Слияние вузов снижает их конкурентоспособность

Рейтинг лучших вузов России – 2017 по версии рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) представлен на V Международном форуме ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность».

На основе статистических показателей, а также результатов опросов десятков тысяч студентов, выпускников, преподавателей, ученых и работодателей он составляется уже в шестой раз.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ректоры университетов, представители международной ассоциации IREG Observatory, академического и экспертного сообществ проанализировали итоги исследования.

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: – Нам предстоит колоссальная образовательная революция, и это не только открытые онлайн-курсы. С развитием искусственного интеллекта и облачных баз данных скоро все рутинные элементы обучения студент сможет имитировать, взяв из облака. Поэтому никакого образования без исследований, без непосредственного контакта с ученым, который вместе со студентом ищет новые решения, через двадцать лет просто не будет.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность Алевтина ЧЕРНИКОВА, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»: – Мы живем в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходит в историю и возникают новые. С течением времени это будет происходить все быстрее, поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится насущной необходимостью, а компетенция к самообучению станет одной из самых востребованных в будущем.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность Михаил ЭСКИНДАРОВ, ректор Финансового университета при Правительстве РФ: – Миссия университета не только в образовании и науке. Если молодые люди в процессе обучения не создают сообщество друзей и не образуют семьи – это очень плохой университет. В целом же оценить вуз можно по тем глобальным предложениям, которые у него возникают, и по реализации этих идей.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность Вальдемар СИВИНСКИ, вице-президент IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence: – Первая волна международных рейтингов прежде всего обратила внимание на исследовательскую миссию университетов, и десять-двенадцать лет мы восхищались количеством цитирований и публикаций. Но оказалось, что, кроме индекса Хирша, существует еще множество показателей. После этой волны во многих странах началось движение к тому, как определить суть университетов, их третью миссию. Ответ здесь должен быть не только на международном, но, прежде всего, национальном уровне, поэтому мы видим возрождение национальных рейтингов.
Слияние вузов снижает их конкурентоспособность Алексей ХОДЫРЕВ, исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА): – Из тенденций стоит отметить, что наибольший прогресс наблюдается в области наращивания научных публикаций и их цитирований. Кроме того, заметно выросли показатели рейтинга у экономических вузов. А вот объединение университетов ведет к снижению конкурентоспособности в краткосрочной перспективе и ослаблению позиций в рейтингах. Источник: пресс-релиз RAEX (Эксперт РА).

Цифры и факты

Анализ динамики положения вузов в рейтинге RAEX (Эксперт РА) позволяет сделать однозначный вывод: при присоединении к сильным вузам менее успешных образовательных организаций конкурентоспособность первых снижается. Иными словами, процессы укрупнения за счет слияний наносят урон сильным вузам.

В частности, в течение последних нескольких лет из-за объединений с другими вузами в рейтингах RAEX (Эксперт РА) на время снижались позиции НИУ ВШЭ, Финансового университета, НИТУ «МИСиС».

Такая динамика объяснима: она вызвана размыванием кадрового и финансового капиталов, которое неизбежно в случае, когда к сильному вузу присоединяют вуз с более скромными показателями.

Зачастую это может сопровождаться резким скачком численности студентов на фоне недостаточно высокого прироста материальной базы и кадров.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Дорого и некачественно: что показали исследования школьной формы

Оценим за полчаса!

В этом году наиболее яркой иллюстрацией влияния объединения на конкурентоспособность служит Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева. На протяжении четырех лет вуз исправно входил в топ-30 российских вузов: в частности, в 2016 году занял 26-е место.

После присоединения к вузу Самарского государственного университета (занимал в рейтинге 76-е место) объединенный вуз в 2017 году занял лишь 31-е место, что на пять позиций ниже, чем результат аэрокосмического университета в прошлом году.

Общее количество обучающихся в объединенном вузе резко выросло, тогда как финансирование осталось на прежнем уровне, в результате чего объем денежных средств, приходящихся на одного студента, рухнул в два раза. Объединение повлекло за собой серьезное падение и по ряду иных удельных критериев.

Например, доля иностранных студентов снизилась с 5,5 до 4,8 %, а доля зачисленных на первый курс «олимпиадников» – с 1,1 до 0,5 %.

Тенденция к снижению позиций вузов в рейтинге после укрупнения хорошо прослеживается на примере опорных университетов.

Подробнее

Источник: https://akvobr.ru/obedinenie_universitetov_snizhaet_konkurentosposobnost.html

Конкурентоспособность университетов – что делать

Чтобы российские университеты достигли мирового уровня, необходимо выполнение ряда конкретных мер. Статья Дж. Салми и И. Фрумина в журнале «Вопросы образования»

Для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование, но также развитие центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов.

Об этом в статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№1, 2013 г.

) – международный эксперт в области образования Джамил Салми и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Разочарование пока не оправдано

В течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов.

Так, МГУ и СПбГУ присвоен особый статус, эти вузы получили серьезные ресурсы для инвестиций в развитие. Появилась сеть федеральных университетов.

Значительной мерой для кардинальной перестройки высшего образования стало создание системы национальных исследовательских университетов (НИУ) в 2008 году.

Тем не менее, нельзя сказать, что в российском университетском образовании произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность МГУ и СПбГУ и их привлекательность для талантов со всего мира пока не увеличилась, отмечают Салми и Фрумин в своей статье.

Научная активность в федеральных университетах также растет незначительно.

А 29 заведений, получивших статус НИУ, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании средств, поскольку полученные ресурсы по правилам конкурса не должны расходоваться собственно на исследовательскую деятельность.

