В программе по литературе не хватает произведений о войне

Книг о Великой Отечественной войне написано огромное количество. Хороших и не очень, интересных и скучных, правдивых и пропагандистских… Какие из них обязательно нужно прочитать далекому от войны поколению, чтобы понять? С таким вопросом накануне Дня Победы мы обратились к экспертам — историкам, писателям, общественным и культурным деятелям.

В программе по литературе не хватает произведений о войне

«Прокляты и убиты» Виктора Астафьева

Рекомендует Александр Гезалов, общественный деятель:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

— В книге – не плакатно-глянцевая картинка войны.

Фронтовик Астафьев показывает весь ужас войны, все то, что пришлось пройти нашим солдатам, перетерпеть и от немцев и от собственного руководства, которое часто ни во что не ставило человеческую жизнь.

Пронзительно трагическое, страшное произведение не принижает, как считают некоторые, а наоборот, еще более возвышает подвиг наших солдат, которые победили в таких нечеловеческих условиях.  

Рекомендует Алексей Варламов, писатель, и.о. редактора  Литературного института имени А.М. Горького:

В свое время произведение вызвало неоднозначные отклики. Этот роман – попытка сказать всю правду о войне, сказать, что война была настолько бесчеловечной, жесткой (причем с обеих сторон), что писать роман о ней – невозможно. Можно только создать  мощные фрагменты, которые  приближаются к самой сути войны.

Астафьев в каком-то смысле ответил на вопрос, который очень часто звучит и в критике, и в читательских размышлениях: Почему у нас нет «Войны и мира» о Великой Отечественной? О той войне такого романа и нельзя было написать: слишком тяжела эта правда. Войну невозможно залакировать, покрыть глянцем, невозможно отвлечься от ее кровавой сути. Астафьев – человек, который прошел войну, был против подхода, при котором она становится предметом идеологической борьбы.

У Пастернака есть определение, что книга – кусок дымящийся совести, и больше ничего. Астафьевский роман заслуживает этого определения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кроме знаний: 5 неочевидных плюсов вуза

Оценим за полчаса!

Роман вызывал и вызывает споры. Это говорит о том, что в литературе о войне точка никогда не может быть поставлена, и споры будут продолжаться.  

«Ушел отряд». Повесть Леонида Бородина

Рекомендует Алексей Варламов:

Бородин был убежденным противником советской власти. Но при этом – патриотом, националистом в хорошем смысле этого слова. Для него интересна позиция тех людей, которые не принимали ни Гитлера, ни Сталина, ни советскую власть, ни фашистскую власть.

Отсюда – мучительный вопрос: как этим людям находить во время войны правду? Мне кажется, он очень точно описал в своей повести и советских людей – обаятельных, невероятно симпатичных для читателя,  — они коммунисты, верят в Сталина, но в них столько искренности, честности; и тех, кто Сталина не приемлет.

Действие происходит на оккупированной территории,   партизанский отряд должен вырваться из окружения, и помочь им может только человек, который стал работать немецким старостой и который раньше был владельцем поместья, где разворачивается действие. И в итоге он помогает советским солдатам, но для него это – не простой выбор…

В программе по литературе не хватает произведений о войнеТри эти произведения – Астафьева, Владимова и Бородина замечательны тем, что показывают очень сложную, не сводимую к единой плоскости картину войны. И во всех трех главным является любовь и знание, что наше дело было правое, но не на уровне примитивных лозунгов, эта правота – выстраданная.

«Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.

Рекомендует Андрей Десницкий, библеист, писатель, переводчик, публицист:

— В этом романе дается вполне реалистичное описание войны и в то же время не просто «бытовые зарисовки». Это слепок с общества и эпохи.

Повести Василя Быкова

Рекомендует Дмитрий Соколов-Митрич, писатель, публицист:

— Фронтовик Быков говорит о войне  без лишних эмоций. Еще писатель одним из первых показал захватчиков, немцев  не как абстрактных монстров, а как — обычных людей, в мирное время владеющими теми же профессиями, что советские солдаты, и это делает ситуацию еще более трагичной.

Произведения Булата Окуджавы

В программе по литературе не хватает произведений о войне

Рекомендует Дмитрий Соколов-Митрич:

— Книга фронтовика Окуджавы «Будь здоров, школяр!» привлекает необычным, интеллигентским взглядом на ужасы войны.

Рекомендует Владимир Лавров, историк, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

—  Трогательная повесть Булата Окуджавы “Будь здоров, школяр!”.

Она написана неподдельным патриотом, который подделал себе паспорт: увеличил возраст, чтобы пойти на фронт, где стал сапером, был ранен… В советское время повесть выделялась своей искренностью, откровенностью и поэтичностью на фоне множества заидеологизированных штампов.

Это одно из лучших художественных произведений о войне. И если уж заговорил об Окуджаве, то какие у него проникновенные и берущие за сердце песни о войне. Чего стоит «Ах, война, что ты сделала, подлая…»!

Рекомендует Виктор Судариков, публицист:

Военная проза и поэзия Булата Окуджавы связана с киносценариями. Тема: маленький человек и война. Человек, идущий вперед, не жалеющий «ни пуль ни гранат» и готовый «не постоять за ценой» – отдать жизнь за победу, хоть и очень хочется вернуться…

Повести: «Будь здоров, школяр!» «Уроки музыки». И, конечно, стихи, которые всем известны. Приведу только четыре, может быть не самых часто исполняемые.

