Учителей русского и математики проверят на знание предмета

18:55

регионы

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

  • 21:16
  • видео
  • Шел третий день карантина – мы выживали как могли

20:25

19:49

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

  1. 19:34
  2. позитивчик
  3. «Армянские маски от коронавируса» предложил повар-гурман

15:52

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

14:50

Коронавирус принес выгоду россиянам

13:47

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Слияние вузов снижает их конкурентоспособность

Оценим за полчаса!

видео

13:22

12:22

шоубиз

12:09

11:26

10:22

шоубиз

09:55

видео

09:39

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

  • 08:25
  • видео
  • Календарь: 20 марта — Международный день счастья

20:17

видео

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

18:36

Первый среди правителей: князь Монако заразился коронавирусом

16:50

16:32

шоубиз

15:58

14:57

шоубиз

14:15

14:07

13:06

12:04

видео

12:01

11:00

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

10:33

Путин рассказал, как относится к своему образу «царя»

09:43

19:27

19:12

19:06

18:20

17:48

17:38

14:14

13:44

12:59

шоубиз

12:53

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

12:44

Раскрыта реакция кремлевских чиновников на обнуление сроков Путина

12:28

11:48

шоубиз

10:58

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

10:44

Глава Сбербанка рассказал о России при нефти по $20 и долларе по 100

10:16

09:43

09:29

Источник: http://bloknot.ru/obshhestvo/uchitelej-iz-15-regionov-rossii-proveryat-na-znanie-matematiki-i-russkogo-yazy-ka-552058.html

Рособрнадзор: проверка показала, что каждый шестой учитель не знает русского языка и математики — КТВ-ЛУЧ

  • Учителей русского и математики проверят на знание предмета
  • В Рособрнадзоре решено разделить школы на «отличников» и «двоечников» и дать отстающим возможность подтянуться.
  • Около 15 процентов учителей показали низкие результаты по русскому языку и математике, сообщил заместитель министра образования и науки Российской Федерации — руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Такие данные его ведомство получило в ходе исследования, которое прошло в 13 регионах. Учителей русского языка и математики проверяли на знание своего предмета и методики преподавания, сообщает «Российская газета».

— Наша задача — выделение школ с высокими результатами и привлечение их к работе со школами, где низкий результат, — подчеркнул Сергей Кравцов.

Проблемы с преподаванием русского языка действительно есть в некоторых регионах. Это показали Всероссийские проверочные работы по русскому языку, которые прошли в школах в 2017 году весной и осенью. В тех школах, куда были направлены независимые общественные наблюдатели, результаты оказались гораздо хуже по сравнению со средними по стране.

В Рособрнадзоре напомнили, что результаты проверочных работ не должны являться основанием для наказаний и увольнений, но объективно оцененные работы позволят понять, что и как надо изменить в школах, чтобы повысить качество преподавания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Учителей русского и математики проверят на знание предмета
Жители улицы Лазо, 16, живущие по соседству с двумя сетевыми супермаркетами, возмущены той антисанитарией, которую создают, по их… Учителей русского и математики проверят на знание предмета
В ПАО «АВТОВАЗ» в Ижевске обвинили владельцев бывшего сызранского завода «Пластик», группу компаний «Автокомпонент», в срыве работ… Учителей русского и математики проверят на знание предмета
В рамках «Весенней недели добра» в Сызранском филиале школы-интерната № 2 прошел «Футбольный урок. На встречу ЧМ FIFA — 2018». Его… Учителей русского и математики проверят на знание предмета
Лучший результат среди наших спортсменов показал Валентин Стариков, завоевавший бронзовую медаль национального первенства. С 16 п… Учителей русского и математики проверят на знание предмета
После урагана в Москве, который привел к человеческим жертвам, в Самарской области региональное МЧС объявило штормовое предупрежде…

ДЕЖУРНЫЙПО ГОРОДУ

Присылайте свои материалы и участвуйте в конкурсе! По итогам месяца автор самого лучшего, актуального и интересного материала получает ценные призы от телекомпании. Участвуй и выигрывай!

Источник: http://ktv-ray.ru/novost/rosobrnadzor-proverka-pokazala-chto-kajdyy-shestoy-uchitel-ne-znaet-russkogo-yazyka-i-matematiki/30748/

Российских учителей проверят на профпригодность

В российских школах сегодня более 15 миллионов учеников и 1,5 миллиона педагогов. Скоро и тех, и других ждет своя аттестация: по словам министра просвещения Ольги Васильевой, новая система аттестации учителей станет обязательной уже с 2020 года. Чем она отличается от ЕГЭ? Кто поставит оценку учителю?

— Цель — не «найти и наказать», а понять, как повысить качество преподавания в школах.

Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, — рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.

— Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Россияне рассказали, каким должен быть идеальный учитель

Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы.

Если коротко — ЕФОМы. Для обычного «уха» эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы».

Первый «блок» — письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные.

В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще.

И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.

«Обкаткой» Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.

— Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, — говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.

В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов.

В фокусе — русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право.

При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила «оценка».

— Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — подчеркнул Анзор Музаев. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Минпросвещения создает национальную систему профориентации школьников

Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.

— Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы.

К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. — Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой.

Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.

И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.

На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности.

В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах.

Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.

Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах

Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.

В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников.

За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5.

И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Аккредитацию вузов разделят на уровни

Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.

— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы.

И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова

Прямая речь

Татьяна Голикова, вице-премьер:

— В рамках нацпроекта «Образование» мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.

Ольга Васильева, министр просвещения:

— В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.

Источник: https://rg.ru/2018/10/22/rossijskih-uchitelej-proveriat-na-profprigodnost.html

"Написали "Х" на весь лист и сдали!" Преподаватели математики оскорбились на "ЕГЭ для учителей" от Рособрнадзора

Половина учителей по математике и четверть по русскому языку и литературе не соответствуют критериям – они не справились с заданиями единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), уверяет Рособрнадзор. Ведомство привело данные по результатам апробации тестов.

Так, по русскому языку и литературе, обществознанию и праву каждый четвертый учитель не справился с проверочными заданиями. А по математике и информатике – каждый второй. По сути, учителя прошли тот же ЕГЭ, только для преподавателей.

А результатом этого исследования станет повышение их квалификации.

Как сказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, цель исследования – «сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации, чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире».

То есть спустя четверть века после того, как «лихие» реформаторы начали «улучшать» одну из лучших систем образования, они вновь заговорили о том, что необходимо сделать одну из лучших систем.

Правда, речь идет именно о системе подготовки педагогических кадров, а не об образовании в целом. Хотя изначально цель ставилась совсем другая – попасть в международный топ с неблагозвучным для русского уха названием «ПИЗА». Об этом Накануне.

RU рассказал доктор физико-математических наук Александр Иванов.

– Александр Владимирович, как оцените результаты исследований Рособрнадзора? Можно ли доверять ЕФОМ?

Учителей русского и математики проверят на знание предмета– ЕФОМ – это гроб для нашего образования. Осенью проводили тестирование этих диагностических работ для учителей. Тестирование было анонимным, во-первых, а во-вторых, добровольным. Так было объявлено изначально. Но учителей загоняли на это тестирование, естественно.

Это диагностические работы, типа ЕГЭ для школьников. Только теперь их предложили учителям – они отличаются, но, по сути, это отражение экзаменов, которые пишут школьники. Возьмите распределение первичных баллов по русскому языку и по математике у учащихся.

По русскому языку основные оценки находятся в зоне высоких баллов. То есть средний школьник пишет этот ЕГЭ очень хорошо – 80-90 баллов – вот такие там оценки. А по математике ЕГЭ средний ученик пишет предельно плохо. Из первичных 32-х баллов средние оценки группируются в районе отметки «10».

10 из 32, а наверху – там вообще ничего нет, единицы.

Статистика этих двух экзаменов в точности отражает результаты, которые должны были показать учителя по аналогичным тестам. Как школьники пишут тесты, так и учителя. Потому что ЕГЭ абсолютно неадекватно по математике. Задания чужды школе по сути своей.Так что статистику, которую показали учителя, можно было сразу предсказать.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

– Теперь говорят, что целью было формирование системы педагогического образования и повышения квалификации…

– Но мероприятие было объявлено как апробация самого теста. То есть это проверка диагностических работ – насколько они адекватны. Не учителей проверяли, а с их помощью проверяли тест – так было объявлено изначально тем же Кравцовым.

Сам тест был безобразен, задания были с грубейшими, вопиющими ошибками! Я не знаю, кто их составлял, какой «специалист»? На такие тесты многие учителя отреагировали просто – написали большую букву «Х» на весь лист и сдали. Серьезно к этому относиться было нельзя!

Мероприятие провели, и теперь Кравцов говорит, что «у нас половина учителей математики не соответствует»… Чему не соответствует? Этому кретинскому тесту, который они предложили в таком формате? Этот человек нанес грубейшее профессиональное оскорбление всему учительскому сообществу, министру просвещения и ее коллегам.

И ведь он ни за что не отвечает. Его ткнули носом в утечки прототипов ЕГЭ – так что они там устроили, этот процесс с Гущиным… А теперь этот тест, который изначально ничего хорошего в себе не несет.

– Почему это «гроб для образования»?

– Тест просто вредительский – он убьет школьное образование. Во-первых, учитель не в состоянии написать ЕГЭ в том скоростном режиме, в котором его пишут дети, особенно пожилой учитель, который прекрасно владеет методикой по обучению детей, но просто не может выполнять эти тесты на скорость.

И вот наши пенсионеры в образовании – их просто изгонят из школы. Это последние кадры, которые еще что-то могут дать. Это просто безобразие, с которым нужно бороться всеми силами.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

– Теперь говорят, что это направлено на формирование «одной из лучших в мире системы подготовки педагогических кадров» – а что, 25 лет назад она не была «одной из лучших в мире»?

Читайте также:  Школьная форма не должна плохо пахнуть

– Была. Но надо понимать, что стоит за выражением «одной из лучших в мире». Они все делают по критериям системы «ПИЗА» (PISA, Programme for International Student Assessment – международная программа по оценке образовательных достижений, – прим.). Вот они по этой «ПИЗЕ» хотят войти в десятку лучших стран мира, на это даже поручение президента есть.