Дж. Салми и И. Фрумин приводят данные по позициям российских университетов в международных рейтингах.

В качестве одного из примеров они выделяют Шанхайский рейтинг, составляемый на основе объективных данных, а не закрепившихся репутаций. В 2012 году в этот рейтинг вошли только МГУ под номером 80 и СПбГУ в пятой сотне.

Означают ли подобные показатели, что вкладываемые инвестиции в университетское образование не дают результатов?

Было бы легкомыслием ожидать быстрых результатов в этой сфере, считают Дж. Салми и И. Фрумин. Поскольку во всех дискуссиях об университетах мирового класса фигурируют исследовательские университеты, авторы подчеркивают, что цикл формирования передовых научных групп даже при импорте ключевых компетенций составляет от трех до семи лет. Поэтому говорить об отсутствии эффективности пока рано.

Миллиарды на достижения

Какие пути дальнейшего развития могут быть перспективными для российского университетского образования, и каковы возможные причины его низкой конкурентоспособности? Чтобы дать ответ на этот вопрос, Дж. Салми и И. Фрумин анализируют попытки других стран реализовать инициативы по достижению выдающихся результатов в области университетского образования.

В фокус внимания попали проекты, реализованные или реализуемые в разных странах с объемом финансирования от нескольких сотен миллионов  до нескольких миллиардов долларов.

В истории этих программ эксперты выделяют два периода: с 1989 по 2004 г., «дорейтинговую» эпоху, и последние семь лет, когда в результате публикации Шанхайского рейтинга и мирового рейтинга университетов Times Higher Education в 2003 и 2004 г.

соответственно, усилился интерес к университетам мирового класса.

Рисунок 1. Характеристики университетов мирового класса: распределение ключевых факторов

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность

Источник: «Вопросы образования», №1, 2013

Риски слияний вузов и зацикленности на исследованиях

В ходе анализа авторы приходят к выводу, что одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3:1. Ресурсы российских университетов значительно ниже европейских.

Но не только в этой очевидной причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Авторы обращают, например, внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов.

«Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей», указывает Салми.

По мнению авторов, слияния могут быть эффективны, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.

В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов помимо привлечения молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления авторы называют интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата (особенно аспирантуры) в ведущих университетах.

Преимущественное внимание, по мнению Салми и Фрумина, следует уделить полидисциплинарным проектам, которые, во-первых, могут обеспечить конкурентоспособное позиционирование центров, а во-вторых, связать их с лидирующими компаниями, что означает возможность софинансирования.

При этом, Салми и Фрумин, опираясь на зарубежный опыт, предостерегают о негативных последствиях сосредоточения усилий только на повышении исследовательской продуктивности. Необходимо добиваться, чтобы центры выдающихся достижений были и центрами подготовки магистров и аспирантов.

Этого, по мнению экспертов, можно достичь, либо включив показатель «влияние на преподавание» в состав критериев оценки центров выдающихся достижений, либо выделив специальную статью для финансирования проектов, направленных на более эффективную интеграцию преподавания и исследований.

В целом авторы позитивно оценивают потенциал развития университетского образования в России, но не прогнозируют быстрых успехов.

Источник: OPEC

Источник: https://hr-portal.ru/article/konkurentosposobnost-universitetov-chto-delat

Из чего складывается конкурентоспособность выпускника российского ВУЗа *

Слияние вузов снижает их конкурентоспособность

В современном российском обществе образовались сложные социально-экономичные условия. Выпускник ВУЗа, с дипломом высшего профессионального образования, часто не может реализовать себя в качестве работника.

Это сейчас не редкость, потому что существует некая разница между системой образования и реальными условиями трудового рынка.

А также, нет никакой системы распределения молодых специалистов по компаниям, как это было прежде.  

 Если доверять мнению профессионалов, то ситуация рынка труда для молодежи находится на достаточно низком уровне. При этом ещё и двигается не в лучшую сторону.

Многие компании, при возникновении кризисного периода, существенно сокращают количество рабочих мест. А для молодых, только закончивших учебу, профессионалов – в первую очередь.  

Учитывая то, что предложение рабочей силы на трудовом рынке сейчас бьёт все рекорды, молодым сотрудникам без опыта работы очень сложно составлять конкуренцию за качественные места.  

Конкурентоспособный работник

Решить эту проблему может только правильное воспитание конкурентоспособного эксперта образовательной системой. Поэтому на высшей школе лежит большая ответственность за будущее теперешних студентов.  

 В наше время обществу очень нужны хорошие специалисты, соответствующие профессиональным потребностям.

Большинство выпускников не выдерживают таких условий и требований сложившейся ситуации. Поэтому хорошим решением будет определить главные составляющие для конкурентоспособности учеников вузов и формировать их процессе образования.

Так можно добиться повышения уровня компетентности будущих профессионалов.  

Связь между качеством образования и будущей конкурентоспособностью вуза – неоспорима. Но также на это влияет наличие требований от работодателя. Которое становится все более актуальным.  

Основываясь на вышеизложенной информации будем устанавливать взаимосвязь от конкурентоспособных выпускников до конкурентоспособных работников. Основное внимание всегда останавливается именно на качестве работы.  

Конкурентоспособным работником считается тот, кто имеет индивидуальный подход к выполняемым задачам. А также стремится к достижениям в работе, которые являются ценными для учреждения и его целей.  

Совмещает в себе следующие возможности: профессионализм, высокую квалификацию, хорошие показатели нравственности, интеллекта и физической формы.  

