В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.

Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.

Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.

Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.

Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?

Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Путь к работе мечты: 5 секретов эффективности для выбора профессии

Оценим за полчаса!

Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше — постараться найти практическое применение таланта.

Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика.

То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет.

В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка.

Так возможно вам удастся его переубедить.

Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

  • Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.
  • Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.
  • Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.
  • Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.
  • Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?

В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.

Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.

Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.

Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много.

Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков.

Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.

На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.

Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться.

Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями.

Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.

Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.

Ответьте на вопросы теста и вы узнаете — знает ли ваш ребёнок, кем он хочет стать?

ПРОЙТИ ТЕСТ

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/kak-vybrat-professiyu-rebenku-2/

В каком классе выбирать профессию: детская профориентация

Моего ребёнка ничего не интересует, какую профессию он выберет в будущем?» — переживает мама третьеклассника.

«Два месяца до ЦТ, а дочь не знает, что будет сдавать и кем хочет стать», — пожимают плечами родители выпускницы.

Что делать в таких ситуациях? И в каком классе начинать выбирать профессию? Адукар изучил мнения успешных психологов-профориентологов и сориентирует по этим вопросам.

В представлениях многих родителей искать ребёнку профессию нужно в год перед выпуском со школы. Между тем эксперты в детской психологии знают, что профессиональные представления развиваются на протяжении всей жизни и на разных этапах развития родители могут влиять на этот процесс. Российский психолог Анна Скавитина выделяет четыре этапа детской профориентации.

0−3 года. Стадия «предыгры»

Родители, которые пытаются развивать ребёнка с пелёнок, во многом правы. В раннем возрасте у малыша формируются восприятие, мышление, речь, память и другие важные процессы и понятия.

Собрать за собой игрушки, сложить на место свою одежду — это только кажется банальным правилом порядка.

Малышу, который с ранних лет приучен к таким вещам, будет проще самостоятельно делать уроки, собирать портфель, а в дальнейшем — справляться с заданиями по работе.

3−6 лет. Стадия игры

Вот с этого возраста, по мнению многих психологов, и начинается детская профориентация. Ребёнок уже способен понять, что каждый человек занят в определённой профессии. И задача взрослого — раскрывать ему мир специальностей через рассказы, книги, игры и даже мультфильмы. По сути, игра в доктора или пожарного — это и есть профориентация.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуПервые детские книги по профориентации — это сказки, благодаря которым воспитываются дети во всём мире. Потому что в сказках есть герои, которые при помощи своих лучших качеств проходят череду испытаний и достигают своих добрых целей

6−12 лет. Стадия учёбы

Это трудный и один из самых важных периодов в жизни ребёнка. В это время родителям желательно учить малыша учиться: собирать свой портфель, сверять домашнее задание по дневнику, выполнять его и оставлять время на отдых. Не делайте уроки за школьника, оправдываясь тем, что «нахватается двоек, потом не наверстает программу!».

Если ребёнок не будет ошибаться, он не научится осознавать свои промахи и исправлять их. И, следовательно, не научится трудолюбию и старанию — важным профессиональным качествам. Пускай даже в младшей школе добивается оценок и знаний своим трудом. Задача родителя — только проследить за этим процессом и подсказать, если нужна помощь.

В младшей школе учат воспроизводить по образцу и заучивать буквы и цифры, читать и считать. Хотите развивать логику и мышление? Занятие английским, кружки по программированию и легоконструированию, робототехнике и многие другие как нельзя лучше справятся с этой задачей

12−18 лет. Стадия выбора

Самый главный этап профессионального самоопределения. Задача родителей и учителей не навязать своё мнение, а помочь с выбором. Побеседуйте с ребёнком и расспросите, что ему нравится.

Посмотрите вместе фильмы о специалистах разных профессий, почитайте профориентационные статьи, пройдите тесты на выбор профессии.

