Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

30 августа Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева провела VI Общероссийское родительское собрание и ответила на актуальные вопросы, касающиеся системы общего образования.

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

На связь с центральной площадкой в Санкт-Петербурге – Академической гимназией № 56 – вышли представители родительской общественности из 9 регионов страны: Хабаровского края, Волгоградской и Смоленской областей, Республики Коми, Ставропольского края, Ямало-Ненецкого Автономного округа, Республики Мордовии и Севастополя. Вопросы также поступали от родителей, которые собрались в петербургской 56-й гимназии, и из социальных сетей

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Модератором мероприятия стал российский писатель, философ, телеведущий, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО Ю.П. Вяземский. В VI Общероссийском родительском собрании принял участие врио Губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов.

Родителей интересовал широкий спектр проблем: от режима обучения в школах до аттестационной кампании.

Открывая встречу, О.Ю. Васильева отметила, что в наступающем учебном году благодаря реализации нацпроекта «Образование» появятся более 100 новых школ.

Комментируя вопрос о возможных изменениях на ОГЭ и ЕГЭ, Министр просвещения подчеркнула, что структура и содержание ОГЭ и ЕГЭ в новом учебном году меняться не будет.

Так же, как и раньше, девятиклассники будут сдавать четыре экзамена, из которых два обязательных и два по выбору, одиннадцатиклассники – экзамены по русскому языку и математике (базовый или профильный уровень), а также предметы, необходимые им для поступления в вуз.

О.Ю. Васильева напомнила, что в 2018-2019 году прошло собеседование по русскому языку в 9-х классах как допуск к аттестации.

Одним из важных направлений работы, по мнению Министра, должно стать возвращение детям навыков функционального чтения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Самый первый вопрос для выбора профессии

Оценим за полчаса!

– Согласно исследованию PIRLS, которое проводится в 4-х классах по читательской грамотности, математике и естественно-научным предметам, мы находимся на первом месте. По данным исследования TIMSS, которое проводится в 8-х классах по математической и естественно-научной грамотности, мы входим в десятку.

А вот по данным исследования PISA, это оценка функционального чтения, математической грамотности, финансового и креативного мышления пятнадцатилетних подростков, мы уже находимся на 32-м месте. Возникает вопрос: почему? Потому что к этому времени мы теряем навыки функционального чтения.

По разным исследованиям, 23 процента взрослых и детей этим навыком не владеют, – сообщила О.Ю. Васильева.

Она констатировала, что дети часто не могут передать словами содержание текста, и это является одной из причин, по которым они тратят больше времени на уроки. Над решением этой проблемы предстоит еще работать.

Министр добавила, что Минпросвещения России заказало исследования по физиологии школьников и влиянию гаджетов на здоровье детей.

Глава Минпросвещения ответила на вопрос об использовании мобильных телефонов во время образовательного процесса.

– Я считаю, что на период образовательного процесса телефон не нужен, достаточно гаджетов, которые есть в школе, – резюмировала О.Ю. Васильева.

Один из вопросов, заданных родителями в рамках собрания, касался введения шахмат в школьную программу. Министр информировала, что в настоящее время такие уроки есть в программе 18 тысяч российских школ, при этом в 6% учебных заведений они проходят в первой половине дня и включены в обязательную учебную программу, в остальных – во внеурочное время.

Тем не менее, по мнению О.Ю. Васильевой, нужно стремиться, чтобы в перспективе шахматное образование стало доступным во всех школах страны, а время проведения занятий школа может выбирать самостоятельно.

На усмотрение школ остаётся также решение о пятидневной или шестидневной рабочей неделе. В этом вопросе необходима чёткая возрастная градация. Ученики начальных классов должны иметь два выходных дня. Старшеклассники, если в образовательной организации принято такое решение, могут заниматься и в субботу.

Волновал родителей и вопрос введения в школах второго иностранного языка. О.Ю.

Васильева напомнила, что в подготовленном проекте изменений в федеральные государственные образовательные стандарты Минпросвещения России введена следующая рекомендация: школа принимает решение по введению второго языка сама, при наличии педагогов и инфраструктуры. При этом первый иностранный язык «должен быть неукоснительно» и необходимо обеспечить, чтобы он преподавался качественно.

В рамках родительского собрания поступали вопросы и из соцсетей. Один из них касался преподавания родных языков народов Российской Федерации.

Министр уточнила, что существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны, в том числе коренных и малочисленных. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Также ведётся работа над созданием проекта Концепции преподавания родных языков.

В завершение встречи О.Ю. Васильева поздравила родителей, педагогов и детей с наступающим новым учебным годом и пожелала всем счастья.

– Пусть школа остается для вас маяком на всю жизнь, – заключила Министр.

Источник: https://edu.gov.ru/press/1679/ministr-prosvescheniya-otvetila-na-voprosy-roditeley-shkolnikov-strany/

Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены

Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире.

Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам.

Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном годуКак собрать ребенка в школу быстро, качественно и недорого?

2. Школы будут цифровыми

Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды.

Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат.

Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц. 

3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.

4. Вести уроки будут «учителя будущего»

«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.

5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»

Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге.

Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки.

По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году.

6. Российские вузы смогут конкурировать с западными

В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект.

Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов.

Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

7. Родители тоже станут более современными

Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.

8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.