  • Настоящие фильмы о войне: 10 фильмов, снятых фронтовиками
  • Джазисты
  • С.Рассадину

Джазисты уходили в ополченье,
цивильного не скинув облаченья.
Тромбонов и чечеток короли
в солдаты необученные шли.

Кларнетов принцы, словно принцы крови,
магистры саксофонов шли,
и, кроме, шли барабанных палок колдуны
скрипучими подмостками войны.

На смену всем оставленным заботам
единственная зрела впереди,
и скрипачи ложились к пулеметам,
и пулеметы бились на груди.

Но что поделать, что поделать, если
атаки были в моде, а не песни?
Кто мог тогда их мужество учесть,
когда им гибнуть выпадала честь?

Едва затихли первые сраженья,
они рядком лежали. Без движенья.
В костюмах предвоенного шитья,
как будто притворяясь и шутя.

Редели их ряды и убывали.
Их убивали, их позабывали.
И все-таки под музыку Земли
их в поминанье светлое внесли,

когда на пятачке земного шара
под майский марш, торжественный такой,
отбила каблуки, танцуя, пара
за упокой их душ. За упокой.

***

Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги, тесна.

Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь — как на ладони,
все пули — в одного.
* * *

Ехал всадник на коне.

Артиллерия орала.
Танк стрелял. Душа сгорала.
Виселица на гумне…
Иллюстрация к войне.

Я, конечно, не помру:
ты мне раны перевяжешь,
слово ласковое скажешь.
Все затянется к утру…
Иллюстрация к добру.

Мир замешан на крови.
Это наш последний берег.
Может, кто и не поверит —
ниточку не оборви…
Иллюстрация к любви.

***

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.
А может, это школьник меня нарисовал:
я ручками размахиваю, я ножками сучу,
и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.
А может, просто вечером в кино я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь круша,
и руки мои чистые, и праведна душа.

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.
А может быть, подстреленный, давно живу в раю,
и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь снится  по ночам.

  1. Кстати, и день рождения у Булата Шалвовича — 9 мая. Его наследие —  мирное весеннее небо: война никогда не должна  повториться:
  2. «Опять весна на белом свете —
  3. Бери шинель, пошли домой!»

P.S. Чудесным образом Булат Шалвович был крещен перед самым концом своей земной жизни. В крещении он Иоанн. Царство Небесное!

В программе по литературе не хватает произведений о войне

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута

Рекомендует Дмитрий Соколов-Митрич:

–  Если говорить о Великой Отечественной как части Второй мировой войны. Автобиографический роман американского писателя – о бессмысленности, бездушности войны.

«Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942» и «Я дрался с асами люфтваффе. На смену павшим. 1943-1945» Артема Драбкина

Рекомендует писатель Дмитрий Емец:
В этих книгах – воспоминания летчиков. А кто расскажет о войне лучше видевших ее собственными глазами?

— 10 фронтовых фильмов о Великой Отечественной

В программе по литературе не хватает произведений о войне

«Судьба человека» и «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова

Рекомендует Сергей Гавриляченко, народный художник России:

Есть мнение, что  Шолохов исписался, ничего не создал после «Тихого Дона». Но это совсем не так. Все его произведения,  —  невероятной мощи.  , Ты находишь в них соответствие  правде твоих родителей, знавших о войне не по «литературным источникам», ты мучаешься, что не расспросил их больше —  им тяжко было вспоминать.  

Поэтому, перечитываю Шолохова, другие хорошие произведения о войне. Причем – параллельно с романом «Война и мир» Толстого. В сороковых, как и в 1812 году, были и выдающиеся генералы, и «маленькие» капитаны Тушины,  безвестные рядовые, которые и решали исходы этих битв.

«Приписной казак Абдуллах»  Гария Немченко

  • Рекомендует Сергей Гавриляченко:
  • Рассказ о знаменитом о кубанском корпусе, в котором воевали  и чеченцы, и адыгейцы воевали.
  • 10 лучших детских книг о войне
  • О войне

Источник: https://www.pravmir.ru/10-knig-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-kotoryie-nuzhno-prochitat/

Живая память войны. Обзор литературы

В программе по литературе не хватает произведений о войне

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • «ГИМНАЗИЯ №18»
  • Библиотечно-информационный центр

В программе по литературе не хватает произведений о войне

Рекомендательный список — обзор литературы

Старый Оскол

Живая память войны : рекомендательный список литературы – обзор / МБОУ «Гимназия №18» ; Библиотечно-информационный центр ; сост. Л. И. Чиркова. – Старый Оскол, 2019. – 8 с.

разъединяютлюдей».

Ю.Бондарев.

К читателю!

Рекомендательный список — обзор литературы «Живая память войны» составлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. 75 лет прошло с тех пор, как наш народ одержал победу над фашистской Германией.

Книги, которые мы предлагаем вам прочитать, книги из «лейтенантской прозы», приблизят то суровое время, когда на нашей земле полыхал огонь Великой Отечественной войны.

Каждое произведение о войне стремиться донести до вас всю трагедию, с которой столкнулся наш народ. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих весь ужас войны.

И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

В русской литературе тема Великой Отечественной войны прочно заняла свое место. Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е годы, писателями, которые сами воевали, сидели в окопах, командовали батареей, бились «за пять земли», побывали в плену.

В список литературы включены произведения писателей

«лейтенантской прозы» — Г. Бакланова, К. Воробьева, В. Богомолова, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, В. Некрасова, которые были участниками войны. Они знали цену каждодневному подвигу.

В их произведениях – тема судьбы и нравственного выбора на войне.

