Сила искусства: как устроена профессия арт-терапевта

Современная психология открывает все больше новых способов воздействия на эмоциональное состояние человека, многие из которых не требуют применения потенциально опасных методик (например, гипноза или медикаментозного лечения). Один из таких способов воздействия – арт-терапия; обучение этой методике лечения можно пройти в высшем или среднем учебном заведении, а также на особых арт-терапевтических курсах.

Сила искусства: как устроена профессия арт-терапевта

Кто такой арт-терапевт: что нужно знать о профессии?

Арт-терапия – это направление в клинической психологии и психотерапии, отличительной особенностью которого является воздействие на пациента с помощью искусства. Название методики произошло от английского слова «art», которое в переводе на русский язык и означает искусство.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основная задача арт-терапии – стабилизация психического состояния пациента при помощи его способностей к познанию и самовыражению.

Методика подразумевает два основных способа лечения больного.

  • Познание произведений искусства. В ходе него пациент созерцает картины, слушает музыку или читает книги, которые могут оказать на него благотворное влияние.
  • Создание произведений искусства. В данном случае больной сам создает произведения искусства. Чаще всего он рисует или играет на музыкальных инструментах.

Арт-терапия основана на учении Зигмунда Фрейда о психоанализе, последователи которого считают, что в своем творчестве больные выражают бессознательные процессы, которые происходят в их психике. Впервые термин ввел в 1938 году британский художник Адриан Хилл.

Правда, он применял методику не только для излечения душевных недугов и нормализации психического состояния больного. Хилл полагал, что процессы, которые происходят в мозгу при восприятии произведений искусства или их самостоятельном создании, способны мобилизовать силы организма и помочь им справится с абсолютно любым недугом.

В частности, художник лечил с помощью искусства больных туберкулезом.

Современная наука доказала, что такие методики для излечения инфекционных заболеваний наподобие туберкулеза бесполезны, однако по достоинству оценила эффективность их применения в психотерапии.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Лайфхак абитуриента: как я сдал егэ по математике на 100 баллов

Оценим за полчаса!

Впервые массово лечение искусством стали применять в США для того, чтобы привести в нормальное состояние психику детей, побывавших во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях.

Терапия творчеством показала положительные результаты и вскоре ее стали использовать повсеместно.

Задачи и обязанности

Вот основные обязанности специалиста:

  • оказание медицинской помощи в пределах своей компетенции;
  • анализ состояния больного и установление диагноза;
  • подбор методов восстановления психического состояния пациента;
  • составление плана лечения;
  • проведение с больным психотерапевтических занятий с применением лечения посредством творчества или восприятия объектов искусства;
  • контроль за состоянием пациента;
  • воздействие на больного с помощью иных психотерапевтических методик в случае, если возникает такая необходимость;
  • в случае обнаружения у пациента душевного недуга, требующего более серьезного лечения – направление его к врачу-психиатру.

Работа и зарплата

Представители профессии довольно неплохо зарабатывают. Так, в Москве их доход составляет от 65 000 до 140 000 рублей. В провинции заработная плата арт-терапевта находится в пределах от 35 000 до 75 000 рублей, что довольно неплохо для провинции.

Карьерный рост для специалиста возможен в трех основных направлениях.

  • Занятие вышестоящей должности при работе в государственном медицинском учреждении. Арт-терапевт, являясь разновидностью психотерапевта, может трудиться в государственной поликлинике, где у него есть перспективы занять место главного врача.
  • Улучшение своих профессиональных навыков и повышение дохода. Специалист может освоить новые знания, обучиться новым методикам лечения и, как следствие, увеличить размер своего заработка.
  • Работа на себя. Как и любой врач, арт-терапевт может открыть частную практику и работать на себя.

В Москве найти работу специалисту не сложно: вакансий для арт-терапевта достаточно. А вот в регионах с этим значительно хуже – врачи этой категории там почти не востребованы. Однако этот недостаток профессии компенсируется тем, что ее представитель может работать в смежных сферах, в частности, в области психологии и психотерапии.

Плюсы и минусы профессии

Вот какими достоинствами обладает профессия:

  • высокий заработок;
  • перспективы карьерного развития и продвижения по служебной лестнице;
  • возможность работать на себя;
  • нередко – творческий подход к работе;
  • возможность работать в смежных областях.

Главным минусом специальности является сложность трудоустройства везде, за исключением столицы.

Как стать арт-терапевтом?

Какие навыки нужны?

Вот какие навыки потребуются арт-терапевту в трудовой деятельности.

  • Высокий уровень эмпатии. Специалист должен чувствовать эмоции других людей, определять их психическое состояние по внешним проявлениям и объяснениям больного.
  • Хорошее знание человеческой психологии. Представитель профессии должен хорошо понимать, как протекают те или иные психические процессы, знать общие особенности поведения людей, их мотивацию, реакцию на внешние раздражители.
  • Умение воздействовать на людей психотерапевтическими методами. Иногда терапии искусством недостаточно, и в таком случае ее применяют в комплексе с другим лечением. Поэтому специалист должен хорошо владеть прочими методиками воздействия на состояние пациента.
  • Умение общаться и слушать человека. Поскольку основная часть работы арт-терапевта – это общение, он должен быть достаточно коммуникабельным, уметь общаться с людьми, слушать и понимать их.
  • Творческое начало. При подборе способа воздействия на пациента арт-терапевт должен проявить творческий подход, фантазию.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Чтобы освоить профессию, необходимо окончить высшее или среднее специальное учебное заведение либо специальные курсы. Кроме того, существуют курсы повышения квалификации для психологов, которые уже работают по специальности, позволяющие овладеть им методикой воздействия на пациентов с помощью искусства.

Какие предметы нужно сдавать?

Для поступления в ВУЗ потребуется сдать:

  • русский язык;
  • математику;
  • химию;
  • биологию.

При поступлении в техникум или колледж сдают всего два экзамена – математику и русский. На курсах экзамены не нужны вовсе.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Обучение в ССУЗе после одиннадцатого класса продолжается два года и десять месяцев, а после девятого – на двенадцать месяцев больше.

Возможно ли дистанционное обучение?

Профессии можно обучиться дистанционно. Есть два способа это сделать:

  • окончить онлайн-курсы в Интернете;
  • поступить на заочное отделение традиционного учебного заведения (института или колледжа).

Где учиться арт-терапии?

ВУЗы и академии

Вот несколько московских высших учебных заведений, где можно освоить профессию.