Сложно справиться самим? Запишитесь к психологу-профориентологу, который проконсультирует по важным вопросам и поможет выбрать специальность, учитывая способности и пожелания подростка.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуРассказывая ребёнку о современном мире профессий, нужно сориентировать, какие профессии вымирают, а какие будут востребованы в будущем. Не лишним будет порассуждать, какие профессиональные качества важны и что стоит развивать. Принцип «сначала учусь, а потом работаю» устарел. Сейчас в моде девиз: «Я всегда учусь, иначе я не конкурентоспособен»

В каком классе выбирать профессию ребёнку: советы психологов

Совет 1. Дайте ребёнку возможность попробовать себя во всём, что ему интересно

Позиция «Я тебя запишу в футбольную секцию, потому что хочу вырастить чемпиона» вряд ли вдохновит ребёнка на спортивные подвиги. А чтобы малыш выбрал кружок, ему нужно сравнить, верно? Поэтому предлагайте: «Вот футбол, вот математика, вот лего», — и пусть ребёнок до лет десяти ищет себя и раскрывает свои таланты.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Если человек полноценно прожил детство, у него не должно возникать проблем с выбором профессии. Если ребёнок имел счастливую возможность попробовать себя в самых разных ролях, побыть «и швецом, и жнецом, и на дуде игрецом», то где-то обязательно должно щёлкнуть.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Совет 2. В жизни ребёнка должны быть и книги, и компьютерные игры

Речь идёт не о «стрелялках-войнушках». Качественные компьютерные игры на логику, память и мышление развивают не хуже хорошей книги. Поэтому интересуйтесь и виртуальной реальностью, но не пускайте всё на самотёк.

Совет 3. Выбирайте хорошую школу

Порой школа, учителя, одноклассники и вообще образовательная среда влияют на выбор профессии больше, чем родители.

Не стесняйтесь расспросить у знакомых, почитать на форумах, чтобы узнать характеристику учебного заведения. Будет замечательно, если ребёнок попадёт в школу, где не подавляют личность, помогают развиваться.

Учат не зубрить параграф, а размышлять и находить пути решения задач. С хорошей базой знаний проще найти профессию.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Совет 4. С младшей школы выбираем профиль, а в средних и старших классах — конкретную профессию

Обычно в младших классах становится понятно, по каким предметам ребёнок преуспевает и что ему нравится больше. Поэтому если ваш (-а) сын (дочь) решает задачки что орешки щёлкает, то не во вред выбрать класс математического профиля. И если к средней школе или выпускным классам ничего не поменялось, стоит задумываться о специальностях, связанных с математикой.

Обсуждая специальности, вы постепенно будете сужать круг поисков, пока не найдёте самую подходящую по интересам, предметам и баллам. Если же математик-олимпиадник рвётся в дизайнеры, то не стоит препятствовать.

Во-первых, есть дизайнерские специальности, где без математики никуда (архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн мебели и другие). Во-вторых, подросток должен становиться самостоятельным и брать ответственность за свои решения.

В-третьих, для подстраховки абитуриент может написать четыре ЦТ и посмотреть, на какую специальность ему реальнее пройти. Это лучше, чем ребёнок будет сожалеть о том, что ему не удалось стать художником из-за родительского совета.

***

А вы с ребёнком на какой стадии профессионального выбора? Если школьнику 6−12 лет, приходите в «Творческую IT-лабораторию» в образовательном центре Адукар. Если ваш подросток уже ищет профессию, предлагаем пройти профориентационные тесты или проконсультироваться со специалистом.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Источник: https://adukar.by/news/v-kakom-klasse-vybirat-professiyu-detskaya-proforientatsiya

Инфолента

Специалист по профориентации — о том, как распознать интересы ребёнка и правильно его замотивировать

«Ему ничего не интересно, целыми днями сидит в мессенджере» — очень распространенная жалоба от родителей подростков.

А когда в обозримом будущем выбор профессии, вуза и набора предметов ЕГЭ, тревожность родителей, что понятно, зашкаливает.

Как распознать будущую профессию в школьнике и замотивировать его чем-то заниматься? Об этом разговариваем с Анной Назаровой, специалистом по профориентации, руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

— С какого возраста надо этим заниматься?

— Некоторые мамы умудряются озадачиться данным вопросом с детсадовского возраста. Разработаны серьезные методики для детей с 4-го класса, но их цель выбрать не профессию, а общее направление: кружки, секции, профиль класса/школы — понять, к чему больше склонностей у ребенка.

