Школы в других странах глазами российских родителей

Школы в других странах глазами российских родителей

В каждой стране детей воспитывают по-своему. Где-то родители помешаны на оценках, а где-то на безопасности, где-то детям можно все, а где-то им надо ложиться строго по расписанию. Все мы разные, иногда даже удивительно насколько.

Редакция Tlum.Ru сделала подборку из 8 разных стран с отличными друг от друга системами воспитания. Давайте узнаем, где дети до 30 живут с родителями, а где в школах ребенка научат правильно улыбаться.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

ЯПОНИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

До 5 лет ребенку в Японии позволяют практически все. Хочешь — рисуй на обоях, хочешь — бегай голышом по улице, хочешь — бей посуду. Но с 5−6 лет малыша загоняют в очень жесткие рамки правил и ограничений.

И попытаться ослушаться — означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы.

Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.

КАК ВЫРАСТИТЬ ГЕНИЯ

Также в Японии широко практикуется ранее развитие. С трех лет ребенок обычно идет в детский сад.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  #мгупротестует: образование и наука вместо развлекухи и показухи

Оценим за полчаса!

Попасть туда не так-то просто, малыш должен пройти достаточно сложное тестирование, денег это тоже будет стоить приличных, так как родители стараются отдать детей в элитные сады, которые находятся под опекой главных университетов.

В Японии обычное дело с младенчества готовить ребенка для той или иной профессии, сад при школе, школа при университете. Поэтому уже с рождения ребенка мама может сказать: «Поздравляю, у нас врач».

ИНДИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

Главное в воспитании детей у индусов — это стремление к доброте, терпению и гармонии. Ребенка учат уважать не только людей, но и природу, поэтому дети-индусы никогда не разоряют птичья гнезда и не обижают собак. Также большое внимание уделяют самообладанию — кричать нельзя, эмоции надо сдерживать. Вдохновляют на это родители, которые тоже никогда не повышают голос в присутствии ребенка.

КАК НЕ ЗЛИТЬСЯ НА РЕБЕНКА

В школе детей учат йоге, проводят уроки медитации, основное направление берется не на знания, а на воспитание. За оценки тут не ругают, главное, чтоб человек был хороший. Общение с детьми тут более неформальное.

Учитель, да даже незнакомый человек, может погладить ребенка по голове в знак симпатии или приобнять, чтобы успокоить, и никто не смотрит на это косо. Все добры и открыты друг другу.

Ну, чего еще ждать от страны, где в школах на уроках детей учат правильно улыбаться.

  • КИТАЙ
  • Школы в других странах глазами российских родителей

В Китае нет традиционного разделение на воспитания мальчиков и девочек, здесь всех воспитывают одинаково, так как и во взрослой жизни распределений обязанностей на «женские» и «мужские» в семье нет. Как папа, так и мама могут зарабатывать или, наоборот, сидеть дома с ребенком.

ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У РЕБЕНКА

Главное в воспитании детей в Китае — это послушание. Еще с детского сада ребенок должен неукоснительно делать то, что ему говорят взрослые. Весь день ребенка четко расписан, распорядок меняют крайне редко.

Обязанности по дому детям назначают еще в дошкольном возрасте. В это же время ребенка отдают в различные кружки и секции, по желанию родителей. Перечить им — нельзя. Они выбирают досуг ребенка, даже то, в какие игрушки ему можно играть.

При этом хвалят детей в Китае крайне редко.

АНГЛИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

В Англии, напротив, принято с младенчества развивать в ребенке уверенность в себе. Родители постоянно хвалят свое чадо, даже за самые небольшие достижения, чтобы ребенок не имел низкой самооценки. Это касается как родителей, так и воспитателей в яслях и детских садах, замечания детям делают крайне редко. Обычно ограничиваются словами, пытаются объяснить, как делать можно, а как нельзя.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ РАЗНЫХ СТРАН

В школе в детях развивают стремление к индивидуализму, ценят неординарную точку зрения, стараются к каждому ученику подбирать свой подход. Ребенок сам выбирает, что ему интересно и занимается этим сколько хочет.

Родители крайне уважают личное пространство детей и никогда не входят в комнату сына или дочери без спроса.

Однако, при этом англичане всегда строги и предъявляют к своим детям очень много требований, многие из которых часто бывают завышены.

ШВЕЦИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

В Швеции ребенок — это полноценная личность, ничем не отличающаяся от взрослого. У него есть свои права и обязанности, а главное, о чем заботятся родители — это его безопасность.

Еще в 70-ых в Швеции запретили телесные наказания на законодательном уровне, здесь практикуется «воспитание без стресса». «Поступай с ребенком так, как хотел бы, чтобы с тобой поступили» — вот основное правило.

Ребенок имеет право на диалог, объяснение и время взрослых.

  1. ДАРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДОРОГИЕ ПОДАРКИ
  2. Интересно, что родители часто спят в одной кровати с детьми, считается, что днем времени проявить свою любовь и провести время вместе не хватает, поэтому этот пробел они заполняют ночью.
  3. США
  4. Школы в других странах глазами российских родителей

В США детей редко отдают в детский сад, обычно с ребенком сидят родители или няня. Также часто детей берут с собой куда угодно: в кино, театр, даже на работу.

Семья в США — это святое, поэтому там часто проходят семейные сборища, пикники или воскресные ужины.

Детям обычно дают свободу действий и возможность выбора, наказывают американские родители не строго — лишают игрушки или сажают подумать на специальный стул.

А КАК НАКАЗЫВАЮТ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Родители очень много участвуют в жизни детей — помогают со школьными проектами, приходят на матчи их команд, посещают какие-то мероприятия. Свободы американским детям дают больше, например, никто не подумает проверять легла ли спать их дочка-семиклассница или лежит и читает. Это ее выбор.

ФРАНЦИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

Французские семьи крепкие, родители обычно не стремятся отпустить детей в свободное плаванье и могут жить вместе до 30 лет. Но это не значит, что ребенок не самостоятелен, мамы рано выходят на работу и ребенку приходится учиться делать многие вещи самому. Поэтому французские дети часто выполняют небольшие поручения по дому, ходят в магазин или присматривают за младшими.