9. В России будет развиваться волонтерство

Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.

Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ. 

По материалам mel.fm.

 pixabay.com

Источник: https://www.VgorodeN.ru/zhizn/obrazovanie/chto-zhdet-rossiyskoe-obrazovanie-v-blizhayshem-budushhem-9-novovvedeniy-ot-minprosveshheniya

Васильева рассказала о новшествах, которые ждут школу в учебном году — МК

Минпросвещения не будет ограничивать наполняемость классов

02.09.2018 в 13:42, просмотров: 11639

Вопреки упорным слухам, выпускникам наших колледжей и техникумов в обозримом будущем не грозит введение ЕГЭ.

Рабочие тетради, несмотря на стремление школьной администрации переложить их покупку на родителей, с 2015 года оплачивают не семьи, а бюджет.

А Россия рано или поздно воспользуется таки опытом Франции по введению запрета в школах на личные мобильники учащихся. Об этом и многом другом на V Общероссийском родительском собрании сообщила глава Минпросвещения Ольга Васильева.

Спроси министра: что ждет школу в новом учебном году

Школьных учебников в новом учебном году станет у нас заметно меньше: Федеральный перечень тех из них, что официально рекомендованы государством для преподавания в школе, по итогам ранее проведенной повторной экспертизы сократился на треть.

Другим весомым вкладом в создание столь любимого ею «единого образовательного пространства» станет принятие до конца осени еще семи концепций по основным школьным предметам.

Таким образом, базовое содержание образования станет единым для всех 15,6 млн школьников нашей страны.

Единым для всех (причем, как оказалось, еще с 2015 года) является и другое правило: не только учебники из Федерального перечня, но и рабочие тетради школьников покупаются не за родительские деньги, а школой. «Тем не менее, я постоянно о них почему-то слышу», — призналась Васильева. И это не удивительно: школы до сих пор так и норовят переложить эти траты на родителей.

Переход школы на электронные средства обучения в нашей стране будет дозированным. Министр очень заинтересовалась выводом международных экспертов, что работа ребенка на компьютере дважды в неделю приносит гораздо больше пользы, чем постоянная. И уже инициировала масштабное исследование вопроса, сколько времени ребенок может проводить за электронными гаджетами.

Что же касается опыта Франции, введшей тотальный запрет на использование в школах личных мобильных устройств, то «многие наши школы, — по ее словам, — уже пошли по этому пути, и учащиеся там оставляют свои мобильные телефоны в специальных ящичках при входе. Мы будем это поощрять. И, думаю, рано или поздно пойдем по тому же пути, что наши французские коллеги».

Кроме того, ученым предстоит выяснить, что мешает качественному усвоению учебного материала. И одна из причин, похоже, уже названа — широко распространенная среди наших школьников функциональная неграмотность (это когда текст прочитать человек может, но смысла прочитанного не понимает).

Этой бедой, по некоторым оценкам, поражен каждый четвертый российской учащийся. И с этим надо что-то срочно делать.

Пройдет в новом учебном году и дискуссия о том, нужны ли в школе оценки (руководство образованием допускает, что в младших классах классах, возможно, и не очень, но в старших нужны наверняка).

Вводить ЕГЭ в колледжах и техникумах, чего сейчас так боятся учащиеся системы среднего профессионального образования и их родители, министерство как не собиралось, так и не собирается. Но обычных выпускных экзаменов, равно как и вступительных в вузы для этой категории учащихся никто не отменял.

Лишь один родительский вопрос неожиданно рассердил министра всерьез: не мешает ли переполненность классов выявлению талантливых детей, а потому, не стоит ли законодательно ограничить нормативы наполняемости — спросила чья-то мама.

— Число сидящих за партами в классе никогда и нигде не влияет на выявление талантов!- повысила голос глава Минпросвета.- Этот вопрос явно вытекает из посыла, что образование является услугой!

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/09/02/vasileva-rasskazala-o-novshestvakh-kotorye-zhdut-shkolu-v-novom-uchebnom-godu.html

10 изменений, которые ждут российских школьников с 1 сентября

Новый учебный год наступит уже совсем скоро, предполагается, что он будет менее щедрым на нововведения, чем предыдущий. Но, все же и учащихся и учителей ждут некоторые изменения. В этой статье рассказываем, какой будет новая школьная жизнь и на что нужно обратить внимание перед 1 сентября.

  • Шахматы войдут в школьную программу
  • Новая модель аттестации учителей
  • ВПР станут обязательными для 7-го и 8-го классов
  • Дроны и VR-очки
  • ЕГЭ по истории станет обязательным?
  • «Культурные нормативы для школьников»
  • Виртуальные концертные залы
  • Мобильное электронное образование
  • Использование гаджетов ограничат
  • Новые возможности получения баллов на ЕГЭ
    Шахматы войдут в школьную программу

rawpixel.com/pxhere.com
В школьную программу уже с 1 сентября добавят такой предмет, как шахматы, причем на обязательной основе. Это коснется начальной школы, шахматами заменят третий на неделе час физкультуры.

У первоклашек новый предмет будет занимать 33 часа в год, у всех остальных — 34 часа. Также обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный язык — он вводится в рамках реализации ФГОС.

Читайте также:  Образовательный гид: как устроена учеба в берлине

Правда, министерство оставляет за школами право вводить этот предмет поэтапно, по мере готовности, так что данные изменения в программе ждут не все учебные заведения.