Все эти качества можно поделить на четыре подпункта:

  • сфера мотивации 
  • профессионально-квалификационная сфера 
  • медико-биологическая сфера 
  • сфера интеллекта 

Также очень важным фактором являются требования каждого конкретного работодателя, и уже отталкиваясь от них работник может быть востребованным или нет.  

Конкурентоспособность сотрудника

  • Очень обширное понятие, которое включает в себя единое целое из личности, квалификации, мотивации, профессиональных способностей и качества выполненных задач, полностью соответствующих требованию. 
  • Надо понимать, что способность работника конкурировать напрямую зависит от такой же способности выпускника.  
  • Понятие “выпускник вуза” можно трактовать как человек, который получил государственный диплом высшего профессионального образования (даже спустя много лет после окончания), или тот, кто получил его только сейчас.

Однозначного объяснения понятия “выпускник вуза” не имеется даже в схеме нормативного законодательства.

Ограничение есть только в трудовом законодательстве.

  1. Там говорится, что выпускником вуза может называться человек на протяжении одного года после окончания учебы при первом выходе на рынок трудоустройства.  
  2. Выпускником ВУЗа считается студент, учащийся на последнем курсе очной, очно-заочной или заочной формы учебы, отлично разбирающийся в своей профессиональной сфере и готовый выполнить итоговую работу по своей квалификации.  
  3. Давайте рассмотрим методы трактования способности к конкуренции выпускников, существующих в последнее время.  
Читайте также:  Как сберечь нервы во время экзаменов

Конкурентоспособность выпускников как признак конкурентоспособности вуза

Сегодня принято оценивать возможность ученика конкретного вуза конкурировать, как конкурентоспособность самого учебного заведения.

Сделать это можно сравнив рейтинги государства или независимые рейтинги в агентствах. В зависимости от рейтинга вуза, рассматривается имидж и ресурс конкурентноспособного выпускника.

Так как хорошая репутация, популярность и известность вуза – это уже хорошая характеристика учеников.  

Минус такого подхода в том, что он не учитывает личностные качества человека, которые никоим образом не могут зависеть от учебного заведения.  

Высокая конкурентоспособность выпускника, указывает на качественный процесс обучения. Главным требованиям является наличие знаний, которые есть первым шагом к дальнейшему развитию.  

Хоть качество полученных знаний и является “базой” всего, есть ещё и другие, не менее важные качества. К ним относятся прогноз и исследования области, исследование жизненных процессов внутри специальности, несущих цель расширять возможности новых специальностей. 

Отслеживание внутренних аспектов вуза (как сильных так и слабых), изучение информации об трудоустройстве выпускников и совершение рекламно-информативных процессов. 

Высокий уровень конкурентоспособности показывает выраженность личных качеств.  

Здесь имеется ввиду, что само только образования не гарантирует трудоустройство. Желательно обладать лидерскими задатками и быть уверенным в себе человеком. Эти качества обязательно понадобятся в реальной жизни.  

Существует способ оценки выпускников, как рыночного товара, который должен реализоваться. Как и любой “товар”, способный конкурировать, выпускник должен обладать высоким качеством, отличатся от всех остальных, а значит быть уникальным, а также иметь достаточно “потребительских” качеств.  

  • Уникальность выпускника можно оценить по высокому уровню интеллекта, творческому потенциалу, склонности к инновациям, планированию и руководству, стратегическому мышлению, образованности в смежных областях, а также умением пользоваться современными технологиями и техническими средствами.  
  • Также сюда относится способность быстр находить и перерабатывать информацию, принимать правильные решения и желание учится.  
  •  “Потребительские” свойства выпускника зависят от полученных знаний, умений, уровня профессионализма и прекрасной ориентации в своей сфере деятельности.  

 Хорошей конкурентоспособной личностью является выпускник с сочетанием умений, знаний и навыков, указанных в ФГОС ВПО, учитывая уникальные качества и “потребительские” свойства. Но общей уровень всегда будет разбавляться внедрением личных особенностей или недостатков.  

Список основных требований для конкурентоспособной личности

Учитывая всю вышесказанную информацию, можно составить список основных требований для конкурентоспособной личности.

Мотивационный подход:

  •  наличие цели в профессиональной реализации и саморазвитии;
  • желание получить качественное место работы учитывая свою специальность;
  • наличие цели в виде социально-экономической реализации.

Квалификационный подход:

  • наличие опыта и профессиональных навыков;
  • наличие знаний по специальности, умения и навыки указанные в ФГОС ВПО, и соответствие требованиям работодателя;
  • обладание навыками использования информационных технологий и методов в своей сфере деятельности. 

Личный подход:

  • наличие социально-психологических качеств, улучшающих взаимодействие с работодателем;
  • соответствие ценностям и мотивационным ориентирам в своей профессии;
  • умение активировать состояние ресурсов компании, для воплощения планов и целей. 

 Деловой подход:

  • умение быстро оценивать ситуацию и её последствия, готовность выбирать правильную стратегию
  • адекватная оценка своих особенностей, недостатков и трудовых возможностей;
  • представление работодателю преимуществ, способных конкурировать. 

Список подходов для создания конкурентоспособности подходит как для выпускника, так и для работника. Отличия только в профессиональном направлении и личных характеристиках. 

Источник: https://disshelp.ru/blog/iz-chego-skladyvaetsya-konkurentosposobnost-vypusknika-rossijskogo-vuza/

Повышение конкурентоспособности фирмы за счет сделок слияний и поглощений

АННОТАЦИЯ

Сегодня понятие «конкурентоспособность» стало одним из часто употребляемых терминов в экономической литературе.

Ученные, предприниматели, а также политические деятели широко применяют это понятие, когда имеется в виду необходимость объединения экономики государства в систему современного глобального хозяйства.