  • Московский государственный университет. Стоимость – 217 000 в год.
  • Институт психологии имени Л. С. Выготского при РГГУ. Годичная подготовка в ВУЗе обойдется в 174 000.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Цена обучения – 186 000 за год.
  • Московский городской педагогический университет. Стоимость годичной программы – 150 000.
  • Государственный академический университет гуманитарных наук. Цена подготовки – 178 000 в год.

Аналогичные учебные программы есть и в ВУЗах северной столицы.

  • Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Стоимость учебы – 112 000 в год.
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Цена подготовки – 144 000 за год.
  • Балтийский гуманитарный институт. Размер платы за учебу здесь составляет 125 500 в год.
  • Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации. Обучение в этом ведомственном учебном заведении проводится исключительно на бесплатной основе.
  • Северо-Западный университет. Стоимость года учебы – 164 000.

Все перечисленные университеты и институты (кроме Балтийского гуманитарного института) принадлежат государству и финансируются Минобрнауки. Это позволяет учиться в них совершенно бесплатно.

Срок подготовки равен четырем годам в случае освоения программы бакалавриата и шести годам при прохождении магистрской программы. Исключение составляет МГУ.

Там обучают по старинке: подготовка длится ровно пять лет, а по ее завершении выпускник получает квалификацию «специалист».

Колледжи и техникумы

Специальность можно получить также в колледже или техникуме. Вот пять московских.

  • Гуманитарный колледж. Стоимость года учебы – 112 000.
  • Педагогический колледж № 12. Цена годичной подготовки – 86 000.
  • Институт среднего профессионального образования имени К. Д. Ушинского. Размер платы за двенадцатимесячную программу – 94 000.
  • Столичный профессиональный бизнес-колледж. Стоимость года обучения – 101 500.
  • Техникум управления и информационных технологий. Цена учебы – 72 000 в год.

А это ССУЗы северной столицы, имеющие аналогичную программу подготовки.

  • Колледж Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Стоимость годичного обучения в этом колледже равна 58 000.
  • Педагогический колледж № 1 имени Н. А. Некрасова. Цена подготовки – 64 000 за год.
  • Санкт-Петербургский полицейский техникум экономики, управления и права. Обучение здесь проводится бесплатно.
  • Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции. Размер платы за два семестра обучения – 55 000.
  • Петровский колледж. Цена учебы – 44 000 в год.

Все указанные средние специальные учебные заведения (кроме Гуманитарного колледжа) являются государственными организациями, что дает возможность бесплатного обучения. Продлится оно тридцать четыре месяца для тех, кто поступил по окончании одиннадцати классов школы, и сорок шесть месяцев для окончивших девять классов.

Курсы арт-терапии

Выучиться арт-терапии можно и на специализированных курсах. Вот несколько образовательных организаций, которые проводят обучение арт терапии в Москве.

  • Курсы Института психотерапии и клинической психологии. Стоимость – 28 000, срок – два месяца.
  • Центр арт-терапии. Цена – 15 500, срок – десять дней.
  • НОУ «Столичный институт профессионального образования. Плата – 24 000, а продолжительность – сорок учебных часов.
  • Учебный центр «Иматон». Цена – 17 500, время – пятнадцать дней.
  • Российская арт-терапевтическая ассоциация. Стоимость – 40 000, продолжительность – два с половиной месяца.

Пройти обучение специальности или курсы повышения квалификации можно и в СПб.

  • Учебный центр «Мечты сбываются». Время – семьдесят два академических часа, стоимость – 36 000.
  • ЧУ ОДПО «Институт современных психологических технологий». Цена – 21 000, срок – двадцать дней.
  • Психологическая студия «РОСТ». Стоимость – 16 800, время – пятнадцать дней.
  • Школа «Пальмира». Цена – 26 000, время – семьдесят два учебных часа.
  • Психологический центр обучения «Оранжевое солнце». Срок – пять дней, стоимость – 10 000.

Арт-терапевт – интересная, творческая профессия, требующая высокого уровня эмпатии и коммуникабельности. Ее представители имеют хороший доход и обладают неплохими перспективами для карьерного роста. Однако выпускнику следует помнить при выборе специальности, что найти работу арт-терапевту за пределами Москвы достаточно сложно.

Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/art-terapevt.html

ПроеКТОриЯ — Твоя профессиональная траектория

Сила искусства: как устроена профессия арт-терапевта Технологии здоровья

Специалист по психологической терапии, основанной на применении искусства и творчества.

“Арт-терапия” буквально переводится как “лечение искусством”. Специалисты по арт-терапии занимаются оказанием психологической помощи посредством художественных практик. Этот уникальный подход развивает способности к самовыражению и самопознанию, которые дают естественный и гармоничный терапевтический эффект.

Как правило, в случае арт-терапии речь идет о практиках изобразительного искусства. Однако весьма распространенными являются подходы, основанные на пластических искусствах, музыке, танцах, драматических представлениях и литературном творчестве.

Арт-терапевт обязательно обладает подготовкой в области психологии или педагогики. Особенно важен навык терапевтической работы в группах. От арт-терапевта также требуются навыки в той творческой деятельности, которую он применяет в терапии, что может предполагать и художественное образование.

Области знания: Консультирование. Реабилитация. Изобразительное искусство. Творчество. Психология

  • Собеседования и первичная оценка состояния пациентов
  • Разработка программ и планов терапевтических курсов
  • Ведение персональных занятий и групповых мастер-классов
  • Помощь в социальной адаптации
  • Личные качества: эмпатия, отзывчивость, внимательность, терпеливость, усидчивость, энергичность
  • Soft skills: эмоциональный интеллект, умение работать в коллективе, коммуникабельность, клиентоориентированность, креативность
  • Профессиональные качества: фундаментальная подготовка в области психологии и педагогики, базовая художественная подготовка, навыки ведения групповых занятий

Где работает

  • Реабилитационные центры
  • Медицинские учреждения
  • Центры психологической помощи
  • Образовательные учреждения

Потенциальные работодатели

  • Российская арт-терапевтическая ассоциация
  • Санкт-Петербургский центр арт-терапии
  • Московский центр арт-терапии
  • ФГБУ “Детский медицинский центр управления делами президента Российской федерации”
  • ФГБУ “НМИЦ РК” Минздрава России”
  • РБОО “Центр лечебной педагогики”

Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Арт-терапевт»

  • Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
  • Северный государственный медицинский университет
  • Дагестанский государственный университет
  • Волгоградский государственный медицинский университет
  1. Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:
  2. «Поступай правильно»
  3. «Поступи онлайн»

Источник: https://old.proektoria.online/professions/art_terapevt/

Как стать арт-терапевтом

Как стать арт-терапевтом? Так ли это просто на самом деле? Эти вопросы волнуют многих людей, интересующихся психологией, так как арт-терапия является достаточно интересным и прибыльным способом заработка. В данной статье будут рассмотрены вышеназванные вопросы, а также преимущества и недостатки этой профессии.