Новая модель аттестации учителей

Ранее новую аттестацию планировалось ввести только к 2020 году. Об этом говорила министр образования, Ольга Васильева. Также она уверяла, что новую аттестацию введут по итогам широкого общественного обсуждения. На самом деле тестирование новой модели начали в регионах еще в 2017 году. И Васильева считает, что измененный подход должен мотивировать учителей на профессиональный рост, а еще новые требования облегчат сам процесс ее прохождения: теперь не надо будет собирать портфолио и многие другие документы.

ВПР станут обязательными для 7-го и 8-го классов

Раньше руководство школы самостоятельно решало, принимать ли участие в ВПР учащимся 7-х 8-х классов. С 2020 года этого выбора уже не будет, Всероссийские проверочные станут для учеников этих двух классов обязательными. А 4-е, 5-е и 6-е классы продолжат участвовать в ВПР, как и в прошлом учебном году.

Дроны и VR-очки

Школы 50 регионов России в новом году обзаведутся более чем двумя тысячами классов с современной техникой.

В учебном процессе будут использовать 3D-принтеры, интерактивные панели, конструкторы по робототехнике и VR-очки.

На приобретение этого оборудования только для Воронежской области из федерального бюджета было выделено порядка 100 миллионов рублей. Ожидается, что в 2024 году таких центров в российских школах будет уже 16 тысяч.

В настоящее время педагогов учат пользоваться новой аппаратурой, курсы организованы на базе детских технопарков «Кванториум». Также в 2019 году в некоторых школах стартует обучение математике, информатике и технологии с помощью компьютерных игр и мобильных приложений. Эта инициатива принадлежит Министерству просвещения РФ.

ЕГЭ по истории станет обязательным?

Фотобанк Moscow-Live.ru/flickr.com
Об этом нововведении Ольга Васильева говорила еще в 2017 году. Планировалось, что историю включат в перечень обязательных предметов для сдачи ЕГЭ в 2020 году. Но позже сроки менялись.

Так, в прошлом году Васильева заявила, что история станет обязательным ЕГЭ, но вопрос о том, когда это случится, пока не решен.

Министр отметила, что это не должно совпадать с введением обязательного экзамена по иностранному языку, что запланировано на 2022 год.

«Культурные нормативы для школьников»

В новом учебном году восемь российских регионов введут в школах курс «Культурные нормативы для школьников», над которым вместе трудились Министерство просвещения и Министерство культуры. Авторы курса включили в него посещение музеев и выставок, кинопоказов и спектаклей, а о своих впечатлениях школьники будут рассказывать в специальном дневнике. Так, с 1 сентября экспериментальный курс введут в Татарстане, Республике Коми, Ставропольском крае, Тульской, Ярославской, Пензенской, Саратовской и Новосибирской областях.

Виртуальные концертные залы

Еще одним новшеством Министерств просвещения и культуры станет создание в школах виртуальных концертных залов, в которых ученики смогут слушать концерты в режиме онлайн.

Для этого в школах должна быть установлена современная техника. Правительство установило срок до 1 июня 2019 года.

То есть приобщаться к классической музыке, не выходя из стен родной школы, ученики начнут уже в этом учебном году.

Мобильное электронное образование

Надежда Кей
Расширяется в этом году и еще один проект. Так, с 1 сентября к проекту по онлайн-курсам дошкольного образования и всем школьным предметам присоединятся около 10 тысяч школ в 40 регионах России. В прошлом году в проекте приняли участие 1200 школ.

Использование гаджетов ограничат

Использование смартфонов в школах решили ограничить на государственном уровне. Соответствующие рекомендации разработаны с участием трех ведомств: Роспотребнадзора, Минпросвещения России и Рособрнадзора. Приказ, датированный 14 августа 2019 года, гласит, что данные меры принимаются для профилактики нарушений здоровья школьников и повышения эффективности образовательного процесса. Исключения будут сделаны для тех ребят, которым необходимо пользоваться устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга уровня сахара в крови). Планируется организовать в классах специальные места, где будут храниться гаджеты во время уроков.
Новые возможности получения баллов на ЕГЭ
Выпускникам школ, которые собираются поступать в творческие вузы будут начислять дополнительные баллы на вступительных экзаменах, если они окончили музыкальную или художественную школу. С такой инициативой выступили в Министерстве культуры и уже направили ее в Минобрнауки.

Ранее мы писали о том, что более 100 специальностей исключат из учебного плана колледжей и техникумов России.

По материалам mel.fm

Источник: https://news.rambler.ru/education/42713787-10-izmeneniy-kotorye-zhdut-rossiyskih-shkolnikov-s-1-sentyabrya/

Чего ждать школьникам от нового министра образования?

Через несколько дней страна начнёт первый учебный год с новым министром образования.

С Дмитрием Ливановым связаны большие ожидания: кто-то надеется на отмену единого госэкзамена, кого-то волнуют куда более простые вещи вроде организации школьного питания.

Как бы то ни было, большинство экспертов сходятся в одном: перемены необходимы и практически неизбежны. Разнится только оценка происходящего в школе в настоящее время.

Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по развитию образования, директор центра образования «Наследник», член Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России:

– Каких-то кардинальных перемен с нового учебного года в связи с назначением министром образования Дмитрия Ливанова я пока не вижу. Безусловно, перемены будут, но они плановые. Второй год подряд первоклассники пойдут учиться по новым стандартам. В некоторых средних и старших школах также начнётся обучение по новым стандартам.

Так что кардинальных изменений не будет. Но в то же время очень бы хотелось, чтобы министр Ливанов обратил внимание на самих учителей. Новый образовательный стандарт подразумевает обязанность педагогов заниматься внеклассной работой в гораздо большем объёме, чем это было раньше. И это сверх тех часов, которые учитель затрачивает на учебные предметы.

Кружки, дополнительные уроки, разные «литературные часы» никуда не делись, более того, новый школьный стандарт это время только увеличивает. Это колоссальные нагрузки, долго и качественно делать свою трудную учительскую работу при таких условиях невозможно.

На такое способны только учителя, которые на автомате тарабанят свои лекции много лет, вообще не меняя содержание уроков. Поэтому необходимо задуматься о социальном статусе педагога, а главное, о его экономическом благосостоянии. В прошлом году Владимир Путин, будучи ещё премьер-министром, пообещал учителям существенный рост зарплаты.

Он тогда предложили регионам в обмен на федеральные деньги, которые пошли на обновление школ, потратить аналогичные суммы на повышение зарплаты учителям. Мониторинг действительно показал повышение учительских зарплат. Но это было глобальное лукавство. Растет не оплата учительского труда, а совокупный доход.

Вот представьте себе, рабочий на заводе за пятидневку получает 30 тыс. рублей, а его коллега работает три дня и получает 20 тыс. рублей. Можно ли сравнивать эти две зарплаты? Традиционная 36-часовая учительская рабочая неделя и раньше существовала только на бумаге. Редко кто из учителей делает свою работу, как на конвейере.

Просто здесь возникла развилка в понимании, кто такой учитель. Он ремесленник, который оказывает образовательные услуги, или он творец? Последнее всегда было в традиции нашей школы. Никогда учителя не работали по принципу – оттарабанили 45 минут и вышли из класса. У них есть проблема профессионального выгорания, есть доплаты за выслугу лет и более длинный отпуск.

Это было придумано не вчера, и придумали это не нынешние чиновники. Конечно, есть проблема заключения более эффективного контракта с учителем. Но министерство слишком мало работает с экспертами и реальными учителями. Наверное, уже настало время обратить внимание и на эту проблему.

Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:

– Наступает период кардинальных перемен, но я не уверен, что они к лучшему. И эти перемены не связаны с новым министром образования. С 1 июля вступил в силу федеральный закон 83, который фактически превращает школы, равно как и больницы, в коммерческие организации.

Поэтому понятно, что теперь власти будут настаивать, в зависимости от степени их ума или наоборот, на той или иной коммерциализации образования. Кроме того, есть довольно жёсткая установка премьера Медведева, которую он недавно сформулировал на заседании открытого правительства: «Карфаген должен быть разрушен», а многие вузы должны быть закрыты….

Я не уверен, что закрытие вузов приведёт к более высокому качеству образования, а главное, что будут закрыты именно те вузы, которые хуже всех работают. Министр образования Дмитрий Ливанов недавно на совещании с ректорами потребовал, чтобы в течение года половина всех филиалов вузов была закрыта.

Получается довольно странная вещь: с одной стороны, власть говорит – давайте будем укрупнять вузы и часть провинциальных вузов превращать в филиалы так называемых ведущих вузов. С другой стороны, она требует, чтобы половина филиалов была закрыта. Так где же здесь стратегия?

Также ключевым событием этого учебного года будет принятие российского закона об образовании. На сегодня существует две версии этого законопроекта – официальная под названием закон «Об образовании» и альтернативный законопроект «Об народном образовании». В каком виде окончательно будет принят закон, пока сказать сложно.

Но Дмитрий Медведев обещал максимально учесть наши пожелания. Новый министр образования на эту тему официально не высказывался, но тем не менее он уже проявил характер в переговорах с Минфином относительно заработной платы российских педагогов и коммунальных льгот для сельских учителей.

Пока законопроект внесён в Государственную думу с положением о коммунальных льготах и с положением о том, что заработная плата педагога должна быть не ниже заработной платы по региону. По крайне мере для большинства регионов сейчас это уже большой шаг вперёд.

Но на самом деле сравнивать с зарплатой в регионе надо не зарплату педагога, а его ставку. Ставка составляет 18 часов. На заседании открытого правительства 25 июля Учитель года из Липецка рассказывал Дмитрию Медведеву, что он получает почти столько, сколько в среднем люди получают по региону.

В Липецком регионе средняя зарплата порядка 18 тыс. рублей. Он – педагог, Учитель года – получает 17 тыс., но за две ставки. То есть фактически за двойную работу он получает столько, сколько в среднем по региону. И это, конечно, никакое не повышение заработной платы.

Ставка педагога, а не средняя зарплата должна быть приравнена к средней зарплате по региону. Хочется надеяться, что министр будет на этом настаивать. А остальное уже от этого министра не зависит.

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования:

– Перемены будут обязательно, и они будут к лучшему, но не с министром Ливановым. Извините, этот министр, так же как и предыдущий, совершенно не представляет школы, вузов и даже науки. Он всего лишь специалист по физике твёрдого тела, на этом поприще он действительно преуспел.