Перед лицом постоянно ожидаемой смерти, человек просто вынужден делать свой нравственный выбор: сказать правду или солгать, струсить и предать или погибнуть, но остаться верным долгу.

Список литературы предназначен для школьников средних и старших классов, а также для всех, кто интересуется книгами о войне.

Вся литература, включенная в список, имеется в фонде БИЦ гимназии.

Бакланов, Г. Я. Навеки девятнадцатилетние : повесть / Г. Я. Бакланов

Москва : «Центр книги» ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2009. – 178 с. – Текст : непосредственный.

Герои книги — молодые лейтенанты, попавшие на фронт со школьной скамьи, «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке, выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили».

Ведь они, девятнадцатилетние, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

«Все они вместе и по отдельности каждый отвечали за страну, и за войну, и за все, что есть на свете и после них будет».

Герой повести девятнадцатилетний лейтенант Третьяков. Выполняя приказ командира батареи, Третьяков ночью вел орудия к фронту и неожиданно натолкнулся на преграду – не нанесённый на карту мост, очень шаткий, ненадежный, который «плечом спихнёшь».

Мост был перекрыт «толи над оврагом, толи через пересохшее русло, и трактористы, тащившие пушки, заколебались. Чтобы убедить в безопасности других, рискуя жизнью, Третьяков становится под мост. «Я под мостом буду стоять. Надо мной поведёшь орудие! – повел батарею к мосту! Застонал, зашатался мост.

Рухнет! – даже дыхание перехватило. Не разглядев, он почувствовал, как вся эта огромная тяжесть съехала с моста на земную твердь, и мост вздохнул над ним. Только теперь и ощутил он, какая сила давила сверху: по своим напрягшимся мускулам ощутил, будто он спиной подпирал мост».

Третьяков уяснил для себя одно: «Сейчас война идёт, война с фашистами и нужно воевать. Это единственное, что ни на кого не переложишь».

О дальнейшей судьбе лейтенанта Владимира Третьякова вы узнаете, прочитав повесть.

Бакланов, Г. Я. Пядь земли : повесть / Г. Я. Бакланов. — Текст : непосредственный. // Военные повести / Г.Я.Бакланов. – Москва : Современник, 1986. – С. 3-133.

Повесть написана через четырнадцать лет после окончания войны. Далеко не каждому суждено прожить столько, большинство осталось на войне, вечно молодыми. О короткой жизни этих людей, об их любви, о вере, о подвиге, о сбывшемся и о том, что не сбылось – эта повесть.

Захвачен плацдарм. Небольшая группа из орудийных расчетов осталась на защиту небольшого плацдарма на берегу Днестра. Среди тех, кто остался

защищать эту пядь земли, комбат Бабин, лейтенант Мотовилов, медсестра Рита Тамашова и рядовые артиллеристы. Они проживают последние мирные часы перед ожесточенным боем, стараясь не думать, кому из них повезет остаться в живых и дожить до следующего дня.

Читайте также:  В этом безумии есть метод: как технарю полюбить литературу

«Мы не только с фашизмом воюем, — мы воюем за то, чтобы уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь на земле была человечной, правдивой, чистой», — так говорит лейтенант Мотовилов.

Сумеет ли рота Мотовилова взять плацдарм, устоять против танковой атаки, вы узнаете, прочитав эту повесть.

Бондарев, Ю. В. Последние залпы : повесть / Ю. В. Бондарев. – Москва : Современник, 1988. – 147 с. — Текст : непосредственный

Герои повести — молодые парни, шагнувшие на поле сражения сразу со школьной и студенческой скамьи. 1945 год. В Карпатах у самых границ с Чехословакией идут последние бои.

«Острым северным холодом дуло с Карпат, и вся высота гудела, гулко вибрировала под непрерывными ударами воздушных потоков. Редкие ракеты, сносимые ветром, извивались над немецкой передовой, догорали за тёмным полукружьем соседней высоты. Молчали пулемёты».

На этом участке фронта уже никто не ждёт больших военных операций. Впереди мирная жизнь…

Немецкая группировка, выйдя из кольца окружения, стремительно направляется к городу Марице, куда только-что вошли словацкие партизаны. Небольшая артиллерийская батарея капитана Новикова получает задание, во что бы то ни стало задержать немецкие танки.

Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой : повесть / К. Д. Воробьев. – Москва : Дет. лит., 1990. – 68 с. : ил. – (Военная библиотека школьника. Библиотечная серия). — Текст : непосредственный

Учебная рота кремлевских курсантов, 240 человек, идёт на фронт. Многое, очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное и важное, что перевернет, перепашет душу героев.

Герой повести — боевой офицер, вполне отвечающий назначению защитника Родины — капитан Рюмин. Рюмин, идущий во главе роты, подтянутый, с безукоризненной выправкой, с надменно- иронической усмешкой является образцом для подражания у курсантов, только что окончивших

училище. В первую ночную атаку рота Рюмина попадает в окружение.

«Выступление Рюмин назначил на два часа ночи, и с какого бы направления он ни подводил роту, к невидимому селению и сколько бы там не было немцев, они все до одного обрекались на смерть, потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли.

Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашаясь». Рота была разгромлена, а сам капитан Рюмин, принимая на себя вину за гибель роты, выстрелил себе в сердце.

Та ночная атака сыграла свое праведное дело: она сделала почти необстрелянных курсантов настоящими солдатами, придала им убежденность, что врага можно бить и побеждать.

«Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью» — так говорит один из курсантов Алексей. Он поджигает танк, остаётся жив и идёт к своим, «туда, где, далеко впереди, беззвучно и медленно в небо тянулись от земли огненные трасы. Идёт возмужавшим за пять дней воином, готовым на новые схватки с врагом».