А ВО СКОЛЬКО ЛЕТ В РОССИИ РОДИТЕЛИ ОТПУСКАЮТ РЕБЕНКА ГУЛЯТЬ ОДНОГО

Родители с детства переселяют ребенка в отдельную комнату, уже 6 месячный ребенок должен спать как минимум в отдельной кроватке. Родители часто дают ребенку самому получить отрицательный опыт, не остерегая его от небольших опасностей. Лучше пусть один раз попробует сам, чем сто раз ему это объяснит мама.

ИТАЛИЯ

Школы в других странах глазами российских родителей

В Италии также существует культ семьи, клана. Родня, какой бы дальней она не была, своего не бросит.

К рождению ребенка относятся как к дару, в детстве детей балуют, задаривают подарками и закармливают сладостями. Ребенку позволяется все, но при этом за каждым их шагом родители неустанно наблюдают.

Слово «нельзя» ребенок почти не слышит, поэтому вырастают итальянцы зачастую грубыми и капризными.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ СТАРШИЙ РЕБЕНОК РЕВНУЕТ МЛАДШЕГО

В Италии размыт барьер «взрослый-ребенок», поэтому дети обращаются ко взрослым на «ты» и спокойно могут нагрубить в духе: «Теть, ты мне мешаешь, подвинься». Такое поведение даже не особо карается родителями.

Интересное по теме:Прививать или не прививать ребенкаКак вытащить ребенка из телефона?

Источник: Tlum.Ru

Источник: https://tlum.ru/news/kak-vospityvaut-detej-v-drugih-stranah/

10 главных отличий американских школ от российских

Все познается в сравнении. Поэтому вместе с «Комусом» мы сравнили два типа школ: над одной реет наш триколор, над другой — американский флаг. Сперва бросились в глаза только желтые автобусы, на которых привозят учеников. Но потом нашлись и другие отличия: подходы к единым учебникам, составу класса и тестам.

Не важно, где живет российский школьник, как он учится и чем увлекается. Кое-что про него известно совершенно точно: в шестом классе он будет изучать «Тараса Бульбу» и корпеть над правописанием местоимений с «не» и «ни». Отечественные стандарты унифицированы, темы и литературные произведения жестко привязаны не только к классам, но и к учебным часам.

В Америке единого образовательного плана не существует. Есть некое ядро, есть даже более-менее общая стратегия, разработанная в администрации штата. Однако педагог волен выбирать любой учебник, экспериментировать с методиками, а может и вовсе отказаться от «Тараса Бульбы».

Школы в других странах глазами российских родителей

В России дети учатся по одной программе, и не важно, насколько им близка органическая химия. Если она в программе — учи. При этом отечественный педагог чувствует, что дотянуть Колю до тройки — личный вызов и дело чести.

В Штатах работает принцип «если нужно, Коля возьмет сам». Там вообще никто никого не напрягает. С третьего класса американские школьники сдают общештатные тесты.

Если учитель заметит, что Коля показал выдающиеся способности, его направят на дополнительный тест, пройдя который, он получит возможность дополнительно обучаться по программе для одаренных ребят «Gift and talented». Кроме того, в США есть разные уровни обучения, а со средней школы каждый ученик выбирает курсы из наиболее симпатичных ему наук.

Чтобы не оказалось, что весь год человек ходил на физкультуру и ОБЖ, есть требование: определенное количество часов нужно уделить урокам из каждой группы предметов, то есть наукам, языкам, искусству и так далее.

У нас с подружкой Ленкой можно просидеть за одной партой вплоть до 11 класса. В США с Ленкой можно встречаться лишь на курсе по обществознанию и только в том случае, если она тоже его выберет в средней школе. В американских начальных классах учеников каждый год перемешивают для более успешной социализации.

В этом году с вами может сидеть хулиган и драчун, а в следующем он пойдет отравлять атмосферу в другом коллективе, и вы познакомитесь с совершенно новыми ребятами. Учителя тоже меняются: вы не учитесь в классе «А» всю началку, а переходите из первого класса миссис Стюарт во второй класс мистера Джонсона.

Школы в других странах глазами российских родителей

В России все как бы намекает на стабильность: по одним и тем же коридорам люди ходят все 11 лет, а в учительской ничего не меняется. Американским школьникам повезло меньше.

Им все время нужно добираться в разные места, как минимум в три разных здания: начальной (еlementary) школы с 0 по 5 класс, средней (middle) с 6 по 8 класс и старшей (high school) с 9 по 12.

В России плохие и хорошие школы формируются довольно хаотично: то учитель-энтузиаст откроет уникальный факультатив и приманит всех окрестных ботаников, то завуч-самодур, повернутый на физвоспитании, разгонит всех умников, не способных три раза подтянуться на турнике. При этом все отечественные школы финансируются из общего бюджета. Хорошо, что всегда можно отправить ребенка в школу в другом районе, где вроде как сильная математика.

В США нельзя прийти в школу не по месту прописки. А сама школа кормится из местного бюджета, который определяется налогами жителей района. Так в престижной школе оказываются специально отобранные учителя с хорошей зарплатой, у родителей учеников похожий уровень доходов, а вокруг — сплошь дорогое жилье.

Школы в других странах глазами российских родителей

Американская школа повернута на личных границах. Об уважении к ним все время говорят, объявлена нулевая терпимость к буллингу или физическому воздействию. За неудачную саечку можно вылететь из школы.

Российская школа на такие мелочи внимания не обращает, учителя из-за подножки бить тревогу не будут, а скорее скажут что-то типа «У нас, ребята, дружный класс!». Кстати, в дружном классе мало что слышали о приватности. Дикая для иностранцев ситуация: на родительском собрании оценки всех детей объявляют во всеуслышание и даже говорят, что «Таня совершенно не тянет устный счет».

В нашей стране обычная перемена длится 10 минут, а большая — целых 20. Санитарные правила и нормы запрещают перерывы меньше 10 минут, ведь за это время невозможно отдохнуть, подвигаться, размять затекшие ноги.

В Америке с переменами все грустно: в начале дня всем приходится сидеть на собрании-летучке, на которой поздравляют именинников и объявляют о планах на день. Еще у американских школьников есть 20-минутный перерыв на обед.

А между уроками приходится довольствоваться жалкими четырехминутками, которых хватает только на то, чтобы добежать до своего шкафа и поменять учебники. Американцы считают, что большие перемены не нужны: в началке дети не сидят весь урок за партами, а свободно перемещаются в пространстве.