Читайте также:  В москве пройдет выставка британского образования -study uk: discover you

Такой тест называется «Профнавигатор». Он дает общее направление пути, без конкретики. Обычно родители определяют это методом тыка — не пошло, забрали, отдали в другой кружок. А ранняя профориентация помогает выбрать то направление, которое действительно ребенку интересно.

— А по ребёнку разве не видно? Один рисует, другой лего конструирует.

— Не всегда это понятно и видно. Конечно, бывают ярко выраженные склонности, а бывает такое: сегодня одно интересно, через неделю другое. К тому же после начальной школы многие родители задумываются о переводе в другие учебные заведения, профильные классы, и нужно определяться с выбором уже сейчас.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуЧтобы выявить способности, личностные качества и интересы, подросток может пройти специальный тест

— Будущую профессию в каком возрасте выбирать?

— Это становится актуально примерно с 13 лет, 7–8-й класс, и в этом возрасте уже вполне можно думать о выборе профессии. Почему? Потому что теперь всё завязано на ЕГЭ и ОГЭ.

В 9-м классе уже в начале года ребенок должен определяться, какие предметы сдает на ГИА, и понимать, идет он в колледж или остается в 10–11-м классах, а в них тоже может быть профилирование.

То есть получается, что к концу 8-го класса хорошо бы иметь представление о будущей профессии хотя бы в общих чертах.

— Неужели в этом возрасте уже понятны все склонности, интересы? Это же подростки: сегодня одно, завтра другое.

— Зависит от ребенка. По опыту так скажу: в принципе, у большинства уже определен круг интересов и склонностей.

И задача профориентации не просто в том, чтобы определить, к чему способности, но и вообще замотивировать человека, показать ему, из чего можно выбирать, вызвать интерес.

Это дает стимул, и дальше ребенок начинает изучать, примерять на себя, получая импульс к осознанному выбору профессии и советы специалиста, какую информацию добирать и как.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуПосле начальной школы родители часто задумываются о переводе в профильные лицеи и гимназии, а значит, уже к 10 годам ребёнка нужно понимать, какие у него интересы и склонности

— Традиционно людей разделяли на три типа: технари, гуманитарии, естественники. Вот так же после теста можно классифицировать подростков?

— Сейчас, конечно, больше вариантов. Например, экономика — это ведь не совсем технари или гуманитарии, это отдельно. Или можно выявить склонность к предпринимательству, к ведению бизнеса.

В классической системе профориентации это человек — человек, но может быть социальная направленность: педагог, логопед и так далее, а может быть другое направление: специалист по связям с общественностью, бизнесмен. Тут важно выяснить, какое именно общение интересно.

И задача профориентации не только найти эти склонности, но и показать, что с этим делать дальше. Больше узнать о профессиях, побыть внутри профессии, через себя пропустить. И понять, чего не хватает, что нужно подтянуть, развить.

Например, хочется быть экономистом, а внимание плохо развито, есть техники, как его улучшить.

На наш взгляд, правильным является комплексный подход к профориентации: информационный (предоставить подростку как можно больше информации о рынке труда, о том, из чего он может выбирать), диагностический (что подходит именно ему), активизирующий и развивающий (тренинги и занятия, направленные на развитие тех или иных качеств, способностей), практико-ориентированный (мастер-классы и другие формы «пробы» профессии).

— Неужели то, что в человеке есть и можно выявить в его 13 лет, уже не изменится?

— Если говорить о личностных качествах, темпераменте, то да, вероятность того, что они резко изменятся, очень небольшая. Уже понятно, экстраверт или интроверт, организованный или нет, активный или не очень. Это может слегка скорректироваться, но вряд ли сильно изменится.

Бывают исключения, какие-то сильные переживания, стрессы могут что-то поменять в личности, но, как правило, нет. Интересы тоже часто бывают уже сформированы к 13–14 годам.

Другое дело, что если интересов нет из-за недостатка информации, то это можно восполнить: читать, общаться со взрослыми из разных профессиональных сфер, ходить на дни открытых дверей

— Каким образом сформированы? Родители заинтересовали?