Повесть не прочтёшь просто так, на сон грядущий, потому, что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими под Москвой – писал В. Астафьев.

Воробьев, К. Д. Это мы, Господи! : повесть / К. Д. Воробьев ; худож. А. Тамбовкин. – Москва : Дет. лит., 1990. – 98 с. : ил. — Текст : непосредственный.В программе по литературе не хватает произведений о войне

Всё написанное в книге – правда, жестокая правда о войне, о плене, о фашистах. Разные герои, разные имена, а судьба одна – нелёгкая и непростая, но прямая и честная.

Герой повести — лейтенант Сергей Костров. Он, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «… я молод и хочу жить.

Значит, хочу ещё бороться». И он боролся.

В плен Сергей попал, когда немцы в 1941 году, отступали от Москвы. Отступали и потому зверели, вымещая злобу на «голодных, больных, измученных людях», и не били их, а убивали.

Страшные следы оставляли за собой – горы трупов, которые «в снегу, молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!» В числе военнопленных, двигавшихся под конвоем немцев, как раз и был Сергей.

Ему повезло, его не убили в дороге, не изувечили, хотя и избили, и он попал в лагерь военнопленных. Но так ли повезло? Ведь там, в лагере, заключённых ожидала долгая, мучительно долгая смерть от голода.

Как выжил в таких условиях Сергей, вы узнаете, прочитав эту повесть.

Кондратьев, В. Л. Сашка : повесть / В. Л. Кондратьев. — Текст : непосредственный. // Отпуск по ранению : повести / В.Л. Кондратьев ; вступ. Ст. Л. Лазарева ; худож. Б. Страхов. – М., 2008. – С. 15-161. – (Школьная библиотека)

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно в нормальных обстоятельствах. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом повесть В. Кондратьева.

Главный герой – русский паренек Сашка, он очень молод, но уже два месяца служит на передовой. «Эта история человека, оказавшегося в самое трудное время, в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской», – писал К. Симонов. Война есть война, и

несет она только смерть. И такая война с первых страниц повести. «Деревни, которые они брали, стояли, будто мертвые. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».

Даже в условиях войны он не ожесточился, общечеловеческие ценности для него превыше всего, не потеряли своего смысла. Сашка взял в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Но он не может этого сделать. Этот приказ вызывает у него сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной.

Когда у него спросили, как же он решился не выполнить приказ, разве не понимал, чем ему это грозило, — Сашка отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты». И простые его слова исполнены глубоким смыслом. Человек в любых условиях должен оставаться человеком.

Сашка понял «… коли живой останется, то из всего, им пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым».

Прочитайте повесть! Её необходимо прочитать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России. В ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображён в ней жуткий ужас войны. История жизни Сашки – это история человека, который жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, и стремиться остаться человеком.

А как он это делает, вы узнаете, прочитав эту светлую повесть.

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда : повесть / В. П. Некрасов ; предисл. Г. Бакланова. – М. : Худож. лит., 1990. – 319 с. — Текст : непосредственный

В центре повести – Сталинград, чёрный полуразрушенный город, красное от пламени небо и Волга – красная, как кровь.

Командир и его солдаты – главные герои повести, участники самого грандиозного сражения Великой Отечественной войны – Сталинградской битвы. Все они разные, но объединены одной целью – защитить Родину.

«Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют, до окончательной победы».

Двадцативосьмилетний лейтенант-инженер Юрий Керженцев, настоящий интеллигент, человек

чести. В людях видит только хорошее, доброжелательный, внимательный. Юрий пытается разобраться в происходящем, наблюдает, переживает за неудачи. «Самое страшное на войне – не снаряды и бомбы, а бездеятельность, отсутствие цели.

Красные, потные лица, хриплые голоса – вот что такое война». Бомбежки, жара, неразбериха. «Мы терялись, путались, путали других, никак не могли привыкнуть к бомбежке. А где фронт? А где немцы? Танки идут прямо на нас».

Неразбериха, смятение, страх – это правда, о войне.

Юрий испытывает стыд, неловкость за то, что он, командир, «не знает, где его взвод, полк, дивизия». А ведь казалось, что самое страшное – отступление под Москвой уже позади. Но наши войска снова отступают. И Юрию мучительно стыдно перед мирными жителями, которых они оставляют. Он чувствует свою вину за то, что те «завтра проснуться и увидят немцев».

Прочтите повесть, она легко читается, написана обыденно, простым языком, вы узнаете правду о войне, правду, которую носят в сердцах ветераны Великой Отечественной войны и которую мы должны знать и помнить.

Источник: https://infourok.ru/zhivaya-pamyat-voyni-obzor-literaturi-3986928.html

Писатель Иринчеев назвал произведения о войне, которых не хватает в школьной программе

Изменить размер текста Аа

О чем нельзя забывать военному писателю и каких произведений о войне не хватает в школьной программе, рассказал писатель и директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев.

Сможет ли литература спасти мир от искажения исторических фактов Второй мировой войны? Ответ на этот вопрос iReactor решил найти вместе с военным писателем, предпринимателем и директором Военного музея Карельского перешейка Баиром Иринчеевым.

Ни для кого не секрет, что некоторые европейские страны в преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне все чаще предпринимают попытки переписать историю.

Так, недавно нижняя палата польского парламента приняла резолюцию, согласно которой в начале Второй мировой войны в равной степени виновны Германия и СССР. Отправной точкой страшных событий стало заключение пакта Молотова — Риббентропа, говорится в документе.