Любой человек, имеющий желание обучиться проведению арт-терапии, может сделать это на специальных курсах. Зачастую к обучению принимают людей, даже не имеющих психологического образования, так как подобные курсы содержат самые основы арт-терапии. По итогам пройденного обучения будет выдаваться сертификат, подтверждающий наличие умений и способностей к практике.

Многие специалисты придерживаются мнения, что прохождение курсов без наличия профильного обучения не является эффективным. Знания, преподаваемые в течение нескольких недель, не охватывают все области арт-терапии, а содержат лишь базовые знания.

Преимущества работы арт-терапевтом

Арт-терапевт – человек, помогающий другим справляться со страхами, травмами, чувствами неудовлетворённости и обеспокоенности. Это происходит за счёт того, что:

  • Арт-терапия не имеет ограничений по возрасту. Соответственно, помощь можно оказывать как малышам, так и взрослым;
  • Терапевт помогает справиться с психологическими проблемами;
  • Консультации со специалистом проходят к мягкой форме, чтобы максимально снизить чувство дискомфорта во время терапии;
  • Вид и варианты терапии подбирает арт-терапевт, оставляя за клиентом решение о глубине погружения в свою проблему.

Терапевт, успешно осуществляющий практику, зачастую живёт в гармонии с собой и окружающим миром, так как знает основы психологии и способен её применять.

Как проходит рабочий день?

Большинство арт-терапевтов имеют структуру занятий, где на каждый этап отведено определённое время. Этапы работы являются общими для каждого, но отведённое на них время, а также вид терапии, рассчитывается индивидуально, исходя из причины обращения к специалисту.

  • Первый этап – объяснение правил на занятиях, опрос;
  • Второй этап – непосредственно занятия;
  • Третий этап – фиксация шагов и интерпретация работы.

Любой специалист обязан придерживаться правил: арт-терапевт не должен вмешиваться в деятельность клиента, подсказывать, что нарисовать.

На занятии должна быть расслабленная, комфортная атмосфера, в которой клиент не будет чувствовать напряжение или дискомфорт.

Работа над имеющимися у клиента проблемами происходит посредством трансформации их в определенные формы и цвета. Таким образом можно увидеть проблему, понять место её локализации и переосмыслить.

В общем и целом специалисты работают с чувствами, помогая клиентам интерпретировать, понять причины и устранить их.

Минусы арт-терапии

Арт-терапия, как и любая другая деятельность, требует знания и применения множества подходов. Их сочетания и вариации способны решить те проблемы, которые не были устранены стандартным способом терапии. Для получения подробных эффективных результатов специалисты научились объединять различные виды деятельности.

Может ли арт-терапевт сделать хорошую карьеру?

Карьера арт-терапевта зависит от того, где практикует терапевт и в какой должности. В принципе, карьерный рост может происходить как в вертикальном, так и горизонтальном положении. Например, арт-терапевт может обучать молодых специалистов или проводить курсы, семинары по выбранной теме, участвовать в конференциях и так далее.

Нужно ли проходить какие-то курсы дополнительно?

Любой профессионал, не желающий получать новые знания, постепенно их утрачивает. Информация, преподаваемая в ВУЗах, способна устаревать или дополняться, поэтому прохождение новых курсов является признаком профессионализма.

Читайте также:  Мгимо первым среди российских вузов получил 5 звезд

Арт-терапия, например, ежегодно дополняется новыми техниками работы с клиентами. На данный момент арт-терапевт проводит занятия не только с при помощи рисования красками. Инструментами работы могут выступать и песок, и глина, и книги и многое другое.

Какие советы можно дать тому, кто думает стать специалистом?

В первую очередь необходимо внимательно подойти к выбору места обучения либо преподавателя. От ВУЗа и от выбранного специалиста напрямую зависят качество знаний и количество умений. В открытом доступе имеется много информации, касающейся различных техник и мастеров.

Не стоит хвататься за первые подвернувшиеся курсы, лучше рассмотреть все имеющиеся предложения. Изучите рынок: познакомьтесь с известными специалистами и их методиками, сравнивайте и выбирайте. Только так вы найдёте преподавателя, чьи методы и теории будут для вас ближе остальных.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Источник: https://or-sun.ru/kak-stat-art-terapevtom/

Легко ли быть арт-терапевтом?

У нас в россии практически все психологи, работающие с детьми, так или иначе используют элементы арт-терапии. в основном это рисование и прослушивание музыкальных произведений. а что понимают под арт-терапией в великобритании? кто может заниматься этой деятельностью?

Согласно нашим стандартам люди, которые являются арт-терапевтами, должны иметь специальное образование. Получить его и стать терапевтом можно, только имея определенное базовое образование: художественное, психологическое или педагогическое. Получение специального арт-терапевтического образования можно сравнить с обучением в аспирантуре.

Разновидностями арт-терапии являются театральная, музыкальная, танцевальная терапия, терапия рисунком. В Великобритании эти виды терапии зарегистрированы на государственном уровне.

Для всех этих направлений существует общее название — арт-терапия. Хотя точнее будет употреблять этот термин во множественном числе — арт-терапии.

Часто арт-терапевт работает сразу в нескольких направлениях. Например, музыкальный арт-терапевт — очень узкая специальность, и не всегда такой специалист может быть востребован в полной мере. Поэтому, когда арт-терапевт регистрирует свою деятельность, ему нужно предъявить владение какой-либо другой профессией. Ближайшая к арт-терапии специальность — психология.

Нужно ли иметь специальное разрешение для занятий арт-терапией?

Для работы в том или ином учреждении арт-терапевт должен получить государственную регистрацию как специалист в этой области. Хотя сейчас есть люди, которые занимаются арт-терапией неофициально. Это может происходить непродолжительное время, потом надо зарегистрировать эту деятельность.

Я надеюсь, что в следующем году у нас будут работать только зарегистрированные специалисты. Сейчас происходят серьезные изменения в статусе арт-терапевтов по всей стране.

Они связаны с тем, что арт-терапия будет рассматриваться не как дополнительная профессия в медицине, а как дополнительная профессия в сфере поддержания здоровья.

То есть она приобретет более широкий статус. Это произойдет в мае.