— У кого как. Кого-то заразили, окружение повлияло — так бывает, например, в династиях врачей, учителей, бизнесменов. У родителей-предпринимателей дети часто «заточены» тоже на бизнес. Бывает, что повлияли педагоги.

Например, пришел новый учитель литературы в школу и сумел вызвать интерес к предмету. Иногда интересы уже четко видно в школе, в тесте выходит, к примеру, интерес к технике 8 из 10 — он явно выражен.

А бывает, что по всем сферам средние значения — человек действительно ещё не определился, надо дать ему больше информации, дать возможность получше узнать разные профессии.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуИногда талантливый учитель может заразить ребенка интересом к своему предмету

— А способности?

— Способности — именно то, что можно и нужно развивать, если есть интерес к теме и характер, темперамент тоже подходит для профессии. Интеллект, логику, пространственное воображение — например, в профессии архитектора это важно — всё это можно натренировать, если есть такая цель и если уделять этому достаточно времени и внимания. Дополнительные занятия, профильные классы и так далее.

— Сейчас же все говорят о концепции непрерывного образования, горизонтальном развитии — в современном обществе человек должен всю жизнь учиться. Зачем выбирать профессию так рано?

— Мы же не говорим о том, что ребенок в 15 лет выбирает профессию на всю жизнь. Мы смотрим, в какой сфере сегодня он наиболее успешно может себя реализовать.

Потом будут другие обстоятельства, перемены, на полученном фундаменте он сможет переориентироваться, получить дополнительное образование, перейти в смежную сферу и т. д. Никто не говорит, что это какой-то приговор, сейчас люди действительно часто меняют сферы деятельности.

В результате прохождения компьютерного теста подросток получает рекомендации из целого списка профессий, которые ему подходят, вузов и колледжей, где можно продолжить образование, и предметов ЕГЭ, которые нужно сдавать.

И часто действительно подходит несколько сфер, а не одна, но и разносторонним людям приходится делать выбор, подключая какие-то дополнительные критерии. Никто же не сможет работать одновременно в трех разных профессиях, но можно будет найти такой вариант, где максимальное количество интересов будет реализовано.

— Это во всяком случае должно предотвратить ситуацию, когда родители платят за учебу в вузе, который вообще не подходит.

— Да, с понятным списком старшеклассник уже может изучить вузы, специальности, пойти на дни открытых дверей, что-то больше узнать, и ему станет уже понятнее. У меня был такой случай: пришел студент с 1-го курса. Принес результаты нашей же диагностики за три предыдущих года. Все они, кстати, говорили о том, что у молодого человека склонность к искусству.

А учился он в УрФУ на технической специальности. Зачем? Оказалось, родители очень хотели, чтобы он пошел именно туда, сделали в 9-м классе тест — не подходит, понадеялись, что что-то поменяется в 10-м или 11-м, — не вышло. И вот он пришел снова, потому что из вуза его отчислили, сессию он сдать не смог, пришел, чтобы показать родителям результаты.

Нет, ничего не изменилось, эта профессия все так же совсем ему не подходит.

— Часто родители говорят, что сами знают своего ребенка. Зачем тогда проходить тесты?

— Профессиональная диагностика, консультация специалиста дают как раз нужный взгляд со стороны.

Родители, так желающие видеть ребенка в той или иной профессии, часто реализуют свои мечты или представления о «достойном будущем», не всегда замечая реальные способности и особенности подростка.

Я и сама прекрасно понимаю тех мам, которые считают увлечение сына компьютером чем-то несерьезным и надеются, что это пройдет. Тестирование и позволяет понять, пройдет ли. Или же это сформировавшийся интерес.

Ну и здесь можно провести параллель с медициной: мамы часто знают, чем болен ребенок и как лечить. Но все-таки ведь идут к врачу в серьезных случаях. Психолог-профконсультант подскажет какие-то идеи, которые не приходили на ум, поможет найти наилучшие варианты, даст рекомендации по развитию, доп. образованию и учебным заведениям.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почемуПравильно выбранный вуз и интересную специальность вряд ли захочется бросить

Анастасия РОВНУШКИНА Артём УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ

Источник: https://2goroda.ru/infobar/professiyu-mozhno-vybrat-v-13-let-kak-pomoch-podrostku-opredelitsya-s-vuzom-i-budushchey

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Почему профориентацию лучше начинать с дошкольного возраста и как в игровой форме помочь ребенку узнать о профессиях из разных сфер, «Учебе.ру» рассказала Наталья Симоненко, основатель образовательного проекта Oyster.