Существует и масса источников, из которых россияне могут получить правдивую информацию о Второй мировой войне. Главным образом знакомиться с событиями тех времен можно с помощью литературы.

Писать о войне нужно честно

По словам автора книг «Штурм Линии Маннергейма», «Танки на финской войне» Баира Иринчеева, военные писатели в ситуации регулярной фальсификации исторических фактов должны с повышенным вниманием относиться к материалам, на которые они опираются в своей работе.

Современным военным писателям нужно помнить, что первое — это честность, то есть нужно писать так, как было на самом деле, не пытаясь что-либо приукрасить, перетянуть одеяло на себя или наоборот все окрасить в черный цвет.

Второе – это тщательно перекрестно изучить исторические источники. Если речь идет о боевых действиях, то смотреть источники обеих противоборствующих сторон, смотреть, насколько они совпадают.

То есть максимально хорошо отрабатывать источники, — пояснил Иринчеев.

В программе по литературе не хватает произведений о войне

Источник: Федеральное агентство новостей

Казалось бы, произведение написано, дело за малым — довести его до читателей. Однако и здесь все не так просто. Далеко не каждый гражданин нашей страны предпочтет произведения о войне литературе развлекательного характера. Задача писателя — не просто преподнести достоверную информацию, но и «захватить» внимание читателя, уверен эксперт.

В наше время такое большое количество самых разных развлечений у людей. Это и YouTube, и социальные сети, и фильмы, и компьютерные игры. Книги же не должны быть развлекательными, потому что речь идет о военной истории, массовой гибели людей.

Но в то же время книги должны быть захватывающими, они должны быть интересно написаны.

Писать нужно хорошо, потому что если человек возьмет книгу и начнет засыпать на второй странице, то в следующий раз он примет решение вместо чтения литературы посмотреть ролик на YouTube, — отметил писатель.

Какой литературы не хватает школьной программе

Чтобы военная литература пользовалась спросом, ее необходимо популяризировать. Сделать это можно, выкладывая книги в электронном формате в открытый доступ, уверен Баир Климентьевич. По словам эксперта, необходимо ввести произведения современных военных авторов и в школьную программу.

В школьную программу обязательно нужно включить книгу, например, «На войне как на войне» Виктора Курочкина, его «Железный дождь» тоже, повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Это художественная литература, но она соответствует канве событий, она прекрасно написана, плюс там очень хороший русский язык. Эти советские классические произведения о войне я бы обязательно включил в программу.

Не понимаю, почему их там до сих пор нет, — подвел итог Баир Иринчеев.

Читайте iReactor в Яндексе

Источник фото: Федеральное агентство новостей

Источник: https://inforeactor.ru/290331-pisatel-irincheev-nazval-proizvedeniya-o-voine-kotorykh-ne-khvataet-v-shkolnoi-programme

4 книги о войне, которые почему-то не проходят в школе

В программе по литературе не хватает произведений о войнеФрагмент обложки книги Виктор Голявкина «Мой добрый папа». Издательство «Самокат», 2016 год

Война — это не просто «что-то такое, где палят пушки, и мчатся танки, и падают бомбы». Война у каждого своя. Чтобы как следует изучить и понять события середины XX века, нужно посмотреть на них с разных ракурсов. Наш блогер из «Призрачной редакции» сделал подборку из четырёх книг, по которым можно и нужно изучать войну.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

За изучение событий Второй мировой войны в школе отвечает учитель истории. Но и на уроках литературы просто невозможно пройти эту тему стороной.

Душераздирающие рассказы, трогательные стихи, удивительные подвиги и деление на правых и виноватых — это, конечно, хорошо.

Но мы бы хотели предложить взглянуть на трагичные события середины XX века с другого ракурса. Сделать это помогут следующие книги.

1. Гюнтер Грасс, «Траектория краба»

Сюжет новеллы крутится вокруг лайнера «Вильгельм Густлофф», потопленного в 1945 году советской подводной лодкой. История любопытная. Одни исследователи утверждают, что корабль перевозил беженцев и капитан подлодки Александр Маринеско — военный преступник. Другие заявляют, что «Вильгельм Густлофф» был плавучей казармой и советский моряк принял верное решение.

А ещё Гюнтер Грасс говорит о том, что забывать прошлое нельзя, потому что отголоски тех далёких событий до сих пор несут в себе опасность. Это наглядно показывает вторая сюжетная линия.

Кстати, знаменитый педагог Евгений Ямбург назвал новеллу «ценнейшим педагогическим источником». Кто мы такие, чтобы с ним спорить?

2. Ганс Фаллада, «Каждый умирает в одиночку»

Война — это не только драка «стенка на стенку». Война у каждого своя. Роман Ганса Фаллады рассказывает историю немецкой супружеской пары, потерявшей сына на Восточном фронте. Безутешные родители обвиняют во всём Гитлера (вполне справедливо) и начинают распространять в Берлине антиправительственные листовки.

Хеппи-энда в этой истории не ждите. Гестапо поймает героев и казнит их. Самое интересное, что роман «Каждый умирает в одиночку» основан на реальных событиях. Книга хороша тем, что рассказывает о мирных и аполитичных немцах, пострадавших от войны и бросивших вызов системе.

3. Виктор Голявкин, «Мой добрый папа»

Удивительно, что этой повести нет в школьной программе по литературе. Замечательная книга Виктора Голявкина показывает войну такой, какой её увидел семилетний мальчишка, живущий в тылу — в солнечном Баку.