Можно преуспеть в физике твёрдого тела, но на посту федерального министра стать могильщиком науки и образования. Да и МИСиС, где некогда Ливанов был ректором, никогда не являлся прорывным вузом, в основном он выпускает офисный планктон.

Так что, несмотря на начало нового учебного года, несмотря на то, что у нас новый министр образования и науки, мы и дальше будем следовать курсом, который давно определён. К сожалению, он не даёт развиваться образованию, и к науке он тоже отношения мало имеет. Сокращение вузов – всё это декларации.

В своё время многие собирались сокращать вузы, сократить в приказном порядке можно только государственные учреждения. А частные вузы, которые клепают дипломы в соответствии с лицензией, предоставленной Рособрнадзором, можно только через суд.

Я был членом комиссии, которая пыталась закрыть такую филькину академию, но что бы мы ни делали, закрыть академию не удалось – через суд они отстояли своё право на существование. Поэтому все эти разговоры, на уровне председателя правительства и министра – все это сотрясение воздуха, не более того.

Да и пресловутые стандарты обучения, которые уже начнут внедрять в некоторых школах, вызывает только возмущение.

При содействии Минобрнауки наше законодательство лишает энергетики процесс обучения и воспитания, когда вместо активного усвоения знаний и опыта вводится утилитарная форма – освоение предмета, что означает научиться им пользоваться, и установка нормативов, по которым и надо только заниматься.

Эти стандарты призваны сформировать манкуртов – физически здоровых «граждан мира» с элементарными навыками техники безопасности и свободой выбора самого лёгкого из трёх уровней изучения предметов – интегрированный, базовый и профильный.

Сегодня законопроект «Об образовании» далёк от системы принципов обучения и воспитания, требований к науке по осмыслению и внедрению передового опыта и высоких образовательных технологий. А для чиновника он может стать руководством по загрузке образовательных учреждений дополнительной отчётностью. О каком нормальном образовании может идти речь? Поэтому остаётся только надеяться, что власть это скоро осознает и в нашей науке и образовании начнутся перемены к лучшему.

статью по этой теме «Очень среднее»

Источник: https://versia.ru/chego-zhdat-shkolnikam-ot-novogo-ministra-obrazovaniya

Какие перемены ждут школы в новом учебном году

Syda Productions / Фотобанк Лори

Из новаций этого года: в старших классах вводится астрономия как обязательный предмет. В некоторых школах ее начали преподавать еще в прошлом году, но до массового внедрения дело дошло сейчас. Определен учебник — «Астрономия. Базовый уровень» Воронцова-Вельяминова и Стаут, включенный в федеральный перечень учебников. Школам оставлен выбор — изучать этот предмет либо в 10-м, либо в 11-м классе по 1 часу в неделю. Экзаменационные вопросы по астрономии в этом учебном году включаться в ЕГЭ не будут, а в следующем они войдут в контрольно-измерительные материалы (КИМы) по физике.

Из других новостей: учеников 9-го класса в этом году ждет устный экзамен по русскому языку — он станет доступом к ОГЭ, по аналогии с сочинением в 11-м классе.

В перспективе — с 2022 года введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку (сейчас — по выбору). И это надо знать родителям тех ребят, которые окончили начальную школу. Экзамен разделен на два уровня (как по математике) — базовый и профильный.

КИМы по иностранному языку, над которыми сейчас идет работа, будут соответствовать принятым в Европе нормам А2 и В1 соответственно.

В этом учебном году школьников ожидают Всероссийские проверочные работы по иностранным языкам — английскому, немецкому, французскому и испанскому (по выбору учащихся). Обсуждается вопрос о включении в ЕГЭ и китайского языка.

Много вопросов у родителей о переходе на электронное обучение, оно же цифровое.

В этом году этого точно не будет. В Институте развития образования НИУ ВШЭ говорят, что в Минпросе сейчас готовятся мероприятия, связанные с переподготовкой учителей, разработкой софта.

Электронные дневники, учебники, журналы, библиотечные ресурсы в столичных школах уже не новость. Здесь учителей обязывают включать в уроки ресурсы платформы «Московская электронная школа» (МЭШ), содержащие материалы по разным предметам, виртуальные лаборатории, курсы для педагогов.

На другой платформе — «Российская электронная школа» (РЭШ) — собраны в основном видеозаписи уроков учителей.

Разработана и государственная программа «Цифровая школа» (бюджет — 507 млрд рублей до 2025 года). Но у экспертов пока нет единого мнения, что такое вообще «цифровая школа». Одни говорят, что надо ограничиться оцифровкой существующего контента с сохранением всех существующих методик обучения.

Другие принципиально говорят о переходе на электронные образовательные технологии. Решения пока нет. Но есть проблема с гаджетами. Можно взять планшеты отечественного производства и закачать туда все, что будет оцифровано издательством «Просвещение». Но учителя уже прозвали их «деревянными» — по качеству они уступают зарубежным.

А закупать гаджеты за рубежом — не в духе времени да и дорого.

Вообще, полный переход школы на цифровые технологии вызывает много вопросов. Некоторые дети сейчас учатся писать сначала на клавиатуре, потом ручкой. А педагоги дискутируют, не исключить ли из программы 1-го класса прописи и то, что раньше называлось «чистописанием» (во всяком случае, в программе «Московская электронная школа» прописей нет).