В рыночной экономике становится очевидным тот факт, что рост конкурентоспособности предприятия и экономики страны в целом является необходимым условием для интеграции государства в мировую экономику.

  • В статье рассмотрено понятие конкурентного преимущества, виды конкурентных преимуществ, подходы к формированию конкурентных преимуществ за счет слияний и поглощений.
  • Ключевые слова: конкурентное преимущество, управление, слияние и поглощение, предприятие.
  • В современной экономической обстановке фирмам приходится исследовать эффективные методы для совершенствования, роста конкурентоспособности, увеличения прибыльности и стоимости.
  • Можно выделить три разных способа, применяя которые предприятие может сократить издержки на единицу выпускаемой продукции благодаря эффективному построению внутренних процессов: экономия за счёт ассортимента, за счёт масштаба и за счёт накопленного опыта.

1) Экономия на ассортименте. Ассортимент – это размер «портфеля» продукции, выпускаемой компанией. Задача планирования выпуска товара состоит в том, чтобы создать синергетический «портфель» линейки товаров.

Один из немаловажных источников синергии – это экономия, появляющаяся, когда разнообразные товары обладают совместным набором издержек.

Компания, которая скрупулезно формирует свой «портфель» товаров для максимизации общих затрат, способна привести свои дополнительные издержки к более низкой величине в сравнении с издержками конкурентов, обладающих менее эффективными «портфелями»;

2) Экономия на масштабе. Масштаб – это величина компании, которая измеряется как её продолжительный неизменный объем выпуска. Почти в каждой операции, начиная от закупок и заканчивая производством, маркетингом и сбытом, действует тенденция к уменьшению уровня издержек по мере увеличения объёма производства. Имеется целый перечень предпосылок применения экономии за счёт масштаба:

  1. — увеличение масштабов дает возможность различным сотрудникам сосредоточиться над решениями наиболее специализированных проблем, увеличивая свой профессионализм и уменьшая временные затраты при смене одной задачи на иную;
  2. — дополнительные неизменные расходы, сопряженные, к примеру, с разработкой продукта, ниже, из расчета на единицу продукции, в случае если их можно распределить на большее число аналогичных единиц;
  3. — наиболее эффективные производственные операции (например, линии сборочных конвейеров) оправдываются лишь в случае значительных масштабов производства;
  4. — строительство наиболее масштабных объектов капитального оборудования, при котором затраты увеличиваются непропорционально, а медленнее;

3) Экономия за счёт накопленного опыта. Экономия за счёт опыта – это снижение затрат, возникающее с увеличением нарастающих объёмов производства, что отличает её от экономии за счет масштаба, что находится в зависимости от текущей величины производства.

Старая и новая компании в различных годах могут обладать равными объемами производства, достигая равной экономии за счёт масштаба.

Но более старая компания с наиболее высоким кумулятивным объемом выпуска за предыдущие годы может обладать более низкими затратами за счет наибольшей экономии за счёт имеющегося опыта.

Экономия на издержках в следствии накопленного опыта основывается на обучении в процессе функционирования: чем больше компания выпускает продукции, тем больше она узнаёт, как создать эффективное производство.

Благодаря проведенным исследованиям Бостонской консультационной группы (BCG), экономия на издержках в следствии накопленного опыта касается не только лишь стоимости рабочей силы, но и стоимости денежных средств, управления, исследований и маркетинга. Специалисты из BCG полагают, что эффект накопления опыта выражается не только в сверхтехнологичном производстве, но и также в сфере оказании услуг и в производстве простых потребительских товаров [5, c.60-62].

В дополнение к эффективности внутренних издержек компания может сократить издержки за счёт корректного выбора и управления своими внешними контактами как с потребителями, так и с поставщиками компонентов.

Компания может устроить это путем проведения маркетинговых мероприятий для применения экономии от концентрации и планирования закупочной деятельности (экономия от интеграции).

И как следствие, внешние затраты могут быть сокращены при помощи использования стратегий, перечисленных далее.

Во-первых, это экономия от сосредоточения продаж. Фирмы часто могут существенно повысить экономию посредством концентрации маркетинговых исследований на одном или двух товарах (услугах) или рыночных нишах. Одним из явных аспектов экономии является снижение затрат на продвижение и рекламу.

Во-вторых, за счёт экономии от интеграции материально-технической деятельности (логистики). Предприятия во многих странах мира оказывают влияние на экономику путем совершенствования координации своих операций во взаимоотношениях с поставщиками.

Усовершенствование взаимодействия со своими поставщиками позволяет свести к минимуму стоимость товарно-материальных запасов, более эффективная координация спецификаций поможет минимизировать необходимость последующей доработки продукции поставщика, более тесное взаимодействие в ценообразовании позволит стать компании и ее поставщикам более конкурентоспособными и более прибыльными. [1, c.221] Экономия также может быть достигнута и с другой стороны логистической цепи – в процессе распределения. Различия в действенности распространения могут существенно повлиять на совместное ценовое преимущество фирмы. Большие затраты на хранение материальных запасов, контрастирующие с низкими затратами на нецентрализованные перевозки, дают возможность предприятиям снизить затраты распространения посредством централизации этих запасов.

В-третьих, путем эффективного трансфертного ценообразования.

Все фирмы в производственной цепочке – поставщики сырья, производители деталей и комплектующих, сборочные предприятия, и компания, которая реализует продукцию конечному потребителю, – получают прибыль, когда вся цепочка процессов работает результативно.

Низкая производительность одного из составляющих цепи поднимет цену для конечного потребителя, тем самым способствуя снижению продаж для всех компаний, задействованных в производственной цепи.