Бесконечно трогательная повесть! Замечательный фильм «Мой добрый папа» с Александром Демьяненко и Людмилой Гурченко в главных ролях почти дословно дублирует авторский текст. Его, кстати, тоже нужно показать школьникам.

4. Джон Стейнбек и Роберт Капа, «Русский дневник»

Лауреат Нобелевской премии в 1947 году совершил путешествие по Советскому Союзу, а компанию ему составил легендарный фотограф. В результате появилась замечательная книга — «Русский дневник».

Стейнбек честно и с блестящим юмором описал жизнь советских граждан после войны, а Капа сделал пронзительные фотографии (разумеется, часть негативов у него изъяли).

«Русский дневник» — не просто документальная хроника, а настоящий гимн миру и жизни.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/prizrachnaya-redaktsiya/49651-4-knigi-o-voyne-kotoryye-pochemu-to-ne-prokhodyat-v-shkole

"И память о войне нам книга оживит…"

№52 28.04.2015

2015 год — год юбилейный, год 70-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Хранителями памяти великого героического подвига являются, в том числе, и библиотеки. Задача библиотек — не дать подрастающему поколению забыть этот великий и трудный период в истории нашей страны.

Пользуется ли сегодня спросом литература о войне? Каково отношение к этой теме? Как представлена военная литература в фондах районной библиотеки? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в феврале в Даровской районной библиотеке было проведено анкетирование читателей, в котором принял участие 71 человек.

Читайте также:  Приостановка работы британского совета и стихийные митинги в волоколамске

Анализ анкеты выявил следующее: у 90% респондентов тема Великой Отечественной войны вызывает интерес, 10% лишь иногда читают книги о войне, среди опрошенных нет таких, кому тема войны не интересна совсем.Большинство респондентов предпочитают художественную литературу — 79%, мемуары — 21%, поэзию о войне — 35%, краеведческую литературу — 30%.

У многих читателей вызвало затруднение назвать книги зарубежных писателей о Второй мировой войне. Среди перечисленных ими были названы следующие произведения: Ю. Фучик «Репортаж с петлей на шее», Э. Хемингуэй «Прощай, оружие», Я. Пшимановский «Четыре танкиста и собака», А. Зегерс «Седьмой крест», У. Черчилль «Вторая мировая война», В. Василевская «Радуга», Л.

Дейтон «Бомбардировщик», А. Збых «Ставка больше, чем жизнь», Б. Шлинк «Чтец».

На вопрос «Назовите 5 книг о Великой Отечественной войне, наиболее запомнившихся вам, оставивших след в душе» было названо более 60 книг.

При всем многообразии произведений можно выделить те, которые пользуются стабильным спросом. Самый высокий рейтинг оказался у книг: «А зори здесь тихие» Б. Васильева — 64%, «Живые и мертвые» К. Симонова — 48%, «Горячий снег» Ю. Бондарева — 28%, «Молодая гвардия» А. Фадеева — 27%, «Судьба человека» М.

Шолохова — 21%, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого — 20%, «Матерь человеческая» А. Закруткина — 11%, «Альпийская баллада» В. Быкова — 10%, «Брестская крепость» С. Смирнова — 10%, «Они сражались за Родину» М. Шолохова — 10%, «Василий Теркин» А. Твардовского — 10%, «В окопах Сталинграда» В.

Некрасова — 7%, «Судьба», «Имя твое» Г. Проскурина — 7%. Также были названы книги Е. Ильиной «Четвертая высота», Г. Жукова «Воспоминания», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», Ю. Семенова «Семнадцать мгновений весны», «Противостояние», В. Богомолова «Иван», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В.

Катаева «Сын полка», В. Быкова «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» и многие другие.

На вопрос «Как представлена военная литература в фондах районной библиотеки?» большинство респондентов ответили, что широко, однако 32% респондентов считают, что им не хватает военных приключений, 21% — краеведческой литературы, 13% — мемуаров, 11% — художественных произведений.

Были ответы, что не хватает современной публицистики, литературы для младших школьников, новых изданий.

На вопрос «Почему книги о Великой Отечественной войне сейчас, в 21-м веке, не так популярны?» были разные мнения:

— Не хватает военно-патриотического воспитания, прежде всего, в школе. Начинать эту работу надо с детского сада и вести постоянно, а не только перед датами.- Много легкой для усвоения литературы (детективы, боевики). — Не хочется переживать, расстраиваться, ведь стрессов хватает и в повседневной жизни.- Современное поколение молодежи плохо знает историю страны, мало читают или не читают вообще.- Дети мало знают о войне. Многие военные произведения исключены из школьной программы.- Молодое поколение сейчас воспитывается на западной культуре, отвергают все русское, даже язык. В проекте «Голос» дети почти не поют по-русски!- Прошло много лет, поэтому тема уже не интересна.- Многие произведения экранизированы, молодежь смотрит фильмы.- Как для нас далеки события войны 1812 года, так и для современной молодежи далеки события Второй мировой войны.- Ветеранов и очевидцев осталось мало, боль потерь утихла.- Много информации в Интернете, молодежь берет все оттуда.- В семьях не говорят о войне, нет встреч с фронтовиками.- Произошла смена поколений. Сейчас у людей другие интересы и увлечения.- Люди забывают о тех, кто ради них умирал.- Тема войны популярна сейчас в связи с событиями на Украине.- У действительно образованных людей книги о Великой Отечественной войне популярны всегда! Среди форм библиотечной работы, которые помогли бы лучше узнать правду о Великой Отечественной войне, респонденты назвали тематические вечера — 66%, обзоры книг — 42%, книжные выставки — 31%, фотовыставки — 30%. Анализ результатов анкетирования «И память о войне нам книга оживит…» позволяет сделать вывод: несмотря на то, что сегодня люди имеют большие возможности для получения информации через телевидение и Интернет, книга все равно для большинства наших читателей служит основным источником получения знаний. Литература о Великой Отечественной войне вызывает интерес у большинства читателей в связи с желанием узнать новые факты из истории Родины, своего края, своей семьи.Пожелания читателей будут учтены при комплектовании фондов, при планировании работы библиотек района.