С приближением 1 сентября оживились и депутаты: один из них предложил ввести обязательную школьную форму (по образцу школы Хогвартс в фильмах о Гарри Поттере). Другой — перенести начало учебного года на 1 октября. Третий — ввести в школе 12-летнее обучение. Министр просвещения Ольга Васильева таким идеям сказала категорическое «нет».

Читайте также:  Наталья романова: -большинство трудностей в русском языке надумано

У министра свои заботы. Она выстраивает образовательную вертикаль для восстановления влияния ведомства на школы. Один из механизмов — ликвидация разнообразия учебников.

Министр говорит, что останутся две линейки — для базового и углубленного изучения. Еще одна новация — перевод школ из муниципального в региональное управление.

Улучшится ли от этого обеспечение школ, неизвестно, но «лишнее» звено управления хотят убрать.

Непростой вопрос об отказе от привычной всем 5-балльной оценки и введении 12-балльной системы.

С таким предложением в августе выступили Рособрнадзор и Институт образования НИУ ВШЭ. Все знают, что «единицу» в школе давно не ставят. Шкала оценок фактически 3-балльная. Да, есть еще и «двойка».

Директор Института стратегии развития образования РАО Светлана Иванова говорит: «Суть не в том, сколько баллов будет иметь школьная оценка: 5, 10, 12 или 100. Хотя проблема назрела, и ее нужно очень аккуратно и вдумчиво решать. Я думаю, важнее то, как учителя пользуются этой оценкой».

Ведь как подчас бывает: забыл тетрадь — 2, плохо вел себя на уроке — 2, не выучил материал — 2. Оценка нередко ставится не за знания, а скорее за то, что ребенок невнимателен, не собран, за поведение. «Дети должны ошибаться, — говорит эксперт.— Они пришли учиться, и не надо от них ждать, что они будут выдавать только правильные ответы.

Оценка нужна, но она не должна быть наказанием за ошибку. Проблема не в баллах, а в отношениях учителей и детей».

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, в принципе, поддерживает эту идею: 12-балльная шкала точнее отражает оценку знаний. Но считает, что «дело не в цифрах.

В сознании учителей и учеников существует феномен подмены знаний оценками. И мы совершенно не думаем о том, что оценка должна мотивировать детей к учению. Такие идеи с трудом входят в практику учителей.

Это заблуждение изменить труднее, чем сменить шкалу отметок».

Источник: https://deti.mail.ru/news/knopka-znaniy/

Какие перемены в системе образования произойдут в 2020 году

Изменения в 2020 году ожидаются в части приема детей в первые классы школ и поступления выпускников в вузы.

В 2020 году при приеме впервые классы будут отдавать приоритет детям, чьи братья и сестры уже учатся в этой школе. В остальном правила будут теми же – сначала поступают дети, проживающие на закрепленной за школой территорией, а затем все остальные. Так как число мест в классах не бесконечное, школы имеют право отказывать в приеме детей.

Начало записи детей в первые классы школы обязаны открыть не позднее, чем в феврале 2020 года. Допускается как запись при личном посещении, так и организация приема заявлений в электронной форме.

Подать заявление в электронной форме можно будет при поступлении в вуз. С 2020 года Рособрнадзор приступает к тестированию так называемого суперсервиса «Поступление в вузы онлайн» на Едином портале государственных услуг.

Суперсервисы включают в себя несколько отдельных услуг, которые позволяют «закрыть» потребности людей в самых распространенных ситуациях. Обещают, что на оформление документов при поступлении в вузы потребуется всего около 1 часа (вместо 2–3 дней).

Новации в процессе образования

Министерство просвещения России готовит изменения в процессе обучения детей, которые будут закреплены в новых школьных стандартах. В частности, новые стандарты будут определять, в какой период дети будут проходить те или иные предметы и темы.

Кроме того, будет обновлено содержание предмета «Технология» – теперь уроки будут включать основы робототехники, работу с графическими и мультимедийными редакторами, антивирусную защиту, и даже языки программирования. На ОБЖ школьникам будут рассказывать о терроризме, мошенничестве в интернете и буллинге.

Поменяется подход к внедрению школьных учебников: по новым правилам экспертизы заключение будет выдаваться всего на 5 лет, а эксперты будут нести ответственность за учебник. Вплоть до того, что фамилия эксперта будет проставлена на самом учебнике. Кроме того, они будут соответствовать новым образовательным стандартам.

Недавно вышел рейтинг стран по качеству школьного образования PISA, где Россия оказалась далеко не в лидерах. Чтобы приблизить отечественное образование к современным тенденциям, в рамках «Российской электронной школы» появятся новые задачи, разработанные по современной методике.

Это будут не традиционные школьные задачи, а, скорее, кейсы – которые направлены на практическое применение знаний.

Проверочные работы и экзамены

С 2020 года пересматривается процедура проведения всероссийских проверочных работ (ВПР). Так, теперь они будут проходить, в том числе, в 8 классах, а расписание станет плавающим.

Это значит, что пройти ВПР по русскому языку в 4 классе можно будет с 30 марта по 3 апреля по вторникам и четвергам, а потом с 6 по 10 апреля.

В 5 классе добавляется биология и история, в 7-м – иностранный и русский языки, обществознание и биология.