Oyster

  • В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему— партнёр материала

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

С развитием технологий мир профессий стремительно меняется: часть трансформируется, а другая исчезает, и скорость изменений только нарастает. Это внушает беспокойство родителям и осложняет процесс выбора специальности детям.

Сегодня ребенку нужно помочь расширить кругозор в области профессий и дать как можно больше разностороннего опыта ― тогда он не будет бояться перемен и с легкостью приспособится к изменениям.

В сегодняшнем мире, где точно никто не может предсказать, какие специальности будут востребованы через 10 лет, гибкость и способность адаптироваться к изменениям, сохраняя внутренний психологический баланс, ― ключевое преимущество.

Наша команда проводила исследование для изучения мотивации и целей родителей в процессе воспитания.

Как оказалось, в основе выбора, который совершают родители для своих детей в отношении школ, кружков и даже игрушек, лежит желание видеть детей состоявшимися профессионалами в будущем, которые занимаются любимым делом и получают признание. Родители считают чрезвычайно важным, чтобы у ребёнка появился настоящий интерес в жизни, считая это важнейшим условием счастья.

Но при этом большинство родителей начинает задумываться о профориентации детей в 10- или 11-м классе, оказывая довольно сильное давление на подростка: срочно нужно выбирать вуз, готовиться к экзаменам, в сжатые сроки принимать столь важное решение.

В связи с этим большинство выпускников делают неверный, поспешный выбор, учатся без искреннего желания и интереса, не знают, что делать после окончания университета, остаются в растерянности.

А кто-то и вовсе меняет кафедру или вуз: согласно исследованию, 80% американских студентов меняют свою специализацию хотя бы один раз во время обучения, что может стать источником стресса.

Многие психологи и педагоги рекомендуют начинать знакомить детей с профессиями с самого раннего возраста. Американские исследователи Р. Аугер, А. Блэкхерст и К. Уаль отмечают, что уже в 4 года дошкольники с интересом играют в профессии, обсуждают, кем хотят быть, когда вырастут.

Необходимо давать ребенку возможность пробовать себя в различных видах деятельности и рассказывать ему об известных профессионалах.

Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с какой-либо новой для себя профессией, то к двенадцати годам он сможет получить представление о ста разнообразных направлениях деятельности во всем мире ― от доктора до дизайнера виртуальной реальности.

Это отличный старт для серьезной профориентации, которая начнется в старшей школе. Подростку будет гораздо проще найти себя и свой настоящий интерес, если он пробовал себя в разных сферах.

Если ребенок с четырех лет будет каждый месяц знакомиться с новой профессией, то к двенадцати годам он сможет получить представление о ста разнообразных направлениях деятельности во всем мире.

Необходимо дать ребенку возможность заранее почувствовать себя в разных ролях. Врач, археолог, инженер, художник — для детей это просто слова, которые звучат не так интересно и захватывающе, как добыча из гипса артефактов и их исследование, пломбирование больных зубов или организация художественной мини-выставки для своей семьи.

Дети лучше учатся и понимают суть заданий, если информация подается не как сухая абстрактная теория. Игровая форма обучения требует от них творческого подхода. Этого сегодня не хватает в школьном образовании.

Надо обязательно дать ребенку возможность своими руками выполнить практические задания, которые познакомят его с реальными задачами профессионалов из разных сфер деятельности, позволят понять суть их работы. Пусть это будет игра, но не понарошку. Ребенок увидит, как усилия приносят реальный результат.

Вы можете также поощрять его в общении с интересными людьми, представителями редких профессий, чтобы ребенок из первых уст мог узнать о деталях и тонкостях той или иной работы.

Выбор «кем стать» не происходит за час, день или месяц, когда ребенок или родитель решили задуматься о будущем. В прошлом году фонд Education and Employers совместно с отделом Организации экономического сотрудничества и развития провели исследование: Drawing the Future.