И. КОТЕЛЬНИКОВА.

Источник: http://www.trudu-slava.ru/vremia-chitat/i-pamiat-o-voine-nam-kniga-ozhivit.html

Почему нужно читать книги о войне?

Я думаю, прежде всего, потому, что война, в частности Великая Отечественная, — это страница истории нашей страны, а историю своего государства должен знать каждый гражданин.

Из книг о войне мы узнаём о крупных сражениях, об отступлении наших войск и значимых победах, о жизни в тылу врага, о тяжёлых буднях людей, трудившихся для фронта, для победы. Всё это нашло отражение в художественной литературе.

Из повести Б. Васильева «В списках не значился» мы узнаём о героической обороне Брестской крепости, которая подверглась бомбандировке в первое же военное утро. Вражеские войска перешли в наступление, двигались по советской земле дальше, а у них в тылу осталась непокорённая крепость.

Герой повести – молоденький лейтенант Николай Плужников, который только поздно вечером прибыл на место службы, его даже не успели занести в списки офицерского состава. Вместе с другими людьми он остаётся в крепости, но не сдаётся врагу.

Когда все, с кем он воевал против врага, погибли, Плужников один продолжает сражаться. Пронзителен последний эпизод повести. Измученный, израненный лейтенант идёт сквозь строй фашистов, а те снимают перед советским воином фуражки.

Читатель учится у героев Быкова стойкости, преданности Родине, умению защищать её до последней капли крови.

Книги о войне нужно читать и потому, что они учат нас, молодое поколение, любить свою Родину, сражаться за неё, сохранять её мирную жизнь. В повести этого же писателя «А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах.

Пять из них погибли, когда вместе со старшиной Васковым преграждали путь вражеским диверсантам, которые направлялись к железной дороге, чтобы подорвать её. И пусть не все девушки погибли героически (утонула в болоте Лиза Бричкина, испугалась и выскочила на врага Галка Четвертак), все они герои.

Скромный обелиск, поставленный на опушке леса после войны, — это память о молодых, которые сражались за свою Родину и погибли, защищая её.

Почему нужно читать книги о войне? Конечно, ещё и потому, что в них отразились судьбы миллионов людей военного поколения. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» — это повествование не только об Андрее Соколове, но и о тысячах русских солдат, которые сражались за Родину.

Автор рассказывает о довоенной жизни своего героя, о том, как он воевал, был ранен, а потом попал в плен. По-разному складывались судьбы людей в немецких лагерях для военнопленных. Одни гибли сразу, другие смирялись.

Но были и такие, кто, как Андрей Соколов, старались найти выход, бежать из лагеря, вернуться к своим и продолжать воевать против врага. Миллионы людей во время войны потеряли своих близких. Герой рассказа потерял семью, разрушен его дом.

Шолохов вселяет в читателя надежду, что душа Андрея Соколова возродится к жизни, потому что рядом с ним теперь маленький человек, сын, которому нужна любовь и забота отца.

О войне рассказывают не только писатели. Нет, пожалуй, в нашей стране семьи, которую так или иначе не затронуло бы военное лихолетье. Живы ещё ветераны и те, кто трудился в военное время в тылу, дети войны. Поэтому Великая Отечественная не ушла ещё в историю, она в нашей памяти.

Когда мы читаем книги о войне, писатели заставляют нас полюбить своих героев, вместе с ними идти путём борьбы, переживать горечь и боль утрат, ненависть к врагу, жить их светлой, мужественной верой в победу.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Источник: https://rusulitka.ru/pochemu-nuzhno-chitat-knigi-o-vojne.html

25 лучших романов и повестей о Великой Отечественной войне

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде…

Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Эренбург, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги.

Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

Мы решили составить список из ТОП-25 наиболее примечательных романов и повестей советских писателей. 

Подробнее о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война была самым кровопролитным событием мировой истории, которое унесло жизни миллионов людей. Практически в каждой российской семье есть ветераны, фронтовики, блокадники, люди, пережившие оккупацию или эвакуацию в тыл, это накладывает неизгладимый след на всю нацию. ВОВ была заключительной частью II Мировой войны, прокатившейся тяжелым катком по всей европейской части Советского союза. 22 июня 1941 года стало точкой ее отсчета – в этот день немецкие и союзные войска начали бомбардировку наших территорий, запустив реализацию «Плана Барбаросса». До 18 ноября 1942 года в оккупации оказалась вся Прибалтика, Украина и Белоруссия, Ленинград был блокирован на 872 дня, а войска продолжали рваться вглубь страны для захвата ее столицы. Советские полководцы и военные смогли остановить наступление ценой больших жертв как в армии, так и среди местного населения. С оккупированных территорий немцы массово угоняли население в рабство, распределяли евреев в концентрационные лагеря, где, помимо невыносимых условий жизни и работы, практиковались разного рода исследования над людьми, повлекшие множество смертей. В 1942-1943 годах эвакуированные глубоко в тыл советские заводы смогли нарастить производство, что позволило армии пойти в контрнаступление и отодвинуть линию фронта к западной границе страны. Ключевым событием в этот период является Сталинградская битва, в которой победа Советского Союза стала переломным моментом, изменившим существующий расклад военных сил. В 1943–1945 годах советская армия перешла в наступление, отвоевывая оккупированные территории правобережной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В этот же период на еще не освобожденных территориях разгорается партизанское движение, в котором принимали участие многие местные жители вплоть до женщин и детей. Конечной целью наступления был Берлин и окончательный разгром вражеских армий, это произошло поздно вечером 8 мая 1945 года, когда был подписан акт о капитуляции.