А еще проведена серьезная работа по предотвращению списывания на ВПР: теперь задания будут генерироваться автоматически для каждой школы. То есть, использовать правильные ответы из одной школы в другой школе не получится.

Серьезно изменится Основной государственный экзамен, он будет сильнее ориентирован на практические знания. Так, на экзамене по информатике школьник должен будет создать презентацию, а на экзамене по физике и химии показать лабораторный эксперимент.

По русскому языку заданий будет только 9 вместо 15, а для изложений будут использоваться различные тексты, включая рецензии и дневники. Примеры заданий по всем предметам можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений.

ЕГЭ в части содержания серьезно не изменится, но единый госэкзамен ждут различные технологические новации. В частности, в некоторых регионах для проверки участников и их результатов будут использоваться нейросети.

По графику будут небольшие изменения: в первый день будет не 2, а 3 экзамена (география, литература и информатика), а в день экзамена по обществознанию проведут еще и экзамен по химии. Экзамены (основная часть) пройдут с 25 мая по 16 июня.

Новые требования к школам и школьникам

В некоторых регионах и городах катастрофически не хватает новых школ, поэтому теперь они разрешены даже высотой в 5 этажей. Но размещать спортивные и актовые залы разрешат все равно на 1 или 2 этаже, а на 4 и 5 этажах смогут проводить лишь занятия для 8-11 классов, и максимум для 25% от общего числа учеников в школе.

Первые проекты пятиэтажных школ уже разрабатывают, а когда они будут построены, проекты смогут использовать у себя другие регионы.

Для школьников в 2020 году меняются требования к школьной форме. Пока национальный стандарт еще не утвержден, то уже известно, что новые требования будут более серьезно подходить к наличию синтетической подкладки в одежде школьников.

Учителя

Учителей в 2020 году тоже ожидают новшества. Главное – это, конечно, новая программа «Земский учитель».

С января заработает сайт программы, где будут размещаться свободные вакансии в школах из небольших населенных пунктов.

Любой учитель, соответствующий требованиям школы, сможет занять одну из таких вакансий, и получить за переезд в сельскую местность 1 миллион рублей (а в регионах Дальнего Востока – 2 миллиона рублей).

Скорее всего, за некоторые вакансии будет настоящий конкурс, и победителей определят до 15 мая. До 20 июля с ними заключат трудовой договор (чтобы учитель приступил к работе с 1 сентября), а до 1 декабря они получат свои миллионы.

Кроме того, для учителей меняется порядок прохождения повышения квалификации.

Министерство просвещения готовит новую единую модель, по которой учителя должны будут проходить повышение квалификации из 5 блоков: предметный, методический, психолого-педагогический, воспитательный и обязательную стажировку.

Общая продолжительность прохождения квалификации составит не менее 144 часов.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/12/30/quality_of_education/10981-kakie_peremeny_v_sisteme_obrazovaniya_proizoydut_v_2020_godu

Почти 2 млн первоклассников в России пойдут в школу в новом учебном году

МОСКВА, 1 сентября. /ТАСС/. Почти 2 млн первоклассников сядут за парты в российских школах в новом учебном году. В День знаний, который отмечается 1 сентября, учащихся поздравила министр просвещения России Ольга Васильева.

«Хочу всех поздравить с новым учебным годом. У нас в этом году почти 2 млн малышей идут в первый класс. Хочу от всей души пожелать нашим первоклассникам, которые в первый раз сядут за парты, чтобы у них никогда не было разочарования», — сказала министр.

День знаний — праздник особый, отметила Васильева. «Особо волнителен этот день и для наших педагогов.

На их глазах растут дети, сменяются поколения, и именно от их труда во многом зависит становление личности и мировоззрение ребят.

Радость праздника откликается в сердцах родителей, ведь, отправляя детей в школу, все мы вспоминаем свои юные годы, минуты радости и трепет перед первым уроком», — привели слова Васильевой в пресс-службе Минпросвещения.

Как уточнили в министерстве, всего в школу в России в 2019 году пойдут более 16,5 млн учеников, что почти на 1 млн больше, чем в прошлом году. Первоклассников, в частности, стало больше на 100 тыс. В целом сегодня в России насчитывается порядка 42 тыс. школ, больше половины — 26 тыс. — расположены в селах.

В рамках национального проекта «Образование» в День знаний в стране заработают 58 новых школ. До конца 2019 года, по словам министра, в эксплуатацию введут еще 100 новых школ, которые будут оснащены лучшим оборудованием и плавательными бассейнами. Всего к 2024 году в стране будет организовано 240 тыс. мест в новых школах.

Как готовятся ко Дню знаний в регионах

Для некоторых регионов выходной день не стал помехой — они решили провести торжественные линейки в воскресенье, 1 сентября. В первый день осени праздник пройдет на Камчатке и Чукотке, а также в Якутии, где запланировано открытие двух новых сельских школ. Крупнейшая школа на северо-западе России, петербургская Академическая гимназия № 56, тоже проведет линейку 1 сентября.

В воскресенье в поселке Воскресенье Ленинградской области откроют новую школу, а в архангельском поселке Ерцево — школу с эстетическим уклоном.