Может ли английский арт-терапевт иметь частную практику, например, как психоаналитик?

Да, некоторые имеют такую практику, но это встречается достаточно редко. Музыкальные терапевты этим не занимаются. Хотя в Голландии частная арт-терапия практикуется.

Много ли в Великобритании арт-терапевтов?

Англия — страна маленькая. Музыкальных терапевтов у нас около трех с половиной тысяч. Специалистов, работающих с рисунком, около двух тысяч. И примерно три тысячи терапевтов работают в танцевальной, двигательной терапии, в терапии театром.

Грем, а как вы стали арт-терапевтом?

По первому образованию я музыкант. Карьеру арт-терапевта я начал с того, что прошел обязательную подготовку как учитель. Но когда я проработал некоторое время в школе, то понял, что это не очень мне близко.

Меня заинтересовала арт-терапия в более широком ее применении, включая и научные разработки. Официально я зарегистрирован как арт-терапевт, а в скобочках приписана буква «м», то есть «музыкальный».

Я имею квалификацию арт-терапевта при профилирующей музыкальной направленности.

К работе арт-терапевтом можно прийти разными путями. Можно поступить как я: сначала получить музыкальное образование, потом небольшую педагогическую подготовку и в результате заниматься арт-терапией. У других это может проходить по-иному. Человек может изначально иметь педагогическое образование, а потом получить специальное арт-образование, например музыкальное, и стать арт-терапевтом.

При этом первое образование накладывает свою специфику на деятельность арт-терапевта. Ведь если человека готовили как учителя, то его лексика и стиль мышления будут иметь свои особенности.

Где в Великобритании работают арт-терапевты?

Практически везде. Правда, сейчас заниматься арт-терапией стало сложнее. Изменилась финансовая ситуация в стране и образовании. Раньше я мог работать пять дней в неделю в одной из школ. Но недавно произошло сокращение финансирования образования на правительственном уровне.

Эти политические изменения повлекли за собой изменения в деятельности арт-терапевтов. Сейчас работа в одной школе ведется сессиями по два-три часа, поэтому в течение недели специалисту приходится работать в нескольких местах. Это очень сложно. Кроме того, это создает серьезные препятствия для понимания психологом группы.

Но в некоторых учреждениях создаются специальные арт-терапевтические отделы. И там могут практиковаться разные виды арт-терапии: двигательная, музыкальная, танцевальная, терапия рисунком.

Сейчас активно развивается игровая терапия с детьми, которая может вырасти в отдельный, пятый вид арт-терапии.

Арт-терапевтическая техника может быть применена к любому виду человеческой деятельности. Арт-терапевты работают как с детьми, так и со взрослыми, включая даже тех, кто совершил противоправные действия.

Ведется работа со здоровыми людьми, которые по той или иной причине находятся в депрессии. В последнее время интерес к арт-терапии возник у бизнесменов.

Я, например, не имею каких-либо предпочтений в работе, мне интересно работать с различными людьми. Часто арт-терапевты живут в небольших городках, поэтому им уж точно приходится работать со всеми желающими.

Успех же в работе зависит от двух моментов: от того, как складываются отношения между арт-терапевтом и клиентом, и от желания самого клиента измениться.

Как долго арт-терапевт работает с клиентом?

Общая продолжительность арт-терапии может быть разной: от 2 недель до 2 лет. Все зависит от клиента, его состояния. В некоторых клиниках пациенты приходят на терапию ежедневно в течение нескольких лет. Очень важно почувствовать тот момент, когда нужно остановиться. Есть такие специалисты, которые работают с детьми в течение учебного года и прекращают работу только на время каникул.

Отдельный сеанс терапии длится час: и индивидуальный, и групповой. При работе с маленьким ребенком достаточно получаса.

Как вы относитесь к тому, что элементы арт-терапии широко используются при работе с детьми? Не может ли это принести вред?

Если этим занимается профессионал — психолог, психотерапевт, то это нормально. Многие люди используют искусство для оказания помощи окружающим, снятия у них напряжения. Но это не надо называть терапией. Очень часто этот термин неправильно используют даже в Англии.

Терапия — не просто деятельность, это особое взаимодействие между терапевтом и пациентом. Оно обязательно должно иметь цель. Такое взаимодействие не имеет ничего общего с простым рисованием или играми в школе. Это разные вещи.

Терапия основана на потребности ребенка, а не образовательного процесса.

Что лежит в основе вашей работы как музыкального терапевта?

Мое увлечение музыкой привело к тому, что я стал читать много литературы по влиянию музыки на человека. Поэтому и арт-терапевтическая практика основана на использовании психотерапевтических возможностей музыки.

С 1999 года я работаю как интегративный арт-терапевт: я использую сочетание рисунка, музыки, движения, театра.

Когда я работаю со взрослыми, в том числе со студентами, меня интересует внутренней мир этих людей, их переживания.

Три-четыре года назад в Англии каждый будущий арт-терапевт имел своего наставника. Занимаясь с ним, будущий специалист работает над собой, как бы пропуская арт-терапевтические техники через себя.

Как же все-таки музыка влияет на человека?

Дать объяснение этому довольно сложно. В целом музыкальную терапию можно определить как использование организованных звуков и музыки в процессе взаимоотношений между пациентом и терапевтом, для того чтобы поддержать, поощрить психическое, ментальное и эмоциональное состояние пациента.

Используя музыку в условиях клиники, терапевт ищет способ для установления оптимальных взаимоотношений с пациентом.

Нельзя забывать и о том, что каждая профессия развивается, это происходит и с музыкальной терапией. Музыкальные терапевты часто изменяют определение своей специальности, поскольку приобретается новый опыт.

Известный музыкальный терапевт Кеннет Бруша в книге «Что такое музыкальная терапия», второе издание которой вышло в 1998 году в Барселоне, отмечает, что давать определение музыкальной терапии как искусства, как науки или как межличностного взаимодействия — значит пренебрегать самой сутью этой терапии. Музыкальные терапевты должны понимать уникальные способности пациентов.

Сейчас музыкальная терапия развивается во всем мире, и существует организация, которая называется Всемирная федерация музыкальной терапии.

Расскажите о своей работе в России

Я приехал в Россию по приглашению арт-терапевтической ассоциации, для того чтобы помогать готовить арт-терапевтов и делиться своим опытом работы. В Санкт-Петербурге я провел ряд семинаров.

На этих занятиях я старался показать специфику и возможности работы арт-терапевта.

Я не давал слушателям алгоритмы того, как надо работать, а хотел представить модель, на основе которой можно было бы заниматься творчеством.