Чего они хотят? Они хотят, чтобы мы в каких-то рейтингах куда-то продвинулись. Для этого своя система придумана – эта профессиональная аттестация, этот самый ЕФОМ. Они хотят в этой их системе, которая никакого отношения к качеству образования у нас не имеет, продвинуться вверх, им надо повышать квалификацию. В чем? В умениях писать эти тестики – так вопрос ставится.

Посадить этих учителей за тренажеры, на дистанционные курсы, устроить платные курсы повышения квалификации – вот иди и учись. А там будут натаскивать на эти тесты. Как детей натаскивают, так буду натаскивать и учителей. Ну, какой уважающий себя учитель будет этим заниматься?

– То есть главное – тесты и рейтинги? О самом образовании как таковом речи не идет?

– Вот они натаскаются, поднимут эти показатели ЕФОМ, о которых Кравцов говорит… А дальше – почему он заявил, что половина учителей не написала тест? А его греет мысль, что через год, когда он всех через мясорубку пропустит, всех лицом в грязь окунет и заставит этим заниматься – будет не половина. Можно будет задания попроще дать, формат определить заранее, чтобы все было известно. Будет прогресс, но чисто формальный. Об этом идет речь, но образование-то они убьют.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/114571/

Добровольный провал: Половина учителей математики не сдали тест Рособрнадзора

Рособрнадзор провел добровольное тестирование более чем 20 тысяч учителей практически со всей страны. Половина преподавателей математики не справились с предложенными заданиями, не намного лучше показали себя педагоги по некоторым другим дисциплинам

Какое качество у среднего образования в России на сегодняшний день? Насколько профессионален педагогический состав в школах на территории страны, отвечает ли он хотя бы внутренним стандартам, не говоря уже о чем-то большем? Этими вопросами задаются большинство родителей, чьи дети уже учатся в школе либо пойдут в первый класс в ближайшее время.

За пределами топ-10

В указе президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлена задача попадания России в число десяти стран с самым лучшим общим образованием в мире. «Как, а мы разве не в заветной десятке?» — могут задаться вопросом удивленные читатели. Представьте себе — нет, причем довольно конкретное подтверждение этому мы узнали совсем недавно.

Кого и как тестировал Рособрнадзор

Накануне руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал об итогах масштабного тестирования учителей практически со всей страны. Увы, они довольно печальные, но об этом чуть позже.

Оговоримся сразу: данный этап затронул далеко не все предметы.

Рособрнадзор в октябре 2018 года проверил знания учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории, обществознания, экономики, права, а также преподавателей предметов «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Тем не менее сама по себе выборка оказалась довольно масштабной, и по ней вполне можно делать какие-то выводы. Тестирование затронуло 22 тысячи педагогов из 67 регионов страны. Изначально в планах значились 45 регионов и 18 тысяч учителей. Отметим также, что участие в нем было добровольным.

Учителей проверяли не только на знание преподаваемого предмета, но и на навыки решения методических заданий, а также на умение оценивать работы подопечных. Уровень компетенций тестируемых определялся согласно единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), разработанным для Минобрнауки еще до его разделения весной 2018 года на два отдельных ведомства.

Результаты огорошили

Удивительно, но половина преподавателей математики и информатики не справились с работой, то же самое касается и дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предметы из области точных наук, знания в которых весьма конкретны, вызвали наибольшие затруднения у участников тестирования, что не может не настораживать.

Конечно, педагогу учебник всегда в помощь, но может возникнуть вопрос, а все ли в порядке у них с логикой и умением делать выводы без дидактического материала под рукой.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Лучше обстоят дела со знаниями и профессиональными навыками у преподавателей русского языка и литературы, однако и среди них каждый четвертый получил неудовлетворительную оценку. Самые хорошие результаты показали учителя обществознания и права, а также родного языка и родной литературы.

Санкций не будет

Про данное тестирование стоит сказать одну важную вещь. Все итоговые оценки обезличены и никак не повлияют на судьбу педагогов. По словам Сергея Кравцова, все затевалось для того, чтобы получить реальную картину в российских школах, выработать понимание, в чем учителям нужна помощь, и как им повысить свою квалификацию.

Таким образом, отметается фактор стресса, который мог бы негативно повлиять на конечный результат. И ведь это те учителя, которые добровольно согласились на участие в проверке своих знаний. Им как минимум было интересно проверить свои профессиональные навыки. Рискнем предположить, что у тех, кто не изъявил желания пройти тестирование, результаты были бы еще хуже.

Недовольство профсоюза

Однако в профсоюзе «Учитель» советуют не торопиться с выводами. Не имея перед глазами самих заданий и не убедившись в их корректности, сложно сказать, о чем именно говорят полученные результаты, полагают там.

Оргсекретарь организации Ольга Мирясова также отметила, что неправильно судить об умении преподавателя решать методические задачи на основе текстового формата теста.

Для этого в школах существуют открытые уроки, на которых учитель демонстрирует то, как он работает с детьми, а не показывает, что он знает из терминов по психологии.