В моду входят flexible classrooms, то есть трансформирующиеся учебные пространства, где можно работать хоть на фитболах, хоть на коврике на полу, хоть в гамаках.

Школы в других странах глазами российских родителей

Дальние родственники российских школьников часто интересуются, не двоечник ли он случаем. Мы привыкли к пятибалльной системе и знаем, у кого здесь тройбан по физике. В США по факту та же картина: буквы A, B, C и D обозначают проходные баллы в порядке ухудшения.

Роль единицы отводится букве Е. Но разница в том, что в американские учителя не оценивают весь предмет на тройку: балл разводится по компетенциям.

Например, у нас Васе бы ставили пять за устный счет, три за умение рисовать треугольники и четыре за отработку задач на скорость.

В США вместо тройки по языку вы получите отдельные оценки за орфографию, пунктуацию и аргументированность высказывания. В средней и старшей школе преподаватели чаще выставляют не оценку, а процент выполнения работы. Приезжему родственнику можно смело отвечать, что вы делите в столбик примерно на 76%.

В нашей стране существуют коррекционные школы, интернаты или отдельные классы для детей с физическими или психологическими особенностями.

В Америке принцип «каждый имеет право на образование» реализуется на деле. В обычных классах учатся слабослышащие ребята, дети-аутисты, школьники в инвалидных креслах или с синдромом Дауна. Педагоги много говорят про интеграцию, про то, какие мы все разные и особенные личности.

При необходимости школа выделяет дополнительного взрослого помощника, который помогает ребенку адаптироваться на занятиях, встречает его или сопровождает в столовую.

Право на доступ каждого ребенка к образованию распространяется и на приезжих: даже если вы всего на полгода в США по визе, вашего ребенка возьмут в местную школу, а в качестве дополнительного предмета предложат английский для иностранцев.

Школы в других странах глазами российских родителей

Каждый год первого сентября российские дети стоят на линейке и прячутся за чьими-то белыми бантами и гладиолусами. Директор произносит речь в микрофон. Родители тайком утирают слезу. Все выглядит страшно волнительно и торжественно.

Американские ученики не слышали про такой праздник — День знаний. У кого-то учеба начинается в августе, у кого-то — в первых числах сентября. Прийти в школу им можно не только без цветов и бантов, но даже в костюме Человека-паука.

Независимо от того, в какой стране ребенок ходит в школу, в учебе ему могут помочь разные канцелярские принадлежности. В «Комусе» большой выбор товаров для школьников: тетрадки, ручки, рюкзаки, настольные лампы, глобусы.

Источник: https://magazine.skyeng.ru/schools-usa-vs-russia/

Русские дети в английских школах

+T —

            Меня часто спрашивают: как русские дети адаптируются  в английских школах? Чтобы найти какой-то обобщенный ответ, я стала вспоминать разные случаи со своими клиентами,.  

     В 2008-9 годах, когда School Placement Service только начиналась, нашими русскими клиентами были в основном супер-богатые – владельцы частных самолетов, вилл в Монте Карло, причаленных в порту Монако яхт. Все хотели отправить своих сыновей только в Итон, или на худой конец в Хэрроу.

Школы в других странах глазами российских родителей

     Раньше, чтобы попасть в Итон и Хэрроу, достаточно было быть аристократом с деньгами, и не забыть записать ребенка в школу при рождении.

Читайте также:  Колонка подростка: краткий словарь школьного сленга

С тех пор английское общество изменилось, хорошее образование стало цениться больше чем богатство и происхождение, и сегодня для поступления в Итон и Хэрроу нужны не только отличные оценки по всем предметам,  но и что-то еще – музыкальная виртуозность, спортивные достижения, общественные заслуги и т.д.

     Разобравшись в ситуации, наши клиенты в конце концов соглашались на менее престижные, но не менее академически продвинутые школы.

       Бывали и исключения. Одна из таких семей обратилась к нам заблаговременно, и я обронила родителям что если обучение в Итоне для них так важно, и они готовы послать сына в Англию в начальную школу в 9 лет, у него появится шансы туда поступить.

Семья оказалась открытой к идеям, мама не сентиментальничала о расставании с сыном в юном возрасте, быстро признала что чем сидеть дома в Москве с няней, ему будет лучше проводить время со сверстниками, заниматься спортом, развиваться как личность, и в этом процессе развить английский язык до уровня почти родного.

Мальчик был умный, старательный, вежливый и открытый, и его легко приняли в симпатичную начальную школу (где учились принцы Вильям и Хэрри, для родителей это было важно). Там он проучился до 13-ти лет.

     Очень вменяемая мама этого мальчика рассказала потом что ее сын, возвращаясь из Москвы в школу в Англии, стал оставлять  свой телефон Верту дома и брать с собой старенькую Нокию.

Она говорила об этом со смесью недоумения и одобрения; явно решение сына не выделяться дорогим телефоном было для нее неожиданностью, но она чувствовала в этом какую-то новую для нее зрелость, которая была ей по-душе.

     А мальчик вероятно просто понял, что в школе в Англии лучше гордиться своими достижениями, чем богатством родителей.

Позже он попросил родителей не возить его в Лондон на частном самолете, и прилетал регулярным рейсом Бритиш Эарвейз.

Мальчик отлично закончил начальную школу, поступил в Итон, завел множество друзей, и английских и русских, и вырос умным, спокойным, уверенный в себе молодым человеком.

     С семьей другого мальчика мы ездили смотреть школы кавалькадой из трех черных Мерседесов —  в первом мальчик, бабушка и я, во втором  — мама и тетя, замыкал шествие третий, пустой Мерседес — на всякий случай, если кто-то вдруг решит раньше вернуться в Лондон.

В дороге бабушка говорила о том какие безразличные и холодные люди англичане, как мало они обнимают и целуют своих детей, и всю дорогу тискала внука в доказательство своего тактильного преимущества.

Мальчик в машине вертелся и капризничал, а в школе наоборот молчал; во время интервью, когда директор обращался к нему, отводил глаза.

     С большим трудом и множеством заверений с нашей стороны что мальчик очень хочет учиться в Англии и сделает для этого все что в его силах — изменится, будет стараться – его взяли в школу.