В октябре я планирую продолжить арт-терапевтические курсы в Санкт-Петербурге. Сейчас там идут также переговоры с рядом организаций, занимающихся арт-терапией, о клинической практике.

Сейчас я узнал, что в Москве доктор Сергей Шушарджан, руководитель Академии интегральной медицины, проводит музыкально-терапевтические курсы. Я постараюсь встретиться с ним. Мне интересно содержание этих курсов, хочется знать, какая клиническая практика есть в этой академии. Может быть, и здесь возможно сотрудничество.

Как вы оцениваете возможности становления профессиональной арт-терапии в России?

У России есть большие перспективы! В области арт-терапии Россия сейчас напоминает Англию, какой она была некоторое время назад.

Хорошо, что есть много людей, которые с энтузиазмом воспринимают идеи арт-терапии. Их можно назвать пионерами, потому что они видят исцеляющие возможности искусства.

Мои пожелания им — как можно больше взаимодействовать между собой, для того чтобы развиваться.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА

Редакция выражает искреннюю признательность Людмиле Лебедевой и Наталье Долововой за помощь в организации и проведении интервью.

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200202203

Искусство как терапия и терапия искусством. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Арт-терапия — это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии. Методы арт-терапии весьма разнообразны и могут быть использованы в качестве самостоятельного подхода, а также популярна арт-терапия в психологическом консультировании и в психотерапии.

Что такое арт-терапия?

Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.

: arts therapy) включает также и музыкальную терапию, танцевально-двигательную терапию, драма-терапию и некоторые другие группы методов. Кроме того, в последнее десятилетие активно развивается полимодальная арт-терапия (англ.

: expressive arts therapy), методики которой включают творческую активность одновременно в разных областях (изобразительное искусство, драма, движение, танец, музыка, литературное творчество).

Арт-терапия как направление психологии и психотерапии берет начало в 40-х годах прошлого века в США, а в настоящий момент распространена в США, Великобритании и других странах западной европы, в Израиле и несколько меньше — России.

Кто такой арт-терапевт?

В арт-терапию ведут разные дороги, порой извилистые и тернистые, как это часто бывает с творческими профессиями. Пожалуй, наиболее важный профессиональный инструмент арт-терапевта — это его личность. Активное собственное творчество, спонтанность и аутентичность отличают хорошего арт-терапевта. Как же стать арт-терапевтом?

  • Художники получают дополнительную специализацию по арт-терапии и затем начинают практику в арт-терапевтической студии, как правило, реализуя недирективный подход;
  • Психолог также может получить дополнительное арт-терапевтическое образование и затем использовать элементы арт-терапии в своей обычной работе или вести практику в формате арт-терапии.
  • Медицинские работники, как правило, врачи-психиатры, также иногда проходят обучение арт-терапии, чтобы помогать своим пациентам с большей эффективностью.

От базового образования и области практики арт-терапевта во многом зависит его подход, в каждом из них есть свои привлекательные стороны, и это стоит иметь в виду при выборе специалиста.

Как это работает?

Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами.

В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.

В творчестве неизбежно находят отражение внутренние конфликты, травматический опыт, неосознанные эмоции — всё то, что в обычной «вербальной» терапии становится скрыто механизмами психических защит. В арт-терапии многие неосознаваемые чувства оказываются явлены в безопасном пространстве творческого объекта.

Этот экспрессивный творческий процесс терапевтичен сам по себе, за счёт собственных ресурсов психики и её способности к самоисцелению. Кроме того, присутствие другого человека (терапевта, фасилитатора, членов терапевтической группы) и его безусловное принятие пациента в творчестве оказывает трансформирующее воздействие на межличностном уровне.

То есть, даже просто рисуя что-то своё — молча и на своей волне, в присутствии арт-терапевта, пациент уже проходит терапию.

Глубоко личный, эмоциональный творческий процесс, разделённый с бережным и принимающим другим человеком — иногда этого достаточно, чтобы активизировать собственные эмоциональные ресурсы, гармонизировать душевное состояние и наладить контакт с собой.

Кроме того, созданные творческие работы могут становиться предметом обсуждения, и тогда воздействие осуществляется за счёт более глубокого понимания и принятия клиентом самого себя.

Психоаналитические ориентированные арт-терапевты используют творческие работы как материал для анализа, интерпретации, осмысления символов, рождения ассоциаций — то есть, по сути, как дорожку к бессознательному клиента, которая помогает ему наладить контакт с самим собой.

Весьма популярны арт-терапевтические методы среди юнгианских аналитиков, которые исследуют архетипические символы в творчестве и помогают понять, а порой и изменить глубинную «историю» или «миф», сопровождающий жизненный путь клиента.

Кому это надо?

Благодаря тому, что арт-терапия имеет многоуровневый терапевтический потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов. В тех случаях, когда вербальная терапия бесполезна или невозможна, арт-терапия становится незаменимой помощью. Например, весьма распространена арт-терапия психических заболеваний в стационарных клиниках.

Как правило, в формате арт-терапевтической группы или открытой студии арт-терапия показывает свою эффективность даже для пациентов в состоянии острого психоза, когда никакое продуктивное общение невозможно. Также полезна арт-терапия для пожилых людей, страдающих угнетением ментальных функций (в т.ч.

при старческой деменции), для пациентов с тяжёлыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития, такими, как аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и другими.

Здоровым детям, которые нуждаются в помощи психолога из-за своего эмоционального состояния, страхов и других локальных неприятностей, арт-терапия помогает в качестве диагностического и коррекционного инструмента, который не требует высокой речевой активности.

Среди клинически здоровых людей тоже много тех, кому подходит арт-терапия, так как она даёт возможность развиваться в личностном и в творческом смысле, помогает справиться со стрессами, скорректировать неврозы и фобии, проработать семейные или детско-родительские отношения.

Как это делается?

Занятия арт-терапией могут сильно отличаться друг от друга в зависимости от направления, формы работы и особенностей подхода.

Обычно в начале сессии происходит короткое вступительное обсуждение, затем клиенту предлагается выбрать материал для работы (в хороших кабинетах или студиях выбор материалов максимально широкий), а затем взять какое-то время для самостоятельного творчества, после чего результат работы обсуждается, анализируется или дорабатывается.

Как создание работы, так и участие в обсуждениях всегда строго добровольно, в любой форме арт-терапии на клиента не оказывается давление, и он легко может отказаться рисовать, танцевать или говорить.