Любопытный тезис высказал в начале октября сопредседатель этого же профсоюза Всеволод Луховицкий. Именно тогда Рособрнадзор объявил об очередном этапе масштабного тестирования.

По мнению Луховицкого, главная цель исследования — убедить общественность и власти страны в том, что в России плохие учителя, что среди них недостаточно профессионалов, и им не надо повышать заработную плату и облегчать условия труда.

Учителей русского и математики проверят на знание предмета

Сопредседатель профсоюза «Учитель» также обратил внимание на то, что будет потрачено немало государственных денег. «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес.

Это желание всем командовать и плюс ко всему распилить очень неплохие деньги», — отмечал Луховицкий в интервью РБК.

По его мнению, исследование само по себе абсолютно бессмысленное, поскольку заранее предполагает невозможность использовать его результаты.

Что дальше

Кстати, уже известно, что тестирования по большинству оставшихся предметов пройдут в 2019 году, а полностью охватить все дисциплины Рособрнадзор намерен к 2020 году. Среди них физика, химия, иностранные языки и даже физкультура с ОБЖ.

Озвученные Рособрнадзором результаты пока не опровергают заявления господина Луховицкого. Однако глава ведомства Сергей Кравцов просит сохранять спокойствие, мол, теперь есть пища для размышлений, вроде как появится понимание, как улучшить ситуацию. Хорошо еще времени аж до 2024 года.

А как быть родителям и их детям-школьникам? Пока их педагоги «добровольно» заваливают тесты на профпригодность, знаний у их учеников явно не хватает. Посмотрим, что будет с тестированием по другим предметам в следующем году, а пока запасаемся терпением и садимся за учебники.

Похоже, современных учителей придется контролировать тем, кого обучали преподаватели «старой закалки».

Источник: https://tsargrad.tv/articles/dobrovolnyj-proval-polovina-uchitelej-matematiki-ne-sdali-test-rosobrnadzora_168568

Можно ли унизить учителя проверкой

14.11.2018 18:04:00

Модель аттестации школьных педагогов будет утверждена в 2020 году

Учителей русского и математики проверят на знание предмета Учителя готовы сами учиться, но не готовы к присутствию «надзирателя» за спиной. Фото РИА Новости

Почти половина учителей математики и информатики не прошли проверку на знание своего предмета. Об этом рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе общественно-профессионального обсуждения модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

С математикой и информатикой и «Основами духовно-нравственной культуры народов России» не справились почти половина участников исследования. По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей.

Наиболее успешно справились с обществознанием и правом. Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы. В исследовании приняли участие 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей.

Им пришлось продемонстрировать не только знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся.

Как отмечают сами учителя, участвовавшие в этой проверке, для некоторых все случилось очень неожиданно. Не были готовы морально. Другие сообщают, что аттестация проводилась в выходной день. Многие очень спешили домой, поэтому старались отделаться от навязанной им проверки как можно быстрей. Кто-то считает, что вопросы были далеко не из школьной программы.

Напомним, что вся эта добровольно-принудительная проверка (некоторые учителя сообщают, что от проверки просто невозможно было отказаться) произошла на фоне обсуждения в педагогическом сообществе новой модели аттестаци самих учителей. С которой в принципе еще не все гладко. Сейчас такое время, отмечают наши собеседники-учителя, когда все подвергается переосмыслению.

Если раньше все шли на различные массовые проверки и не задумывались зачем, то теперь все не так. Пусть проверяют на входе в профессию, говорят педагоги. Это важно. Пусть на пороге школы, потому что каждой школе нужен именно «свой учитель». Пусть создают центры для учителей, где читают лекции ведущие профессора. Пусть делают все для личностного и профессионального роста.

Но… контрольно-проверочные работы для учителей, с «надзирателями», с вытекающим отсюда публичным обсуждением последствий таких проверок – это массовое унижение учителя.

Тем временем… «Мы планируем, что доработанная окончательная версия модели аттестации пройдет обязательно широкое общественное обсуждение и в окончательном варианте будет утверждена в 2020 году, – передает пресс-служба министра просвещения слова Ольги Васильевой.

– Мы очень хотим утвердить и создать такую модель аттестации наших педагогов, которая станет настоящим стимулом профессионального роста, позволит учителям без сбора портфолио и массы других документов обеспечить прохождение процедуры аттестации на рабочем месте».

Глава ведомства отметила, что проект разрабатываемого профессионального стандарта получил название «Педагог». Он основан на уровневом подходе к квалификации учителей, в нем «найдут свое отражение и новые должности».

Она пояснила, что карьера учителя будет развиваться как по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), так и по принципу, устанавливаемому с введением новых должностей «старшего учителя» и «ведущего учителя».

Но вернемся к уже проведенной проверке… Совсем недавно профессиональный сайт учительского сообщества Pedsovet.

org провел опрос учителей и выяснил, что ничтожно малое количество опрошенных (менее 1,5% учителей) уверены, что новая система аттестации нужна. Более половины считают, что и старая и новая – все едино.