Дифференциация – это умение снабдить фирму особенной и большей стоимостью в виде новейшего свойства продукции, необычных потребительских качеств или послепродажного обслуживания. [6,  c.38].

Стратегии дифференциации целесообразны в тех ситуациях, когда потребности и вкусовые предпочтения потребителей чрезмерно различаются от потребителя к потребителю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства стандартизированных товаров или услуг.

Компания-производитель, успешно применяющая метод дифференциации, внимательно исследует поведение и нужды потребителей, чтобы выяснить точку зрения покупателей насчет ценности и значимости тех или иных характеристик.

Затем фирма дифференцирует свой продукт согласно одной или, возможно, нескольких характеристик, стимулируя тем самым выбор потребителей к предлагаемой фирмой продукции. Конкурентное преимущество выступает следствием уникальной (при сравнении с конкурентами) умение компании удовлетворять потребности своих клиентов, отдающих предпочтение той или иной характеристике производимой продукции.

  • Максимальный эффект можно получить от дифференциации, основанной на:
  • —    технологическом преимуществе;
  • —    высоком качестве товаров и услуг;
  • —    обеспечении клиентов большим количеством сопутствующих
  • услуг;
  • —    предоставлении потребителям большей «ценности» за ту же цену.
  • Обычно стратегии дифференциации лучше всего использовать в случаях, когда:
  • 1) имеется множество возможных методов дифференциации продуктов (услуг), и существенная часть потребителей воспринимает эти различия как обладающие определенной ценой;
  • 2) потребности клиентов в данной продукции различаются,
  • причем, сама продукция может использоваться разными способами;

3) небольшое количество конкурирующих компаний базируется на схожем подходе к дифференциации [8, c.119].

На данный момент одним из наиболее эффективных способов развития компании с целью повышения ее конкурентоспособности можно назвать стратегию слияний и поглощений.

Данная стратегия является одним из самых распространенных методов дальнейшего развития, который применяют многие даже самые успешные корпорации.

Слияния и поглощения стали неотъемлемыми процессами современных экономических отношений в мире.

Слияния и поглощения компаний можно считать одним из самых важных механизмов обеспечения конкурентоспособности предприятий. Собственники частного бизнеса также признают, что в условиях непрерывно изменяющегося рынка и усиления конкуренции тщательно продуманные и удачно осуществленные сделки по транснациональным слияниям и поглощениям могут существенно повысить стоимость их бизнеса.

Определим главные факторы, способствующие слияниям и поглощениям на современном этапе:

1. Глобальная либерализация финансовых взаимоотношений, нашедшая отражение и в международном праве и в государственных законодательствах различных стран.

Главными преобразованиями в условиях регулирования можно считать: либерализацию режимов торговли и прямых иностранных вложений; экономическую интеграцию на уровне регионов и государств, первоначально лишь, европейскую, а также образование и деятельность ВТО; процессы приватизации в развитых, переходных и развивающихся странах, а также процессы дерегулирования [7, c.287].

2. Либерализация трансграничного движения денежных средств.

Возникла возможность приобретении корпоративных ценных бумаг иностранцами, что содействовало финансированию интернациональных слияний и поглощений главным образом на базе обмена акциями, произошли перемены на рынках капитала, активизировались рыночные посредники и возникли новые экономические инструменты.

Появились другие возможности для трансграничных ссуд и кредитов, депозитов в зарубежной денежной единице и портфельных инвестиций. Становление фондовых и увеличение уровня ликвидности капитальных рынков дают возможность фирмам мобилизовывать немалые денежные средства через банки, путем выпуска облигаций.

3. Возрастающая значимость высокозатратной научно-исследовательской работы, повышение рисков в области исследования и разработок, высококачественных научно-технологических перемен.

4. Снижающиеся издержки транспортировки и коммуникаций, что привело к расширению рынков воздействия фирм, в том числе и главным образом за государственные границы. Новейшие информационные технологии дали возможность фирмам управлять интернационализируемыми производственными контурами на расстоянии [4, c.326-327].

Суммируя все выше сказанное, можно сказать, что вышеназванные факторы воздействуют в первую очередь на увеличение числа трансграничных слияний и поглощений компаний. А сделки, отражающие интеграционные процессы между компаниями одной страны, достаточно часто выступают в качестве элемента оборонительной стратегии фирм, нацеленной на предотвращение поглощения их иностранными корпорациями.

Список литературы:

  1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2014.  С. 221
  2. Гвардин С. В. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для России. СПб. : Питер, 2013. С. 45-46
  3. Головихин С. А. Методологические основы исследования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов // Известия УрГЭУ. 2011. № 2 (34). С. 54–59.
  4. Докукина А.А. Инновационная активность бизнеса: опыт и возможности оценки интеллектуального профиля предприятий // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. — 2011. — N 4. — С. 80-87
  5. Владимирова И.Г. Международный менеджмент: учебник. – М.: Кнорус, 2016. С. 326-327.
  6. Ерохин В.Ю. Стратегии устойчивого развития предприятий принципы и критерии разработки // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №3. С. 60-62.
  7. Киперман, Г.Я. Современный экономический словарь / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2012.  С. 38.
  8. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова, П.С. Томилов ; под ред. Л.Е. Стровского. — Москва : Юнити-Дана, 2015. С. 287
  9. Устойчивое развитие экономических систем: от концепции к управлению: монография / под ред. Н. Б. Завьяловой, О. В. Сагиновой. — М.: РЭУ им.Г.В.Плеханова, 2014. С. 119.

Источник: https://sibac.info/journal/student/28/103798

Как повысить конкурентоспособность вузов?