Существует несколько основных форм арт-терапевтической работы:

  1. Индивидуальная арт-терапия. Это вариант индивидуальной психотерапии или психологической консультации, при котором клиент занимается творчеством в присутствии специалиста. Это может быть рисунок на заданную тему или в заданной технике, последовательное создание художественного образа с сопроводительным рассказом (сказкой) или свободная спонтанная импровизация. Обычно арт-терапевтическая сессия длится немного дольше обычной консультации (от 45 до 120 минут), и за это время клиент успевает погрузиться в состояние творческого потока, создать художественный образ и затем рассмотреть его вместе с терапевтом.
  2. Групповая арт-терапия. Это, по сути, психотерапевтическая группа, которая может быть как закрытой (с постоянным составом участников), так и открытой (с возможностью принятия новых членов), краткосрочной (от нескольких недель до нескольких месяцев) или длительной (от одного до нескольких лет). Длительность одной групповой сессии обычно составляет от полутора до трёх часов. Во время занятий в группе участники погружаются в особую, бережную и принимающую атмосферу, в которой могут свободно выражать и обсуждать свои чувства, заниматься спонтанным творчеством или создавать арт-объекты — свои собственные, парные или общегрупповые. Как правило, до и после создания работ происходит обсуждение между участниками группы.

    Обычно у группы есть ведущий — профессиональный арт-терапевт, который в той или иной степени регулирует работу арт-группы. Вмешательство терапевта может быть минимальным — например, организация занятий, контроль места и времени проведения, озвучивание правил группы.

    А может быть и более директивное участие, например, интерпретация элементов работ, инициативы в обсуждениях, анализ групповой динамики, предложение тем или материалов для творчества и так далее. Групповая арт-терапия осуществляется в свободно сформированных группах, либо в группах с определённым критерием — по возрасту, полу, профессии, диагнозу и так далее.

    Довольно распространена групповая арт-терапия беременных, а также групповая арт-терапия в разных видах клинической и социальной реабилитации.

  3. Детская арт-терапия. Может быть реализована как в индивидуальной, так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает насыщенность занятий разнообразными формами творчества. В работе с детьми часто применяется песочная арт-терапия, спонтанное движение, танце-двигательная терапия, игровая терапия и сказкотерапия.
  4. Семейная арт-терапия. Обычно семейная арт-терапия, как и семейное консультирование, фокусируется на повышении качества коммуникации между членами семьи. Методики семейной арт-терапии включают разнообразные техники совместного творчества, которые помогают разобраться в семейных отношениях, наладить взаимопонимание и научиться делиться друг с другом чувствами и мыслями.
  5. Открытая арт-терапевтическая студия. Это одна из распространённых форм недирективной арт-терапии. Как правило, такие открытые студии работают при ментальных клиниках, центрах психологической помощи или учреждениях для детей с особенностями развития. Студия может работать несколько раз в неделю или каждый день, и каждый клиент такой студии имеет возможность добровольно прийти или уйти в любой момент. В пространстве студии всегда присутствует один или несколько арт-терапевтов, которые готовы уделить время и внимание каждому участнику, если у него есть такая потребность. Все клиенты могут использовать любые материалы, которые есть в студии, обсуждать свои чувства и мысли с терапевтами (иногда и с другими участниками), пробовать разные формы поведения и экспрессии в безопасной обстановке.
Читайте также:  Колонка родителей: как попасть в списки недобросовестных

Для всех форм арт-терапии существуют определённые общие и частные методики, приёмы и упражнения. Особенный интерес представляет технология арт-терапии в рамках некоторых методов, которые стимулируют глубинные эмоциональные ресурсы личности и обладают мощным трансформирующим потенциалом.

Как это бывает

Кроме живописи и графики в арт-терапии часто используются и пластические виды искусств — создание макетов и инсталляций, скульптура, лепка из пластилина и так далее.

Опыт применения лепки из глины в арт-терапевтическом процессе показывает, что в арт-терапии работа с глиной оказывает терапевтический эффект за счёт «переключения» восприятия на сенсомоторный уровень, что позволяет активизировать более глубокие эмоциональные ресурсы.

Манипуляции с глиной расслабляют, снимают мышечное напряжение и позволяют выразить большой спектр разнообразных чувств. Возможности арт-терапии позволяют осуществлять работу с глиной с теми пациентами, для которых невозможна изо-терапия (со слепыми и слабовидящими).

Для здоровых людей, у которых развита способность к абстрактному мышлению и символизации, хорошо подходят визуально-нарративные техники — когда помимо создания художественных образов создаётся ещё и нарративное сопровождение в виде рассказа, эссе или комикса.

Такой подход позволяет пациенту выражать свои переживания одновременно на нескольких уровнях — телесном, эмоциональном и символическом. Групповая арт-терапия позволяет заниматься коллективным литературным творчеством и исследовать внутригрупповые отношения.

Одним из самых современных направлений арт-терапии является ландшафтная арт-терапия — этот подход осуществляется в тесном взаимодействии человека с природой.

В рамках таких занятий групповая арт-терапия подразумевает прогулки и походы на природу, где участники наслаждаются контактом с растительным и животным миром, погружаются в медитативное созерцание и создают арт-объекты из природных материалов.

Ландшафтный арт-терапевт видит природу как неиссякаемый источник ресурсов в эмоциональном и духовном смыслах и кроме того высоко ценит богатство символов, которыми наполнен мир живой природы.

Ещё одно интересное направление арт-терапии — жестовое рисование.

Автор этого метода, шотландский арт-терапевт Беверли О'Корт, придерживается холистического подхода к пониманию человека и считает важным условием успешной терапии хороший контакт пациента с собственным телом.

Жестовое рисование можно описать как телесную практику, так как в процессе создания рисунка участвует всё тело человека, который двигается в своём аутентичном внутреннем ритме, как бы танцует свой собственный танец, оставляя следы краски на огромном полотне.

Для многих современных людей характерна сдержанность, тенденция к подавлению эмоций, что отражается в телесном напряжении и некоторой мышечной скованности, поэтому свободное движение помогает им почувствовать контакт с собственным «Я» и освободиться от внутреннего давления. Подобные арт-терапевтические техники, связанные с движением, могут быть весьма эффективны для пациентов, которые испытывают трудности в осознании и выражении собственных чувств.

Популярностью пользуются разнообразные техники самопомощи, в том числе — самостоятельные творческие упражнения. Технология арт-терапии в строго научном смысле не подразумевает самостоятельной практики, но тем не менее многие находят вполне эффективными для саморегуляции эмоционального состояния такие техники, как рисование мандал, спонтанное рисование, раскрашивание орнаментов и другие.