Зато большинство учителей однозначно ответили, кому нужны такие проверки. Рособрнадзору, например. Для отчетности.

«Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности», – цитирует слова руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова его пресс-служба. Сам он предлагает подойти к результатам нового исследования как можно более спокойно. Они призваны помочь учителю, сделать полезные выводы для себя и поискать возможности для собственного роста.

Есть версия, что аттестация нужна директорам школ. Дескать, так легче осуществлять набор. Но такое утверждение сводит на нет всю работу по подготовке талантливых менеджеров среди директоров, заявляют на это наши эксперты.

А где, собственно, талант руководителя? Зачем столько времени их переучивали, как работать по-новому? То есть однозначно не удается ответить даже на самый простой вопрос: зачем нужна аттестация? И что тогда говорить о других возникающих вопросах?

Например, представители общероссийского профсоюза образования, который был допущен к апробации нового проекта, боятся, что ведущую роль в оценке учителей общественным организациям, негосударственным структурам чиновники не дадут.

В новом проекте треть состава аттестационной комиссии «должны составлять не состоящие в трудовых отношениях с данной образовательной организацией представители педагогических ассоциаций, общественных объединений и иных корпоративных некоммерческих организаций, основанных на членстве физических (физических и юридических) лиц, в том числе учителей». Так как данная работа оплачиваться не будет, есть вариант, что заседать в подобного рода комиссиях будут те, кому нужно чем-то подкреплять большую собственную значимость. Вопрос – тот ли это мотив для честной работы?

И таких нюансов наберется еще немало. Но вернемся к сообщению, с которого начали и посмотрим на динамику. Годом ранее глава Рособрнадзора сообщал, что 10% учителей плохо знают свой предмет.

Весной этого года Рособрнадзор проверял учителей русского языка и математики. И… 13% учителей плохо знают свой предмет. Уровень знаний учителей падает просто катастрофически быстро.

И еще – а что делать с тем фактом, что половина учителей математики плохо знают свой предмет?     

Источник: http://www.ng.ru/education/2018-11-14/8_7438_test.html

Половина учителей математики не прошли проверку на знание своего предмета :: Общество :: РБК

Учителей оценивали в тестовом режиме и на добровольной основе, присоединиться к исследованию могли все желающие, ранее сообщал Рособрнадзор. Результаты обрабатываются обезличенно и никак не повлияют на работу участников исследования и школ.

Оценка компетенций проводилась на основании единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), разработанных еще по заказу Минобрнауки (в мае 2018 года правительство разделило его на два ведомства — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования).

Они предусматривают не только проверку знаний по предмету, но и умение решать методические задачи, а также оценивать работы учащихся. Подразумевает исследование и сбор мнений учителей о содержании диагностической работы.

«Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности», — считает глава Рособрнадзора ​Сергей Кравцов. По его словам, надзорному ведомству теперь предстоит «спокойно проанализировать» полученные результаты, понять, как помочь учителю, а также сделать «соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации».

Исследование профпригодности учителей и последующая разработка рекомендаций и программ подготовки учителей — часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в майские указы Владимира Путина. Одной из целей этой программы должно стать достижение Россией места в топ-10 стран мира по качеству общего образования.

Исследования компетенций учителей в разных формах и по разным предметам проводились Рособрнадзором с 2015 года. До 2020 года ведомство должно разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. В 2019 году проверку планируется провести среди учителей географии, физики, химии, биологии, иностранных языков, физкультуры и ОБЖ.

О результатах тестирования можно судить только после изучения материалов, по которым проверяли учителей, сказала оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. «Сейчас, независимо от добровольной апробации, которую провел Рособрнадзор, все учителя обязаны проходить аттестацию раз в пять лет.

Материалы для таких аттестаций не единообразны, и это позволяет некоторым школам с помощью этих тестов увольнять неугодных учителей. Специально составляются такие задания, на которые невозможно дать правильный ответ. Мы представляем в суде интересы одной учительницы, которая отстаивает свое право работать в школе после аттестации.

Как минимум семь заданий в ее материалах было сформулировано некорректно», — пояснила она. При этом, указала Мирясова, если в России будут введены единые тестовые задания для всех учителей, это позволит избежать таких ситуаций, о которых она говорит.

Главное, чтобы задания были составлены корректно и соответствовали той школьной программе, с которой работают учителя.

Некорректно в тестовом формате проверять умения учителей решать методические задачи, уверена Мирясова. «Такие умения педагога всегда оценивались с помощью открытых уроков», — заметила она. По ее мнению, в тесте учитель может показать только свои знания терминов из психологии, а не умение работать с детьми.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов в разговоре с РБК выразил сомнение в том, что были проведены все необходимые процедуры для того, чтобы исследование Рособрнадзора вызывало доверие. «Раз нет доказательств надежности измерительных материалов, непонятна процедура проведения этих исследований, то доверять результатам этих исследований не стоит», — говорит Болотов.