Как показывает практика, система мониторинга вузов, которую ввело министерство образования и науки России несколько лет назад, заставляет вузы активно развиваться, подгонять себя под разработанные стандарты. А значит, внедряются новые программы, новые формы обучения. Вузы, которые не соответствуют современным требованиям, либо закрываются, либо реорганизуются.

Как сообщил заместитель и. о.

министра образования регионального правительства Илья Коршунов, в 2014 году все государственные вузы Нижнего Новгорода и Нижегородской области прошли мониторинг деятельности вузов.

Среди вузов негосударственных есть учебные заведения, которые по результатам мониторинга не соответствуют требуемым стандартам. Им разрешат доучить уже зачисленных студентов, но нового набора уже не будет.

Что касается нижегородских вузов, которые соответствуют стандартам обучения, то чем они отличаются от других российских? Известен ли Нижний Новгород на образовательной карте страны и мира, и как он выглядит? Об этом нам рассказали представители ведущих вузов города.

Новые программы и направления

По словам ректора Нижегородского государственного педагогического университета Александра Федорова, этот вуз силен психолого-педагогическим направлением. По этой причине НГПУ стал пилотной площадкой министерства образования России для реформирования педагогического образования.

В конкурсе на возможность реализации общероссийских проектов участвовало 98 высших учебных заведений страны, но только в 15 вузов России, в число которых попал и наш педуниверситет, будут внедряться новые программы и технологии.

В частности, уже существует заказ на новую специальность, которую можно будет получить в НГПУ имени Минина — педагог-дефектолог.

— Апробация программы будет проходить в партнерстве с тремя отечественными и одним зарубежным вузом, — отметил Александр Федоров. — Учебная программа предусматривает не только стандартную образовательную форму, но также интерактив как со стороны учебных заведений, так и коррекционных школ.

Причем, интерактивное образование через интернет планируется активно внедрять и на других специальностях. Уже сейчас около 50 студентов обучаются таким образом. И в ближайшее время руководство педуниверситета будет отчитываться о прохождении первого этапа проекта.

— Цель, которую мы заявили, — это опережающее развитие, — объясняет Александр Федоров. — По этой причине, нижегородское педобразование является конкурентоспособным не только в стране, но и в мире. Так, в конце августа мы подписали с Китаем договор о сотрудничестве в рамках этой пилотной программы. И уже в ближайшее время к нам на практику приезжают китайские студенты.

Читайте также:  Получить 350 тыс. рублей за инновационный проект

В Нижегородском государственном лингвистическом университете сейчас студентам предлагают новые языковые направления. И если раньше, как утверждает ректор НГЛУ имени Н. А.

Добролюбова Борис Жигалев, в основном, учащиеся были нацелены на изучение европейских языков, то в этом году бюджетные места выделены для изучения китайского и японского.

Не исключено, что скоро студенты смогут изучать тайский язык, в настоящее время он преподается только в Санкт-Петербурге и Москве. Планируется активно развивать латиноамериканское направление.

Нижегородский институт управления, по словам заместителя директора Нижегородского филиала РАНХиГС Венеры Шехмаметьевой, с 1 сентября открыл кафедру муниципального управления. Кстати, ею руководит глава администрации города Олег Кондрашов. Кроме того, недавно в этом вузе введены факультеты по экономической и правовой безопасности.

Вуз плюс промышленность

По мнению проректора НГТУ имени Р. Е. Алексеева Николая Бабанова, особенность технического университета состоит в том, что имеется тесная связь между учебным заведением и промышленными предприятиями. В вузе существуют базовые кафедры крупных предприятий, в том числе и тех, которые являются холдингами и объединяют несколько заводов, расположенных в разных городах страны.

Кроме того, в вузе есть сетевое взаимодействие, то есть студенты могут учиться не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах страны, где необходимое учащемуся направление «поставлено» наилучшим образом. Например, сейчас группа нижегородских студентов обучается в Ижевском государственном техническом университете, а их студенты — в Нижнем Новгороде.

— Наш лозунг: «Образование через науку». Это означает, что инженеры должны быть хорошо подготовлены. И те из них, кто умеет творчески подходить к своему делу, оказываются востребованными уже на третьем курсе, а к пятому — все наши выпускники обязательно трудоустраиваются, — заявил Николай Бабанов.

Иностранцы как лакмусовая бумажка

Кстати, в НГТУ имени Алексеева учатся и иностранные студенты. Наличие студентов из зарубежных стран — это пусть и не стопроцентный, но все же показатель качества образования, которое дает вуз.

  • Наличие иностранных студентов показывает, что в наших вузах сочетание цены и качества образования привлекательнее, чем в других странах.
  • Сегодня наличием студентов из-за рубежа могут похвастаться ННГУ имени Лобачевского, НГТУ имени Алексеева, НГЛУ имени Добролюбова, НижГМА, Нижегородская консерватория…
  • Продвижение в рейтинге

Наиболее заметным в Нижнем Новгороде вузом по качеству образования является ННГУ имени Н. И. Лобачевского. Он один из 15 вузов России, который в 2013 году стал победителем конкурса по конкурентоспособности, проводимом федеральным министерством образования. Вошел ННГУ имени Н. И. Лобачевского и в мировой рейтинг, где занимает 701 строчку.

— Всего в мире, по данным ЮНЕСКО, 20 000 вузов, 850 из них ведущих, — сказал проректор ННГУ имени Н. И. Лобачевского Никита Авралев.

— С 2013 года ННГУ занимает 701-ю строчку в международном рейтинге, а за последний год наша академическая репутация еще более возросла.