Расстроенная от разлуки с внуком бабушка приставила к нему персонального наставника, который за зарплату, выше чем у продюсера БиБиСи, каждый день ездил на поезде из Лондона в школу, бегал в раздевалку за футбольными бутсами или теннисными кедами которые мальчик регулярно забывал принести на физкультуру, и так надоел всем в школе, что его попросили больше не приезжать в будние дни; мальчик должен на своих ошибках научиться не забывать кеды – два раза забудет, проведет в наказание пару вечеров убирая тарелки в столовой, на третий раз приготовит кеды заранее. У этого  мальчика заняло больше трех раз – дома за него все делала няня, даже шнурки завязывала. Но кое-как привык. Учился он неважно, дисциплину соблюдал с трудом, в качестве самозащиты критиковал и Англию, и школу, и одноклассников, друзей не завел.  Хотя он еще там, в школе, я не знаю доучится ли он до конца без приключений, и сможет ли поступить в хороший университет. Надеюсь что постепенно идеи о самостоятельности, ответственности и самодисциплине проникнут в него осмосом и сделают свое благотворное дело.

Школы в других странах глазами российских родителей

     Другой молодой человек 16-ти лет, несмотря на гигантское богатство папы, был разочарован в жизни. Единственное чего ему не хватало – это внимания папы, который был очень занятым человеком, не умел заниматься сыном и пытался решить проблему деньгами, нанимая консультантов и психологов.

Мальчик страдал от отсутствия папиного внимания, и, воспринимая свое обучение в Англии как ссылку, ругал страну. Друзья были только русские, англичан называл даже не «англиками», а еще более презрительно — «англикосами».

Хотя способности у него были незаурядные, занимался неохотно и мало, оценки были неважные.

     Одновременно с ним мы устроили в школу веселую открытую девушку  —  его ровесницу – из дружной, позитивно настроенной семьи. Девушка быстро и легко интегрировалась, дружила со всеми, отлично училась в школе и поступила в Кембриджский университет.

     Начиная с 2012 года среди наших клиентов стали появляться представители среднего класса. И немного чиновников. Одна мама, из чиновничьей среды, первым делом сообщила что ее 13-ти летний сын «по способностям ниже среднего, у него проблемы по всем предметами — и по математике неважно, и пишет плохо.

» Может ли так быть, чтобы у человека не получалось вообще ничего? Пока мы разговаривали, я заметила что мама его полностью контролирует, навязывает свои мысли, и ведет себя непоследовательно — с одной стороны балует деньгами, с другой внушает что он ни на что не способен, при этом ругает за плохие отметки.

Что остается этому мальчику как не действовать соответственно оценке мамы: ниже среднего – так ниже среднего, зачем тогда стараться и прилагать усилия? Он делал домашние задания за 10 минут, если сразу не получилось —  бросал.

Друзей мало, Англию не любил, систему образования ругал «у нас в России математика сильнее».

     Другая семья – и мама и папа много работали, но по вечерам находили время играть с сыном в развивающие игры.

Девятилетний мальчик был отличным математиком, когда чего-то не знал – был готов много заниматься, после всего двух месяцев уроков английского смог худо-бедно пройти интервью с директорами четырех школ, сдал тест по математике на А, по английскому на С — большое достижение после двух месяцев занятий. Поступил в отличную школу, и в его академических достижениях и дальнейшем успехе нет сомнений.

     Вырисовывается ли из этих рассказов какой-то обобщенный ответ на вопрос об интеграции русских детей в английских школах? Вероятно что-то вырисовывается.

Когда дети приезжают заинтересованными, открытыми новому опыту, с желанием интегрироваться, учиться по новой системе и добиться академического и социального успеха – у них все получается.

Когда они приезжают с идеей что англичане холодные, а «математика у нас гораздо лучше чем у них» – дела зачастую обстоят сложнее.

     Откуда берется у детей настрой который или помогает или подрывает их успех в Англии? Когда мама с раннего возраста, вместо того чтобы поощрять ребенка, замечать его склонности и интересы и помогать их развить, внушает ему что он по способностям ниже среднего – ее постоянно повторяющаяся оценка действуют как мантра, ребенок начинает верить что он ниже среднего и перестает стараться. Если же родители поддерживают ребенка, видят его таланты, поощряют усилия, и готовы потратить свое время чтобы вместе разобрать сложную задачу или обсудить тему сочинения — тогда ребенок больше старается, прилагает усилия, разбирается и добивается результата.

Школы в других странах глазами российских родителей

     Успех ребенка зависит не от финансового благополучия  родителей, а от их отношения к жизни вообще, и к своему ребенку в частности. Если они задумываются и осознают какое влияние каждое их слово оказывает на формирование самооценки и мировоззрения сына или дочери, вероятность успеха многократно увеличивается.

Школы в других странах глазами российских родителей

     У одних моих английских друзей в доме, на стене в гостиной, среди множества картин, висит известный плакат английского графического дизайнера Антони Баррила:  «Work hard and be nice to people” (“Много работай и хорошо относись к людям»).

Если бы все семьи обрамили в рамочку и повесили на стену этот плакат, сделав его семейным девизом, и собственным примером учили своих детей ему следовать – вероятно гораздо меньше детей считали бы себя ниже среднего, отворачивались когда с ними разговаривают взрослые, и называли англичан «англикосами.

Ирина Шумович

директор

www.schoolplacementservice.co.uk

В следующем блоге:  Фиксированный менталитет и менталитет роста – как они складываются, в чем выражаются и как их изменить.

Источник: https://snob.ru/profile/29980/blog/106358

Воспитание детей в России глазами иностранцев

Иностранцев удивляет, что в русских семьях воспитанием детей занимаются женщины. Даже если жена зарабатывает больше мужа, ответственность за воспитание ребёнка несёт именно она.

Европейский подход отличается крайним индивидуализмом и концентрацией на комфорте чада. Досуг российских мальчиков и девочек наполнен разнообразными кружками и культурными мероприятиями.

Иностранцы убеждены, что такое давление ни к чему хорошему не приводит.

Какие особенности воспитания детей в России удивляют и шокируют иностранцев? Фактрум составил список самых странных традиций воспитания подрастающего поколения в России по мнению иностранцев.

Школы в других странах глазами российских родителей

Иностранцев поражает количество дополнительных занятий, на которые русские родители записывают своих детей. Даже если ребёнок увлечён спортом, он обязательно будет играть на фортепиано или рисовать.