Авторы: Наталья Демченко, Полина Звездина

https://www.youtube.com/watch?v=F66VLNS47bA

При участии: Валерий Романов

Источник: https://www.rbc.ru/society/12/11/2018/5be98ada9a79472a6df8f9cb

Половина учителей математики не справилась с тестовым заданием по своему предмету. Новости. Первый канал

Это задача с двумя неизвестными: за сколько можно купить в Москве диплом о высшем образовании и как быстро его доставят? На покупку диплома по специальности «учитель математики» у журналиста потребовалось не больше пяти минут.

Читайте также:  Мгу, мифи и спбгу — лучшие университеты страны

На сдачу тестов по математики и информатике во время аттестации учителей из 67 регионов России отводилось 3 часа 20 минут.

Не хочется проводить никаких параллелей, но как объяснить тот факт, что практически половина преподавателей завалила экзамен?

«Исследование анонимно. Для того оно проводится, чтобы мы в целом увидели в стране, какие проблемы испытывают наши учителя, для того чтобы организовать им точечную адресную помощь, в первую очередь в системе повышения и переквалификации», — сказал начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Проверить свой профессиональный уровень решили 22 тысячи преподавателей. Аттестация была добровольной. Вначале нужно было решить предметную часть. По сути, эти задания не выше уровня 9 класса.

«Если учитель не может, например, решить задачу, которая аналогична ЕГЭ, это подтверждает тот известный тезис, что в некоторых регионах ребята плохо решают, например, геометрию, потому что геометрическая подготовка учителей западает. Нужно начинать не с подготовки ребят, а с подготовки учителей», — сказал директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.

Вторая часть экзамена — ответить на вопросы по методической работе. К примеру, оценить успеваемость ученика или рассказать о внеклассной работе. Вот здесь, по словам самих учителей, многие впадали в ступор.

«Рассказать, какие регулятивные универсальные действия можно сформировать в любой из тем внеурочной деятельности. Все-таки мы — практики, учителя, которые стоят у доски, мы не методисты в методцентрах. Почему провальная математика, не знаю. Для меня это неожиданность», — сказала учитель математики Татьяна Леднева.

Серьезные пробелы в знаниях Рособрнадзор теперь должен учесть при разработке единых оценочных материалов по всем школьным предметам до 2020 года.

«В основном здания были несложные, но учителя еще не готовы. Осталась еще пара лет, чтобы они поняли, что профессиональные знания — это важная часть их работы», — отметил академик РАН Алексей Семенов.

Готовы учителя были к обществознанию, с этим предметом справились почти все. Но тут есть своя закономерность — последнее годы это самый популярный выбор и у школьников. Точных формул и уравнений в нем нет.

Источник: https://www.1tv.ru/n/355613

Не справились с математикой: учителей проверили на знания

Почти половина российский учителей — участников всероссийской проверки владения предметами учебной программы – не справилась с заданиями по математике и информатике. Такие предварительные итоги исследования компетенций учителей подвел руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Сергей Кравцов.

«Исследования компетенций учителей в разных формах и по разным предметам проводились Рособрнадзором с 2015 года. В этом году в исследовании приняли участие 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей.

Им пришлось не только проверить знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся», — рассказал глава ведомства в ходе общественно-профессионального обсуждения модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), состоявшемся в Министерстве просвещения РФ.

По его словам, по результатам апробации ЕФОМ

по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования.

По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с «обществознанием» и «правом». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы, передает ФАН.

«Лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности.

Во время подготовки кадров Министерству просвещения и Рособрнадзору необходимо спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире», — резюмировал Кравцов.

Исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ. Изучение уровня компетенции включало и сбор мнения учителей о содержании диагностической работы.

До 2020 года перед Рособрнадзором стоит задача разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам. Результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя.

Исследования компетенций учителей — часть программы Национальной системы учительского роста, которая вошла в указ президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», одним из пунктов которого стало вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Ранее сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий рассказал, что в Госдуме уже разработан законопроект, который позволит снять с учителей необходимость брать на себя 1,2 — 2 ставки, передает НСН.

В прошлом месяце член комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов предложил сделать выходным День учителя, который в России отмечают 5 октября. По мнению депутата, профессиональный праздник учителей должен стать всеобщим, чтобы повысить общественную значимость преподавательского труда.

  • «Если мы стремимся к образованности нации, то было бы правильно выделить эту категорию людей таким образом, дать им больше уважения, показать обществу, насколько важна их деятельность» — пояснил парламентарий.
  • Также он предложил сделать более широким понятие учитель, чтобы большее число людей смогли его праздновать.
  • Приравнять к учителям депутат предложил преподавателей дошкольных групп, средних профессиональных и высших учебных заведений.
  • В ответ на это замминистра труда и соцзащиты Любовь указала, что такое предложение надо внимательно изучить, поскольку будет снижен фонд рабочего времени.

«У нас отмечается традиционно День учителя, в том числе в Кремлевском дворце. Но мы разделяем две вещи — считаем необходимым награждение и поощрение представителей этой сферы, но по внесению изменений в Трудовой кодекс надо внимательно смотреть», — заявила чиновница.

Ельцова добавила, что такие вопросы всегда обсуждаются на трехсторонней комиссии.