Во время занятий арт-терапией важна атмосфера, которую создаёт творческий процесс. В обычной жизни у нас не так много шансов побыть расслабленными и непосредственными, регрессировать к детству, вернуться к живым и ярким своим чувствам. А творческая и тёплая атмосфера арт-терапевтического пространства располагает к игре, к спонтанности и свободе самовыражения.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/iskusstvo_kak_terapiya_i_terapiya_iskusstvom/

Сейчас я сижу на берегу океана на Гили Эйр, вдыхаю соленый воздух и понимаю что наконец то живу, что благодарна Вселенной за каждый вдох, за рассвет, закат, я проживаю каждую минуту а не жду чего-то, какого то нереального счастья, которое случится в будущем.Я счастлива здесь и сейчас.

И очень благодарна тебе Лена, за открытые возможности, за ту сторону жизни о которой я даже не подозревала.

Еще на тренинге по Арт-Терапии, на первой расстановке «Встреча с душой», когда Настя улыбнулась мне и я тут же узнала Мою душу, у меня разом пропали все мои страхи и недоверие.

Это же волшебство какое-то — встретится со своей душой, узнать как она там, что она хочет, для чего она пришла на Землю.

А эта розочка женской энергии, которую я увидела на расстановке «Встреча с внутренним целителем» с Ольгой! Это так красиво и неповторимо, тогда я почувствовала, что значит быть Женщиной с большой буквы и теперь она распускается во мне  А тренинг на Гили – это просто космос, это второе рождение!Я всегда восхищаюсь людьми, которые придумывают что то новое , что то свое.

И этот комплекс арттерапии, расстановок, диагностики – это бомба!

  • Так все подобрано, не только материал, но и люди, и учителя приглашенные!

Все было так гармонично организовано.Никогда не забуду как на наш вопрос «Лена, ты так уверена во всех нас и в наших силах?» ты ответила «Конечно, ведь тогда бы я не была уверена в себе». Ты своей уверенностью заразила всех нас).Спасибо за последний экзамен, за этот толчок, который заставил нас сесть и задуматься о будущем, мыслить масштабно и на перспективу.Спасибо за столько каналов в подарок! Я визуализировала, что я их складировала в свою колбочку в животе))) и теперь они прорастают там.Я каждую ночь чувствую глубинные происходящие во мне, как будто мое тело изменяется согласно сакральной геометрии.

А эти слова про твоего приемного отца и какое это счастье иметь двух отцов, так как ты получаешь благословение от двух родов. Всего несколько слов, а у меня с плеч упал груз вины перед детьми за то, что я рассталась с их отцами. Теперь я думаю «Пусть будут благодарны мне, теперь Сашка получит благословение от троих отцов ну кто еще может таким похвастаться!»

И вообще с детьми я расслабилась))). То я все время волновалась за них, считала , что я в ответственности за каждую ситуацию и от это все время была в напряжении и срывалась на них. Теперь я доверилась Вселенной, знаю что она позаботится о них, думаю только о хорошем и дети сразу повеселели.

И жить, зная свою миссию, намного легче и интереснее, чем жить просто так или в поиске смысла жизни. Ты знаешь зачем встаешь по утрам, зачем выполняешь свою работу. Она может быть прямо не связана с предназначением, но оно красной нитью проходит через твою деятельность, является связующей нитью, соединяющей твою жизнь.

Спасибо большое тебе за все это! Что то слова закончились, остались одни чувства! https://vk.com/cheshira79

Источник: https://rodyvradosty.ru/professionmama

Кристина Керр: «Арт-терапевты знают универсальный язык»

Яркая, стремительная, с искренней улыбкой и потрясающим чувством юмора. , ведущий мировой специалист и эксперт в области семейной арт-терапии, приехала в Россию на пять дней в рамках программы .

Лекции и мастер-классы в Москве и Санкт-Петербурге, воркшопы в детском доме в Павловске.

Много снега, который так любит Кристина, первая в жизни поездка в ночном купе, МГУ, «Гараж» в Парке Горького, взрослые, дети, рисунки и 3D-модели. 

Корреспондент «Филантропа» побеседовал с доктором Керр и узнал, какое будущее у арт-терапии в России, где учатся на арт-терапевтов и зачем лечить душу, когда тело здорово.

Кристина Керр. Иннокентий Людевиг

Русские художники и философы — почему бы и нет?

Кристина, вы побывали во многих странах с лекциями и мастер-классами по арт-терапии. На ваш взгляд, какие есть особенности у арт-терапии в России?

Мне нравится интерес ваших специалистов ко всему, что происходит в мировом поле арт-терапии. Их открытость к тому, чтобы перенимать чужой опыт. И, вместе с тем, их поиск свого собственного пути.

Какой это путь?

Для начала оговорюсь: это только мои ощущения.

Если все сложится правильно, арт-терапия в России будет расти из вашей культуры, основываться на ее особенностях.

У вас не будет таких же, как, например, в США, систем диагностирования и сбора информации о человеке на основе его творчества. Потому что это сугубо западная методика.

Из мировой арт-терапевтической практики вы возьмете то, что созвучно российскому менталитету. Это обычный процесс, так происходит во всех странах, будь то Великобритания, Япония или Индия.

В свое время в России хорошо прижился и был популярен психоанализ. Это дает большие перспективы для арт-терапии, потому что психоанализ — это ее корни, ее источник.

Но при этом я не исключаю, что арт-терапия в России будет связана больше не с психоаналитическими, а с эстетическими теориями.

Русские художники, русская философия… может быть, волна пойдет оттуда? Ведь, повторюсь, для того, чтобы арт-терапия реально работала, она должна быть частью культурной системы.

Универсальный язык

Что бы вы ответили на вопрос: «Зачем вообще нужна арт-терапия?»

Приведу пример. Мы можем вылечить женщину, больную раком груди, с помощью операции и курса химиотерапии. Точнее, не вылечить, а привести в состояние длительной ремиссии. Но даже в состоянии ремиссии женщина продолжает нести свою болезнь с собой.

Она думает, что после операции по удалению груди стала неполноценной; она боится, что близкие ее отвергнут и что рак вернется. То есть физически человек может быть уже здоров, а ментально — все еще нет.

Кроме того, перенесенная болезнь влияет на всю семью: муж, дети, родители.

Арт-терапия — это работа с сознанием. Нельзя вылечить только тело и оставить без внимания ум и душу.

Как клинический терапевт, я знаю, что у человека может быть идеальное здоровье, и при этом он пойдет и спрыгнет с крыши. Моя задача — чтобы он не сделал этого.

