектов и школьники, и педагоги должны быть обеспечены соответствующей техникой.

На сайте Просвещения есть требования для устройств:- Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 7 и 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.

— Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.- Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280×800 точек) и больше.- Наличие свободной памяти на устройстве от 3 Гб для комплекта из 10 учебников.

Таким образом, нужен полноценный компьютер-планшет.

Учитывая такие тенденции, мы и решили провести опрос. Родители вскоре столкнутся с необходимостью приобретать планшеты, чтобы дети могли пользоваться электронными учебниками на уроках.

В школах организовывают специальные уроки для педагогов, чтобы объяснить, как лучше интегрировать электронные учебники и планшеты в учебный процесс.

Нам стало любопытно, как к этому относятся педагоги, родители, дети.

— Наталья Жаркихкуратор проекта «Смотри и учись!» от Дневник.ру

Beeline, предполагая выйти на рынок поставок 3G-планшетов для образовательных учреждений, и Дневник.ру как площадка для проведения масштабного опроса запустили спецпроект «Смотри и учись!».

Задачи проекта — рассказать пользователям о наиболее эффективном использовании планшетов в учебе, поделиться советами и полезными материалами, обсудить вопросы безопасного поведения в интернете.

А для чистоты эксперимента проводился тест-драйв планшетов для учебы, участниками которого стали школьники с 8-17 лет.

Дневник.ру перед запуском проекта провёл опрос среди своих пользователей, чтобы разузнать обстановку в российских школах, отношение родителей, педагогов и учителей к будущему внедрению мобильных устройств в образование. В опросе приняли участие более 300 учителей, 19 218 родителей, 36 313 учеников из 85 регионов РФ.

Только треть родителей видит плюсы во внедрении электронных учебников.

А учителя более оптимистичны: около 80% думают, что хотя бы хуже не станет.

В ходе опроса удалось выяснить, что в настоящее время использование планшетов в российских школах скорее редкость: 81% учителей, 90% родителей и 88% учеников признались, что пока подобных уроков в их школах нет.

В то же время многие образовательные учреждения уже начали использовать электронные учебники, а значит, постепенно уроков с использованием планшетов будет становиться больше.

В конце концов, всего несколько лет назад большинство с недоверием относилось к электронным дневникам и журналам, а сегодня они стали вполне привычным делом.

Среди опрошенных учеников уверенное большинство с одобрением относится к внедрению планшетов в учебный процесс (76%), их поддерживает 48% респондентов-учителей и чуть меньше родителей (32%). Сомнения взрослых можно понять: педагоги считают, что у детей появится дополнительный отвлекающий фактор, что отметили 48% респондентов.

В целом родительская аудитория с интересом относится к внедрению планшетов в образовательный процесс, но ещё не торопится делать выводы о пользе или вреде этой тенденции.

Читайте также:  Общество навязывает девочкам стандарты успеха

Интересно отметить, что все группы респондентов отметили преимущества использования планшетов: удобство хранения информации, возможность проведения интерактивных уроков, доступ к библиотекам и базам знаний, возможности для творчества и, конечно, легкий портфель. Электронный учебник вместо бумажной книги выбрали 59% учеников.

В среднем 4 книги носит средний ученик в своём среднем портфеле.

На  форуме проекта родителей попросили поделиться советами по поводу использования планшета и других гаджетов их детьми. Как и ожидалось, разгорелась настоящая дискуссия, мнения родителей сильно разнились. Большинство мам и пап признает, что интернет и гаджеты для учебы – это необходимость, с которой нужно считаться.

Такие родители предлагают формировать доверительные отношения с ребенком, объяснять об опасностях в интернете. Другая часть предпочитает строго регламентировать использование гаджетов и интернета ребенком. Для этого советуют использовать таймер или разрешать «серфить» только в выходной день. Встречаются и родители, убежденные, что интернет – от лукавого.

По их мнению, необходимо «как можно больше загрузить спортом, музыкой, у кого что».

И тем не менее, у многих планшеты-таки есть.

Ребенок сидит в интернете от безделья. Нужно занять ребенка полезными делами, записать в интересные для его возраста секции и кружки.

При этих обстоятельствах ребенок ходит в интернет только для учебы, добывает полезную и нужную информацию на достойных сайтах, т.к. на остальные у него просто нет времени.

Тогда и ограничивать не приходится, и отношения в семье замечательные, и ребенок счастлив!)).

Конечно, остаётся вопрос: где будет добывать ребёнок знания о том, какие сайты полезны, а какие нет?

Что касается отношения к электронным учебникам, то большинство родителей всё же признают очевидное преимущество: портфель ребенка наконец станет легче на несколько килограмм, но многих смущают возможные последствия для зрения:

Это будет не очень удобно. Вы только представьте, по 5 часов в день вы будете сидеть в планшетах. Что же будет с вашими глазами? Да к тому же не многие семьи могут позволить себе это.