Ранее сообщалось, что московские школьники составили портрет современного педагога и выбрали десять качеств, которыми он должен обладать. Ученики среди самых важных качеств профессии педагога отметили умение доступно объяснить новый материал, быть добрым и одновременно справедливым, а также умным и обладать знаниями не только своего предмета.

Также учитель должен быть понимающим и заботливым. По мнению школьников, учитель должен рассказывать интересные увлекательные истории, а ученики такого идеального педагога больше узнают предмет в классе, чем выполняя домашнее задание.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/11/12/12056629.shtml

Мел: Как и зачем учителя сдают ЕГЭ

Учителя годами готовят школьников к ЕГЭ, но сами часто уже не помнят, каково это — сдавать экзамен. Теперь у них появилась возможность побывать на месте выпускников. C 16 мая по 29 августа МЦКО проводит акцию «5 на 5», в которой учителя сдают ЕГЭ по пяти предметам на выбор. Мы поговорили с учителями о том, как и зачем они сдают экзамены.

Екатерина Владимировна, заместитель директора и учительница математики

Пока я одна от нашей школы решила принять участие. Другие учителя заняты проведением итоговой аттестации. Когда она закончится и все немного отдохнут, тоже примут участие в акции.

Для сдачи экзаменов выбрала математику, информатику, русский язык, физику и обществознание. Уже написала первый ЕГЭ — по математике на 95 баллов (в одной задаче сделала ошибку). Про другие предметы не могу сказать.

Каждый по-своему сложен, потому что нужно восстанавливать знания со школы, которую я окончила очень давно. Например, в заданиях по информатике сейчас есть то, что в мои годы не изучали.

Но задания по другим предметам аналогичны тем, которые выполняют дети в классе.

Процедура на наших экзаменах такая же, как у детей на ЕГЭ. Все точь-в-точь организовано: время, задания, правила проведения

Судя по тому, как я готовлюсь, ЕГЭ проверяет не только знания, но и твою способность учиться. Я каждый вечер открываю различные сайты, повторяю. Мне нравится находить нужный материал, изучать его, уметь распределять своё время, выполнять задачи в соответствии с критериями. Это не столько проверка знаний, сколько навык построить стратегию подготовки.

Умение найти выход из сложной ситуации — это тоже хорошая составляющая. Когда ты не знаешь ответ, тебе некуда заглянуть, но нужно решить задачу. Это умение мобилизоваться и найти выход. Поэтому те, кто не пользуется шпаргалками, наверное, более успешные в жизни.

Вне зависимости от результата я расскажу ученикам о том, что у меня был такой опыт. Когда мы детям даём советы о ситуации, в которой уже были, они это ближе воспринимают.

Такой опыт поможет изменить и способ подготовки учеников.

Когда ты знаешь ситуацию изнутри, тебе проще скоординировать их работу и дать какие-то полезные советы: как вести себя на экзамене, как подготовиться, на что обратить внимание. Побыть на месте детей очень полезно.

Учителя — та категория людей, которые всю жизнь оценивают кого-то. И когда начинают оценивать их, они ощущают дискомфорт. Чтобы покинуть эту зону комфорта, учителя должны активно участвовать в конкурсах. Использовать это для себя и своего роста. Нужно научиться не бояться, что они могут ошибаться и что их самих могут оценить как-то не так.

Никита Алексеевич, учитель русского языка и литературы

Сложно найти метод, который будет абсолютно честно, непредвзято и максимально точно оценивать знания. Потому что ни ЕГЭ, ни собеседования, ни другая форма экзамена не гарантирует стопроцентного соответствия знаний и оценки. Но из того, что сейчас есть, ЕГЭ более-менее адекватно справляется с этим.

На мой взгляд, школьной программы для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку достаточно. А по литературе в старших классах можно было бы включить больше зарубежной и современной прозы.

Я уже написал экзамены по русскому, английскому и литературе. Рассчитываю на хороший результат. Если ты более или менее разбираешься в предмете, то набрать больше 80 баллов реально. Если хорошо разбираешься, то 90+. Баллы выше — это уже вопрос некоторого везения.

Когда я сдавал ЕГЭ по русскому в 11-м классе, допустил только одну ошибку. Я не рассчитываю сейчас, что получу 100 баллов, хотя, конечно, было бы неплохо

Я бы не сказал, что с 2010 года экзамен принципиально изменился. Он стал немножко другим. Когда ты сдаешь ЕГЭ, главное — ты должен знать правила русского языка. Всё то, что идет до сочинения, — это точные знания на пунктуацию, грамматику и орфографию. Спросят правописание суффиксов в одном формате или в другом… Какая разница? Главное — знать эти правила.

Мне кажется, когда погружаешься в эту атмосферу экзамена, потом легче давать психологические советы. Одно дело, когда всё разбираешь в классе и говоришь: «Ну, у вас будет всего 4 часа. Часик отведите на тест, два на сочинение на черновике». А потом приходишь на экзамен сам и понимаешь, что не знаешь, как себя вести, что вообще делать.

Но всё равно не могу сказать, что главная цель участия в ЕГЭ для меня — самоанализ. Если сдать все пять предметов на пятерки, то возможно повышение в категории, что, например, уже приятно.