Люди с суицидальными наклонностями часто не готовы говорить о своих чувствах, поэтому я как арт-терапевт помогаю им выразить эти чувства через визуальное искусство.

Открытый мастер-класс доктора Кристины Керр. ЦСК “Гараж”, Парк Горького(Образовательный Центр). Екатерина Воскресенская

Рисуя и работая в 3D, мои пациенты переживают катарсис, заново проживают и осмысляют свой негативный опыт. Главное в этом процессе — что ты не просто находишь, в чем твоя проблема, а постоянно что-то делаешь, делаешь, снова делаешь. Творишь. Возможность изменения, возможность справиться с ситуацией — как раз в этом делании.

Что касается детей, для них арт-терапия — часто единственный способ пережить психологическую травму, горе, болезнь. Дети не могут выразить себя словами так же хорошо, как взрослые.

Некоторые из них вообще пока не умеют говорить! У ребенка другие способы коммуникации с миром. И чтобы понять, что происходит в его душе, надо дать ему в руки бумагу и карандаши.

Творчество нужно всем детям, независимо от их способностей и культурного бэкграунда. Арт-терапия — универсальный язык.

«Первое, что меня попросили сделать, — украсить госпиталь к Рождеству»

Арт-терапия — новая для России вещь. Собрать деньги на лечение — понятная задача. Но иногда бывает непросто объяснить потенциальным жертвователям, почему ребенку, которого уже выписали из больницы, жизненно необходим курс арт-терапии. Сталкивались ли вы с подобным непониманием в своей практике в США?

Я была первым арт-терапевтом, которого официально наняли на работу в США. Это был 1971 год, Калифорния, психиатрический госпиталь. Первое, что меня попросили сделать, — украсить госпиталь к Рождеству. Я сказала: «Нет-нет-нет. Я здесь не для того, чтобы заниматься декоративно-прикладным искусством».

Я работала с женщинами, которые перенесли лоботомию. Некоторым из них было по 60-70 лет, и за плечами у них было десять, двадцать… тридцать лет молчания: они физически не могли говорить. Я помогала им начать рисовать.

На бумаге эти женщины выражали то, что десятилетиями держали глубоко внутри себя. Они не только визуализировали эмоции. Рисуя, они росли, развивались как личности. Кстати, работы были невероятные. Многие потом выставлялись в галереях.

Я показывала рисунки врачам, медсестрам и нянечкам клиники, и они были потрясены: «Мы даже не могли себе представить, что творится в душе этих женщин». Для больничного персонала это были бессловесные существа, за которыми надо просто ухаживать — и не более того.

А ведь у каждой из пациенток была своя история. Искусство помогло им рассказать эту историю. Вспомните картину Рембранта «Возвращение блудного сына». Сколько в ней чувств, сколько силы! Это то, что делает арт-терапия.

Она выражает эмоцию не через тысячу слов, а в одном образе.

Конечно, и сейчас в США есть люди, которые не понимают, зачем нужна арт-терапия. Единственный способ  изменить ситуацию — просвещение. Надо использовать все способы, все площадки для того, чтобы рассказать людям о нашей работе.

Каким должно быть образование арт-терапевта? Что он должен уметь?

Как я вижу идеального арт-терапевта? Это человек с развитым художественным вкусом, умеющий креативно мыслить. Он одинаково хорошо рисует и работает в 3D. Умеет вести группу и свободно использует различные творческие материалы. И, конечно, способен к эмпатии.

Арт-терапевт должен быть профессиональным клиницистом, потому что арт-терапия — наука на стыке психиатрии и искусства. В университетах США можно закончить бакалавриат по специальности «арт-терапевт». 2 года обучения, 1 500 часов практики.

Арт-терапия и теория хаоса

В последние годы вы специализируетесь на семейной арт-терапии. Почему вам интересна семья?

Все психологические патологии начинаются в семье. Мне интересно это исследовать. Если хорошо поставить профилактику в семьях, в будущем у нас, арт-терапевтов, будет меньше работы. Ведь умение справляться с трудными ситуациями закладывается в детстве.

Мы вырастаем, покидаем родителей, но семья все равно остается с нами — глубоко внутри. Мы можем уехать за тысячу верст, даже в другую страну, но всегда будем слышать тихий голос матери здесь, прямо за нашим плечом.

Кристина Керр. Иннокентий Людевиг

Что интересного произошло в арт-терапия как науке за последние 10 лет?

Арт-терапевты активно используют исследования в области нейробиологии. Мы можем наблюдать, какие именно процессы происходят в мозге человека, когда он занимается творчеством, и с помощью этих знаний выстраивать арт-терапевтические практики.

Теория хаоса и теория потока тоже немало дают арт-терапии как науке — мы все больше узнаем о роли визуального в жизни человека. Визуальное — часть нашей повседневности, которую можно и нужно изучать.

Мы каждую ночь видим сны, мы воспринимаем окружающий мир с помощью зрения, мы визуализируем свои мысли и эмоции через искусство. Это сила человеческого мозга, которую надо использовать на все сто процентов.

Творчество — часть нашего ДНК, для науки это становится все более очевидным.

В завершение, расскажите какой-нибудь яркий случай, который произошел во время вашего визита в Россию. 

Мы проводили воркшоп в детском доме №4 в Павловске. В занятии принимали участие дети с серьезными психическими заболеваниями.

С помощью специалистов и волонтеров они сделали цепь из листов цветной бумаги. Я предложила детям передвинуть эту цепь из одного угла комнаты в другой.

Воспитатель, которая много лет работает в этом детском доме, сказала: «Это невозможно, они не умеют работать сообща, группой».

Но дети попробовали, и у них получилось. Они играли с цепью все вместе, выполняли непростые групповые задания. Это говорит о том, что многое возможно, если верить в человека, делать вместе с ним маленькие шаги по направлению к цели.

Благодарим за помощь в организации интервью студию арт-терапии «САМО», организатора визита Кристины Керр в Россию. 

Доктор психологических наук, глава отделения клинической арт-терапии LIU (Long Island University, NY, USA), автор книг и учебников по семейной арт-терапии, член американской ассоциации арт-терапевтов, американский представитель в Европейском Консорциуме арт-терапевтов, практикующий клинический арт-терапевт. Международная социальная инициатива профессионалов, самостоятельно организующихся для оказания гуманитарной помощи нуждающейся стране.

Источник: https://philanthropy.ru/intervyu/2013/03/18/9864/

Ссылка на основную публикацию