Иногда школьники возвращаются домой поздно вечером, и перед сном выполняют домашнее задание. Кроме того, юные дарования часто посещают театры, музеи, концерты. Родителей не смущает, что некоторые мероприятия начинаются вечером, а утром дети должны идти в школу.

С точки зрения иностранца, такая жизнь слишком насыщенна для ребёнка. Он просто не успевает отдыхать.

Влияние общественного порицания за проступки в России гораздо выше, чем за рубежом.

Иностранцу странно слышать, как мать говорит на улице своему чаду: «Посмотри на себя! Что скажут люди?!» Также не совсем понятно, почему окружающие иногда позволяют себе комментировать поведение чужого ребёнка.

Общественное порицание, например, прилюдные нравоучения, в России используются чаще, чем физические наказания или лишение карманных денег.

Воспитание детей в русских семьях — не мужская забота

Школы в других странах глазами российских родителей

В России воспитание — женская работа. Подрастающим поколением занимаются преимущественно жёны, бабушки, сёстры. При этом не важно, сколько зарабатывает жена. Иностранцы удивляются такой несправедливости. Почему-то в России обязанность следить за подрастающим поколением ложится на женские плечи. В случае развода в подавляющем большинстве случаев дети остаются на попечение матери. Иностранцы этой традиции не понимают, ведь отец — такой же родитель.

Ещё один момент, вызывающий у зарубежных граждан вопрос: в России детям строго запрещают пить холодное зимой, даже в помещении. К соблюдению этого правила относятся крайне трепетно.

Вдобавок к этому родители не разрешают сидеть на холодных покрытиях, ступеньках, например. Но вот что интересно: в морозный день на улице можно увидеть мам с колясками. По мнению русских родителей, детям нужен свежий воздух.

И такая прогулка только пойдёт на пользу растущему организму.

Русские дети очень рано учатся быть ответственными. В юном возрасте им поручаются несложные домашние дела: мытьё посуды, протирание пыли, уход за животными. Нередко старшие становятся няньками младшим.

Подобная загрузка подрастающего поколения «взрослыми» заботами непонятна иностранцам. Фактически у детей отнимают детство. С 14 лет подростки в России могут официально устроиться на работу (в свободное от учёбы время).

После 18 лет молодые люди нередко совмещают учёбу и работу.

Вместе с этим в России иногда можно встретить «детей», которые живут с родителями довольно долго. Иностранцы подчёркивают, что родители могут жить с отпрысками, когда тем уже исполнилось 20, 25 и даже 30 лет.

И это считается вполне нормальным. Хотя данная тенденция постепенно сходит на нет. Всё чаще встречаются родители, которые предпочитают помогать чадам с оплатой аренды собственной квартиры, чем жить вместе.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/vospitanie-detej-v-rossii-glazami-inostrancev

Русские школы: где учить детей за границей

С каждым годом все больше россиян предпочитают жить за пределами России. Причем уезжают из родной страны как одинокие юноши и девушки, которые стремятся путешествовать, участвовать в волонтерских программах или учиться в университетах, так и взрослые, состоявшиеся люди с семьями. Оценки количества русских, проживающих за рубежом, варьируются от 30 до 40 млн.

Вне зависимости от возраста и причин отъезда, эмигранты рано или поздно сталкиваются с трудностями организации образования для детей. Особенно остро эта проблема встает перед теми, кто переехал в страну, языком которой их ребенок не владеет.

Современным переселенцам повезло гораздо больше, чем их предшественникам: русские диаспоры, существующие в большинстве стран мира, организовали русские школы.

Позаботились о соотечественниках и российские власти: при российских посольствах во многих странах также работают учебные заведения. 

Большинству экспатов такой выбор школы для ребенка может показаться странным: зачем получать образование на русском, проживая в другой стране? Родители, отдавшие детей в русские школы, по-разному аргументируют свое решение.

Некоторые понимают, что уехали из России ненадолго и стремятся избежать сложностей, связанных как с изучением языка, так и с юридическими аспектами.

Те россияне, которые покинули страну насовсем и хотят закрепиться на новом месте, часто отдают предпочтение русским учебным заведениям, поскольку уровень образования в выбранной стране, по их мнению, ниже, чем в России; или потому, что хотят сохранить русскую идентичность своего ребенка.

Немного истории

Об обучении детей на русском языке задумывались еще те, кто покинул Россию столетие назад – после Октябрьской революции – представители первой волны эмиграции. Они не могли поддерживать связи с Родиной, где считались предателями.

Зато хотели научить подрастающие поколения русскому языку и культуре, сохранить дорогой сердцу “русский мир”. В то же время, отвергнувшая их Страна Советов активно устанавливала внешнеполитические связи.

Эта ситуация привела к формированию двух типов русских учебных заведений за границей, суть которых сохраняется до сих пор.

В первое десятилетие своего существования молодое Советское государство активно устанавливало дипломатические отношения со многими странами мира. В следующие декады, особенно во второй половине XX века, некоторые советские специалисты жили и работали за рубежом, помогая новым государствам вставать на социалистический путь или представляя интересы своей Родины.

Часто они жили там годами, иногда – вместе с семьями. Их дети оставались советскими гражданами и должны были вернуться в Советский Союз, но не могли учиться в своей стране.

Для них при советских посольствах были созданы школы, где образование велось на русском языке, по одобренным Министерством образования программам, а в итоге выпускники получали советские аттестаты.

С эмигрантами дела обстояли совсем иначе. Покинув Советский Союз, они автоматически лишались советского гражданства и существенной части контактов с Родиной. Путь в школы при посольствах для их детей был закрыт.

Эмигранты первой волны, состоявшей преимущественно из тех, кто не принял советскую власть, стремились всеми силами сохранить “русский мир” и передать его детям.

Именно они начали организовывать русские гимназии, где образование так же, как и в посольских школах, велось на русском языке, но было не так формализовано.

Юридические аспекты деятельности русских школ

В современных реалиях также существует несколько вариантов, где и как учить детей на русском языке за пределами России. Основные различия заключаются в правовом статусе учреждений и документах об образовании, которые они впоследствии выдают. Выбор стоит делать, прежде всего, исходя из предположений о будущем школьника, а именно – из целесообразности адаптации в стране пребывания.