В опросе приняли участие 20 тысяч школьников со всего мира в возрасте от 7 до 11 лет, из России было 75 участников: они выбирали любимый урок, рисовали работу мечты и должны были объяснить свой выбор.

 54% детей лично знали представителя выбранной специальности, у других этот образ возник из телепрограмм, книг, игр и фильмов.

Оказалось, что непропорционально много детей мечтают о нерелевантных с точки зрения экономики и общества профессиях: стать профессиональным футболистом, актером, блогером и так далее. Скорее всего, обществу не будет нужно так много актеров и футболистов.

При этом, возможно, многие дети не будут прикладывать достаточно усилий для изучения сложных предметов — таких как, например, математика, чтобы стать востребованными профессионалами в будущем. Нужно, чтобы дети с малых лет были осведомлены и заинтересованы в получении перспективных профессий и обретении необходимых для этого знаний и навыков.

Мы не знаем наверняка, каким будет мир через 10 лет, но на некоторые прогнозы стоит обратить внимание.

Решение глобальных проблем, связанных с увеличением населения Земли и климатическими изменениями, изучение человека, освоение космоса, искусственный интеллект, технологии — сферы, которые в ближайшее время будут активно развиваться. Дальновидным будет предоставить ребенку знания обо всем этом как можно раньше.

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему
Oysterkit — это развивающие наборы по профессиям для детей. Сейчас в серии представлено шесть профессий: врач, инженер, археолог, художник, ветеринар и ученый. В каждый набор входят увлекательные эксперименты, которые ассоциируются с направлением профессии, а также карточки с теорией и заданиями. Кроме того, в наборе есть дополнительный видео- и VR-контент.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/6312

Выбор профессии. Со скольки лет начинать?

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Школа

выбор профессии как помочь ребёнку

В каком возрасте нужно выбирать профессию и почему

Выбор профессии — дело не одного дня. Часто родители задают вопросы: «Как подготовить ребёнка к выбору профессии?», «Со скольки лет начинать, чтобы потом не было поздно?»

В этой статье я кратко опишу те рекомендации, которые могут быть применимы к тому или иному возрасту детей в контексте подготовки их к будущей профессии.

Такую подготовку можно начинать ещё с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается база для формирования любопытства и трудолюбия.

То, какие в семье есть ритуалы с домашними делами, насколько ребёнок включён в эти дела, чувствует ли он свою сопричастность — во многом определяет его отношение к труду в целом.

С самого раннего детства  необходимо наблюдать за ребёнка в разных ситуациях, создавать эти ситуации для него, пусть они будут своеобразными «вызовами», с неопределёнными обстоятельствами.

  Уже здесь родителям важно фиксировать особенности ребёнка, собирая по крупицам его поведенческие черты, особенности взаимодействия с другими.  Здесь же (да и на всех остальных этапах) ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к его увлечениям, интересам.  Уверенность в своих силах, своих природных способностях — вот что важно обеспечить родителям для своего ребёнка.

Еще перед школой стоит с ребёнком начать изучать мир профессий и рассказывать о различных культурных, общественных, экономических аспектах нашей жизни, задавая ребёнку вопрос (и отвечая вместе с ним) — «а кто создал этот предмет?», «а почему поезда приходят в определённое время?», «кто готовит кашу в детском саду?» и т.д.

8-10 лет — это пор проб и, как говорит, известный психолог Ирина Млодик, пора «бродилок», когда важно создать для ребёнка это пространство, дать право на выбор и отказ от чего-то, обсуждать эти выборы, прислушиваясь к ребёнку. В этом возрасте уже можно обсуждать с ребёнком различные качества личности, интересы и связывать их с теми или иными видами профессиональной деятельности.

В этом возрасте можно начать рисовать «Карты интересов» — об этом я писала в предыдущих статьях здесь 

12-14 лет — пора практической деятельности, углубления в интересующие сферы. Это можно делать через исследовательские работы, социальные проекты, профильные лагеря. Здесь важно, чтобы у ребёнка появлялись некие продукты труда, результаты, подтверждающие его успех в той или иной области и становились базой для выбора профессии.