Майя Михайловна, учительница английского языка

Мы сами выбирали дисциплины, которые нам наиболее близки и те, что нам интересны для изучения. Я выбрала английский, историю, обществознание, географию и русский язык. Готовиться достаточно трудно. Я смотрю видео на образовательных сайтах, купила специальную литературу. Процесс нашей подготовки идёт так же, как и подготовка детей.

Несмотря на то, что мы — эксперты ОГЭ и ЕГЭ по «своим» дисциплинам, довольно-таки волнительно участвовать в этом проекте. Волнуемся за результаты по тем предметам, которые не профильные для нас, хотя, конечно же, метапредметные связи играют огромною роль. Полагаю, что при правильной подготовке можно набрать достойное количество баллов по любому предмету. Нет ничего невозможного.

Мы понимаем, что чувствуют наши ученики, готовим их к экзаменам, выступаем экспертами на проверке, знаем, чего ожидают от них такие же эксперты как мы.

Поэтому, для меня основная цель участия в программе — понять всё то, что чувствуют ученики на экзаменационном пути.

Поддержать их, утвердиться в своей компетентности не только в профильном предмете, но и в предметах, тесно связанных с ним. Очень интересно испытать себя.

Дмитрий Евгеньевич, учитель французского и английского языков

Акция «5 на 5» показалась мне очень интересной, потому что так я могу проявить солидарность по отношению к ученикам. Ведь сейчас выпускники сдают по несколько экзаменов.

Это действительно очень непросто как с эмоциональной, так и с интеллектуальной точки зрения. Конечно, они готовились несколько лет, а у нас достаточно ограниченные временные рамки.

Но это вызов, который я готов принять, чтобы показать знания и эрудицию не только в своём предмете, но и в других областях.

Я для себя выбрал французский, русский, английский, подумываю об обществознании и биологии. Тяжелее всего сдать, наверное, именно биологию. Там материал более сложный. Очень хочется набрать 100 баллов по своему предмету, но мы все люди и можем ошибаться. Учителя тоже волнуются. Понятно, что за это никто ругать не будет, но хочется показать и для себя результат хороший, и школу не подвести.

Никаких поблажек для нас не будет. Всё будет организовано как на настоящем экзамене, под камерами

Когда ты сдаёшь экзамен, ты влезаешь в шкуру ученика. Наверное, где-то переосмысливаешь свой подход. Я думаю, это будет на пользу всему образовательному процессу. Мы же ребят со своей стороны готовим, как-то помогаем. Сдача ЕГЭ позволяет лучше понять, как они внутри себя всё это переживают.

Я уже посмотрел на сайте демоверсии экзаменов, какие варианты заданий бывают и их формат. Возьму пособия, которыми пользуются сами ученики для подготовки. Наверное, какой-то материал придётся освежить, почитать. Большинство экзаменов у меня в августе.

Кому-то может показаться чрезмерным, что учитель сдаёт ЕГЭ не только по своим предметам. Но преподаватель сегодня уже не может быть только узкопрофильным экспертом. Учителя все чаще выходят за рамки своего предмета. Например, я могу преподавать на французском или английском историю и географию.

Владимир Константинович, заместитель директора

По диплому я учитель истории и обществознания, но в последние годы работаю заместителем директора.

Я принял решение об участии в акции, потому что хочу, во-первых, проверить собственные силы и знания по предметам которые я преподавал и не только. Ведь сегодняшние выпускники сдают по три-пять экзаменов.

Второе —это психологическая обстановка. Хочется почувствовать эту ситуацию — видеонаблюдение, процедура заполнения бланков — и одновременно показать, что не нужно бояться ЕГЭ.

Мой выбор — это история, обществознание, русский язык, математика, география. Я прошёл регистрацию на эти предметы на июль 2019. Сложности, на мой взгляд, могут быть с математикой и географией, потому что я давно ими не занимался. Конечно у меня есть определенные знания в этих областях, но есть темы, с которыми в повседневной жизни не сталкиваешься

Если педагог работает и готовит к экзаменам не один год, то он может сдать реально на хороший балл. Специально готовиться я не планирую, посмотрю спецификации и демоверсии работ, пройду два-три тренинга в формате ЕГЭ.

Мне хочется проверить знания, которые есть у меня сейчас, что я помню, чем владею. Если у меня что-то не получится, то я не расстроюсь.

Результат ЕГЭ поможет мне определить слабые стороны, это будет мотивом для дальнейшего самообразования.

Сегодня в Москве созданы все условия, что и учителя, и ученики могли пройти тренировочный ЕГЭ. На мой взгляд, любой учитель должен знать свой предмет и для него не должно быть сложным сдать экзамен, который выдерживают одиннадцатиклассники.

Он должен постоянно проверять свои знания, потому что нельзя останавливаться в прошлом. Ведь кто-то закончил учебные заведения 10 лет назад, а кто-то — уже 25-30.

И для самого себя нужно пройти независимую диагностику, чтобы ответить на вопрос «А что ты сам –то можешь?».

Источник: Мел

Источник: https://mcko.ru/articles/1870

Ссылка на основную публикацию