Дело в том, что длительность и содержание среднего образования, а также требования к выпускникам школ очень сильно различаются в разных точках земного шара. Проблемы могут возникнуть и с признанием документов об образовании или с их эквивалентностью.

Признание означает, что принимающая страна считает аттестат легитимным, а эквивалентность – что засчитывает за аналогичную ступень образования.

Например, Германия признает российские документы об образовании, но для поступления в университет будет недостаточно 11 лет российской школы, то есть российский аттестат о среднем образовании не эквивалентен немецкому.

Такие сложности, впрочем, нужны не всегда, ведь с некоторыми государствами у Российской Федерации заключены договоры о взаимном признании документов (со списком можно ознакомиться тут). 

Читайте также:  В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Вне зависимости от решения получать российский аттестат или зарубежный, необходимо удостовериться в том, что у учреждения есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

Фактически наличие такой лицензии означает легальный статус учреждения, разрешение государством вести образовательную деятельность на своей территории, то есть выдана она должна быть именно той страной, в которой находится школа.

Второй важный момент, который также необходимо учитывать – наличие аккредитации. Аккредитация означает право выдавать аттестаты установленного государством образца.

Образовательным учреждениям бывает весьма непросто получить ее, так как школа должна доказать, что она работает по утвержденным программам, уровень квалификации учителей и выпускников соответствует всем необходимым критериям. Однако в отличие от лицензии, аккредитация может выдаваться учреждениям, находящимся за рубежом.

Так, русская школа, находящаяся на территории другого государства, может выдавать документы российского государственного образца, если докажет свое соответствие критериям Министерства образования России.

Гораздо чаще зарубежная школа заключает договор с учреждением среднего образования на территории РФ и становится его филиалом.

Это освобождает от необходимости прохождения сложной процедуры аттестации (получения аккредитации), но позволяет выпускникам сдать ЕГЭ и получить российский аттестат.

На практике это выглядит так: формально дети учатся, например, в московской школе, но на самом деле совершенно легально осваивают программу, находясь в Черногории, а потом прилетают в Москву для сдачи выпускных экзаменов.

Статусы и цели: виды русских школ за границей

Вариант 1: школы при дипломатических учреждениях

Русские школы при посольствах и консульствах по-прежнему существуют и активно принимают детей. В данный момент такие образовательные учреждения открыты в 73 странах мира. Их деятельность регулируется специальным отделом МИДа РФ (они не подчиняются Министерству образования).

Как указано в статье 88 Федерального закона “Об образовании в РФ”, бесплатно в таких школах могут обучаться дети работников дипломатических миссий, торговых и военных представительств и некоторых других федеральных государственных органов.

Иными словами, если родители ребенка работают в частном секторе или, например, живут за границей на доход от недвижимости, обучение для их ребенка будет платным.

Главный плюс таких учреждений – полностью легальный статус и наличие аккредитации российского Министерства образования.

Квалификация учителей, их соответствие профессиональным критериям строго контролируются, а дети учатся по российским стандартам и программам.

Одиннадцатиклассники, как и их ровесники, проживающие на территории РФ, сдают ЕГЭ и получают российский аттестат, что позволяет им продолжить обучение в вузах России.

Вариант 2: государственные русские школы

Такие школы существуют преимущественно в бывших советских республиках, где влияние русского языка и культуры по-прежнему сильно, а русскоязычное население многочисленно.

Поэтому, несмотря на регулярные дебаты о языке преподавания, например, в Латвии, русские школы в них до сих пор существуют.

В таких образовательных учреждениях введено обязательное изучение государственного языка, истории и культуры страны.

С правовой точки зрения, эти школы никак не связаны с Российской Федерацией. Лицензия и аккредитация выдаются страной, в которой расположено такое учебное заведение, что в значительной мере упрощает последующее поступление в вузы этой страны. Например, в Казахстане существуют государственные русские школы или русские классы, выпускники которых получают казахский аттестат.

Вариант 3: частные русские школы

Как альтернатива школам при российских дипломатических учреждениях в городах с наиболее многочисленной и развитой диаспорой работают и другие русские учреждения среднего образования.

У таких организаций есть лицензия, разрешающая им вести образовательную деятельность на территории страны нахождения, но почти никогда не бывает аккредитации российского Министерства образования, позволяющей им выдавать аттестаты. Это, однако, не повод полностью отказываться от их услуг.

Такие организации заключают договоры со школами на территории России, к которым дети формально приписаны и где они впоследствии сдают ЕГЭ. Частные школы часто становятся хорошим подспорьем образовательным учреждениям при посольствах и консульствах.

Главное – все внимательно проверить и не стесняться просить совета у соотечественников, чтобы избежать неприятностей (как в этом случае).

Бывают также частные русские школы, у которых есть аккредитация иностранного государства.

Они почти не отличаются от государственных русских школ за пределами РФ, то есть ведут обучение на русском языке, обучают детей государственному языку и истории страны, в которой находятся, а в конце выдают аттестат.

Такие школы – хороший старт для тех, кто только переехал и не собирается возвращаться в Россию: уроки государственного языка помогут ребенку постепенно адаптироваться, не подвергая его большому стрессу, а аттестат поможет безболезненно поступить в местные вузы.

Выбор школы для обучения русскоязычного ребенка за границей зависит от многих факторов. Самый главный из них – наличие тех или иных учреждений поблизости, а также их цена.

В зависимости от места, а также от целей и длительности пребывания за пределами России, выбор может отличаться.

Главное, что всегда стоит учитывать при выборе учебного учреждения – наличие необходимых документов, которые гарантируют легальный статус организации и получение аттестата. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/russkie-shkoly-gde-uchit-detey-za-granicey/

Русская школа за рубежом

В 2015 году российским президентом была подтверждена концепция финансовой поддержки русских школ за границей. Для таких целей создан единый государственный реестр, который ведут уполномоченные федеральные органы.

Данная поддержка включает взаимодействие с ведущими официальными структурами зарубежных стран, координацию организаций, которые осуществляют преподавание на русском языке.

Русскоязычные школы за рубежом стремятся сохранить русский язык и культуру, облегчить пребывание для детей России за рубежом и побороть проблему билингвизма (русский язык воспринимается как второй родной).

Как происходит обучение в русской школе за рубежом?