С 15 лет уже можно начать обсуждать будущее и простраивать «мостик» от того, что есть сейчас и куда можно прийти, обсуждать разные модели жизни, разные стратегии. Также родителями очень полезно рассказывать о том, как они выбирали профессию, своём пути , о тех профессиональных задачах, с которыми они сталкиваются на работе.

  • Особенно эффективно в этот период организовывать профессиональные пробы, знакомить с представителями профессий.
  • А здесь можно посмотреть небольшой репортаж, в котором я рассказываю о том, как подготовить ребёнка к выбору профессии?
Читайте также:  16 лет и много месяцев: общество вечных подростков

Источник: https://tutor-plus.ru/vybor-professii-so-skolki-let-nachinat

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак.

В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому.

Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

Лида, специалист по рекламе

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль.

Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы.

Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать.

Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя.

Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось.

После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления.

Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель.

Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали.

Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности.

Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-pomoch-vybrat-professiyu/

В каком возрасте надо выбирать будущую профессию? пусть в вашей жизни ярким примером станет рабочий человек!

Опубликовав с начала реализации медиа-проекта «Я б в рабочие пошел…» — на сайте газеты «Время» — уже пять материалов:  http://time-king.ru/comment?id=3673; http://time-king.ru/comment?id=3674; http://time-king.ru/comment?id=3675;

 http://time-king.ru/comment?id=3676; http://www.time-king.ru/comment?id=3680, мы, при обсуждении затронутых в них вопросов, согласились с читателями: пока не было веского мнения психолога в этом важном деле – выборе рабочей профессии. Итак, сегодня мы восполняем этот пробел!

… Как ни крути, работа занимает большое место в нашей жизни, а значит, к выбору будущей профессии стоит подходить осознанно. Делать это, поступая в техникум или университет, поздно: если ребенок впервые задумался о том, «кем хочет стать, когда вырастет», на пороге 16-летия, велик шанс разочароваться в будущей профессии и всю жизнь заниматься нелюбимым делом.

Что могут сделать родители, чтобы обезопасить детей от профессионального разочарования? Как быть, если выбор ребенком сделан неправильный или не сделан вовсе? На эти и другие вопросы отвечает хедхантер, один из ведущих экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство» Алена Владимирская.

— Алена Владимировна, с какого возраста наши дети должны хотя бы примерно начать представлять свою будущую профессию?

— Разумеется, каждый ребенок индивидуален, и дать один ответ на ваш вопрос не представляется возможным. Прежде всего, родители должны знать о трех ключевых возрастах для выбора профессии.

Конечно, все дети взрослеют по-разному — одни быстрее, другие медленнее, — поэтому возрастные границы, о которых я расскажу, условные, и применять их к ребенку нужно с учетом его особенностей.

Но первый этап, как уверяют психологи, — с 4 до 10-12 лет.

— Так рано?!

— Да. И такой продолжительный период жизни ребенка критически важен. Чтобы в это время он предпринял шаги к выбору будущей профессии и потом в ней не разочаровался, нужно сделать всего две вещи.

Во-первых, дать ребенку увидеть мир и его возможности. Во-вторых, честно и полно, без мифотворчества, рассказать о той специальности, которая покажется вашему чаду наиболее близкой.

Это поможет сыну или дочери понять, что им предстоит в реальной жизни.

— Как это происходит на практике?

— Главная миссия родителей в этот период — познакомить с возможностями, показать как можно больше отраслей и направлений. В этом помогут кружки, занятия выходного дня, тренинги и мастер-классы для детей.

Ребенок должен познакомиться с максимумом профессий и предметов: узнать, что такое физика, химия и биология (конечно, в форме, адаптированной под возраст ребенка), понять, что делают инженер и пекарь.

Дальше ваша задача — определить, что ребенку интересно, а что он бросает. Важно учитывать одно «но»: если ребенок бросает занятия из-за недисциплинированности, из серии «не хочу вставать в 8 утра и ходить в кружок» — это тревожный сигнал, который может говорить о проблемах с дисциплиной. Не оставляйте его без внимания, скорее всего, еще есть время исправить ситуацию.