Насчёт доступности устройств можно сказать, что современный рынок предлагает множество устройств по приемлемой цене. А вот по поводу снижения зрения родители беспокоятся зря. Вот что говорит Наталья Жарких, куратор проекта «Смотри и учись!» от Дневник.ру:

«В настоящее время в планшетных компьютерах используется чаще всего TFT-дисплей, который относится к категории жидкокристаллических. Хоть дисплей светится сам, а не отражает свет, сам факт наличия свечения не влияет на зрение.

Яркость данного дисплея всегда регулируется так, чтобы отличие изображения на данном экране от изображений на экранах с отражающей поверхностью было практически незаметно. То есть мы получаем практически лист бумаги с напечатанным текстом.

Однако необходимо понимать, что для «TFT» дисплеев характерно наличие межпиксельной «сетки», то есть имеются промежутки между элементами, которые формируют изображение (данные промежутки нужны с целью осуществления электрического соединения между элементами матрицы). Чем выше разрешение, тем менее видна сетка.

Само наличие сетки всё-таки приводит к напряжению глаз, но только при очень длительном использовании. Для снижения негативных последствий рекомендуется делать перерывы каждые 40 минут, а также понизить яркость экрана. В случае со школьным планшетом обе рекомендации учитываются без особого труда, ведь урок длится как раз 40-45 минут».

Пока родители вели дискуссию по поводу планшетов и интернета, организаторы конкурсным путём выбрали 5 молодых людей, которым доверили тестирование современного гаджета для учебы. Еженедельно ребята получали задание и делились своими впечатлениями.

Лучший обзор планшета для учебы подготовила Жукова Мария.

По мнению девушки, идеальный планшет для школьника должен быть: компактный, с удобным интерфейсом, с большим объёмом внутренней памяти (для скачивание электронных учебников, энциклопедий, словарей), быстрый; со встроенным Office, с безопасным интернетом.

В ходе тест-драйва школьники должны были выбрать и изучить приложения для учебы, научиться основам тайм-менеджмента с помощью гаджета. Кстати, следовать плану оказалось самым сложным:

Планшет давал мне напоминания, что я должна сделать в данное время. И если, честно признаться: мне показалось, что очень тяжело жить по часам. Но, правильно организовав своё время, я сэкономила для себя свободные минутки, которые провела в игре с младшим братом.

— Мария Жукова

С остальными заданиями школьники справились без особого труда. К 10-11 годам современные школьники уже вовсю пользуются электронной почтой, скачивают и читают книжки, делают фоторепортажи и монтируют их в приличный видеоряд.

Так что, кажется, дети полностью готовы к использованию мобильных устройств в образовательных целях. Это неудивительно — нынешнее поколение городских детей и не знает мира без интернета и технологий.

А вот родители, школа и сама система образования пока ещё на полпути: ведь для эффективного внедрения необходимы чёткие стандарты работы с интерактивными электронными пособиями и постоянное повышение квалификации педагогов, и без того загруженных бумажной работой.

18 декабря 2015, 20:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://newtonew.com/school/e-books-at-russian-schools

Могут ли электронные учебники заменить бумагу

Норвегия предложила отложить летнюю Олимпиаду в ТокиоПравительство намерено выделить на поддержку ИЖС 138 млрд рублейСмольный оценил ущерб для бюджета от эпидемии коронавирусаПолиция Петербурга назвала одиночный пикет массовым мероприятиемСтрельба на северо-востоке Петербурга.

Полиция ищет «Форд Фокус»В Петербурге коронавирус поразил четырёх женщин от 51 до 87 летПетербургских доноров коронавирус не пугает. Дефицита крови пока нетНа выходных в Петербурге приморозит, в Ленобласти ночью — до минус 14Минздрав: Чтобы не потолстеть на карантине, надо танцевать«Итоги недели» с Андреем Константиновым:В России 54 новых больных коронавирусом.

Четверо нашлись в ПетербургеНа Староневском встретились BMW и Mercedes и уронили столб на тротуарМЧС России ограничило проведение проверок до 1 маяМишустин прописал стройке лекарство от коронавирусаВ больницах Петербурга частично отменили плановую госпитализациюЦентробанк снизил курсы евро и доллара сразу на несколько рублейПредыдущие новостиАрхив материалов

Почему смелый план Министерства просвещения РФ по переводу школ на электронные учебники к 2020 году может в прямом смысле этого слова остаться на бумаге.

Мудрац Александра, ITAR-TASS

Реформа под рабочим названием «Цифровая школа», которую готовит Министерство просвещения, предполагает внедрение к 2020 году цифровых учебников в средней и старшей школе. Однако к изменениям не готовы ни издательства, осваивающие миллиардные госзаказы на печать учебников, ни российские учителя. 