  • Русская школа за рубежом может вести преподавание как на русском языке, так и сочетать русский язык с иностранным в программе;
  • В зависимости от вида школы, она может предложить несколько программ: детский сад (дошкольное образование), начальная, средняя школа, дополнительное образование (творческие и подготовительные курсы);
  • В некоторых школах обучение ведется по программе Министерства образования России, а некоторые школы разрабатывают собственную программу + принятая школой система зарубежного образования;
  • Получение аттестата зрелости – важный момент! Русская школа за границей может выдавать аттестат зрелости российского образца для детей, если она прошла аккредитацию и специальная инспекция посетила заведение в месте расположения, или если школа является филиалом российского заведения. В противном случае, ученик должен выезжать на территорию России и защищать свой диплом там, или проходить дополнительное обучение за границей, чтобы получить аттестат зрелости международного образца.

ВАЖНО: Обучение в русской школе за границей НЕ дает право получения российского аттестата зрелости.

Обычно, школа за границей для русских является своеобразной ступенькой для учеников-мигрантов, которые чаще всего заканчивают свое обучение уже в государственной школе страны проживания. На сайте компании edu-vienna вы сможете более подробно уточнить программы и методики обучения в русских школах за границей.

Практически в каждой стране есть возможность начать или продолжить обучение за границей для русских школьников в родной школе, а также созданы ассоциации студентов, преподавателей, которые поддерживает посольство и правительство страны.

Где за границей есть русские школы для детей?

  1. Великобритания (около 25 школ и образовательных центров в Лондоне, Уоррингтоне, Бирмингеме, Лидсе, Брадфорде и других городах);
  2. Австрия (около 17 школ в Вене, Зальцбурге, Дорнбирне, Инсбруке, Линце, Гразе);
  3. Германия (около 15 школ в Берлине, Нюрнберге, Дрездене, Франкфурте и других);
  4. Польша (около 13 школ в Варшаве, Лодзе, Быдгоще и других городах);
  5. Италия (около 10 школ в Милане, Вероне, Неаполе и других городах).

Также русские школы расположены в Чехии, Франции, Испании и других странах Европы, Азии, Америки и Африки, поддерживая масштабную концепцию русского образования за рубежом. Как переходный этап между русской школой и национальной может стать языковая школа за рубежом, где обучение проходят много иностранных студентов.

Чаще всего, русские граждане выбирают русскоязычные школы за границей, если они эмигрировали или прибыли в данную страну на место работы (на определенный период).

Перед тем, как начать обучение в школе, требуется ознакомиться с условиями поступления:

  • Европейские русские школы принимают детей на обучение с 5-6 лет;
  • Тестирование на готовность ребенка обучаться проводится в форме небольшого теста за 6 месяцев до начала обучения. Цель: выявить у ребенка способности на ранней стадии и определить в нужный класс;
  • Заявление-формуляр на обучение, копии документов о гражданстве;
  • Оплата за обучение (зависит от формы собственности школы).

При переходе в школу из другого учебного заведения, необходимо предоставить выписку с оценками за полгода или за год, характеристики от учителей. Решение о приеме принимается в результате собеседования.

Упросить процедуру обучения школьника за рубежом помогут специалисты компании Education in Vienna, детально проконсультировав родителей и детей о системах обучения в русских школах и дальнейших перспективах.

ГОЛОСОВ: 15

поделиться в соц. сетях:

Источник: https://edu-vienna.com/news/obuchenie-za-rubezhom/srednee-obrazovanie/russkie-shkoly

Школа глазами родителя. Современная школа глазами родителей

Либеральный стиль педагогики все больше проникает даже в православную среду, подтачивая основы воспитания — уважение к старшим, иерархию в семье. Любовь к ребенку понимается как попустительство своеволию.

Конечно, ребенку, который не привык к дисциплине, не умеет попросить прощения за провинность, зато с младенчества поучает взрослых, очень трудно в школе.

Но кто здесь заслуживает большего сочувствия: ученик или учитель?

Вынуждена признать, что вместе со школой начинаются детские неудачи.

Пока вы растите свое чадо в некоем защищенном от внешних веяний пространстве, вы твердо знаете, что ваш малыш самый умный (ведь еще недели от роду он умел находить вас глазами и улыбаться только вам, не папе, не бабушке, а именно вам), самый красивый, самый чудесный ребенок на свете. А если он нагрубил вам или побил приятеля в песочнице, то вы только делаете вид, что сердитесь: «Ах ты мой птенчик дракона!» Короче, ворона говорит вороненку: «Мой беленький!», — а ежиха ежонку: «Мой гладенький!» Все меняется, когда это настоящее, чудом доставшееся вам сокровище идет в школу. Потому что только с этого момента вы вынуждены соотносить собственные представления о своем ребенке с представлением окружающих, часто, увы, недоброжелательным.

Моя старшая дочь, кажется, от рождения разговаривала со мной наставительным тоном. Да и правду сказать, разница в возрасте не так уж была велика, всего какие-нибудь девятнадцать лет. «Мама, — говорит она с нажимом, — школа — это тюрьма!» — «Но ведь бывают хорошие школы», — робко возражаю  я. — «Как бывают хорошие тюрьмы», — безжалостно заключает дочь.

Конечно, мы были очень молодыми и неопытными родителями. У нас росла умненькая самоуверенная девочка, с некоторой иронией смотревшая на окружающих и относившаяся к ним покровительственно. Как многие первые дети, которым не с кого брать пример, она называла меня по имени, и это еще добавляло обаяния ее самоуверенной манере держаться.

Однажды мы были с ней в гостях в «приличном доме», и чопорная хозяйка обратилась ко мне с вопросом: «Дашенька, а кто ваш муж по профессии?» «Мой муж — режиссер», — отвечала ей я, свернув губы трубочкой и кося глазом в старании соответствовать всей атмосфере приема.

Четырехлетняя Ксеня сочла нужным вмешаться: «Даша, ты что, — сказала она укоризненно и, широко улыбнувшись, обратилась к гостям, — мой папа коровник строит!» И удалилась играть с собакой, предоставив мне лепетать, что мой муж заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа и летом, чтобы подработать, действительно подрядился вместе с приятелем строить коровник.

Тогда еще здравый смысл был со мной в ладу, и мне не пришло в голову обрушить на ребенка родительский гнев за это милое простодушие.