Увеличилось количество иностранных преподавателей и студентов, цитируемость, опрос экспертов по всему миру. Наша задача к 2020 году войти в топ-200 ведущих мировых вузов и занять там 150 строчку.

Для этого, по словам проректора ННГУ, необходимо, чтобы в вузе многократно увеличилось количество иностранных студентов и преподавателей, число цитируемых статей в ведущих научных журналах мира. Что касается узнаваемости вуза, в университете имени Лобачевского большое внимание уделяют трем направлениям.

— Прежде всего, это развитие биомедицинских технологий, — говорит Никита Авралев. — Мы создаем большой биомедицинский кластер, здание практически достроено, думаю, что к 100-летию университета, которое будет отмечаться в 2016 году, оно откроется.

Создан институт живых систем, который занимается биомедицинской тематикой, 5 мегагрантов из 7, полученных университетом, так или иначе связаны с данной темой.

Она в будущем станет основной для университета, в том числе по взаимодействию с коллегами из других вузов, а также Академией наук.

Второе направление, которым гордятся в ННГУ, — информационные технологии.

— Мы запустили суперкомпьютер — один из мощнейших в мире. Он будет использоваться в различных научных областях, прежде всего, в биомедицине. Однако он будет востребован и в других сферах деятельности, например, в физике и радиофизике, геологии и химии. Наш вуз по информационным технологиям признан одним из ведущих в Европе, — отметил проректор.

Кроме того, ННГУ тесно взаимодействует с Российской академией наук и готовит для них кадры. Основные направления — это физика и биомедицина, которым уделяется больше всего внимания.

— ННГУ назван примером образцового взаимодействия с Академией наук, — сообщил Никита Авралев. — Существует факультет, который готовит специалистов для Академии наук, вместе мы реализуем ряд мега-грантов, создано 10 совместных лабораторий с РАН. За счет всех конкурентоспособных преимуществ мы можем двигаться на международном рынке образования и науки.

Востребованность выпускников

Однако, как понять, насколько конкурентоспособны наши вузы на мировом уровне? С ННГУ имени Н. И. Лобачевского — понятно, они вошли в рейтинг ведущих мировых вузов, хотя и стоят не на первых местах. А как обстоит дело с другими вузами?

И как абитуриентам, решающим сегодня, куда поступать, оценить вуз с точки зрения качества образования, а значит, его роли в дальнейшей карьере?

— Если в рейтинг войдет опрос работодателей об уровне подготовки студентов, такой рейтинг будет стоить внимания. Иначе, кто платит, тот и заказывает музыку, потому что любой рейтинг не что иное, как бизнес, — констатировал Николай Бабанов. — Никаким рейтингом нельзя измерить конкурентоспособность вуза, поскольку рейтинг — это лишь набор 5–6 показателей, а жизнь многограннее их.

И без всяких рейтингов о качестве подготовки специалистов говорит, например, такой показатель, как дальнейшее трудоустройство выпускников того или иного вуза — по специальности, естественно.

Как показывает практика, выпускники таких нижегородских вузов, как НГТУ, ННГУ, НГЛУ, НижГМА давно востребованы на рынке труда.

Как отметил и. о. министра образования регионального правительстваИлья Коршунов, люди ждут от образования успешности.

Сейчас одним из показателей рейтинга вузов стали зарплаты выпускников, которые они получают через год после окончания вуза.

И вот по этому критерию нижегородские вузы нисколько не проигрывают другим российским университетам, поскольку наши выпускники трудоустраиваются на хорошую зарплату.

Кроме того, по оценке нижегородского минобразования, трудоустраиваются 97 процентов выпускников наших вузов.

Подготовила Дарья БерезкинаФото из интернета

Источник: http://dengoroda-nn.ru/znanie-sila/kak-povysit-konkurentosposobnost-vuzov

Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика

09 апреля 2019 в 13:52Гуманитарные наукиУспехи и горизонты российского высшего образования

Что такое конкурентоспособность высшего образования, каких успехов достигла Россия в этой области и как меняются позиции наших университетов в мировых предметных рейтингах, рассказывает в своей колонке руководитель Проектного офиса Проекта 5-100 Надежда Полихина.

В последние годы отмечается заметный рост конкурентоспособности российского высшего образования на международном рынке. Что же такое конкурентоспособность, почему она так важна и что именно указывает на все большее признание российского образования в мире?

Термин «конкурентоспособность» в сферу образования пришел из экономики, практически полностью сохранив свою смысловую нагрузку.

Конкурентоспособность образования в глобальном масштабе — это способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке, основываясь на предоставлении более качественного образования и на его большей доступности в сравнении с другими странами.

В последние десятилетия конкуренция в сфере образования в значительной степени усилилась, в нее вовлекаются все новые и новые страны. Россия также включилась в борьбу за признание своего образования на мировой арене.

Почему это так важно для нашей страны? Потому что мы хотим, чтобы наши дети после обучения в России были востребованы на рынке труда, в том числе и мировом, а наша страна была сильной, обладала значительным потенциалом для дальнейшего развития.

Что же указывает на повышение конкурентоспособности российского образования? Наверное, самый важный фактор — увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Если человек не считает образование в данном университете и в данной стране перспективным для себя, зачем он поедет в эту страну и в этот вуз? Очень значимо, что подобный рост числа иностранных студентов происходит в том числе и за счет регионов, не являющихся «традиционными» для России: например, отмечается тенденция к увеличению числа студентов из стран Европы, в том числе Германии, Франции, Италии. Конечно, пока доля студентов из стран Европы очень незначительна. Но за последние пять лет их количество выросло более чем в 2 раза: с 1,3 тыс. в 2012 году до 2,7 тыс. в 2017 году (в данном случае учитываются только студенты, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, то есть студенты, выбравшие российские вузы для длительного обучения). Отмечается значительный прирост числа обучающихся из стран Азии, прежде всего Китая. Если в 2012/2013 учебном году в российских вузах обучалось 26,9 тыс. студентов из стран Азии, в том числе 9,2 тыс. из Китая, то в 2017/2018 учебном году данные показатели соответственно составляли 47,4 тыс. и 16,3 тыс. При этом очень важно понимать, что многие страны борются за иностранных студентов, но все большее их число выбирает Россию как страну, которая сможет обеспечить им качественное образование.