Если же ребенок бросает занятия потому, что ему неинтересно, не заставляйте и не провоцируйте хронический стресс и нервные болезни. Хватит и предыдущих поколений, которых заставляли разучивать гаммы и ходить на сольфеджио. Не мучайте ни себя, ни детей, продолжайте искать, и что-нибудь обязательно найдется.

— С первым возрастным интервалом разобрались. Что дальше?

— Дальше – 12-14 лет. Если в первый период вы все делали правильно и системно, то в этом возрасте произойдет «фокусировка», — ребенок остановит свое внимание на тех отраслях, которые его максимально привлекают.

Саша поймет, что ему интересна биология, Маша погрузится в разработку компьютерных игр, а Никита захочет заняться робототехникой. Важный нюанс — одновременно с этим наступит и подростковый возраст, когда вы, скорее всего, перестанете быть для детей авторитетом.

Выход один: найти авторитетного взрослого, который станет для ребенка наставником в выбранной области.

— Весьма неожиданный совет! И где его искать?

— Обычно в школе или на дополнительных занятиях – в кружках или секциях. Но это вовсе необязательно. Вам наверняка известны истории о людях, выбравших определенную отрасль, потому что в школе у них были харизматичные учителя. Например, биолог, который «влюбил» всех в свой предмет, после чего целый класс пошел поступать на биологический факультет.

Очень важно найти взрослого, который зажжет интерес к выбранной отрасли. Кстати, таким человеком может стать кто угодно, хоть просто друг семьи.

Ему должно быть по силам (на своем примере) выполнить одну из важнейших задач — «повести» ребенка по профессии, рассказать о ней, сбить, по необходимости, с нее налет мифологии и одновременно помочь подростку понять, насколько эта сфера ему подходит.

— Алена Владимировна, и вот мы подошли к тому возрасту, когда выбор должен быть сделан окончательно и бесповоротно…

— Совершенно верно. Это 14-15 лет, время смены одного учебного заведения на другое. И именно сейчас главная задача родителя — бросить все ресурсы (временные, денежные, моральные) на то, чтобы ребенок попал в хороший колледж, техникум или вуз.

Как понять, какой — хороший? Наводите справки, не ленитесь! Ищите, где преподают талантливые и опытные педагоги, но главное — в каких учебных заведениях есть факультеты или кафедры, где читают лекции лучшие специалисты из тех индустрий, работе в которых тот же колледж и обучает.

Эти специалисты приходят именно для того, чтобы сформировать кадровый резерв. Поэтому, если ребенок попадет в такой техникум или профессиональное училище и будет там нормально учиться, стартовая престижная работа ему практически гарантирована.

Компании начинают нанимать достойных студентов уже с третьего курса.

— Осталось только найти слова и объяснить ребенку, зачем мы, родители, все это для него делаем…

— Согласна, это не всегда так просто, как кажется. Но вы должны для себя уяснить главное: я делаю это чтобы: а) показать ребенку, как устроена взрослая жизнь, сориентировать его.

Это важнейшая задача любого родителя; и б) если вы правильно проведете чадо через эти этапы, то велика вероятность, что у него не будет сложностей с трудоустройством в хорошую компанию.

И это не просто отличный карьерный старт — главное, что ваш ребенок, скорее всего, никогда не испытает разочарования в выбранной профессии. Что, к сожалению, наблюдается сплошь и рядом.

  • Беседу вела Анна Михайлова
  • _______________________
  • Делитесь ссылкой с друзьями!
  • ______________________

Дорогие друзья! Подпишитесь — бесплатно! — на сайт нашей газеты «Время» — http://www.time-king.ru/ — и Вы всегда будете первыми читать интересные новости со всего света!  Как подписаться: на сайте справа вверху есть окошечко: «Подписаться» — туда надо вставить свой личный электронный адрес и нажать на слово «Подписаться».

  1. У вас всегда под рукой электронный архив газеты «Время»!
  2. Любое Ваше объявление, фото, стихи, проза – бесплатно!
  3. Адрес для заявок: dilarking@yandex.ru
  4. Среди подписчиков сайта постоянно разыгрываются конкурсы с вручением призов!

Источник: http://time-king.ru/comment?id=3684

Ссылка на основную публикацию