Ее первую учительницу, Дину Георгиевну, я и сейчас, по прошествии двадцати лет не могу вспомнить без ужаса. На первом же родительском собрании выяснилось, что половина касса — необучаемые.

Я тогда еще не знала про самый главный ее прием — двоечников полкласса, но каждому отдельному родителю представляют дело так, что его ребенок — хуже всех.

И вот вы уже не верите собственным впечатлениям, вы забываете о том, что ваш ребенок в последнее счастливое предшкольное лето прочел вместе с папой всего «Робинзона Крузо», что он занимается художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва и имеет уже четвертый юношеский разряд, а помните только о том, что он «хуже всех в классе» пишет буквы. «Самый лучший в мире» в ваших глазах стремительно превращается в унылого хронического неудачника. Слава Богу, моя дочь оказалась удивительно стойким человеком, все происходившее только укрепило ее характер.

Сегодня я не только опытный родитель школьника (наш третий ребенок заканчивает восьмой класс), но и учительница, классный руководитель выпускного класса, изучивший школу изнутри.

В глазах стоит картинка. Пятый класс. Я объявляю оценки за диктант, написанный накануне. Случайно взгляд мой падает на лицо девочки за первой партой. На нем написан такой ужас — открытый искривленный гримасой рот, напряженная поза. Я невольно оглядываюсь, боясь увидеть то, что так испугало ребенка.

Ничего ужасного не нахожу, да и другие дети совершенно беззаботны. Оказывается, девочка так боится услышать, что у нее не пятерка. У девочки заботливая мама, в этом нет ничего необычного, у всех пятиклашек-гимназистов заботливые родители, они все исправно ходят на родительские собрания, вникают в происходящее в классе, интересуются учебой своих детей.

Почему же другие ребята реагируют на свои оценки спокойно? С моей точки зрения, хоть я этого никогда не покажу, ученица эта довольно слабенькая. У девочки не развита фантазия, она не слишком хорошо понимает тексты, она не способна быстро и интересно отвечать на вопросы, с чем справляется большинство ее одноклассников.

Но она обладает набором качеств, которые превыше всего ценятся в начальной школе. Аккуратная, послушная, красивый почерк, ей не занимать усидчивости для зубрежки, она неравнодушна к недостаткам и несерьезности окружающих. Такой положительный Сид из «Приключений Тома Сойера».

Мать ориентируется не на своего ребенка, а на отношение школы к ребенку и, вкусив этого отравленного зелья, начинает требовать от него все новых и новых порций похвал.

Однажды меня вызвали в школу к старшей дочери, сообщив по телефону, что она «нахамила учительнице». Мне было очень трудно в это поверить, потому что в отличие от вспыльчивых сыновей, она обладала ровным характером и просто так обидеть человека не могла. Прихожу в школу к учительнице химии.

— Что случилось?

— Я задала вашей дочери вопрос, почему она регулярно опаздывает на мои уроки, — тут учительница сделала эффектную паузу и продолжила голосом, полным торжественного предвкушения моего ужаса и гнева по поводу сказанного, — она ответила, что не может вовремя проснуться, потому что химия первым уроком в понедельник.

Знаете, почему учительница искренне считала, что ребенок ей «нахамил»? Потому что Ксеня не выказала страха, не стала врать, что по понедельникам у нее болит левая пятка или шофер автобуса, на котором она ездит в школу, по дороге завозит своего сына в детский сад. Если человек врет, стараясь оправдаться, значит, сознает свою вину, значит, боится, значит уважает.

В нашей школе только что прошел последний звонок. Мой выпускной класс давал свой традиционный последний концерт. В основе сценария лежала детективная история — ЕГЭ убило образование. В качестве истца на судебном заседании выступал Здравый Смысл, который, конечно, был осужден на принудительные работы.

Мне кажется, что именно здравый смысл мгновенно изменяет человеку, когда речь заходит о школе. Вы немедленно заражаетесь этим изуродованным отношением к нормальным человеческим проявлениям. Вы тотчас забываете обо всех детских книжках, когда-либо прочитанных.

Не было Тома Сойера и Гека Финна, не было «Кондуита и Швамбрании», не было многочисленных свободных и опоэтизированных двоечников, мерилом личности которых становились не школьные оценки и прилежное поведение, а их человеческие качества — доброта, смелость, верность дружбе и многое другое.

Ваш сын получил двойку по геометрии — какой кошмар! Он бегал по коридору, он орал на уроке, он в сердцах бормотал себе под нос, ругая учительницу дурой (сосед по парте подслушал и донес). Он потерял мобильник, он ужасно выглядит в этой школьной форме, он не может подтянуться на перекладине (все могут).

Учительница математики его ненавидит. А за что ей тебя любить? Вот тут стоп, уважаемые! Каждого ребенка есть за что любить. А уж Вашего, самого лучшего на свете — особенно!

И мне надоело скромно умалчивать о главном — учитель обязан (!) любить детей.

Мы боимся об этом даже вспоминать, большинство считает, что работа учителя так ужасно тяжела, а платят ему так ужасно мало, что потребовать от него, чтобы он с любовью относился к своим ученикам, чтобы он честно выбирал эту профессию, а не потому, что больше ничего не умеет, больше ни в какой вуз не смог поступить и т.д., просто невозможно. Открою секрет — работа не тяжелая, платят на сегодняшний день в Москве совсем не мало. И есть хорошие учителя. Их даже немало, но все равно на всех не хватает. И достаются иным тетки, которые орут, ненавидят, унижают, а самое главное, свою неспособность научить сваливают на ребенка — необучаемый, ненормальный, распущенный! И это у них мы должны идти на поводу? С ними соглашаться? Ни в коем случае!

Конечно, нельзя в присутствии ребенка ругать его учительницу. Но у нас есть куча способов дать понять ребенку, что мнение учительницы о нем вы не разделяете.

И если вам начинает казаться, что неважно, добрый ли ваш ребенок, жалеет ли он бездомных собак, есть ли у него друзья, читает ли он книжки «не по программе», а важно только, чтобы в школе его хвалили, потрясите головой, чтобы стряхнуть наваждение!

Дарья Николаева, учитель литературы и русского языка

Источник: https://www.7ya.ru/article/Shkola-glazami-roditelya/

Ссылка на основную публикацию