В целом начиная с 2012 года ежегодно происходит рост числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах: если в 2012 году в российских университетах училось 164,8 тыс.

иностранных студентов, то, по предварительным данным, в 2018 году этот показатель достиг 309 тыс. человек.

Подобная положительная динамика свидетельствует о том, что российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранцев, его качество признается за рубежом.

Следующим ключевым фактором, свидетельствующим о росте конкурентоспособности российского образования, является значительное улучшение позиций российской высшей школы в ведущих мировых рейтингах университетов (ARWU, QS, THE).

В целом год от года российские университеты демонстрируют в рейтингах положительную динамику.

Так, согласно анализу, проведенному рейтингом QS, Россия в 2018 году стала пятой в мире по среднему национальному росту, войдя в 6% лучших стран в мире по динамике улучшения позиций в общем рейтинге QS.

По итогам 2018 года число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих предметных (отраслевых) мировых рейтингов, — 18. В данном случае речь идет и об институциональных, и о предметных (отраслевых) рейтингах. В топ-500 наиболее авторитетных мировых рейтингов представлено 28 российских университетов (для сравнения, показатель 2012 года — 7 вузов).

Многие российские университеты уже сейчас входят в сотню лучших вузов мира по определенным предметным областям, таким как физика, математика, лингвистика, социология, политика и международные отношения, компьютерные науки (информатика), инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых, металлургия. При этом количество российских университетов, входящих в топ-100 предметных рейтингов, увеличилось — с одного университета в 2012 году до одиннадцати в 2018 году.

Это значит, что на настоящий момент 11 российских университетов приблизились к таким университетам как, например, Кембридж, Гарвард, Оксфорд, о которых, наверное, каждый из нас слышал как о бесспорных лидерах в сфере высшего образования.

Очень важно, что российские университеты в определенных предметных областях заняли более высокие позиции, чем многие «звезды», входящие в топ-100 общего рейтинга QS. Причем даже в тех сферах, где традиционно российские университеты сильными не считались.

Например, НИУ ВШЭ в предметном рейтинге «Социология» обгоняет Саутгемптонский университет и Университет Джонса Хопкинса, НИТУ «МИСиС» в предметном рейтинге «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых» опережает Иллинойсский университет.

Таким образом, уже сейчас некоторые российские университеты — равные среди лучших.

При этом наши вузы представлены не только в предметных, но и в общих рейтингах, что свидетельствует о росте их конкурентоспособности сразу по широкому кругу направлений деятельности: повышается качество образования, развивается наука, проводятся исследования по наиболее актуальным в мире тематикам, формируется репутация российских университетов как ведущих мировых научно-образовательных центров.

По итогам выхода в 2018 году общего рейтинга QS мы видим, что в нем представлено 27 российских университетов, в общий список THE 2018 года вошло 35 российских университетов.

Много это или мало? Сколько университетов входит в рейтинг в тех странах, которые с точки зрения качества образования считаются эталоном? Например, согласно результатам общего рейтинга QS, в него вошло 157 университетов из США, 76 университетов из Великобритании, 45 из Германии, 8 из Австрии.

Вместе с тем, если посмотреть на соотношение количества университетов, входящих в рейтинг, и общего количества университетов в стране, то увидим следующую картину: в США данный показатель составляет около 3,4%, в России — около 3,5%.

Для европейских стран этот показатель действительно значительно выше: например, для Великобритании — около 45%, для Германии — 25%, для Австрии — 20%.

Данные цифры имеют приблизительный характер и в значительной степени обусловлены размером территории страны, особенностями высшей системы образования, а также пониманием слова «университет».

В странах Европы университетами в большинстве случаев считаются образовательные организации, которые имеют аспирантуру (докторантуру), в России и США высшие учебные заведения не обязаны обучать аспирантов (докторантов). Именно разница в подходах к термину «университет» во многом влияет на разницу обозначенных показателей между Россией, США и европейскими странами. Вместе с тем, данный разрыв показывает, что российской системе образования есть куда стремиться. При этом и органы власти, и сами университеты предлагают реальные меры по сокращению таких разрывов и выводу российского образования на более высокие позиции в мире.

Важно отметить, что эти разрывы начинают постепенно сокращаться.

Так, количество российских университетов в ведущих мировых рейтингах год от года увеличивается, в то время как в значительном числе европейских стран (в Великобритании, Германии, Нидерландах, Финляндии, Австрии) и США количество университетов, входящих, например, в общий рейтинг QS, за последний год осталось неизменным, а во Франции даже сократилось.

Когда речь идет о повышении конкурентоспособности, следует понимать, что недостаточно просто расти, нужно расти быстрее, чем весь остальной мир. Иначе твои усилия будут не замечены в рамках глобального рынка.

Таким образом, Россия делает первые, но вполне уверенные шаги по повышению конкурентоспособности своего образования. Главное, что эти шаги сделаны в правильном направлении и уже получены существенные результаты.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Источник: https://indicator.ru/humanitarian-science/konkurentosposobnost.htm

Ссылка на основную публикацию