Минпросвещения в рабочей версии проекта, с которой ознакомились в РБК, планирует к концу 2020 года внедрить цифровые учебники в средней и старшей школе по 11 традиционным предметам, а также по дополнительным 40 дисциплинам. Общий бюджет проекта — более 500 млрд рублей.

Контролирующие  рынок учебников издательства готовятся к реформе уже несколько лет и даже уже перевели свои учебники в электронный вид. Однако, судя по отзывам пользователей, разработанные ими версии сделаны для галочки и не могут быть полноценной заменой бумажных пособий.

Двигатель книжного рынка

Российская книжная палата в феврале обнародовала официальную статистику по итогам 2017 года, согласно которой за минувший год в России было выпущено более 471 млн экземпляров книг. Ровно половина этого объема – учебники для школьников (189 млн экз.),  дошкольников (34 млн экз.) и студентов (4,5 млн экз.).

Около 80% рынка учебников контролируют два игрока – издательство «Просвещение», которое ассоциируют с фигурой миллиардера Аркадия Ротенберга, а также корпорация «Российский учебник» – объединяет группу издателей во главе с «Эксмо-АСТ», которым владеет Олег Новиков, член правления Российского книжного союза и вице-президент «ОПОРы России». Первенство по тиражам принадлежит «Просвещению», которое напечатало в 2017 году 100,4 млн экземпляров  – почти на 40 млн больше, чем годом ранее. На втором месте «Российский учебник» – на его счету 93 млн экземпляров. 

Тиражи учебной литературы и книг для детей, которые закупают за бюджетные деньги, внушительные.

За прошлый год «Просвещение» заработало на таких госконтрактах более 8,6 млрд рублей, при общей выручке в 12,6 млрд рублей.

А «Российский учебник», если судить по отчетности входящих в него издательств, — более 1,8 млрд рублей («Вентана-Граф» – 661 млн, «Астрель» – 113 млн рублей, «Дрофа» – 1,1 млрд рублей, АСТ — 29 млн). 

Школы могут покупать только те книги, которые входят в федеральный перечень Минобрнауки. В нем 1423 наименования. Лидеры рынка делят его поровну – 480 у Просвещения и 485 у «Российского учебника». С 2015 года обязательным условием попадания учебника в перечень является наличие у него цифровой версии.

Любой электронный учебник «Просвещения», от «Азбуки» до «Геометрии», стоит в официальном магазине 94 рубля. Цена на печатную версию значительно выше.

Например, «Биология» за 7-й класс в печатном виде обойдется там же в 471 рубль. Версия «Биологии» за тот же 7-й класс от «Российского учебника» обойдется в 569 рублей за печатную версию и в 149 рублей за электронную.

Но в магазине есть и учебники по 75 рублей за штуку в цифровом формате. 

Источник: https://www.fontanka.ru/2018/06/22/087/

Статья "Использование электронных форм учебников в образовательном учреждении"

  • Статья
  • «Использование электронных форм учебников
  • в образовательном процессе»

Сегодня учебный процесс находится на стадии активной модернизации и дольше всех не сдавал своих позиций учебник. Он оставался все таким же бумажным и тяжелым. Замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован печатными и электронными учебными изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам.

С 1 января 2015 года обязательным условием при издании  учебников и для включения их в Федеральный перечень учебников станет наличие у учебников  электронной версии.

При этом электронная копия должна соответствовать бумажной версии издания и дополнять учебник мультимедийными и интерактивными элементами.

На данный момент учащимся школ наряду с учебниками в печатной форме необходимо предоставлять электронный учебник.

Понятие ЭФУ отражено в 2 документах

  1. В государственном стандарте, который посвящен электронным изданиям и их видам. ЭУ- электронное издание, содиржащие систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме удобной для изучения и преподавания и рассчитанное на учащихся роазного уровня и ступени обучения.

Под это понятие может подходить не только ЭУ, но и мультимедийное приложение.

  1. В рекомендациях выпущенным Федеральным Институтам развития образования. ЭУ – учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующие учебной программе, поддерживающее основные звенья, дидактического цикла процесса обучения и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Данные понятия не отражаю сути ЭУ. Из этих определений становиться понятно, что полноценные ЭУ, это нечто больше, чем техническое устройство или какая то программа.

В нашем понятии ЭУ — это образовательный контент, интерактивный и мультимедийный контент.

  1. Образовательный контент – структурированное предметное, использование в образовательном в образовательном процессе. Тот бумажный учебник, который мы с вами привыкли использовать и УМК он полностью соответствует по своему содержанию ЭУ. Открывая ЭУ вы видите, что структуры обоих учебников одинаковы. Это выражено визуально. Пользователь хорошо видит известные страницы печатного издания.