В числе фронтовиков и защитников Родины были многие ключевые советские писатели – Шолохов, Гроссман, Эренбург, Симонов и другие. Позже они напишут книги и романы, оставив потомкам свое видение той войны в образах героев – детей и взрослых, солдат и партизан. Все это сегодня позволяет нашим современникам помнить страшную цену мирного неба над головой, которая была оплачена нашим народом.

Источник: https://eksmo.ru/selections/25-luchshikh-romanov-i-povestey-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-ID4717825/

Зачем нужно читать книги о войне | BroDude.ru

Изучать историю войн — значит, исследовать историю нашей планеты; поэтому читать книги о войне не просто интересно, но и полезно.

Войну можно назвать побочным эффектом человеческой цивилизации. Тем не менее именно на войне люди проявляют свои лучшие добродетели: храбрость, верность, силу и стойкость. Поэтому нет ничего удивительного, что тексты на эту тему существуют с тех самых пор, как появилась сама письменность.

Еще со времен гомеровской «Илиады» и «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида во всех значимых произведениях о войне прослеживается ее значение для истории человечества. Война способствует формированию целых государств, а ее последствия корректируют геополитические границы, оставляя в итоге тот мир, который мы видим.

Ниже мы рассматриваем более подробно, почему военная литература важна для каждого из нас.

Книги о войне учат истории

По сути, вся наша история представляет собой череду войн, предпосылки которых компактно умещаются в короткие паузы мира. Поэтому изучать историю, игнорируя ее военные этапы, не возможно. Причем для этого необязательно читать документальные книги о войне. Даже художественные произведения способны очень детально описать события военных действий, ведь большинство романов о войне основаны на реальных событиях. Благодаря подобным книгам ты сможешь узнать о многих исторических фактах через призму интересного сюжета и ярких образов. Например, великий роман Л. Н. Толстого «Война и мир» не является научным трудом и заключает в себе множество выдумок. При этом данное произведение достоверно передает дух той эпохи и открывает завесу многих исторических событий Первой отечественной войны. Война в этом произведении — декорация, смотреть на которую гораздо увлекательнее через происходящие на ее фоне личные истории главных героев.

Мы живем в относительно мирное время и, к счастью, не можем ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну. Именно благодаря книгам мы хотя бы отдаленно способны соприкоснуться с ужасами происходящего на полях сражения.

Особенно искренними выглядят те произведения, которые написаны авторами, непосредственно участвующими в войнах. «На западном фронте без перемен» не стала бы великой книгой, если бы Ремарк лично не был солдатом Первой мировой войны.

И хоть он прослужил на фронте всего полгода (пока не получил ранение), впечатлений, которые на него произвела война, хватило, чтобы создать эмоциональный и атмосферный роман от первого лица. Молодые парни, о которых пишет Ремарк, по сути, ничем не отличаются от нас с тобой.

Им также хочется жить, любить женщин, строить семьи. Но вместо этого их жизни превратились в бегство от снарядов, убийства и не уходящий страх смерти. Окажись эти ребята на нашем месте, они бы искренне посмеялись над нашими проблемами.

Ведь нам, живущим в эпоху потребления, трудно поверить, что можно радоваться возможности увидеть еще один закат или поспать в сухой постели. Война, и в частности книги о ней, доказывают, что главной ценностью была и остается человеческая жизнь, а счастьем — ее неприкосновенность.

8 писателей, с которыми необходимо ознакомиться каждому мужчине

Книги о войне воспевают человеческие добродетели

Как мы уже написали во вступлении, война хоть и ужасная вещь, но она обнажает лучшие качества в человеке. На границе жизни и смерти инстинкты обостряются. А потому любая добродетель обретает высший смысл, поскольку преодолевает страх смерти. Война является настоящим испытанием человеческой мужественности и стойкости.

А тяготы лишений позволяют людям стать сплоченней, подчеркивая важность дружбы. Доказывать эти качества в обычной жизни современному человеку не всегда удается. А потому книги о войне способны стать источником вдохновения, благодаря которым мы можем научиться не бояться трудностей, ценить своих близких и любить родину.

Книги о войне иллюстрируют жизнь

Изучение войны — это исследование жизни, потому что война — это жизнь в самом искушенном смысле. Это смерть, страх, сила, любовь, адреналин, лишения, слава и стремление к выживанию. Как говорил Вергилий: «Меч решает все». Благодаря войне мы учимся стратегии, мотивации и защите. Война — это метафора жизни, где соотношение жертв и победителей напоминает распределение успеха в мирных условиях. Побеждают подготовленные и сильные. И если нас чему и учат книги о войне, так это тому, что сила на поле сражения неотъемлемо сопровождает человека и в обычной жизни.

7 книг, которые изменят твое мышление

Источник: https://BroDude.ru/zachem-nuzhno-chitat-knigi-o-voine/

Ссылка на основную публикацию