В Пермском крае каждый муниципалитет самостоятельно принимал решение о дате проведения праздничных линеек. «1 сентября линейки пройдут более чем в 30 школах региона. [Такое решение приняли, так как] это удобно для родителей, на работу не нужно, выходной и праздник. А с понедельника все пойдут на работу и на учебу», — пояснили ТАСС в краевом министерстве образования.

Жители Мордовии, напротив, попросили республиканские власти провести линейки в понедельник. Вместе с началом рабочей недели стартует учебный год также в Ханты-Мансийском автономном округе, Мурманской, Ярославской, Костромской областях и Крыму.

Ставропольский край и республики Северного Кавказа, за исключением Северной Осетии, также отметят День знаний в понедельник. В Северной Осетии занятия начнутся с 4 сентября в связи с мероприятиями в память теракта в Беслане.

Позже всех могут начать учебный год школьники арктических регионов. В Ненецком автономном округе из отдаленных населенных пунктов и оленеводческих бригад к местам учебы учеников доставляют рейсы «школьных» вертолетов, последние из которых запланированы на период с 7 по 10 сентября.

В сложных паводковых условиях готовится к началу учебного года Хабаровский край — в Комсомольском районе военнослужащие Амурского спасательного центра МЧС России для защиты общеобразовательной школы от подтопления развернули водоналивные дамбы.

К началу учебного года образовательные учреждения разработали новые направления подготовки — в саратовском лицее «Солярис» в сентябре откроется первый медиакласс.

Школьники будут изучать компьютерную грамотность, лепить героев мультфильмов из пластилина, заниматься фото- и видеосъемкой.

А в Краснодаре откроется новая школа, где сформировано 24 первых классов — есть даже первый «Ш», рассказали ТАСС в городском департаменте образования.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6828655

Чего ждут и боятся школы и депутаты от нового министра образования

Фишман: Скажите, пожалуйста, а в чем, с вашей точки зрения, вообще главная вина Дмитрия Ливанова, в чем он виноват, почему понадобилось увольнять в отставку? И не связываете ли вы его отставку, собственно, с выборами? То есть дело вовсе не в образовании, а в том, что нужно бросить кость избирателю.

Новиков: Нельзя сказать, что решение об отставке Ливанова назрела по той простой причине, что давно перезрела. КПРФ давно настаивает на его отставке, но это не только позиция нашей партии, широкие круги научного сообщества, образовательного сообщества занимают те же самые позиции.

Имя Ливанова, ушедшего теперь уже с поста министра образования и науки, в истории страны будет долгое время связываться со снижением качества образования, с нищетой педагогов, с тем, что было закрыто много школ, закрыт целый ряд высших учебных заведений.

Ну и, конечно, с той разрушительной реформой Российской академии наук, по поводу которой совсем недавно высказалась большая группа ученых в своем открытом письме, где они подробно, достаточно четко проанализировали ситуацию в академической науке, сказали, что все подошло к критической черте, и связали это напрямую с начавшейся в 2013 году реформой РАН, которая также вызвала всплеск недовольства министром. Именно тогда, наверное, в 2013 году, требования об его отставке звучали чаще, чем когда-либо в связи с этим пресловутым реформированием. Но действительно решение состоялось только сейчас, поэтому невозможно его не связать с предстоящими выборами. Таким способом партия власти демонстрирует, что она как бы готова делать работу над ошибками. Но эта работа над ошибками слишком сильно запоздала, чтобы всерьез к ней относиться. Накопившиеся проблемы придется разгребать еще очень долго в сфере образования.

  • Фишман: Какое ваше мнение о новом министре?
  • Новиков: Когда человек приходит на новую должность, то он должен зарекомендовать себя определенным образом, здесь должно пройти некоторое время.
  • Фишман: В общем, посмотрим, ответ посмотрим, я понял.

Новиков: Ольга Васильева была связана с научной деятельностью.

Будем надеяться, что это станет залогом того, что она знает проблемы, сопереживает судьбе отечественной науки, отечественного образования и приведет в министерство ту команду, которая сможет выправить ситуацию, главное, чтобы ее начальники, премьер-министр, как непосредственный начальник, ставили перед ней соответствующие задачи.

Фишман: Спасибо большое. Когда разговариваешь про Ливанова и образование с депутатами что «Единой России», что КПРФ, мнения более-менее одинаковые. У меня в гостях Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45. Здравствуйте. Вас, собственно, происходящее касается напрямую, это же ваше в некотором смысле начальство поменялось?

Шнейдер: Нас это касается не напрямую, потому что в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, министерство не управляет школами, а управляет школами учредитель, а у нас это регионы и муниципалитеты. Так что в этом смысле наши начальники в Москве — это Департамент образования города Москвы. Но, конечно, нас это касается в том смысле, что министр нашей отрасли — это важная, безусловно, фигура.

Фишман: Безусловно, важная политическая в этом смысле фигура для всей этой сферы, которую вы занимаете. В этом смысле, интересно, что вы думаете о том, что произошло.

Шнейдер: Я бы, честно говоря, сейчас воздержался от каких-то, может быть, выводов заранее. Я читал тексты нового министра, поскольку мои коллеги, я тоже историк вообще по первой профессии. Мы даже где-то были на одних и тех же совещаниях несколько раз.

Источник: https://tvrain.ru/teleshow/fishman_vechernee_shou/minobr-415660/

Ссылка на основную публикацию