  2. ЭУ отличается от бумажного интерактивным и мультимедийным контентом. Интерактивный контен – составляющая, которая позволяет наладить связь между учеником и учебником, учеником и учителем. Контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя. Страницы оснащены значками

  • Манипулирования экранными объектами, запуск видео
  • Линейная и иерархическая навигация. Переход между страницами и &
  • Имитационное моделирование.

Основные органы управления, с помощью которых можно перемещаться между страницами, & изменять размер шрифта, собраны в тулбаре вверху каждой странице. Рассмотрим тулбар подробнее. В левой части находится элементы навигации служащие для перемещения по учебнику. Переход к следующей, преведущей странице, переход к оглавлению.

В правой части находятся элементы закладки, поиска, настройки (сделать текст крупнее). Для создания закладки нужно нажать правый край странице. И представлен в ней весь ее функционал: выбор цвета, автор дата создания, редактирование, сохранение удаление. Закладки в учебнике позволяют ученику сделать учебник своим дневником освоения бескрайнего поля знаний.

Обратите внимания на страницы оснащенные значками и иконками. № страницы соответствует печатному учебнику, интерактивные объекты –иллюстрации, анимации, слай-шоу, видео, ауди, практические заданияи контрольно измерительные.

Вы можете открывать всплывающие окна с образцами целого ряда заданий, это инструмент для формирования умения выполнять самоконтроль и коррекцию знаний. Запустить анимацию, это существенно усилит наглядность обучения

  1. Мультимедийный контент – синтез различных видов информации. Текстовой, графической, звуковой, при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования представления. Позволяют дополнить нам не только дополнить образовательный контент но и повысить интерес к изучению предмета.

Минусы использования ЭФУ на уроках:

  • В бумажном учебнике единственный блок информации – это разворот учебника на 2 страницах. В ЭУ это от 2 и более кадров страниц, что затрудняет работу с образовательным компонентом и снижает скорость выполнения.
  • ЭФ спроектирована с учетом принципов маштабирумости в зависимости от ширины экрана и размера шрифта. Поэтому в результате в ЭУ строка не совпадает с концом строки полиграфической версии учебника. Но это скорее не -, а особенность ЭФ
  • Другая проблема это уровень звука в аудио файлах при использовании одновременно всеми обучающимися

Плюсы пользования ЭФУ на уроках:

  • Позволяет сформировать устойчивые навыки работы с поисковой системой, реализации активно деятельностного и индивидуального обучения, сетевого взаимодействия учитель ученик.
  • Более насыщен материалом и учителю не нужно искать дополнительный материал и и не тратить на это время.

Техническая сторона.

Сегодня появился проект, который является попыткой создания единой федеральной базы учебников в электронном виде в России. Платформа «Азбука» — это сайт, где доступны примерно 90% электронных версий учебников, которые используются в образовательных учреждениях России. С компанией «Азбука» сотрудничают 2 издательства «Прсвещение» и Дрофа

Подключившись к «Азбуке», школа получает возможность оснащать классы электронными учебниками, создавать электронную школьную библиотеку, приобретать, распределять и использовать электронные учебники в единой системе.

Предполагается, что школа централизованно приобретает на сайте лицензию на использование определённого количества учебников в электронном виде на определённый срок. Электронные ключи для доступа к учебникам, по которым они проводится обучение, выдаются ученикам.

Учащиеся могут выходить в систему и пользоваться электронными учебниками на любых устройствах, в любое время, как в школе, так и дома.

Доступ к учебникам осуществляется через приложение (для планшетов на ОС Android и iOS айюс) или программу для ноутбуков, компьютеров и планшетов на Windows. Фирменные приложения и программы можно скачать на сайте «Азбуки».

Необходимо иметь оперативную память не менее 1 гигабайт, 100 гигабайтов на жестком диске. Интернет нужен только для установки учебников.

После того как вы загрузили ЭУ на свое устройство через приложения они работают без интернета.

В своем образовательном учреждении мы используем мобильный класс, который содержит несколько ноутбуков. Для организации индивидуальной работ удобно использовать планшет, для организации фронтальной с классом учитель использует ЭУ в режиме демонстрации через проектор или использовать его интерактивные возможности через смарт доску.

Интернет, ноутбуки, планшеты — это часть нашей жизни. И родители могут бесконечно не соглашать и бороться, что современные дети не представляют своей жизни без этих устройств. Либо, пустить эту энергию в мирных целях, ведь планшет теперь не только развлекает, но и учит детей.

И в заключении я хотела бы добавить, что перед нами открываются совершенно новые возможности, которые несут компьютерные технологии и ЭУ. Насколько удачно и эффективно мы сможем их использовать зависит от нас. Новое не должно разрушать старого. Оно вбирает в себя все его лучшее и уже известные формы работы приобретают новые возможности.

Источник: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-elektronnih-form-uchebnikov-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-2306354.html

Ссылка на основную публикацию